Сравнительные результаты диктанта в экспериментальном и контрольном классах на контрольном этапе эксперимента — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Сравнительные результаты диктанта в экспериментальном и контрольном классах на контрольном этапе эксперимента

2019-12-21 473
Сравнительные результаты диктанта в экспериментальном и контрольном классах на контрольном этапе эксперимента 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Итак, анализ таблицы показал, что в экспериментальном классе динамика роста уровня сформированности составляющих языковой личности средствами предмета «Русский язык» в конце эксперимента выше, чем в контрольном классе.

Результаты исследования показали также, что в ходе эксперимента использованный нами такой приём развития речи, как сочинение оказался эффективным. Следовательно, выдвинутое нами, в соответствии с объектом, предметом, целью и задачами, предположение оказалось верным.

Значит, мы можем констатировать тот факт, что в целях повышения результатов исследования проведение в рамках формирующего этапа эксперимента в 3-х классах сочинения на основе личных впечатлений «Летний наряд степи» оказалось методически верным решением в плане формирования языковой личности младшего школьника, об этом говорят данные следующей таблицы 10.

           Таблица 10

Итоговый уровень сформированности составляющих языковой личности учащихся экспериментального класса (в бал.)

Имя, фамилия Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень
1. Элина А.           5
2. Оюна А.         3  
3. Санчир А.     5
4. Борислав Б.         3  
5. Дамир Б.               3  
6. Аюка В.       3  
7. Эренцен Г.          3  
8. Артемий Д.       3  
9. Данзан Е.               5
10. Ираклий З.         5
11. Занира Ж.   3  
12. Аюрведа М.        5
13. Тина М.       5
14. Вольдомар М.   3  
15. Намджил М.        3  
16. Дамира Н.   3  
17. Энкира С.   3  
18. Надира С.               5
19. Амина У.        5
20. Савгира Ш.     5
21. Бальджира Ш.       3  
22. Натанэл Я.          1    
23. Эрдни Я.         5

 

В результате, итоговый уровень сформированности составляющих языковой личности у учащихся экспериментального класса следующий:

а) низкий уровень у 1 учащегося (5 %);

б) средний уровень у 12 учащихся (52 %);

в) высокий уровень у 10 учащихся (43 %).

В целом, результаты итогового уровня сформированности составляющих языковой личности учащихся экспериментального класса в процентном соотношении представим в таблице 11 и диаграмме 7.

                                                                                            Таблица 11

Результаты итогового уровня сформированности составляющих языковой личности учащихся экспериментального класса

Возрастная группа

Итоговый уровень сформированности составляющих языковой личности

Экспериментальный класс

3 «а»

Высокий       43 % Средний       52 % Низкий         5 %

                                                           Диаграмма 7

Результаты итогового уровня сформированности составляющих языковой личности учащихся экспериментального класса

Таким образом, если на уроках по развитию речи использовать такой эффективный приём в обучении русскому языку, как сочинение, то он станет эффективным педагогическим средством, так как учащиеся экспериментального класса к концу эксперимента на 9 % повысили свой уровень сформированности составляющих языковой личности.

 

Выводы по II главе

Итак, во второй главе выпускной квалификационной работы описана проведенная экспериментальная работа, которая осуществлялась в рамках такого образовательного учреждения начального звена, как: КНГ имени А.Ш.Кичикова и состояла из трех этапов: констатирующего, формирующего и контрольного.

Итак, на 1 этапе - констатирующем – мы выявили первоначальный уровень сформированности языковой личности младших школьников, который на момент диагностики считаем недостаточным, на основании которого составили предварительный портрет языковой личности ученика третьего класса (на начало эксперимента): для большинства учащихся 3 класса характерен низкий уровень творческой активности, так как чувство новизны – наблюдается в среднем у 56% учащихся, направленность на творчество – в среднем у 44 % учащихся.

Итак, анализ результатов констатирующего эксперимента показал, что первоначальный уровень сформированности составляющих языковой личности младшего школьника у учащихся экспериментального класса перед началом формирующего эксперимента был 4 % выше, чем у учащихся контрольного класса.

