Организация духовно-нравственной деятельности по формированию детского коллектива. — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Организация духовно-нравственной деятельности по формированию детского коллектива.

2019-12-20 246
Организация духовно-нравственной деятельности по формированию детского коллектива. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Чтобы выработать какое-либо качество, необходимо, чтобы воспитанник хорошо понимал значение этого качества, нравственно был уверен в общественной и личной полезности определенного типа поведения. Нами были разработаны мероприятия по формированию коллектива в рамках внеурочной деятельности.      

Рассказ на этическую тему - это яркое, эмоциональное изложение конкретных фактов событий, имеющих нравственное содержание, он обогащает нравственный опыт служит способом использования положительного примера в воспитании. Требования к применению рассказа: должен соответствовать социальному опыту воспитанников, сопровождаться наглядностью (иллюстрации, фото, изделия народных умельцев, произведения живописи), должна быть создана соответствующая эмоциональная обстановка, профессионально изложен, не торопить воспитанников с ответом, дать почувствовать содержание, должен быть коротким. Подласый И. П. Курс лекций по коррекционной педагогике. Для средних специальных учебных заведений M.: Владос, 2002 Нами были использованы рассказы Л.Н. Толстого «Два товарища», Осеевой «Синие листья», «До первого дождя», М.Водопьянова «Один за всех и все за одного», И.Туричина «Дружба»

Также были проведены игры на развитие коммуникации «Волшебный стул», «Мы с тобой похожи», «Комплемент», «Подарок на всех», «Вежливые слова». Их цель помочь ребенку увидеть свои положительные стороны и почувствовать, что он принимаем другими детьми, развить умение дружить, делать правильный выбор, сотрудничать со сверстниками.

Нами были проведены внеклассные мероприятия «Поговорим о дружбе», «Мы разные, но мы вместе». Целями данных мероприятий являются

1. Расширение знаний детей о дружбе.

2. Развитие умения аргументировать свою точку зрения.

3. Формирование нравственных качеств обучающихся: умение дружить, беречь дружбу, общаться в коллективе.

4. Воспитание доброжелательности, уважения друг к другу.

Также был организован проект «Мои друзья». Проект для учащегося — это деятельность, которая позволяет учащемуся проявить себя, приложить свои знания и умения, показать публично достигнутый результат. Проект состоял из следующих этапов:

– выбор темы проекта. В ходе чтения и анализа произведений Л.Н. Толстого, В.Осеевой, М.Водопьянова, И.Туричина возникла идея организовать проект, в котором бы дети рассказали о своём друге.

Этапы работы над проектом:

 «Погружение» в проект. На этом этапе пробуждается интерес к теме проекта, формулируется проблему проекта, выделяет цель и задачи проекта, формулирует способы решения проблемы проекта

Осуществление деятельности. На этом этапе дети осуществляли свою творческую деятельность в составлении рассказа о своём друге, рисовании его портрета.

Презентация продукта проектной деятельности.Представляя проект своей деятельности, дети рассказывали о своих друзьях, о ходе работы над проектом, о трудностях, которые им удалось преодолеть. Дети подготовили рассказ о своём друге, объяснили,  почему они выбрали именно этого одноклассника, рассказали о совместных занятиях. Некоторые ребята принесли совместно сделанные поделки, фотографии.

Рефлексия. Этот этап завершил проектную деятельность и выразился в следующих формулировках: «В ходе работы над проектом я узнал..., меня удивило..., а также я научился…»
Совместно с детьми была составлена памятка «Правила нашего класса»

Дорожи школьной дружбой.                                                                                         -Помогай товарищу: если умеешь что-то делать, научи и его.                                        -Останови товарища, если он делает что-то плохое.                                                          -Если товарищ попал в беду, помоги ему, чем можешь.                                                          -Не ссорься с друзьями; старайся работать и играть с ними дружно, не спорь по пустякам.         

-Умей принять помощь, советы и замечания от других ребят.                                                      -Научись радоваться не только своим успехам, но и успехам товарищей.                                                   -Если поступил плохо, не стесняйся в этом признаться и исправиться.

С разработками мероприятий и игр на развитие коммуникации можно ознакомиться в приложении.

2.3 Контрольное диагностическое исследование уровня сформированности детского коллектива.

