Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Топ:
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства...
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
Особенности труда и отдыха в условиях низких температур: К работам при низких температурах на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие...
Интересное:
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Дисциплины:
2019-08-27 | 300 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Разбирая особенности сюжетной и условной музыки мы в каждом случае рассматривали какое-либо одно из ее назначений. Чаще всего, однако, музыка в спектакле выполняет несколько функций одновременно. Выражая, например, переживания героя, музыка может в то же время эмоционально предвосхищать последующий этап действия; воплощая идею спектакля, она одновременно может характеризовать героя или ситуацию и т.д.
Можно наметить некоторые функции, которые присущи театральной музыке вообще.
Одна из таких функций музыки в спектакле — иллюстративность. Под иллюстративностью понимают прямую связь музыки со сценическим действием.
Степень художественной выразительности музыки в этом случае во многом зависит от момента и места ее включения и от самой музыки, в конечном счете от художественного вкуса, творческого чутья постановщика.
При творческом решении вопроса музыка в этой функции может помочь зрителю полнее прочувствовать сценическое действие, дополнить и разнообразить его впечатления от видимого на сцене.
Как известно, наиболее общий драматургический принцип, свойственный всем видам искусства, состоит в использовании контрастных, полярных сопоставлений: света и тени, форте и пиано, взлета и падения, напряжения, стремительности действия и задержки его.
Контрастный принцип художественного оформления, в том числе и музыкального, получил в драматическом театре самое широкое распространение.
Применение музыки по принципу контраста заключается в раскрытии внутренней линии подтекста, линии психологического содержания сцены. Использование контрастирующей музыки — наиболее острый и сильный прием включения ее в действие, музыка в этом качестве способна показать самую суть вещей.
|
Для контрапункта обычно используется условная музыка, но иногда и сюжетная может выступать в этой функции. Контраст с действием может выражаться через песню, которую исполняет герой. Именно так музыкально решена сцена смерти Глобы в спектакле К. Симонова «Русские люди». Вот как объясняет сам автор введение старинной русской песни «Соловей, соловей, пташечка» в эту сцену: «Это старая солдатская озорная песня. Ее пели еще при Суворове, ее пели в мировую войну. Глоба поет эту песню, потому что он любит жизнь, эта песня перед смертью, по-моему, есть жизнеутверждение, сила жизни, в то время как что-то другое, более серьезное, торжественно пропетое перед смертью, звучало бы похоронным маршем».
Прямая и контрастная зависимость — это, так сказать, крайне противоположные пределы. Музыка может быть и не иллюстративной и не явно контрастной. Такое ее соотношение с действием, которое можно назвать ассоциативным, нередко оказывается наиболее плодотворным. Не совпадая прямо с характером действия, музыка может раскрыть его скрытые стороны, и в этом случае она требует от зрителя ассоциативного домысливания и обобщения, а значит, усиливает его внимание и соучастие в происходящем.
Обладая гораздо большими обобщающими возможностями, чем сценическое действие и даже словесная речь, музыка способна ярче и полнее выявить и донести главную мысль сценического действия, и тем самым помочь зрителю глубже осмыслить происходящее на сцене. Придавая частному, единичному явлению обобщающее значение, музыка помогает идейно-эмоциональному восприятию не только отдельной сцены, но иногда и всего спектакля. Чаще всего — это финальные сцены, в которых звучание оркестра или песни как бы «подытоживает» основную идею произведения.
Музыке принадлежит важная роль как темпо-ритмическому фактору сценического действия. Особенно ярко это проявляется при сопровождении сцен, имеющих четко выраженный ритм сценического движения: походы, марши, танцевальные номера. В другом случае музыка выявляет не столько ритмическое свойство движения, сколько усиливает динамическую напряженность сцены. Можно сказать, что в подавляющем случае вся музыка так или иначе связана с темпом и ритмом или данного действия, или всего спектакля в целом.
|
Великолепным примером этому может служить спектакль Театра имени Евг. Вахтангова «Принцесса Турандот». Режиссер и композитор нашли соответствующий спектаклю ритм и мелодический рисунок, ставший как бы стержнем этого яркого сценического действия.