Что касается результатов формирующего исследования, то он показал, что у учащихся экспериментального и контрольного классов разница в уровнях сформированности показателей языковой личности следующая: на оптимальном уровне - в 7 %, на достаточном уровне - в 3 %, что касается сравнительных показателей на недостаточном уровне, то разница в 4 % (соответственно 21 % и 17 %). Следовательно, такой эффективный приём формирования языковой личности, как сочинение, показал, что у учащихся экспериментального и контрольного классов преобладает достаточный уровень сформированности показателей языковой личности младшего школьника, о котором свидетельствуют такие показатели языковой личности младшего школьника, как: а) логически последовательное изложение мыслей, б) нормативное построение предложений, в) лексическое разнообразие словаря, г) правильное речевое оформление.

Следовательно, выдвинутое нами, в соответствии с объектом, предметом, целью и задачами, предположения оказались верным, об этом свидельствуют и данные итоговых таблиц: с одной стороны, в экспериментальном классе динамика роста уровня сформированности составляющих языковой личности средствами предмета «Русский язык» в конце эксперимента выше, чем в контрольном классе, с другой стороны, результаты исследования показали также, что в ходе эксперимента использованный нами такой приём развития речи, как сочинение, оказался эффективным.

В результате, итоговый уровень сформированности составляющих языковой личности у учащихся экспериментального класса представлен в таблице 11 и диаграмме 7: низкий уровень - 5 %, средний уровень – 52 %, высокий - 43 % учащихся.

 

                                     Заключение

Таким образом, рассмотрев понятие «языковая личность» в научном и педагогическом аспекте, мы решили первую задачу нашего исследования, так как пришли к выводу о том, что это понятие является актуальным объектом лингвистической и методической науки, так как в условиях современной жизни возрастает не только роль языка, как средства накопления, хранения, переработки и передачи информации, но и роль личностного фактора в обществе, поэтому владение языком рассматривается как важнейший компонент личности. Что касается  понятия «языковой личности» в педагогике и в методике обучения русскому языку в начальной школе, то оно рассматривается в рамках личностно-деятельностного подхода, ведь необходимо воспринимать языковую личность как субъект речевой деятельности, владеющий такими разделами русского языка, как: фонетика, лексика, фразеология, словообразование, морфемика, графика, лексикография, морфология, синтаксис.

Решая вторую задачу нашего исследования, мы не только проанализировали лингвометодическую литературу по данной проблеме, но и рассмотрели в целом систему работы по русскому языку по формированию языковой личности младшего школьника, при этом, пришли к выводу о том, что этой проблеме в методике обучения русскому языку в начальной школе уделяется недостаточное внимание.

Формированию языковой личности младшего школьника на уроках русского языка будет способствовать использование в педагогическом процессе как комплекса творческих упражнений, различного рода сочинений, так и применение различных форм урочной и внеурочной деятельности; активное использование выразительных языковых средств; использование игровых и творческих методов, помогающих становлению уникальной языковой личности младшего школьника.

Решая третьюзадачу нашего исследования,  во время проведения экспериментальной работы провели диагностическое исследование первоначального и итогового уровня сформированности составляющих языковой учащихся 3 класса на уроках русского языка. Проведя диктант при повторении пройденного в начале года темы «Части речи», определили следующий уровень знаний учащихся 3-их классов в начале эксперимента: в 3 «а», экспериментальном классе, уровень знаний по русскому языку учащихся равен 92,5 %; в 3 «в», контрольном классе, уровень знаний по русскому языку учащихся равен 91,3 %.

Что касается первоначального уровня сформированности составляющих языковой личности младшего школьника, то он следующий: для большинства учащихся 3 класса характерен низкий уровень творческой активности, так как чувство новизны – наблюдается в среднем у 56% учащихся, направленность на творчество – в среднем у 44 % учащихся.

При проведении формирующего эксперимента мы определили итоговые показатели языковой личности учащихся 3 класса, проведя сочинение на основе личных впечатлений «Летний наряд степи»; вначале выставили оценки, получили: «5» - 14 %, «4» - 65 %, «3» - 21 % учащихся экспериментального (3 «а») класса; затем, исходя из отметки, выявили общий уровень сформированности показателей языковой личности: показали оптимальный уровень - 21 %, достаточный уровень - 62 %,  недопустимый уровень - 17 % учащихся экспериментального (3 «а») класса

Результаты формирующего исследования показали, что у испытуемых экспериментального и контрольного классов разница в уровнях сформированности показателей языковой личности следующая: на оптимальном уровне - в 7 %, на достаточном уровне - в 3 %, что касается сравнительных показателей на недостаточном уровне, то разница в 4 % (соответственно 21 % и 17 %).