Работа по формированию детского коллектива в младшем школьном возрасте начинается со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения. В детском коллективе  ребёнок имеет возможность проверить на собственном опыте свои знания, склонности нравственного порядка, что обеспечивает переход внешних моральных требований во внутренние. Применение во внеурочной деятельности системы занятий, направленных на формирование коллектива, позволяет формировать детский коллектив, независимо от личностных особенностей каждого ребёнка.В данном параграфе представлены результаты повторно проведённых методик по оцениванию уровня сформированности детского коллектива.

Таблица 1. Результаты «Диагностики уровня развития классного коллектива» 

Имя ребёнка

Взаимоотношения в классном коллективе

Мотивированность классного коллектива

Степень удовлетворённости деятельностью класса

Уровень развития ученического самоуправления

Уровень развития классного коллектива

  баллы уровень баллы уровень баллы уровень баллы уровень баллы уровень
Испытуемый 1 20 средний 26 высокий 27 высокий 24 средний 97 высокий
Испытуемый 2 26 высокий 23 средний 24 средний 23 средний 96 средний
Испытуемый3 21 средний 26 высокий 23 средний 27 высокий 97 высокий
Испытуемый 4 25 высокий 22 средний 25 высокий 24 средний 96 средний
Испытуемый 5 24 средний 23 средний 22 средний 23 средний 92 средний
Испытуемый 6 22 средний 26 высокий 24 средний 25 высокий 97 высокий
Испытуемый 7 26 высокий 23 средний 23 средний 26 высокий 96 средний
Испытуемый 8 24 средний 26 высокий 27 высокий 24 средний 101 высокий
Испытуемый 9 21 средний 23 средний 24 средний 23 средний 91 средний
Испытуемый 10 25 высокий 23 средний 22 средний 26 высокий 96 средний
Испытуемый 11 30 высокий 30 высокий 22 средний 23 средний 105 высокий
Испытуемый 12 19 средний 23 средний 21 средний 24 средний 87 средний
Испытуемый 13 26 высокий 30 высокий 23 средний 26 высокий 105 высокий
Испытуемый 14 30 высокий 30 высокий 28 высокий 23 средний 111 высокий
Испытуемый 15 25 высокий 23 средний 22 средний 26 высокий 96 средний
Испытуемый 16 23 средний 28 высокий 21 средний 27 высокий 99 высокий
Испытуемый 17 26 высокий 30 высокий 23 средний 24 средний 103 высокий
Испытуемый 18 24 средний 26 высокий 21 средний 25 высокий 96 средний
Испытуемый 19 25 высокий 30 высокий 24 средний 22 средний 101 высокий
Испытуемый 20 22 средний 28 высокий 27 высокий 28 высокий 106 высокий
Испытуемый 21 28 высокий 26 высокий 23 средний 22 средний 99 высокий
Испытуемый 22 26 высокий 27 высокий 24 средний 26 высокий 103 высокий
Испытуемый 23 30 высокий 30 высокий 27 высокий 28 высокий 105 высокий
Испытуемый 24 24 средний 26 высокий 22 средний 24 средний 96 средний
Испытуемый 25 21 средний 26 высокий 26 высокий 22 средний 95 средний
                     

 

По итогам результатов было выявлено, что взаимоотношения в коллективе у 13 испытуемых (52%) соответствуют высокому уровню; у 12 испытуемых (48 %) - среднему уровню; у 0 испытуемых (%) - низкому уровню; у 0 испытуемых (%) – очень низкому уровню.

Мотивированность детского коллектива у 17 испытуемых (68 %) соответствуют высокому уровню; у 8 испытуемых (32 %) - среднему уровню; у испытуемых (%) - низкому уровню; у испытуемых (%) – очень низкому уровню.

Степень удовлетворённости деятельностью коллектива у 7 испытуемых (28%) соответствуют высокому уровню; у 18 испытуемых (72 %) - среднему уровню; у испытуемых (%) - низкому уровню; у испытуемых (%) – очень низкому уровню.

Уровень ученического самоуправления у 12 испытуемых (48 %) соответствуют высокому уровню; у 13 испытуемых (52%) - среднему уровню; у испытуемых (%) - низкому уровню; у испытуемых (%) – очень низкому уровню.

