Классификация театральной музыки — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Классификация театральной музыки

2019-08-27 587
Классификация театральной музыки 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

По способу использования музыки в драматическом спектакле ее можно подразделить на несколько видов:

1. увертюра;

2. музыкальные антракты (вступление к действию или картине);

3. музыкальный финал акта или спектакля;

4. музыкальные номера по ходу сценического действия. Увертюра звучит в начале спектакля и является первым звеном в контакте зрителя со сценой.

Обычно в увертюре бывают сконцентрированы основные мысли постановщика, вложена обобщающая идея драматургического произведения в целом. В некоторых случаях увертюра рассказывает зрителю содержание предстоящего действия или вводит его в общую атмосферу спектакля, подготавливает зрителя к эмоциональному восприятию трагедии, комедии, может быть, даже ориентирует его в плане предстоящего знакомства с эпохой, социальной средой и т.д.

К музыкальному антракту прибегают, когда необходимо время для перестановки декораций или для заполнения пауз между картинами.

Музыка в этом случае большей частью излагает те события, которые совершаются между картинами или действиями. Эти события зритель не видит, он их должен вообразить сам. Музыка организует направление, в котором должна работать мысль и фантазия зрителя, воспринимая действие на слух и не видя внешних его признаков, зритель становится как бы соучастником этого действия, развивающегося в музыкальных образах. В то же время музыка антракта является связующим звеном между двумя действиями: она начинается тем настроением, которым кончилось предыдущее действие и кончается настроением, с которого новое действие должно начаться. Если увертюра и музыкальные антракты обычно вводят зрителя в предстоящее действие, предуведомляют его о новых образах и мыслях, то так называемые «концовки» или музыкальные финалы могут, наоборот, завершить подобное восприятие, обобщая в музыке уже высказанные в спектакле идеи. Они как бы подводят итог мыслям и чувствам, выраженным в словах и подтексте драматического представления, закрепляют те серьезные значительные идеи, которые зритель уносит из театра.

Наиболее многогранна роль музыки, включаемой непосредственно по ходу сценического действия.

По способу участия музыки в действии ее можно разделить на две основные категории: сюжетную и условную.

К сюжетной относится музыка, которая в данной сцене оправдана ситуацией, когда действующие лица либо исполняют ее, либо слушают и как-то реагируют на нее. Сюда относятся и те моменты в развитии сценического действия, когда музыка звучит за кулисами, изображая происходящее за сценой.

Иными словами, помогая раскрыть внутренний смысл сцены, эта музыка проявляется также и во внешней, то есть видимой стороне действия.

В качестве сюжетной музыки чаще всего используют так называемые «бытовые» музыкальные формы — песни, романсы, частушки, танцевальные пьесы, марши и т. д.

Сюжетная музыка может звучать непосредственно в исполнении действующих лиц или по радио, с грампластинки, магнитофона, доноситься с предполагаемой поблизости концертной площадки, улицы и т.д.

Обычно сюжетную музыку в пьесу вводит сам автор, указывая в своих ремарках те места в спектакле, где она должна звучать. В этом случае от режиссера зависит только точная распланировка в спектакле всех музыкальных моментов и определение способа воспроизведения — то ли с фонограммы, то ли в «живом» исполнении.

Однако имеется достаточно много пьес, в которых нет авторских указаний на введение музыки. Тем не менее режиссер, руководствуясь идеей пьесы, развитием ее действия, образами действующих лиц, имеет право вводить музыку в качестве вступления к спектаклю, в антрактах между актами и картинами, в финале, а также внутри действия. Такую музыку называют условной.

Условная музыка в отличие от сюжетной звучит не на месте действия, а вне его. Ее источник физически не находится на сцене и не подразумевается где-то рядом. Ее слышит только зритель, действующие лица о ней «не подозревают». Но такая музыка также теснейшим образом связана с действием и является его активным элементом. Такая музыка помогает зрителю более глубоко воспринять мысли и образы спектакля, создает насыщенную атмосферу действия.

Вместе с тем существует целый ряд спектаклей, где музыку, используемую в сценическом действии, нельзя отнести ни к сюжетной, ни к условной, руководствуясь лишь только указанными выше признаками деления. Обычно эта музыка вводится режиссером для создания эмоционального настроя какой-либо сцены, тем не менее действующие лица реагируют на нее самым активным образом.

Примером этому может служить инсценировка романа А. Фадеева «Разгром» на сцене Театра имени Вл. Маяковского. Великолепная музыка А. Николаева убедительно соединилась с пластическим построением всего спектакля, в одних сценах этого спектакля под условную музыку партизаны танцуют, в других — герои напевают песни, в третьих — музыка организует ритм всего действия. Подобное музыкальное решение можно встретить и во многих других спектаклях.

