Уровень интеллектуального развития. — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Уровень интеллектуального развития.

2019-08-26 395
Уровень интеллектуального развития. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Интеллект определяют как эквивалент понятия общей одаренности, как способность к обучению и деятельности вообще, независимо от их содержания. Он рассматривается как механизм адаптации к среде, как способность к целесообразному поведению, рациональному мышлению и эффективному взаимодействию с окружающим миром.

В структуре общего, или генерального интеллекта выделяют основные групповые факторы: вербальный и невербальный или пространственный, практико-технический. Вербальный интеллект в большой мере зависит от социализации, приобщения к культуре, уровня знаний и интеллектуальных навыков. Невербальный, практико-технический интеллект не зависит от приобщения к культуре, его уровень определяется общим развитием соответствующих зон коры больших полушарий.

Общая оценка интеллекта испытуемого — 127 – интеллект в диапазоне высокой нормы, невербальный IQ — 122 – высокая норма, вербальный IQ — 127 – высокая норма. Отсутствие выраженных расхождений между оценками вербальной и невербальной подструктур интеллекта можно расценивать как гармоничное соотношение уровня развития абстрактно-логического вербального мышления и образно-действенного мышления, реализующегося в практической деятельности.

Анализ интеллектуальной деятельности показал, что при использовании отдельных субтестов методики Векслера, наибольшие затруднения у испытуемого вызвали задания: «Повторение цифр» (шкальная оценка 11 баллов); «Кодирование» (шкальная оценка 10 баллов); «Расположение картинок» (шкальная оценка 11 баллов), «Недостающие детали» (шкальная оценка 11 баллов). Эти оценки хотя и укладываются в диапазон средней нормы, однако, на общем фоне высокого уровня интеллектуального развития обследуемого выглядят как западения.

«Кодирование» (шкальная оценка — 10 стандартных баллов, при максимально возможной оценке по данному субтесту 19 стандартных баллов и средних оценках в интеллектуальном профиле исследуемого 14-15). Полученный показатель, соответствует среднестатистической норме и укладывается в диапазон среднего интеллектуального уровня развития, что на общем фоне интеллектуального развития испытуемого в диапазоне высокой нормы, выглядит как западение. Данный субтест требует сохранности визуальной перцепции (восприятия) и праксиса (моторных движений), зрительно-моторной координации, собранности и быстроты исполнения. Он чувствителен к психомоторной недостаточности, характеризует обучаемость, визуально-моторную координацию и двигательную активность. Этот субтест также чувствителен при диагностике тревожных состояний. Снижение результатов по нему часто является признаком внутреннего беспокойства, тревоги, напряжения, мешающих сосредоточению.

«Повторение цифр» (шкальная оценка — 11 стандартных баллов, при максимально возможной по данному субтесту – 19, средней норме 9-10 баллов и средних оценках в интеллектуальном профиле исследуемого 14-15). Полученный показатель соответствует среднестатистической норме и встречается у лиц со средним интеллектом. Однако также как субтест «Кодирование» на общем фоне интеллектуального развития испытуемого в диапазоне высокой нормы, показатель по субтесту «Повторение цифр» выглядит как западение. Данный субтест характеризует память и внимание (концентрацию, переключаемость и объем). Результаты по нему снижаются при церебрально-органической недостаточности, кроме того, этот субтест чувствителен к «эмоциональной дезорганизации», когда эмоции оказывают дезорганизующее влияние на когнитивные (познавательные) процессы. Здесь следует отметить, что обследуемый с легкостью воспроизводил последовательности цифр в прямом порядке, а затруднения вызвал обратный счет, что говорит в пользу нарушения только функции переключаемости внимания. Нарушение переключаемости является индикатором вязкости, тугоподвижности, излишней обстоятельности, ригидности мышления со склонностью к фиксации на деталях.

Снижение на фоне общего высокого интеллекта результатов по описанным выше субтестам часто встречается при резидуально-органической патологии головного мозга, однако вероятность последней в данном случае минимальна.

