VI . «Перестройка» и новое российское кино (1986 - 2006 гг.). — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

VI . «Перестройка» и новое российское кино (1986 - 2006 гг.).

2019-08-07 164
VI . «Перестройка» и новое российское кино (1986 - 2006 гг.). 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В разделе учебного пособия «Историко-революционная тема: исчерпанность традиционных подходов» М.П.Власов описывал первые шаги «Перестройки» в советском кинематографе. 13-15 мая 1986 года состоялся 5 съезд кинематографистов СССР. Выступления делегатов были непривычно откровенны. Критике подверглись: гипертрофированная централизация кинопроизводства, ведомственная перестраховка, породившая многоступенчатую систему редактирования, установку на идеологическую проходимость темы в ущерб ее художественности. Главную причину неудач советского кинематографа видели в том, что при существующей системе кинопроизводства и проката руководству и студиям удобнее гнать традиционную обкатанную продукцию, чем поощрять эксперименты. В результате выборов руководство Союза кинематографистов подверглось радикальному обновлению. Благодаря усилиям созданной при Секретариате Конфликтной комиссии удалось выпустить в прокат ранее запрещенные фильмы и среди них: «Агонию» Э.Климова, «Комиссара» А.Аскольдова, «В начале неведомого века» Л.Шепитько и А.Смирнова, «Интервенция» Г.Полоки. В 1987-1988 годах на центральных и республиканских киностудиях были организованы новые творческие объединения (студии), получившие самостоятельность в формировании кинорепертуара. Одновременно появились первые частные киностудии.

Уже на первых шагах «Перестройки» цензура резко ослабила свое давление. Яркий пример этому лента «Джек Восьмеркин Американец» (Ленфильм, 1987, А.Татарский, Е.Татарский). Фильм имел отношение к историко-революционной теме, он снимался по книге 1928 года, посвященной деятельности первых коммунаров. Во время съемок, начатых в 1986 году, режиссер по своему усмотрению переделал лирическую историю коммунаров в комедию. Он решил, что время снимать фильмы про коммуну уже прошло и решил показать приключения бизнесмена-афериста. Положительных героев в фильме не было. О раскулачивании тогда уже говорили много, но режиссер решил показать кулаков традиционно, так, как в книге. Коммунары вышли смешные, а Джек получился типичный кулак, новой формации. Естественно, цезура отказались принимать картину. При этом в новых условиях нажима кинематографистов оказалось достаточно, чтобы «крамольный» фильм вышел на экраны.

Из пяти лент на материале Гражданской войны, снятых в 1986 году, две были выпущены на украинских киностудиях. Фильм «На острие меча» (Одесская киностудия, А.Павловский) был посвящен борьбе чекистов с украинскими националистами. Это была операция аналогичная «Синдикат 2» и «Трест», только направленная против главарей петлюровцев. В начале фильма начальник штаба Петлюры генерал-хорунжий Турчин возглавлял вторжение отряда с польской территории на Советскую Украину. «Наши силы - народ, который поднимется от Черного моря до Полесья и свергнет большевиков», - заявлял Турчин иностранным корреспондентам. Чекист Ковальчук, отбивавший нападение петлюровцев, во время Мировой войны служил в батальоне штабс-капитана Турчина. Чекисты подозревали Ковальчука в том, что он сознательно упустил петлюровского генерала. Ковальчук получал задание проникнуть в петлюровский штаб.

Образ врага в ленте был достаточно разнообразен. Многие из петлюровцев были бывшими кадровыми офицеры императорской армии. Среди них есть положительные и отрицательные персонажи. Настоящими врагами выступали возглавлявший петлюровское подполье в Киеве жандармский ротмистр Корбыч и начальник петлюровской контрразведки полковник Чуботский. «Раскаивающимися» врагами являлись генерал Турчин и его друг, полковник Дорошенко. Последний начинал сомневаться в успехе борьбы с большевиками, он считал, что жизнь на Украине налаживалась. После отъезда Турчина в Советскую Россию контрразведчики арестовали Дорошенко и он умер во время пыток.

Корбыч и Чуботский являлись активными врагами советской власти, при этом в ленте всячески подчеркивалась и их личная непорядочность. Когда Турчин уехал в Россию, для встречи с подставной организацией «Всеукраинский освободительный центр», Чуботский захватил власть в петлюровском штабе. В финальной сцене выяснилось, что и на Украине Чуботский боролся за власть, убирая неугодных петлюровских офицеров и сажая на местах своих людей.

