Субъективная оценка качества жизни лиц с героиновой зависимостью, находящихся в ремиссии — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Субъективная оценка качества жизни лиц с героиновой зависимостью, находящихся в ремиссии

2019-09-17 119
Субъективная оценка качества жизни лиц с героиновой зависимостью, находящихся в ремиссии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

  Обучающийся 5 курса группа __555__   ____Примеров Пример Примерович подпись    
  Научный руководитель к.психол.н., доц.каф. общей и прикладной психологии   ______Иванов Иван Иванович подпись  
   
   

 

 

Санкт-Петербург

20___


Приложение 6

6. Пример оформления содержания (оглавления)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение...................................................................................................................3

 

Глава 1. Изучение качества жизни лиц, употребляющих героин.......................8

1.1 Характеристика зависимого поведения.........................................................7

1.2 Исследование качества жизни.......................................................................18

 

Глава 2. Методическая часть исследования.......................................................25

2.1 Этапы проведения исследования..................................................................25

2.2 Описание выборки..........................................................................................25

2.3 Методы и задачи исследования.....................................................................30

2.4 Описание методик исследования..................................................................31

 

Глава 3. Анализ субъективной оценки качества жизни лиц с героиновой зависимостью................................................................................................................39

3.1 Особенности качества жизни лиц с героиновой зависимостью….............39

3.2 Анализ адаптационного потенциала лиц с героиновой зависимостью….42

3.3 Анализ системы ценностей и сферы их удовлетворения у лиц с героиновой зависимостью……..........................................................................................51

3.4. Особенности временной перспективы у лиц с героиновой зависимостью……………………………………………………………………………….55

3.5. Анализ личностных особенностей лиц с героиновой зависимостью........58

3.6. Анализ системы отношений лиц с героиновой зависимостью…..……....61

3.7. Корреляционные взаимосвязи показателей качества жизни……………..77

3.8. Регрессионный анализ………………………………………………………86

 

Глава 4. Разработка модели психокоррекционной программы для лиц, с героиновой зависимостью, со сроком ремиссии от 1 до 3 месяцев...…………..90

 

Выводы...................................................................................................................94

Заключение.............................................................................................................97

 

Список литературы................................................................................................99

Приложения………………………………………………………………...…..104

 


Приложение 7

7. Пример оформления основного текста со ссылками, формулами, таблицами и рисунками

 

Значение коэффициента корреляции может изменяться в диапазоне от -1 до +1.

Абсолютное значение коэффициента корреляции показывает силу взаимосвязи. Чем меньше его абсолютное значение, тем слабее связь. Если он равен нулю, то связь вообще отсутствует. Чем больше значение модуля коэффициента корреляции, тем сильнее связь и тем меньше разброс в значениях yi при каждом фиксированном значении xi. Знак коэффициента корреляции определяет направленность взаимосвязи: минус – отрицательная, плюс – положительная (см. рис. 2)[10].

 

Рис. 2. – Корреляционные поля при различных значениях коэффициента корреляции

 

При проведении исследований в области спорта принята следующая классификация взаимосвязей по значению коэффициента корреляции (см. таблицу 10).
Таблица 10 - Интерпретация значений коэффициента корреляции

Значение коэффициента корреляции Интерпретация
 r = 1 Функциональная зависимость
0,7 ≤ r ≤ 0,99 Сильная статическая зависимость
0,5 ≤ r ≤ 0,69 Средняя статическая зависимость
0,2 ≤ r ≤ 0,49 Слабая статическая зависимость
0,09 ≤ r ≤ 0,19 Очень слабая статическая взаимосвязь
 r = 0 Корреляций нет

 

Коэффициент корреляции рангов, предложенный К. Спирменом, относится к непараметрическим показателям связи между переменными, измеренными в ранговой шкале. При расчете этого коэффициента не требуется никаких предположений о характере распределений признаков в генеральной совокупности. Этот коэффициент определяет степень тесноты связи порядковых признаков, которые в этом случае представляют собой ранги сравниваемых величин.

