II . Расцвет сталинского кинематографа (1933 - 1942 гг.). — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

II . Расцвет сталинского кинематографа (1933 - 1942 гг.).

2019-08-07 189
II . Расцвет сталинского кинематографа (1933 - 1942 гг.). 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

11 января 1929 года в СССР был учрежден Кинокомитет, по сути дела консультационный орган, не имевший ни рычагов управления, ни бюджета. Кинокомитет должен был готовить материалы для правительства, на основании которых формировалась политика в области кинематографии. В феврале 1930 года вышло постановление СНК СССР «Об образовании общесоюзного объединения по кино-фото промышленности» («Союзкино»). Во главе нового учреждения стал М.Н.Рютин. Главными задачами «Союзкино» стало строительство кинофабрик, производство кино-фото техники и материалов, развитие сети кинотеатров. М.Н.Рютин пытался занять независимую позицию, отстаивал свою точку зрения перед И.В.Сталиным. Он был арестован 13 ноября 1930-го года по обвинению в контрреволюционной агитации и несколько месяцев провёл в Бутырской тюрьме. Новым руководителем советской киноиндустрии стал старый знакомый И.В.Сталина Б.З.Шумяцкий (в партии с 1904 года, активный участник Гражданской войны, имел опыт дипломатической и хозяйственной работы). В первое время его правления кинематограф не имел хозяйственной самостоятельности. С 1930 года кинопромышленность была передана в ведение хозяйственных органов, сначала ВСХ СССР, а с января 1932 года в Наркомат легкой промышленности.

Ситуация меняется в 1933 году. В феврале выходит постановление Совнарком СССР «Об организации Главного управления кино-фото промышленности при СНК СССР». Кинематография выделялась в самостоятельную отрасль с прямым подчинением правительству. В полномочия нового органа входило рассмотрение планов студий, наблюдение за содержанием фильмов. 27 мая 1933 года полномочия ГУФК были существенно расширены, оно должно было руководить всеми кинотрестами страны, разрабатывать для них бюджетные планы, готовить кадры, а также контролировать содержание фильмов. Во главе ГУФК становится Б.З.Шумяцкий.

После ликвидации кинокомитета в 1935 году, возрастает роль председателя Главного управления кино-фото промышленности Б.З.Шумяцкого. Этот старый большевик лично знал И.В.Сталина еще со времен ссылки в Туруханском крае. По мнению Л.Максименкова, именно Б.З.Шумяцкий привлек внимание И.В.Сталина к проблемам кино.[31] С этого времени начинаются регулярные просмотры новых советских фильмов Политбюро с непременным участием вождя. Начавшаяся полоса репрессий отразилась и на кинематографе. Б.З.Шумяцкий начал проводить чистки в своем ведомстве, призывая выкорчевать корни «рютинщины».

С конца 20-х годов политика государства в отношении кинематографа резко меняется. Тематика фильмов берется под жесткий контроль. Первоначально запрет фильмов носит хаотический характер. По мнению Е.Я.Марголита все авторы запрещенных фильмов были не только лояльны к власти, но и изо всех сил пытались выполнить ее заказ. «Уверенно срабатывали защитные механизмы и защитные рефлексы системы, инстинктивно ощущающей нечто себе пусть и не враждебное, но чуждое и безошибочно отторгавшее это чуждое».[32] Так же, как и в механизме репрессий, в запрещении фильмов взаимодействовало множество разнообразных факторов: зависть, личные амбиции, межведомственная борьба, желание выслужиться или упрочить свое положение. Даже такие признанные шедевры, как «Чапаев» и «Александр Невский», не были в этот период защищены от критики. В результате, сотни наименований уже снятых кинолент так и не вышли на экраны, кинопромышленность терпела колоссальные убытки.

Непосредственное общение И.В.Сталина с кинематографистами началось еще в эпоху немого кино. По его совету С.Эйзенштейн и Г.Александров создали в короткие сроки к 10-летию Октябрьской революции фильм «Октябрь». Перед самым показом фильма, 7 ноября 1927 года, И.В.Сталин пришел в аппаратную, и потребовал удалить из фильма все эпизоды с участием Л.Д.Троцкого. (В настоящее время достоверность этой сцены подвергается серьезному сомнению).[33] В результате те части фильма, откуда Л.Д.Троцкого вырезать не удалось, не были продемонстрированы на премьерном показе. Большой интерес проявлял И.В.Сталин к работе тех же режиссеров над фильмом «Генеральная линия», переименованным по его совету в «Старое и новое».[34]

