Диагностика уровня классного коллектива. — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Диагностика уровня классного коллектива.

2019-12-20 1034
Диагностика уровня классного коллектива. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Автор: И. В. Золотухина

Цель: изучить уровень развития классного коллектива в целом и различных составляющих жизни

класса.

Возрастные ограничения: методика может быть использована с учащимися 4-11 классов.

Необходимые материалы: диагностический бланк с инструкцией и заданиями.

Рекомендации по обработке анкет:

Предлагаемая методика позволяет провести как оценку развития коллектива в целом, так и оценку составляющих жизни коллектива (соответствующих блокам характеристик).

Обработка результатов

Провести оценку развития коллектива в целом, так и оценку различных составляющих жизни коллектива (соответствующих четырем блокам характеристик).

От 6 до 12 баллов – очень низкий уровень развития соответствующего блока;

От 13 до 18 – низкий уровень;

От 19 до 24 – средний уровень;

От 25 до 30 – высокий уровень.

Уровень развития коллектива определяется суммой баллов.

Суммарное число баллов Уровень развития коллектива
24 - 48 Очень низкий
49 - 72 Низкий
73 - 96 Средний
97 - 120 высокий

 

Уважаемые ребята!

Предлагаем вам оценить уровень развития вашего классного коллектива. Для этого вам необходимо оценить предлагаемые ниже характеристики жизни класса по 5-балльной шкале, где:

5 – соответствует тому, что эта характеристика свойственна вашему коллективу, проявляется всегда в жизни вашего коллектива;

4 – проявляется часто;

3 – бывает редко (иногда);

2 – этого у вас нет;

1 – у нас другая позиция, противоположная той, которая здесь описана.

 

П/п

Характеристики

Оценка

5 4 3 2 1   1. Взаимоотношения в классном коллективе           1.1 Мы доброжелательны кдруг другу           1.2 Мы помогаем друг другу в сложных, затруднительных ситуациях: в учебе, в повседневной жизни, в организации мероприятий           1.3 У нас доброжелательные отношения с учителями           1.4 Классный руководитель – участник всех наших дел, но не командир           1.5 Мы стараемся защитить своих ребят, когда они в этом нуждаются           1.6 Мы не боимся высказывать свое мнение учителям             2. Мотивированность классного коллектива           2.1 Мы стараемся получить хорошие знания           2.2 Мы настроены на активную трудовую деятельность           2.3 Я определил свою будущую профессию           2.4 Мы стремимся улучшить окружающую среду           2.5 Мы настроены на положительное поведение в школе и в обществе, выполнение устава школы           2.6 Мы заботимся о сохранении собственного здоровья             3. Степень удовлетворенности деятельностью классного коллектива           3.1 Наш класс живет интересной, насыщенной жизнью           3.2 Меня удовлетворяет направленность и характер дел, проводимых в нашем классе           3.3 Мы совместно отмечаем праздники и дни рождения           3..4 В наших совместных праздниках и делах принимают участие родители           3.5 Деятельность класса готовит меня к будущей взрослой жизни           3.6 Проводимые дела носят творческий характер             4. Уровень развития ученического самоуправления           4.1  Мы являемся организаторами своей жизни в классе.           4.2  В классе есть органы самоуправления.           4.3  Я знаю, как выполнить свое поручение.           4.4  Мы сами планируем свои дела.           4.5  Мы отвечаем за состояние своего класса (чистоту, уют, порядок).           4.6  Дисциплину и порядок на уроках и на переменах обеспечиваем сами.                        

 

«Два дома»» Т.Д. Марцинковской

Цель: определить круг значимого общения ребенка, особенности взаимоотношений в группе, выявление симпатий к членам. Диагностика межличностных отношений детей младшего школьного возраста.

Оборудование: Лист бумаги, на котором нарисованы два дома. Один из них – большой красивый, красного цвета, а другой – маленький, черного цвета.

Инструкция: «Посмотри на эти домики. Представь себе, что красный домик принадлежит тебе, в нем много красивых игрушек, и ты можешь пригласить к себе всех, кого захочешь. А в черном домике игрушек совсем нет. Подумай и скажи, кого из ребят своего класса ты пригласил бы к себе, а кого поселил бы в черном домике». Детям предложено сделать 3 выбора. После окончания работы ребенку предлагается подумать, не забыл ли он кого-нибудь и не хочет ли поменять кого-то местами.

