Древнейшие русские жития («Сказание» и «Чтение» о кн. Борисе и Глебе, «Житие Феодосия Печерского»). — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Древнейшие русские жития («Сказание» и «Чтение» о кн. Борисе и Глебе, «Житие Феодосия Печерского»).

2019-10-25 385
Древнейшие русские жития («Сказание» и «Чтение» о кн. Борисе и Глебе, «Житие Феодосия Печерского»). 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Русская церковь стремилась к правовой и идеологической автономии от церкви византийской. Поэтому канонизация своих, русских святых имела принципиальное идеологическое значение. Обязательным условием канонизации святого было составление его жития, в котором бы сообщалось о чудесах, творимых святым при жизни, или чудесах посмертных, совершающихся на месте погребения.

Древнейшим русским житием было “Житие Антония Печерского” (монах, поселившийся в пещере на берегу Днепра). Впоследствии к нему присоединились Никон и Феодосий, и было положено начало Киево-Печерскому монастырю. “Житие Антония” до нас не дошло.

Во второй половине 11- начале 12 в. были написаны также “Житие Феодосия Печерского” и два варианта жития Бориса и Глеба.

Две главные группы сюжетов:

1. Тема идеального христианского героя, ушедшего из “мирской” жизни, чтобы подвигами заслужить жизнь “вечную”

2. Герой стремится обосновать своим поведением не только общехристианский, но и феодальный идеал

“Житие Феодосия Печерского” (пример 1 группы)

Автор: инок Киево-Печерского монастыря Нестор (составитель “Повести временных лет”)

Время написания: 1088 г. - начало 12 в. (варьируется)

Нестор был хорошо знаком с византийской агиографией, параллели к некоторым эпизодам жития обнаруживаются в житиях византийских святых: Саввы Освященного, Антония Великого, Евфимия Великого и др.

Отдана дань традициям жития: будущий святой рождается от благочестивых родителей, он с детства чуждается игр со сверстниками, ежедневно посещает церковь. Став иноком, а затем и игуменом Киево-Печерского монастыря, Феодосий поражает всех своим трудолюбием, смирением. Он, как подобает святому, творит чудеса: одолевает бесов, по его молитве пустой сусек наполняется мукой. Феодосий заранее знает день своей кончины, принимает смерть с достоинством, успевает наставить братию и попрощаться с ней. В момент его смерти над монастырем поднимается огненный столп, который видит Святослав. Тело Феодосия остается нетленным, а люди, обращающиеся к Феодосию с молитвой, получают помощь святого.

Все это свидетельствует о хорошем знакомстве Нестора с агиографическим каноном.

И в то же время “Житие Феодосия” отличается не только художественным мастерством, но и полной самостоятельностью в трактовке отдельных образов и сюжетов. Это свидетельствует о писательской смелости автора.

Особенно необычен образ матери Феодосия. Мужеподобная, сильная, с грубым голосом, волевая, даже жестокая, она страстно любит сына, но не может смириться с тем, что мальчик растет чуждым от всего земного. Она всячески противится решению Феодосия посвятить себя Богу. Несмотря на любовь, она жестоко избивает Феодосия, заковывает в “железа”. Когда Феодосий тайно уходит в Киев и поселяется там в пещере с Антонием и Никоном, мать хитростью и угрозами пытается вернуть сына в отчий дом.

Привлекательность литературной матеры Нестора состоит ещё в его умении создавать иллюзию достоверности в описании фантастических эпизодов. Живые детали предают житию естественность, сюжетную остроту и художественную убедительность.

 

Жития Бориса и Глеба: “Чтение о житии, убиении и чудесах блаженных страстотерпцев Бориса и Глеба” и “Сказание о Борисе и Глебе”

Создание церковного культа Бориса и Глеба преследовало две цели:

1. Подъем церковного авторитета Руси

2. Политический смысл. Он утверждал не раз провозглашавшуюся государственную идею, согласно которой все русские князья - братья, и в то же время подчеркивал обязательность покорения младших князей старшим.

Борис и Глеб беспрекословно подчинялись своему старшему брату Святополку, он же употребил во зло их братскую покорность. Поэтому имя Святополка Окаянного становится во всей древнерусской литературной традиции нарицательным обозначением злодея, а Борис и Глеб, принявшие мученический венец, объявляются святыми патронами Русской земли.

