VIII . Руководители Белого движения на экране. — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

VIII . Руководители Белого движения на экране.

2019-08-07 175
VIII . Руководители Белого движения на экране. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Биографический жанр был не самой популярной темой в советском игровом кино. Однако были периоды, когда внимание кинематографистов к этой тематике возрастало. Образы вождей революции и красных командармов воплощались на экране в 30-е годы. Были созданы биографические фильмы «Чапаев», «Щорс», «Котовский», «Александр Пархоменко», «Ленин в Октябре», «Ленин в 1918 году». Вновь к биографическому жанру советские кинематографисты вернулись лишь в 70-е годы, когда был экранизирован целый ряд биографий героев Революции и Гражданской войны в лентах «Николай Подвойский», «Артем», «Маршал революции», «Умри на коне», «Сибирский дед». Хотя по понятным причинам образы вождей Белого движения не удостоились отдельных лент, зато они фигурировали в эпизодах многих фильмов. На советском экране в разные годы появлялись Л.Г.Корнилов, А.В.Колчак, А.И.Деникин, П.Н.Врангель, К.К.Мамонтов, А.Г.Шкуро, Б.В.Анненков, А.В.Родзянко, А.И.Дутов, М.К.Дитерихс, М.В.Ханжин, В.З.Май-Маевский, П.Н.Краснов, Н.Н.Духонин, А.М.Каледин, М.Г.Дроздовский, С.Л.Марков, В.О.Каппель, В.М.Молчанов, А.П.Кутепов, Я.А.Слащев, Г.М.Семенов, Р.Ф.Унгерн-Штернберг, С.Н.Булак-Балахович. В некоторых случаях автором лент удавалось не только добиться портретного сходства артистов игравших белых генералов, но и реалистично отобразить аспекты их деятельности. Достоверность отображения образа «врага» в игровом кино определялась не только талантом авторов фильмов. На этот процесс очень сильно влияла политическая конъектура, цензурные ограничения и, наконец, государственный заказ.

Впервые образы вождей Белого движения появились на советском экране в 1924 году. Первым экранизации удостоился адмирал А.В.Колчак (артист Ибрагимов) в ленте «Красные партизаны» (Севзапкино, 1924, В.Висковский). В 1925 году вышли несколько лент содержавших образы белых командующих. В ленте «Золотой запас» (Госкино, 1925, В.Гардин) партизаны захватывали в плен Колчака. Фильм «Мишка против Юденича» (Севзапкино, 1925, Г.Козинцев) демонстрировал зрителю генерала Н.Н.Юденича. Командующий Северо-Западной армией был изображен в виде «рыжего» клоуна с усами Чарли Чаплина. С помощью ручного медведя разведчик Мишка захватывал Юденича в плен, переодевался в форму генерала и бежал к красным, выкрав планы белого штаба.[157] В ленте «Укразия» (ВУФКУ, 1925, П.Чардянин) большевик проникал в белый штаб генерала Биллинга и становился его личным адъютантом (под именем Биллинг скрывался командующий войсками Новороссийской области генерал Н.Н.Шиллинг).

В 30-е годы единственный раз в истории советского кино на экраны вышел фильм в центре которого не только находился белый генерал, но его имя отражалось и в названии картины - «Анненковщина» (Союзфильм, 1933, новая редакция 1936, Н.Береснев). Атаман Б.В.Анненков был показан в фильме жестоким, опустившимся, курителем опиума, в своих грезах возвращающимся к императорской России. Но, даже такое изображение белого генерала казалось крамолой и в конце 30-х годов фильм был уничтожен. Не сохранились и ленты 20-х годов.

Образ белого генерала присутствовал и в самом популярном советском фильме о Гражданской войне – «Чапаеве». В одном из эпизодов фильма Бороздин в штабе командующего планирует операцию по ликвидации Чапаева. Поскольку речь идет о судьбах фронта, командующим должен быть сам адмирал А.В.Колчак (есть внешнее сходство с адмиралом, но погоны полного генерала). Видимо это сборная фигура белого командующего. Это низкорослый, тщедушный, желчный человек. «Это наша последняя ставка уничтожить Чапаева, иного выхода у нас нет позади Гурьев и море», - говорит генерал. Поручая Бороздину провести операцию, он покидает зал, подобно Наполеону заложив руку за отворот френча (обычно подобным образом изображали А.Ф.Керенского). Уходя, генерал оборачивается и заявляет, что союзники дают за голову Чапаева 20 тысяч. «Могли бы дать больше, в Гурьеве нефть», - замечает Бороздин. Эта сцена должна показать, что за спинами белогвардейцев стоят интервенты, уже прибравшие к рукам сырьевые запасы России. В сценарии фильма «братья» Васильевы не пояснили о каком генерале идет речь.[158] Видимо идея предать персонажу внешность А.В.Колчака появилась по ходу съемок.

