Статистическая обработка эмпирического материала — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Статистическая обработка эмпирического материала

2019-09-17 246
Статистическая обработка эмпирического материала 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

А.А. ФЕДЯЕВ

 

Пособие по проведению, оформлению и защите

научно-исследовательских работ

(для специальности «Клиническая психология»)

Учебное пособие

 

Санкт-Петербург

2017


УДК 002

ББК 72.6

А733

 

Рецензенты:

Кутейников Алексей Николаевич, кандидат психологических наук, доцент кафедры управления персоналом и психологии Северо-Западного института управления ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации».

Корнев Александр Николаевич, доктор психологических наук, зав.кафедрой логопатологии ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации.

 

 

Одобрено и рекомендовано к печати на заседании цикловой учебно-методической комиссии факультета клинической психологии СПбГПМУ

Протокол № _10_ от _3_ _июля_2017 г.

 

 

Одобрено и рекомендовано к печати на заседании учебно-методического совета СПбГПМУ

Протокол № _1_ от _27_ _сентября_2017 г.

 

Федяев А.А.

       Пособие по проведению, оформлению и защите научно-исследовательских работ (для специальности «Клиническая психология»): Учебное пособие. – СПб.: Изд-во СПбГПМУ, 2017. – 69 с.

 

Данное пособие описывает порядок подготовки научно-исследовательских работ (для специалитета «Клиническая психология») СПбГПМУ. В пособии раскрываются все этапы подготовки, начиная с планирования и заканчивая публикацией результатов исследования. Особое внимание уделяется стандартам оформления, которые иллюстрируются прилагающимися примерами. Пособие можно рассматривать как руководство для обучающихся и их научных руководителей.

 

© Федяев А.А., 2017

© СПбГПМУ, 2017

 


 

Содержание

 

Общие положения. 4

Выбор темы и составление плана работы.. 6

Работа с литературой.. 10

Проведение исследования. 12

Статистическая обработка эмпирического материала. 15

Структура и содержательная часть работы.. 18

Требования к оформлению... 22

Нормативная база требований к оформлению.. 22

Параметры страницы.. 22

Шрифт. 22

Колонки, абзацы, выравнивание текста, междустрочный интервал. 23

Заголовки. 23

Титульный лист. 23

Содержание. 24

Буквенные аббревиатуры.. 24

Формулы.. 24

Таблицы.. 24

Рисунки, графики. 25

Ссылки. 25

Список литературы.. 31

Приложения. 32

Печать и прошивка работы.. 33

Предзащитные слушания. 34

Прохождение нормоконтроля и рецензирование работы.. 35

Подготовка доклада, презентации и раздаточного материала на защиту. 38

Процедура защиты.. 39

Хранение и последующее использование работы.. 40

Использованные и рекомендуемые источники информации.. 41

приложения. 42

1. Пример плана работы.. 42

2. Пример оформления ходатайства для проведения исследования на базе. 44

3. Пример оформления психодиагностических бланков. 45

4. Пример оформления титульного листа курсовой научно-исследовательской работы 3-го, 4-го курсов. 47

5. Пример оформления титульного листа отчета по научно-исследовательской работе 5-го курса. 48

6. Пример оформления содержания (оглавления) 49

7. Пример оформления основного текста со ссылками, формулами, таблицами и рисунками. 50

8. Пример оформления случая из практики. 52

9. Пример оформления психокоррекционной программы.. 54

10. Пример оформления списка литературы.. 60

11. Пример доклада на защите. 61

12. Пример отзыва научного руководителя. 65

13. Пример рецензии. 66

14. Пример оформления акта о внедрении результатов исследования. 67

15. Пример оформления справки о внедрении. 68

16. Пример статьи (тезисов) по результатам работы.. 69


Общие положения

 

Научно-исследовательская работа является видом практической подготовки обучающихся по специальности «Клиническая психология». Данный вид практики предусмотрен на третьем, четвертом и пятом курсах обучения.

По итогам прохождения данной практики на каждом курсе обучения обучающиеся оформляют и защищают результаты своей научно-исследовательской деятельности. На 3-м и 4-м курсах результаты оформляются в виде курсовых работ, а на 5-м курсе в виде отчета по проводимому научному исследованию в рамках выпускной квалификационной работы.

Защита начно-исследовательских работ на каждом из уазанных курсов производится в мае. Для проведения, оформления и защиты научно-исследовательских работ в учебном плане и расписании предусмотрено отдельное время.