Подсчитав суммарное число баллов, мы определили, что уровень развития коллектива у 14 испытуемого (66%) соответствуют высокому уровню; у 11 испытуемых (44 %) - среднему уровню; у испытуемых) - низкому уровню; у испытуемых (%) – очень низкому уровню.

Значит, при повторной диагностике уровень взаимоотношений повысился на 16 % мотивированность на 4 %, степень удовлетворённости деятельностью коллектива на 8 %, уровень ученического самоуправления на 12 %.

Результаты диагностики «Ранжирование понятий»

 

Таким образом, для 8 детей на первом месте друзья, для 2- общение, для 2- семья, для 4 родители, для 2- Родина. Из этого можно сделать вывод о том, что у 72 % обучающихся морально-нравственные ценности сформированы на высоком уровне.

Повторные результаты диагностики «Домики»В классе выявлены следующие социометрические статусы: 3 явных лидера (при разнице в кол-ве положительных и отрицательных выборов не менее 7 голосов в пользу положительных), 14 предпочитаемых, 2 изолированных (положительных и отрицательных выборов поровну), 4 пренебрегаемых.Обучающихся со статусом отвергаемый не выявлено.

 

Следовательно, можно говорить о тенденции к повышению нравственной активности младших школьников, динамика роста уровня сформированности коллектива очевидна. Целенаправленная работа положительно влияет на результативность работы и думается, что дальнейшая работа в данном направлении принесет положительные результаты.

2.4 Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности духовно-нравственного направления в детском коллективе

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением через учебный план и внеурочную деятельность. Формы по реализации внеурочной деятельности разнообразны.

Без усвоения норм взаимоотношений невозможно формирование социальной активности, в процессе развития которой происходит повышение уровня самоопределения ребенка, расширение понимания им своего места в системе отношений «я и мои сверстники», «я и взрослые», «я и общество». Критерием оценки общественно полезной деятельности младшего школьника является не просто ее продукт (он может быть минимален), а степень сформированности ответственного отношения к общему делу.

Нами разработаны методические рекомендации.которые освещают аспекты организации внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению для развития личности ребенка.

Общей целью духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, инициативного, компетентного гражданина России

Организации внеурочной деятельности должна учитывать:

-соответствие возрастным особенностям обучающихся,

-преемственность с технологиями учебной деятельности,

-опору на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности школы;

- уровень развития детского коллектива как важнейшего условия развития личности ученика;

- проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками,

- внеурочная деятельность не должна быть продолжением урока, для этого используются различные формы ее организации.

-вся внеурочная деятельность (в единстве с урочной) должна быть направлена на достижение планируемых результатов освоения ООП

На классного руководителя возлагается самая большая ответственность в вопросах реализации внеурочной деятельности. Вся работа классного руководителя с обучающимися и есть внеурочная деятельность (экскурсии, круглые столы, соревнования, участие в различного уровня мероприятиях, подготовка к мероприятиям и т.д.).

 Чтобы получить результат, который заложен в основной образовательной программе, классному руководителю теперь приходится не просто провести какое-то мероприятие, но и спланировать его так, чтобы в ходе подготовки, проведения, анализа мероприятия были достигнуты планируемые личностные и метапредметные результаты. Поэтому мы рекомендуем после каждого мероприятия классному руководителю составлять аналитическую записку, в которой указать, достижение каких результатов планировалось, какие достигнуты, кто из обучающихся проявил способности лучше, с кем необходимо поработать над каким-то конкретным результатом и т.д. Классный руководитель может разработать цикл мероприятий (отдельно или в рамках реализации Программы (плана) воспитательной работы класса), реализация которых возможна через систему классных часов или во внеурочное время после уроков.

Выводы по 2 главе

Духовно-нравственное воспитание является необходимым условием для развития личности. Формирование детского коллектива необходимо для развития коммуникации, совместной деятельности и общению членов коллектива. Врезультате констатирующего эксперимента было выявлено, что проведённые меропроприятия способствовали повышению повышению уровня морально-нравственных ценностей, сформированности коллектива.

