Ор г а низации о своения социально-культурных ц енностей общества и — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Ор г а низации о своения социально-культурных ц енностей общества и

2019-09-17 107
Ор г а низации о своения социально-культурных ц енностей общества и 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу


16

 

р а з в и т и е их и ндивидуальности, самоактуализации л ичности. В данном

 

случае понятие воспитание раскрывает его педагогическую сущность.

 

Основные признаки воспитания:

 

1.      Целенаправленность всего воспитательного процесса и каждого

 

его составляющего компонента. В данном случае имеется в виду постановка

 

педагогом цели (как конечного результата педагогической деятельности),

 

определение стратегических и тактических задач по ее реализации,

 

переведение цели и задач во внутренний план воспитанников; планирование

 

на основе их всей жизнедеятельности воспитателя и воспитанников.

 

Конечная цель воспитания двухпланова: 1) освоение социально-культурных

 

ценностей  общества;  2)  развитие  (всестороннее,  гармоничное)

 

индивидуальности дошкольников, их самоактуализация.

 

В  более  узком  значении  целенаправленность  предполагает

 

определенность каждого акта педагогического воздействия. «Идем с детьми в

 

музей – зачем?»; «Организую праздник семьи – зачем?», «Беседа по

 

правилам дорожного движения – зачем?»… И так в каждом педагогическом

 

акте. Постепенно выстраивается отлаженная система, которая легко работает.

 

2.      Воспитание как процесс. С диалектического подхода воспитание

 

как педагогическое явление характеризуется своей динамичностью, ибо

 

система компонентов воспитательного процесса изменяющаяся и

 

развивающаяся структура, т.к. каждый из компонентов которой также

 

динамичен: педагог как субъект педагогического процесса – развивающаяся

 

личность, находящаяся во взаимодействии со стремительно меняющимся

 

окружающим миром, воспитанник – развивающаяся личность, не только

 

объект педагогических воздействий, но субъект многообразных отношений с

 

окружающей действительностью, в том числе и в педагогическом процессе

 

его позиция активна.

 

3.      Воспитание  это  процесс взаимодействия  педагога  и

 

воспитанников при активности обеих сторон. По мере взросления ребенок из

 

объекта педагогического воздействия переходит в субъект. Меняется и


17

 

позиция педагога: ему свойственны функции наставника, советчика,

 

человека, обладающего жизненным опытом и знаниями о мире.

 

4.      Создание  воспитывающей   среды.   Усиление  действий

 

позитивных факторов среды, устранение или нейтрализация негативных,

 

создание необходимых для решения воспитывающих задач новых,

 

притягательных для дошкольников факторов среды рассматриваются как

 

направления работы педагога по созданию воспитывающей среды.

 

5.      Содержание воспитания отражает следующие характеристики: 1)

 

формирование отношения к предметам, явлениям, фактам, событиям

 

окружающей действительности, элементами которой является воздействие на

 

сознание, поведение и эмоционально-волевую сферу дошкольника; 2)

 

развитие индивидуальности дошкольника на основе его взаимодействия с

 

педагогом в процессе воспитания по освоению социокультурных ценностей,

 

в формировании его отношения к окружающему миру и к самому себе.

 

6.      Воспитание – процесс творческий. Это обусловлено тем, что

 

овладение культурой носит творческий характер. Неповторимость

 

воспитанников требует особых, свойственных каждому ребенку подходов.

 

Деятельность педагога, обладающего творческим потенциалом, делает

 

процесс воспитания продуктивным.

 

Специфика воспитания как общественного явления характеризуется

 

следующими чертами, отражающими его направленность. Воспитание

 

возникло из практической потребности приспособления, приобщения

 

подрастающих поколений к условиям общественной жизни и производства,

 

замены ими стареющих и выбывающих из жизни поколений. Воспитание

 

к а тегория в е чная, необходимая и общая. Воспитание появилось вместе с

 

возникновением человеческого общества и существует, пока оно живет.

 

Воспитание носит конкретно-исторический характер. Содержание и

 

характер воспитания в разные исторические эпохи меняются. Изменения

 

происходят под влиянием экономических условий жизни общества, способов

 

производства материальных благ, политики, культуры, религии. Воспитание


18

 

подрастающего поколения осуществляется в процессе и результате

 

вовлечения их старшим поколением в общественные отношения, систему

 

об щения и д еятельность.

