Организация внеурочной деятельности духовно-нравственного направления в детском коллективе — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Организация внеурочной деятельности духовно-нравственного направления в детском коллективе

2019-12-20 184
Организация внеурочной деятельности духовно-нравственного направления в детском коллективе 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Организация внеурочной деятельности духовно-нравственного направления в детском коллективе

 

Научный руководитель:

ассистент кафедры теорий и методик начального образования Г. Ф.Ибрагимова

 

 

Дата представления_________________

Дата защиты_______________________

Оценка____________________________

 

Содержание посмотрите образцы

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1 Теоретические аспекты организации внеурочной деятельности духовно-нравственного направления в детском коллективе.

1.1 Понятие коллектив и его сущностная характеристика

1.2 Особенности реализации во внеурочной деятельности духовно-нравственного направления в детском коллективе.

Выводы по 1 главе

Глава 2. Практические основы организации внеурочной деятельности духовно-нравственного направления в детском коллективе 3 б класса МБОУ гимназии №105

2.1 Диагностические исследования уровня сформированности детского коллектива.

2.2 Организация духовно-нравственной деятельности по формированию детского коллектива.  

2.3 Контрольное диагностическое исследование уровня сформированности детского коллектива.

2.4 Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности духовно-нравственного направления в детском коллективе

Выводы по 2 главе

Заключение

Список использованной литературы.

Приложение

Глоссарий по понятиям.

 

Введение

Формирование коллектива и отношений в нём является достаточно сложным процессом. по ширине: весь текст введения!

В коллективе проявляются как индивидуальные качества личности – её эмоциональные и волевые свойства, интеллектуальные возможности, так и усвоенные нормы и ценности общества. С момента поступления в школу ребенку открывается более широкий мир, состоящий из одноклассников, учителей. В младшем школьном возрасте большее значение для развития и становление личности ребёнка приобретает общение в коллективе сверстников. Детский коллектив становится основной базой накопления детьми позитивного социального опыта.

Актуальность  проблемы формирование детского коллектива определяется постоянно меняющимися требованиями общества, в котором просто необходимы коллективистические качества, которые формируются именно в начальной школе.

ФГОС НОО устанавливает требования к личностным и метапредметным результатам обучающихся:

- формирование уважительного отношения к иному мнению

- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся мире

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки

- развитие навыков сотрудничества

- готовность слушать собеседника и вести с ним диалог,

которые формируются и осуществляются в детском школьном коллективе.

Совместная деятельность вырабатывает необходимые навыки социального взаимодействия, умение подчиняться требованиям коллектива и в то же время отстаивать свои права. Общение со сверстниками это также важный специфический канал информации.

Дети поступают в класс из разных садов, также есть дети, которые мало или совсем не посещали детский сад. В связи с этим возникают трудности формирования детского коллектива.

ФГОС ОО ориентирован на становление личных характеристик выпускника. Одной из характеристик является выпускник, уважающих других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов. [25, c.6]. Необходимость исследования проблемы формирования детского коллектива определяются существующими сложностями в выборе наиболее эффективных средств и методов педагогических и психологических воздействий при формировании коллектива в современной школе.

Отсюда вытекают несколько противоречий:

- требования ФГОС НОО к личностным и метапредметным результатам обучающихся и недостаточным развитием личных качеств у младших школьников

- размытость нравственных ориентиров современного общества и формирование высоко нравственной личности

- между потребностью в формировании межличностных отношений у младших школьников и недостаточной разработанностью соответствующих коллективных творческих дел.

Таким образом, в ходе анализа теоретических исследований и практического опыта по изучаемой проблеме выявлены существенные противоречия между: потребностью общества в духовно-нравственном воспитании младших школьников и реальными возможностями его осуществления в деятельности общеобразовательных учреждений, а также недостаточным уровнем осознания важности этой проблемы; необходимостью повышения эффективности духовно-нравственного воспитания младших школьников во внеурочной деятельности и недостаточной разработанностью научного, методического, а также кадрового обеспечения этого процесса; спецификой возрастных особенностей учащихся начальных классов и недостаточным их учёте в духовно-нравственном воспитании младших школьников во внеурочной деятельности.