Наконец, к этой же категории театральной музыки можно отнести те песни персонажей спектакля, которые, вырываясь из ткани действия, адресуются непосредственно зрительному залу. Подобный прием типичен для музыкальной комедии, мюзикла, водевиля.

Сюжетная музыка, введенная в действие на основании ремарок драматурга, обязательна для каждой постановки. Условная музыка, привлеченная режиссером ради достижения определенных художественных задач, большей частью соответствует лишь данной постановке данного театра.

Следует отметить, что условная музыка нередко оказывает более сильное художественное воздействие, чем музыка, звучащая по ходу действия. Однако сюжетная музыка воспринимается более активно, чем условная, так как наличие источника звука уже само по себе акцентирует внимание зрителя, особенно если исполнитель — действующее лицо.

В качестве условной музыки могут использоваться сонатно-симфонические произведения, произведения камерного характера, различные музыкальные пьесы в исполнении небольших по составу ансамблей или даже одного инструмента.

Часто в качестве условной музыки режиссер использует различные песни (лирические, революционные, народные, песни времен Отечественной войны и др.), романсы, эстрадную и джазовую музыку.

 

РОЛЬ СЮЖЕТНОЙ МУЗЫКИ

 

Сюжетную музыку наиболее часто используют для характеристики действующих лиц спектакля. Любая песня, любая инструментальная пьеса и даже короткий наигрыш, исполняемый действующим лицом, в той или иной степени неизбежно его характеризует. Через музыку герой может выражать не только настроение, но и свои внутренние качества, склонности, черты характера, темперамент, уровень культурного развития, национальную, социальную принадлежность, моральную сущность и т.д.

В пьесе А. Корнейчука «Платон Кречет» в постановке Московского драматического театра в первом действии есть сцена, в которой главный герой — хирург Платон Кречет играет на скрипке. Лида, девушка, которую он любит, считает его человеком холодным, почти бездушным, неспособным на глубокое чувство. И вдруг — скрипка, из которой пальцы хирурга, привыкшего держать в руках скальпель, извлекают чудесные звуки. Взволнованная Лида видит совершенно другого человека. И зритель ощущает резкую перемену в ее отношении к Платону. Музыкальное произведение — «Песня без слов» Чайковского, которое исполняет Кречет, также привносит определенные черточки в образ героя.

Герой пьесы Маяковского «Клоп» самовлюбленный обыватель Присыпкин почти не появляется на сцене без гитары. И пошлый романс, который он напевает, перебирая ее струны, — это великолепная музыкальная характеристика жениха-мещанина.

Не менее широко используется сюжетная музыка для самохарактеристики группы людей: хоровая песня — яркий тому пример. Выразительный смысл в этом случае приобретает не только мелодия, но и манера исполнения.

Подчеркиваются, а подчас и раскрываются те или иные черты человеческой натуры и в характере исполнения музыкального произведения. Так, песенка «Птичка божия не знает», которую исполняют домочадцы властной Вассы Железновой в одноименной пьесе М. Горького, манера исполнения — под аккомпанемент гитары на мотив церковной панихиды создает вполне определенный сатирико-обличительный образ этих людей.

В театре издавна существует не менее наглядный прием характеристики — через реакцию действующего лица на звучащую музыку. Исходя из отношения к музыке, можно узнать о многих сторонах человеческой натуры: о склонностях, симпатиях, вкусах, настроении.

Музыкальная характеристика, как правило, многозначна. Причем эта многозначность проявляется в том, что музыка может характеризовать не только героя, но и ситуацию, а также и отношения, возникающие между героями. Примеры характеристики подобного рода можно встретить во многих классических и советских пьесах.

Сюжетная музыка весьма значительную роль играет в характеристике места и времени действия. В этом случае она является принадлежностью, атрибутом события, бытовой или исторической обстановки, ситуации, создавая определенный колорит той или иной эпохи. Так, для русских великосветских балов характерны полонез, мазурка или вальс; для сельской вечеринки — частушки; для свадьбы — веселая народная песня или пляска и т.д. и т.п.

Если к тому же в музыке проявляется ее национальный характер (в интонациях, ритмах, тембрах), тогда она становится одним из необходимых элементов достоверности, реальности происходящего на сцене.

С неменьшим успехом музыка способна отобразить историческую эпоху, отдаленную от нас веками, охарактеризовать различные группы людей, различные социальные слои, передать сам дух изображаемого времени.

Указывая на место и время действия, сюжетная музыка в то же время может давать социальную характеристику отдельных персонажей или всего общества. Так, крестьянские песни в спектакле «Власть тьмы» (Малый театр) точно характеризую! социальную принадлежность героев этой драмы.