В ленте фигурировал и сам Симон Петлюра. Вместе со штабными офицерами атаман приходил во французское посольство во Львове. Турчин упрекал Петлюру за сотрудничество с немцами. «Я готов зулусам в ножки поклониться, только бы они помогли в формировании еще двух дивизий», - заявлял Петлюра. Французский посол не принял Петлюру, но ему выдали небольшую сумму для закупки вооружения. В обмен на реальную помощь Петлюра обещал французам концессии на будущей свободной Украине. Французский представитель отвечал, что они будут заключать соглашение с Петлюрой лишь после того, как он займет Украину, а пока реальная сила большевики. «Уеду в Париж и буду разводить розы», - заявлял Петлюра генералу Турчину.

После отказа французов помогать петлюровцам, генерал Турчин отправлялся с Ковальчуком на Украину. Видя перемены, произошедшие на Советской Украине, Турчин раскаивался и решал прекратить борьбу. При попытке жандармского ротмистра Корбыча убить Турчина, генерала закрыл собой чекист-охранник. При воссоздании образов петлюровцев в ленте просматривалось два подхода. Сам С.Петлюра и его старшие офицеры отображались с большой долей реализма, контрразведчики и боевикинаделялись чертами отрицательных персонажей – жалки, жестоки, смешны, корыстны.

Фильм «Нас водила молодость» (Киностудия им.А.Довженко, Е.Шерстобитов) был экранизацией повестей Г.Мирошниченка и предназначался для юношеской аудитории. В центре сюжета были ребята, создавшие на Кубани партизанский отряд в помощь Красной армии. Среди белогвардейцев так же был юный казак, исполнявший обязанности по розыску подпольщиков. За службу ему обещали подарить коня из конюшни Шкуро. В одном из эпизодов фильма «белые» и «красные» юные казаки затеяли драку. Их разнял пожилой казак белогвардеец. Он сказал «белым»: «Берите в руки, что найдете, сейчас будем эту рвань мазутную кончать». «Красных» спас прилетевший аэроплан, которого испугались «белые». Из белогвардейцев была прорисована лишь фигура капитана, начальника контрразведки, георгиевского кавалера, безуспешно боровшегося с подпольщиками. В двух эпизодах фильма фигурировал генерал А.Г.Шкуро.

Деятельности чекистов была посвящена лента «Голова Горгоны» (Киностудия им.А.М.Горького, Ю.Мастюгин). Действие в фильме разворачивалось на Кубани на заключительном этапе Гражданской войны. Место действие вполне соответствовало историческим реалиям. Кубанская армия не была эвакуирована из Новороссийска, большинство казаков распылилось по своим станицам. Часть из них воевала под руководством А.Г.Шкуро. Еще долго на Кубани продолжали сопротивление отдельные отряды. По ходу ленты, традиционно для советского кино 70-х годов, небольшой красный гарнизон противостоял бандитам и внутренней контрреволюции.

В ленте очень убедительно был показан раскол в белом лагере. Монархисты, эсеры, бандиты не доверяли друг другу и объединялись лишь для борьбы с советской властью. Очевидно, что в случае победы они продолжили бы Гражданскую войну уже между собой.

Монархисты-офицеры скрывались в городском госпитале и монастыре. Все их собрания проходили на фоне икон. Глава организации - полковник Лебедев, начальник штаба - полковник Луконин (все подпольщики ходят в военной форме, некоторые с погонами). Организация монархистов полностью подчинена Всероссийскому комитету эсеров. У эсеров свои методы борьбы. «Вы, господа монархисты, делаете ставку на казачество, но куда важней проникать в структуру новой власти, дискредитировать их идеи, необходимо сорвать осенний сев; голод и разруха наши союзники», - говорил эсер Зуйко полковнику Лебедеву. Среди офицеров работал агент ЧК полковник Луконин. Его дочь рассказывала о том, что ее отец с радостью принял революцию и вступил в Красную армию. Все планы заговорщиков Луконин передавал в ЧК. С его помощью организация была ликвидирована. В финале фильма, когда заговорщики разоблачали Луконина, на упреки полковника Лаврова он отвечал: «Я никогда не предавал идей монархизма, потому что не разделял их, я служил моему народу и родине». По словам Луконина эсеры были гораздо хуже монархистов, так как наносили удар в спину революции. «Вы служите тем, кто стремится уничтожить Россию, как государство», - заявлял Луконин заговорщикам.

Из числа заговорщиков-монархистов подробная характеристика давалась лишь штабс-капитану Городецкому. Это был резко отрицательный персонаж. Раньше он служил в контрразведке генерала А.Г.Шкуро. Городецкий играл негативную роль во всех сценах фильма. На собрании заговорщиков он обвинял Луконина в провале восстания в Ростове. Во время одной из операций, когда Городецкого спасал Светлов (засланный в банду чекист), штабс-капитан заявлял: «В такой же ситуации я бы тебя советам не оставил, застрелил». При захвате санитарного поезда Городецкий лично убивал чекиста. Даже само место службу Городецкого выделяло его из числа прочих офицеров, он находится при атамане Конаре, в банде. В финале фильма Городецкий взрывался вместе с автомобилем, убегая от погони.