В первые годы, когда еще не существовало просмотрового зала в Кремле, члены Политбюро собирались на просмотры в Кинокомитете в Гнездниковском переулке. Первоначально на просмотры приглашались постановщики фильмов, но после эта практика была оставлена. Фильмы, как правило, показывались после заседания Политбюро, поэтому просмотры приходились на ночные часы. До 1937 года просмотры обеспечивал глава кинокомитета Б.З.Шумяцкий. После того, как он, и многие сотрудники кинокомитета были репрессированы, на многие годы это место занял И.Г.Большаков. Просматривались практически все новые советские фильмы, именно здесь решалась их судьба. И.Г.Большаков прекрасно понимал, что многое завесило от настроения вождя, если оно было плохое, то показывали иностранный фильм. И.В.Сталин любил детективы и ковбойские вестерны, эротику на экране жестко порицал. Обсуждение советских фильмов проводилось сразу же после просмотра. В отсутствие Сталина, члены Политбюро, не желая брать на себя ответственность, решения о фильмах не выносили. Если Сталин не выносил своего суждения, то члены Политбюро и И.Г.Большаков ориентировались на эмоции вождя, которые он проявлял во время просмотра (хмыканье означало недовольство). Поведение Сталина фиксировалось И.Г.Большаковым, а затем эти записи расшифровывались, и на их основании в фильм вносились изменения. Наиболее активными при обсуждении фильмов были А.А.Жданов и Л.П.Берия.[35]

В первых фильмах о Гражданской войне, снятых в тридцатые годы, образ белогвардейца отсутствовал. В роли врагов тогда выступали дашнаки, петлюровцы, интервенты. С 1933 года ситуация кардинально изменилась. На экраны вышли сразу четыре фильма, где в качестве врага фигурировали белогвардейцы. В картине «Жить» (Росфильм, С.Тимошенко), попавший на необитаемый остров красный моряк боролся с белогвардейцем и в итоге обезвреживал заложенную им мину. «Суровые дни» (Украинфильм, А.Штрижак) повествуют о конкретном эпизоде Гражданской войны, обороне Каховского плацдарма. В роли врагов выступают махновцы во главе с самим Нестором Ивановичем, а затем врангелевцы. В 1933 году единственный раз в истории советского кино на экраны вышел фильм, в центре которого не только находился белый генерал, но его имя отражалось и в названии картины - «Анненковщина» (Союзфильм, 1933 (новая редакция 1936), Н.Береснев). По сюжету фильма вооруженные интервентами отряды Б.В.Анненкова начали мобилизацию крестьян и казаков. Отряд белых во главе с поручиком Переферицыным чинил расправы над не желавшими служить крестьянами. Большевик Иван Юдин по заданию командования Красной армии проникал в штаб анненковцев. Там Юдин выкрадывает секретные документы, благодаря которым удается разгромить белогвардейцев. Атаман Б.В.Анненков был показан в фильме жестоким, опустившимся курителем опиума, в своих грезах возвращающимся к императорской России.Трагическая судьба была уготовлена четвертой ленте «Моя родина» (Росфильм, А.Зархи, И.Хейфиц).    

Г.Б.Марьямов вспоминал, что первым из фильмов, снятых с проката по личному указанию И.В.Сталина, был «Моя родина» молодых режиссеров А.Зархи и И.Хейфица. Премьера состоялась 23 февраля 1933 года, но уже 3 апреля «Правда» сообщила о запрете фильма, который «дает неправильное, искаженное представление о нашей Красной армии». Фильм был посвящен конфликту на КВЖД в 1929 году. Вместе с китайцами на советских пограничников нападали и белогвардейцы. В копии, дошедшей до сегодняшнего дня, отсутствует эпизод, где белогвардейцы готовятся к рейду на КВЖД и поют песню «В кабаках Харбина». В ленте был ярко выписан образ белого офицера-психопата, бредящего семейным ярославским особняком и узнающим в любом красном его разорителя, готовым стрелять даже в своих соратников, тяжело отходящим от приступов, детоубийцей. Но вовсе не реалистичный показ врага вызвал негодование И.В.Сталина, заметившего, что «фильм сделали чужие руки». Режиссеры были обвинены в том, что «системой своих образов дает карикатуру на новых людей советской страны, изображая их каких-то бесхарактерных и безвольных, приписывает им несвойственные людям нашей героической эпохи и нашего класса непротивленческие черты». Картина была запрещена к демонстрации, а копии ее уничтожены. Режиссеры исключены из комсомола, им пришлось возвратить все почетные грамоты и подарки. В дальнейшем известные фильмы А.Зархи и И.Хейфица «Депутат Балтики», «Член правительства» так же получали замечания Сталина, но все же были выпущены в свет.[36]

Большая часть лент о Гражданской войне вышедших в 1934 году снимались на студии «Украинфильм». Эти фильмы совершенно различны по сюжету и направленности. «Казнь» (М.Билинский) повествовала о расстреле рабочих захватившими город белогвардейцами. «Последний порт» (А.Кордюм) рассказывал о борьбе за спасение флота в Крыму во время наступления немцев. Первые эпизоды ленты «Молодость» (Л.Луков) показывали Гражданскую войну в Донбассе, дальше – мирное строительство. Наконец, «Красный платочек» (А.Френкель), был детским фильмом о том, как девочка спасала красного командира. В фильме «Золотые огни» (В.Корт), снятом на «Белгоскино», события Гражданской войны плавно перетекали в современность - атаман шайки бандитов становился вредителем на заводе.

