I . Эпоха немого кино (1918 - 1932 гг.). — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

I . Эпоха немого кино (1918 - 1932 гг.).

2019-08-07 200
I . Эпоха немого кино (1918 - 1932 гг.). 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Оглавление

Введение.                                                                                                     4-8

1) Эпоха немого кино (1918 - 1932 гг.).                                               8-28

2) Расцвет сталинского кинематографа (1933 - 1942 гг.).              29-77

3) Период малокартинья (1943-1953 гг.).                                           77-89

3) Кинематограф «Оттепели» (1954 – 1971 гг.).                                89-174

4) Кинематограф «Застоя» (1972 – 1985 гг.).                                     174-238

5) «Перестройка» и новое российское кино (1986 - 2006 гг.).       238-255

6) Экранизация литературных произведений

о Гражданской войне.                                                                              255-287

7) Руководители Белого движения на экране.                                   288-333

Заключение.                                                                                                333-342

Контрольные вопросы.                                                                            342-342

Список рекомендуемой литературы.                                                   342-345

Приложение: Каталог игровых фильмов о Гражданской войне. 345-360

 


 

Данный курс предназначен для студентов высших и средних учебных заведений, обучающихся творческим специальностям. Он читается на базе курсов отечественной истории и культурологии (на 2-3 году обучения). Трудоемкость курса 18 лекционных часов.

Материалы курса должны стать дополнением к курсу отечественной истории и курсу по истории кинематографа. На основании уже полученных знаний студенты будут иметь возможность проводить анализ, делать выводы и обобщения. Сведения по истории российского государства предстоит дополнить информацией о конкретных процессах в области культуры.

Специальный курс содержит несколько информационных пластов. Это история Гражданской войны в России и Белое движение, их отражение в советско-российском игровом кино, политические процессы, влиявшие на российскую культуру.

Цель курса: показать влияние политики на культуру в процессе развития российского государства, на примере кинематографа.

Задачи:

1) сведение воедино и разделение по периодам фильмов на материале Гражданской войны;

2) выявление и выделение эпизодов этих лент, где описывался образ врага;

3) оценка реализма изображения белогвардейца на экране;

4) вычленениевнешних и внутренних причин, которые влияли на изображение белогвардейца в игровых фильмах, в разные периоды истории советско - российского кино.

Материал, предлагаемый в спецкурсе, имеет особую актуальность на современном периоде истории развития российского государства. После распада СССР произошла переоценка борьбы красных и белых. В исторической литературе это явление получило название «эффект маятника». Красных стали рассматривать в негативном ключе, белые, напротив, получили позитивную окраску. Любопытно, что в советском кинематографе этот процесс шел «вспять», от полного неприятия Белого движения, до его частичной реабилитации. Пример советского кинематографа показывает, что предстоит еще один «откат» и красные так же будут реабилитированы.

Другой важной проблемой является отношение к истории СССР. В современной России есть ярые сторонники и противники советского режима. Те и другие доходят до крайности в апологетике своих взглядов. Очевидно, что Советское государство имело, как положительные, так и отрицательные черты. При этом студентам необходимо убедительно показать, что гражданин России должен уважать историю своей страны. Политические институты необходимо отделять от граждан, чьими трудами создавалось и создается благосостояние страны. Ошибки лидеров и правительств нельзя распространять на народ. Поэтому необходимо учитывать ошибки и просчеты, допущенные в различные периоды СССР. При этом, историей своей страны нужно гордиться. Советский период может дать обильный материал для подобной гордости. Одним из положительных моментов советской системы являлся кинематограф, несмотря на всю его идеалогизированность. Это особенно хорошо видно при сравнении советского игрового кино с современным российским кинопрокатом, где превалирует не самая качественная продукция США.

В современном мире усиливаются атаки на историю нашей страны. Уже неоднократно делались попытки реабилитации фашизма, пересмотра хода и итогов Второй мировой войны. На эти выпады можно ответить только дальнейшим воспитанием патриотизма. Представители множества национальностей, входящих в состав России должны в равной мере любить свою страну и с уважением относиться к ее истории. Воспитанию этого уважения должно послужить освещение исторических процессов, предлагаемое в рамках данного курса.