Все научно-исследовательские работы осуществляются под руководством научных руководителей – преподавателей кафедр факультета. Проведение, оформление и защита научно-исследовательских работ без научного руководителя не допускается. Научно-исследовательские работы подлежат обязательной защите на заседании межкафедральной комиссии профессорско-преподавательского состава факультета. Результаты защиты являются основанием для выставления зачета с оценкой.

Оформленная научно-исследовательская работа представляет собой систематизацию исследовательского опыта, полученного обучающимся за предшествующий период обучения, и демонстрирует степень его подготовленности к проведению самостоятельной научно-исследовательской деятельности в качестве специалиста.

Качественно проведенная научно-исследовательская работа должна свидетельствовать об умении обучающегося: четко формулировать проблему и оценивать степень ее актуальности; обосновывать выбранные методы решения поставленных задач; самостоятельно работать с литературой и другими информационно-справочными материалами; собирать необходимые эмпирические данные, интерпретировать, обрабатывать и анализировать их, а также представлять материал в графической или иной иллюстративной форме; делать обоснованные выводы, давать практические рекомендации; излагать свои мысли по-научному грамотно, правильно оформлять работу.

Научно-исследовательские работы должны обязательно иметь клинико -психологическую направленность, соответствующую объектам профессиональной деятельности клинического психолога[1]:

· человек с трудностями адаптации и самореализации, связанными с его физическим, психологическим, социальным и духовным состоянием, а также системы и процессы охраны, профилактики и восстановления здоровья;

· психологические факторы дезадаптации и развития нервно-психических и психосоматических заболеваний;

· формирование поведения, направленного на поддержание, сохранение, укрепление и восстановление здоровья;

· психологическая диагностика, направленная на решение диагностических и лечебных задач клинической практики и содействия процессам коррекции, развития и адаптации личности;

· психологическое консультирование в рамках профилактического, лечебного и реабилитационного процессов, в кризисных и экстремальных ситуациях, а также в целях содействия процессам развития и адаптации личности;

· психологическая экспертиза в связи с задачами медико-социальной (трудовой), медико-педагогической, судебно-психологической и военной экспертизы.

 

Тематика научно-исследовательских работ 4 и 5 курсов должна соответствовать специализации обучающегося. При этом она может быть инициирована любой из кафедр факультета. Ограничений на тематику научно-исследовательских работ 3-го курса применительно к специализации не вводится.


Выбор темы и составление плана работы

 

Выбор темы осуществляется обучающимся самостоятельно или с помощью научного руководителя. При выборе темы и прикреплении к научному руководителю обучающийся может руководствоваться следующим:

1. Собственными научными интересами в области клинической психологии.

2. Научной тематикой кафедр факультета.

3. Тематической направленностью, связанной со специализацией.

4. Областью научных интересов профессорско-преподавательского состава факультета.

5. Тематической направленностью научно-исследовательских работ прошлых лет.

 

При выборе темы обучающийся также может рассчитывать на персональные консультации со стороны профессорско-преподавательского состава кафедр факультета.

Избранная тема, а также содержание (текст) научно-исследовательской работы не могут дублировать один в один работы прошлых лет, даже если у них один и тот же автор.

Научными руководителями научно-исследовательских работ могут быть только преподаватели кафедр факультета, штатные или совместители.

Определиться с темой и научным руководителем обучающийся должен не позднее сентября месяца на 3-м и 4-м курсах и не позднее октября месяца на 5-м курсе обучения. В этот же период необходимо составить План работы, включающий исходную информацию по теме и календарный план ее выполнения.

Исходная информация по теме включает следующие пункты:

- Автор работы (обучающийся), группа, специализация;

- Научный руководитель;

- Тема;

- Цель;

- Гипотеза;

- Задачи и методы (в виде таблицы, в которой методы и методики должны соответствовать задачам исследования);

- Предмет;

- Объект;

- База

Календарный план описывает основные этапы работы с указанием сроков их выполнения (см. табл.1).