Довольно часто сюжетную музыку привлекают для создания определенной атмосферы действия. В этом случае качества самой музыки — эмоциональная определенность, глубина, яркость, выразительность, тембровая окраска — играют основную роль.

В «Дяде Ване» атмосфера мягкой грусти, тоски, одиночества, переживаемая Соней, подчеркивается звуками гитары, на которой наигрывает Вафля.

Одна из наиболее ярких функций сюжетной музыки — участие ее в выявлении драматургического конфликта. Музыка, обостряющая противоречия, а тем более непосредственно участвующая в конфликте, становится самостоятельным драматургическим фактором.

В одной из первых сцен спектакля «Нашествие» (Театр имени Моссовета; рассказывающего о борьбе советских людей против фашистского нашествия, показана картина эвакуации— советские войска оставляют город. Все усиливается звук сигнала воздушной тревоги. В доме врача Таланова Анна Николаевна, мать героя спектакля, стоя у фортепьяно, одной рукой тихо и нерешительно наигрывает музыкальную фразу. «И дальше, дальше. Там есть место, где врывается ветер и надежда»,— просит муж. Тогда она садится к роялю и уже торжественно, громко берет первые ноты. Взволнованные звуки словно выражают протест против насилия, которым наполнены души героев. Доносящиеся с улицы разрывы бомб не могут заглушить, подавить музыку, она звучит все громче и громче. Мелодию рояля подхватывает оркестр. Музыка как бы вступает в единоборство с беспорядочными, угрожающими взрывами бомб и снарядов. Светлое, гуманистическое, жизнеутверждающее начало вступает в борьбу с силой бесчеловечной, грубой, тупой. Но, когда героическая мелодия заполняет собой все — сцену, зрительный зал и души людей, сидящих в нем, — раздается еще один, совсем близкий разрыв. Дребезг стекла, грохот обвала, сцена погружается в темноту. Обрываются звуки мелодии. Тишина... А затем за окном слышится оглушительный лязг железа — в город, освещенный заревом пожарищ, входят немцы. Но в памяти зрителей остается торжественная мелодия, славящая духовную чистоту и силу героев, символизирующая их готовность к борьбе.

Так сюжетная музыка переросла рамки служебной роли и стала важнейшим драматургическим фактором всей сцены.

В театре, где игровая площадка сравнительно невелика, сюжетная музыка способна расширить рамки сценического действия, рассказать о происходящем за сценой.

Для этих целей служит преимущественно музыка, являющаяся внешней приметой быта или события. Так же, как и звуки природы или механические шумы, она — принадлежность какого-либо вполне определенного жизненного явления, ситуации или действия (например, походный марш, колыбельная, ресторанная музыка и т.д.).

Сюжетная музыка, звучащая за сценой, также, как и музыка, звучащая непосредственно на сцене, может создать определенную атмосферу сценического действия.

 

РОЛЬ УСЛОВНОЙ МУЗЫКИ

 

Ввести условную музыку в спектакль значительно труднее, чем сюжетную, так как она всегда требует убедительного внутреннего оправдания. Вместе с тем выразительные возможности условной музыки очень широки.

Наиболее часто условная музыка применяется для создания «атмосферы действия», его эмоционального фона.

В спектакле «Маскарад» (Театр имени Моссовета) в сцене отравления Нины преобладают зловещие темные тона, образующие фон действия. Здесь мало света: чуть мерцают свечи в люстрах и настенных бра: откуда-то издалека льются мелодические звуки вальса, эти звуки приближаются, нарастают, и вот они заливают сцену, перекатываются в зрительный зал, создавая атмосферу глубокого трагизма. Так режиссер и композитор передают замысел Лермонтова и помогают раскрытию образов Нины и Арбенина.

Музыка может заставить зрителя почувствовать напряженную атмосферу перед наступлением неприятеля, с тревогой наблюдать за ходом операции, без слов понять трагическое известие, полученное героем, и т. д. и т. п.

Используют условную музыку в лирических сценах разнообразного характера: прощание сына с матерью перед отъездом в дальнюю экспедицию, встреча влюбленных после разлуки, беседа старых боевых друзей, вспоминающих молодость, и т. д. Во всех этих эпизодах музыка помогает создать нужное настроение.

В эпизодах с текстом условная музыка может проявлять себя более активно и «направленно», чем если бы она создавала только общий эмоциональный фон. Когда идет взволнованная сцена, построенная на диалоге, реплики передают часть того, о чем думают герои. Музыка же обнажает глубину их переживаний, усиливает внутреннее действие.

