Повести о начале татаро-монгольского нашествия на Русь («Повесть о битве на реке Калке», «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Слово о погибели Русской земли»). — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Повести о начале татаро-монгольского нашествия на Русь («Повесть о битве на реке Калке», «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Слово о погибели Русской земли»).

2019-10-25 764
Повести о начале татаро-монгольского нашествия на Русь («Повесть о битве на реке Калке», «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Слово о погибели Русской земли»). 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

30-е годы XIII в. – татаро-монгольское нашествие. Несколько ранее жертвами татаро-монгольских орд стали Северный Китай, Туркестан, Кавказ и половецкая степь. Половцы, на которых напали татары, обратились за помощью к русским князьям. Киевский князь Мстислав, Мстислав Черниговский и другие князья южной Руси согласились выступить вместе с половцами против «неслыханной рати». 16 июня 1223 г. произошла битва на реке Калке, первое сражение русских с татарами. Из-за неравенства сил русское войско было разбито: одних киевлян погибло больше десяти тысяч, пали в бою почти все князья.

Татары опустошили русские города и ушли в Азию. Но в 1237г. они снова появились. Зимой 1237 г. полки хана Батыя (внука Чингисхана) перешли на правый берег Волги и подошли к Рязани. Рязань была взята штурмом, рязанский князь Юрий вместе с братьями убит, перебито было почти все население города. Татары, захватив и другие города, вступили в южную Русь. Взяли Киев в 1240 г. = наступление ига. Относительно нетронутым остался северо-запад (Псковское и Новгородское княжества). Только в 1480 г. московский князь Иван III смог отказаться от ежегодной уплаты дани.

Иго отбросило Русь на несколько веков назад. В годы татарского владычества стали хиреть культурные центры, литература стала мельчать, терять свое былое значение. Только одна тема – освободительная борьба с татаро-монголами – воодушевляла древнерусских авторов. Особенно интересны два летописных сказания: «Повесть о битве на реке Калке» и «Повесть о Разорении Рязани Батыем». «Повесть о битве на реке Калке» - по Лаврентьевской летописи является самым ранним откликом на события 1223 г. (написано до 1228 г.) В новгородской летописи рассказывается о том, как половецкий хан Котян обратился к черниговскому князю Мстиславу с просьбой о военной помощи и предупредил: «… если не поможете нам, мы ныне иссечены будем, а вы наутро». Появление бесчисленных войск вопринималось как божественная кара.

Это сказание о нашествии татар дошло до нас и в более поздних летописях, например, в Тверской, где прибавлен эпизод празднования татарами своей победы. Здесь говорится также о гибели семидесяти русских богатырей во главе с Александром Поповичем, который, вероятно, был представителем городского ополчения. Больше о нем ничего неизвестно, но память о нем сохранилась в целом цикле былин об Алеше Поповиче.

В битве не принял участие отряд Мстислава Киевского. Огородившись тыном из кольев, отряды Мстислава приготовились к обороне, но продержались только три дня. Все захваченные воины были перебиты, а князья (Мстислав и еще двое) подвергнуты мучительной и позорной казни. Этот образ сравним с образом Ярослава из СоПИ.

«Повесть о разорении Рязани Батыем» - типичная «воинская повесть». В ней налицо все характерные особенности этого жанра: батальная романтика, лиризм, идеализация рыцарских подвигов князей и дружины, их мужества и доблести.

«Повесть» могла быть написана лишь через какой-то период времени после самого события, когда эпически обобщились в представлении людей действительные факты. По-видимому, возникла не позже середины XIV века.

Здесь объединяются две литературные традиции: книжную традицию воинских повестей и фольклорную традицию народного эпического искусства: эпизод о трагической гибели княгини Евпраксии несомненно устно-поэтического происхождения, он напоминает былину. Автор широко использовал в своем произведении устные эпические предания о нашествии Батыя на Рязань. Особенно заметна эпическая основа в рассказе об Евпатии Коловрате. Все части произведения объединены единой идеей беззаветной, мужественной защиты родины от нашествия врага.