 

Воспитательный       процесс      сопровождается      воздействиями,

 

направленными на предъявление требований человека к самому себе,

 

формирование личностных качеств. Такая работа над собой называется

 

с а мовоспитанием. Применительно к дошкольному возрасту можно говорить

 

об элементах самовоспитания, которые формируются на основе

 

сознательного подражания образцам поведения старших и сверстников («Я

 

сам!»). Начальные формы самовоспитания применяются в управлении своим

 

телом, движениями, воздержании от неправильных действий, грубых слов, а

 

главное в необходимости выработки положительных привычек поведения.

 

Для дошкольника самовоспитание – это совершение хороших поступков

 

(быть добрым, вежливым, убирать за собой игрушки, помогать малышам и

 

др.) и отказ от плохих поступков (не обижать детей, аккуратно принимать

 

пищу, складывать свои вещи). В работе с дошкольниками важно

 

стимулировать их желание меняться, становиться лучше, вселять надежду,

 

что все они могут, радоваться небольшим успехам. В данном случае уместны

 

слова Ш.А.Амонашвили: «Действительно гуманная педагогика – это та,

 

которая в состоянии приобщить ребенка к процессу созидания самого себя»

 

(Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети!- М., 1988. – С.43).

 

Чувствительность ребенка к воспитательным воздействиям определяется

 

пластичностью, изменчивостью свойств и личностных качеств ребенка,

 

способностью воспринимать, приобретать, сохранять, перестраивать,

 

передавать опыт других людей, т.е. способностью к развитию.

 

Под развитием понимается сложный и противоречивый процесс

 

изменений: анатомо-биологических структур, уровней психической

 

деятельности, опыта, сущностных сил и направленности личности. Развитие

 

– это процесс движения о простого к сложному, переход от старого к новому

 

качественному состоянию. В педагогике говорят о возрастном развитии


19

 

(закономерности и особенности развития, свойственные каждому возрасту),

 

индивидуальном (индивидуальные особенности развития), личностном

 

(возникновение у ребенка личностных качеств, их особенности).

 

Ф о р м и р о в а ние – это развитие человека под воздействием общих и

 

педагогических процессов воспитания. На формирование человека влияют

 

природные и социальные, внутренние и внешние, объективные и

 

субъективные  факторы. Формирование подразумевает организацию

 

жизнедеятельности  ребенка,  осуществление  учебно-воспитательного

 

процесса, воздействие, направленное на развитие личностных качеств. У

 

детей дошкольного возраста формируются культурно-гигиенические навыки,

 

поведенческие умения, даются представления о дружбе, друзьях и т.п.

 

Об учение    является   специфическим   способом  образования,

 

направленного на развитие личности посредством организации усвоения

 

обучающимися научных знаний и способов деятельности. Являясь составной

 

частью  воспитания,  обучение  отличается  от  него  степенью

 

регламентированности     педагогического    процесса    нормативными

 

предписаниями как содержательного, так и организационно-технического

 

плана. В ходе обучения осуществляется воспитание, формирование и

 

развитие.

 

Понятие образование в педагогике имеет несколько значений. Многие

 

годы в отечественной педагогике под образованием понимался процесс и

 

результат усвоения системы знаний, умений и навыков. В Законе РФ «Об

 

образовании» (1991) образование определяется как «целенаправленный

 

процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и

 

государства». В этом определении подчеркивается интегративный характер

 

образования, который объединяет процессы воспитания, обучения и

 

просвещения.

 

П едагогический    процесс    представляет    собой   специально

 

организованное взаимодействие педагогов и воспитанников по поводу

 

содержания образования с использованием средств обучения и воспитания с


20

 

целью решения задач образования, направленных на удовлетворение

 

потребностей общества, личности в ее развитии и саморазвитии.

 

Последовательная смена одного состояния  другим является

 

характеристикой любого процесса. В педагогическом процессе она есть

 

результат  педагогического  взаимодействия,  которому  свойственен

 

преднамеренный контакт педагога и воспитанника, следствием которого

 

являются взаимные изменения в их поведении, деятельности и отношениях.

