Контрольный список обобщения навыка — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Контрольный список обобщения навыка

2019-12-19 169
Контрольный список обобщения навыка 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Как только ученик освоит материал методом отдель­ных блоков, следует приступать к этапам обобщения по­лученных навыков. Если у ученика есть опыт обучения, обобщение может произойти быстро. Главная цель — вы­полнить пункты 1 и 2, приведённые ниже (в любом по­рядке), если это не было достигнуто на первичном этапе обучения. Нет особой необходимости специально отраба­тывать каждый шаг. Нужно проявить гибкость в выборе «точки входа» и шагов, которые следует формально отра­ботать. Как только ученик выполнит главные задачи 1 и 2, навык считается обобщённым.

 

 

ПРОГРАММА ВЫПОЛНЕНА

                                                                   дата

 

Программа выполнена с предметами

(если применимо).                       ________

 

Программа выполнена с предметами в естественных условиях.

 

Программа выполнена с фото (если применимо).

 

Программа выполнена с картинками из книг (если применимо).

 

Программа выполнена с видео (если применимо).

 

    2. НАВЫК ОТРАБАТЫВАЕТСЯ С УЧАСТИЕМ ЧЛЕНОВ СЕМЬИ, СВЕРСТНИКОВ И других ЛИЦ В ЕСТЕСТВЕННОМ ОКРУЖЕНИИ И С ПРИМЕНЕНИЕМ ЕСТЕСТВЕННЫХ СИГНАЛОВ.

Программа выполнена с разными инструкторами.

 

Программа выполнена не за столом.

 

Программа выполнена в разных комнатах.

 

Программа выполнена в школе или в другом месте вне дома.

 

Программа отработана с членами семьи в структурированной ситуации

Программа отработана со сверстниками.

Программа выполнена с использованием естественной речи.

СОТРУДНИЧЕСТВО

ЦЕЛИ

1.Учить выполнять простые инструкции, которые могут сопровождаться жестами, облегчающими понимание учеником инструкций. Задача - вызвать желание и готовность выполнять простые просьбы, которые уче­ник способен понять.

2. Инструкции для обучения: Подойди ко мне;

Сядь на стул;

Держи руки спокойно;

Принеси мне...

(другие инструкции по необходимости).

МЕТОДИКА

Цель программы обучения сотрудничеству — учить ребёнка успешно выполнять инструкции с помощью постепенного возрастания уровня требований. Снача­ла ученика просят выполнять только самые приятные для него задания. Например, учитель может попросить съесть что-то вкусное, поиграть с любимой игрушкой и даже заняться аутостимуляцией. Такие инструкции, ско­рее всего, будут послушно выполнены учеником. Это даст возможность подкрепить следование инструкциям. Постепенно инструкции становятся чуть менее привле­кательными для ребёнка, однако сильное подкрепление сохраняется.

ЭТАП 1

Определите инструкции, которые обычно даются дома. Установите степень послушания для различных ин­струкций. Выстройте иерархию инструкций, начиная с са­мой максимальной (например, «Съешь печенье») до самой минимальной вероятности послушания (например, «Вер­ни брату его игрушку»).

ЭТАП 2

Учитель просит выполнить такие инструкции кото­рые с наибольшей вероятностью будут выполнены. За по­слушное выполнение этих инструкций даётся подкрепле­ние. Если ученик демонстрирует послушание в течение трёх последовательных сессий, переходите к этапу 3

ЭТАП 3

Учитель даёт инструкции с высокой вероятностью вы­полнения, отработанные на этапе 2, добавляя несколько новых инструкций, выполнение которых менее вероятно. За послушное выполнение инструкций даётся подкрепле­ние. Когда ученик в течение трёх последовательных сес­сий послушно выполнит более сложные просьбы, перехо­дите к следующему этапу.

ЭТАП 4

Постепенно от ученика требуется выполнение менее предпочитаемых инструкций, а приятные задания даются реже НЕВЕРБАЛЬНАЯ ИМИТАЦИЯ

ЦЕЛИ

1. Ученик обучается имитировать действия других людей;

2. Ученик обучается имитации, как основе для развития других важных навыков, таких как вербализация (навык речи), игровые и социальные навыки, навыки самообслуживания и т. д.;

3. Ученик обучается основам моделирования, которое представляет собой очень важный вид подсказки;

4. Ученик, через обучение имитации, осознаёт окружающую действительность;

5. Ученик развивает навыки внимательности;

6. Ученик обучается выполнению простого упражнения, которое можно использовать для развития или закрепления послушания и внимания.