Условная музыка может раскрыть внутренний монолог героя. Драматургически внутренний монолог возникает обычно после каких-то событий, когда герой, оставшись наедине с собой, оценивает их, размышляет, нередко переживает эмоциональное напряжение. Это и позволяет музыке «высказаться» здесь во весь голос, она помогает нам понять то, что трудно, а порой и бестактно было бы выразить словами. В подобных случаях она тесно взаимодействует с соответствующей мизансценой.

Вспектакле «Истина» (ЦТСА) героиня, решив навсегда уйти из родного дома, в последний раз перебирает знакомые вещи. Вот она прижала к уху морскую раковину, и звуки словно изнутри льющейся музыки властно напоминают ей о задавленном и изгнанном из сердца чувстве. В другой картине этого же спектакля главный герой, когда-то бежавший из тесного для него Кармалахти, на склоне лет вернулся снова искать здесь покоя. Встав на пороге дома, герой мысленно обходит знакомые ему с детства комнаты. Медленно вращающаяся сцена зрительно иллюстрирует эти воспоминания, а музыка картинно рассказывает, напоминает, спрашивает, воскрешая забытое...

Условная музыка, так же, как и сюжетная, может характеризовать действующих лиц. Обычно это выражается через музыкальные темы, связанные с персонажами.

Через весь спектакль «Отелло» (Театр имени Моссовета) проходят темы музыкальных характеристик главных персонажей... Вот Отелло задумался, его мысли обращены к Дездемоне. И словно в ответ всплывает нежная мелодия — лейтмотив Дездемоны, напоминая о ее безупречной духовной чистоте... На сцене Яго обдумывает свои коварные планы. Визгливая, торопливая музыка как бы подхватывает, развивает его мысли...

Условная музыка дает возможность не только заострить характеристики героев, но и находить выразительные решения в комедийных сценах, выступать как средство сатирического обличения и пародии. В спектакле «Голый король» (театр «Современник») большинство музыкальных номеров построено на нарочито искаженных знакомых интонациях. Так, в гимне страны Принцессы использована старая немецкая песенка «Ах, майн либер Аугустин», сочетающаяся со звуками, похожими на хрюканье... Остроумно деформированы торжественные приветствия фанфар, осмеянные визгливым звучанием флейты; как злая пародия воспринимается пьяный пляс Камергера и Гувернантки под музыку, построенную на мелодии «Собачьего вальса». Полный сарказма музыкальный образ марширующих марионеток звучит в сцене во дворце Короля. Жесткие, грубые интонации музыки подчеркиваются развязными выкриками марширующих солдат и фрейлин.

С помощью условной музыки режиссер может композиционно объединить спектакль в единое художественное целое. Увертюра, музыкальный антракт между картинами, финал спектакля как бы конструктивно цементируют спектакль, а использование в спектакле музыкального лейтмотива, основанного на единстве музыкального материала, помогает создать определенную сценическую композицию.

Условная музыка в ряде случаев может стать непосредственным, прямым участником действия, важным средством сюжетного развития: может заметно динамизировать или наоборот затормозить развитие действия. В сцене «Буря» спектакля «Король Лир» (Театр имени Моссовета) музыкальный образ бури — образ, раскрывающий сущность трагедий Шекспира. Здесь условная музыка — непосредственный участник действия, она созвучна разбушевавшейся стихии и душевному потрясению людей, она вызывает сострадание, боль, возмущение в сердцах зрителей, тем самым эмоционально и в смысловом отношении выделяет данную сцену. Музыку дополняют шумы — вой ветра, удары грома и в самой музыке проявляются черты изобразительности, слышны «свист» и «завывание» деревянных духовых инструментов.

Условная музыка так же, как и сюжетная, способна дать представление о действии за сценой. Но уже не через реальное звучание конкретного источника, а с помощью обобщенной музыкальной «картины». Она позволяет довообразить массовые, пространственные сцены: бой, пургу, шторм, «нарисовать» выжженную пустыню, ледяное безмолвие тундры, безбрежное море и т. д. и т. п.

Следует упомянуть еще одну функцию условной музыки — способность подчеркивать, усиливать фантастические моменты в сценическом действии. Обычно такие моменты встречаются в детских спектаклях, сказках, в спектаклях, посвященных будущему или космосу.

В этих случаях музыка порой является основным средством, помогающим режиссеру создать нужную атмосферу данной сцены. Характерным примером тому может служить музыка И. Саца к спектаклю «Синяя птица» (МХАТ). Только с ее помощью удалось убедительно показать сказочные образы Огня, Хлеба, Сахара, Воды, Света и т. д. Композитор удачно нашел ту выразительную силу, которая так действует на зрителя, создавая в его душе настроение, необходимое для той или иной картины.

 


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.041 с.