Проблема нашего исследования заключается в необходимости поиска наиболее эффективных средств и методов педагогических и психологических воздействий на формирование детского коллектива в современной школе.

Таким образом, актуализировалась проблема формирования коллектива. В связи с этим была определена следующая тема: «Организация внеурочной деятельности духовно-нравственного направления в детском коллективе»

Цель исследования - выявить эффективные средства и методы педагогического воздействия на формирование детского коллектива.

объект исследования: образовательный процесс во внеурочной деятельности в начальном общем образовании;

предмет исследования: реализация духовно-нравственного направления во внеурочной деятельности младших школьников;

Гипотеза исследования - процесс формирования детского коллектива будет эффективным, если:

- создавать положительные психолого-педагогические условия для формирования и развития детского коллектива;

- деятельность будет способствовать развитию личностных качеств каждого обучающегося;

- будут учтены возрастные, личностные особенности обучающегося

Задачи исследования:

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу;

2. Рассмотреть особенности развития детского коллектива. 

3. Выбрать и применить методики исследования уровня формирования коллектива на этапе младшего школьного возраста

Методологическую основу исследования составили труды А.С. Макаренко, А.В. Мудрика, В.А. Сухомлинского, С.Т. Шацкого, Н.Е.Щурковой и др.

 

Теоретическая основа исследования. В виду того, что разработка этой проблемы началась очень давно,  в ней было задействовано большое количество педагогов, психологов и общественных деятелей. Анализ проблемы исследования показал, что в психолого-педагогическом контексте рассматривались следующие аспекты: развитие психологического климата в коллективе (В.М. Бехтерев, А.В. Мудрик), изучение личности в детском коллективе (В.А Кан-Калик, Д.Б. Эльконин)

Методы исследования:

1. Анализ педагогической литературы по данной теме.

2. Наблюдение за учебно-воспитательным процессом.

3. Анкетирование

4.«Диагностика уровня развития классного коллектива» И. В. Золотухиной

5.Методика «2 домика» Т.Д. Марцинковской

6.Беседы

 База исследования: исследование проводилось на базе МБОУ гимназия №105 г. Уфы с учащимися 3б класса.

Этапы исследования

Ноябрь-декабрь 2018 года. Ознакомление с проблемой в теоретической литературе.

Январь- март.

Апрель.

Теоретическая значимость работы состоит в расширении и углублении представлений о формировании детского коллектива.

Практическая значимость исследования заключается в использовании результатов исследования в практике работы учителей начальной школы

Структура курсовой работы

Посмотрите образец! В группе ватсапе скидывала.

 

Выводы по первой главе

В настоящей главе дана характеристика сущности и содержания понятий «коллектив» «духовно-нравственное воспитание». В главе раскрывается своеобразие духовно-нравственного воспитания младших школьников во внеурочной деятельности.

Воспитание – это целенаправленный, сознательно контролируемый процесс и результат формирования личности. В главе мы рассматриваем духовно-нравственное воспитание как один из аспектов воспитания, направленный на усвоение подрастающими поколениями ценностей, обеспечивающих общественно значимую мотивацию и их ориентацию в разнообразных жизненных ситуациях, определяющих их поведение, поступки. Основу духовно-нравственного воспитания составляют нравственные ценности. В главе дается анализ своеобразия духовно-нравственного воспитания младших школьников во внеурочной деятельности, показывается, что своеобразие во многом предопределяется возрастными особенностями младших школьников и социальной ситуацией развития младшего школьного возраста, предоставляющими большие возможности для формирования нравственных ценностей у личности. В главе дается характеристика внеурочной деятельности, рассматриваются ее возможности в духовно-нравственном воспитании младших школьников.