В сталинскую эпоху на экранах были воспроизведены образы генералов в 1919 году руководивших наступлением на Петроград А.П.Родзянко и Н.Н.Юденича, казачьего генерала К.К.Мамонтова и легендарного командира Азиатской конной дивизии Р.Ф.Унгерна-Штернберга. Все эти ленты относились уже к 40-м годам, когда образ врага стал диктоваться новыми реалиями Великой отечественной войны. Образ комичного и карикатурного белогвардейца был вытеснен смешным и беспомощным фашистом, которого легко побеждали советские солдаты. По сравнению с фашистами белые генералы, которые были все таки русскими людьми, были обязаны смотреться более выигрышно.

Н.Н.Юденич (1862-1933) генерал от инфантерии, командующий Северо-Западной армии был одним из самых заслуженных военачальников Первой мировой войны. За Эрзерумскую операцию на Кавказском фронте он единственный из русских генералов в Первую мировую войну получил Военный орден второй степени. После Февральской революции Юденич был отстранен от командования и эмигрировал в Финляндию. Как самый популярный генерал в Северо-Западном регионе в 1919 году Юденич был назначен А.В.Колчаком командующим Северо-западной армией. После поражения он эмигрировал в Англию и отказался от политической деятельности. Второй раз Юденич появился на советском экране в эпизодах фильма «Разгром Юденича» (Ленфильм, 1940, П.Петров-Бытов). Авторам удалось добиться большого портретного сходства исполнителя роли с оригиналом. Единственной ошибкой были погоны генерал-лейтенанта, в действительности Юденич был генерал от инфантерии. Юденич фигурировал в четырех очень коротких эпизодах фильма. Первый раз его показывали во время военного совета, затем принимающим парад, следующий эпизод в Гатчинском дворце и последняя сцена на холме в 15-ти километрах от Петрограда. Характеристика личности генерала давалась в нескольких фразах. «Полковник, какие меры вами приняты для очистки города?», - спрашивал Юденич штабного офицера. «Созданы офицерские карательные автоколонны они первыми войдут в город и произведут маленькое кровопускание. Составлены списки коммунистов, рабочих иудеев и прочих неблагонадежных», - отвечал офицер. Юденич интересовался числом жителей города подлежащих уничтожению. Узнав, что их около 70 000, бросал: «Ну, действуйте». В последней сцене Юденич обращался к иностранным офицерам: «Большевицкий Вавилон, необходимо прочистить все улицы, все дома, чтобы можно было это снова назвать Петроградом. Извольте дать радио в Лондон: Петроград взят 21 октября 1919 года». За спиной Юденича стояли колонны солдат и танки.

А.П.Родзянко (1879-1970) генерал-лейтенант попал на советский экран лишь потому, что во время весеннего наступления Северного корпуса обороной Петрограда командовал И.В.Сталин. Этим событиям был посвящен фильм «Не забываемый 1919 год» (Мосфильм, 1951, М.Чиаурели). Родзянко был изображен моложавым мужчиной, плотного телосложения, с аккуратными усами. Он носил погоны генерал-адъютанта с вензелями Николая II, на груду Военный орден четвертой степени. Был представлен, как жестокий и умный враг. В действительности Родзянко не был генерал-адъютантом, звание генерал-лейтенанта он получил лишь в августе 1919 года. Вся эта монархическая атрибутика понадобилась лишь для создания нужного настроения у зрителя. Кроме того, среди многих наград генерала не было Георгиевского креста.

Всем эпизодам, где фигурировал Родзянко, создатели фильма постарались предать негативный оттенок. Генерал был изображен в виде «маленького Наполеона». В начале фильма генерал вставал в позу под царским портретом и диктовал первый приказ по Петрограду. «Каждый должен заявить о каждом известном ему коммунисте и комиссаре, за невыполнение казнь через повешение», - приказывал Родзянко и красноречиво проводил ладонью поперек горла. Узнав о провале наступления на Петроград Родзянко отдавал распоряжение паковать чемоданы. «Вы русский офицер, вас хватило на два дня», - бросал А.П.Родзянко поручику Неклюдову, которому была поручена оборона форта Красная Горка. После того, как на его глазах Неклюдов кончал самоубийством Родзянко в панике убегал из штаба.