Образы бандитов, нарисованные в ленте, так же неоднородны. Глава банды Конарь, бывший зажиточный казак, служивший у А.Г.Шкуро. Он ездил по станицам, пытаясь поднять казаков на борьбу против советской власти. Характерно, что в некоторых местах бандиты встречали понимание населения. «Ничего нет, все подлизали под разверстку», - говорила хозяйка. «То ли еще будет, голытьба все заберет», - отвечал Конарь. «Ладно бы просто грабили, а то идею под грабеж подводят, эсеры ведь дело затеяли», - развивал свою мысль атаман. Бандиты отбирали зерно, предназначенное к посеву и сжигали его. Расстреливали председателя с сыном. «Так будет с каждым, кто хотя бы зернышко даст советам», - заявлял атаман. Конарь не доверял офицерам заговорщикам. Когда во время совета полковник Лебедев просил атамана собрать казаков, тот отвечал: «Уж не за пса ли ты меня считаешь, отару в кучу сгонять». Конарь отдавал себе отчет в том, что его борьба обречена на поражение. «Все нажитое, мельни и амбары голытьба по ветру пустила, одна злоба осталась, один как волк степной», - говорил Конарь своему заместителю Мавлюте. Любопытно, что сцены жестокости в 70-е годы считались недопустимыми на советском экране. Из зверств бандитов в фильме показывали лишь убийство комиссара санитарного поезда. Городецкий дважды стрелял ему в живот.

Сотник Егор в ленте является примером раскаявшегося бандита. Он так же служил в армии А.Г.Шкуро, но, после эвакуации Новороссийска, сложил оружие и больше не хотел воевать. Конарь силой заставлял своего бывшего соратника вновь взяться за оружие. «Егор, если сотню свою не приведешь, все станицу спалю», - угрожал атаман. Чекист Светлов легко уговаривал Егора вывести в бою из строя тачанки Конаря. Взамен казакам обещали амнистию. В результате банда, попав в засаду, подвергалась полному разгрому.

Еще с 30-х годов социалисты прочно заняли место врагов на советском экране. Если в отношении белогвардейцев советская идеология допускала некоторые послабления, то к бандитам и социалистам (предателям классовых интересов, оппортунистам, соглашателям, шпионам) она была безжалостна. И на этот раз в ленте эсеры выглядели даже хуже бандитов. Это предатели и наемники западных спецслужб, они разрушали советскую власть изнутри, подрывали доверие к ней трудящихся. Фильм начинался с закадровых слов: «Саботажники засели в комитетах и канцеляриях, они подрывают советскую власть, надо уметь видеть под маской врага». «Везде наши люди, по всей России, пробьет час и советам конец, Варфоломеевская ночь гугенотов», - говорил в ЧК арестованный посланник заграничного центра эсеров. Именно эсеры готовили восстание по всей стране. Но чекисты разрушали их планы. Разгромив центральную организацию эсеров, чекисты провоцировали на выступление местные центры и уничтожали их. В данном случае с помощью полковника Луконина составлялся приказ заговорщикам начать выступление. Уже в финале фильма появлялся представитель Всероссийского комитета эсеров – руководитель заговора. Это женщина, скрывавшаяся в госпитале под видом врача. Еще несколько эсеров работали служащими в советских учреждениях. В финале фильма за кадром звучало: «Контрреволюция всегда направлялась иностранными центрами, которые хотят ликвидировать новый строй, и в дальнейшем враг будет делать ставку на тех, кто заинтересован в разрушении нашей экономики, в уничтожении вековой культуры народа и его исторической памяти».

Любопытным сюжетом в фильме являлось старое знакомство председателя местного ЧК и полковника Луконина. Они вместе участвовали в Русско-японской войне. На советском экране эта война находилась под негласным запретом, так как носила империалистический характер. Тем не менее, в ленте не только показывают военные фотографии тех лет, но даже исполняют вальс «На сопках Маньчжурии». Этим авторы фильма хотели подчеркнуть преемственность патриотических традиций. Кадровые военные, защищавшие родину в империалистической войне, встают на ее защиту и против нового врага – контрреволюции.

Фильм «В стреляющей глуши» (Свердловская киностудия, В.Хотиненко) был посвящен борьбе с бандитизмом. В августе 1918 года молодой рабочий приезжал в деревню, чтобы убедить крестьян отдать излишки зерна. Его усилиям противодействовали кулаки и бандиты. Атаман банды – офицер. Он деморализован и уже не надеется на победу. Бандиты продолжали борьбу от безысходности и из чувства мести.