 

Активность участников педагогического взаимодействия (педагоги и

 

воспитанники) позволяет говорить о них как субъектах педагогического

 

процесса, влияющих на его ход и результативность. Поэтому

 

п е д а г огическая деятельность   – это особый  вид  социальной

 

(профессиональной) деятельности, направленной на реализацию целей

 

образования: передачу от старших поколений младшим накопленного

 

человечеством опыта, создание условий для личностного роста и подготовку

 

к выполнению социальных ролей в обществе.

 

§4.Связьд о школьнойп едагогикисд р угиминауками

 

Место педагогики в системе наук о человеке может быть выявлено в

 

процессе рассмотрения ее связей с другими науками. В истории своего

 

существования педагогика была всегда связана с человековедческими

 

науками.

 

Связь педагогики с философией является наиболее продуктивной и

 

длительной. Многие философские идеи были положены в основу

 

педагогических теорий и концепций, обуславливали педагогическое

 

предвидение и служили ее методологическим основанием. Методологическая

 

функция философии по отношению к педагогике определяется сущностью

 

философского знания, мировоззренческого по своей природе и

 

соответствующего решаемым задачам при осмыслении места человека в

 

мире.   От   системы   философских   взглядов   (экзистенциальных,

 

прагматических, неопозитивистских, материалистических и др.), которых


21

 

придерживаются  исследователи  педагогики,  зависит  направление

 

педагогического  поиска,  определение  сущностных,   целевых  и

 

технологических характеристик образовательного процесса. Кроме того,

 

методологическая функция по отношению к педагогике проявляется в том,

 

что она разрабатывает систему общих принципов и способов научного

 

познания. Философские позиции являются основополагающей базой

 

осмысления педагогического опыта и создания моделей образования.

 

Педагогика непосредственно связана с такими отраслями философии, как

 

этика, эстетика, способствующими решению проблем нравственного и

 

эстетического воспитания.

 

Связь педагогики с социологией является традиционной, т.к. обе науки

 

занимаются планированием системы образования, выявлением тенденций

 

развития социальных групп населения, закономерностей социализации и

 

воспитания личности в различных социальных институтах. По данным

 

социологических и педагогических исследований выявлена тенденция к

 

снижению уровня готовности ребенка дошкольного возраста к обучению в

 

школе. Дошкольная педагогика предлагает пути решения данной проблемы:

 

создание в дошкольных учреждениях групп кратковременного пребывания,

 

расширение форм просвещения родительской общественности, определение

 

преемственности между дошкольным и школьным образованием.

 

Дошкольная педагогика органически связана с психологией, изучающая

 

закономерности развития психики человека. О том, что необходимо

 

понимать свойства человеческой, в том числе и детской природы, ее

 

естественные потребности и возможности, учитывать механизмы, законы

 

психической деятельности и развития личности, строить  образование,

 

сообразуясь с этими законами, свойствами, потребностями и возможностями,

 

говорили многие видные педагоги. Большинство педагогических явлений

 

имеют психологическое обоснование. Так, проблема умственного воспитания

 

опирается на теорию познавательных процессов и умственного развития;


22

 

закономерности воспитания раскрываются с учетом психологической теории

 

личности.

 

Интеграция психологии и педагогики привела к возникновению

 

пограничных областей – психопедагогики, педагогической психологии.

 

Анатомия и физиология выступают основой для понимания

 

биологической сущности человека, особенностей развития организма на

 

разных возрастных этапах. Научные знания о высшей нервной деятельности

 

используются дошкольной педагогикой  для изучения закономерностей

 

управления физическим и психическим развитием детей. Эти же знания

 

становятся основополагающими при разработке организационных основ

 

режима жизни ребенка, различных видов деятельности, исследовании

 

принципов оформления предметно-развивающей среды в дошкольных

 

образовательных учреждениях, особенно тех, которые предназначены для

 

детей раннего и дошкольного возраста.

 

Обращенность педагогики к медицинским наукам обусловила появление

 

к о ррекционной п е д а гогики как специальной отрасли педагогического знания,

 

предметом которой является образование детей, имеющих приобретенные

 

или врожденные отклонения в развитии. Данная наука разрабатывает во

 

взаимосвязи с медициной систему средств, с помощью которых достигается

 

терапевтический  эффект  и облегчаются процессы социализации,

 

компенсирующие имеющиеся дефекты.