Обработка и интерпретация результатов:

Ответы детей заносятся в специальную таблицу (матрицу), в которой фамилии ребят расположены по алфавиту. Таким образом, каждому воспитаннику присваивается порядковый номер, который должен быть одним и тем же при проведении других вариантов социометрического исследования

Условные обозначения для социоматрицы:

+ – положительный выбор (ответ на первый вопрос)

– отрицательный выбор (ответ на второй вопрос)

Определение социометрического статуса. Сумма отрицательных и положительных ответов, полученных каждым ребенком, позволяет выявить его положение в группе (социометрический статус).Чтобы определить статус ребенка в группе, изначально необходимо вычислить среднюю сумму положительных выборов (ССПВ), которая является своеобразным ориентиром распределения мест в иерархии коллектива:

ССПВ = общая сумма положительных выборов/ количество детей в группе

Выделяют следующие типы социометрического статуса:

— “Популярные” (“звезды”) – дети, получившие 5 и более выборов.

— “Предпочитаемые” – дети, получившие 3-4 выбора.

— “Пренебрегаемые”– дети, получившие 1-2 выбора.

— “Изолированные” – дети, не получившие ни положительных, ни отрицательных выборов (то есть остаются незамеченными своими сверстниками).

— “Отвергаемые” – дети, получившие только отрицательные выборы.

Не всякая группа имеет четкую структуру межличностных отношений, в которой ярко выражены как “звезды”, так и “отверженные”. Иногда дети получают примерно равное количество положительных выборов, что свидетельствует о правильной стратегии воспитания и формирования межличностных отношений в детском коллективе. Нередко понятие социометрической “звезды” смешивается с понятием лидера. Это неверно, так как здесь не учитывается, что “звездность” – показатель эмоциональной притягательности человека, хорошего отношения к нему со стороны товарищей. Ребенок может стать социометрической “звездой”, потому что красивый или дает конфеты, а не в силу личностных качеств, которые ценятся в человеке (честный, добрый и т. д.).

Лидерство же – это процесс реального главенствования одного над другим, показатель действительного влияния того или иного члена группы на сверстников. Поэтому неудивительно, что лидером и “звездой” могут быть разные дети: ведь для завоевания положения “звезды” и положения лидера нужны различные качества личности. Например, лидер должен обладать организаторскими способностями, которые могут отсутствовать у “звезды”.

Опираясь на данные социометрии, можно определить уровень благополучия взаимоотношений группы:

— Высокий уровень благополучия взаимоотношений фиксируется в том случае, если в группе больше детей с первой и второй статусной категорией.

— Средний уровень фиксируется тогда, когда в двух первых и трех последних группах число лиц примерно одинаково.

— Низкий уровень отмечается при преобладании в группе лиц с низким статусом (“пренебрегаемые”, “изолированные” и “отвергаемые”).

При анализе данных социометрии важным результатом является взаимность выборов детей, на основе которых высчитывается коэффициент сплоченности группы:

Сгр = общая сумма взаимных выборов/Общее число возможных выборов

Показатель хорошей групповой сплоченности лежит в диапазоне 0,6 – 0,7. Высокий коэффициент сплоченности может свидетельствовать о том, что в воспитательной группе детей связывают прочные взаимные отношения, которые ими хорошо осознаются.

Но эта величина ничего не говорит о том, на какой основе возникла взаимность. Коэффициент сплоченности, следовательно, может выражать различный характер отношений, существующих в коллективе. Он может быть показателем действительного единства коллектива на базе совместной деятельности, направленной на выполнение общественно полезных дел (уход за животными и растениями, уборка территории, помощь воспитателю в сервировке стола). Но с другой стороны, высокий коэффициент взаимности может свидетельствовать и о фактической разобщенности группы на отдельные пары, микрогруппы, об отсутствии в группе выработанного общественного мнения, о круговой поруке и т. д. Отсюда ясно, что за одинаковыми количественными показателями могут скрываться противоположные взаимоотношения. Поэтому важно уяснить, что собой представляет структура группы, из каких “союзов” она состоит.

Iкгр = ∑V(–) гр + ∑(–) гр n

индекс конфликтности группы (Iкгр), который рассчитывается по формуле:

где

Iкгр — индекс конфликтности группы,
∑V(–)гр — сумма взаимных негативных выборов всех членов группы,
∑(–)гр — сумма односторонних негативных выборов в группе,
n — число членов группы;

 

 

 
       

Ранжирование понятий. Детям был предложен перечень понятий (друзья, профессия, семья, богатство, здоровье, общение, Родина, деньги, квартира, семья, поведение, способности). Им было дано задание проранжировать понятия по степени личной значимости.

Классный час.

Тема: Я И МОИ ДРУЗЬЯ.