Вторая попытка изображения генералов Н.Н.Юденича и А.П.Родзянко и их отношений была предпринята в 1970 году в ленте «Угол падения». Показывают штабной вагон Юденича, через окно видны строения Нарвы. К телефону подходит генерал Владимиров, штабной офицер, бывший жандарм, он сообщает, что Юденич занят у него генерал Родзянко. Показываю кабинет Юденича, он и генерал Родзянко воссозданы до портретного сходства. Юденич полный генерал, бакенбарды, два Георгиевский креста неправильный (как и во всех эпизодах фильма) шеврон. Родзянко генерал лейтенант с Владимирским крестом второй степени. Юденичем сообщает, что по поручению правительства станет во главе армии, а Родзянко будет его помощником. Успех наступления обеспечен организацией Люденквиста в Петрограде. Юденич говорит, что теперь у них мощная армия, есть танки. Есть аэропланы с бомбами. Спасибо союзникам. Родзянко возмущен, он заявляет, что создал армию и менять командование на ходу значит погубить все дело. Юденич отвечает на это, что достал для армии деньги, вооружение, снаряжение, при этом думает: «Говори, говори, но я въеду в столицу на белом коне». Родзянко предложения не принимает. Позднее Юденичу докладывают что красные перебрасывают силы из Москвы и высаживают их в Тосно и Колпино. «Почему не перерезана железная дорогу?», – спрашивает Юденич. Родзянко сваливает вину на генерала Ветренко, который пошел не на Тосно, а устремился к Петрограду. Юденич заявляет, что обоих отдаст под суд. Еще в одной сцене Родзянко в окружении иностранных офицеров въезжает на Пулковские высоты и креститься на Исаакиевский собр. «Завтра я буду гулять по Невскому», - говорит он.

К.К.Мамонтов (1969-1920) генерал-лейтенант Донской армии вошел в историю Белого движения своим рейдом по красным телам во время похода на Москву в 1919 году. Участвовавший в Белом движении с 1917 года Мамонтов достиг максимальной должности, когда Донская армия самостоятельно удерживала фронт – стал командующим Восточным фронтом (май 1918). После отступления Донской армии генерал командовал уже только отдельными корпусами - кавалерией. Славу Мамонтову принес кавалерийский рейд по тылам большевиков, во время «похода» А.И.Деникина на Москву. Ценности, захваченные во время рейда, были использованы Врангелем для организации лагерей для Русской армии в Турции после исхода из Крыма. Оружие, розданное Мамонтовым тамбовским крестьянам, было применено ими во время Тамбовского мятежа. Однако полностью своей задачи рейд Мамонтова не выполнил. Вместо удара на Москву, казаки, обремененные огромными обозами, отступили к Воронежу, а затем ушли на переформирование. Мамонтов был показан в заключительной части первой серии фильма «Царицын» (Ленфильм, 1942, Бр. Васильевы). Мамонтов изображен человеком среднего роста с огромными пышными усами, через плечо перевязь с шашкой, белые перчатки (погоны генерал-лейтенанта, несколько наград, Военный орден 4-й ст). Генерал показан суровым, надменным, в его частях царила железная дисциплина. Авторы давали зрителю понять, что главной целью борьбы Мамонтова являлось возвращение собственных свечных заводов захваченных большевиками. Второй раз Мамонтов представал перед зрителем во второй серии картины. Генерал встречается с немецким офицером. «Дырку от бублика я получил – один паршивый танк и вагон сигарет, а мне нужна тяжелая артиллерия, союзнички хреновы», - заявлял Мамонтов немцу. «Не в коня кормежка, покажите ваши реальные силы», - отвечал немец. Мамонтов заявлял, что сам поведет полки на штурм Царицына: «Это будет уже не болтовня, а конная лава Мамонтова!». В одной из финальных сцен Мамонтова показывали во главе наступающей кавалерии.

Второй раз Мамонтов появился на советском экране уже в период оттепели - «Олеко Дундич» (Киностудия им.А.М.Горького, 1958, Л.Луков). В этой ленте образ Мамонтова (Б.Ливанов) был скопирован с фильма «Царицын». Главным отличием является количество наград. В «Олеко Дундиче» Мамонтов носил две степени ордена Св.Владимира. Генерал-лейтенант вновь показан, как командующий армией или фронтом. Мамонтов был изображен солидным, респектабельным военным, страдающим заболеванием печени. В первом эпизоде Мамонтов встречал французского военного представителя генерала Жобера. Генерал оправдывается перед французом в том, что встречал его парадом и колокольным звоном. «У нас так принято и разве вам было не приятно увидеть всю силу наших казачков», - говорил Мамонтов. На что француз отвечает, что не представляет какая должна быть сила у красных, если они гонят этих казаков. Обиженный Мамонтов приводит в пример М.И.Кутузова, который после долгого отступления разгромил Наполеона. «Кутузов имел партизан, а сейчас партизану у красных», - парирует Жобер. «Но красные не нуждаются в услугах Антанты», - отвечал генерал.

