Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Топ:
Установка замедленного коксования: Чем выше температура и ниже давление, тем место разрыва углеродной цепи всё больше смещается к её концу и значительно возрастает...
Основы обеспечения единства измерений: Обеспечение единства измерений - деятельность метрологических служб, направленная на достижение...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного...
Интересное:
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Дисциплины:
2019-12-21 | 473 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Итак, анализ таблицы показал, что в экспериментальном классе динамика роста уровня сформированности составляющих языковой личности средствами предмета «Русский язык» в конце эксперимента выше, чем в контрольном классе.
Результаты исследования показали также, что в ходе эксперимента использованный нами такой приём развития речи, как сочинение оказался эффективным. Следовательно, выдвинутое нами, в соответствии с объектом, предметом, целью и задачами, предположение оказалось верным.
Значит, мы можем констатировать тот факт, что в целях повышения результатов исследования проведение в рамках формирующего этапа эксперимента в 3-х классах сочинения на основе личных впечатлений «Летний наряд степи» оказалось методически верным решением в плане формирования языковой личности младшего школьника, об этом говорят данные следующей таблицы 10.
Таблица 10
Итоговый уровень сформированности составляющих языковой личности учащихся экспериментального класса (в бал.)
№ | Имя, фамилия | Низкий уровень | Средний уровень | Высокий уровень |
1. | Элина А. | 5 | ||
2. | Оюна А. | 3 | ||
3. | Санчир А. | 5 | ||
4. | Борислав Б. | 3 | ||
5. | Дамир Б. | 3 | ||
6. | Аюка В. | 3 | ||
7. | Эренцен Г. | 3 | ||
8. | Артемий Д. | 3 | ||
9. | Данзан Е. | 5 | ||
10. | Ираклий З. | 5 | ||
11. | Занира Ж. | 3 | ||
12. | Аюрведа М. | 5 | ||
13. | Тина М. | 5 | ||
14. | Вольдомар М. | 3 | ||
15. | Намджил М. | 3 | ||
16. | Дамира Н. | 3 | ||
17. | Энкира С. | 3 | ||
18. | Надира С. | 5 | ||
19. | Амина У. | 5 | ||
20. | Савгира Ш. | 5 | ||
21. | Бальджира Ш. | 3 | ||
22. | Натанэл Я. | 1 | ||
23. | Эрдни Я. | 5 |
|
В результате, итоговый уровень сформированности составляющих языковой личности у учащихся экспериментального класса следующий:
а) низкий уровень у 1 учащегося (5 %);
б) средний уровень у 12 учащихся (52 %);
в) высокий уровень у 10 учащихся (43 %).
В целом, результаты итогового уровня сформированности составляющих языковой личности учащихся экспериментального класса в процентном соотношении представим в таблице 11 и диаграмме 7.
Таблица 11
Результаты итогового уровня сформированности составляющих языковой личности учащихся экспериментального класса
Возрастная группа |
Итоговый уровень сформированности составляющих языковой личности
Экспериментальный класс
3 «а»
Диаграмма 7
Результаты итогового уровня сформированности составляющих языковой личности учащихся экспериментального класса
Таким образом, если на уроках по развитию речи использовать такой эффективный приём в обучении русскому языку, как сочинение, то он станет эффективным педагогическим средством, так как учащиеся экспериментального класса к концу эксперимента на 9 % повысили свой уровень сформированности составляющих языковой личности.
Выводы по II главе
Итак, во второй главе выпускной квалификационной работы описана проведенная экспериментальная работа, которая осуществлялась в рамках такого образовательного учреждения начального звена, как: КНГ имени А.Ш.Кичикова и состояла из трех этапов: констатирующего, формирующего и контрольного.
Итак, на 1 этапе - констатирующем – мы выявили первоначальный уровень сформированности языковой личности младших школьников, который на момент диагностики считаем недостаточным, на основании которого составили предварительный портрет языковой личности ученика третьего класса (на начало эксперимента): для большинства учащихся 3 класса характерен низкий уровень творческой активности, так как чувство новизны – наблюдается в среднем у 56% учащихся, направленность на творчество – в среднем у 44 % учащихся.
|
Итак, анализ результатов констатирующего эксперимента показал, что первоначальный уровень сформированности составляющих языковой личности младшего школьника у учащихся экспериментального класса перед началом формирующего эксперимента был 4 % выше, чем у учащихся контрольного класса.