 

Выводы по 2 главе

Духовно-нравственное воспитание является необходимым условием для развития личности. Формирование детского коллектива необходимо для развития коммуникации, совместной деятельности и общению членов коллектива. Врезультате констатирующего эксперимента было выявлено, что проведённые меропроприятия способствовали повышению повышению уровня морально-нравственных ценностей, сформированности коллектива.

Нами была выдвинута гипотеза, что процесс формирования детского коллектива будет эффективным, если будут созданы положительные психолого-педагогические условия для формирования и развития детского коллектива, учтены возрастные, личностные особенности обучающегося, деятельность будет способствовать развитию личностных качеств каждого обучающегося. Наши предположения были подтверждены. При правильной и целенаправленной организации воспитательной работы с детским коллективом, развитии его самодеятельности, здорового общественного мнения в нем формируется определенный стиль и тон жизни, которые способствуют эффективному формированию чувства коллективизма у обучающихся. Наиболее существенными нравственными чертами этого стиля и тона являются: бодрость коллективной жизни и деятельности; развитое чувство собственного достоинства и гордости за свой коллектив; чувства товарищества, дружбы, ответственной зависимости и высокая активность всех учащихся в решении совместно поставленных задач; чувство защищенности каждого члена коллектива. Таким образом, можно сделать вывод о том, что на современном этапе необходимо проводить работу, направленную на формирование коллектива и тем самым на формирование личности, обладающей всеми необходимыми компетенциями.

 

 

Заключение

Проблема духовно-нравственного воспитания сегодня стоит в нашем обществе как никогда остро. Проблемы воспитания школьников связаны с тем, что современное российское общество нуждается в людях, обладающих не только теоретическими и практическими научными знаниями, но и нравственной культурой. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, меняют требования общества к системе образования. Сегодня необходимы личности, обладающие коллективистскими качествами: уважительного относящиеся к иному мнению, владеющие навыками адаптации в динамично изменяющемся мире, умеющие сотрудничать, готовые слушать собеседника и вести с ним диалог. Проблема нравственности напрямую связана с формированием и развитием коллектива. Коллектив во многом определяет отношение человека к труду, обществу, людям и самому себе, направляет процесс формирования его творческой индивидуальности. Коллектив является основной социальной средой, в которой воспитываются потребности, раскрываются задатки, формируются способности личности.

Значение и функция начальной школы в системе непрерывного образования определяется не только преемственностью ее с другими звеньями образования, но и неповторимой ценностью этой ступени становления и развития личности ребенка. Именно младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью к усвоению нравственных правил и норм. Это позволяет своевременно заложить нравственный фундамент развитию личности. Стержнем воспитания, определяющим нравственное развитие личности в младшем школьном возрасте, является формирование гуманистического отношения и взаимоотношения детей, опора на чувства, эмоциональную отзывчивостью, что является основой для воспитания коллективистских отношений. За несколько лет младший школьник накапливает при правильном воспитании важный для своего дальнейшего развития опыт коллективной деятельности – деятельности в коллективе и для коллектива. Воспитанию коллективизма помогает участие детей в общественных, коллективных делах. Именно здесь ребёнок приобретает основной опыт коллективной общественной деятельности.

Важную роль при этом играет характер взаимоотношений, которые складываются между детьми в изменяющейся структуре постоянных и временных объединений, что проводит всех школьников через положение руководителей и исполнителей, формируя умения командовать товарищами и подчиняться товарищу, создавая развернутую сеть разнообразных связей, отношений.

Коллектив может стать важным инструментом формирования личности при условии разумного управления им со стороны педагога. Коллектив младших школьников организуется взрослым. При этом важное значение приобретает вопрос о соотношении: потребности детей в общении и задач, поставленных перед этим коллективом. Формирование и развитие коллектива младших школьников происходит поэтапно, методически организованно. Эффективное управление коллективом младших школьников возможно при условии глубокой теоретической вооруженности педагога в вопросах коллектива, особенно таких, как опора на самоуправление, организация деятельности и отношений, развитие коллектива и личности.