В следующем эпизоде с Мамонтовым отряд Олеко Дундича захватывал в плен генерала Жобера. В окружении свиты Мамонтов входил в зал, чтобы покарать офицера и казака виновных в захвате француза. Генерал срывал погоны с офицера графа Галицкого и приказывал расстрелять казака. «Расстрелять вас и то мало», - говорит Мамонтов в гневе офицеру. Затем выяснялось, что отец графа Галицкого сослуживец генерала и Мамонтов великодушно разрешал офицеру поймать Дундича.

В следующей сцене Мамонтов встречается со А.Г.Шкуро. Шкуро изображался, как простой казак, Мамонтов, как военачальник. Он называл Шкуро «Андрюша», что было вполне возможно из-за большой разницы в возрасте. «В некоторых полках осталось по двести штыков, фураж берем под угрозой казни, крестьянство настроено враждебно, хорошо было бы ослепить солдатикам глаза переходом к нам Дундича, на фронте дорога каждая минута», - инструктировал Мамонтов начальника контрразведки. В финале фильма Мамонтов встречал французского представителя (переодетого Дундича). Видя с каким пренебрежением Шкуро исполняет его поручение представить французу офицеров Мамонтов рычал: «Хам». Узнав о смерти офицера Ходжича Мамонтов хватался за печень. Генералу подносили грелку. «В городе красные», - сообщал адъютант. «Какого черта грелку, давайте машину», - приказывал генерал. Ленты 40-х и 50-х годов, где фигурировал Мамонтов вводили образ генерала, как неизбежную историческую реалию. Биография, взгляды, деятельность Мамонтова кинематографистов не интересовала. На экране они создали, по их мнению, типичный образ белого генерала. Главными отличительными чертами образа «врага» были корысть, властность, преданность интересам иностранных держав. 

А.В.Колчак адмирал Верховный правитель России был крупнейшим из руководителей Белого движения. Он был первый из белых командующих взятый в плен. Из-за приближения белых к Иркутску суд над адмиралом провести не успели и он был расстрелян. Имя Колчака широко использовалось красной пропагандой. Прошлое адмирала, как полярного исследователя, ученого и флотоводца было предано забвению. Он был представлен ярым реакционером, монархистом, наймитом интервентов. Подобный образ был очень удобен для воплощения на экране. Неудивительно, что Колчак появился в на роли врага в игровых фильмах о Гражданской войне уже в 20-е годы. В 1924 году на экраны вышла лента «Красные партизаны» (Севзапкино, В.Висковский). В ней против колчаковцев действовал партизанский отряд Токарева. По личному приказу адмирала на разгром партизан направлялись большие силы, но в итоге белых ждал крах. В следующем фильме «Золотой запас» (Госкино, 1925, В.Гардин) партизаны даже захватывали Колчака в плен.

Более широкое освещение образ адмирала получил уже в 50-е годы. Это был римейк фильма «Золотой запас», под новым названием «Золотой эшелон» (Киностудия им. А.М.Горького, 1956, И.Гурин). В ленту вошли несколько небольших эпизодов с участием Колчака. Артист А.Шатров имел несомненное портретное сходство с адмиралом. Не так хорошо дело обстояло с внешней атрибутикой Колчака. В фильме он носил погоны генерала, а не адмирала. На шее адмирала был одет орден Св.Владимира, на груди Военный орден четвертой степени. В действительности в указанный период Колчак уже был награжден Военным орденом 3-й степени, которой должен был быть на нем вместо ордена Св.Владимира.

События ленты развивались в Сибири в 1919 году. Партизаны сражались с отрядами колчаковцев. Представители интервентов, понимавшие, что крах Белого движения не изнежен, требовали от Колчака вывести золотой запас за границу. Чтобы успокоить представителей стран Антанты (французы, японцы, англичане) Колчак решил продемонстрировать им часть сокровищ из золотого запаса. Действие в первой сцене, где участвовал адмирал, проходило в хранилище. Колчак лично водил иностранцев по кладовым банка. Одна комната была полностью заставлена иконами древнерусского письма из великокняжеских коллекций. «Прошу обратить внимание на оклады, вот Рублев», - рекламировал Колчак российские сокровища. Подразумевается, что все это белые намеревались передать союзникам в обмен на помощь в войне. «Для войны нужны три вещи – деньги, деньги и деньги», - цитировал Наполеона Колчак. Чтобы успокоить союзников Колчак принял решение отправить часть золотого запаса во Владивосток.