 

Развитие педагогики с другими науками позволяет говорить о создании

 

системы педагогических наук, в которую входят:

 

· об щая п едагогика, занимающаяся исследованием закономерностей образования;

· в о зрастная педагогика – дошкольная, школьная педагогика, педагогика взрослых, изучающая  возрастные  аспекты  обучения  и воспитания;

· к о ррекционная п едагогика – сурдопедагогика (обучение и воспитание глухих и слабослышащих), тифлопедагогика (обучение и воспитание слепых


23

 

и слабовидящих), олигофренопедагогика (обучение и воспитание умственно

 

отсталых и детей с задержками умственного развития), логопедия (обучение

 

и воспитание детей с нарушениями речи);

 

· ча с т ные методики, изучающие специфику применения общих закономерностей обучения к преподаванию отдельных учебных предметов;

· и с т ория педагогики и о бразования, посвященная изучению развития педагогических идей и практики образования в различные исторические эпохи;

· о траслевая педагогика (военная, спортивная, высшей школы, производственная).

Процесс развития педагогической науки продолжается. В последние годы появились такие отрасли как сравнительная педагогика, социальная педагогика, философия образования, лечебная педагогика и др.

 

 

§5.Логикан а у ч но-педагогическихи с с ледований

 

Под исследованием в области педагогики понимается процесс и

 

результат научной деятельности, направленной на получение новых знаний о

 

закономерностях образования, его структуре и механизмах, содержании,

 

принципах и технологиях.

 

Исследования в педагогике по их направленности можно поделить на

 

фундаментальные,   прикладные   и  разработки.   Фундаментальные

 

ис с л едования своим результатом имеют обобщающие концепции,

 

подводящие итоги теоретических и практических достижений педагогики

 

или прелагают модели образования и педагогических  систем,

 

сформулированных на прогностических позициях. Прикладные исследования

 

– это работы, направленные на углубленное изучение отдельных сторон

 

педагогического процесса, вскрытие закономерностей многосторонней

 

педагогической практики. Разработки     направлены на обоснование


24

 

конкретно-практических рекомендаций, учитывающих уже известные

 

теоретические положения.

 

Актуальность и по с та н ов к а п роблемы педагогического исследования

 

определяется современным уровнем развития системы образования,

 

основных направлений и остроты отдельных положений в определенные

 

периоды  развития  самой науки,  образовательной практики  и

 

социокультурной ситуации. В настоящий период сложности (проблемы),

 

возникающие в ходе педагогической деятельности, требуют нового подхода,

 

иных решений. Формулировка проблемы исследования позволяет найти ответ

 

на поставленный в работе вопрос. Цель исследования отражает мысленную

 

модель желаемого результата, т.е. результата, который будет получен при

 

завершении исследования.

 

Сложной процедурой исследования выступает выявление объекта и

 

пр едмета и с с л едования. Объект – более широкое понятие, предмет – часть

 

широкого понятия. Задачи исследования отражают содержание поиска и его

 

последовательность.

 

Критерий научной новизны применим для оценки качества завершенного

 

исследования. Он характеризует новые теоретические и практические

 

выводы, закономерности образования, его структуру и механизмы,

 

содержание, принципы и технологии, которые к данному моменту времени

 

не были известны и не зафиксированы в педагогической литературе.

 

Новизна исследования может иметь теоретическое и практическое

 

значение. Первое заключается в создании концепции, выявлении

 

закономерностей, принципов, тенденции, направлении. Практическая

 

значимость исследования состоит в подготовке рекомендаций и

 

предложений.

 

Логика научно-педагогического исследования исходит из реализации 2-х

 

его частей: методологической и процедурной. Методологическая часть

 

исследования включает 2 этапа.


25

 

1 этап – постановка проблемы и определение конкретных задач

 

исследования. Необходимым условием выявления проблемы выступает

 

тщательное и глубокое изучение теории и истории вопроса. Ставя проблему,

 

студент–исследователь отвечает на вопрос: «Что надо изучить из того, что

 

раньше не было изучено?». Постановка проблемы ведет к развертыванию ее

 

в исследовательских задачах, которые позволят выяснить сущность

 

изучаемого явления.