Коэффициент Спирмена широко используется в психологических исследованиях. Коэффициент ранговой корреляции целесообразно применять при наличии небольшого количества наблюдений (минимум пяти) и при существенном отклонении распределения хотя бы одной переменной от нормального вида. Данный метод также может быть использован не только для количественно выраженных данных, но и в случаях, когда регистрируемые значения определяются описательными признаками различной интенсивности.

Коэффициент корреляции рангов Спирмена вычислялся по формуле:

 

 

где  - сумма квадратов разностей рангов;

n - число парных наблюдений.


Приложение 8

8. Пример оформления случая из практики

 

Случай из практики №3 [11]

Имя ребенка _______________________________________ Возраст ________

Школа \ (Д/сад)_____________________класс (группа)____________________

 

Внешний вид и поведение в ситуации обследования

 

Общая характеристика деятельности

 

Темп работы и работоспособность

 

Cформированность регуляторной сферы

 

Характеристика моторики, в том числе графической деятельности (рисунок, письмо)

 

Характеристика внимания

 

Особенности запоминания, мнестической деятельности

 

Особенности речевого развития

 

Сформированность пространственных представлений (в том числе понимание сложных речевых конструкций, употребление предлогов)

 

Особенности аффективно-эмоциональной сферы

 

Особенности личностного развития

 

Специфика межличностных отношений

 

Результаты психодиагностики:

По методике 1:

 

По методике 2:

 

По методике 3:

 

По методике 4:

 

По методике 5:

 

Заключение психолога (психологический диагноз)

 

 

Рекомендации (в т.ч. по сопровождению ребенка в образовательном пространстве)

 

 


Приложение 9

9. Пример оформления психокоррекционной программы

 

ГЛАВА 4. Психокоррекционная программа

эмоционально-поведенческих нарушений

у подростков 15-16 лет с дискинезией

желчевыводящих путей[12]

 

Актуальность разработанной психокоррекционной программы:

Подростковый возраст очень сложный для понимания. Помимо перехода из детского состояния во взрослое идет гормональная перестройка организма, что конечно же сказывается на самочувствии и эмоциональном состоянии подростка. Помимо этого происходит становления себя в обществе как личности, внутренние конфликты, взаимодействие со сверстниками, противоположным полом и семьей. Наличие у подростка хронического заболевания приводит к снижению эмоционального фона, повышению агрессии, увеличению тревоги. Подростки с дискинезией желчевыводящих путей нуждаются в помощи психолога, так как сами справиться они уже не могут. На основании проведенного анализа нами были выделены мишени психокоррекции.

Коррекционные мишени:

- преобладание отрицательных эмоций

- высокий уровень агрессии

- высокий уровень тревожности

- малоадаптивные, неэффективные копинг – стратегии


Модель психокоррекционной программы:

(цикл из 14 занятий по 2 академических часа каждое, 3 раза в неделю)

Цель: психокоррекция эмоционально – поведенческих нарушений у подростков 15-16 лет с дискинезией желчевыводящих путей.

Задачи:

- способствовать отреагированию негативного эмоционального состояния;

- актуализировать личностные ресурсы;

- снизить уровень тревожности;

- проработать неадаптивные копинг-стратегии;

- выработать адаптивные, эффективные копинг-стратегии;

Объект: Подростки с дискинезией желчевыводящих путей 15-16 лет. Было проведено 4 группы по 7-8 человек в каждой группе. В первой группе 5 девочек и 2 мальчика. Во второй группе 6 девочек и 2 мальчика. В третьей группе 5 девочек и 3 мальчика. В четвертой группе 4 девочки и 3 мальчика.

Принципы и техники:

-групповая психокоррекция

- арт-терапия

- семейное консультирование

- ролевые игры

- психогимнастические упражнения

- сказкотерапия

 

Организация занятий:

Данная психокоррекционная программа делится на четыре основных блока:

I этап – ориентировочный (2 занятия по 2 академических часа).

Цель: включение участников в психокоррекционную программу, мотивация на дальнейшую работу.