 

Таблица 1

Основные этапы и ориентировочные сроки выполнения

научно-исследовательских работ на 3-м и 4-м курсах

Этап работы Срок выполнения НИР 3-го и 4-го курсов
1. Утверждение темы сентябрь
2. Написание 1-ой и 2-ой глав октябрь-декабрь
3. Подготовка психодиагностических бланков октябрь
4. Диагностика обследуемого контингента ноябрь
5. Создание электронной таблицы эмпирических данных декабрь
6. 1-ые предзащитные слушания декабрь
7. Математическая обработка данных январь
8. Написание 3-ей (и 4-ой) главы февраль
9. Написание выводов, заключения март
10. 2-ые предзащитные слушания апрель
11. Окончательное редактирование работы, подготовка к защите апрель-май
12. Официальная защита (на зачет с оценкой) включает доклад с презентацией и представлением оформленной по установленным правилам начно-исследовательской курсовой работы. май

 

 

Основные этапы и ориентировочные сроки выполнения

научно-исследовательских работ на 5-м курсе

Этап работы Срок выполнения НИР 5-го курса
1. Утверждение темы сентябрь-октябрь
2. Написание 1-ой и 2-ой глав выпускной квалификационной работы (ВКР) ноябрь-март
3. Подготовка психодиагностических бланков ноябрь
4. Диагностика обследуемого контингента декабрь-февраль
5. Создание электронной таблицы эмпирических данных март
6. Математическая обработка данных апрель-май
7. Представление отчета по НИР (они же – 1-ые предзащитные слушания по ВКР) включает доклад с презентацией и письменным отчетом по установленной форме; по результатам выставляется зачет с оценкой за НИР 5-го курса май

 

К календарному плану могут прилагаться уточняющие комментарии.

Пример полного Плана работы можно посмотреть в приложении 1.

План работы обязательно подписывается обучающимся и научным руководителем, после чего, не позднее сентября сдается в деканат. Допустимо сдавать план работы в электронном виде, но только в том случае, если он пересылается с электронного адреса научного руководителя на электронный адрес зам.декана по учебной работе (копии обязательно должны оставаться у обучающегося и научного руководителя). На основании плана работы деканат принимает решение об утверждении темы работы.

Если обучающийся в указанные сроки самостоятельно не определился с темой и руководителем, деканат может принудительно назначить обучающемуся научного руководителя работы.

В случае неудовлетворительной работы обучающегося по плану работы руководитель имеет право отказаться от научного руководства конкретным обучающимся. В этом случае деканат может назначить другого руководителя работы. Смена научного руководителя допускается не позднее, чем за 3 месяца до защиты работы. Изменение темы работы допускается не позднее, чем за месяц до защиты с обязательным информированием зам.декана по учебной работе.

Обучающийся имеет право получать необходимые квалифицированные консультации от научного руководителя. Срок конкретной консультации назначается по договоренности с руководителем на определенную дату и время.

Научный руководитель работы контролирует все стадии подготовки и написания работы вплоть до её защиты. обучающийся не менее одного раз в месяц отчитывается перед руководителем о выполнении работы (форма отчета определяется руководителем).

Научный руководитель рекомендует необходимую литературу, справочные материалы, психодиагностический и статистический инструментарий, другие материалы по теме; консультирует обучающегося по содержанию и оформлению работы; оказывает помощь в сборе эмпирической информации, информирует кафедру и деканат в случае несоблюдения обучающимся установленного графика; дает согласие на представление работы к защите. После завершения обучающимся работы научный руководитель даёт письменный отзыв, в котором характеризует текущую работу обучающегося над выбранной темой и полученные результаты.

Обучающийся имеет право получить дополнительные консультации от других специалистов факультета по договоренности с ними, в частности, это касается использования статистических методов обработки данных и специфических методов психодиагностики.

Для проведения исследования обучающемуся необходимо также определиться с клинической базой. Ее можно подобрать по договоренности с научным руководителем или представителем деканата факультета. Для допуска на базу может потребоваться ходатайство, которое при необходимости по письменному заявлению обучающегося оформляет деканат факультета (см. приложение 2).

Контроль за работой обучающегося, проводимый научным руководителем, дополняется контролем со стороны кафедры и деканата. С этой целью деканатом организуются предзащитные слушания и официальная защита (на 3-м, 4-м курсах), а также представление отчета по НИР (на 5-м курсе), ведется специальный журнал работы обучающихся (допускается ведение журнала в электронном виде).


Работа с литературой

 

Работу с литературой следует начинать сразу же после выбора темы научно-исследовательской работы. При подборе литературы следует обращаться к предметно-тематическим каталогам и библиографическим справочникам учебно-методического кабинета факультета, библиотеки СПбГПМУ, любых доступных библиотек, а также использовать сеть «Internet».