Введение

Солнечный день, небо слегка подернуто облаками. С холмов спускаются ряды офицеров в черной форме. Впереди сплошь георгиевские кавалеры. Над колоннами развернуто черное знамя с мертвой головой. Сверкают штыки. Звучит барабанная дробь. Это «психическая атака» каппелевцев. Именно так, с легкой руки братьев Васильевых в сознании нескольких поколений советских людей запечатлелись белогвардейцы. В художественных произведениях и в игровом кино был создан растиражированный штамп, рисовавший белого офицера как рафинированного аристократа, защищающего кастовые и имущественные интересы, оторванного от народа. В действительности Белое движение было гораздо сложней.

В 90-е годы XX века в России произошёл всплеск внимания к Гражданской войне. Снятие цензурных ограничений повлекло за собой публикацию новых исследований, документальных материалов и воспоминаний участников Белого движения. Падение коммунистического режима привело к тому, что у некоторой части российского общества стали популярны те, кто сражался с большевиками в годы Гражданской войны. Вновь получили актуальность лозунги о Единой, Неделимой России, преодолении безвластия, восстановления монархии. На правительственном уровне возобладала мысль о том, что нельзя оставлять без внимания людей, боровшихся за сохранение государственности в период российской смуты. Недавно прах генералов А.И.Деникина и В.О.Каппеля был возвращен на родину и упокоился в Донском монастыре в Москве. Участникам Белого движения воздвигают памятники, восстановлено захоронение солдат армии П.Н.Врангеля в Галиполи. По всей стране работает множество исторических клубов, занимающихся реконструкцией формы и традиций частей Белой армии. Ежегодно растет количество интернет ресурсов, посвященных истории Белого движения. На новый запрос общества оперативно отозвался кинематограф. На экраны вышла целая череда телепередач, посвященных истории Белого движения, несколько отстало в этом отношении игровое кино.

Историко-революционная тематика в кинематографе СССР традиционно пользовалась государственной поддержкой. Итогом стали четыре сотни игровых фильмов, созданных на материале Гражданской войны начиная с 20-х годов XX века и заканчивая годами перестройки. Историко-революционному кино была посвящено множество специальных исследований.[1] При этом внимание авторов привлекали исключительно персонажи «красного» лагеря. Отражению образа белогвардейца («врага») на советском экране посвящены лишь отдельные статьи.[2] На сегодняшний день в советском игровом кино накоплен огромный материал, позволяющей делать выводы о том, как в различные периоды на экране отображался образ белогвардейца и какие факторы влияли на этот процесс.

На первый взгляд создается обманчивое впечатление о том, что образ белогвардейца в советском кино не был в достаточной мере раскрыт. При внимательном изучении этого вопроса выясняется, что, начиная с «Чапаева», образы белогвардейцев и даже лидеров Белого движения прочно обосновались на советском экране. Во всех фильмах на материале Гражданской войны, сыскавших всенародную любовь, образ белогвардейца был убедителен и ярок – «Сорок первый», «Белое солнце пустыни», «Бег», «Белая гвардия». Действие некоторых фильмов и даже сериалов («Адъютант его превосходительства») целиком проходило в белом лагере. При этом в XXI веке продолжают сниматься фильмы, основанные на худших традициях советского кино и не учитывающие огромного опыта накопленного за десятилетия освещения образа врага на экране.

В киноведческой литературе уже предпринимались попытки составления каталога историко-революционных лент. В заключение исследования И.А.Рачука «Зовущие на подвиг» (М. 1972) предлагалась «Краткая фильмография» (список фильмов с указанием года выпуска, студии, режиссера и главных исполнителей). В ней по годам (с 1923 по 1970 год) были собраны фильмы на историческую тематику, заметное место среди них занимали киноленты о Гражданской войне. Однако в списке были даны далеко не все фильмы, и принцип отбора был не ясен. Среди 200 лент, предлагаемых в «Краткой фильмографии» были «Александр Невский», «Кутузов» и целый ряд лент о Великой Отечественной войне. Были попытки ограничить список фильмов только Гражданской войной. В работе Д. Писаревского «Братья Васильевы» (М. 1981) предлагался перечень игровых лент о Гражданской войне, вышедших в 30-е годы. В данном исследовании подобный каталог будет расширен и продолжен до сегодняшнего дня. Для удобства работы предполагается разделить фильмы на периоды, соответствующие главам исследования.