Что касается результатов формирующего исследования, то он показал, что у учащихся экспериментального и контрольного классов разница в уровнях сформированности показателей языковой личности следующая: на оптимальном уровне - в 7 %, на достаточном уровне - в 3 %, что касается сравнительных показателей на недостаточном уровне, то разница в 4 % (соответственно 21 % и 17 %). Следовательно, такой эффективный приём формирования языковой личности, как сочинение, показал, что у учащихся экспериментального и контрольного классов преобладает достаточный уровень сформированности показателей языковой личности младшего школьника, о котором свидетельствуют такие показатели языковой личности младшего школьника, как: а) логически последовательное изложение мыслей, б) нормативное построение предложений, в) лексическое разнообразие словаря, г) правильное речевое оформление.
Следовательно, выдвинутое нами, в соответствии с объектом, предметом, целью и задачами, предположения оказались верным, об этом свидельствуют и данные итоговых таблиц: с одной стороны, в экспериментальном классе динамика роста уровня сформированности составляющих языковой личности средствами предмета «Русский язык» в конце эксперимента выше, чем в контрольном классе, с другой стороны, результаты исследования показали также, что в ходе эксперимента использованный нами такой приём развития речи, как сочинение, оказался эффективным.
В результате, итоговый уровень сформированности составляющих языковой личности у учащихся экспериментального класса представлен в таблице 11 и диаграмме 7: низкий уровень - 5 %, средний уровень – 52 %, высокий - 43 % учащихся.
|
Заключение
Таким образом, рассмотрев понятие «языковая личность» в научном и педагогическом аспекте, мы решили первую задачу нашего исследования, так как пришли к выводу о том, что это понятие является актуальным объектом лингвистической и методической науки, так как в условиях современной жизни возрастает не только роль языка, как средства накопления, хранения, переработки и передачи информации, но и роль личностного фактора в обществе, поэтому владение языком рассматривается как важнейший компонент личности. Что касается понятия «языковой личности» в педагогике и в методике обучения русскому языку в начальной школе, то оно рассматривается в рамках личностно-деятельностного подхода, ведь необходимо воспринимать языковую личность как субъект речевой деятельности, владеющий такими разделами русского языка, как: фонетика, лексика, фразеология, словообразование, морфемика, графика, лексикография, морфология, синтаксис.
Решая вторую задачу нашего исследования, мы не только проанализировали лингвометодическую литературу по данной проблеме, но и рассмотрели в целом систему работы по русскому языку по формированию языковой личности младшего школьника, при этом, пришли к выводу о том, что этой проблеме в методике обучения русскому языку в начальной школе уделяется недостаточное внимание.
Формированию языковой личности младшего школьника на уроках русского языка будет способствовать использование в педагогическом процессе как комплекса творческих упражнений, различного рода сочинений, так и применение различных форм урочной и внеурочной деятельности; активное использование выразительных языковых средств; использование игровых и творческих методов, помогающих становлению уникальной языковой личности младшего школьника.
Решая третьюзадачу нашего исследования, во время проведения экспериментальной работы провели диагностическое исследование первоначального и итогового уровня сформированности составляющих языковой учащихся 3 класса на уроках русского языка. Проведя диктант при повторении пройденного в начале года темы «Части речи», определили следующий уровень знаний учащихся 3-их классов в начале эксперимента: в 3 «а», экспериментальном классе, уровень знаний по русскому языку учащихся равен 92,5 %; в 3 «в», контрольном классе, уровень знаний по русскому языку учащихся равен 91,3 %.
|
Что касается первоначального уровня сформированности составляющих языковой личности младшего школьника, то он следующий: для большинства учащихся 3 класса характерен низкий уровень творческой активности, так как чувство новизны – наблюдается в среднем у 56% учащихся, направленность на творчество – в среднем у 44 % учащихся.
При проведении формирующего эксперимента мы определили итоговые показатели языковой личности учащихся 3 класса, проведя сочинение на основе личных впечатлений «Летний наряд степи»; вначале выставили оценки, получили: «5» - 14 %, «4» - 65 %, «3» - 21 % учащихся экспериментального (3 «а») класса; затем, исходя из отметки, выявили общий уровень сформированности показателей языковой личности: показали оптимальный уровень - 21 %, достаточный уровень - 62 %, недопустимый уровень - 17 % учащихся экспериментального (3 «а») класса
Результаты формирующего исследования показали, что у испытуемых экспериментального и контрольного классов разница в уровнях сформированности показателей языковой личности следующая: на оптимальном уровне - в 7 %, на достаточном уровне - в 3 %, что касается сравнительных показателей на недостаточном уровне, то разница в 4 % (соответственно 21 % и 17 %).