Задачи:

1. Способствовать эмоциональному присоединению участников группы.

2. Способствовать становлению мотивационного компонента участников группы.

3. Первичная психодиагностика в рамках заявленных психокоррекционных мишеней:

«Опросник способов совладания» Р. Лазаруса, «Дифференциальная шкала эмоций» К. Изарда, Шкала явной тревожности для детей CMAS, Методика диагностики агрессивности А. Басса-А. Дарки.

4. Познакомить группу с материалами мини-лекции: дискинезия желчевыводящих путей.

5. Мотивация на дальнейшую работу.

II этап – психокоррекционнный (9 занятий по 2 академических часа).

Цель: психокоррекция эмоционально – поведенческих нарушений у подростков 15-16 лет с дискинезией желчевыводящих путей.

Задачи:

Отреагировать негативные эмоции участников группы.

Снизить уровень агрессии.

Отреагировать страхи.

Снизить уровень тревожности.

5. Проработать неадаптивные копинг-стратегии.

6. Актуализировать личностные ресурсы.

7. Выработать адаптивные, эффективные копинг-стратегии.

 

III этап – закрепляющий (1 занятие 2 академических часа).

Цель: завершение групповой психокоррекционной эмоционально-поведенческой программы с подростками 15-16 лет с дизкинезиями желчевыводящих путей.

Задачи:

1. Упражнения закрепляющего характера.

2. Обратная связь.

3. Отсоединение участников группы от психолога.

 

IV этап – семейное консультирование (2 занятия по 2 академических часа).

Цель: разрешить конфликт в детско-родительских отношениях.

Задачи:

Улучшить эмоциональный климат в семье

Снизить семейную тревожность

Разрешить трудности в семейном воспитании

Дать рекомендации родителям больного подростка

 

Методы определения критериев эффективности программы:

- Психодиагностический метод.

- Метод экспертной оценки.

- Психодиагностический метод.

Психодиагностика проводилась вначале психокоррекции, через неделю и через месяц после проведения психокоррекционной программы.

Психодиагностические методики:

- «Дифференциальная шкала эмоций» К. Изарда (адаптация Л.Н. Ротина)

- Методика диагностики агрессивности А. Басса – А. Дарки (адаптация А.К. Осницкий)

- Шкала явной тревожности для детей CMAS A.Castaneda, B.R.McCandless, D.S.Palermo

- «Опросник способов совладания» Р. Лазаруса, С. Фолькмана (адаптация СПб НИПНИ им. В.М. Бехтерева).

Данную программу прошли 4 группы подростков с дискинезией желчевыводящих путей, две группы по 7 и две группы по 8 человек (мальчики и девочки).

Нами был проведен анализ эмоционального состояния подростков с дискинезией желчевыводящих путей через неделю и через месяц после проведения психокоррекционной программы.

По данным методики были получены следующие различия по шкалам: удивление (p<0,05), гнев (p<0,01), страх (p<0,01), вина (p<0,01). Таким образом, проработка негативных эмоций позволила улучшить эмоциональное состояние, о чем свидетельствуют высокие показатели по шкале радость.

Также нами был проведен анализ проявления агрессивности у подростков с дискинезией желчевыводящих путей до, после и через месяц после проведения программы.

По результатам данной методики были получены значимые различия по шкалам: косвенная агрессия (p<0,01), негативизм (p<0,01), обида (p<0,01), чувство вины (p<0,05), враждебность (p<0,01). Таким образом, у подростков значительно снизилась косвенная агрессия, снизилось чувство вины, улучшилось отношение к окружающим снижение враждебности и негативизма.

Нами был проведен анализ явной тревожности у подростков до, после и через месяц после проведения психокоррекционной программы.

По данным методики показатели явной тревожности снизились (p<0,01). Таким образом, в ходе проведения программы и по ее окончании тревожность снизилась. Через месяц после проведения вторичной диагностики было отмечено, что уровень тревожности сохраняется на уровне значимости (p<0,01), по сравнению со средненормативными показателями. Это соответствует среднему уровню, следовательно, дезорганизующая тревога переходить в тревогу, выполняющую охранительную функцию и помогает подросткам справиться с трудными жизненными ситуациями.

