Понятие коллектив и его сущностная характеристика — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Понятие коллектив и его сущностная характеристика

2019-12-20 266
Понятие коллектив и его сущностная характеристика 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Ещё с момента возникновения общества, люди стали объединятся в разнообразные группы для совместного решения жизненно важных вопросов, таких как самообеспечение, самооборона, социальное общежитие.

 Большое значение для развития личности ребенка 6-7 лет имеет вхождение его в школьный коллектив. Совместная учебная деятельность постепенно сплачивает учащихся в детские коллективы, отличительным признаком которых является учебная целеустремленность.

Термин "коллектив" произошел от латинского collectives - собирательный. В Российской педагогической энциклопедии дано следующее определение. Коллектив - социальная общность людей, объединенных на основе общественно значимых целей, общих ценностных ориентаций, совместной деятельности и общения13. Российская Педагогическая Энциклопедия. М.: Большая Российская Энциклопедия, 1993

В педагогическом словаре коллективом называется группа людей, взаимно влияющих друг на друга, связанных между собой общими целями, интересами, потребностями, нормами и правилами поведения, совместно выполняемой деятельностью, общностью средств деятельности, единством воли. Педагогический словарьАвторы: Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю.

В педагогической литературе под понятие «коллектив» понимается объединение воспитанников (учеников), отличающееся рядом важных признаков. Перечислим их:

- Общая цель.  Цель коллектива совпадает с общественными целями, поддерживается обществом.

- Общая совместная деятельность. Объединение в коллективы происходит для того, чтобы совместными усилиями быстрее достичь определенной цели, поэтому каждый член коллектива обязан активно участвовать в совместной деятельности, деятельность должна быть хорошо организована. Членов коллектива отличает личная ответственность за результаты совместной деятельности.

- Отношения ответственной зависимости. Между членами коллектива устанавливаются отношения, которые отражают единство цели и деятельности, связанных с ними переживаний и морального единения.

-Общий выборный руководящий орган, который формируется при открытом избрании наиболее авторитетных членов коллектива.

Отдельные из этих характеристик могут быть присущи и другим видам групповых объединений, но особенно отчетливо они проявляются лишь при коллективной организации.

На практике теория коллективного воспитания получила практическое воплощение в педагогическом опыте школ-ком­мун. Одной из таких школ – «Первой опытной станцией», руководил С. Т. Шацкий. Он на практике доказал возможность эффективной организации школьного коллектива.С. Т. Шацкий в начале 20 века рассматривал развитие коллективных отношений как одно из главных направлений для создания оптимальных условий развития личности ребенка. Он убедился в том, что дети инстинктивно стремятся к объединению, к совместной деятельности, оказывая при этом друг на друга сильное воспитательное воздействие. Это позволило С.Т. Шацкому сделать вывод о том, что детское сообщество (коллектив) является могучим воспитательным инструментом, поэтому главной задачей воспитания должно стать сплочение детей на основе разнообразной интересной детям деятельности. [15,156] 15. Педагогика: учеб./ Л.П.Крившенко [и др.]; под ред. Л.П. Крившенко. -М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. - 432с.16. Шацкий С.Т. Пед., соч.: В 2 т. - М., 1980. - Т.1. -с. 254.17. Шацкий С.Т. Указ. Соч. - 611.

Рассмотрим разные подходы к определению понятия «коллектив»

Коллективом, по мнению А.С.Макаренко, называется группа детей, имеющая единые общественно ценные цели, для достижения которых формируется организованный, воспитательный коллектив.[22].Макаренко А.С. Коллектив и воспитание личности. - М.: Педагогика, 1972. - 334 с.