Решая четвертую задачу исследования, апробировали эффективные формирования языковой личности учащихся 3 класса, обобщили и сравнили результаты исследования. В результате, итоговый уровень сформированности составляющих языковой личности у учащихся экспериментального класса следующий: а) низкий уровень - 5 %, б) средний уровень - 52 %, в) высокий уровень - 43 %.
На контрольном этапе был также использован тот же диктант. В итоге, в экспериментальном классе динамика роста уровня сформированности лингвистической компетенции учащихся выше, чем в контрольном классе.
Таким образом, в конце эксперимента мы выяснили, что учащиеся экспериментального класса повысили свой уровень сформированности составляющих языковой личности на 9 %; следовательно, такой эффективный приём в обучении русскому языку, как сочинение, использованный нами в учебных целях, способствовал формированию языковой личности младшего школьника.
Литература
1. Алтабаева, Е. В. Становление младшего школьника как языковой личности в процессе обучения русскому языку / Е. В. Алтабаева // Начальная школа. - 2005. - № 10. - С. 34-37.
|
2. Аниськина, Н.В. Языковая личность современного старшеклассника: автореф. дис. … канд. пед. наук. - Ярославль, 2001. – 20 с.
3. Антонова, Е.С., Боброва С.В. Методика преподавания русского языка: учебник / Е.С.Антонова, С.В.Боброва. – М.: Академия, 2010. – 448 с.
4. Барсукова, Е.В. Языковая личность как научная проблема / Е.В. Барсукова // Лингвистические и экстралингвистические проблемы коммуникации: теоретические и прикладные аспекты. – Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2002. – С. 142-147.
5. Бачку, Ю.А. Педагогические условия использования творческих упражнений для повышения у младших школьников мотивации к изучению русского языка / Ю.А. Бачку // Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса: сборник материалов II научно-практического семинара. - 2018. - С. 102-107.
6. Бичковская, И.А. Национальная языковая картины мира как фактор развития языковой личности ребенка / И.А.Бичковская // Языковая личность и эффективная коммуникация в современном поликультурном мире: сборник статей по итогам III Международной научно-практической конференции. – 2018. – С.232 - 236.
7. Блонский, П.П. Психология младшего школьника / Н.П. Блонский. – Воронеж: НПО «МОДЕК»; М.: Институт практической психологии, 1997. – 574 с.
8. Блохина, В.А. Грамматические упражнения как метод формирования языковой личности младшего школьника / В.А. Блохина, С.В. Юртаев // Человек, общество и культура в XXI веке: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. - 2017. - С. 36-39.
9. Богин, Г.И. Модель языковой личности в ее отношении к разновидностям текстов: автореф. дис. … канд. фил. наук. – СПб., 2001. – 38 с.
10. Божко, Е.Н. Роль школы в формировании языковой личности / Е.Н. Божко // Вестник Российского Университета Дружбы Народов. Серия: вопросы образования: языки и специальность. - 2010. - № 4. - С. 93-97.
11. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович. – М.: Просвещение, 2005. – 464 с.
12. Бутакова, Л.О. Динамика развития языковой способности и речевой компетентности носителей русского языка. Региональное экспериментальное исследование: монография / Л.О. Бутакова. - Москва: Изд-во «Флинта», 2016. - 155 с.
13. Вайсгербер, Л. Родной язык и формирование духа / Л. Вайсгербер. - М.: Едиториал УРСС, 2004. – 232 с.
14. Вежбицкая, А. Язык. Культура. Познание / А.Вежбицкая. - М.: Наука, 1997. – 416 с.
15. Верещагина, Е. В., Козлова М.М. Лингвистическое портфолио как средство развития рефлексивно-оценочных умений младших школьников в условиях реализации компетентностного подхода в обучении / Е.В. Верещагина, М.М. Козлова // Студенческая наука XXI века. – 2015. – № 2 (5). – С. 77-80.
16. Вершинина, Н.В. Творческая самостоятельность как основа для формирования языковой личности младшего школьника / Н.В. Вершинина // Гуманитарные науки и образование. - 2015. - № 1 (21). - С. 27-31.
17. Володина, Е. Н. Метаязык как педагогический феномен и его роль в языковом развитии личности в школе / Е.Н.Володина // Образование и наука. - 2015. - № 4 (123). – С. 114-128.