В 1934 году был снят историко-революционный фильм, привлекшей пристальное внимание И.В.Сталина - «Последний маскарад» (Госкинопром Грузии). Его режиссер М.Э.Чиаурели уже снимал фильмы о Гражданской войне «Первый кларнет Стрешнев» (1928), «В последний час» (1929). На этот раз лента была посвящена революции в Грузии. В роли врагов выступали меньшевики, захватившие после Февральской революции власть в Грузии и офицеры. На контрасте показывалась сцена входа в ресторан инвалида войны Кирьянова и одновременного аукциона в пользу инвалидов, когда спекулянты и тыловые офицеры боролись за поцелуй красавицы Тамары. Таким образом демонстрировалось разложение тыла во время Первой мировой войны. Меньшевистские «гвардейцы» разоружали возвращающихся с фронта солдат. В финале карательный отряд меньшевиков вступал в схватку с восставшими крестьянами. Во время боя командира отряда Вову убивал один из главных героев Мито. В сцене присутствовал и офицер-пулеметчик, так же падающий под выстрелами.

Первое впечатление И.В.Сталин от просмотра «Последнего маскарада» было неоднозначно (8.07.1934). Он заметил, что в фильме слишком много событий и даже пошутил, что этим фильмом достигается только одну цель – показать, насколько город Тифлис нуждается во вложениях по ремонту и переустройству. Однако уже через полгода (2.01.1935), во время третьего просмотра фильма ситуация изменилась. В записках Б.З.Шумяцкого упоминалось: «Принимали хорошо, хвалили тонкую иронию, правильное понимание событий и хорошую игру ряда актеров, особенно играющих роли: матери Ермолаева, Мито, его жены, меньшевика и секретаря правительства. При появлении иностранцев на банкете – когда секретарь их приглашает – сильно смеялись. Особенно отметили превосходную ситуацию и актерскую игру в сцене с выступлением на банкете Каутского».[37] 10 ноября 1935 года, когда состоялся восьмой просмотр фильма, И.В.Сталин уже очень его хвалил. На встрече с А.Довженко вождь так отзывался о работе М.Чиаурели «Хороший фильм. Только его стоит посмотреть несколько раз».[38] Что особенно понравилось И.В.Сталину в картине можно понять из его отзыва: «Последний маскарад» большая, хорошая картина, она хорошо пойдет, а вот «Пэпо» пойдет меньше, старую тему взяли, подняли старые времена, а главное – безобидная картина, безобидно показана, никого не бьет, ни дашнаков, ни меньшевиков, ее не будут так смотреть, как «Последний маскарад». С этого времени М.Э.Чиаурели становится человеком близким к вождю и в дальнейшем выполнит еще целый ряд ответственных заданий, среди которых будут фильмы, ставшие визитной карточкой сталинской эпохи «Клятва» и «Не забываемый 1919-й».

В начале советского звукового кино только нащупывались пути отображения на экране образа врага. Серьезным достижением на этом этапе было то, что авторам лент удалось отойти от комического изображения белогвардейцев. Вот как оценивали опыт советского кинематографа по отображению Гражданской войны режиссеры братья Васильевы: «Опыт советской кинематографии в этой области был скорее отрицательным, чем положительным. Гражданская война много раз служила поводом для создания неглубоких, примитивных агиток, полуприключенческих, полудетских фильмов, всегда вызывавших досаду и неудовлетворенность зрителя поверхностностью отображения этого величайшего героического этапа борьбы рабочего класса и трудящегося крестьянства. Материал был дискредитирован в глазах зрителя, захватан «нечистыми руками», оштампован и затрафаречен».[39]

Переломным моментом в освещении в игровом кино Гражданской войны стал выход в свет фильма «Чапаев» (единственного фильма о Гражданской войне снятого на российской киностудии в 1934 году). Известный исследователь Гражданской войны Е.В.Волков посвятил специальную статью освещению Белого движения в фильме «Чапаев». Автор подробно рассматривает предысторию фильма: «Сценарий картины был написан вдовой бывшего комиссара чапаевской дивизии А.Н. Фурмановой в соавторстве с В.Трофимовым по одноименной книге. Дорабатывался он непосредственными постановщиками картины «братьями» (псевдоним режиссеров-однофамильцев) Васильевыми. Помимо известной книги для создания сценария использовались военные дневники Д.А.Фурманова, устные воспоминания соратников В.И. Чапаева, а также документы из архива Красной армии. Сами создатели фильма, кстати, служившие в годы гражданской войны в РККА, пытались по-новому взглянуть на историю тех военных лет».[40] К этому можно добавить, что картина «братьев» Васильевых была не первой экранизацией Д.А.Фурмонова, в 1928 году С.Тимошенко на студии «Союзкино» снял немой фильм «Мятеж».