Вот такое определение коллектива дает Сухомлинский: «Коллектив - это не какая-то безликая масса. Он существует как богатство индивидуальностей, И если воспитатель надеется, что воспитывающая сила коллектива прежде всего в организационных зависимостях, в подчинении и руководстве, его надежды не оправдаются. Воспитывающая сила коллектива начинается с того, что есть в каждом отдельном человеке, какие духовные богатства имеет каждый человек, что он привносит в коллектив, что дает другим, что от него берут люди. Но богатство каждой личности - это только основа полноценной, содержательной жизни коллектива. Коллектив становится воспитывающей силой в такой совместной деятельности, в которой раскрывается высокая идейная одухотворенность труда благородными моральными целями». Сухомлинский В.А. «Рождение гражданина».

В своей работе Сухомлинский изучал и переосмысливал опыт самого передового педагога своего времени – Макаренко. Cоциальные и идеологические условия работы у Сухомлинского и Макаренко были разными. Макаренко занимался вопросами создания коллектива в коммуне, где коммунары зависели друг от друга. А Сухомлинский работал в общеобразовательной школе, из которой дети уходили после уроков домой в свои семьи. Отсюда и некоторые различия в подходах. Сухомлинский считал основной задачей – воспитание первичного классного коллектива (и участие детей в других коллективах), в то время как возможность общешкольного коллектива подвергал сомнению. Сухомлинский В.А. Методика воспитания коллектива/ В.А. Сухомлинский. - М.: Просвещение, 2000.-53c.

В. А. Сухомлинский и другие исследователи акцентировали внимание на самочувствии ребенка в коллективе, на качестве взаимоотношений, существующих в классном и школьном коллективах, содержанием которых должны были стать яркие эмоциональные переживания в осуществлении разнообразных общих видов деятельности. Воспитательная система В. А. Сухомлинского была основана на идее ценности каждой личности в развитии, сплочении и жизни коллектива. Он сделал акцент на развитии у ребенка собственной позиции, на сохранении своеобразия личности в процессе коллективной деятельности. Вся практическая деятельность В. А. Сухомлинского доказала правильность исходных позиций теории коллектива и позволила ему внести свой вклад в ее развитие в работах «Мудрая власть коллектива», «Рождение гражданина».

  С точки зрения А. В. Мудрика, школьный класс можно рассматривать с нескольких позиций19. Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников / А.В. Мудрик.-М.: Педагогика, 1984. - 112с.

    Школьный класс является структурной ячейкой учебно-воспитательного учреждения школы, призванной выполнять государственный (или общественный) заказ: дать будущему гражданину базу (стандарт) образования, которая бы позволила ему в дальнейшем реализоваться с пользой для себя и общества.

Класс является компонентом воспитательной организации. Он "впитывает" в себя и транслирует культуру этой воспитательной организации, а с другой - сам является "мини-организацией" со своим укладом, культурой, лидерством. Эти два "лица" характеризуют класс как формализованную, официальную группу.

  Школьный класс можно рассматривать как социально-психологическую группу, где на первое место выступают не государственный заказ, не организационные цели, а межличностные отношения в рамках которого протекает основная деятельность школьников - учение. Именно в классном коллективе между школьниками образуется густая сеть межличностных связей и отношений. В силу этого он выполняет роль того своеобразного фундамента, на базе которого формируются различные школьные коллективы. [1, с.312].Петрунек В.П., Таран Л.Н. Младший школьник. - М. - Педагогика, 1994.

    Вопросы существования личности в коллективе рассматривал выдающийся учёный Влади́мирМиха́йловичБе́хтерев. Он высказывал мысль о том, что во взаимоотношениях коллектива и личности приоритетной является именно личность, а не коллектив. Он доказывал, что развитие личности без коллектива невозможно, но вместе с тем подчеркивал, что влияние коллектива не всегда благотворно, так как любой коллектив устраняет индивидуальные особенности личности, стараясь сделать её выразителем интересов своей среды. «Объективное изучение личности» 1923

Бехтерев В.М. Избранные труды по психологии личности. Том II: Объективное изучение личности Ответственные редакторы: Г.С. Никифоров, Н.Л. А Коростылева. — Санкт-Петербург: Алетейя, 1999. — 284 с. — ISBN 5-89329-066-6.ВКЛАД В. М. БЕХТЕРЕВА В ОТЕЧЕСТВЕННУЮ ПЕДАГОГИКУ И ПСИХОЛОГИЮ статья ВЕСТНИК ВЯТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА иЗДАТЕЛЬСТВО