Музыка может ритмически организовывать и придавать эмоциональную окраску не только действиям персонажей на сцене, но и движению неодушевленных предметов: автомашин, поездов и пр., а также и животных, сочетаясь с звучанием соответствующих шумов или же «изображая» их с помощью выразительных средств самой музыки.
Широко распространен в драматическом театре простой и эффективный прием, когда одна и та же музыкальная тема, мотив проходит через весь спектакль, изменяясь в зависимости от сценической ситуации. Эту тему, мотив обычно называют — лейттема, лейтмотив.
Лейтмотив — (ведущий мотив) в широком смысле — повторяющийся по ходу действия музыкальный образ, который связан с определенным персонажем, идеей, явлением, сюжетной линией и т.д.
Обычно связь между определенными персонажами или определенной ситуацией и сопровождающим их музыкальным мотивом устанавливается с момента появления данного персонажа или возникновения данной ситуации. Так, режиссер, вызывает определенные, желательные для него ассоциации зрителя. Каждое последующее повторение такого мотива, пусть даже в измененном виде, закрепляет эту связь и усиливает у зрителя чувство образного «смысла» данного мотива. Причем характер изменения мелодии (тональное, ритмическое, тембровое) выражает изменения настроения, поведения персонажей или смену ситуации.
В комедии Островского «Доходное место» Полина, скучая, напевает песню Гурилева «Матушка-голубушка». В начале акта в песне звучит задумчивость, грусть, одиночество человека, не знающего, куда себя девать. Появляется сестра Полины Юлия и уходит, оставив ей в подарок шляпку. Обрадованная подарком молодая женщина, стоя перед зеркалом и примеряя шляпку, бессознательно напевает ту же песенку в более быстром темпе, кокетливо поворачиваясь. Теперь песенка звучит совсем иначе.
|
В приведенном примере музыкальная тема следует за действующим лицом, и каждый раз звучание ее меняется в зависимости от происходящих событий и соответствующей перемены настроения у действующего лица.
Лейтмотив может прозвучать уже в увертюре, как бы определяя общее направление развития действия. В спектакле «Шторм», поставленном Театром имени Моссовета в 1967 году, лейтмотивом всего спектакля явилась мелодия песни гражданской войны «Смело мы в бой пойдем». Прозвучав в увертюре, эта тема проходит через весь спектакль, ее исполняет самодеятельный оркестрик, участвующий в сцене «Субботник», мелодия слышна сквозь грохот боя и топот казацкой сотни, ее исполняют на рояле, который открыто стоит на сцене, эта же мелодия торжественно звучит в финале. Здесь музыка, основанная на лейтмотиве, как бы идейно цементирует спектакль.
В спектакле может быть не один лейтмотив, а несколько, хотя их общее количество обычно стараются ограничить, чтобы неоднократное звучание и преобразование их не мешали, а помогали выделить главные линии действия. В этих преобразованиях лейтмотивы нередко получают определенное драматургическое развитие, сплетаются, вырастают в качественно новые образы.
Так, лейтмотив не только указывает на развитие определенного образа или ситуацию, но и раскрывает их более глубокий смысл. Именно лейтмотив позволяет соединить отдельные музыкальные моменты в единое композиционное целое.
И наконец, следует сказать, что любая музыка, включенная в спектакль, несомненно выражает авторское отношение (драматурга, режиссера, композитора) к отдельному персонажу, группе персонажей, к сценическому действию, с которым эта музыка связана.
В зависимости от авторского отношения музыка может определенным образом повлиять не только на зрительское восприятие данного сценического действия или отдельного героя, но нередко и на идейный вывод всего спектакля.
Конечно, рассмотренные функции далеко не исчерпывают всего многообразия приемов использования сюжетной и условной музыки в современном драматическом спектакле. К этому следует еще добавить, что как частные, так и общие функции музыки в спектакле могут наслаиваться, изменяться, сочетаться, переходить из одной в другую, и в каждом конкретном случае это происходит по законам драматургического развития данного спектакля.
|
|
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!