Лента «Комендант Пушкин» (Ленфильм, О.Ерышев) являлась очередной экранизаций рассказа Б.А.Лавренева. Лента была посвящена духовному перерождению моряка-кочегара Пушкина, назначенного комендантом Детско-Сельского укрепрайона. Пораженный силой поэзии своего великого однофамильца, Пушкин спасал от разрушения Чесменскую колонну и погибал, отражая наступление войск Н.Н.Юденича. Образ врага не играл в ленте существенной роли. Лишь в двух фрагментах присутствовал морской лейтенант. В начале, когда показывали прошлую, несознательную жизнь коменданта Пушкина, пьяный кочегар приходил к лейтенанту и заявлял, что офицер по ночам оборачивается в кота и приходит щекотать его усами. Офицер бил матроса по лицу и сажал в карцер. В финальном бою под Детским Селом комендант Пушкин видел в цепи наступающих белых того же лейтенанта-белогвардейца и падал под его выстрелами. Кроме того, в ленте фигурировал военспец Воробьев, прочно перешедший на сторону революции.

Последняя вспышка интереса к Гражданской войне в игровом кино была вызвана празднованием очередного юбилея Октябрьской революции. В 1987 году был снято рекордное для всех последующих лет количество фильмов на материале Гражданской войны – восемь лент. В этом году вышел один из последних фильмов о борьбе с басмачеством, снятый на республиканской киностудии. В «Долине мести» (Туркменфильм, К.Оразсяхедов) события развивались в 1918 году. В помощь голодающим крестьянам Туркестана советское правительство посылало из Ташкента караван с хлебом. Этот путь был опасен — свирепствовали банды басмачей и белоказаков. Командир отряда, после ряда изматывающих боев, решал отвлечь банды — и пускал «лже-караван» во главе с комиссаром Арчманом.

Традиционно в ассортименте историко-революционных лент был фильм о работе чекистов - «Оглашению не подлежит» (Мосфильм, Х.Бакаев). По его сюжету, бежавший из Крыма П.Н.Врангель, сосредоточив на болгарском берегу свою армию, готовил десант. Барон рассчитывал на поддержку контрреволюционного подполья. В руки красноармейцев попал есаул Филатов, которому «устраивали» побег с помощью чекиста Бахарева. Филатов вместе со своим «спасителем» оказывался в центре тайной организации, готовящей бессмысленный мятеж.

В 1987 году на экраны вышли две ленты, посвященные героям революции и Гражданской войны: «Николай Подвойский» (Киностудия им.А.М.Горького, Ю.Борецкий) и «Уполномочен революцией» (Узбекфильм, З.Ройзман). Последний фильм был посвящен участию В.В. Куйбышева в становлении Советской власти в Средней Азии в 1919 году. Кроме того, лента «Подданные революции» (Свердловская киностудия, С.Мартьянов) рассказывала о менее известном персонаже Генрихе Звейнеке (в фильме — Звейдрис), первом комиссаре Инзенской дивизии, погибшем при обороне Луганска и похороненном на Красной площади. Фильм был очень знаменателен для первых лет «Перестройки». В нем присутствовали сюжеты, которые раньше кинематографисты старались обходить стороной. Речь шла о становлении Красной Армии в боях на Восточном фронте, введение института комиссаров, ликвидация солдатских комитетов, борьбе с анархией в армии. Очень красочно и правдоподобно были изображены Тухачевский, Гай, Лацис. Несмотря на то, что белогвардейцы показывались в ленте лишь мельком, в ней фигурировали кадровые офицеры, перешедшие на службу к красным. В начале фильма трое офицеров приходят к командарму Тухачевскому и сообщают, что не могут встать в строй, так как им не доверяют личное оружие. Сообщается, что офицеров призывали по мобилизации ими наполнены красные штабы. Солдаты относятся к ним снисходительно: «что с него взять, белая кость». Одного из колеблющихся офицеров Звейдрис убеждает остаться в строю.