 

2 этап – формулировка гипотезы. Гипотеза – это научное

 

предположение, выдвигаемое для объяснения какого–либо явления и

 

требующее проверки на практике и теоретического обоснования для того,

 

чтобы стать достоверной научной теорией. Научная гипотеза – это научно

 

состоятельное (или несостоятельное) предположение, которое предвидит

 

процесс и выводы, вытекающие из исследования.

 

Процедурная часть исследования включает следующие этапы.

 

1 этап – теоретическая разработка проблемы, составление плана

 

исследования.

 

2 этап – проведение исследования через систему специально

 

подобранных методов. На этом этапе проходит проверка гипотезы,

 

сопоставление результатов исследования с теоретическими положениями

 

проводимого исследования, сбор и обработка полученных фактов.

 

3 этап – формулировка заключения и выводов. На этом этапе происходит

 

литературное оформление работы.

 

4 этап – формулировка рекомендаций по внедрению результатов

 

исследования в образовательную практику. В педагогической науке

 

существуют два пути внедрения: непосредственный, заключающийся в том,

 

что полученные результаты и сформулированные выводы прямо адресуются

 

работникам образовательной сферы; и опосредованный, заключающийся в

 

том, что они вначале вводятся в том или ином виде в существующую теорию,

 

которая позволяет ее обогатить или расширить. Затем, став составной частью

 

педагогической теории, вместе с ней влияет на практику образования.


26

 

Обозначенная логика научно-педагогического исследования на практике

 

выглядит следующим образом: определение темы, проблемы, цели, объекта,

 

предмета и задач исследования, формулировка гипотезы; составление плана

 

исследования и первого варианта плана выполнения самой работы;

 

определение методики и методов исследования, базы для исследования;

 

составление списка литературы по проблеме исследования; изучение теории

 

и истории вопроса, анализ базовых понятий, т.е. понятий, на которых

 

выстраивается исследование; изучение опыта решения данной проблемы в

 

специальной литературе; сбор констатирующего материала; разработка и

 

проведение опытно-экспериментальной работы (констатирующий или

 

формирующий эксперимент, опытная работа). Проведение контрольных

 

срезов; обобщение и формулировка теоретического обоснования

 

проведенного исследования и полученных результатов; литературное

 

редактирование работы и её компьютерное оформление.

 

В соответствии с логикой научного поиска осуществляется разработка

 

методики исследования. Она представляет собой комплекс теоретических и

 

эмпирических методов. Методы педагогического исследования – это способы

 

изучения педагогических явлений, получения научной информации о них с

 

целью установления закономерных связей, отношений и построения научных

 

теорий.

 

Наблюдение планомерное и длительное изучение педагогических

 

явлений на основе их непосредственного восприятия. Задачей наблюдения

 

является накопление фактов, фиксация существенных сторон и моментов.

 

Наблюдения    по    признаку    времени    бывают    эпизодические

 

(кратковременные), систематические, длительные (ряд лет). По типу связи

 

исследователя с объектом изучения наблюдения делятся на непосредственно-

 

визуальные (зрительные), опосредованные, косвенные (с помощью других

 

лиц). Включенное наблюдение, где исследователь выступает в качестве

 

наблюдателя-участника. Наблюдение является наиболее часто используемым

 

в педагогических исследованиях метод.


27

 

П едагогический э к сперимент – научно поставленный опыт в точно

 

учитываемых условиях и может охватить группу детей, образовательное

 

учреждение. Он может быть длительным, рассчитанным на несколько лет,

 

или кратковременным. По условиям проведения педагогический эксперимент

 

делится на: естественный, происходящий в условиях учебно-воспитательного

 

процесса образовательного учреждения и лабораторный, проводимый в

 

специально созданных условиях. По целям исследования педагогический

 

эксперимент бывает: констатирующий, который фиксирует исследуемое

 

явление на данный  момент  с помощью анкет,  вопросников,

 

социометрического метода, анализа продуктов деятельности; уточняющий –

 

проверяет   соответствие   гипотезе   исследования;   формирующий,

 

предусматривающий изменение структуры (содержания, отдельных

 

компонентов)    учебно-воспитательного    процесса   образовательного

 

учреждения с целью улучшения или совершенствования существующего

 

опыта. Выделяют следующие этапы эксперимента: ·составление программы и плана эксперимента;

·организация эксперимента (база исследования, срок проведения, создание условий для эксперимента);

·выявление исходного состояния исследуемого явления;

 

·проведение составных частей эксперимента, сбор материала, его фиксация, первичный анализ результатов;

·сопоставление данных эксперимента с данными, полученными в контрольных группах.

