Исследование когнитивных процессов и интеллекта. — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Исследование когнитивных процессов и интеллекта.

2019-08-26 282
Исследование когнитивных процессов и интеллекта. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

У обследуемой были диагностированы высокая устойчивость и концентрация внимания на объектах, она весьма успешно справилась с методиками на внимание, требующими напряженного сосредоточения в течение длительного промежутка времени. При этом значительно хуже выполняла задания на исследование мнестической деятельности. Так в методике на непосредственное произвольное запоминание 10 слов, испытуемая оказалась неспособной воспроизвести заданный объем информации даже к десятому предъявлению (в норме к 3-5), при этом проявила нежелание выполнять методику, просила экспериментатора больше ее не спрашивать, утверждая, что ей все равно ничего не запомнить. Также крайне неуспешно обследуемая справилась с субтестом «Арифметика» из методики Векслера, требующим сохранности навыков счета и направленным на исследование оперативной памяти. Выполняя данное задание, испытуемая по несколько раз переспрашивала и уточняла условия задач, просила дать ей возможность решать их письменно, а затем вовсе отказалась выполнять субтест, мотивируя свой отказ тем, что привыкла производить счетные операции письменно. При исследовании процессов опосредованного произвольного запоминания методом пиктограмм, испытуемая была несколько успешнее, от выполнения задания не отказывалась, эффективность составила 66% (при норме 80-100%). Пиктограммы были преимущественно конкретные, адекватные смыслу заданного слова, эмоционально насыщенные, не смотря на это, рисуемые образы отличались низким уровнем символизма (это были: «цветочки, смеющиеся и грустные смайлики, человечки и т.д.»), подобные пиктограммы обычно встречаются у детей младшего школьного возраста. Воспроизведение по пиктограммам было не всегда успешным, особенно это касалось слов абстрактного содержания. Мышление, таким образом, в целом помогает запоминанию, но полностью не восполняет недостаток биологической памяти.

Мыслительная деятельность испытуемой осуществляется на среднем (концептуальном) уровне обобщения без явного патологического искажения логической структуры. Испытуемой при этом не всегда было доступно оперирование абстрактными понятиями и обобщение на основе категориальных признаков. У нее преобладает конкретно-образный тип мышления при недостаточном развитии абстрактно-логического.

Кроме того, эпизодически у исследуемой встречались единичные нарушения операциональной стороны мышления по типу искажения процессов обобщения и отвлечения (с актуализацией несущественных признаков), не являющиеся патологическими, и отражающие эгоцентрические тенденции, склонность рассматривать задания через призму собственного опыта и восприятия, а не следуя формальной логике.

У испытуемой диагностируется средний уровень интеллектуального развития (методика Векслера): общий IQ — 102 (средняя норма), невербальный IQ —109 (средняя норма), вербальный IQ — 97 (средняя норма). Наблюдается некоторое несоответствие между отдельными структурными компонентами интеллекта. Вербальный, преимущественно приобретенный в процессе обучения и приобщения к культуре интеллект или запас общих знаний и интеллектуальных навыков у испытуемой развит хуже, чем практико-технический, базовый, биологический интеллект, или природные задатки. Хуже всего исследуемая справилась с субтестами методики Векслера, чувствительными к дезорганизующему влиянию эмоций и лучше всего с субтестами, чувствительными к церебрально-органической патологии, из чего можно сделать вывод, что описанные выше нарушения памяти обусловлены эмоциональной лабильностью, импульсивностью, и мотивационной недостаточностью, а не церебрально-органической патологией.

Обследуемая демонстрирует средний социальный интеллект, у нее не затруднено понимание конвенциальных норм, она старается декларировать нормативное поведение, и соблюдение общественных правил, что прогностически является благоприятным признаком и ставит под сомнение постановку личностно-аномального патопсихологического симптомокомплекса (психопатии).

                      Исследование личности.