Узнав об исчезновении эшелона Колчак вызвал к себе полковника Белокопытина. «Я верю, что вы невиновны, но я даю вам четыре часа для возвращения эшелона, мне жаль вашу семью, но позже вы будите повешены», - бросил Колчак полковнику. «Похищенная часть золота будет возвращена», - заявил Колчак союзникам, – «Золото уйдет из Омска только вместе со мной». По ходу фильма чиновник казначейства, ответственный за учет золотого запаса, рассказывал о том, как Колчак передавал союзникам российское достояние на сотни миллионов рублей. В фильме адмирал выступал однозначно отрицательным персонажем. Он заботился о сохранении личной власти, пытаясь обменять часть золотого запаса на помощь союзников.

Еще более эпизодично Колчак был показан в ленте «Гроза над Белой» (Ленфильм. 1968. Е.Немченко, С.Чаплин). И на этот раз авторы попытались реконструировать внешний облик Колчака. Судя по всему это было сделано с известной фотографии, где адмирал запечатлен в профиль, с двумя степенями Военного ордена и орлами на погонах (вместо звезд). В первом эпизоде Колчак показан выступающим перед войсками, с балкона, в окружении представителей союзников. «Не далек тот день, когда мы будем в Москве, обещаю, что эта военная зима для нас последняя», - заявляет адмирал. Второй раз адмирала показывают в ресторане в компании генерала М.В.Ханжина. «Генерал Нокс и Жанен жалуются, что вы уклоняетесь от общения с ними, наши союзные державы в праве интересоваться подготовкой наступления», - заявляет Колчак. «Я старый рубака и не могу делать хорошую мину при плохой игре, союзники мечтают отторгнуть Сибирь от России», - отвечает Ханжин. «Разумеется, они хотят воспользоваться нашей слабостью, когда мы войдем в Москву заговорим с ними иначе», - продолжает Колчак. Входят Нокс и Жанен, адмирал предлагает поднять тост за союзников. В этом случае Колчак предстает перед зрителями ловким дипломатом, надеющимся победить большевиков и обыграть союзников.

Экранизирован образ Колчака был и в одном из эпизодов ленты «Кочующий фронт» (Свердловская киностудия, 1971, Б.Халзанов). В начале фильма в Омск приезжала делегация монгольских лам. Посольство встречал адмирал Колчак (артист В.Кулик) в окружении правительства и советников. Адмирал одет в белый мундир, на нем два ордена (на груди Св.Георгий), погоны генерала, достигнуто портретное сходство. «Мы разной веры, но у нас одинаковые цели», - обращается Колчак послу. В следующем эпизоде показывают заседание правительства. Главный предмет обсуждения борьба с партизаном Щетинкиным. Для борьбы с партизанским движением на Дальний восток решено отправить генерала С.Н.Розанова (реальное историческое лицо генерал-губернатор Енисейской области, командующий войсками и главный начальник Приамурского края). Следующий эпизод совета является художественным вымыслом. Колчак отдавал распоряжение убить командира партизан Щетинкина и на эту роль назначали поручика Шмакова адъютанта губернатора Урянхайского края. Образ Колчака в ленте не нес смысловой нагрузки.

Совершенно иным Колчак предстал перед зрителем в эпоху уже Российского игрового кино, в сериале «Конь белый». Адмирал явился одним из главных героев двух первых частей фильма. В первой серии в августе 1916 года Колчак представился Николаю II по случаю назначения его командующим Черноморским флотом. «Надеюсь на вас Александр Васильевич», - говорит Николай II. «Моя жизнь принадлежит вам, Государь, и России», - отвечает адмирал. В следующих эпизодах уже Севастополь 1917 года. Полковник А.А.Дебальцов приходит к Колчаку с чрезвычайным сообщением. «Контрразведка получила сведения о том, что В.И.Ленину немцами переданы 50 миллионов марок для развала российского тыла, большевики готовят Гражданскую войну. Генерал Л.Г.Корнилова готов нанести упреждающий удар», - говорит Дебальцов. Колчак рассказывает о том, что предлагал великому князю Николаю Николаевичу составить коалицию армии и флота и смести силой оружия и Керенского и Ленина, но тот ничего не ответил.

В следующем эпизоде Колчак на митинге, он стоит на трибуне (на шее орден Св.Владимира, на груди Св.Георгия 4-й степени). Один из матросов, поднявшись на трибуну, показывает Колчаку голый зад, адмирала пытаются арестовать, но он вырывается. Затем уже на крейсере. «Власть, которую получила интеллигенция, способная только болтать, она готова сдаться безответственным элементам. Не хочу пассивно наблюдать за развалом», - говорит А.В.Колчак и бросает в воду свою наградную золотую саблю. Он принял решение отойти от борьбы и оставить Россию. Перед отъездом в Америку адмирал (в штатском) приезжает к ограде Александровского дворца, где содержат царскую семью, но ему удается только обменяться взглядами с царем, караул отгоняет его.