Нами была выдвинута гипотеза, что процесс формирования детского коллектива будет эффективным, если будут созданы положительные психолого-педагогические условия для формирования и развития детского коллектива, учтены возрастные, личностные особенности обучающегося, деятельность будет способствовать развитию личностных качеств каждого обучающегося. Наши предположения были подтверждены. При правильной и целенаправленной организации воспитательной работы с детским коллективом, развитии его самодеятельности, здорового общественного мнения в нем формируется определенный стиль и тон жизни, которые способствуют эффективному формированию чувства коллективизма у обучающихся. Наиболее существенными нравственными чертами этого стиля и тона являются: бодрость коллективной жизни и деятельности; развитое чувство собственного достоинства и гордости за свой коллектив; чувства товарищества, дружбы, ответственной зависимости и высокая активность всех учащихся в решении совместно поставленных задач; чувство защищенности каждого члена коллектива. Таким образом, можно сделать вывод о том, что на современном этапе необходимо проводить работу, направленную на формирование коллектива и тем самым на формирование личности, обладающей всеми необходимыми компетенциями.

 

 

Заключение

Проблема духовно-нравственного воспитания сегодня стоит в нашем обществе как никогда остро. Проблемы воспитания школьников связаны с тем, что современное российское общество нуждается в людях, обладающих не только теоретическими и практическими научными знаниями, но и нравственной культурой. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, меняют требования общества к системе образования. Сегодня необходимы личности, обладающие коллективистскими качествами: уважительного относящиеся к иному мнению, владеющие навыками адаптации в динамично изменяющемся мире, умеющие сотрудничать, готовые слушать собеседника и вести с ним диалог. Проблема нравственности напрямую связана с формированием и развитием коллектива. Коллектив во многом определяет отношение человека к труду, обществу, людям и самому себе, направляет процесс формирования его творческой индивидуальности. Коллектив является основной социальной средой, в которой воспитываются потребности, раскрываются задатки, формируются способности личности.

Значение и функция начальной школы в системе непрерывного образования определяется не только преемственностью ее с другими звеньями образования, но и неповторимой ценностью этой ступени становления и развития личности ребенка. Именно младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью к усвоению нравственных правил и норм. Это позволяет своевременно заложить нравственный фундамент развитию личности. Стержнем воспитания, определяющим нравственное развитие личности в младшем школьном возрасте, является формирование гуманистического отношения и взаимоотношения детей, опора на чувства, эмоциональную отзывчивостью, что является основой для воспитания коллективистских отношений. За несколько лет младший школьник накапливает при правильном воспитании важный для своего дальнейшего развития опыт коллективной деятельности – деятельности в коллективе и для коллектива. Воспитанию коллективизма помогает участие детей в общественных, коллективных делах. Именно здесь ребёнок приобретает основной опыт коллективной общественной деятельности.

Важную роль при этом играет характер взаимоотношений, которые складываются между детьми в изменяющейся структуре постоянных и временных объединений, что проводит всех школьников через положение руководителей и исполнителей, формируя умения командовать товарищами и подчиняться товарищу, создавая развернутую сеть разнообразных связей, отношений.

Коллектив может стать важным инструментом формирования личности при условии разумного управления им со стороны педагога. Коллектив младших школьников организуется взрослым. При этом важное значение приобретает вопрос о соотношении: потребности детей в общении и задач, поставленных перед этим коллективом. Формирование и развитие коллектива младших школьников происходит поэтапно, методически организованно. Эффективное управление коллективом младших школьников возможно при условии глубокой теоретической вооруженности педагога в вопросах коллектива, особенно таких, как опора на самоуправление, организация деятельности и отношений, развитие коллектива и личности.

В ходе работы была проанализирована психолого-педагогическая литература, рассмотрены особенности развития детского коллектива, выбраны и применены методики исследования уровня формирования коллектива на этапе младшего школьного возраста. В ходе исследования использован метод наблюдения, тестирования, анкетирования. Нами были разработаны и проведены мероприятия, направленные на повышения уровня формирования коллектива. При проведении констатирующей диагностики было выявлено повышение уровня сформированностиморально-нравственных ценностей, коллектива.Отсюда можно сделать вывод, что целенаправленная разнообразная работа является фактором, влияющим на формирование детского коллектива. Разработанные в ходе исследования мероприятия могут быть использованы учителями начального общего образования при работе с классом.