Нами был проведен анализ стратегий совладающего поведения подростков с дискинезией желчевыводящих путей до, после и через месяц после проведения психокоррекционной программы.

По данным методики были получены следующие статистически значимые различия по шкалам: «бегство-избегание» (p<0,01), «дистанцирование» (p<0,01), «конфронтативный копинг» (p<0,01), следовательно неадаптивные копинги снизились, а повысились адаптивные копинг-стратегии такие как: «самоконтроль» (p<0,05), «принятие ответственности» (p<0,01) и «планирование решения проблемы» (p<0,05).

Данные занятия позволили подросткам с дискинезией желчевыводящих путей в трудных жизненных ситуациях, использовать комплекс адаптивных стратегий совладания, что позволило им более быстро и эффективно разрешать ту или иную стрессовую ситуацию.

Метод экспертной оценки (на основе индивидуальным бесед с лечащим врачом.

Лечащие врачи отмечают улучшение эмоционального и общего самочувствия подростков с дискинезией желчевыводящих путей. Больные подростки стали более открыты к общению, менее озлоблены и агрессивны, они стали также более открыты к общению со сверстниками, более внимательными. Снизилось негативное отношение к старшему поколению. Улучшились детско-родительскте взаимоотношения. При взаимодействии с врачами и средним медицинским персоналом ведут себя спокойно и открыто.

 


Приложение 10

10. Пример оформления списка литературы

 

литературА

 

1. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для ВУЗов/ Г.М. Андреева. – 5-е издание, испр. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2009г. - 285с.

2. Базаров Т. Ю., Долгополова О. А. Психологические аспекты управления персоналом в системе государственной службы: Учебное пособие. – Волгоград: Изд-во ВАГС, 2008г. - 224 с.

3. Бойко В.В., Ковалёв А.Г., Панфёров В.Н. Социально-психологический климат коллектива и личность. – М.: Мысль, 2006г. - 207 с.

4. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. – СПб.: Питер, 2006г. - 528 с.

5. Горянина В.А. Психологические предпосылки непродуктивности стиля межличностного взаимодействия. / Психологический журнал. Том 18 № 6, 2008г. - 450с.

6. Журавлев А.Л. Факторы формирования стиля руководителя производственным коллективом. / В кн.: Социально-психологические проблемы производственного коллектива. – М.: Наука, 2009г. - 426с.

7. Занковский А.Н. Организационная психология. – М.: Флинта, 2002г. –560 с.

8. Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий. – СПб.: Питер, 2008г. - 701 с.

9. Основы психологии: Практикум. / Под ред. Л.Д. Столяренко – Ростов-н-Д.: Феникс, 2007. 704 с.

10. Психологические тесты для деловых людей. / Сост. Н.А. Литвинцева – М., 2007г. - 318 с.

11. Психологические тесты. / Под ред. А.А. Карелина: В 2 т. Т. 2. – М: Владос, 2008г. - 248 с.

 


Приложение 11

Пример доклада на защите

 

Уважаемые члены аттестационной комиссии![13]

Представляю вашему вниманию научно-исследовательскую работу на тему «МОТИВАЦИОННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ поисково-спасательной службы МЧС»

Проблема, которую мы изучаем в данной работе, на наш взгляд, освещена не достаточно. Не смотря на обширный пласт научных работ в области мотивации, на сегодняшний день достаточно актуальным остается вопрос о мотивации деятельности сотрудников опасных профессий.

Цель исследования заключается ввыявлении профессионального мотивационного ядра сотрудников поисково-спасательной службы МЧС. Достижение поставленной цели потребовало последовательного решения следующих исследовательских задач:

1. Анализ теоретических подходов к изучению феномена мотивации.

2. Изучение специфики мотивации деятельности специалистов опасных профессий.

3. Проектирование гипотез и подбор методов исследования.