Были сняты два фильма для детей и юношества: «Петроградские Гавроши» (Ленфильм, С.Снежкин) и «Сказка о громком барабане» (Киностудия им. А.Довженко, Е.Шерстобитов). Лента «Петроградские Гавроши» была одним из ярких образцов нового перестроечного кино. К сожалению, образ врага в ленте не был раскрыт (подобные задачи не ставились авторами). Единственный раз в финале картины показывали шеренгу разоруженных юнкеров. Задача была иной – показать трагическую обстановку дней Октябрьской революции. Сделать это удалось на примере сиротского приюта, малолетние воспитанники которого так же пытались принять участие в революционных событиях. Очевидно, что подобный фильм мог выйти только в период «Перестройки». В ленте акцентировалось внимание на грязи, жестокости, нищете революционной поры. Очень реалистично были выхвачены многие картины тогдашней жизни. Например, показывалось, как матросы разбивали прикладами винные запасы Зимнего Дворца. Рядом работали помпы, из них лилось вино. В действительности Петроградский совет был вынужден отдать приказ о затоплении подвалов винного дворца, так как для их охраны не могли найти караула, достойного доверия.

Молодым борцам за революцию был посвящен двухсерийный фильм «Восемнадцатилетние» (Укртелефильм, Р.Ефименко). Это была экранизация романа Ю.Смолича. В центре Гражданской войны на Украине оказывались гимназисты 1918 года выпуска. Во вражеском лагере выделяется поручик Вацлав Порчевский, полный кавалер знака Военного ордена. Он с неохотой руководит подавлением выступлений рабочих, потому что среди них находятся его товарищи. Офицер ненавидит своих теперешних союзников немцев. В ленте отражены переживания русского офицера попавшего «между двух огней». Он в 17-ть лет пошел на фронт, рассказывает о своем друге, ушедшим на фронт в 14-ть и погибшего в 16-ть с «Георгием на груди». Во второй серии фильма он переходит со своими солдатами на сторону рабочих и помогает разоружить офицеров. Впечатляющим эпизодом фильма является ответ студентов на призыв гетмана Скоропадского вступить в Украинскую армию. Студенты фронтовики (офицеры) строем с песней «Соловей, соловей, пташечка» приходят на общее собрание. Они требуют твердой власти, так как за анархией придет «черная реакция». Не служившие студенты кричат фронтовикам: «Вы проливали кровь за царя и сестер милосердия!». Поручик георгиевский кавалер скидывает студента с трибуны и говорит: «Сыны Отчизны, сыны Единой, Неделимой России, мы оставляем институт, пускай учатся эти белобилетники, проучившиеся четыре года Священной войны!». Уходя офицеры предостерегают своих друзей от выступлений, которые немцы должны подавить силой оружия.

В 1988 году на российские экраны вышел последний фильм, посвященный борьбе с басмачеством «Преследование» (Киргизфильм, У.Ибрагимов). События детского фильма «Тайна золотого брегета» (Нерв, Союзтелефильм, Ветер, Госкино СССР, В.Михайловский) так же развивались в годы Гражданской войны.

Ленты, снятые в 1988 году, все еще имели идеологический заряд, но это была уже инерция. Фильм «Эсперанса» (Ленфильм, С.Ольхович) был посвящен белогвардейцам, эмигрировавшим в Мексику. Общая историческая хронология в фильме имела очень мало общего с действительными событиями Гражданской войны. По сюжету в 1918 году власть в городе Александрове захватывали белые (Добровольческая армия), причем они вешали на стены домов портреты царя. Красные собирались в отряд и действовали вблизи города. В 1919 году в городе вновь устанавливалась советская власть и теперь уже на город нападали белые банды. В том же 1919 году уже и банды были разгромлены, и главные герои эмигрировали в Константинополь. Каким образом остатки банды, в которой оказались главные герои, прорвались из Александрова в Новороссийск, через фронт Гражданской войны осталось неизвестным. Очевидно, авторы не ставили перед собой задачу реконструкции событий Гражданской войны.

Главный герой фильма Владимир Ольховский. Гимназистом он оставил России в 1919 году и прожил долгую жизнь в Мексике, став у основания ее национальной нефтяной промышленности. Преуспевший в жизни эмигрант, это была уже вполне перестроечная тематика. В 1918 году в семье Ольховских произошел раскол. Старший брат – врач работал в больнице у большевиков, его дочь стала комиссаром. Младший брат офицер Анатолий, эсер, был под поручительство старшего брата принят на работу в больницу, но украл и продал лекарства. Анатолий показан резко отрицательным персонажем, он пьянствовал, а свою нечистоплотность прикрывал политическими целями (борьбой с большевиками). По приходу белых Анатолий переодевался в офицерскую форму (на груди солдатский Георгиевский крест). «Если ты пришел просить за отца, то это бесполезно, сегодня в городе арестовывают всех, кто сотрудничал с большевиками», - говорил Анатолий своему племяннику Владимиру. Мальчик стрелял в него, но только ранил в руку. В дальнейшем, после разгрома белых, Анатолий вступал в банду. Когда настал конец бандитам, Анатолий бежал за рубеж, увозя с собой насильно своего больного брата и племянника. Среди негативных персонажей белый поручик, приходивший арестовывать отца Владимира. «Мой отец лечил людей», - заявлял пришедшим сын врача Владимир. «Комиссарчиков, краснопузеньких, у нас и за меньшие грехи ставят к стенке», - отвечал офицер. В дальнейшем тот же поручик арестовал Владимира за покушение на дядю. Однозначно негативным являлся образ атамана Чумака, чья банда захватывала госпиталь, добивая раненных красноармейцев. Бандиты убили друга Владимира и его невесту.