В советской исторической школе была закреплена жесткая периодизация Гражданской войны (1918-1921), от восстания Чехословацкого корпуса, до эвакуации армии П.Н.Врангеля из Крыма. Подобная сдвижка рамок войны была вызвана тем, что большевики хотели показать, что борьба против советской власти стала возможна лишь благодаря интервенции, а большую часть народа новая власть вполне устраивала. Новейшая периодизация начинает Гражданскую войну с первого серьезного вооруженного конфликта – Октябрьской революции и доводит до 1922 года, когда белые войска оставили Приморье. Для раскрытия образа белогвардейца, созданного в игровом кино необходимо значительно расширить хронологические рамки исследования.

В историко-революционном кино образ белогвардейца гармонично вытекал из образа офицера императорской армии. Поведение офицеров крейсера «Потемкин» копировалось в целом ряде фильмов при описании белого лагеря. Образ белогвардейца появлялся на экране при демонстрации периода после Февральской революции. Рельефно прорисовывалось противостояния лета 1917 года большевики – корниловцы (белогвардейцы). Начиная с изображения событий Октябрьской революции, на советском экране белогвардейцы уже прочно занимали место врага – следовательно, это и должно стать отправной точкой составления каталога фильмов. Для анализа образа врага будут привлечены некоторые ленты освещавшие более ранние события.

Большая Гражданская война закончилась в 1921-22 годах, но противостояние красных и белых продолжалось еще долгие десятилетия. Базы врагов советской власти находились в Польше, Болгарии, Югославии, Китае. Оттуда выдвигались на советскую территорию вооруженные отряды и группы диверсантов. Вплоть до 50-х годов в Средней Азии продолжалось сопротивление басмачей. Перед Второй мировой войной некоторые белогвардейцы сделали ставку на фашистскую Германию. В этом отношении их борьба была окончена лишь в 1947 году, после казни в Москве белых генералов П.Н.Краснова, А.Г.Шкуро, Г.М.Семенова и Клыч Султан-Гирея. В советском игровом кино образ белогвардейца был актуален и в фильмах, посвященных 30-м годам. В некоторых советских и российских лентах («Тени исчезают в полдень», «Вечный зов», «Конь белый») белогвардейцы действовали в рядах фашистках войск. Иначе говоря, для данного исследования концом Гражданской войны (в плане освещения образа белогвардейца) будет Великая Отечественная война.

Ленты о Гражданской войне традиционно входили в различные разделы киноведческих исследований: «Историко-революционная тема», «Историко-биографическая серия», «Героико-патриотическая тема» (Краткая история советского кино. М. 1969). При их рассмотрении авторы прибегали к описательному принципу. Как правило, давалось краткое содержание картины и отдельно, рассматривался главный герой – большевик. Очень редко внимание уделялось образу врага, описанию белогвардейцев отводилось в лучшем случае пара строк. Попытка проанализировать развитие образа врага от ленты к ленте не предпринималась никогда. Думается, что этот пробел необходимо восполнить.

Главными задачами исследования является составление каталога игровых лент, в которых в роли врага выступали белогвардейцы или басмачи. Сведение воедино и разделение по периодам фильмов на материале Гражданской войны. Выявление и выделение эпизодов этих лент, где описывался образ врага. Оценка реализма изображения белогвардейца на экране. Необходимо проанализировать, к каким методам прибегали кинематографисты при изображении образа врага в лентах на материалы Гражданской войны. Проследить основные тенденции в этом направлении. Разобраться какие внешние и внутренние причины влияли на изображение белогвардейца в игровых фильмах в разные периоды истории советского - российского кино. Для решения последних задач необходимо привлечь документальные материалы и обширную литературу по истории кино.

Материалы этого исследования прошли обсуждение и были утверждены на кафедре истории РГПУ им.А.И.Герцена в 2007 году. В разное время некоторые главы были опубликованы.[3] Невозможность найти финансирование на годы задержала издание. В итоге книга издается за счет автора, в самом бюджетном варинате.

Заключение.

В ходе исследования выявлен 481 фильм, содержание которых имеет отношение к событиям Гражданской войны. За 80 лет разработки данной проблематики, советско-российское кино прошло огромный путь, на каждом этапе которого были свои успехи. Историко-революционное кино всегда находилось под опекой государства. Идеологические и цензурные ограничения были особенно сильны в этой сфере. По понятным причинам Белое движение не подвергалось специальной разработке в игровом кино. При этом действие целого ряда фильмов, снятых в разные годы, проходило в белом лагере.