 

 

 

 

Литература

1Акимова, М.К. Индивидуальность учащихся и научный подход:моногр. [Текст]  / М.К. Акимов, В.Т. Козлова. - М.: Знание, 2002. – 267 с. 178

2 Бехтерев В.М. Избранные труды по психологии личности. Том II: Объективное изучение личности [Текст]  /Ответственные редакторы: Г.С. Никифоров, Н.Л. А Коростылева. — Санкт-Петербург: Алетейя, 1999. — 284 с. — ISBN 5-89329-066-6.

3 Григорьев Д.В, Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. [Текст] / Григорьев Д.В, Степанов П.В-М: «Просвещение», 2013 г

 

4 Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя [Текст] /Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. — М.: Просвещение, 2010. — 223 с. — (Стандарты второго поколения). — ISBN 978-5-09-020549-8.

 

5Гильяшева И.Н. Методика исследования межличностных отношений ребёнка. Методическое пособие. Серия: Выпуск 7. [Текст]  /Гильяшева И.Н.., Игнатьева Н.Д - М.: «Фолиум», 1994.-64с.

6 А.Я.Данилюк Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. [Текст] /А.Я.Данилюк, A. М. Кондаков, B. А. Тишков Издательство «Просвещение», 2009

7 10. Зимняя И.А. Педагогическая психология. [Текст] / Зимняя И.А - М.: Логос, 2009. - 384 с.

8Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь: Для студ. высш. учеб. заведений [Текст] /Г.М.Коджаспирова. –М.: Владос, 2004. – 347 с

9Коджаспирова Г.М. Педагогика: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / Г.М. Коджаспирова. - М.: Владос, 2004.-347 с.

10.Лутошкин А.Н. Эмоциональная жизнь детского коллектива. [Текст] / Лутошкин А.Н. - М., 1978. - С. 22-23.

11.Макаренко А.С. «Коллектив и воспитание личности.» [Текст] /. Макаренко А.С.  - М.: Педагогика, 1972. - 334 с.

12. Матяш Н.В. Инновационные педагогические технологии. Проектное обучение: учеб. пособие для студ. учреждений высш. обра-зования [Текст] / Н.В.Матяш. — 3-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2014. — 160 с.

 

13. Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников [Текст] / А.В. Мудрик.-М.: Педагогика, 1984. - 112с.

14.Мудрик А.В. Общение в процессе воспитания. [Текст] / Мудрик А.В. - М.:Просвещение, 2005.

15. Ниянченко Е.А. Учим детей общаться. [Текст] / Ниянченко Е.А. Начальная школа. - 2002. - №6. с. 63-71.

16.Петрунек В.П. Младший школьник. [Текст] / Петрунек В.П., Таран Л.Н.  - М. - Педагогика, 1994.

17.Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: Пособие для учителя. [Текст] / Поливанова К.Н.  М., 2008. – 192 с

18.Сухомлинский В.А. Методика воспитания коллектива. [Текст] / В.А. Сухомлинский. - М.: Просвещение, 2000.-53c.

19.Сейдниязова Н. В. Внеурочная деятельность как средство достижения личностных результатов в начальном звене обучения [Электронный ресурс] // Сейдниязова Н. В., Серикова, Л. А. ИСОМ. – 2012. – №6. – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/ (дата обращения: 23.02.2019).

20. Шацкий С.Т. Пед., соч.: В 2 т. /Шацкий С.Т. - М., 1980. - Т.1. -с. 254.17. Шацкий С.Т. Указ. Соч. - 611.

21.Щуркова Н. Е. Собрание пестрых дел. Методич. Материал для работы с детьми. [Текст]/Щуркова Н.Е - М., 1994.

22.Щуркова Н.Е Программа воспитания школьника. [Текст]/Щуркова Н.Е М.: Педагогическое общество России, 1998. — 48 с

23. Щуркова Н.Е  Система воспитания в школе и практическая работа педагога [Текст]/Щуркова Н.Е АРКТИ, 2007г

24. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, М.: Просвещение, 2011. - 47с.

25.Филатикова С. В. Проектная деятельность в начальной школе // Школьная педагогика. — 2016. — №4. — С. 58-60. — URL https://moluch.ru/th/2/archive/42/1524/ (дата обращения: 16.03.2019).

26.Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. [Текст] / Эльконин Д.Б. -М.: Междунар. пед. академия, 1995. — 224с

 

 

Приложение


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.059 с.