Цель: 1.На примере прочитанных рассказов, стихотворений дать понятие о настоящей, бескорыстной дружбе;

показать на примерах в чём состоит красота и ценность дружбы, её значение в жизни, в учении, труде, в выполнении общественных поручений;

способствовать развитию уменя учащихся работать в микрогруппе.

2. воспитывать взаимоуважение, вежливое обращение ребят друг к другу.

Оборудование: 1. Пословицы о дружбе (на доске, карточки);

«Нет друга ищи, а нашёл- береги»;

«Друг познаётся в беде»; «Недруг поддакивает, а друг спорит»; «С другом веселее при удаче, легче в беде»; «Дружба дружбе рознь, а иную хоть брось»; «Друга ищи, а найдёшь - береги»; «Без беды друга не узнаешь. Друг познаётся в несчастии»; «Не имей сто рублей, а имей сто друзей», «В недруге стрела, что во пне. А в друге, что во мне»; «Друга на деньги не купишь; «Радость на двоих — две радости».

2. Песни: «Дружба», «Если с другом вышел в путь».

3. Стихотворения: А. Барто, С. Михалкова, рассказы В. Осеевой, Н. Чабаевского и другие.

4.Рисунки учеников «Мой друг».

5. Карточки. Ромашка.Лесенка.

6.«Законы дружбы».

7.Фрагменты мультфильмов.

8.Проектор.

Участники: учащиеся 3 класса, родители учащихся, учитель.

 

                                    ХОД УРОКА:

IСоздание психологической комфортности на занятии.

Здравствуйте! Я рада всех вас видеть. Сегодня наш классный час мы начнём необычно. Я приглашаю и детей и взрослых встать в круг.

 Предлагаю всем сыграть в игру «Я начну, а ты продолжи». Это упражнение поможет вам преодолеть стеснение и скованность, а также настроиться на активную, плодотворную работу.(У одних карточки(разного цвета: красный начинает, синие продолжают и меняются местами) с началом пословицы или строчки из песни, стихотворения, у других конец).

Спасибо за разминку. Я вижу это упражнение помогло вам преодолеть в себе скованность чувств и реакции.

Звучит песня «Дружба», все занимают свои места.

IIВведение в тему/

- Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались! А значит у нас появилась возможность поговорить о чём-то интересном.

- Вы догадались о чём пойдёт разговор? (О дружбе.)

- Дети, а что по вашему означает слово «дружба»?

- Есть ли у вас друг? Что вам нравится в вашем друге? За что вы на него обижаетесь? Как вы сами относитесь к своему другу? А он?

- А теперь теперь эти же вопросы адресуем родителям.(Ответы родителей).

- Спасибо за ваши искренние ответы, уважаемые собеседники.

3.Ученики читают стихи:

- Послушайте стихотворение А. Барто и подумайте, почему стихотворение называется «Я люблю ходить вдвоём».

Я люблю ходить вдвоём

В поле, в лес, на водоём.                      Я один брожу в лесу

Я люблю пускаться в путь                     (Так бывает редко)

Не один, а с ке-нибудь.                           Задрожала на весу

Я люблю кричать 6 «Гляди!                   Закачалась ветка.

Посмотри! Постой-ка!                             Белка в зелени густой

Видишь, речка впереди!                         Скачет в перелеске.

Лодок, лодок сколько!...»                       Крикнуть некому: «Постой!»

И собрыва, с высоты                               Я один...

Я зову: «Ау! Где ты?                                Мне красотой

Погляди с обрыва.                                    Поделиться не с кем.

Как вокруг красиво!»

 

- Конечно, когда не с кем поговорить о том, что увидел, не с кем «поделиться красотой», не с кем разделить своё чувство восхищения, человеку плохо. Человеку нужно общение. Общение интересно люди дружат и понимают друг друга.

- Владимир Иванович Даль в своём знаменитом «Толковом соваре» приводи такое определение слову «Дружба»: «бескорыстная стойкая приязнь». На первое место знаменитый учёный и писатель ставит бескорыстие.

Инсценировка рассказа «Ни за то и ни за это.» Она поможет вам понять, что же такое бескорыстие. (на доске)

Вед.:Костя сделал скворечник и позвал Вову.

Костя:Посмотри, какой птичий домик я сделал.

Вед:Вова присел на корточки.

Вова:Ой, какой! Совсем настоящий! С крылечком! Знаешь что, Костя, сделай и мне такой. А я тебе за это планер сделаю.

Костя: Ладно, только давай ни за то и ни за это, а просто так: ты сделаешь планер, а я скворечник.