Разработка тематики Гражданской воны в игровом кино была начата уже в первые годы советской власти. В эпоху немого кино было снято около 101 фильма на материале Гражданской войны, что составляло 11% от всего кинопроката. Тема Гражданской войны в 20-е годы была свежа и актуальна. Ленты должны были исполнять активные идеологические функции – ориентировать зрителя, показывать негативные стороны Белого движения, высмеивать врага, показывать мощь и несокрушимость Красной армии. Реализма от подобной продукции требовать было нельзя. Гонения на «русский шовинизм» привели к тому, что вожди большевиков так же не появлялись на экране, а отображение красного лагеря было плакатное и шаблонное.

Ситуация изменилась в 30-е годы, когда контроль над советским кинопрокатом взял на себя лично И.В.Сталин. Общий вес фильмов на материале Гражданской войны возрос до 13% от общего проката. За десять лет были сняты 55 фильмов. Но затем наступил период «малокартинья», а Гражданскую войну с экрана вытеснила Великая Отечественная война. Начиная с фильма «Октябрь» на советском экране начали появляться вожди революции, сперва В.И.Ленин и В.И.Чапаев, затем С.М.Киров, а потом целый ряд революционных командармов Н.А.Щорс, Г.И.Котовский, А.Я.Пархоменко, К.Е.Ворошилов, С.М.Буденный и сам И.В.Сталин. Вождь требовал от кинематографа идеологического воздействия на массы. Фильмы должны были призывать трудящихся к строительству новой жизни, прививать коммунистические идеи, пропагандировать советский образ жизни. И.В.Сталин прекрасно понимал, что яркий образ врага лишь подчеркивает личность главного героя – коммуниста. Начиная с фильма «Чапаев» в советском кино начинает развиваться направление на реалистическое отображение белогвардейца на экране. Вершиной в этом отношении в сталинскую эпоху стали образы белых генералов А.П.Родзянко, Н.Н.Юденича, К.К.Мамонтова, Р.Ф.Унгерна-Штернберга. Период «малокартинья» почти на десятилетие приостановил этот процесс.     

Вновь к тематике Гражданской войны кинематографисты вернулись уже в эпоху «Оттепели». Производству фильмов на материале Гражданской войны способствовало начало войны «Холодной». На новом этапе противниками СССР вновь стали страны участники интервенции (1918-1921) и тема Гражданской войны вновь стала актуальна. В эпоху «Оттепели» цензурный контроль на некоторое время ослаб и автором были разрешены эксперименты и поиск новых путей. На десятилетие историзм стал обязательным атрибутом игрового историко-революционного кино. Но уже в середине 60-х годов идеологические рамки стали вновь сдвигаться. Система карательных мер сделалась намного изощренней. Теперь за творческие «ошибки» отвечал уже весь коллектив, работавший над лентой. Картины, получавшие низкую категорию, шли лишь в заштатных кинотеатрах, изготавливалось малое количество их копий, работники киноцеха получали минимальную оплату. На полку были положены несколько фильмов на историко-революционную тематику: «Комиссар», «Интервенция», «Агония». Причины запрета не были связаны с изображением образа врага, в вину авторам ставилось «искажение» революционной действительности и недостаточный показ роли народных масс. В период «оттепели» выпуск игровых картин возрос почти в три раза в сравнении с довоенным периодом. В это время на материале гражданской войны было снято около 149 картин, что составило 6-9 % от общего выпуска лент. К концу 60-х годов качественный уровень историко-революционных лент начал снижаться. Все чаще это была продукция республиканских киностудий, где образ врага олицетворяли безликие басмачи и бандиты.  

В 1972 году с экранов исчезли последние признаки «оттепели». В последующий период идеологический пресс над культурой в СССР достиг своего апогея. Историко-революционное кино находилось под многоуровневым контролем. При этом подобная тематика была очень привлекательна для авторов, так как сулила широкий прокат и высокое материальное вознаграждение. Период застоя был характерен появлением на экране массы безликих лент на материале Гражданской войны, в некоторых из которых образ врага-белогвардейца вообще отсутствовал. По сравнению с предыдущем периодом производство лент на материале Гражданской войны в период застоя упало. Всего было снято около 140 фильмов, что составляло лишь 5% от общего кинопроката. Поставленные в жесткие рамки авторы фильмов вынуждены были разрабатывать новые приемы, чтобы привлечь внимание зрителя к историко-революционной тематике. Появился жанр идеологического боевика и идеологического детектива, когда Гражданская война служила лишь фоном для основного сюжета. Фильмы подобного жанра пользовались поддержкой КГБ, стремившегося таким образом повысить популярность советских спецслужб. Внимание режиссеров все чаще стало направляться на личные переживания героев. В этом отношении были достигнуты определенные успехи. Зрительскую любовь сыскали ленты «Свой среди чужих и чужой среди своих», «Раба любви».