Краткое содержание

Через два года после перенесения иконы Николы Чудотворца на Русь приходит безбожный царь Батый. Он становится со своим войском на реке Воронеже около Рязани. Батый посылает послов к рязанскому князю Юрию Ингоревичу, предлагая следующие условия: рязанский князь сразу же отдаст по десятой части всего — земли, людей, богатств. Юрий Ингоревич просит военной помощи у великого князя владимирского Георгия Всеволодовича. Георгий Всеволодович отказывается помочь, желая воевать с Батыем самостоятельно. Тогда Юрий Ингоревич созывает совет.

Рязанский князь посылает к Батыю своего сына Федора Юрьевича с дарами и просьбой не нападать на Рязанскую землю. Безбожный царь Батый был «льстив и немилостив». Приняв дары, он лживо обещает не нападать на Рязань, но при этом не оставляет своего намерения, более того, желает, чтобы рязанцы привели к нему «на блуд» жён и дочерей. Узнав от одного предателя, рязанского вельможи, что у самого Федора Юрьевича есть красавица жена, Батый обращается к нему с таким «предложением». Князь Федор Юрьевич отказывает Батыю, за что тот повелевает убить его и бросить тело князя на растерзание диким зверям и птицам.

Только одному слуге из свиты Федора Юрьевича удаётся скрыться от Батыя. Он-то и приносит страшную весть о гибели князя в Рязань. Услышав это, княгиня Евпраксия, жена Федора Юрьевича, бросается из окна высокого терема вместе со своим маленьким сыном Иваном Федоровичем. Княгиня и малолетний князь «заразися» до смерти. С тех пор икона Николы Чудотворца, находящаяся в Рязани, называется иконой Николы Заразского. Много часов стоит по всему городу плач.

«Отдохнув от плача», Юрий Ингоревич собирает своё войско. В битве с Батыем погибают многие князья. Тяжело ранят князя Олега Ингоревича. Увидев его, изнемогающего от ран, Батый предлагает ему перейти на свою сторону, а за это Батый прикажет его вылечить. Олег отказывается, за что хан приказывает разрубить его на куски. Подойдя к городу, войско Батыя обступает его, и начинается непрерывная пятидневная битва. Причем если татарские воины сменяются, то жители Рязани бьются бессменно. Сражение заканчивается падением Рязани. Заняв Рязань, татары грабят и убивают жителей города. Так, они совершают великое святотатство — убивают в церкви княгиню Агрипину, мать великого князя, других княгинь и княжон, находившихся с ней, а также епископа и священников.

В это время брат рязанского князя Юрия Ингоревича Ингварь Ингоревич находится в Чернигове, вместе с ним — рязанский вельможа Евпатий Коловрат. Они спешат на помощь Рязани, но прибывают уже после её разорения. Евпатий собирает дружину и идёт сражаться с татарами. Он внезапно нападает на войско Батыя и «сечёт их без милости» так, что «мечи тупятся». Татары поражены храбростью и удалью русских и, в частности, доблестью Евпатия Коловрата. Шурин Батыя Хостоврул хвастает, что захватит Евпатия и русских дружинников живыми. Евпатий и Хостоврул сходятся в поединке, в котором русский богатырь рассекает Батыева шурина пополам «до седла». Татарам всё-таки удаётся убить Евпатия Коловрата, но они боятся его даже мёртвого. Автор указывает, что татары испытывают уважение к русским храбрецам, а царь Батый говорит: «Если бы у меня служил такой человек, то я бы его к себе приблизил».

Ингварь Ингоревич в это время оплакивает своих братьев, мать и родственников. Он приказывает найти трупы Юрия Ингоревича, Олега Ингоревича и других братьев, а также Федора Юрьевича, его жены и сына и хоронит их с христианскими почестями. Ингварь Ингоревич становится рязанским князем, а затем «обновляет» землю Рязанскую: строит заново церкви, монастыри, собирает людей. Автор заканчивает «Повесть…» так: «И стала христианам радость, ибо избавил их Бог крепкою рукою своею от безбожного царя Батыя».