Решая четвертую задачу исследования, апробировали эффективные формирования языковой личности учащихся 3 класса, обобщили и сравнили результаты исследования. В результате, итоговый уровень сформированности составляющих языковой личности у учащихся экспериментального класса следующий: а) низкий уровень - 5 %, б) средний уровень - 52 %, в) высокий уровень - 43 %.

На контрольном этапе был также использован тот же диктант. В итоге, в экспериментальном классе динамика роста уровня сформированности лингвистической компетенции учащихся выше, чем в контрольном классе.

Таким образом, в конце эксперимента мы выяснили, что учащиеся экспериментального класса повысили свой уровень сформированности составляющих языковой личности на 9 %; следовательно, такой эффективный приём в обучении русскому языку, как сочинение, использованный нами в учебных целях, способствовал формированию языковой личности младшего школьника.

 

 

Литература

1. Алтабаева, Е. В. Становление младшего школьника как языковой личности в процессе обучения русскому языку / Е. В. Алтабаева // Начальная школа. - 2005. - № 10. - С. 34-37.

2. Аниськина, Н.В. Языковая личность современного старшеклассника: автореф. дис. … канд. пед. наук. - Ярославль, 2001. – 20 с.

 3. Антонова, Е.С., Боброва С.В. Методика преподавания русского языка: учебник / Е.С.Антонова, С.В.Боброва. – М.: Академия, 2010. – 448 с.

4. Барсукова, Е.В. Языковая личность как научная проблема / Е.В. Барсукова // Лингвистические и экстралингвистические проблемы коммуникации: теоретические и прикладные аспекты. – Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2002. – С. 142-147.

5. Бачку, Ю.А. Педагогические условия использования творческих упражнений для повышения у младших школьников мотивации к изучению русского языка / Ю.А. Бачку // Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса: сборник материалов II научно-практического семинара. - 2018. - С. 102-107.

6. Бичковская, И.А. Национальная языковая картины мира как фактор развития языковой личности ребенка / И.А.Бичковская // Языковая личность и эффективная коммуникация в современном поликультурном мире: сборник статей по итогам III Международной научно-практической конференции. – 2018. – С.232 - 236.

7. Блонский, П.П. Психология младшего школьника / Н.П. Блонский. – Воронеж: НПО «МОДЕК»; М.: Институт практической психологии, 1997. – 574 с.

8. Блохина, В.А. Грамматические упражнения как метод формирования языковой личности младшего школьника / В.А. Блохина, С.В. Юртаев // Человек, общество и культура в XXI веке: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. - 2017. - С. 36-39.

9. Богин, Г.И. Модель языковой личности в ее отношении к разновидностям текстов: автореф. дис. … канд. фил. наук. – СПб., 2001. – 38 с.

10. Божко, Е.Н. Роль школы в формировании языковой личности / Е.Н. Божко // Вестник Российского Университета Дружбы Народов. Серия: вопросы образования: языки и специальность. - 2010. - № 4. - С. 93-97.

11. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович. – М.: Просвещение, 2005. – 464 с.

12. Бутакова, Л.О. Динамика развития языковой способности и речевой компетентности носителей русского языка. Региональное экспериментальное исследование: монография / Л.О. Бутакова. - Москва: Изд-во «Флинта», 2016. - 155 с.

13. Вайсгербер, Л. Родной язык и формирование духа / Л. Вайсгербер. - М.: Едиториал УРСС, 2004. – 232 с.

14. Вежбицкая, А. Язык. Культура. Познание / А.Вежбицкая. - М.: Наука, 1997. – 416 с.

15. Верещагина, Е. В., Козлова М.М. Лингвистическое портфолио как средство развития рефлексивно-оценочных умений младших школьников в условиях реализации компетентностного подхода в обучении / Е.В. Верещагина, М.М. Козлова // Студенческая наука XXI века. – 2015. – № 2 (5). – С. 77-80.

16. Вершинина, Н.В. Творческая самостоятельность как основа для формирования языковой личности младшего школьника / Н.В. Вершинина // Гуманитарные науки и образование. - 2015. - № 1 (21). - С. 27-31.

 

 

17. Володина, Е. Н. Метаязык как педагогический феномен и его роль в языковом развитии личности в школе / Е.Н.Володина // Образование и наука. - 2015. - № 4 (123). – С. 114-128.

18. Воробьева, В.И., Тивикова С.К. Сочинения по картинам в начальных классах: учебное пособие / В.И. Воробьёва, С.К.Тивикова. - М.: Дрофа, 2002. – 129 с.