Перестройка в советском кинематографе началась с V съезда кинематографистов СССР (1986). Состав «Союза кинематографистов» был радикально обновлен, в прокат были выпущены «полочные» фильмы «Агония», «Комиссар», «Интервенция». Хотя цензура и ослабила свое давление, одновременно сократилась и государственная поддержка фильмам историко-революционной тематики. На новом этапе зрителя интересовала совершенно иная, современная проблематика. В результате количество фильмов на материале Гражданской войны продолжало падать. До распада СССР было снято всего 26 лент. К тематике Гражданской войны авторы стали возвращаться лишь для того, чтобы придать больше драматизма действию фильмов. При этом приемы изображения белогвардейцев оставались традиционными для кино еще 70-х годов. Попытки поиска новых путей не предпринимались. В 90-е годы фильмы на материале Гражданской войны стали исключительным явление в российском кино. Государственный заказ в этой области перестал существовать, а зрителя привлекали совершенно иные сюжеты. По этой причине переоценка образа белогвардейца совершенная в научной и художественной литературе практически не затронула кинематограф.

Новая волна интереса к Гражданской войне была вызвана политическим и экономическим укреплением России. В этой ситуации правительство уже могло себе позволить поощрять патриотизм путем выпуска на экраны игровых лент на историческом материале. Для воплощения этой задачи была выбрана форма сериалов, как наиболее привлекательная для массового зрителя и выгодная для творческих коллективов. К сожалению, в новом XXI веке на первый план в российском кино вышла коммерческая выгода. Создатели лент при освещении Белого движения не стремятся искать новых путей, а используют далеко не самый лучший советский опыт.

Можно сделать вывод о том, что интерес кинематографистов к проблематике Гражданской войны был связан с государственной поддержкой историко-революционной тематики. Несмотря на жесткие идеологические рамки, мастера были достаточно свободны в своем изображении белого лагеря. Суровой критике в этой связи подвергались ленты «Чапаев», «Сорок первый», пьеса «Дни Турбинных», но не одно из этих произведений не было запрещено. Снятие с проката историко-революционных фильмов «Моя родина», «Царицин», «Разгром Юденича», «Комиссар», «Агония», «Интервенция» не было связано с освещением в них образа врага. Напротив, в разные периоды по заказу КГБ снимались фильмы, действие которых целиком проходило в белом лагере: «Конец атамана», «Операция трест», «Синдикат 2». Далеко не все образы белогвардейцев в этих лентах были окрашены в отрицательные тона.

Необходимо отметить, что наиболее значимые ленты на материале Гражданской войны были созданы на центральных киностудиях «Мосфильм», «Ленфильм», «Киностудия им. А.М.Горького». В худшую сторону в этом отношении отличалась «Киностудия им. А.Довженко». Большинство выпущенных там историко-революционных лент были малохудожественные и сильно идеологизированы. В роли врага в них чаще всего выступали бандиты и кулаки. Исключением не стала даже такая яркая картина, как «Бумбараш». Крупнейшие ленты на материале Гражданской войны были созданы мастерами советского кино братьями Васильевыми, М.Роммом, Е.Дзиганом, С.Юткевичем, А.Аловым, В.Наумовым, Л.Луковым, В.Басовым, Г.Чухраем, С.Герасимовым, Г.Рошалем, А.Германом, А.Миттой, В.Ордынским, Н.Михалковым.

До сегодняшнего дня в обыденном сознании образ белогвардейца ассоциируется с монархистом, рафинированным аристократом, кадровым военным, отстаивавшим с оружием в руках свои сословные и имущественные интересы. В советском кино подобные черты присутствовали при изображении белогвардейцев лишь в 30-е годы. В классической ленте «братьев» Васильевых оценивая «психическую» атаку каппелевцев красноармеец замечал: «Красиво идут, интеллигенция».  