Б е седа это устные ответы на поставленные вопросы. Предварительно исследователь составляет вопросы, на которые хотел бы получить ответы. Беседа ведется в свободной форме без записи ответов собеседника. Разновидностью                              беседы является интервьюирование, привнесенное в педагогику из социологии. Результаты интервью можно фиксировать на бумаге, аудио или видеомагнитофоне.


28

 

Анкетирование – метод сбора материала с помощью анкеты. Анкета это

 

письменные ответы на поставленные вопросы. По признаку гласности

 

анкеты бывают: именные и анонимные. По характеру ответов на

 

поставленные вопросы анкеты делятся на закрытые, где исследователь

 

предлагает испытуемому варианты ответов и открытые, в которых

 

предлагаются возможные варианты ответов не предусматриваются.

 

Т естирование – это метод исследования с помощью теста, решения

 

кратковременных задач или заданий. Тесты сопровождаются стандартной

 

инструкцией. Всем испытуемым предлагается  одинаковый материал, а

 

результаты тестирования соотносятся с разработанной шкалой.

 

Важный материал для исследования может дать изучение продуктов

 

д е ятельности детей: рисунков, сочинений, тетрадей за определенный

 

промежуток времени, графические работы, стенные газеты, поделки,

 

школьные дневники. Эти работы могут дать необходимые сведения об

 

индивидуальности ребенка, о достигнутом им уровне умений и навыков в

 

конкретной области. Изучение документации (личное дело, медицинская

 

карта, протоколы заседаний педагогического совета, заседаний, отчеты

 

педагогов, рекомендации психолога) позволяет исследователю получить

 

достоверную объективную информацию о ходе образовательного процесса.

 

Использование метода ранжирования позволяет исследователю создать

 

условия для выбора значимых для испытуемого понятий, которые отражают

 

изучаемое явление в личностном плане. Испытуемые выбирают из

 

предложенного списка 5 – 7 понятий по очередности согласно личной

 

значимости. Список предлагаемых слов (одной части речи) составляется из

 

существительных, глаголов, причастий, наречий. Обработка полученных

 

результатов может идти по двум направлениям: либо от самих понятий, либо

 

от тех первых понятий, включавших в себя социально-ценностные понятия,

 

при этом подсчету подлежат и понятия социально негативного значения.

 

М оделирование как метод исследования отражает создание авторского

 

метода (приема, средства) воспитания и обучения ребенка, программы


29

 

воспитывающей  и  обучающей деятельности,  структуры  учебно-

 

воспитательного процесса образовательного учреждения.

 

Проведение      научно-педагогических     исследований      требует

 

использование уже известных методов изучения, а также создания новых

 

методов исследования для выявления существующих закономерностей и

 

связей между педагогическими явлениями и фактами образования.

 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

 

1.      Изучите этимологию слова «педагог». Как называли в Древней Руси первых учителей?

2.      Каково понимание воспитания Ф.Фребелем? Сделайте выписки основных мыслей о воспитании из работы Ф.Фребеля «Воспитание человека».

3.      Сформулируйте объект и предмет дошкольной педагогики. Обоснуйте свои позиции.

4.      Дайте  определение  понятий:   педагогическая  система, педагогический  процесс, педагогическое  взаимодействие.  Приведите примеры их реализации в практике воспитания дошкольников.

5.      Дайте характеристику структуре педагогической науки?

 

6.      Охарактеризуйте и проиллюстрируйте на примерах методы педагогического исследования.

 

 

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

И с т ория зарубежной д ошкольной п едагогики: Хрестоматия: Учеб.пособие по спец. «Дошк. педагогика и психология» / Сост. Н.Б.Мчедлидзе и др. М.: просвещение, 1986. – 464 с.

К о злова С. А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 416 с.

П едагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / Сластенин В.А, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов. – М.: Школа-Пресс, 1997. – 512 с.

Ф р е б е л ь Ф. Будем жить для своих детей / Сост., предисловие Л.М.Волобуева. – М.: Издательский дом «Карапуз», 2001. – 288 с.


 

Глава II. возраста


30

 


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.403 с.