Изучение литературы по выбранной теме рекомендуется начинать с журнальных статей обзорного характера, литературных обзоров в монографиях для того, чтобы получить представление о широком научном контексте, в рамках которого рассматривается избранная тема. Затем изучаются результаты конкретных исследований. При изучении литературы не допускается использование неавторизованных материалов[2], которые нередко размещаются в сети Интернет.

Библиографический поиск может осуществляться посредством просмотра, как специальных библиографических изданий, так и первичных научных документов (статей, монографий и т.п.).

К источникам библиографической информации можно отнести;

- справочники, словари, энциклопедии;

- библиографические издания, списки;

- прикнижную и пристатейную библиографию;

- реферативные журналы, индексы. В реферативных журналах указываются не только библиографические сведения об источнике (фамилия и инициалы автора, название, место, год издания и т.п.), но и дается краткая характеристика его содержания;

- алфавитные, предметные и систематические каталоги библиотек;

- обзоры, отчеты;

- библиографии библиографий. Библиография библиографий представляет собой обзор источников информации, появившихся за определенное время или объединенных по какому-либо признаку.

Библиографическая информация по психологии хорошо представлена в следующих изданиях:

- Литература по педагогическим наукам и народному образованию. Текущий библиографический указатель. Государственная научная библиотека им. Ушинского. Издается с 1950 года;

- Философия и социология. ИНИОН (Институт научной информации по общественным наукам). Новая иностранная литература по общественным наукам. Издается ежемесячно;

- Книжная летопись. Издается с 1907 года;

- Летопись журнальных статей. Издается с 1926 года;

- Летопись рецензий. Издается с 1935 года.

Особую ценность для психолога-исследователя могут представлять специальные библиографические указатели по психологии. Предварительное знакомство с публикациями на тему исследования можно получить из реферативных журналов. Более подробную информацию об исследованиях, выполняемых по интересующей теме, следует искать в самих публикациях: монографиях, сборниках, статьях научных журналов. Наиболее авторитетные психологические российские научные журналы:

- "Психологический журнал". Издается Российской академией наук;

- "Вопросы психологии". Орган Российской академии образования;

- "Вестник МГУ. Серия Психология". Выпускается издательством МГУ им. М.В. Ломоносова;

- "Психологическое обозрение". Орган Российского психологического общества;

- "Вестник Санкт-Петербургского университета. Серии 16. Психология. Педагогика";

- "ИЗВЕСТИЯ РГПУ им. А.И. ГЕРЦЕНА";

- "Мир психологии".

 

Свежие номера психологической периодики можно посмотреть в учебно-методическом кабинете факультета.

Целесообразно просматривать литературу за период от пяти до десяти лет. Глубина библиографического поиска по специальным журналам может составить также пять лет.

Алгоритм работы с литературой сводится к следующему:

1. Подбор литературных источников по утвержденной и смежным темам.

2. Их изучение, конспектирование.

3. Использование в работе с обязательным указанием реквизитов исходного материала в виде ссылки.

 

Количество литературных источников, используемых в работе, регламентируется по нижней границе:

1. Для научно-исследовательских работ 3-го курса – минимум 30 источников.

2. Для научно-исследовательских работ 4-го курса – минимум 50 источников.

3. Для научно-исследовательских работ 5-го курса (ВКР) – минимум 60 источников.

 

Используемые литературные источники обязательно должный включать, свежие (год издания – последние 5 лет) научные монографии, периодическую печать (журнальные статьи) и литературу на иностранном языке. Литература на иностранном языке должна составлять не менее 20% наименований от общего числа литературных источников.

 


Проведение исследования

 

Наиболее распространенные виды исследований, используемые в научно-исследовательских работах психологического содержания, следующие:

1. Сравнительное исследование.

2. Корреляционное исследование.

3. Экспериментальное исследование.

 

Исследование сравнительного характера призвано проверить гипотезу о наличии разницы в одних и тех же исследуемых параметрах у различных групп испытуемых. Для этих целей формируются различные выборки испытуемых (например, больные и здоровые или дети 4-х и дети 5-ти лет), представители которых обследуются одинаковыми методиками с регистрацией одних и тех же психологических параметров. После этого, используя адекватный статистический инструментарий, исследователь проверяет гипотезу о наличии различий в обследованных выборках испытуемых.