В игровых лентах на материале Гражданкой войны, при изображении белогвардейцев, сколько нибудь заметное место отводилось лишь офицерскому корпусу Белых армий. Рядовые и унтер офицеры фигурировали лишь в эпизодах. Кроме чисто кинематографических задач такое выделение офицерства было оправдано и исторически. Именно офицеры начали, а затем возглавили войну с большевиками на всех фронтах Гражданской войны. Они составляли основной костяк добровольцев во всех Белых армиях (хотя по мобилизации офицеры то же призывались). Рядовая масса белогвардейцев, в основном крестьянство и казачество, была инертной, боролась за свои частные интересы, не вникая в политику, и легко меняла сторону в междоусобной борьбе.

Среди офицерского корпуса Белых армий можно выделить три основных типа: кадровый офицер, офицер военного времени (из интеллигенции) и офицеры, произведенные из солдат (в основном младший офицерский состав). Кадровые офицеры были основной движущей силой Белого движения. Без генералов Л.Г.Корнилова, М.В.Алексеева, А.И.Дутова, Г.М.Семенова широкомасштабная Гражданская война могла вообще и не начаться. Лишь после выступления Чехословацкого корпуса и начала интервенции в борьбу активно включились эсеры. Но даже в армии Комуча войсками руководили кадровые военные В.Г.Болдырев, О.П.Капель. Ведущую роль среди генералитета Белых армий играли офицеры Генерального штаба (называемые в военной среде «моменты»). Уже в императорской армии выпускники Генерального штаба составляли особую группу. В отличие от офицеров гвардии, генштабисты были большей частью демократического происхождения и придерживались более либеральных взглядов. Эта часть генералитета приветствовала реформы и с сочувствием встретила Февральскую революцию (и даже приняла в ней участие). Главной целью войны для генштабистов, оказавшихся в Белом движении, было свержение власти большевиков, продолжение войны с Германией и созыв Учредительного собрания. Иначе говоря, подавляющая часть белых генералов не были ни аристократами, ни монархистами. Большая часть младшего и среднего кадрового офицерского состава были далеки от политики и поэтому в силу воспитания сохранили верность идеалам монархии (никак не проявляя это на практике). Для кадровых офицеров выбор стороны в Гражданской войне очень часто определялся случайностью. Даже офицеры Генерального штаба были почти поровну разделены между красными и белыми.

Офицеры военного времени были лучшей частью российской интеллигенции. Как правило, они добровольцами пошли на фронт Мировой войны. Они придерживались демократических взглядов, были ближе к солдату. Во время Гражданской войны подавляющая часть офицеров военного времени пошла в Белое движение для защиты завоеваний демократии. Небольшую группу составляли офицеры, произведенные из солдат. Как раз они могли защищать недавно приобретенные сословные и кастовые привилегии.

Реальный образ белого офицера сильно отличался от обыденного штампа – аристократа, монархиста, прислужника интервентов. При этом советский кинематограф смог воспроизвести на экране именно реальные, а не вымышленные черты. В целом ряде лент, начиная с «Не забываемого 1919», была отражена трагедия кадрового офицера императорской армии. Подвергнутые унижениям после октября 1917 года, выброшенные из армии кадровые офицеры с большим трудом привыкали к новой обстановке. Находя свое место в междоусобной борьбе, они исполняли свой долг, так как понимали его – защищали Родину. В белом лагере – от евреев и немцев, разрушающих российскую государственность, в красном лагере от интервентов и авантюристов-генералов, расчленявших страну. Путь кадрового офицера в Красную армию был прекрасно прослежен в лентах «Седьмой спутник», «Красная площадь», «Хождение по мукам» («Хмурое утро»), «Государственная граница» (Фильм 1. «Мы наш, мы новый…»).

Кадровые офицеры Белого движения на советском экране в первую очередь отразились в образах белых генералов. В лучших из кинопроизведений генералы Л.Г.Корнилов, А.И.Деникин, С.Л.Марков («Хождение по мукам»), М.В.Ханжин («Гроза над Белой»), В.М.Молчанов, Г.М.Семенов («Пароль не нужен»), Я.А.Слащев («Бег», «Большая малая война»), В.З.Май-Маевский («Адъютант его превосходительства») были отображены вполне реалистично. Начиная с полковника Бороздина («Чапаев») на советском экране руководителей Белого движения часто изображали верными долгу, принципиальными, чуждыми политики, последовательными борцами за свои идеалы. 