В ходе работы была проанализирована психолого-педагогическая литература, рассмотрены особенности развития детского коллектива, выбраны и применены методики исследования уровня формирования коллектива на этапе младшего школьного возраста. В ходе исследования использован метод наблюдения, тестирования, анкетирования. Нами были разработаны и проведены мероприятия, направленные на повышения уровня формирования коллектива. При проведении констатирующей диагностики было выявлено повышение уровня сформированностиморально-нравственных ценностей, коллектива.Отсюда можно сделать вывод, что целенаправленная разнообразная работа является фактором, влияющим на формирование детского коллектива. Разработанные в ходе исследования мероприятия могут быть использованы учителями начального общего образования при работе с классом.

 

 

 

 

Литература

1Акимова, М.К. Индивидуальность учащихся и научный подход:моногр. [Текст]  / М.К. Акимов, В.Т. Козлова. - М.: Знание, 2002. – 267 с. 178

2 Бехтерев В.М. Избранные труды по психологии личности. Том II: Объективное изучение личности [Текст]  /Ответственные редакторы: Г.С. Никифоров, Н.Л. А Коростылева. — Санкт-Петербург: Алетейя, 1999. — 284 с. — ISBN 5-89329-066-6.

3 Григорьев Д.В, Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. [Текст] / Григорьев Д.В, Степанов П.В-М: «Просвещение», 2013 г

 

4 Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя [Текст] /Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. — М.: Просвещение, 2010. — 223 с. — (Стандарты второго поколения). — ISBN 978-5-09-020549-8.

 

5Гильяшева И.Н. Методика исследования межличностных отношений ребёнка. Методическое пособие. Серия: Выпуск 7. [Текст]  /Гильяшева И.Н.., Игнатьева Н.Д - М.: «Фолиум», 1994.-64с.

6 А.Я.Данилюк Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. [Текст] /А.Я.Данилюк, A. М. Кондаков, B. А. Тишков Издательство «Просвещение», 2009

7 10. Зимняя И.А. Педагогическая психология. [Текст] / Зимняя И.А - М.: Логос, 2009. - 384 с.

8Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь: Для студ. высш. учеб. заведений [Текст] /Г.М.Коджаспирова. –М.: Владос, 2004. – 347 с

9Коджаспирова Г.М. Педагогика: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / Г.М. Коджаспирова. - М.: Владос, 2004.-347 с.

10.Лутошкин А.Н. Эмоциональная жизнь детского коллектива. [Текст] / Лутошкин А.Н. - М., 1978. - С. 22-23.

11.Макаренко А.С. «Коллектив и воспитание личности.» [Текст] /. Макаренко А.С.  - М.: Педагогика, 1972. - 334 с.

12. Матяш Н.В. Инновационные педагогические технологии. Проектное обучение: учеб. пособие для студ. учреждений высш. обра-зования [Текст] / Н.В.Матяш. — 3-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2014. — 160 с.

 

13. Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников [Текст] / А.В. Мудрик.-М.: Педагогика, 1984. - 112с.

14.Мудрик А.В. Общение в процессе воспитания. [Текст] / Мудрик А.В. - М.:Просвещение, 2005.

15. Ниянченко Е.А. Учим детей общаться. [Текст] / Ниянченко Е.А. Начальная школа. - 2002. - №6. с. 63-71.

16.Петрунек В.П. Младший школьник. [Текст] / Петрунек В.П., Таран Л.Н.  - М. - Педагогика, 1994.

17.Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: Пособие для учителя. [Текст] / Поливанова К.Н.  М., 2008. – 192 с

18.Сухомлинский В.А. Методика воспитания коллектива. [Текст] / В.А. Сухомлинский. - М.: Просвещение, 2000.-53c.

19.Сейдниязова Н. В. Внеурочная деятельность как средство достижения личностных результатов в начальном звене обучения [Электронный ресурс] // Сейдниязова Н. В., Серикова, Л. А. ИСОМ. – 2012. – №6. – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/ (дата обращения: 23.02.2019).