Так высоким в интеллектуальном профиле испытуемого оказался показатель по субтесту «Арифметика» (15 баллов из возможных по методике – 17-ти, среднестатистической норме 9-10 баллов и средних оценках в интеллектуальном профиле исследуемого 14-15), соответствующему высокому интеллекту. Данный субтест требует высокой концентрации внимания, мобилизации оперативных функций памяти, счета. Клиническое значение субтеста — характеристика «оперативного» мышления, важного в диагностике органических заболеваний головного мозга и отчасти шизофрении, он чувствителен также к «эмоциональной дезорганизации» при тревожных и депрессивных состояниях. Успешное выполнение исследуемым субтеста «Арифметика» имеет хорошее прогностическое значение и ставит по сомнение вероятность наличия, как грубой церебрально-органической патологии, так и психического эндогенного заболевания.

Показательным в отношении церебральной патологии является субтест «Кубики Косса», который обладает к ней особой чувствительностью, результаты по нему снижены у подавляющего большинства больных с органическими поражениями головного мозга. Испытуемый выполнил субтест «Кубики Косса», набрав по нему 16 стандартных баллов, из возможных по субтесту – 17-ти, среднестатистической норме 9-10 баллов и средних оценках в его интеллектуальном профиле 14-15 баллов. Это высокий результат. Такой показатель соответствует интеллекту в диапазоне высокой нормы и свидетельствует о хорошей аналитико-синтетической способности, пространственной координации, интеграции абстрактного материала (в частности геометрических фигур) и высокой степени развития конструктивного мышления, и практически полностью исключает вероятность наличия резидуально-органической патологии.

Средний показатель в данном интеллектуальном профиле по субтесту «Складывание фигур» (13 баллов из 18-ти возможных, при средних оценках, характерных для интеллекта исследуемого 14-15 баллов), свидетельствует о средней остроте восприятия и средней способности дифференцировать существенное от несущественного. В целом, можно говорить о некоторой недостаточности для высокого интеллекта эвристического мышления — мышления, основанного на интуиции.

Многими авторами отмечается, что больные с шизофренией часто выполняют «Конструирование из кубиков» лучше всех субтестов методики, а «Складывание фигур» хуже остальных. А вот больные с органическими поражениями головного мозга именно с субтестами «Конструирование из кубиков» и «Складывание объекта» справляются наименее успешно на фоне остальных заданий, причем либо одинаково плохо и с тем и с другим, либо с субтестом «Складывание объекта» чуть лучше, чем с «Конструированием из кубиков». В интеллектуальном профиле обследуемого значения этих субтестов 16 баллов — «Конструирование из кубиков», и 13 — «Складывание объекта», т.е. разрыв между ними наличествует, но очень незначительный. Поэтому верификация шизофренического патопсихологического симптомокомплекса и органического ППС в настоящем исследовании невозможна.

Максимальные оценки в данном интеллектуальном профиле имеют показатели, отражающие уровень общего развития и эрудиции. По субтесту «Осведомленность» обследуемый получил 16 баллов из возможных 19-ти, при среднестатистической норме 9-10 баллов и средних оценках его интеллектуального профиля 14-15, что соответствует интеллекту в диапазоне высокой нормы и свидетельствует о высоком объеме и уровне знаний, высокой общей образованности и эрудиции, широком кругозоре. Важной особенностью этого субтеста является то, что результаты по нему в гораздо меньшей степени, чем по другим тестам подвержены «ухудшению» в связи с тем или иным заболеванием и поэтому в клинике этот субтест рассматривают как показатель «преморбидной», т.е. «доболезненной» характеристики интеллекта.

Высокие значения в данном интеллектуальном профиле были получены испытуемым по субтесту «Сходства» — 16 баллов, из возможных 19-ти и средних оценках в интеллектуальном профиле исследуемого 14-15. Субтест «Сходства» характеризует уровень развития абстрактно-логического, вербального мышления. Его результаты снижаются при наличии изменений мышления, как по органическому, так и по шизофреническому типу. Успешное выполнение исследуемым большинства заданий этого субтеста свидетельствует о сохранности у него категориального строя мышления и основных мыслительных операций, что является прогностически благоприятным признаком.

Высокие значения обнаруживаются и по другому субтесту, характеризующему уровень развития абстрактно-логического мышления, испытуемый с легкостью выполнил задание, требующее проявления хорошего уровня различных мыслительных операций: шкальная оценка 16 (одна из самых высоких) по субтесту «Словарь».