В ряде лент были подробно раскрыты и моральные переживания офицеров военного времени, оказавшихся в белом лагере. Бывший студент-юрист поручик Говоруха-Отрок («Сорок первый») смертельно устал от войны и мечтал вернуть былую спокойную жизнь. Бывшего студента поручика Юрия уйти к белым вынудило лишь убийство красноармейцами его дяди («Победитель»). Вызывает сочувствие зрителя идеалист Николай Стрельцов, ставший прапорщиком Белой армии («Они были первыми»). Убедительный образ бывшего студента-юриста Мышлаевского, офицера военного времени, в итоге выбравшего красный лагерь, нарисован в ленте «Дни Турбиных». Ярче всего путь офицера произведенного из солдат был запечатлен в фильме С.Герасимова «Тихий Дон».

Заметным явлением среди образов белогвардейцев в советском кино были казаки. Действительно, казачество одним из первых выступило на борьбу с большевиками. Очаги сопротивления возникли на Дону, Кубани, Урале, Оренбурге и на Дальнем Востоке. В дальнейшем Добровольческая армия А.И.Деникина формировалась из казаков Дона, Кубани и Терека. Вожди белых казаков П.Н.Краснов, А.Г.Шкуро, Г.М.Семенов продолжали свою борьбу и во Вторую мировую войну. «Казачий стан» и казачьи формирования вермахта отступали вместе с немцами и были переданы союзниками советской стороне уже в Европе. При этом казаки считали незыблемыми завоевания Февральской революции – казачье самоуправление, выборность атаманов.

 Для кинематографа 30-х годов образ казака стал символом реакционности. Георгиевские кресты и лампасы символизировали верное служение царскому режиму. Казаки фигурировали в лентах: «Любовь и ненависть», «Волочаевские дни», «Друзья», «На границе», «Друзья из табора». В то же время в 30-е годы была экранизирована первая часть романа М.А.Шолохова «Тихий Дон», где показывалась трагедия казачества. В «Чапаеве» фигурировал простой казак, денщик полковника Бороздина, перешедший на сторону красных. В лентах «Друзья» и «На границе» присутствовали казаки, симпатизировавшие большевикам. Тема красного казачества получила бурное развитие в 60-е годы. В первую очередь это были экранизации произведений М.А.Шолохова «Тихий Дон», «Поднятая целина», «Жеребенок», «Нахаленок», «Донская повесть». Красным казакам была посвящена лента «Даурия». Образ белого казака-нагаечника в 60-е годы сохранился на экране, но нередко белые казаки изображались обманутыми, а затем «прозревшими». Подобные положительные белые казаки встречались в «Тихом Доне», «Даурии», «Сердце Бонивура». В дальнейшем оба направления получили продолжение в советском кинематографе. Реакционные казаки фигурировали в сериале «Неуловимые мстители» и ряде других лент. «Прозревшие» кубанские казаки были представлены в ленте «Голова Горгоны». Положительные и отрицательные образы казаков присутствовали в лентах «Поговорим брат», «Конец императора тайги», «Кто заплатит за удачу».

Солдаты – белогвардейцы чаще всего представлялись в советском кино в роле статистов. Но уже в 30-х годах и в этом направлении были некоторые сдвиги. В ленте «Человек с ружьем» главный герой уговорил перейти на сторону большевиков целый эшелон солдат-корниловцев. В фильме «Мы из Кронштадта» фигурировал комический персонаж солдат-белогвардеец, кричавший: «Мы пскопские, мобилизованные». Советская концепция Гражданской войны не позволила появиться на экране действительной картине, когда при первых поражениях солдаты целых подразделений Белых армий переходили на сторону красных.

Образ басмача на советском экране не исследовался и не анализировался. Главари банд были представлены фанатиками, сражавшимися за свои кастовые и имущественные интересы. Простые дехкане воевали против большевиков, так как были забиты и обмануты и легко переходили на сторону красных. Единственным отличием в этом ряду была лента «Белое солнце пустыни», где предводитель банды Черный Абдула, был нарисован несколько другими красками. Передать в игровом кино реальные события, разворачивавшиеся в Средней Азии в годы Гражданской войны, было невозможно. В действительности, это была попытка народов национальных окраин освободиться от колониального гнета.  