20. Шацкий С.Т. Пед., соч.: В 2 т. /Шацкий С.Т. - М., 1980. - Т.1. -с. 254.17. Шацкий С.Т. Указ. Соч. - 611.

21.Щуркова Н. Е. Собрание пестрых дел. Методич. Материал для работы с детьми. [Текст]/Щуркова Н.Е - М., 1994.

22.Щуркова Н.Е Программа воспитания школьника. [Текст]/Щуркова Н.Е М.: Педагогическое общество России, 1998. — 48 с

23. Щуркова Н.Е  Система воспитания в школе и практическая работа педагога [Текст]/Щуркова Н.Е АРКТИ, 2007г

24. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, М.: Просвещение, 2011. - 47с.

25.Филатикова С. В. Проектная деятельность в начальной школе // Школьная педагогика. — 2016. — №4. — С. 58-60. — URL https://moluch.ru/th/2/archive/42/1524/ (дата обращения: 16.03.2019).

26.Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. [Текст] / Эльконин Д.Б. -М.: Междунар. пед. академия, 1995. — 224с

 

 

Приложение

Обработка результатов

Провести оценку развития коллектива в целом, так и оценку различных составляющих жизни коллектива (соответствующих четырем блокам характеристик).

От 6 до 12 баллов – очень низкий уровень развития соответствующего блока;

От 13 до 18 – низкий уровень;

От 19 до 24 – средний уровень;

От 25 до 30 – высокий уровень.

Уровень развития коллектива определяется суммой баллов.

Суммарное число баллов Уровень развития коллектива
24 - 48 Очень низкий
49 - 72 Низкий
73 - 96 Средний
97 - 120 высокий

 

Уважаемые ребята!

Предлагаем вам оценить уровень развития вашего классного коллектива. Для этого вам необходимо оценить предлагаемые ниже характеристики жизни класса по 5-балльной шкале, где:

5 – соответствует тому, что эта характеристика свойственна вашему коллективу, проявляется всегда в жизни вашего коллектива;

4 – проявляется часто;

3 – бывает редко (иногда);

2 – этого у вас нет;

1 – у нас другая позиция, противоположная той, которая здесь описана.

 

П/п

Характеристики

Оценка

5 4 3 2 1   1. Взаимоотношения в классном коллективе           1.1 Мы доброжелательны кдруг другу           1.2 Мы помогаем друг другу в сложных, затруднительных ситуациях: в учебе, в повседневной жизни, в организации мероприятий           1.3 У нас доброжелательные отношения с учителями           1.4 Классный руководитель – участник всех наших дел, но не командир           1.5 Мы стараемся защитить своих ребят, когда они в этом нуждаются           1.6 Мы не боимся высказывать свое мнение учителям             2. Мотивированность классного коллектива           2.1 Мы стараемся получить хорошие знания           2.2 Мы настроены на активную трудовую деятельность           2.3 Я определил свою будущую профессию           2.4 Мы стремимся улучшить окружающую среду           2.5 Мы настроены на положительное поведение в школе и в обществе, выполнение устава школы           2.6 Мы заботимся о сохранении собственного здоровья             3. Степень удовлетворенности деятельностью классного коллектива           3.1 Наш класс живет интересной, насыщенной жизнью           3.2 Меня удовлетворяет направленность и характер дел, проводимых в нашем классе           3.3 Мы совместно отмечаем праздники и дни рождения           3..4 В наших совместных праздниках и делах принимают участие родители           3.5 Деятельность класса готовит меня к будущей взрослой жизни           3.6 Проводимые дела носят творческий характер             4. Уровень развития ученического самоуправления           4.1  Мы являемся организаторами своей жизни в классе.           4.2  В классе есть органы самоуправления.           4.3  Я знаю, как выполнить свое поручение.           4.4  Мы сами планируем свои дела.           4.5  Мы отвечаем за состояние своего класса (чистоту, уют, порядок).           4.6  Дисциплину и порядок на уроках и на переменах обеспечиваем сами.                        