- Что же такое бескорыстная дружба? (ответы учащихся, родителей.)

- Можно ли назвать бескорыстной героиню этого стихотворения «Срочно требуется друг»?

Ученица:»Срочно требуется друг»

Все живут не тужат, а со мной не дружат.

Бант у Кати расписной, красные колготки

И характер кроткий. Я шепчу: «Дружи со мной,

Мы же одногодки. Мы как две сестрички,

Мы как две голубки из одной скорлупки.»

Я шепчу: «Но ты учти — ты во всём должна идти

Другу на уступки».

Предлагаю Ильиной: «Ты дружи со мной одной!»

Есть разряд у Ильиной и спортивный свитер,

И девчонок свита.

Подружусь я с Ильиной, стану знаменита!

Все пятёрки до одной у Светловой Нади.

Я прошу:»А ты со мной подружись хоть на день!

  Мы с тобой поладим:

  Будешь ты меня спасать — дашь контрольную списать.»

  А девчонки на дыбы! Говорят: «Молчала бы!»

  Не вставать же на колени уговаривать подруг...

  Напишу я объявленье: «Срочно требуется друг!»

- Почему никто не хотел дружить с этой девочкой?

- А стали бы вы дружить с героями этих стихотворений?

Дети рассказывают стихотворения: «Сонечка», «Жадина».

Тронь её нечайно — сразу;

 - Караул!

Ольга Николаевна, он меня толкнул!

Ой, я укололась,- Слышен Сонин голос.

- Мне попало что-то в глаз.

       Я пожалуюсь на вас!

       Дома снова жалобы: - Голова болит...

       Я бы полежала бы — мама не велит.

       Сговорились мальчики:-мы откроем счёт.

       Сосчитаем жалобы — сколько будет в год?

       Испугалась Сонечка и сидит тихонечко.

 

Кто держит конфету в своём кулаке,

Чтоб съесть её тауно от всех в уголке,

Кто, выйдя во двор, никому из соседей

Не даст покататься на велосипеде,

Кто мелом, резинкой, любою безделицей

В классе ни с кем никогда не поделится?

Имя тому подходящее дадено,

Даже не имя, а прозвище: ЖАДИНА!

Жадину я ни очём не прошу,

В гости я жадину не приглашу.

Не выйдет из жадины друга хорошего,

Даже приятелем не назовёшь его.

Поэтому честно, ребята, скажу-

С жадными я никогда не дружу!

 

Высказывания ребят.

- Так каким же должен быть настоящий друг? Может быть таким, как в песне, которая так и называется «Настоящий друг»?

- Хорошо, когда рядом надёжный, верный друг, с которым можно поиграть, поговорить или просто погулять.

Ученик:Стихотворение «Друзья — товарищи.»

День стоял весёлый раннею весной.

Шли мы после школы — я да ты со мной.

Куртки нараспашку, шапки набекрень -

Шли куда попало, в первый тёплый день.

Шли куда попало- просто наугад.

Прямо и направо, а потом назад.

А потом обратно, а потом кругом,

А потом вприпрыжку, а потом бегом.

Весело бродили я да ты со мной,

Весело вернулись к вечеру домой.

Весело расстались — что нам унывать?

Весело друг с другом встретимся опять!

- Говорят, что друг познаётся в беде. В этом случае особенно остро проявляются такие качества, как бескорыстие, доброта, отзывчивость. Такого друга, какой был у Павлика в рассказе «Терешка» С. Косова, наверное хотел иместь каждый.

Чтение рассказа учителем.

Обсуждение.

- Какое бы вы придумали к этому рассказу продолжение?

- Чаще всего дружба бывает крепкой, верной идолгой, если у людей одинаковые интересы, вкусы, им нравятся одинаковые игры, занятия, если они добры, отзывчивы, не эгоистичны.

IIIКоллективная работа «10 законов дружбы»

- Я предлагаю вам ребята, вместе с родителями, опираясь на личный опыт и мудрость русских пословиц, вывести несколько законов дружбы. Записать их на лепестках ромашки и вывесить на доску. (Дети и родители советуются, записывают на лепестках, законы дружбы и вывешивают их на доску.Образуется ромашка.)

- А знаете ли вы, что учёные психологи изучали правила дружбы у народов разных стран. Оказалось, что, несмотря на разный цвет кожи, разное воспитание и условия жизни, есть много общего в том, что люди считают дружбой. И вывели 10 законов дружбы.

                               ЗАКОНЫ ДРУЖБЫ

1. Доверять другу.