МЕТОДИКА

Учитель демонстрирует действие и даёт инструкцию (например, «Сделай так», «Повтори за мной», «Сделай, как я» и т. д.). Ученик должен зеркально повторить дей­ствие учителя (т. е. если учитель использует правую руку, ученик должен использовать левую). Этапы начинаются с наиболее простых действий крупной моторики с посте­пенным переходом к более мелким и точным движениям. Обычно легче учить имитационным действиям, включа­ющим манипуляции физическими объектами (бросить кубик в корзину), или действиям, имеющим какой-либо сенсорный эффект (позвонить в колокольчик). Действия, предусматривающие движения частями тела с удалением от корпуса (например, руки в стороны) или частями тела, которые ученик не видит напрямую (например, нос, голо­ва), более сложны для обучения.

Если ученику трудно реагировать на меняющиеся ин­струкции, используйте только одну или две инструкции, пока он не усвоит общий принцип. Следует как можно скорее переходить к заданиям по имитации, требующим, чтобы ученик покинул стул или другое специальное ме­сто, где он сидит, выполнил задание и вернулся обратно. Эти задания будут способствовать развитию навыков по­слушания и обобщения.

На завершающем этапе учитель будет называть дей­ствие (например, «Хлопни в ладоши»). Это формирует ос­нову для последующих устных инструкций.

ПОДСКАЗКИ

Для стимулирования реакции ученика используйте подсказки с наименьшим уровнем вмешательства. Посте­пенно уменьшайте подсказку до лёгкого касания, а затем еле заметного жеста, до тех пор, пока ученик не начнёт действовать самостоятельно.

КОГДА НАЧИНАТЬ ПРОГРАММУ

Проявления неприемлемого поведения сократились и не мешают процессу обучения. Ученик приобрёл основ­ные навыки умения учиться (понимает причинно-след­ственные связи, сохраняет внимательность, не хватает учебные материалы).

КРИТЕРИИ ОСВОЕНИЯ НАВЫКА

Ученик раз за разом демонстрирует правильную реак­цию без подсказок, делая мало ошибок. Нужно повторить этот результат как минимум ещё с одним учителем в раз­ных условиях.

ЭТАП 1

Начните с заданий, предусматривающих манипули­рование предметами.

Работайте только с одним предме­том за один раз. Это значит, что нужно повторять блоки только с данным предметом, при этом других в поле зрения быть не должно. Когда ученик начнёт успешно выполнять действие без подсказок, добавьте один или несколько от­влекающих предметов в каждой попытке. Помните: каж­дый предмет нужно использовать несколькими способа­ми, чтобы развивать внимательность и навык различения. Например, иногда вы должны бросить молоток в корзину, вместо того, чтобы забивать им деревянные колышки. По­сле того, как три предмета освоены и проверены в случай­ной последовательности, вводите новый предмет. Когда каждый предмет освоен отдельно, нужно чередовать его со всеми ранее изученными предметами.

Примеры действий с предметами

Кубики:                                                         Ложка:

-бросить в корзину                             - помешать ложкой

в тарелке

- положить на другой кубик                        - положить в чашку

- постучать по столу                             - постучать по столу

Мяч:

- бросить

- покатать   

- подержать

Машинка:

- покатать

- положить на стул

- разыграть аварию

Бумажная салфетка:

- вытереть нос

- вытереть стол

- положить в мусорную корзину

Колокольчик:

- позвонить в колокольчик

- постучать им по столу

- подвинуть колокольчик

Шапочка:

- надеть на голову

- вывернуть наизнанку

- надеть на медвежонка

Чашка:

- поднести ко рту

- перевернуть

- накрыть чашкой предмет

Причесать:

- волосы ученика

- волосы куклы

- шерсть мишки

Кольцо:

- надеть на руку

- надеть на игрушку

- надеть

на стержень

Палочки:

- собрать вместе

- постучать по столу

- положить в коробку

Игрушечный грузовик:

- нагрузить кузов

- покатать

разгрузить

ЭТАП 2


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.