19. Воронова, Н.Г. Лингвоперсонологическое моделирование языковой способности / Н.Г.Воронова // Вестник Алтайской государственной педагогической академии. – 2013. - № 14-15. – С.32-38.

20. Голев, Н.Д. Языковая личность как носитель языковой способности / Н.Д. Голев // Лингвоперсонология: типы языковых личностей и личностно-ориентированное обучение: монография. – Барнаул; Кемерово: БГПУ, 2006. – 435 с.

21. Голубева, Е.В., Голубева И.В., Развитие языковой личности на «Уроках одного слова» / Е.В.Голубева, И.В.Голубева // Начальная школа. – 2014. - № 3. – С.23-27.

22. Дёмышева, А. С. Формирование языковой личности младшего школьника в процессе овладения системой языка / А. С. Дёмышева // Содержание филологического образования в период детства: материалы научно - практической конференции. - Екатеринбург, 2006. — С. 56 — 52.

23. Десяева, Н.Д. Языковая личность ребёнка и пути её формирования в начальной школе / Н.Д.Десяева // Человек в информационном пространстве: сборник научных трудов. – 2014. – С. 246-251.

24. Ермакова, Е.А. Педагогическая модель становления функционально грамотной языковой личности младшего школьника / Е.А.Ермакова // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2013. - № 6. – С. 47-54.

25. Заубидова, Д.К. Развитие младшего школьника как языковой личности а процессе обучения русскому языку / Д.К.Заубидова // Инновационные исследования: проблемы внедрения результатов и направления развития: сборник статей. – Уфа: ОМЕГА-САЙНС, 2016. – С.67-68.

26. Ипполитова, Н. А. Что нужно знать учителю о феномене языковой личности / Н. А. Ипполитова // Начальная школа. - 2010. - N 3. - С. 27 -31.

27. Иргашева, Т. Г. Развитие языковой личности в современной полиэтнической школе / Т.Г.Иргашева // Наука и Школа. – 2017. - № 5. – С.125-130.

28. Казакова, В.В., Лезина А.В. Формирование у младших школьников коммуникативных УУД в условиях поликультурного языкового образования / В.В.Казакова, А.В.Лезина // Актуальные проблемы развития вертикальной интеграции системы образования, науки и бизнеса: материалы II Международной научно-практической конференции. – 2014. – С.24-28.

29. Караулов, Ю.Н. Русский язык и языковая личность / Ю.Н.Караулов. – Л.: Изд-во ЛКИ, 2010. – 264 с.

30. Квасников, И.А. Формирование языковой личности младшего школьника и развитие элементов лингвистического мышления в условиях становления системы познавательных УУД / И.А. Квасников, Е.В. Масан// Известия института педагогики и психологии образования. - 2017. - № 1. - С. 152-156.

31. Квасных, Г.С. Компетентностный подход к формированию языковой личности младшего школьника / Г.С.Квасных // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2013. - № 3. – С.13-15.

32. Костикова, В.Е. Опыт формирования личностно значимой учебной деятельности младших школьников / В.Е. Костикова // Образовательная среда: материалы VI международного фестиваля научно-методических разработок уроков (занятий), внеклассных мероприятий, пособий, проектов и программ. - 2017. - С. 92-96.

33. Кузнецова, С.В. Комплексы творческих заданий для развития одарённости ребёнка / С.В. Кузнецова, Е.Б. Рудакова, Е.А. Терских. – Ростов н/Д: Феникс, 2011. – 219 с.

34. Лихачев, С.В. Формирование у младших школьников представлений о языковой картине мира / С.В. Лихачев // Начальная школа. – 2017. – № 1. – С. 16–19.

35. Львов, М.Р. Школа творческого мышления: пособие по русскому языку: 1-4 класс / М.Р.Львов. – Тула: Родничок, 2003. – 287 с.

36. Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах: учебное пособие / М.Р.Львов. – М.: Академия, 2010. – 472 с.

37. Маслова, В. А. Лингвокультурология: учебное пособие / В. А. Маслова. - М.: Академия, 2004. - 208 с.

38. Маршалко, А. М. Творческие задания в учебном процессе, как средство формирования и развития креативности детей / А.М.Маршалко // Сборники конференции НИЦ «Социосфера». – 2017. – С.57-59.

39. Микушова, Т.П. О некоторых аспектах языкового образования младших школьников в современных условиях / Т.П. Микушова // Начальная школа. - 2014. - № 7. - С. 57-60.

