Диагностика уровня сформированности языковой личности младших школьников — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Диагностика уровня сформированности языковой личности младших школьников

2019-12-21 735
Диагностика уровня сформированности языковой личности младших школьников 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Опытно-экспериментальная часть нашей ВКР проводилась на базе 3-их классов Калмыцкой национальной гимназии имени А.Ш.Кичикова и состояло из трех этапов.

 Предметом эксперимента стал процесс сформированности языковой личности младшего школьника. Нас интересовало следующее: 1) как сформировать языковой личности младшего школьника средствами предмета «русский язык»? 2) какие эффективные приёмы формирования языковой личности младшего школьника необходимо использовать на уроках русского языка в начальной школе?

Цель эксперимента: выявить уровень сформированности составляющих языковой личности учащихся контрольного и экспериментального классов средствами предмета «Русский язык» в начале и в конце эксперимента, для чего необходимо провести диагностику не только интеллектуального уровня развития учащихся 3-их классов, но и апробировать эффективные приёмы, способствующие формированию их языковой личности.

Гипотеза эксперимента базируется на предположение о том, что формирование языковой личности младшего школьника на уроках русского языка в начальной школе будет более результативным, если будут выявлены показатели языковой личности младших школьников, а также в процессе языкового образования будет разработана система уроков по развитию речи, способствующая формированию языковой личности младшего школьника.

Задачи эксперимента:

- изучить и проанализировать диагностику творческих способностей в психолого-педагогической и методической литературе;

- разработать конспекты уроков различных видов сочинений по развитию речи и творческие задания с целью выявления сформированности языковой личности младшего школьника;

- выявить первоначальный и итоговый уровни сформированности составляющих языковой личности младшего школьника;

- организовать опытно-экспериментальную работу по проблеме формирования языковой личности младшего школьника на уроке русского языка и выявить её результативность;

- проанализировать результаты эксперимента.

Данное исследование проводилось в 3 этапа.

1. Констатирующий этап, цель которого - выявить первоначальный уровень сформированности составляющих языковой личности учащихся контрольного и экспериментального классов средствами предмета «Русский язык» в начале эксперимента (во время проведения диктанта при повторении пройденного в начале года темы «Части речи»).

2. Формирующий этапа, цель которого эксперимента –  определить показатели языковой личности учащихся экспериментального (3 «а») класса средствами предмета «Русский язык» (при проведении сочинения  по картине Г.О.Рокчинского «Журавлиная песня» во время повторении пройденного в начале года темы «Части речи»).

3.Контрольный этап, целью которого было выявить итоговый уровень сформированности языковой личности учащихся 3-их классов (экспериментального и контрольного) во время повторного проведения диктанта к концу эксперимента.

Итак, нами был проведен педагогический эксперимент, который предполагал совместное комплексное использование методов опроса, наблюдения, бесед, интервью, которые были использованы как на первом этапе эксперимента, так и на последующих этапах.

Вначале, на первом этапе экспериментальной работы мы выбрали два эмпирических метода: наблюдение и опрос.

Как известно, на уроках русского языка во время ответов, выполнении тех или иных заданий можно выявить не только уровень знаний учащихся по русскому языку, но и их те или иные языковые способности. Так, например, во время прохождения практики в 3 «а» классе Калмыцкой национальной гимназии имени А.Ш.Кичикова методом наблюдения и опроса мы выявили среди них 3 группы со следующими показателями языковой способности.

В первую группу вошли дети с низким уровнем развития языковой способности (29,7 % детей), показателями которого явились: затруднения при определении семантики того или иного слова, неточное значении того или иного слова, затруднении в речевом выражений тех или иных устных ответов, небольшим словарным запасом слов, выражающимся в неправильном понимании слов той или иной групп общеупотребительной лексики, большим количеством ошибок при выполнении всех видов разборов, составление словосочетаний и предложений в большинстве случаев без учета семантических и грамматических закономерностей русского языка.

Во вторую группу вошли дети со средним уровнем развития языковой способности (56,2 % детей), показателями которого явились: небольшие затруднения при определении семантики того или иного слова, не всегда точное понимание общеупотребительной лексики, небольшие затруднения в речевом выражений при устных ответах, неплохим словарным запасом слов, небольшим количеством ошибок при выполнении фонетического, морфологического разборов, составление словосочетаний и предложений в большинстве случаев с учетом семантических и грамматических закономерностей русского языка.