Детский коллектив представляет собой компонент образовательного процесса, в котором осуществляется процесс социокультурного развития, и который, развиваясь сам, задает общее направление развитию учащегося. Основным поддерживающим фактором классного коллектива является благоприятный для развития и проживания в нем всех субъектов образовательного процесса климат. В психологический климат каждый ребенок вносит свой вклад и в то же время ощущает на себе его постоянное влияние. [2]Лутошкин А.Н. Эмоциональная жизнь детского коллектива. - М., 1978. - С. 22-23. Большое значение в формировании психологического климата имеет складывающаяся система взаимоотношений.

Взаимоотношения в коллективе не остаются постоянными. Они изменяются в процессе совместной деятельности и общения членов коллектива. Хотя психологический климат относительно устойчивое явление, в детских коллективах он значительно мобильнее, чем во взрослых. С точки зрения обеспечения условий для свободного социокультурного развития младших школьников социально-психологический климат в классе должен отвечать ряду условий, к которым мы относим:

1) установление групповых ценностей, адекватных целям и задачам обеспечения условий для свободного социокультурного развития младших школьников;

2) формирование структуры взаимоотношений членов классного коллектива на основании принципа максимальной комфортности каждого;

3) создание условий для самореализации и саморазвития каждого члена классного коллектива;

4) создание ситуации взаимодеятельности, привлечение к совместной деятельности всех членов коллектива;

5) формирование позитивного оценивания участия в учебной и внеучебной деятельности членов коллектива;

6) создание эмоционального фона доброжелательности, взаимопонимания, сотрудничества. [10]

Класс оказывает на формирование и развитие личности школьника очень большое влияние. Это связано, прежде всего, с возможностями, предоставляемыми классом для удовлетворения школьником базовых социальных потребностей: в общении, в общественном признании. Их реализация влияет на принятие ребенком класса, на идентификацию с ним, на осознание себя как члена данной группы, на эмоциональное самочувствие, что так или иначе влияет на мировосприятие, самооценку, на отношение к ценностям, носителем которых является класс. Под влиянием внутригруппового статуса формируются мотивы поведения школьника, его отношение к учебе и другим жизненным ценностям.

Различный внутригрупповой статус индивида по-разному действует на формирование и развитие его личностных качеств. Поскольку наибольшим влиянием обладают полярные характеристики статуса, обычно психологи обращают внимание на лиц с высоким и низким статусом. Благополучная внутригрупповая позиция школьника ведет к расширенным контактам, развивая коммуникативные качества, формируя уверенность в себе, своих силах. Принимая ценности класса, в которые обычно включается значимость учебной деятельности, ребенок старается лучше учиться, что ведет к ускоренному когнитивному, интеллектуальному развитию. Однако с «благополучными» в этом отношении детьми дело не всегда обстоит хорошо. В частности, если класс принимает неприемлемые социальные ценности, для ребенка с высоким статусом и ярко выраженной реакцией группирования со сверстниками значимость взаимоотношений с одноклассниками может оказаться выше отношений со взрослыми, учебной деятельности и прочих социально приемлемых ценностей (Акимова 2002, 178)

Для коллектива младших школьников характерны слабая организованность, низкая способность к самоорганизации деятельности, эмоциональная неустойчивость, неустойчивость дружеских групп. В то же время, им характерна высокая умственная активность, они хотят подражать и повторять. Учитель для младшего школьника, становится образцом для подражания, ведущей силой создания коллектива.

Ви́кторАбра́мович Кан-Калик подчеркивает, что именно через общение в педагогическом процессе складывается неуловимая, но важная система воспитательных взаимоотношений, которая способствует эффективности воспитания и обучения. Поэтому в педагогической деятельности общение является профессионально значимым.