40. Муратова, Н.Б. К проблеме формирования языковой личности младшего школьника / Н.Б. Муратова // Психолого-педагогические проблемы формирования целостной картины мира в младшем школьном возрасте: сборник научных статей. - Курск: КГУ, 2008. - С. 86 – 91.

41. Мухаметрахимова, С.Д. О развитии личности младшего школьника в процессе обучения / С.Д.Мухаметрахимова // Образование и саморазвитие. - 2014. - № 2 (40). – С. 48-52.

42. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. Ч.1 / под ред. Г.С.Ковалёвой, О.Б. Логиновой. - М.: Просвещение, 2010. – 79 с.

43. Рабочая программа к курсу «Русский язык», 1-4 классы для УМК «Школа России». – М.: Дрофа, 2014. – 23 с.

44. Рамзаева, Т. Г. Русский язык. 4 класс: Книга для учителя / Т.Г.Рамзаева. – М.: Дрофа, 2001. – 256 с.

45. Рахимкулова, Г.Р., Огородникова В.А. Формирование языковой личности в начальной школе / Г.Р.Рахимкулова, В.А.Огородникова // Правовестник. - 2018. - № 2(4). – С.22-24.

46. Романова, В.Ю. Русский язык: оценка достижения планируемых результатов в обучении: контрольные работы, тесты, диктанты, изложения: 2 – 4 классы / В.Ю. Романова. – М.: Вентана – Граф, 2013. - 96 с.

47. Рукавицына, О. Н. К проблеме развития языковой личности младшего школьника / О. Н. Рукавицына // Языковое образование в современном обществе - 2010: сборник научных статей международной научно - практической конференции. - СПб.: САГА, 2010. - С. 357-359.

48. Русский язык. 3 класс: рабочая программа и технологические карты уроков по учебникам В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого. II полугодие. – Волгоград: Учитель, 2014. – 299 с.

49. Сухомлинский, В.А. Разговор с молодым директором школы / В.А.Сухомлинский. – М.: Просвещение, 1991. – 206 с.

50.Тикунова, Л.И., Корепанова М.Н. Пишем сочинения по картинам русских художников: Рабочая тетрадь для детей 8-10 лет / Л.И.Тикунова, М.Н.Корепанова. – М.: Росткнига, 2008. – 80 с.

51. Толстой, Л.Н. Кому у кого учиться писать: крестьянским детям у нас или нам у крестьянских детей / Л.Н.Толстой // Педагогические сочинения. – М.: Педагогика, 1989. – 542 с.

52. Ушинский, К.Д. Педагогические сочинения. Т.5 / К.Д.Ушинский. - М.: Педагогика, 1990. - 528 с.

53. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: Министерство образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2016. – 33 с.

54. Хачирова, Е. М. Педагогические условия формирования толерантной языковой личности младшего школьника в многоязычной языковой среде Карачаево-Черкесии / Е.М.Хачирова // Проблемы современного педагогического образования. – 2017. - № 55-10. – С. 224-234.

55. Хитрова, Г.В. Психолого-педагогические условия развития лингвистических способностей младших школьников / Г.В. Хитрова, Е.И. Гусева, Н.Г. Тихомирова // Ярославский педагогический вестник. - 2014. - Т. 2. - № 4. - С. 242-248.

56. Хохлова, Т.Е. Занятия по развитию творческих способностей / Т.Е.Хохлова // Начальная школа. – 2003. – № 6. – С.37-42.

57. Шкляр, И.А. Языковое образование младших школьников в условиях реализации ФГОС / И.А. Шкляр // Языковое и литературное образование в современном обществе – 2016: сборник научных статей. - 2016. - С. 33-38.

58. Шпиталевская, Г.Р.//Использование творческих упражнений на уроках русского языка в начальной школе /Г.Р. Шпиталевская // Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей: сборник материалов научно-практической конференции. - 2017. - С. 161-166.

59. Юртаев С.В. Принципы и методы развития речи / С.В.Юртаев // Начальная школа. – 2004. – № 9. – С. 37-42.

60. Юнусова, А.Г. Условия формирования языковой личности младшего школьника на уроках русского языка / А.Г. Юнусова, Н.Н. Халилова // Гуманистическое наследие просветителей народов Евразии в культуре и образовании: материалы XI Международной научно-практической конференции. - 2017. - С. 380-382.

 

 


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.052 с.