Изображение Белого движения в игровом кино находилось в прямой зависимости от художественной литературы по Гражданской войне. Большая часть лент на эту тематику была снята по мотивам литературных произведений, причем в ряде случаев авторы выступали в роли сценаристов. Необходимо заметить, что писатели в СССР были так же не свободны в своем творчестве, как и кинематографисты. Они вынуждены были черпать материал из официальных источников и ориентироваться на идеологическую доктрину. Мифологизации подвергся целый ряд руководителей Белого движения, крупнейшим из которых был адмирал А.В.Колчак. На долгие годы к адмиралу был прикреплен ярлык реакционера, душителя свободы и наймита иностранного капитала, распродававшего Россию. В неменьшей степени подверглись искажению и образы атаманов Б.В.Анненкова, А.И.Дутова, Г.М.Семенова, барона Р.Ф.Унгерна-Штернберга.

Игровое кино имеет право использовать исторические события в интересах сюжета. Положительную и отрицательную сторону в борьбе на экране всегда определяет главный герой, эмоциональная окраска, разделение на «своих» и «чужих» неизбежна. При этом реализм в изображении деталей в фильмах на историческом материале часто играет очень большую роль. Достоверные подробности заставляют зрителя верить происходящему на экране, сопереживать действию. Грамотно отображенные исторические эпизоды могут сделать фильм незабываемым. «Путевку в вечность» фильму «Чапаев» открыла, в том числе и «психическая» атака каппелевцев. Серьезная проработанность образа врага поставила в золотой фонд советского кино сериал «Семнадцать мгновений весны». К сожалению, все эти аспекты совершенно не учитываются создателями современного российского игрового кино.

В последние годы в российском игровом кино происходит возрождение исторической тематики. На экраны выходят ленты, посвященные Великой отечественной войне, картины, реконструирующие исторические события XIII и XVII веков. Снимаются фильмы и о Гражданской войне. К сожалению, на данный момент, качество лент на историческом материале таково, что остается только радоваться тому, что имена большей части вождей Белого движения по прежнему преданы забвению. Хочется верить, что все изменится в другие, лучшие для России времена.

 

Контрольные вопросы.

1)Формирование политики советской власти в отношении кинематографа.

2)Агитфильмы.

3)Зарождение советского игрового кино.

4)Образ белогвардейца в игровом кино 20-х годов.

5)Политика по отношению к кинематографу в СССР в 30-е годы.

6)Отношение И.В.Сталина к игровому кино.

7)Роль ленты «Чапаев» в формировании образа врага в советском кинематографе.

8)Образ белогвардейца на первом этапе советского звукового кино.

9)Изменения в политике кинопроката в конце 30-х годов.

10)Причины снятия с проката лент в советском кинематографе 30-х годов.

11)Характеристика периода «малокартинья».

12)Ленты о Гражданской войне периода «малокартинья».

13)Характеристики игрового кинематографа периода «Оттепели».

14)Образ белого казака в игровом кино.

15)Фильмы, на материале Гражданской войны, предназначенные для детей и юношества.

16)Фильмы, посвященные басмаческому движению.

17)Фильмы о гражданской войне воплотившие образ И.В.Сталина и их судьба.

18)Основные черты кинематографа эпохи «Застоя».

19)Влияние органов КГБ на производство фильмов на материале Гражданской войны.

20)Советские сериалы, затрагивавшие события Гражданской войны.

21)Идеологические боевики на материале Гражданской войны.

22)Отражение в игровом кино белогвардейского подполья.

23)Влияние «Перестройки» на советский кинематограф.

23)Образ белогвардейца в российском кино.

24)Руководители Белого движения в игровом кино.

25)Экранизаций литературных произведений о Гражданской войне.

Список рекомендуемой литературы.

Александров Г.В. Эпоха и кино. М., 1976.

Александров С. Недоверие к зрителю// Искусство кино. 1939. № 5.

Багдасарян В. Образ врага в исторических кинолентах 1930-40-х гг// История страны. История кино. Под ред. С.С.Секирского. М., 2004; 

Белая борьба на Северо-Западе России. М., 2003. С. 333.

Белов Е.А. Барон Унгерн фон Штернберг: Биограф<


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.071 с.