Вновь Колчак появляется в пятой серии. Он находится в Нагасаки, по пути следования на Месопотамский фронт в ряды английской армии. Колчак в штатском платье приходит на кладбище. Стоит у памятника русским морякам. «Простите меня братцы, Россия в крови, я должен вернуться», - говорит адмирал. В действительности решение об участии в Гражданской войне Колчак принял лишь по приезду в Китай, по прямому распоряжению командования Антанты. Первоначально он планировал присоединиться к Добровольческой армии Л.Г.Корнилова и М.В.Алексеева, но, узнав, что их обоих уже нет принял решение остаться в Сибири.

Омск. Дебальцов приезжает к поезду встречать Колчака. Входит в купе, докладывает. Колчак в военной форме с георгиевским крестом. Сообщает о смерти А.А.Алексеева, гибели Л.Г.Корнилова, и о расстреле всей царской семьи. Колчак встает и крестится на икону: «Упокой Господи души рабов твоих». «Когда произошло, подробности известны? Где тела убиенных? Полковник, как бы не сложилась моя судьба, вы примите все меры, чтобы это дело было расследовано», - говорит адмирал. Дебальцов предлагает захватить власть. Колчак отвечает: «Нас не поймут. Вы предлагаете диктатуру?». «В городе достаточно войск на которые мы можем опереться», - говорит Дебальцов. Колчак отвечает, что должен подумать и взвесить, просит найти Темириву. Чтобы подчеркнуть монархические взгляды Колчака показывают ресторан, где в его присутствии певица с Георгиевским крестом на груди исполняет «Боже царя храни». Все присутствующие встают.

Следующий эпизод уже после переворота. Пока в Сибирском правительстве идут дебаты за дверью зала ждет Колчак в адмиральской форме. Его приглашают на заседание и предоставляют слово. «Россия захвачена кликой Ульянова, этот человек болен, у него поражен мозг. Шахер-махеры разворовывают Россию. Страна наводнена шпионами, во главе их Ленин, продавшийся немцам, их цель мировой пожар», - горячо декларирует адмирал. В результате Колчак становится верховным правителем. Первые его приказы: высылка за рубеж членов Директории и начало расследования убийства царской семьи. Последняя задача поручается Дебальцову (в этом случае прототип генерала Дитерихса). На прощание Колчак говорит полковнику: «Дороже России для меня ничего нет, ее чести ее достоинства ее величия».

В шестой серии Дебальцов приводит к Колчаку следователя Соколова. Тот просит у адмирала пол года на проведения расследования и выделения денег. «Не могу требовать от эсеров финансирования монархических программ, но всеми моими средствами вы будите располагать», - отвечает адмирал.

В седьмой серии Колчак присутствует на молебне по царской семье. Вслед за этим начало эвакуации Омска. Колчак берет саблю: «Точно такую же я бросил в море два года назад, а эту мне подарил Дутов. Война это единственное служение, которое я ставлю выше всего и люблю» (тут с создателями фильма можно поспорить). «Почему мы уступаем дикой безнравственной силе? Я перестал спать. Почему мы должны выстлать костями их дорогу в никуда. Мы стояли на пороге победы», - горестно заявляет адмирал. Дебальцов отвечает, что главная ошибка состояла в том, что Колчак должен был восстановить монархию. Колчак садится в эшелон и покидает Омск. Своим спутникам он говорит о том, что чехи их могут выдать большевикам. На одной из станций они заходят в госпиталь и видят лежащих на полу солдат и офицеров. «Они же все умрут», - говорит Колчак. Затем он приказывает сжечь документы. «Нашу историю не будут изучать. Ошибались, воевали по законам, а надо было выжигать большевиков», - горестно говорит адмирал. Сопровождающие адмирала предлагают увести войска и золотой запас в Китай. Колчак отказывается уехать из России и пустить золото на продолжение борьбы. «Каждый ищет свой крест», - говорит он. Уже в самом финале они обсуждают «Протоколы сионских мудрецов». Колчак считает их подлинными. На это Дебальцов отвечает, что нет смысла теперь искать виноватых: «Тысячи офицеров продали Россию, виноватых холопы ищут, а мы с вами господа».

В самом финале арест Колчака. Перед расстрелом он просит разрешения проститься с Темиревой. Напоминает конвоирам, что он военнопленный и верховный правитель, просит переслать золотые часы в Париж своему сыну. Вместе с председателем Совета министров Пепеляевым их выводят в заснеженное поле, раздается залп. Колчак падает убитым, его труп тащат за ноги к реке.