Педагог задает культурную атмосферу процесса взаимного влияния детей в коллективе и обеспечивает условия, в которых каждый ребенок раскрывается со стороны своих лучших качеств, способностей и тем самым оказывает благотворное влияние на остальных. Наблюдения Д. Б. Эльконина показывали, что правила в первом классе сразу не становятся правилами поведения ребенка; с детьми, надо еще работать, приводить к соответствующему виду. За выполнением правила лежит система социальных отношений между ребенком и взрослым. Сначала правила выполняются в присутствии взрослого, позднее правило становится внутренним.

Младшие школьники вступают в общение тогда, когда для этого имеются конкретные предметно-практические основания, которые обуславливают содержание их общения, его длительность, интенсивность и устойчивость. 10. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - М.: Логос, 2009. - 384 с.

Детский коллектив активно формирует межличностные отношения. Как правило, в 1 классе школьники учатся работать друг с другом; во 2 - могут оценить не только результат, но и способ работы; с 3 класса - организуется межгрупповое взаимодействие. Гильяшева И.Н.., Игнатьева Н.Д.Методика исследования межличностных отношений ребёнка. Методическое пособие. Серия: Выпуск 7.- М.: «Фолиум», 1994.-64с.

В связи с развитием класса как коллектива необходимо рассмотреть совокупность его характеристик в зависимости от возраста учащихся. Это позволяет говорить о возрастных особенностях классного коллектива [21, 126]. 22. Мудрик А.В. Общение в процессе воспитания. - М., 2005.

К концу обучения в младших классах дети воспринимают учебные задачи как задачи, стоящие перед всем классом, начинают интересоваться учебными достижениями своих товарищей и всего класса. Учебные дела являются тем основным, что сплачивает школьный коллектив, но жизнь школьного коллектива не ограничивается этим. Постепенно среди школьников возникают интересы, связанные с их внеклассной работой, с общественной жизнью школы, с теми взаимоотношениями, которые устанавливаются в ученическом коллективе. 25. Ниянченко Е.А. Учим детей общаться. // Начальная школа. - 2002. - №6. с. 63-71.

Групповая работа на уроке и внеурочной деятельности стимулирует согласованное взаимодействие между учащимися, отношения взаимной ответственности и сотрудничества. «Элементы коллективной деятельности надо вводить сразу, но нельзя форсировать перерождение группы в коллектив. Необходимо время и накопление коллективного опыта, необходимо терпеливое взращивание в детях умения сопереживать общему делу, общему успеху и отдельным лицам учебной группы», - писала Н.Е. Щуркова.

Проблемы детского коллектива разрабатываются в самых различных направлениях, важнейшим из которых является изучение отношений в коллективе, взаимодействия и сотрудничества учащихся и учителей, содержания жизнедеятельности коллектива, его структуры и самоуправления. В последние годы коллектив рассматривается многими исследователями как социально-педагогическая система (А. В. Мудрик, Н. Е. Шуркова и др.). Воспитательная система, по их мнению, включает дифференцированное единство разнотипных коллективов детей и взрослых. Ученые исследуют проблему воспитания в коллективе в условиях, когда в отечественной педагогике принята концепция личностно ориентированного образования и идет модернизация системы образования Российской Федерации.

      Таким образом, коллектив постоянно находится в центре внимания педагогов, психологов. Он является объединением личностей на основе общих идей, ценностей, интересов, нравственных основ, активизирует их социальное созревание. Причём влияние оказывает не только коллектив на личность, но и личность на коллектив. Как сложатся их отношения, зависит от качеств самой личности и от коллектива. Наиболее благоприятно отношения складываются там, где коллектив уже достиг высокого уровня развития.

С момента создания класс становится детской общностью, в которой в процессе совместной деятельности и общения возникают отношения, объединяющие детей и влияющие на личность каждого; групповая форма деятельности и общения создает условия для диалога, обеспечивает совместный поиск способов решения задач, создает условия для проявления взаимопомощи, повышает чувство ответственности.


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.