Корреляционное исследование направлено на проверку гипотезы о наличии связи в изучаемых явлениях. Для этих целей достаточно одной однородной выборки испытуемых. Испытуемые обследуются одинаковыми методиками с регистрацией одних и тех же психологических параметров. После чего измеряется корреляция (соответствие, связь) этих параметров друг с другом. Таким образом, исследователь проверяет гипотезу о существовании корреляционной связи: если с изменением одного показателя, параллельно изменяется другой показатель, то констатируют ее наличие.

Экспериментальное исследование, как правило, направлено на поиск причин (детерминант) какого-либо явления. С этой целью формируются контрольная и экспериментальная группы, представители которых обследуются одними и теми же методиками, как до воздействия, так и после него. При этом эксперимент может быть организован таким образом, что экспериментальная группа получит «реальное» воздействие, а контрольная – «мнимое». Если в результате воздействия обнаруживается разница в исследуемых параметрах у контрольной и экспериментальной групп, то стимул воздействия можно интерпретировать как причину или детерминанту возникших изменений.

Перечисленные виды исследований могут сочетаться в рамках одной темы.

Таким образом, то, какое именно исследование будет осуществлять обучающимся, первоначально зависит от предмета исследования, поставленной перед исследователем цели, вытекающих из нее задач и первоначальной гипотезы, которую предполагается проверить.

В общем виде этапы исследования можно представить в такой последовательности:

1. Формулирование цели, гипотезы исследования, постановка задач.

2. Подбор методов и методик, соответствующих задачам исследования.

3. Подготовка диагностического материала (бланков для заполнения, регистрационных карт и др.).

4. Диагностика испытуемых (сбор эмпирических данных).

5. Обработка полученного эмпирического материала.

6. Анализ и интерпретация статистических показателей.

7. Выводы.

 

Сбор эмпирического материала – один из наиболее ответственных этапов научно-исследовательской работы. От того, насколько правильно и полно собран эмпирический материал, во многом зависит качество работы в целом. Поэтому, прежде чем приступить к сбору материала, обучающемуся совместно с научным руководителем необходимо тщательно продумать, какой именно эмпирический материал необходим и какими методами его следует собирать. Для этих целей рекомендуется составить следующую таблицу (см. табл.2):

Таблица 2

Пример соответствия методов и методик задачам

научно-исследовательской работы

Задачи Методы Методики
1. Организовать психологическое обследование 50 девушек в возрасте 17-22 лет со стажем курения более 1-го года. В качестве группы сравнения будут выступать некурящие девушки в возрасте 17-22 лет (50 чел.). Организационные Сравнительный вариант исследования с использованием анкеты для дифференциации обследуемого контингента на предмет курения.
2. Диагностировать адаптационные характеристики курящих и некурящих девушек.

Эмпирические

1. Методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда. 2. Методика "Индикатор копинг-стратегий".
3. Диагностировать показатели волевой сферы курящих и некурящих девушек. 1. Методика диагностики волевых особенностей личности Чумакова М.В. 2. Методика «Неразрешимая задача».
4. Провести сравнение показателей адаптационно-волевой сферы, характерных для курящих и некурящих девушек.

Методы обработки данных

Непараметрический метод сравнения средних Манна-Уитни.
5. Провести анализ взаимосвязей адаптационных характеристик и показателей волевой сферы у курящих и некурящих девушек. 1. Корреляционный анализ по Спирмену. 2. Кластерный анализ.
6. Выделить особенности адаптационно-волевой сферы у курящих и некурящих девушек. Методы интерпретации Структурные варианты интерпретации: типологизация и классификация.

 


Объем выборки в случае использования параметрических методов обработки данных (при условии их нормального распределения) должен составлять не менее 30 человек, при использовании непараметрических методов – не менее 20 человек. В случае проведения феноменологического исследования объем выборки может быть менее 20.

При проведении диагностических процедур исследователю важно лично контролировать весь процесс, иначе есть риск получить некачественный эмпирический материал.

При подборе психодиагностических методик деканат призывает ориентироваться на Информационное письмо Президиума Совета по психологии УМО по классическому университетскому образованию РФ от 31 мая 2011 г. «Об использовании измерительных исследовательских и психодиагностических методик…». В данном документе рекомендуется использовать только официальные, прошедшие проверку на надежность и валидность, стандартизацию и апробацию методики.