Во время приемки фильма претензии предъявлялись именно к сценам, демонстрировавшим белогвардейцев. Сцены «психической атаки» каппелевцев и исполнение поручиком-каппелевцем «Алаверды» на рояле было предложено из ленты вырезать. «Атаку» удалось отстоять, а сцена «Алаверды» была удалена (вырезанный фрагмент сохранился).

7 ноября 1934 года состоялась премьера фильма «Чапаев» (Ленфильм, С. и Г.Васильевы), а 14 ноября фильм посмотрел И.В.Сталин. Б.З.Шумяцкий в своих записках так описывал этот просмотр: Первоначально фильм был принят настороженно, негативные реплики вызвала сцена отступления красноармейцев. Однако, уже с первой сцены встречи Чапаева с комиссаром послышались одобрительные отзывы. После сцены «Где должен быть командир», картину начали хвалить. «Когда лента заканчивалась, И.В.(Сталин) поднялся и, обращаясь ко мне, заявил: «Вас можно поздравить с удачей. Здорово, умно и тактично сделано. Хорош и Чапаев, и Фурманов, и Петька. Фильм будет иметь большое воспитательное значение. Он – хороший подарок к празднику» - писал Б.З.Шумяцкий. До конца 1934 года И.В.Сталин посмотрел «Чапаева» шестнадцать раз. Вождю лично пришлось защищать «Чапаева» от критики. В ответ на статью в «Известиях» В.М.Херсонского призывающего поднять образ комиссара над командиром в фильме «Чапаев», И.В.Сталин отдал приказ поместить статью в «Правде» «дающую правильное освещение этому вопросу». «Ох, уж эти критики. Такие вещи пишутся неспроста. Они дезориентируют. Люди нашли очень правильные краски для создания образа комиссара. А их тянут в другую сторону» - заявил вождь.[41]

Образ врага в «Чапаеве» олицетворяли уральские казаки и войска генерала В.О.Каппеля. Е.В.Волков, анализируя фильм, указывал, что каппелевцы в «Чапаеве» в отличие от уральских казаков, были представлены более негативной силой. Исследователь замечал, что в Гражданской войне подразделения каппелевцев не действовали совместно с уральскими казаками (за исключением отряда эсера Б.К.Фортунатова), а в частях В.О.Каппеля не было офицерских подразделений. Братья Васильевы использовали имя каппелевцев, как наиболее прославленное и известное на Восточном фронте.[42] В.И.Чапаеву должен был противостоять самый сильный враг. Таким образом, «Чапаев» является одним из первых кинопроизведений, в котором режиссеры усиливали образ главного героя за счет более яркого и реалистичного изображения белогвардейцев. Еще долгие годы подобный прием очень мало применялся в советском кино.

Исследователь М.П.Власов, рассматривая образы врагов в фильме «Чапаев» отмечал: «В «Чапаеве» представители белогвардейского стана показаны с той же психологической углубленностью, что и положительные герои. Полковник Бороздин в исполнении И.Певцова силен и опасен не только твердостью своих классовых убеждений, но и той большой культурой, доступ к которой в течение тысячелетий был привилегией угнетателей народа. Лютая ненависть к революции и к Чапаеву не мешает ему ясно сознавать силу противника, хладнокровно использовать его просчеты. Бороздин умен и хитер. В общении с солдатами он лицемерно доброжелателен и «демократичен», что дает ему возможность до поры до времени чувствовать себя спокойно, не опасаясь бунта и неповиновения».[43] Е.В.Волков замечал, что полковник Бороздин — это сборный образ. Его фамилия перекликается с реальным офицером Н.Н.Бородиным, возглавившим рейд на дивизию В.И.Чапаева и погибшим, лично возглавляя атаку. В фильме полковник Бородин погибает от сабельного удара крестьянина, когда пытается спастись бегством от наступающих чапаевцев. В книге Д.А.Фурмонова подобного героя нет, весь «вражеский лагерь» изображен там, как безликая масса.[44]

В изображении Бороздина присутствует и ирония. В то время, когда полковник проникновенно играет Бетховена, его денщик, покачиваясь в такт, натирает пол. В этот момент выясняется, что брат денщика Митька подвергнут наказанию шомполами по приказанию полковника. На контрасте показаны братские отношения В.И.Чапаева со своим ординарцем Петькой (вместе едят, спят в одной хате).