В экранной истории образа Колчака четко прослеживается эффект «маятника». Адмирал фигурировал на советском экране с середины 20-х годов. В 50-е годы от исполнителей его роли требовалось портретное сходство. Вместе с некоторыми атрибутами формы это был практически весь реализм, разрешенный авторам фильмов. Главными чертами экранного Колчака была алчность и жажда власти, ради них он был готов расплачиваться с союзниками частями российской территории. В ленте «Конь белый» так же ничего не было сделано для реконструкции реального образа адмирала. Авторы фильма ограничились портретным сходством и некоторыми чертами биографии. В новой России Колчака хотели видеть монархистом и защитником царской семьи, совершенно не заботясь о том насколько это соответствует реальности.

Символом Белого движения являлся и является генерал Л.Г.Корнилов. Сын сибирского казака, он окончил Михайловское училище и Академию генерального штаба. Участвовал в Русско-Японской и Первой мировой войнах. Командуя 48 дивизией, во время боев в Карпатах, раненный, попал в плен. Был единственным русским генералом, которому удалось бежать из концлагеря и вернуться в строй. За свой побег был награжден Военным орденом третьей степени. Во время Февральской революции был выдвинут, так как придерживался либеральных взглядов. По приказу Временного правительства арестовал царскую семью. Став Верховным главнокомандующим высказался против дальнейшей демократизации армии. Попытка военного выступления под руководством Корнилова окончилась провалом. Из Быховского заключения генерал бежал на Дон, где присоединился к формируемой генералом М.В.Алексеевым Добровольческой армией. В результате борьбы двух главнокомандующих Корнилов добился права руководства военной частью и фактически возглавил Армию. После отступления с Дона повел Добровольческую армию на Кубань. Погиб во время неудачного штурма Екатеринодара. Современники отмечали горячий характер Корнилова, его неспособность ориентироваться в политике, подверженность различным влияниям. Современные исследователи сомневаются в том, что под руководством Корнилова Добровольческая армия имела шансы на успех.

К образу Корнилова кинематографисты должны были неизбежно прибегать при обращении к первому этапу Гражданской войны. При соблюдении историзма такую важную фигуру было просто невозможно обойти вниманием. В сталинскую эпоху образы руководителей Белого движения такого масштаба находились под запретом. Кинематограф «Оттепели» вывел на экраны Корнилова при экранизации крупнейших литературных произведений о Гражданской войне. В фильме С.Герасимова «Тихий Дон» (Киностудия им. М.Горького. 1957) был тщательно реконструирован эпизод прибытия Верховного главнокомандующего Корнилова на государственное совещание в Москву. Командующего встречала группа офицеров, среди которых выделялись представители стран Антанты. Выйдя из вагона Корнилов расцеловался со встречающим его донским атаманом А.М.Калединым. Вдоль пути были выстроены женщины - солдаты Ударного батальона. Встречающие офицеры подняли Корнилова на руки, женщины осыпали процессию цветами. Сцена прибытия Корнилова на Государственное совещание была реконструирована на основании известных фотографий того времени.

Уже в следующем году Корнилов появился на экране в фильме Г.Рошаля «Восемнадцатый год» (Мосфильм. 1958), снятом по роману «Хождение по мукам». Совершенно неожиданно в фильм вошел реалистический эпизод гибели Л.Г.Корнилова при штурме Екатеринодара. Предшествующим эпизодом была сцена совещания высшего командного состава Добровольческой армии. Из всего генералитета на совещании лишь Корнилов имел портретное сходство с прототипом. Весьма отдаленно напоминающий А.И.Деникина генерал вел с Корниловым известный диалог «Почему вы так не преклонны…». В это время в штаб попадал снаряд и командующий падал убитым. 

Более подробно образ Корнилова был раскрыт в повторной экранизации «Хождение по мукам» (Мосфильм, 1974-1977, В.Ордынский) уже в конце кинематографической «Оттепели». В девятой серии фильма показывали походный штаб Добровольческой армии. На крыльцо выходил Корнилов (явное внешнее сходство, черная папаха, полушубок, из под него выступает аксельбант). К генералу подвели группу пленных. «Как прикажите?», - спросил ротмистр, сопровождающий пленных. Корнилов кивнул головой в сторону, пленных увели на расстрел. «Все таки пленные, Лавр Георгиевич», - с укоризной проворчал Деникин. «В Гражданскую войну пленных не бывает», - отвечает Корнилов.