Для этой цели можно использовать Компендиум психодиагностических методик или Реестры исследовательских и психодиагностических методик, прошедших профессиональное рецензирование. Данные документы представляют собой сбор описаний психодиагностических методик. Научный руководитель также имеет право предложить свой перечень методик.

Литературу с полным описанием психодиагностических методик и прилагающимся стимульным материалом можно подобрать в учебно-методическом кабинете факультета.

 

Минимальное количество используемых психодиагностических методик в исследованиях обучающихся должно быть следующим:

- В научно-исследовательской работе 3-го курса – 4 шт.

- В научно-исследовательской работе 4-го курса – 5 шт. (одна из них проективная).

- В научно-исследовательской работе 5-го курса (ВКР) – 5 шт. (одна из них проективная).

 

Пример оформления бланка психодиагностической методики можно посмотреть в приложении 3. При распечатке бланков психодиагностических методик обучающемуся может потребоваться принтер. По просьбе обучающегося деканат может организовать в определенное время использование факультетского принтера с этой целью.


Раздел работы

Вид работы

НИР 3-го курса НИР 4-го курса Отчет по НИР 5-го курса Титульный лист 1 1 1 Содержание 1 1-2

Страница 2: Цель, гипотеза, объект, база исследования.

Страница 3: Задачи и методы исследования (в виде таблицы, в которой методы и методики должны соответствовать задачам).

Страница 4: Что конкретно выполнено (по пунктам).

Следующие страницы.: иллюстрируют и поддтверждают проделанную работу (здесь необходимо привести список проработанной литературы; тексты 1-ой и 2-ой глав; примеры заполненных бланков каждой из психодиагностических методик; сводную таблицу собранных первичных данных).

Введение 2-4 3-5 1-ая глава (обзорно-теоретическая) 8-10 11-16 2-ая глава (методическая) 8-10 11-15 3-яя глава (аналитическая) 7-10 10-15 (4-ая глава (корекционная)) - (10-20) Выводы 1-2 1-2 Заключение 1 1-2 Список использованной литературы 1 1-2 Приложения

Объем приложений не регламентируется

ВСЕГО: 30-40 40-60 (до 80*) 40-60

* Если имеется 4-ая, «психокоррекционная» глава.

Темы и содержательная часть работ не могут быть полностью идентичными курс от курса.

Рассмотрим более подробно содержание разделов научно-исследовательских работ 3-го и 4-го курсов.

Во Введении тезисно обозначается актуальность работы или проблема, на решение которой она направлена, кратко описывается ее цель, гипотеза и задачи, далее следует перечислить методы, предмет, объект и базу исследования. Также указываются теоретическое и практическое значение работы, ее научная новизна. Кроме того, во введении может быть указана структура и объем научно-исследовательской работы.

При проведении исследовательской работы существует два варианта определения объекта и предмета исследования.

В первом случае объект и предмет исследования соотносятся между собой как целое и часть, общее и частное. При таком определении связи между ними предмет — это то, что находится в границах объекта. Именно предмет исследования определяет тему исследования.

Примеры[4]:

1. "Объект исследования: межличностное общение.

Предмет исследования: роль и функции визуальных знаков внешнего облика в общении".

2. "Объект исследования: настойчивость как свойство личности.

Предмет исследования: психологическая структура, количественные и качественные особенности настойчивости у людей с алкогольной и наркотической зависимостью".

Другой подход к определению объекта и предмета исследования предполагает объект определять через испытуемых, а предмет – через то, что у них изучается (такой подход часто встречается в медицинских исследованиях):

Примеры:

1. "Предмет исследования: восприятие школьных шумов учителями и их воздействие на поведение в педагогической деятельности.

Объект исследования. Объектом данного исследования являются учителя общеобразовательных школ г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области".

2. "Предмет исследования: особенности развития высших психических функций (по данным выполнения нейропсихологических проб) здоровых детей и детей с аутистическими расстройствами.

Объект исследования: 34 здоровых ребенка 5-10 лет и 34 ребенка того же возраста с диагнозом: ранний детский аутизм".