 

«Два дома»» Т.Д. Марцинковской

Цель: определить круг значимого общения ребенка, особенности взаимоотношений в группе, выявление симпатий к членам. Диагностика межличностных отношений детей младшего школьного возраста.

Оборудование: Лист бумаги, на котором нарисованы два дома. Один из них – большой красивый, красного цвета, а другой – маленький, черного цвета.

Инструкция: «Посмотри на эти домики. Представь себе, что красный домик принадлежит тебе, в нем много красивых игрушек, и ты можешь пригласить к себе всех, кого захочешь. А в черном домике игрушек совсем нет. Подумай и скажи, кого из ребят своего класса ты пригласил бы к себе, а кого поселил бы в черном домике». Детям предложено сделать 3 выбора. После окончания работы ребенку предлагается подумать, не забыл ли он кого-нибудь и не хочет ли поменять кого-то местами.

Обработка и интерпретация результатов:

Ответы детей заносятся в специальную таблицу (матрицу), в которой фамилии ребят расположены по алфавиту. Таким образом, каждому воспитаннику присваивается порядковый номер, который должен быть одним и тем же при проведении других вариантов социометрического исследования

Условные обозначения для социоматрицы:

+ – положительный выбор (ответ на первый вопрос)

– отрицательный выбор (ответ на второй вопрос)

Определение социометрического статуса. Сумма отрицательных и положительных ответов, полученных каждым ребенком, позволяет выявить его положение в группе (социометрический статус).Чтобы определить статус ребенка в группе, изначально необходимо вычислить среднюю сумму положительных выборов (ССПВ), которая является своеобразным ориентиром распределения мест в иерархии коллектива:

ССПВ = общая сумма положительных выборов/ количество детей в группе

Выделяют следующие типы социометрического статуса:

— “Популярные” (“звезды”) – дети, получившие 5 и более выборов.

— “Предпочитаемые” – дети, получившие 3-4 выбора.

— “Пренебрегаемые”– дети, получившие 1-2 выбора.

— “Изолированные” – дети, не получившие ни положительных, ни отрицательных выборов (то есть остаются незамеченными своими сверстниками).

— “Отвергаемые” – дети, получившие только отрицательные выборы.

Не всякая группа имеет четкую структуру межличностных отношений, в которой ярко выражены как “звезды”, так и “отверженные”. Иногда дети получают примерно равное количество положительных выборов, что свидетельствует о правильной стратегии воспитания и формирования межличностных отношений в детском коллективе. Нередко понятие социометрической “звезды” смешивается с понятием лидера. Это неверно, так как здесь не учитывается, что “звездность” – показатель эмоциональной притягательности человека, хорошего отношения к нему со стороны товарищей. Ребенок может стать социометрической “звездой”, потому что красивый или дает конфеты, а не в силу личностных качеств, которые ценятся в человеке (честный, добрый и т. д.).

Лидерство же – это процесс реального главенствования одного над другим, показатель действительного влияния того или иного члена группы на сверстников. Поэтому неудивительно, что лидером и “звездой” могут быть разные дети: ведь для завоевания положения “звезды” и положения лидера нужны различные качества личности. Например, лидер должен обладать организаторскими способностями, которые могут отсутствовать у “звезды”.

Опираясь на данные социометрии, можно определить уровень благополучия взаимоотношений группы:

— Высокий уровень благополучия взаимоотношений фиксируется в том случае, если в группе больше детей с первой и второй статусной категорией.

— Средний уровень фиксируется тогда, когда в двух первых и трех последних группах число лиц примерно одинаково.

— Низкий уровень отмечается при преобладании в группе лиц с низким статусом (“пренебрегаемые”, “изолированные” и “отвергаемые”).

При анализе данных социометрии важным результатом является взаимность выборов детей, на основе которых высчитывается коэффициент сплоченности группы:

Сгр = общая сумма взаимных выборов/Общее число возможных выборов

Показатель хорошей групповой сплоченности лежит в диапазоне 0,6 – 0,7. Высокий коэффициент сплоченности может свидетельствовать о том, что в воспитательной группе детей связывают прочные взаимные отношения, которые ими хорошо осознаются.