Рассматривая «психическую атаку» каппелевцев, Е.В.Волков, со ссылкой на С.Д.Васильева, указывает, на не случайность того, что режиссеры не дали ни одного крупного плана белогвардейцев. Подобным образом изображались только красные. Это объяснялось тем, что режиссеры боялись ошибки «в плане политическом».[45] Надо заметить, что подобный страх не помешал С.Д.Васильеву запечатлеться идущим во главе офицерского полка, держа папироску в зубах. Во время «психической атаки» за строем каппелевских офицеров мелькали ряды солдат в иностранной форме, видимо олицетворяющие чехов – важный атрибут интервенции.

Е.В.Волков уделял особое внимание изображению в «Чапаеве» молодого каппелевского офицера. Он указывает, что офицер совершенно не понимает условий Гражданской войны, для него это бравый марш. Он идет впереди наступающей колонны. По мнению исследователя, в подобном изображении есть что-то искусственное, унижающее каппелевцев.[46] Надо заметить, что именно так, как показано в фильме, войну и воспринимала офицерская молодежь, в независимости от подразделения, в котором воевала. Образ молодого каппелевского офицера можно отнести к наиболее реалистичным персонажам фильма.    

Офицеры вообще стояли на первом месте среди врагов в «Чапаеве». Хорунжий в черкеске вырезает спящий караул чапаевцев, офицер стреляет из пулемета по плывущему Чапаеву, наконец «психическая атака» проводится офицерскими частями. Рядовые казаки находились далеко на заднем плане, они «обмануты» или насильно мобилизованы. Верный денщик Бороздина перешел к красным, а его брат пытается дезертировать.

 Лента «Чапаев» была характерна для нарастающих новых тенденций в советском кино. Главным мотивом была реабилитация русской истории. И теперь, по-прежнему, исторические события трактовались с классовых позиций, многие темы были запретны для воплощения на экране, идеология жестко довлела над авторами. Но в середине 30-х годов в центре исторического фильма встал реальный герой из древней или новейшей русской истории. Это были не только борцы за свободу человечества – герои Гражданской войны, но и русские князья, цари, императоры, выдающиеся военачальники и деятели культуры императорской России. На их примере советские люди должны были учиться мужеству, патриотизму, самопожертвованию во имя Родины. За этими важнейшими переменами стояла фигура И.В.Сталина, лично курировавшего кинематограф.

Большое значение И.В.Сталин предавал фильмам, посвященным выдающимся историческим личностям. Это были полководцы, ученые, некоторые герои Гражданской и Отечественной войн (рангом не выше Сталина). Фильмы на исторические и биографические темы И.В.Сталин держал под личным контролем. Никакая занятость не мешала ему прочитать сценарий в очень короткие сроки и высказать свои замечания.[47] Высказывания И.В.Сталина по поводу конкретных исторических фильмов «Суворов», «Кутузов», «Адмирал Нахимов», «Иван Грозный» показывают, что он предварительно знакомился с исторической проблематикой этих фильмов и составлял собственное мнение. На сценарий к фильму В.Пудовкина «Суворов» И.В.Сталин написал рецензию, где высказал целый ряд замечаний. Вождь был недоволен тем, что недостаточно раскрыты особенности военной политики и тактики А.В.Суворова. И.В.Сталин указывал, что неправильно делать акцент на том, что А.В.Суворов побеждал благодаря любви к солдату и своей военной хитрости. Даже автор воспоминаний Г.Б.Марьянов, относившийся к И.В.Сталину весьма негативно, признал эти замечания справедливыми. Сохранилась концепция И.В.Сталина по поводу постановки фильма «Кутузов». Вождь указывал, что при царском дворе сильное влияние имели немцы. Павел Петрович не любил А.В.Суворова, а Александр I не жаловал М.И.Кутузова. Оба императора отдавали приоритет немецким полководцам на российской службе перед русскими. И.В.Сталин указывал, что М.И.Кутузов спас Россию, он не считался с царем и его немецким окружением. М.И.Кутузова любили солдаты, в него верил народ.[48] Более года В.Пудовкин исправлял свой фильм «Адмирал Нахимов». Были досняты батальные сцены, убраны развлекательные фрагменты, в результате фильм получил Сталинскую премию.[49]