 

Содержание 1-ой, обзорно-теоретической, главы посвящается рассмотрению существующих в отечественной и зарубежной психологической литературе подходов к разработке поставленной или аналогичной проблем. Глава должна адекватно отражать состояние разрабатываемой проблемы на момент написания работы, содержать критический разбор существующих подходов к ее решению, указание того, какие особенности существующих подходов не позволяют считать проблему решенной и требуют ее дальнейшей разработки. Краткое изложение теоретических взглядов и эмпирических результатов других авторов сопровождается содержательным анализом направлений, тенденций, проблем, выделяемых автором работы в освещаемой области исследований. Показываются «белые пятна», противоречия в позициях и получаемых результатах, вскрываются методические проблемы проводимых исследований. Формулируется методологическая и теоретическая позиция автора. Обзорно-теоретическая часть работы завершается кратким резюме и логичным переходом к эмпирической части исследования.

Во 2-ой, методической, главе содержание сводится к описанию плана исследования и используемых автором методов и методик исследования, экспериментальных процедур и способов статистической обработки информации. Описывается способ подбора испытуемых (например, случайная выборка, рекомендованные учителем/врачом, отобранные на основе определенных критериев включения/исключения). Данная глава включает обоснование использованных методов, в котором содержится ответ, почему использовались именно эти методы и каковы их преимущества перед аналогичными (если таковые имеются).

При описании методик необходимо указать ее источник и особенности использования, предъявления.

Описание методов предполагает:

- описание заданий, которые выполняли испытуемые, и инструкции, которые они получали;

- характеристику выборки с точки зрения тех признаков, которые лежат в основании выбора испытуемых. Такими признаками могут быть качества испытуемых, связанные с предметом исследования, а также их демографические характеристики, такие как возраст, образование, профессия, стаж и т.п.;

- описание того, какие фиксировались количественные и качественные показатели, и каким образом производилась фиксация в ходе исследования.

Для более наглядного изложения методов исследования стимульный материал или опросные бланки рекомендуется помещать в приложениях к работе.

3-я, аналитическая, глава посвящается анализу и интерпретации эмпирических результатов проведенной исследовательской работы автора. Данная глава должна иметь название, отражающее ее содержание, и представлять материал о проверке исследовательских гипотез. В ней излагается описание результатов статистической обработки. Результаты работы должны быть представлены понятным для читателя образом. Первичные статистики переводятся в удобную для восприятия форму – графики или таблицы, демонстрирующие количественные соотношения полученных данных. Кроме того, здесь приводятся некоторые случаи из практики (их протоколы), наиболее показательные с точки зрения интерпретации результатов исследования (пример см. в приложении 8). Приведение в работе случаев из практики обязательно для научно-исследовательских работ 4-го курса и выпускных квалификационых работ. После изложения результатов производится их интерпретация – разъяснение того, что означают полученные результаты с точки зрения гипотез, сформулированных в работе, или ее методических или прикладных целей. Необходимо также соотнести полученные результаты с уже имеющимися в других работах. В интерпретации не разрешается вместо общепринятой психологической терминологии использовать наименования шкал тестов и своеобразный сленг авторов тестов (особенно, иностранных, т.к. это переводы). Интерпретация должна быть изложена на языке общепринятой психологической терминологии.

4-ая глава призвана описать разработанную автором психокоррекционную программу, направленную на профилактику, коррекцию или реабилитацию. Программа должна иметь данные об апробации. Если апробация программы не была проведена, то эту главу нужно называть проектом программы. Пример материала о психокоррекционной программе можно посмотреть в приложении 9. Данная глава предназначена для дипломных работ.

Основные результаты курсовой научно-исследовательской работы фиксируются в форме Выводов и Заключения.

Выводы формулируются на основании всей проделанной работы и заключаются в краткой интерпретации полученных результатов. Желательно представлять выводы в виде пронумерованного списка. Выводы отражают: достигнута ли цель, исследования посредством реализации поставленных задач и подтвердилась ли выдвинутая гипотеза.

Заключение, являясь одним из основных разделов работы, ставит целью подведения итогов всего исследования.

В заключении может быть представлен сравнительный анализ полученных результатов с данными предшествующих исследований, в том числе приведенные в обзоре литературы.

Заключение так же может включать клинико-психологический портрет исследуемых групп с примерами, полученными в ходе наблюдения, и проведения экспериментально-психологических процедур. Данный анализ, прежде всего, включает в себя данные, подтверждающие реализацию цели и задач исследования и проверку поставленной гипотезы.

Целесообразно также осветить перспективы дальнейших исследований и практических разработок в этой обла


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.