4. Проведение психодиагностического исследования.

5. Анализ полученных результатов.

6. Формулировка выводов о проведенном теоретическом и практическом исследовании.

Объект исследования – сотрудники поисково-спасательной службы северо-западного регионального центра в количестве 80 человек.

Предмет исследования – связь мотивационной направленности со структурой ценностных ориентаций у специалистов поисково-спасательной службы.

Основная гипотеза данного исследования заключается в том, что специфика структуры ценностных ориентаций имеет отражение в том или ином типе мотивационной направленности.

Исследование проводилось при помощи следующих психодиагностических методик:

1. Методика Т. Элерса «Мотивация успеха» и «Мотивация избегания неудач».

2. Методика Д. Марлоу и Д. Крауна «Мотивация одобрения».

3. Методика «Интегральная удовлетворенность трудом» (Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов).

4. Методика диагностики ценностных ориентаций в карьере «Якоря карьеры» (Э.Шейн, перевод и адаптация В.А.Чикер, В.Э.Винокурова).

5. Методика «Шкала профессионального стресса» (Е.И. Рогов).

6. Методика «Диагностика профессионального выгорания» (К.Маслач, С.Джексон, в адаптации Н.Е. Водопьяновой).

Исследованием было установлено:

1. У сотрудников поисково-спасательной службы МЧС мотивационная направленность на успех связана с устойчивостью к внешней оценке, выраженной в одобрении или неодобрении; со значимостью уверенности в себе.

2. Кластерный анализ позволил выявить два наиболее распространенных типа мотивационной направленности у специалистов поисково-спасательной службы: тип с повышенной мотивацией к успеху и тип с пониженной мотивацией к успеху. Структура ценностных ориентаций каждого типа имеет ряд отличительных особенностей: для сотрудников с повышенной мотивацией на успех более значимыми являются ценности продуктивной жизни (или ценность использования возможностей): уверенность в себе, активная жизненная позиция, эмоционально насыщенная жизнь, непримиримость к недостаткам в себе и других; для сотрудников с пониженной мотивацей на успех более значимы ценности – здоровье, счастливая семейная жизнь, познание, честность и чуткость (заботливость).

3. В целом приоритетными для сотрудников поисково-спасательной службы являются такие инструментальные ценности как ответственность, независимость, уверенность в себе, аккуратность и воспитанность, а терминальные ценности – здоровье, счастливая семейная жизнь, любовь. Показатели мотивации успеха более, чем у 70% респондентов находятся на высоком уровне по сравнению с нормативными значениями. Поэтому, можно сделать вывод о том, что у обследованных специалистов преобладает потребность в самовыражении, в полном использовании своих возможностей, достижении целей и личностном росте. Люди с такой мотивацией открыты к восприятию себя и окружения, созидательны и независимы, об этом также свидетельствуют приведенные в работе описания случаев из практики.

Таким образом, в результате проведенного анализа было установлено и подтверждено статистическими методами наличие связи мотивационной направленности и структуры ценностных ориентаций у специалистов поисково-спасательной службы.

Проблема связи мотивационной направленности с ценностными ориентациями, частично поднятая в настоящей работе, представляется многогранной. Мы рассмотрели ее лишь на одном коллективе и столь малая выборка не позволяет говорить об этом, как о явлении, однако тенденцию здесь проследить можно.

В качестве практического предложения, вытекающего из результатов исследования, можно отметить, что при управлении людьми, ориентированными на успех, наибольший эффект достигается тогда, когда в их работе начинают преобладать оригинальные задания, позволяющие полнее использовать потенциал и возможности; задания, предоставляющие свободу при выборе средств решения, требующие изобретательности, использования всего спектра знаний и умений.

В заключение, хочется поблагодарить всех, кто помогал мне в проведении данного исследования, руководителя поисково-спасательной службы северо-западного регионального центра, моего научного руководителя и рецензента.

Благодарю уважаемых членов комиссии за внимание.

 


Приложение 12

Пример отзыва научного руководителя

ФГБОУ ВО


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.079 с.