18. Воробьева, В.И., Тивикова С.К. Сочинения по картинам в начальных классах: учебное пособие / В.И. Воробьёва, С.К.Тивикова. - М.: Дрофа, 2002. – 129 с.
19. Воронова, Н.Г. Лингвоперсонологическое моделирование языковой способности / Н.Г.Воронова // Вестник Алтайской государственной педагогической академии. – 2013. - № 14-15. – С.32-38.
20. Голев, Н.Д. Языковая личность как носитель языковой способности / Н.Д. Голев // Лингвоперсонология: типы языковых личностей и личностно-ориентированное обучение: монография. – Барнаул; Кемерово: БГПУ, 2006. – 435 с.
21. Голубева, Е.В., Голубева И.В., Развитие языковой личности на «Уроках одного слова» / Е.В.Голубева, И.В.Голубева // Начальная школа. – 2014. - № 3. – С.23-27.
22. Дёмышева, А. С. Формирование языковой личности младшего школьника в процессе овладения системой языка / А. С. Дёмышева // Содержание филологического образования в период детства: материалы научно - практической конференции. - Екатеринбург, 2006. — С. 56 — 52.
23. Десяева, Н.Д. Языковая личность ребёнка и пути её формирования в начальной школе / Н.Д.Десяева // Человек в информационном пространстве: сборник научных трудов. – 2014. – С. 246-251.
24. Ермакова, Е.А. Педагогическая модель становления функционально грамотной языковой личности младшего школьника / Е.А.Ермакова // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2013. - № 6. – С. 47-54.
25. Заубидова, Д.К. Развитие младшего школьника как языковой личности а процессе обучения русскому языку / Д.К.Заубидова // Инновационные исследования: проблемы внедрения результатов и направления развития: сборник статей. – Уфа: ОМЕГА-САЙНС, 2016. – С.67-68.
26. Ипполитова, Н. А. Что нужно знать учителю о феномене языковой личности / Н. А. Ипполитова // Начальная школа. - 2010. - N 3. - С. 27 -31.
27. Иргашева, Т. Г. Развитие языковой личности в современной полиэтнической школе / Т.Г.Иргашева // Наука и Школа. – 2017. - № 5. – С.125-130.
28. Казакова, В.В., Лезина А.В. Формирование у младших школьников коммуникативных УУД в условиях поликультурного языкового образования / В.В.Казакова, А.В.Лезина // Актуальные проблемы развития вертикальной интеграции системы образования, науки и бизнеса: материалы II Международной научно-практической конференции. – 2014. – С.24-28.
29. Караулов, Ю.Н. Русский язык и языковая личность / Ю.Н.Караулов. – Л.: Изд-во ЛКИ, 2010. – 264 с.
30. Квасников, И.А. Формирование языковой личности младшего школьника и развитие элементов лингвистического мышления в условиях становления системы познавательных УУД / И.А. Квасников, Е.В. Масан// Известия института педагогики и психологии образования. - 2017. - № 1. - С. 152-156.
31. Квасных, Г.С. Компетентностный подход к формированию языковой личности младшего школьника / Г.С.Квасных // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2013. - № 3. – С.13-15.
32. Костикова, В.Е. Опыт формирования личностно значимой учебной деятельности младших школьников / В.Е. Костикова // Образовательная среда: материалы VI международного фестиваля научно-методических разработок уроков (занятий), внеклассных мероприятий, пособий, проектов и программ. - 2017. - С. 92-96.
33. Кузнецова, С.В. Комплексы творческих заданий для развития одарённости ребёнка / С.В. Кузнецова, Е.Б. Рудакова, Е.А. Терских. – Ростов н/Д: Феникс, 2011. – 219 с.
34. Лихачев, С.В. Формирование у младших школьников представлений о языковой картине мира / С.В. Лихачев // Начальная школа. – 2017. – № 1. – С. 16–19.
35. Львов, М.Р. Школа творческого мышления: пособие по русскому языку: 1-4 класс / М.Р.Львов. – Тула: Родничок, 2003. – 287 с.
36. Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах: учебное пособие / М.Р.Львов. – М.: Академия, 2010. – 472 с.
37. Маслова, В. А. Лингвокультурология: учебное пособие / В. А. Маслова. - М.: Академия, 2004. - 208 с.
38. Маршалко, А. М. Творческие задания в учебном процессе, как средство формирования и развития креативности детей / А.М.Маршалко // Сборники конференции НИЦ «Социосфера». – 2017. – С.57-59.