В фильме присутствовал образ положительного белогвардейца – поручик Мишель. После разгрома Добровольческой армии, он так же попал в банду Чумака, а затем оказался на одном пароходе с Ольховскими. Мишель пел романсы под аккомпанемент Владимира. Вместе они прибыли в Мексику и там терпели невзгоды и лишения. «Добровольческая армия - это всероссийская помойка, все офицеры сплошь пьянь, картежники, бабники, а за душой ничего», - говорил Михаил и срывал с себя погоны. Не выдержав условий работы на серебряных рудниках, Мишель кончал самоубийством.

В 90-е годы тема Гражданской войны чаще всего стала использоваться авторами фильмов, лишь как фон для основного сюжета. Исторические реалии в этом случае оставались за кадром. Появился прием переноса классических произведений на «почву» Гражданской войны. В 1990-91 годах на студии «Грузия-фильм» были сняты две такие ленты. «Стена» (З.Буадзе) переносила на грузинскую почву одноименную повесть Жана-Поля Сартра. Действие происходило в Грузии во время Гражданской войны, в центре сюжета была трагедия двух друзей, Александра и Левана. В ленте «Избранник» (М.Калантозишвили) в Грузии в тот же период развивалось действие произведения П.Мериме. Ярким примером нового российского кино являлась еще одна экранизация на материале Гражданской войны. Лента «Если бы знать» (Россия. 1993. Б.Бланк), была свободной переработкой пьесы А.П.Чехова «Три сестры». По воле авторов местом действия выбрана Россия времен Гражданской войны. В южном городе на вокзале застряла на несколько дней группа офицеров Белой армии (золотые погоны с номерами полков, без наград и каких либо знаков и символики). На этом фоне разворачивались события пьесы. Понять из происходящего на экране, что действие происходит в годы Гражданской войны, можно лишь с большим трудом.

Традиционную трактовку образа белогвардейца можно было видеть в ленте «Джокер» (Флора, 1990, Ю.Кузьменко). События фильма были привязаны к периоду Гражданской войны лишь для того, чтобы придать еще большей динамизм действию боевика. В центре сюжета были два авантюриста, во время Гражданской войны разыскивающие сокровища в Средней Азии. На пути кладоискателей встал белогвардеец-капитан. О том, к какому времени относятся события фильма, можно установить из следующего диалога. Ашир-черкес говорит капитану: «Настали другие времена, твои уходят, иностранцы уходят, и ты уйдешь, а Ашир останется». Речь идет о конце Гражданской войны и эвакуации англичан из Баку. Капитан изображен меркантильным, холоднокровным убийцей. Он планировал захватить сокровища и улететь на самолете. Во время нападения на караван, капитан убивает белого поручика, отравив его вином из фляжки. Затем капитан расстреливал своих помощников уголовников. Авантюристы обманывали капитана и убегали с его добычей. Капитан оставался в Советской России разыскивать украденное. В финале фильма он погибал от рук друзей. В коротких эпизодах фигурировали и другие белые офицеры. Смешным и беспомощным был представлен полковник. Он завтракал и выпивал в окружении денщиков. Не смотря на то, что лента не несла ни малейшего идеологического заряда, трактовка образа белогвардейцев давалось отрицательной. Она была просто заимствована из классических лент о Гражданской войне.

Эпизоды Гражданской войны присутствуют в ленте «Русские братья» (Мосфильм, Акронит, 1991, Н.Фомин). Лента включает в себя два сюжета. В первом в конце 80-х военные ловят сбежавших уголовников. Во втором старый лесник вспоминает Гражданскую войну, когда брат шел на брата. Перед самым крахом Белого движения в сибирское село приходит белый отряд, преследуемый красными. Его ведет полковник георгиевский кавалер. Офицеры устали от войны, а у одного из них брат служит у красных. В финале поручик спасает своего брата. Отношение в ленте к белым вполне сочувственное.