Близкое знакомство с исторической тематикой показывают замечания И.В.Сталина по поводу второй серии фильма «Иван Грозный» записанные со слов С.Эйзенштейна и Н.Черкасова. И.В.Сталин говорил: «Царь Иван был великий и мудрый правитель… Мудрость Ивана Грозного состояла в том, что он стоял на национальной точке зрения и иностранцев в свою страну не пускал, ограждая страну от проникновения иностранного влияния… Замечательным мероприятием Ивана Грозного было то, что он первый ввел государственную монополию внешней торговли… Иван Грозный был очень жестоким. Показывать, что он был жестоким можно, но нужно показать, почему необходимо быть жестоким. Одна из ошибок Ивана Грозного состояла в том, что он не дорезал пять крупных феодальных семейств. Если бы эти пять боярских семейств уничтожил бы, то вообще не было бы Смутного времени. А Иван Грозный кого-нибудь казнил и потом долго каялся, и молился. Бог ему в этом деле мешал…». Поражает фраза вождя по поводу принятия христианства Русью: «Конечно, мы не очень хорошие христиане, но отрицать прогрессивную роль христианства на определенном этапе нельзя».[50]

В отношении кино И.В.Сталин был твердым практиком. Причем с годами этот практицизм возрастал. Вождь желал, чтобы на советские экраны выходили только такие произведения, которые могут воздействовать на зрителя в советском духе. Фильмы должны были пропагандировать советские идеалы, прославлять советский образ жизни, учить зрителя на примерах выдающихся людей. Столь же практичное отношение было у И.В.Сталина к «плохим» фильмам. Он считал, что такое кино не допустимо на советском экране, оно развращает зрителей, прививает им дурной вкус и отвлекает от борьбы. Серьезная система цензуры и запретительных мер была призвана оградить советского зрителя от «плохого» кино. Можно предположить, что И.В.Сталин понимал, что творческий процесс режиссеров и сценаристов не может быть «ровным», неизбежны неудачи и слабые постановки. В 30-х годах режиссерам давали работать, но при этом многие законченные фильмы не попадали на экран. Авторам «неудач» было позволено продолжать работу и реабилитировать себя. Таким образом, сохранялся баланс. Государство ограждало культурные вкусы своих граждан от тлетворного влияния, а творческая интеллигенция могла совершенствовать свое мастерство. После войны ситуация изменилась, экономическая ситуация не позволяла расходовать средства на творческие эксперименты и наступил период «малокартинья».

Отношение И.В.Сталину к отображению в фильмах образа врага можно выяснить на основании его отзывов. В своей речи по поводу фильма «Закон жизни» И.В.Сталин говорил: «Дело не в том, что он дает типы врагов или друзей в приличном виде, не как чудовищ, а как людей, у которых есть некоторые хорошие черты, так как без них не бывает ни одного человека. Самый последний подлец, если к нему присмотреться, имеет хорошие черты, например, он голову свою может положить за своего друга. Значит, дело не в том, что Авдеенко изображает хорошо врагов наших, а в том, что люди, которые разоблачают этих врагов, показаны у него не советскими людьми… Весь грех Авдеенко состоит в том, что нашего брата – большевика – он оставил в тени и для него у Авдеенко не хватает красок».[51] Из критической речи И.В.Сталина по поводу фильма А.Довженко «Украина в огне» видно, что вождь категорически не допускал, чтобы враг использовал советский фильм, как трибуну. Критика советского строя, особенно справедливая, даже от лица врага в советских фильмах была не допустима. Высказывания врагов в фильмах И.В.Сталин с готовностью приписывал самим сценаристам и режиссерам.[52] Образ врага для И.В.Сталина был второстепенен, но он не в коем случае не должен был затмевать образ положительного героя.

В 1935 году на материале Гражданской войны были созданы три звуковых фильма. Лента «Подруги» (Ленфильм, Л.Арнштам) относилась к числу «эпопей», не редких среди историко-революционных фильмов. По сюжету три девочки с рабочей окраины вступали в революционную борьбу, взрослели, и, наконец, принимали участие в Гражданской войне. В первой части фильма образ врага был воплощен полицейскими, в заключение фильма появлялись уже белогвардейцы. Прослеживалась прямая преемственность между этими защитниками старого строя. Пристав, руководивший арестом рабочей сходки, сочетал в себе целый букет отрицательных качеств – высокомерие, жадность, трусость, глупость. Белогвардейцы появлялись лишь в финальном эпизоде фильма, когда «враг разбит». В помещение, где «подруги» оборудовали новый лазарет входили два белых офицера, отбившихся во время отступления от своих частей. Это карикатурно вырисованные образы. Оба в помятой форме, не бриты, один маленький, молодой, другой пожилой (очень похож на пристава из первой части фильма). Они сразу наставили на девушек наганы. Маленький схода бил одну из девушек ногой в живот. И когда он заметил варящийся суп, его глаза жадно заблестели. Тоненьким голосом он пропищал: «Смотрите, Сергей Тимофеевич, курица». Белогвардейцы вытаскивали курицу из котелка, разрывали и начинали жадно поедать. Покончив с едой, пожилой офицер приказал девушкам стать к стене. Белогвардейцы долго и тщательно целились из наганов и падали под выстрелами вбежавших красноармейцев. Полицейские и белогвардейцы были переданы в фильме карикатурно.Они были лишь как фоном для действий основных героев.