39. Микушова, Т.П. О некоторых аспектах языкового образования младших школьников в современных условиях / Т.П. Микушова // Начальная школа. - 2014. - № 7. - С. 57-60.
40. Муратова, Н.Б. К проблеме формирования языковой личности младшего школьника / Н.Б. Муратова // Психолого-педагогические проблемы формирования целостной картины мира в младшем школьном возрасте: сборник научных статей. - Курск: КГУ, 2008. - С. 86 – 91.
41. Мухаметрахимова, С.Д. О развитии личности младшего школьника в процессе обучения / С.Д.Мухаметрахимова // Образование и саморазвитие. - 2014. - № 2 (40). – С. 48-52.
42. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. Ч.1 / под ред. Г.С.Ковалёвой, О.Б. Логиновой. - М.: Просвещение, 2010. – 79 с.
43. Рабочая программа к курсу «Русский язык», 1-4 классы для УМК «Школа России». – М.: Дрофа, 2014. – 23 с.
44. Рамзаева, Т. Г. Русский язык. 4 класс: Книга для учителя / Т.Г.Рамзаева. – М.: Дрофа, 2001. – 256 с.
45. Рахимкулова, Г.Р., Огородникова В.А. Формирование языковой личности в начальной школе / Г.Р.Рахимкулова, В.А.Огородникова // Правовестник. - 2018. - № 2(4). – С.22-24.
46. Романова, В.Ю. Русский язык: оценка достижения планируемых результатов в обучении: контрольные работы, тесты, диктанты, изложения: 2 – 4 классы / В.Ю. Романова. – М.: Вентана – Граф, 2013. - 96 с.
47. Рукавицына, О. Н. К проблеме развития языковой личности младшего школьника / О. Н. Рукавицына // Языковое образование в современном обществе - 2010: сборник научных статей международной научно - практической конференции. - СПб.: САГА, 2010. - С. 357-359.
48. Русский язык. 3 класс: рабочая программа и технологические карты уроков по учебникам В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого. II полугодие. – Волгоград: Учитель, 2014. – 299 с.
49. Сухомлинский, В.А. Разговор с молодым директором школы / В.А.Сухомлинский. – М.: Просвещение, 1991. – 206 с.
50.Тикунова, Л.И., Корепанова М.Н. Пишем сочинения по картинам русских художников: Рабочая тетрадь для детей 8-10 лет / Л.И.Тикунова, М.Н.Корепанова. – М.: Росткнига, 2008. – 80 с.
51. Толстой, Л.Н. Кому у кого учиться писать: крестьянским детям у нас или нам у крестьянских детей / Л.Н.Толстой // Педагогические сочинения. – М.: Педагогика, 1989. – 542 с.
52. Ушинский, К.Д. Педагогические сочинения. Т.5 / К.Д.Ушинский. - М.: Педагогика, 1990. - 528 с.
53. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: Министерство образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2016. – 33 с.
54. Хачирова, Е. М. Педагогические условия формирования толерантной языковой личности младшего школьника в многоязычной языковой среде Карачаево-Черкесии / Е.М.Хачирова // Проблемы современного педагогического образования. – 2017. - № 55-10. – С. 224-234.
55. Хитрова, Г.В. Психолого-педагогические условия развития лингвистических способностей младших школьников / Г.В. Хитрова, Е.И. Гусева, Н.Г. Тихомирова // Ярославский педагогический вестник. - 2014. - Т. 2. - № 4. - С. 242-248.
56. Хохлова, Т.Е. Занятия по развитию творческих способностей / Т.Е.Хохлова // Начальная школа. – 2003. – № 6. – С.37-42.
57. Шкляр, И.А. Языковое образование младших школьников в условиях реализации ФГОС / И.А. Шкляр // Языковое и литературное образование в современном обществе – 2016: сборник научных статей. - 2016. - С. 33-38.
58. Шпиталевская, Г.Р.//Использование творческих упражнений на уроках русского языка в начальной школе /Г.Р. Шпиталевская // Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей: сборник материалов научно-практической конференции. - 2017. - С. 161-166.
59. Юртаев С.В. Принципы и методы развития речи / С.В.Юртаев // Начальная школа. – 2004. – № 9. – С. 37-42.
60. Юнусова, А.Г. Условия формирования языковой личности младшего школьника на уроках русского языка / А.Г. Юнусова, Н.Н. Халилова // Гуманистическое наследие просветителей народов Евразии в культуре и образовании: материалы XI Международной научно-практической конференции. - 2017. - С. 380-382.
|
|
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!