Успешно обследуемый справился с субтестом «Понятливость», относящимся к социальному интеллекту, необходимому для успешной адаптации в обществе. По субтесту «Понятливость» он получил 14 баллов, из возможных 19-ти, при средних оценках в его интеллектуальном профиле 14-15 стандартных баллов. Субтест «Понятливость» отражает социальный интеллект, как формальное понимание и подчинение социальным установкам, общественным правилам и нормам.

С субтестом «Расположение картинок», также относящимся к социальному интеллекту обследуемый справился несколько хуже, чем с субтестом «Понятливость» (12 баллов из 18-ти возможных, при средних оценках в его интеллектуальном профиле 14-15 стандартных баллов). Субтест «Расположение картинок» требует тонкого понимания причинно-следственных связей в межличностных ситуациях, житейского опыта, здравого смысла, чувства юмора. Выполнение испытуемым данного задания на уровне, соответствующем среднему интеллекту, но недостаточном для высокого, характеризует личностные ресурсы и в определенной степени очерчивает область личностного дефицита, в данном случае это область эмоций и отношений: исследуемый плохо рефлексирует (понимает) собственные чувства, у него снижена способность к эмпатии (пониманию чувств других людей). При том, что он хорошо понимает, признает правомерность, и декларирует желание придерживаться норм, принятых в социуме, обследуемый не всегда чувствует людей, плохо подмечает тонкости межличностного взаимодействия, поэтому не всегда может конструктивно организовывать контакты с окружающими.

Исследование личности.

Представленную интерпретацию результатов методики MMPI следует рассматривать как условную, отражающую лишь наиболее общие тенденции в поведении и личности обследуемого в настоящее время. Снижение достоверности результатов в данном случае может быть обусловлено, либо осознанной намеренной установкой на симуляцию психопатологической симптоматики, либо может отражать черты тревожной личности. В последнем случае острая потребность в помощи или привлечении к себе внимания побуждает к преувеличению имеющейся проблематики.

Ведущими в профиле являются депрессивная и тревожная составляющие. При этом доминирует депрессивная: сниженное настроение, безразличие, утрата интересов, недостаток побуждений к активной деятельности, подавленность влечений, что сопровождается затруднениями при осуществлении социальных контактов и установлении новых связей, внутренней напряженностью, ощущением непонятной угрозы и тревожными ожиданиями. Индивидуумы с таким личностным профилем, как у испытуемого обычно воспринимаются окружающими как пессимистичные, замкнутые, молчаливые, застенчивые. Они могут выглядеть как ушедшие в себя и избегающие контактов. Однако в действительности эти люди характеризуются постоянной потребностью в глубоких и прочных контактах с окружающими (т.е. выраженной симбиотической тенденцией). Такие личности нуждаются во внимании окружающих, особенно значимых лиц из ближайшего окружения, стремятся удержать и сохранить их близость. Депрессивное состояние испытуемого сопровождается помимо тревоги нарастанием отчужденности и отгороженности. Амбивалентное отношение к окружающим порождает у него наряду со стремлением к контактам, угрюмую недоверчивость, а ожидание внимания со стороны окружающих сопровождается боязнью холодности с их стороны. Уединенность и отгороженность в этом случае выступают, как защита от новых разочарований и болезненно ранящих контактов.

Диагностированный по методике MMPI профиль личности испытуемого отражает выраженную дисгармоничность, поскольку выявляет одновременное сосуществование у него разнонаправленных тенденций, в частности депрессивных (приводящих к блокаде агрессивности) и аффективно – ригидных (при которых механизм переноса вины предполагает реализацию этой агрессивности). Тревожность и подавленность в этом случае сочетаются с ощущением неудовлетворенности, несправедливости со стороны окружающих. Лицам с таким личностным профилем как у испытуемого свойственно подавлять свою подозрительность и агрессивность при осуществлении социальных контактов, декларируя свое положительное отношение к окружающим и ситуациям. При этом враждебность к близким либо не осознается ими, либо получает рациональное объяснение. При блокировке агрессивных тенденций возникает тревога и напряженность. Открытое проявление нетерпимости, враждебности, подозрительности не свойственны испытуемому. Для него характерно сдержанное, внешне конформное, поведение, «сверхконтроль» над эмоциями и высказываниями, затруднения свободной самоактуализации, тенденция к подавлению эгоцентрических мотивов поведения.

Самооценка.