Фильм «Подруги» вызвал положительную реакцию И.В.Сталина, что вероятно было обусловлено тем, что одну из главных ролей играл Б.А.Бабочкин. Во время третьего просмотра «Подруг» в Кремле, состоявшегося 25 июля 1935 года, вождь хвалил фильм, считая его огромным по своему мобилизующему значению. «Заявил, что фильм стоит в ряду лучших достижений советского кино. После просмотра сильно хвалил игру Каюкова, Чиркова, Жеймо и Пославского, а также и умелое мастерство молодого режиссера Арнштама». И.В.Сталин закончил свой отзыв о «Подругах» очень высокой оценкой.[53]

Второй фильм о Гражданской войне, снятый в 1935 году «Любовь и ненависть» (Межрабпомфильм, А.Гендкльштейн), не удостоился высокой оценки вождя. При этом образ белогвардейца здесь был на первом плане. Действие начиналось летом 1919 года, когда войска А.И.Деникина занимали Донбасс. В одном из первых эпизодов показывался козлобородый, неряшливый казак на коне, пытающийся застрелись конвоируемого им пленного. Сразу после занятия шахтерского городка «оккупанты» устраивали концерт. В зале на первых рядах сидели деникинские офицеры. Их развлекал куплетами Буба Касторский (в этом случае не такой положительный персонаж, как в «Неуловимых мстителях»). Традиционно для советских фильмов этого времени царские ордена и медали служили для дополнительной иллюстрации реакционности персонажей (считалось, что награды при царе получали за подавление революционного движения и участие в империалистических войнах). По распоряжению деникинской администрации на шахту набирали работать женщин. Белогвардейцы выступали в роли угнетателей и надсмотрщиков. Хотя труд на шахте был добровольный, и туда брали даже не всех желающих, на крупных кадрах показывали колючую проволоку и жирные лица солдат охраняющих работниц.

В центре сюжета были три белогвардейца: комендант – капитан, адъютант – прапорщик и вахмистр. Вахмистр становился на постой у главной героини фильма. Авторы не пожалели красок для создания негативного образа белого казака – жуткий грязнуля, мародер, доносчик (в таких красках через несколько лет будут изображать фашистов), слушает граммофон, когда вдова укладывает спать ребенка. Демонстрации пороков вахмистра посвящен целый ряд эпизодов фильма (для большей наглядности они были распределены по дням недели). В одном из последних эпизодов фильма вахмистра показывали лежащим у ворот шахты, его оглушили (или убили) камнем работницы. Игравший прапорщика М.Жаров был неубедителен в роли отрицательного персонажа. На экране он изобразил удалого казака, который в равной степени мог служить и Белой и в Красной армиях. Прапорщик вступал в конфликт с капитаном, приказавшим обеспечить взрыв шахты. В финале фильма прапорщик дезертировал, захватив полковую кассу. Капитан - жестокий, корыстный надменный. Он получал деньги от хозяина шахты за то, что обеспечивал ее работу. Лишившись всех своих подручных, капитан оправлялся взрывать шахту один. Столкнувшись с работницами, он убил нескольких из них, затем вступил в рукопашную схватку с девушками и упал под выстрелами восставших рабочих.

Для негативного изображения белогвардейцев в фильме использовалось множество мелких штрихов. Прапорщик прикуривал от лампады у иконы, капитан при посторонних долго рассматривал в зеркальце свое горло, вахмистр домогался вдовы, у которой он был на постое. У пленных казаков женщины срезали пуговицы на штанах. Фоном для изображения солдат и офицеров Добровольческой армии нередко служили иконы и церковные песнопения. Нельзя сказать, что фильм «Любовь и ненависть» вошел в сокровищницу советского кино, но на его примере ясно прослеживаются основные тенденции в изображении образа белогвардейца.