В третью группу вошли дети с высоким уровнем развития языковой способности (14,1 % детей), показателями которого явились: верное определение семантики того или иного слова, точное понимание общеупотребительной лексики, правильное безошибочное речевое выражение при устных ответах, хороший словарный запас слов, практически безошибочное выполнение фонетического, морфологического разборов, составление словосочетаний и предложений в основном с учетом семантических и грамматических закономерностей русского языка.

Затем, в ходе дальнейшего наблюдения за ходом учебного процесса в 3 «а» классе Калмыцкой национальной гимназии имени А.Ш.Кичикова методом опроса мы выявили знания учащихся частей речи при изучении темы «Повторение пройденного в начале года».

Итак, цель опроса – уровень знания учащимися 3 «а» класса грамматического материала по теме «Части речи».

В нашей работе было опрошено 23 учащихся экспериментального класса.

Учащимся должны были ответить на следующие вопросы:

1. Что ты знаешь о словах, обозначающих предметы? Почему они так называются?

2. Что ты знаешь о словах, обозначающих признаки предметов? Почему они так называются?

3. Что ты знаешь о словах, обозначающих действия предметов? Почему они так называются?

4. Есть ли род у имён у существительных?

5. Есть ли число у имён у прилагательных?

6. Есть ли род, число у глаголов?

7. Какие синтаксические функции в предложении выполняют имена существительные, имена прилагательные и глаголы?

    В итоге, первый, второй и третий вопросы не вызвали затруднений, так как большинство учащихся дали обоснованные ответы о том, что речь идёт о существительных (1 вопрос), о прилагательных (2 вопрос), о глаголах (3 вопрос), 7 учащихся в ответе на 4 вопрос испытывали затруднения, есть ли род у существительных, 8 учащихся испытывали затруднения при ответе на 5 вопрос - есть ли число у имён прилагательных, несмотря на то, что они об этом знают, на 5 вопрос в основном ответили отрицательно, что же касается 7 вопроса - о синтаксической функции существительных, прилагательных, глаголов в предложении (это – подлежащее, определение, сказуемое) не вызвал у них сомнения, но 4 учащихся не ответили на него, хотя они тоже имеют навыки синтаксического разбора.

Итак, расскажем о том, как прошёл первый (констатирующий) эксперимент,  цель которого - выявить первоначальный уровень сформированности составляющих языковой личности учащихся контрольного (3 «в») и экспериментального (3 «а») классов средствами предмета «Русский язык» в начале эксперимента.

Задачи констатирующего эксперимента:

1.Определение уровня знаний учащихся экспериментального и контрольного класса по русскому языку (во время проведения диктанта при повторении пройденного в начале года темы «Части речи»).

2.Установление уровня интеллектуального развития учащихся экспериментального и контрольного класса (в процессе выполнения творческого задания к констатирующему диктанту).

Для решения первой задачи констатирующего этапа эксперимента нами был предложен следующий диктант.

Степь*. Необъятно раздольная, как задремавший океан*. Необозримая, как небо*. Широкая, привольная степь. Калмыцкая степь.

    Высокое июньское солнце* раскалило её добела, расплавило. И она то, как зыбь* морская, струится, переливается живым серебром ковыля*. То вдруг замрёт, нахмурится, задумается. …

    Широкая степь.

    Раздольная степь.

Течёт, привольно течёт она из века в век*. …

Вот ведь ещё только начало июня, а кипучее яркое многоцветье* посохло, поблекло. И только пряный, густой аромат* напоминает о недавнем цветении* степи.

(Отрывок из книги К.Эрендженова «Береги огонь»).

Вначале мы проверили диктант и выставили оценки согласно «Рабочей программе к курсу «Русский язык». 1-4 классы» [38, 23].

23 младших школьников писали диктант в 3 «а» (экспериментальном) классе; в результате, написали: без ошибок – 8 человек, 1-2 ошибки – у 7 человек, более 3 ошибок - 5 человек, более 5 ошибок - 3 человека. Общее количество орфографических ошибок, допущенных учащимися в тексте - 14. Среднее количество ошибок составляет 7,5%. Уровень морфологической грамотности учащихся экспериментального класса равен 92, 5 %. Результат написания диктанта в экспериментальном классе на констатирующем этапе эксперименте представим в таблице 1:

                                       Таблица 1


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.