В следующем эпизоде Корниловский полк захватил станцию, в вагонах были обнаружены боеприпасы. Подъехал на лошади Корнилов. «Снаряды захвачены ваше высокопревосходительство, дважды спасали положение, ворвались первыми», - доложил командир полка М.О.Неженцев. «Низко кланяюсь вам за снаряды», - поблагодарил Корнилов офицеров, снял папаху с головы и поклонился, не слезая с лошади. Длинный эпизод с участием Корнилова был показан при описании штурма Екатеринодара Добровольческой армией. Корнилов, Деникин и Романовский подъехали верхом к роте под командованием генерала Маркова штурмовавший казармы. Любопытны награды Корнилова представлены в фильме. На шее генерала висит Военный орден второй степени (который у него был), но на груди знак Военного ордена, которым награждались солдаты (в действительности это должен быть Военный орден четвертой степени). При этом у находящегося рядом Деникина на шее висит Военный орден большего размера (подразумевается вторая степень Военного ордена, которой у Деникина не было). Выслушав доклад Маркова Корнилов пожал ему руку. «Ну вперед орлы мои, вперед!», - крикнул командующий. Марков поморщился и возразил, что людей у него осталось меньше половины. Романовский добавил, что запас боеприпасов практически полностью израсходован. «Нам нужна только победа, победа или смерть», - заявил Корнилов Деникину. «Отсюда, здесь первый шаг к очищению России», - кричит Корнилов офицерам (специально подчеркивается неправильное произношение).

Показан продолжительный диалог Корнилова и Деникина. Последний порицает методы Добровольческой армии и заявляет: «Мы идем, как каратели». Игнорируя слова собеседника Корнилов заявил: «Другого выхода, как взять Екатеринодар у нас нет, я сам поведу резервный полк». «Лавр Георгиевич, почему вы так непреклонны?», - спрашивает Деникин. «Другого выхода нет, если не возьмем Екатеринодар я пущу себе пулю в лоб», - отвечает Корнилов. В следующем эпизоде по цепи офицеров проносится весть о том, что Корнилов убит. В советско-российском кинематографе это была единственная попытка показать характер вождя Белого движения. Корнилов мрачен, решителен, безжалостен. При этом его монгольские черты, усталые глаза не вызывают симпатии у зрителя. Оговорки в речи, желание самому вести в атаку полк видимо должны показать не достаточный масштаб полководческих дарований генерала. 

Вновь Корнилов появился на советском экране незадолго до перестройки. В лентах выпускавшихся по заказу КГБ было допустимо то, что не разрешалось в других случаях. В 6-й серии сериала «Синдикат 2» (ТО «Экран», 1981, М.Орлов) присутствовал эпизод совещания в августе 1917 года в Ставке, на котором присутствовал Корнилов. Образ имел слабое внешнее сходство (славянская внешность). Командующий был изображен генерал-лейтенантом (в это время был уже генералом от инфантерии 30.06.1917), Военный орден двух степеней. «Керенский становится помехой для нас», - говорит Корнилов. «Действия должны быть самые решительные», - отвечает Б.В.Савинков. «Восстание большевиков будет подавлено со всей решительностью, единственным выходом является введение диктатуры и объявление всей страны на военном положении» - продолжает Корнилов. Савинков обещает убедить А.Ф.Керенского удовлетворить требования Корнилова. Просит подтянуть к Петрограду 3-й Конный корпус. Цитируется манифест Корнилова.

Через год образ Корнилова был воспроизведен еще в одном фильме сделанном по заказу КГБ - «20 декабря» (Ленфильм, 1982, Г.Никулин). В ленте Корнилов имеет хорошее портретное сходство, наград под верхней одеждой не видно, слов у этого персонажа в ленте нет. В начале второй серии показывается бегство генералов содержавшихся в заключении в Быхове. Члену солдатского комитета передают телеграмму о том, что Корнилов и Деникин должны быть доставлены на допрос в Петроград. Группу арестованных сопровождает охрана солдатского комитета (все едут верхом). К отряду подъезжает группа всадников в бурках. «Предъявите документы», - приказывает старший подъехавшего отряда. Офицер, конвоирующей Корнилова протягивает приказ. «Ты мне не указ, хочу видеть членов комитета», - отвечает подъехавший. Несколькими выстрелами всадники сбивают с коней солдат членов комитета. Приехавший слезает с коня и подходит к Корнилову. «Ваше превосходительство, Россия ждет вас», - рапортует он.

М.К.Дитерихс (1874-1937) окончил Пажеский корпус и Академию Генерального штаба. В конце Первой мировой войны получил звание генерал-лейтенанта и был последним начальником штаба Верховного главнокомандующего (Крыленко). Бежал на Украину, где стал начальником штаба Чехословацкого корпуса. Вместе с чехами прибыл в Сибирь и принял участие в антисоветском восстании. В ноябре 1919 года стал командующим войсками Восточного фронта. В июне 1922 года избран правителем и воеводой Земской рати Приамурского правительства. После военного поражения и эвакуации остатков белых в Китай возглавил Дальневосточное отделение РОВС. Дитерихс был убежденным монархистом. В своем первом указе правитель Приморья про<


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.038 с.