2.Делиться новостями, успехами и неудачами.

3.Уметь хранить чужие секреты.

4.Радоваться вместе с другом его успехам.

5.Предлагать свою помощь, а не ждать просьбы о помощи.

6.Стараться, чтобы другу было приятно в твоём обществе, не создавать неловких ситуаций.

7.Защищать друга.

8.Не критиковать друга в присутствии других людей.

9.Уважать право друга иметь других друзей, кроме тебя.

10 Всегда выполнять свои обещания.

- Я с гордостью хочу заявить, что ваши законы и законы учёных-психологов очень похожи. Прочитайте их и сравните. Что общего вы заметили? В чём отличие?

(Дети и родители читают, находят общие законы. Новые законы ещё раз прочитывают.) Поделитесь своими мыслями, нам очень интересно узнать вашемнениею

IVЗакрепление социальных понятий.

Задание1. Мультфильмы.

- Хочу предложить вам отдохнуть и посмотреть несколько сюжетов из мультфильмов. Дайте совет друзьям из мульфильмов. Объясните причины их поведения.

- (Дети и родители смотрят сюжеты м/в, объясняют причину поведения и дают советы персонажам сказок).

Задание2. Психологическая игра «Какой я друг?»

- Сейчас я приглашаю вас сесть поудобнее, расслабиться (Звучит спокойная,тихая музыка) и закрыть глаза. Вдохните глубоко.

Теперь представьте себе, что вы находитесь в окружении нескольких своих друзей... Это совершенно особые люди в вашей жизни — люди, с которыми вам хорошо. Вы можете им доверять, рассказывать обо всех важных событиях своей жизни и сокровенных своих чувствах...(15с)

Посмотрите внимательно на каждого в отдельности и подумайте, почему он или она для вас так важны...(15с)

Теперь взгляните на всех своих друзей. Может быть, кто-то вам особенно дорог? Если это так тогда скажите ему(ей), как вам нравится, когда вы вместе, и как вам важна дружба с ним (ней)...(15с).

А сейчас я хотела бы, чтобы вы попрощались со своими друзьями и снова вернулись бы в наш класс. Потянитесь немного и откройте глаза.

Анализ упражнения.

- Каких друзей вы видели? Видели ли вы своего лучшего друга?

- Что вы друг другу сказали?

- Почему эти друзья так ценны для вас?

- Что вы делаете, чтобы сохранить дружбу?

 

V Итог

-Что нового интересного узнали?

- Какие законы дружбы вам показались самыми лёгкими?Тяжёлыми?

VI Рефлексивно-оценочная деятельнось.

- Ребята, у вас на столах лежат кружки поместите их на свою «Лесенку достижений» (В портфолио), где по вашему мнению вы находитесь как друг.

Анализ рефлексивной деятельности Почему вы прикрепили свой кружок именно на это место?

- Над чем вам надо ещё поработать?

- Что вы хотите пожелать своим друзьям?

Завершение.

- Ребята и уважаемые взрослые, я надеюсь, что сегодняшний урок запомнится вам на всю жизнь. А завершить наше занятие я хочу стихами Ф. Алиева:

Хороший друг - как ветер.

При несчастье

Он унесёт и горе и беду.

Как листья,

Что осыпались в ненастье

В осеннем, холодеющем саду.

А в радости -

Он мощный вал,стоящий

Надёжно на пути врагов твоих.

Люблю длузей, надёжных, настоящих.

Ценю и воспеваю их!

Цель: формирование у учащихся представления о дружбе, как о важнейшей нравственной ценности.

Задачи:

- формировать навыки конструктивного поведения в дружеских отношениях;

- развивать внутренний интонационный слух, коммуникативные способности, ассоциативное мышление;

- способствовать развитию дружеских отношений в классном коллективе;

- воспитывать чувство коллективизма, толерантного отношения друг к другу;

- способствовать развитию эмоциональной сферы личности.

 

Познавательные УУД:

· перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;

· осознавать познавательную задачу

· читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах заданий;

· устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Регулятивные УУД:

· уметь работать по предложенным инструкциям

· уметь излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию, самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений.

· определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;

Коммуникативные УУД:

· уметь работать в паре и в коллективе; уметь рассказывать о своих результатах.

· уметь работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности.

 

Оборудование: электронная презентация, листы формата А-3, фломастеры, клей, заготовки заданий (пословицы), человечки из бумаги, радуга, земной шар, дерево на листе ватмана, листочки зелёные и жёлтые, банка.

Ход занятия.


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.194 с.