Сегодня часто говорят об эффекте «маятника» или «откате», в отношении взгляда российских исследователей на Гражданскую войну. Под этими терминами подразумевается переосмысление исторических событий, когда оценка красных и белых просто меняется местами. Все, что связано с Белым движением оценивается положительно, а красные занимают место «врага». Российский кинематограф эффект маятника затронул очень мало. В этом духе до сегодняшнего дня было создано всего несколько лент. Но, тем не менее, это позволяет говорить о новом направлении в освещении образа белогвардейца – «реабилитации». В действительности данная традиция восходит еще к 50-м годам и ленте «Сорок первый». В 90-е годы «реабилитация» дополнилась эффектом «маятника». На экране появились резко отрицательные образы большевиков и красногвардейцев.

Одной из первых лет снятых в русле «реабилитации» стала экранизация литературного произведения «Повесть непогашенной луны» (Мосфильм, 1990, Е.Цымбал). Фильм был снят по одноименной повести Б.Пильника рассказывающей о последнем годе жизни советского полководца М.В.Фрунзе. Повесть и лента были посвящены разоблачению культа личности И.В.Сталина. Сцены из периода Гражданской войны должны были подчеркнуть ту суровую школу, которую прошел Вождь. Единственным эпизодом, где в фильме присутствовали белогвардейцы, была встреча М.В.Фрунзе с командиром Второго Уральского полка Богдановым. Они вспоминали бои на реке Белой. Тогда полк Богданова захватил две баржи с буксиром, на них находились юнкера и белые офицеры. М.В.Фрунзе дал Богданову час времени на то, чтобы освободить баржи и погрузить туда артиллерию. «Ну что, сволочь белая, триста лет нашу кровь пили, по театрам шлялись, интеллигенция, мы вас всех экспроприируем и все поровну, как Ленин сказал, а вас, гадов, всех в расход», - приговаривал Богданов. Людей раздевали до белья, связывали руки колючей проволокой и бросали за борт. По сюжету М.В.Фрунзе были неприятны все эти воспоминания. Это был, возможно, первый фильм, где негативными персонажами выступали красные, а не белые.

Самым ярким примером эффекта «маятника» на российском экране является сериал «Конь белый» (Ленфильм, 1991, Г.Рябов, 10 серий). В центре сюжета убийство семьи Николая II и последующее расследование этого злодеяния. События сериала начинались с представления А.В.Колчака Николаю II по случаю его назначения командующим Черноморским флотом. При церемонии присутствовал адъютант императора полковник Дебальцов, один из главных героев фильма. Уже следующий эпизод происходил летом 1917 года. А.В.Колчак пытался остановить развитие революции, но терпел крах и на время оставлял Россию. Волнующую сцену представлял эпизод, в котором А.В.Колчак выбрасывал в море георгиевское оружие. В дальнейшем в ленте фигурировали события Гражданской войны на Восточном фронте, начиная с восстания Чехословацкого корпуса и заканчивая гибелью генерала В.О.Каппеля.

В ленте «Конь белый» красные представлены однозначно негативной силой. Эффект «маятника» проявился в том, что изображение красных очень напоминает то, как рисовали на экране белогвардейцев в начале 30-х годов. Авторы фильма оставили без внимания все сделанное до них по воссозданию образа врага в советском кино. Красноармейцы и комиссары в «Коне белом» были нарисованы такими красками, что оставалось совершенно непонятным как они смогли выиграть войну и чем привлекли народ. Уже в первых сценах толпы пьяных матросов убивали полицейских. Масса матросов и гражданских лиц встречали А.В.Колчака матерной руганью, лишь при помощи офицеров адмиралу удавалось покинуть митинг. Одна из присутствующих проституток кричала: «А товарищ Ленин баб любит». В течение фильма неоднократно показывалось пьянство и разврат комиссаров (это в основном евреи). Рассказывалось, как при сорокаградусном морозе белых офицеров закапывали по пояс в землю. В следующих сериях по приказу комиссара красноармеец убивал солдата сибирца, спасшего большевичку. В пятой серии показывали допросы большевички Рудневой, по ошибке арестованной ЧК. Ее сначала пытали, затем расстреливали. В ленте присутствовала сцена ареста белых заговорщиков, их всех тут же расстреливали в яме, вырытой перед домом. В другом эпизоде солдата, отказавшегося принимать участие в расстреле белых, комиссар убил, затем брал топор, с намерением отрубить руки оставшимся в живых белогвардейцам. Экзекуцию прерывал командир отряда, расстреляв оставшихся пленных из нагана. Не выдержав зверств большевиков, бывший офицер убил комиссара и покинул отряд. Его поймали, пытали и расстреляли в подвале ЧК.