Но эта величина ничего не говорит о том, на какой основе возникла взаимность. Коэффициент сплоченности, следовательно, может выражать различный характер отношений, существующих в коллективе. Он может быть показателем действительного единства коллектива на базе совместной деятельности, направленной на выполнение общественно полезных дел (уход за животными и растениями, уборка территории, помощь воспитателю в сервировке стола). Но с другой стороны, высокий коэффициент взаимности может свидетельствовать и о фактической разобщенности группы на отдельные пары, микрогруппы, об отсутствии в группе выработанного общественного мнения, о круговой поруке и т. д. Отсюда ясно, что за одинаковыми количественными показателями могут скрываться противоположные взаимоотношения. Поэтому важно уяснить, что собой представляет структура группы, из каких “союзов” она состоит.

Iкгр = ∑V(–) гр + ∑(–) гр n

индекс конфликтности группы (Iкгр), который рассчитывается по формуле:

где

Iкгр — индекс конфликтности группы,
∑V(–)гр — сумма взаимных негативных выборов всех членов группы,
∑(–)гр — сумма односторонних негативных выборов в группе,
n — число членов группы;

 

 

 
       

Ранжирование понятий. Детям был предложен перечень понятий (друзья, профессия, семья, богатство, здоровье, общение, Родина, деньги, квартира, семья, поведение, способности). Им было дано задание проранжировать понятия по степени личной значимости.

Классный час.

Тема: Я И МОИ ДРУЗЬЯ.

Цель: 1.На примере прочитанных рассказов, стихотворений дать понятие о настоящей, бескорыстной дружбе;

показать на примерах в чём состоит красота и ценность дружбы, её значение в жизни, в учении, труде, в выполнении общественных поручений;

способствовать развитию уменя учащихся работать в микрогруппе.

2. воспитывать взаимоуважение, вежливое обращение ребят друг к другу.

Оборудование: 1. Пословицы о дружбе (на доске, карточки);

«Нет друга ищи, а нашёл- береги»;

«Друг познаётся в беде»; «Недруг поддакивает, а друг спорит»; «С другом веселее при удаче, легче в беде»; «Дружба дружбе рознь, а иную хоть брось»; «Друга ищи, а найдёшь - береги»; «Без беды друга не узнаешь. Друг познаётся в несчастии»; «Не имей сто рублей, а имей сто друзей», «В недруге стрела, что во пне. А в друге, что во мне»; «Друга на деньги не купишь; «Радость на двоих — две радости».

2. Песни: «Дружба», «Если с другом вышел в путь».

3. Стихотворения: А. Барто, С. Михалкова, рассказы В. Осеевой, Н. Чабаевского и другие.

4.Рисунки учеников «Мой друг».

5. Карточки. Ромашка.Лесенка.

6.«Законы дружбы».

7.Фрагменты мультфильмов.

8.Проектор.

Участники: учащиеся 3 класса, родители учащихся, учитель.

 

                                    ХОД УРОКА:

IСоздание психологической комфортности на занятии.

Здравствуйте! Я рада всех вас видеть. Сегодня наш классный час мы начнём необычно. Я приглашаю и детей и взрослых встать в круг.

 Предлагаю всем сыграть в игру «Я начну, а ты продолжи». Это упражнение поможет вам преодолеть стеснение и скованность, а также настроиться на активную, плодотворную работу.(У одних карточки(разного цвета: красный начинает, синие продолжают и меняются местами) с началом пословицы или строчки из песни, стихотворения, у других конец).

Спасибо за разминку. Я вижу это упражнение помогло вам преодолеть в себе скованность чувств и реакции.

Звучит песня «Дружба», все занимают свои места.

IIВведение в тему/

- Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались! А значит у нас появилась возможность поговорить о чём-то интересном.

- Вы догадались о чём пойдёт разговор? (О дружбе.)