«Слово о погибели земли Русской». «Слово о погибели Русской земли» дошло до нас в двух списках, при этом не как самостоятельный текст, а как введение к первой редакции «Повести о житии Александра Невского». Но сравнение стиля «Слова» со стилем «Повести» свидетельствует о независимости этих произведений и о разном времени их возникновения. «Слово о погибели» было написано автором южнорусского происхождения в Северо-Восточной Руси в 1238-1246 гг. (при жизни князя Ярослава Всеволодовича). Заглавие произведения дает основание отнести его по жанру к памятником художественной ораторской прозы Древней Руси (по Еремину).

Также заглавие (оно читается только в псковском списке) и фраза об обрушившейся беде на христиан, на которой обрывается текст, дают основание связывать возникновение этого произведения, неизвестного нам автора, с началом монголо-татарского ига. Дошедший до нас отрывок «Слова о погибели» - либо вступление, либо первая часть произведения о «погибели Русской земли» - об ужасах батыевщины, о разгроме русских княжеств. В нем восторженно описываются былые красота и богатство Русской земли, ее прежнее политическое могущество. Идеальный образ русского князя для автора - образ Владимира Мономаха. В обстановке монголо-татарского нашествия и военного поражения Русской земли напоминание о силе и могуществе Мономаха служило укором современным князьям и вместе с тем должно был вселять надежду на лучшее будущее.

«Слово о погибели Русской земли» по поэтической структуре и в идейном отношении близко к «Слову о полку Игореве». Обоим памятникам присущи высокий патриотизм, обостренное чувство национального самосознания, гиперболизация силы и воинской доблести князя-воина, лирическое восприятие природы, ритмический строй прозаического текста. Оба памятника близки и сочетанием в них плача и похвалы, похвалы былому величию Русской земли, плачу о ее бедах в настоящем.

 

 


Житие Александра Невского»

Житие в рукописях не имеет устойчивого названия и именуется «житием», «словом» или «повестью о житии». Это княжеская биография, соединяющая в себе черты жития и воинской повести.

Составление «Жития Александра Невского» относят к 1263-1280 гг. и чаще всего связывают с именем митрополита Кирилла (митрополит Киевский в 1240-1280 гг.), а также с монастырем Рождества Богородицы во Владимире, где было погребено тело князя. Здесь в XIII в. начинается почитание князя как святого и возникает первая редакция его жития.

Автор жития, называющий себя современником князя, свидетелем его жизни, по своим воспоминанням и рассказам соратников Александра Невского создает жизнеописание князя, прославляющее его воинские доблести и политические успехи. Составление полной биографии князя Александра не входило в задачи автора. 6 Содержанием жития является краткое изложение основных, с точки зрения автора, эпизодов его жизни, которые позволяют воссоздать героический образ князя, сохранившийся в памяти современников: князя — воина, доблестного полководца и умного политика. Описания знаменитых побед Александра Невского в битве на Неве и на льду Чудского озера, его дипломатических отношений с Ордой и папой римским являются центральными эпизодами жития. Рассказ о деяниях князя отличается абстрагированностью. В житии нет ни одной годовой даты, автор почти не называет исторических имен, особенно это касается противников («король страны Римской из Полуночной земли» — шведский король; «сильный царь Восточной страны» — хан Батый; «римляне» — шведы; «жены моавитские» — жены татарские и др.); он не всегда точен в изложении событий. Повествование насыщено библейскими аналогиями, цитатами, литературными параллелями. Сравнения с Самсоном, Соломоном, Иосифом Прекрасным, Давидом, Езекией подчеркивают вечный, вневременный характер деятельности Александра, придают его деяниям величественность и монументальность. Автор постоянно напоминает о небесном покровительстве князю, стремясь показать, что «на таковые Бог призирает». Идея священности княжеской власти определяет особенности художественной структуры жизнеописания Александра Невского.

Справочка: Александр Невский жил 1220-1263 гг., в 1236-51 – князь Новогородский, с 1252 – Владимирский. Возглавлял борьбу с немецко-шведскими "захватчиками" (рыцари Ливонского ордена). 1240 г. – Невская битва (исток Ижоры), 5 апреля 1242 - Ледовое побоище (Чудское озеро).

 



Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.