В изображении белогвардейцев авторы фильма старались быть максимально объективными. В то время, как красные (за исключением командира Новожилова) изображались исключительно в черных тонах, белые имели широкий спектр цветов. Даже такие однозначно положительные герои, как полковник Дебальцов, под влиянием всеобщего ожесточения, могли на время утратить человеческие черты. В одной из первых сцен Гражданской войны, потерявшего сознания Дебальцова красноармейцы принесли в крестьянскую избу. В нем сразу опознали деникинского офицера. Придя в себя, Дебальцов расстрелял всех присутствующих, включая хозяйку и ее сына. Позднее, в поезде, Дебальцов убил ножом торговца воблой, но побрезговал взять его товар. В Казани показывалась тяжелая сцена казни бандитов, в которой принимал участие товарищ Дебальцова, ротмистр Бабин. В отдельных эпизодах авторы фильма сознательно уравнивают жестокость белых с красным террором. Солдаты Сибирской армии привозили на корабль лиц, сочувствовавших большевикам. Одну из девушек солдаты отобрали из партии обреченных на казнь, отвезли на берег и насиловали. Корабли вместе с заключенным сжигали. Тех, кто спасался, расстреливали из пулемета. В другой сцене белые медсестры стреляли в пленных красноармейцев.

Показана в ленте и еще одна негативная сторона Белого движения. Дебальцов и ротмистр Бабин являлись в штаб занявших Екатеринбург войск. Там сидел офицер в одной рубашке и ел яблоко (возможно, имеется в виду генерал Болдырев, возглавлявший войска КОМУЧа). «Царская семья расстреляна», - сообщал Дебальцов. «Ко мне надо обращаться господин генерал», - отвечал офицер. «Не знаю, на вас нет погон и, насколько мне известно, покойный император произвел вас только в полковники», - замечал Дебальцов. Офицер отказывался слушать пришедших. Ему не было дела до смерти царской семьи. «Погибла Россия», - заключал ротмистр.

В фильме довольно реалистично были воссозданы образы адмирала А.В.Колчака и генерала В.О.Каппеля. Рассказ о казни и захоронении останков царской семьи основан на записке Юровского. Откровенность сцен красного и белого террора была такова, что вряд ли лента будет еще демонстрироваться в России.

Эффект «маятника» прослеживается и в еще одном фильме 90-х годов «Волчья кровь». (Кинокомпания «Кармен», «Лазер видео», 1995, Н.Стамбула). Эта лента была первым на российском экране боевиком, лишенным идеологии и снятом на материале Гражданской войны. Как это не удивительно, но отсутствие идеологии повредило фильму. Динамичный сюжет, колоритные герои, красивая природа, казачьи песни, все это мало помогло. «Волчья кровь» очень сильно напоминала телевизионную продукцию 90-х годов с бессмысленными бандитскими разборками в центре сюжета. События фильма происходили в Сибири, в разгар Гражданской войны. Красный полевой командир Добрых разыскивал в тайге атамана Серкова, убившего его отца. Тема личной мести находилась в центре сюжета. Авторам довольно удачно удалось показать анархию и безвластие, царившее в сибирских деревнях, всеобщую ненависть и забвение моральных принципов охватившую большую часть населения страны. Красный отряд особого назначения и банда Серкова состояли из головорезов, действующих одинаковыми методами. Лишь отдельными штрихами были показаны белогвардейцы и органы революционной власти. В этих небольших сюжетах явно прослеживались черты эффекта «маятника».

Об отряде белых казаков, где воевали ее муж и сыновья, казачка говорила: «Казаки дважды не присягают». Полковник, отец атамана Серко, находившийся в плену у красных, перед тем, как застрелиться, заявил: «За что я себя осуждаю, так это за то, что не пустил немцев в России, эти паучьи партии только чавкнули бы под каблуком привыкших к порядку тевтонов». При этом в руках он держал погоны с вензелем Николая II. На фоне казаков сохранивших верность присяге и подполковника, не пустившего на свою родину врагов, красный ревком выглядит крайне неприглядно. Уже на первых кадрах ревкомовцы рассказывали, как расстреляли группу офицеров и белых казаков. Среди расстрелянных был и председатель ревтрибунала Федор Звонарев (друг главного героя Добрых). Комиссар был расстрелян за то, что подписал ордер на освобождение троих эсеров. «Кончили кооператоров, теперь каждый кусок хлеба кровью добываем», - замечал на это Добрых. В финале выяснялось, что часть членов ревкома сотрудничала с атаманом Серковым. Назначенный командиром сводного отряда, собранного для отражения наступающих на город белых, Добрых расстреливал своих противников в ревкоме, а затем уничтожал атамана.

 Краткие эпизоды, посвященные Гражданской войне, присутствовали в ленте «Мещерские» (Россия, 1995, Б.Яшин). Главный герой после ранения возвращался к жене, но, вслед за этим, Добро<


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.034 с.