У испытуемого была диагностирована заниженная самооценка, как признак депрессивного фона настроения. По большинству шкал: «Здоровье», «Счастье», «Оптимизм», «Уверенность в себе», «Удовлетворенность собой» актуальная самооценка обследуемого (видение себя на настоящий момент жизни) оказалась низкой, а идеальная самооценка (идеал, мечта, то каким хотелось бы быть) высокой, что указывает на осознанное неблагополучие в данных сферах, а также выраженную неудовлетворенность собой и актуальной жизненной ситуацией в целом. На среднем уровне исследуемый оценил свои интеллектуальные способности и личностные качества; в диапазон нормальной самооценки попали шкалы «Характер» и «Ум». И только по шкале «Внешность» актуальная самооценка испытуемого оказалась высокой, являясь единственной сферой осознанного благополучия и выступая, как компенсаторный защитный механизм. Компенсация дает личности ресурсную возможность при негативном отношении к себе поддерживать чувство собственной полноценности по принципу: «я не здоров, неуверен в себе, не чувствую себя счастливым, я пессимист, но при этом довольно привлекателен внешне». Однако в действительности ресурс внешней привлекательности оказался у испытуемого мнимым. Так по шкале «Внешность» на фоне высокой актуальной самооценки у него была диагностирована заниженная идеальная самооценка, что трактуется как вытесненная неудовлетворенность собой в данной сфере. Зачастую, неуверенному в себе человеку свойственно отказываться от амбиций по принципу: «я низко оцениваю себя, но и не претендую на многое». Это дает возможность защититься от депрессивных переживаний, возникающих там, где существует большой разрыв между «Я-реальным» (какой я на самом деле) и «Я-идеальным» (каким я хотел бы быть в идеале). Снижение индивидом уровня собственных притязаний сокращает этот разрыв, способствуя восстановлению нормального уровня самооценки и освобождая от достижения высоких целей, для реализации которых требуются активность, смелость и упорство. В том случае, если проблемная сфера настолько важна для человека, что одно только понимание своей неполноценности в ней становится невыносимым, снижение идеальной самооценки перестает выполнять функцию защиты от депрессии. И тогда психика предпринимает новую попытку защититься от страданий – она вытесняет травматичную для личности информацию в сферу бессознательного, формируя иллюзию относительного благополучия, что, по всей видимости, и имеет место у исследуемого. В действительности, не настолько высоко испытуемый оценивает свой внешний образ, насколько это декларирует. Более того, есть вероятность, что недовольство собой в этом отношении является для него психотравмирующим обстоятельством и вынуждает не рассматривать сферу «Внешность» ни как значимую для себя, ни тем более, как проблемную («и так все хорошо, к большему особо не стремлюсь»). Похожая стратегия отношения к себе проявилась у обследуемого еще и в сфере «Характер» (идеал здесь самый низкий по сравнению с другими шкалами, а актуальная самооценка «нормальная»), выполняя все те же функции – освобождения от претензий на личностное самосовершенствование и защиты от переживаний по этому поводу. Несмотря на заниженную актуальную самооценку, пессимистический настрой и неуверенность в себе, испытуемый парадоксально высоко оценивает уровень своих возможностей в основных жизненных сферах, относительно ограниченными их видя только в отношении внешности и характера. Высокий уровень достижимого (насколько многого могу добиться в реальности с учетом собственных возможностей и ситуации) по большинству шкал методики указывает на тот факт, что обследуемый в действительности не настолько пессимистичен и неуверен в себе, как это демонстрирует. Рассогласование сознательного и бессознательного уровней его самооценки является, таким образом, признаком дисгармоничности последней, и проявлением дисгармоничности личности испытуемого в целом. Нереалистично завышенная оценка собственных возможностей, выглядит на фоне заниженной актуальной самооценки как бравада («Я невысоко оцениваю себя на настоящий момент, но на многое способен в будущем»). В результате такой позиции окружающие начинают оценивать исследуемого выше, чем он оценивает себя сам, а соответственно ожидать от него большего, что является прогностически неблагоприятным фактором в отношении возможных психопатологических срывов. Поддержание более успешного и уверенного, чем в действительности, имиджа в глазах окружающих не позволяет индивиду быть самим собой, требует от него постоянных усилий для того, чтобы соответствовать выбранной роли, не дает возможности расслабиться из-за страха «показать настоящее лицо», и в конечном итоге создает высокий, непереносимый для психики уровень напряжения, который обычно разряжается в тревожные и депрессивные расстройства.


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.