П едагогика – э т о наука о воспитании ч еловека на в с е х э т апах е г о — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

П едагогика – э т о наука о воспитании ч еловека на в с е х э т апах е г о

2019-09-17 107
П едагогика – э т о наука о воспитании ч еловека на в с е х э т апах е г о 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Р а з в и т ия.

 

§2.Объект,предметифункциидошкольнойпедагогики

 

Во взглядах исследователей на педагогику существуют три позиции. Согласно первой, педагогика это междисциплинарная область человеческого знания. Другие ученые отводят педагогике роль прикладной дисциплины, используя знания из других наук, адаптирует их к решению образовательных и воспитательных задач. Третья позиция обозначает самостоятельный характер педагогики, которая имеет свой объект и предмет изучения. Дошкольная педагогика,                 опираясь                          на                   основополагающие                                     идеи педагогической науки, является областью научного знания, практической деятельности и искусства.

Д о ш кольная п е д агогика это наука о закономерностях развития, воспитания и обучения детей от рождения до поступления в школу. В круг вопросов, которые изучает современная дошкольная педагогика входят: а) изучение процессов воспитания и обучения, их цели, задачи, содержание, формы организации, методы, приемы и средства осуществления; б) влияние воспитания и обучения на развитие ребенка, формирование его личности; в)


12

 

разработка образовательных программ, способов их реализации; г)

 

определение тенденций и перспектив развития системы дошкольного

 

образования; д) создание концепций воспитания, разработка на их основе

 

образовательных     стандартов;     е)     исследование     особенностей

 

образовательного процесса в дошкольных учреждениях разного типа.

 

Определяя объект дошкольной педагогики необходимо обратиться к

 

педагогическому опыту А.С.Макаренко, который в 1922 году сформулировал

 

мысль о специфике объекта педагогической науки. Он писал, что

 

большинство исследователей считают объектом педагогического науки

 

ребенка, но это неверно. Объектом исследования научной педагогики

 

выступает «педагогический факт (явление)». Однако, ребенок, не

 

исключается из поля зрения исследователя. Напротив, являясь одной из наук

 

о человеке, педагогика изучает целенаправленную деятельность по развитию

 

и формированию его личности. Таким образом, в качестве объекта

 

д о школьная п е д а г о г ик а имеет те явления окружающей действительности,

 

которые обуславливают развитие и образование дошкольника в процессе

 

целенаправленной деятельности педагога. Разработка теории и технологии

 

организации, форм и методов совершенствования деятельности педагога и

 

различных видов деятельности детей в дошкольном образовательном

 

учреждении является предметом дошкольной педагогики.

 

Ф ункции д ошкольной п едагогики обусловлены ее объектом и предметом

 

исследования: теоретическая и технологическая, которые связаны между

 

собой.

 

Теоретическая функция дошкольной педагогики реализуется на трех

 

уровнях:

 

·описательный уровень, который реализуется через изучение педагогического опыта в дошкольных образовательных учреждениях;

·диагностический  уровень  направлен  на  выявление  состояния педагогических явлений, эффективности деятельности педагога и его


 

воспитанников,   установление

 

обеспечивающих;


13

 

причинно-следственных  связей,  их


 

·прогностический уровень обуславливает экспериментальное изучение

 

педагогической действительности и построение соответствующих моделей

 

дошкольного образования.

 

При реализации теоретической функции дошкольной педагогики

 

раскрывается сущность педагогических явлений, степень их эффективности

 

и обоснованность предполагаемых изменений. На данном уровне

 

описываются теоретические основы воспитания и обучения дошкольников,

 

модели дошкольного образования, их концептуальность и научная

 

состоятельность.

 

Технологическая функция дошкольной педагогики осуществляется на

 

следующих уровнях:

 

· проективный уровень связан с разработкой методически обоснованных материалов (инновационных образовательных программ, учебных планов, учебно-методических и наглядных пособий);

· преобразовательный уровень направлен на внедрение инноваций в практику дошкольного образования с целью ее совершенствования и реконструкции;

· рефлексивный уровень предполагает осмысление влияния результатов научных                исследований на практику обучения и воспитания детей дошкольного возраста.

Технологическая функция дошкольной педагогики позволяет педагогам дошкольных образовательных учреждений определять принципы и правила, которые                  способствуют  совершенствованию  учебно-воспитательного процесса.


14

 

§3.Понятийныйаппаратдошкольнойпедагогики

 

Становление любой области научного знания связано с развитием

 

понятийного аппарата, который указывает на определенный класс

 

сущностных явлений и конструирует предмет данной науки. В каждой науке

 

можно выделить ключевое понятие, которое определяет изучаемую область и

 

отличает ее от предметных областей других наук. Остальные понятия

 

научного аппарата отражают разнонаправленность и многоплановость

 

исходного понятия.

 

Дошкольная педагогика как наука оперирует своими понятиями:

 

в о спитание, обучение, о бразование, п едагогический процесс, п е д а гогическая

 

д е ятельность. Закономерности воспитания, обучения, педагогического

 

процесса раскрываются с помощью таких понятий, как метод, средство,

 

п рием, п ринцип, ф орма организации. Безусловно, дошкольная педагогика

 

пользуется понятиями, которые являются основными для других наук

 

(развитие, среда, ф ормирование, деятельность, личность).

 

Рассмотрим понятие воспитание в его нескольких значениях. Наличие

 

многозначности данного понятия позволяет говорить о его сущности,

 

внутреннем механизме и взаимосвязи с развитием личности и внешними

 

условиями существования. А.С.Макаренко писал: «Воспитание есть процесс

 

социальный в широком смысле. Воспитывает все: люди, вещи, явления, но

 

прежде всего и больше всего – люди. Из них на первом месте – родители и

 

педагоги. Со всем сложнейшим миром окружающей действительности

 

ребенок входит в бесконечное число отношений, каждое из которых

 

неизменно развивается, переплетается с другими отношениями, усложняется

 

физическим и нравственным ростом самого ребенка. Весь этот «хаос» не

 

поддается как будто никакому учету, тем не менее, он создает в каждый

 

момент определенные изменения в личности ребенка. Направить это

 

развитие и руководить им – задача воспитателя». (Макаренко А.С. Педаг.соч.

 

в 8 т. Т.5. – С.14).


15

 


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.