Психологический профиль личности испытуемой (MMPI) отличается особой конфигурацией: сочетание высоких 1-й «ипохондрия» и 3-й «демонстративные тенденции» шкал с относительно невысокой 2-й «депрессия» выглядит как римское V и называется «конверсионной пятеркой». Такие проявления встречаются у лиц, акцентуированных по демонстративному типу. Такие личности отличаются эгоцентризмом (стремлением все пропускать через призму собственного восприятия) и манерностью, стремлением находиться в центре внимания, добиваться признания и поддержки хотя и косвенными, но настойчивыми действиями (они не всегда это осознают, а зачастую и вовсе отрицают). Им характерна легкая вживаемость в различные ролевые позиции и художественные образы. Артистичность поз, мимики и жестов привлекают внимание окружающих и служат дополнительным стимулом для дальнейшего демонстративного поведения. Такой тип личностного профиля как у исследуемой отражает устранение тревоги за счет ее вытеснения с формированием демонстративного поведения. Реакции такого типа позволяют истолковывать жизненные затруднения, несоответствие собственному уровню притязаний и т.п. с точки зрения социально приемлемой и представляющейся рациональной самой испытуемой.

Тревога, при таком личностном профиле, соматизируется, обретает конкретность, создается система ее интерпретации, поскольку ощущение угрозы переносится с межперсональных отношений на процессы, происходящие в собственном организме, в частности, на неприятные физические ощущения. При этом происходит снижение уровня тревоги, ощущения неопределенной угрозы.

Исходно повышенное внимание к себе, обусловливающее такое перенесение, сочетается с недостаточной способностью контролировать свои эмоции. Обнаруживается повышенная озабоченность своим физическим состоянием, пессимизм и неверие в успех, особенно в отношении медицинской помощи. Собственное соматическое состояние превращается в объект тщательного изучения. Даже если первоначально поглощенность своим физическим состоянием связывается с реально существующей соматической патологией, дальнейшее развитие состояния характеризуется тем же длительным, тщательным самонаблюдением и формированием объясняющей концепции своего заболевания. Эти качества, наличие собственной концепции заболевания и скептицизм в отношении эффективности врачебных мероприятий весьма затрудняет терапию.

Ипохондрические тенденции могут увеличиваться в результате описанного K. Leonhard «раскачивания» — попеременного представления благоприятного и неблагоприятного исхода ситуации, смены уверенности в наличии физического страдания, надеждой на то, что такого заболевания нет.

Для обследуемой характерны также конформность и стремление строго следовать конвенциальным нормам, повышенная идентификация со своим социальным статусом, усиленное стремление к положительной оценке со стороны окружающих. Типична склонность декларировать оптимизм вне зависимости от реальной ситуации.

Структура личности.

По методике Big five у испытуемой диагностируются: высокий показатель по шкале «экстраверсия», отражающий экстравертированную направленность личности. Определяются низкие показатели по шкалам «самосознание и организованность» и «эмоциональная стабильность», т.е. для испытуемой характерны колебания настроения, работоспособности, неустойчивый рисунок поведения и снижена способность к самоанализу. При этом диагностируются высокий показатель по шкале «готовность к сотрудничеству» и низкие «личностные ресурсы».

                        Самооценка.

У исследуемой диагностируется неравномерная актуальная самооценка. Неравномерность — признак эмоциональной лабильности (эмоциональной неустойчивости). Актуальная самооценка испытуемой оказалась заниженной по двум шкалам: «Здоровье» и «Уверенность в себе», это сферы, осознанного неблагополучия. По другим шкалам («Внешность», «Ум», «Характер», «Счастье», «Оптимизм») диагностируется низкий уровень притязаний на фоне высокой удовлетворенности собой; подобное сочетание является следствием вытеснения из сознания общей неудовлетворенности собой в основных жизненных сферах. Испытуемая высоко оценивает свои возможности и личностные ресурсы и считает, что окружающие видят ее в более благоприятном свете, чем она оценивает себя.

Внутриличностные конфликты.

Испытуемая определяет наличие у себя одного внутриличностного конфликта это конфликт или расхождение между уровнем притязаний и уровнем реальных достижений.


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.