Третий фильм 1935 года «Кара бугас - Черная пасть» (Ялтинская кинофабрика, А.Разумный) так и не вышел на экраны. Перед показом в Кремле картину случайно увидел известный режиссер А.Барбюс и дал на нее восторженный отзыв. И.В.Сталин был возмущен тем, что фильм получил оценку до его просмотра и авторы не решились выпускать «опасную картину». Хотя события ленты и происходили во время Гражданской войны, образ врага присутствовал лишь в первых минутах фильма. В титрах сообщалось, что стремительный натиск красных частей сбросил офицерские «батальоны смерти» в Каспийское море и последний белый отряд бежал, увозя в трюме арестованных. Из всего «белого отряда» на экране появляется лишь командир. Надменный, наглый офицер, лежащий на диване в каюте, где на стене висел портрет адмирала А.В.Колчака. Офицер приказывал капитану корабля повернуть к опасному острову. Весь смысл риска разбиться о подводные скалы сводится к тому, что командир планировал высадить на остров заключенных из трюма корабля. На возражения капитана офицер отвечает: «Потрудитесь исполнять, иначе я засажу вас в трюм к этим…». Муки заключенных передавались эпизодом с бочкой, сорвавшейся с креплений и катающейся по трюму и калечившей людей. На остров белогвардейцы доставляли заключенных в шлюпках, лишь у самых камней выбрасывая их в воду (вместо того, чтобы просто сбросить с борта корабля и идти своим курсом, не сворачивая к опасному острову). Через несколько дней шестерых заключенных, оставшихся в живых, подобрала рыбачья лодка. Весь остальной фильм, спасенные налаживают новую жизнь в Средней Азии. Лента была снята в лучших традициях немого кино. На первое место была выведена игра актеров, передача их душевных мук и исканий. К событиям Гражданской войны такой подход был слабо применим. В дальнейшем подобные ленты в советском кино уже не снимались.

В 1936 году были сняты «Тринадцать» (Мосфильм, М.Ромм), «Мы из Кронштадта» (Мосфильм, Е.Дзиган), «Последняя ночь» (Мосфильм, Ю.Разман), «Федька» (Ленфильм, Н.Лебедев). Наиболее подробное освещение образа белогвардейца давалось в фильме «Последняя ночь». Авторы сознательно отгородили себя от обвинений в исторической недостоверности, положив в основу сюжета лишь некоторые эпизоды ноябрьских боев в Москве. В центре картины были две московские семьи – рабочие Захаркины и фабриканты Леонтьевы. Первые боролись за свои права и свободу, вторые защищали свое имущество и привилегии. В самом начале фильма в поезде, едущим из революционного Петрограда, встречались старшие сыновья обоих семей. Матрос Захаркин ехал устанавливать советскую власть в Москве, а офицер Леонтьев бежал, спасая свою жизнь. Расставив таким образом акценты, авторы картины не стали усиливать впечатление проработкой характеров главных героев. Захаркины и Леонтьевы выглядели на экране одинаково безлично.

Офицеры, юнкера и гимназисты – были показаны чванливыми, надменными защитниками своих классовых интересов. Жертвой их шуток и издевательств становился случайно попавший в их среду младший член семьи Захаркиных – гимназист. Его убили при попытке перейти в стан большевиков. Для разоблачения сущности белогвардейцев использовался эпизод, в котором Алексей Леонтьев интересовался у своих соратников, за что они воюют. Он был убежден, что все его товарищи сражаются за свои имущественные интересы.

Внимание в фильме акцентировалось на ряде эпизодов октябрьских боев в Москве. Авторы хотели показать, что российские офицеры были деморализованы и не хотели участвовать в борьбе. Когда старший сын Алексей Леонтьев (поручик) приходил к отцу со споротыми погонами, то отец не подавал ему руки. «Что же дальше думает делать доблестное русское офицерство, под кроватями прятаться?» - спрашивал он. Сын в ответ пожимал плечами. «Вон отсюда, в штаб, сражаться, подлец» - заявлял старший Леонтьев. Только после этого Алексей вступил в борьбу. По ходу фильма, когда юнкера сражались на улицах Москвы, показывали тройки, на которых ехали кутить офицеры и свадьбу, где жених и некоторые из гостей носили военную форму. Вполне реалистично была передана обстановка боев в Москве, когда из всего офицерского корпуса к юнкерам присоединилась всего одна рота в 200 человек. Действиями белогвардейцев в фильме руководили меньшевики и эсеры.

Офицер Алексей Леоньтьев присутствовал во всех эпизодах фильма, где показывали белогвардейцев. Отряд юнкеров под его командованием штурмовал и захватывал гимназию, где находится штаб большевиков. Он пытался вывести полк из Хамовнических казарм, и, после неудачи, оборонял Брянский вокзал. В финальном эпизоде плененный Алексей протягивал матросу Захаркину часы и портсигар. «Получите вашу добычу» - заявлял он. Матрос набрасывался на офицера с кулаками.

В фильме присутствовала сцена ставшая классической еще со времени «Броненосца Потемкина». Офиц<


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.042 с.