· После смерти Владимира в 1015 г. престол захватывает его сын Святополк. Первой жертвой Святополка в братоубийственной войне становится ростовский князь Борис, доверившийся брату как отцу. Затем Святополк хитростью заманивает младшего брата Глеба и убивает его. В борьбу с братоубийцей вступает Ярослав Владимирович. Святополк терпит поражение, но с посторонней помощью пытается выгнать брата за пределы Руси. В 1019 г. войско Святослава снова разгромлено, а сам он бежит из Руси.

“Сказание” повествует о тех же самых событиях, но значительно усиливает агиографический колорит, для него характерна повышенная эмоциональность и нарочитая условность. Несмотря на безусловную дань агиографическому жанру, в изображении событий и особенно в характеристике героев “Сказание” далеко не образцовое житие. Оно слишком документально и исторично. Именно поэтому, как полагает И.П.Ерёмин, Нестор решает написать иное житие, более удовлетворяющее самым строгим требованиям классического канона для этого жанра.

“Чтение” Нестора содержит все необходимые элементы канонического жития: оно начинается обширным вступлением, с объяснением причин, по которым автор решается приступить к работе над житием, с кратким изложением всемирной истории от Адама и до крещения Руси. В житийной части Нестор рассказывает о детских годах Бориса и Глеба, о благочестии, отличавшем братьев ещё в детстве и юности. В рассказе об их гибели ещё более усилен агиографический элемент: если в “Сказании” Борис и Глеб плачут, молят о пощаде, то в “Чтении” они принимают смерть с радостью, готовятся принять её как торжественное и предназначенное им от рождения страдание. В “Чтении” также присутствует и рассказ о чудесах, совершающихся после гибели святых, о чудесном обретении их мощей, об исцелениях больных у их гроба.

· Если сравнить “Житие Феодосия Печерского” и “Сказание” + “Чтение”, можно заметить различные тенденции, отличающие данные памятники. В “Житии” реалистические детали прорывались сквозь агиографические каноны; В житиях Бориса и Глеба канон, напротив, преобладает и в ряде случаев искажает жизненность описываемых ситуаций и правдивость изображения характеров. Тем не менее “Сказание” в большей степени чем “Чтение” отличается своеобразной лиричностью.

Киево-Печерский патерик

Киево-Печерскийпатерик (20-е годы 13 в.) — сборник рассказов об основании Киево-Печерского монастыря и житий его первых насельников.

Монастырь был основан в середине 11 века, и уже в Повести Временных Лет под 1051 г. читается рассказ об основании монастыря, а в статье 1074 г. – о некоторых его подвижниках.

В основе патерика:

· Послание епископа владимирского Симона к печерскому иноку Поликарпу

Цель этого послания — путём повествования о чудесной жизни прославивших Печерскую обитель подвижников научить Поликарпа христианскому смирению и кротости.

· Послание Поликарпа к игумену Печерского монастыря Акиндину

Позднее к этим посланиям были присоединены сказания о начале Киево-Печерского монастыря, об украшении обители, о первых подвижниках, а также статьи, имеющие отношение к предмету “Патерика”, а иногда и без всякой связи с ним.

Историки находят в “Патерике” сведения об экономических, социальных и культурных отношениях в Киевской Руси, анимистических представлениях тех времён, когда языческие верования сосуществовали с христианством.

Редактировался “Патерик” много раз. Древнейший список относится к 15 веку, позднейший - к 17. Древнейшие списки:

· Арсеньевский - 1406 год, составлен для тверского епископа Арсения, содержит рассказы о святых и повесть Симона о создании печерской церкви Пресвятыя Богородицы

· Два Кассиановских - 1460 и 1462 года по поручению инока Кассиана, содержат полностью сочинения Симона и Поликарпа и повесть о создании церкви

В 1635 г. вышел печатный “Патерик” под редакцией Сильвестра Коссова на польском языке, в приложение вошли жития Нестора, Симона, Поликарпа.

1661 - первое церковнославянское издание

1759 - новое издание в московской синодальной типографии

1870 - русский перевод М. А. Викторовой

 



Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.