- Дети, а что по вашему означает слово «дружба»?

- Есть ли у вас друг? Что вам нравится в вашем друге? За что вы на него обижаетесь? Как вы сами относитесь к своему другу? А он?

- А теперь теперь эти же вопросы адресуем родителям.(Ответы родителей).

- Спасибо за ваши искренние ответы, уважаемые собеседники.

3.Ученики читают стихи:

- Послушайте стихотворение А. Барто и подумайте, почему стихотворение называется «Я люблю ходить вдвоём».

Я люблю ходить вдвоём

В поле, в лес, на водоём.                      Я один брожу в лесу

Я люблю пускаться в путь                     (Так бывает редко)

Не один, а с ке-нибудь.                           Задрожала на весу

Я люблю кричать 6 «Гляди!                   Закачалась ветка.

Посмотри! Постой-ка!                             Белка в зелени густой

Видишь, речка впереди!                         Скачет в перелеске.

Лодок, лодок сколько!...»                       Крикнуть некому: «Постой!»

И собрыва, с высоты                               Я один...

Я зову: «Ау! Где ты?                                Мне красотой

Погляди с обрыва.                                    Поделиться не с кем.

Как вокруг красиво!»

 

- Конечно, когда не с кем поговорить о том, что увидел, не с кем «поделиться красотой», не с кем разделить своё чувство восхищения, человеку плохо. Человеку нужно общение. Общение интересно люди дружат и понимают друг друга.

- Владимир Иванович Даль в своём знаменитом «Толковом соваре» приводи такое определение слову «Дружба»: «бескорыстная стойкая приязнь». На первое место знаменитый учёный и писатель ставит бескорыстие.

Инсценировка рассказа «Ни за то и ни за это.» Она поможет вам понять, что же такое бескорыстие. (на доске)

Вед.:Костя сделал скворечник и позвал Вову.

Костя:Посмотри, какой птичий домик я сделал.

Вед:Вова присел на корточки.

Вова:Ой, какой! Совсем настоящий! С крылечком! Знаешь что, Костя, сделай и мне такой. А я тебе за это планер сделаю.

Костя: Ладно, только давай ни за то и ни за это, а просто так: ты сделаешь планер, а я скворечник.

- Что же такое бескорыстная дружба? (ответы учащихся, родителей.)

- Можно ли назвать бескорыстной героиню этого стихотворения «Срочно требуется друг»?

Ученица:»Срочно требуется друг»

Все живут не тужат, а со мной не дружат.

Бант у Кати расписной, красные колготки

И характер кроткий. Я шепчу: «Дружи со мной,

Мы же одногодки. Мы как две сестрички,

Мы как две голубки из одной скорлупки.»

Я шепчу: «Но ты учти — ты во всём должна идти

Другу на уступки».

Предлагаю Ильиной: «Ты дружи со мной одной!»

Есть разряд у Ильиной и спортивный свитер,

И девчонок свита.

Подружусь я с Ильиной, стану знаменита!

Все пятёрки до одной у Светловой Нади.

Я прошу:»А ты со мной подружись хоть на день!

  Мы с тобой поладим:

  Будешь ты меня спасать — дашь контрольную списать.»

  А девчонки на дыбы! Говорят: «Молчала бы!»

  Не вставать же на колени уговаривать подруг...

  Напишу я объявленье: «Срочно требуется друг!»

- Почему никто не хотел дружить с этой девочкой?

- А стали бы вы дружить с героями этих стихотворений?

Дети рассказывают стихотворения: «Сонечка», «Жадина».

Тронь её нечайно — сразу;

 - Караул!

Ольга Николаевна, он меня толкнул!

Ой, я укололась,- Слышен Сонин голос.

- Мне попало что-то в глаз.

       Я пожалуюсь на вас!

       Дома снова жалобы: - Голова болит...

       Я бы полежала бы — мама не велит.

       Сговорились мальчики:-мы откроем счёт.

       Сосчитаем жалобы


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.174 с.