Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Топ:
Техника безопасности при работе на пароконвектомате: К обслуживанию пароконвектомата допускаются лица, прошедшие технический минимум по эксплуатации оборудования...
Эволюция кровеносной системы позвоночных животных: Биологическая эволюция – необратимый процесс исторического развития живой природы...
Интересное:
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Дисциплины:
2019-08-07 | 389 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Страница I
- На ней в нашем журнале мы поместим портреты писателей, которым его посвящаем.
(Учитель показывает портрет по очереди каждой команде. Они должны назвать полностью имя и годы жизни.)
1. Валерий Яковлевич Брюсов (1873-1924).
2. Марина Ивановна Цветаева (1892-1941).
3. Сергей Александрович Есенин (1895-1925).
Страница II
- Каждая команда получит карточку с текстом о творчестве одного поэта. Подготовьтесь и прочитайте выразительно этот текст одноклассникам.
(Дети готовятся, затем отвечают на вопросы учителя.)
· Карточка 1. Валерий Яковлевич Брюсов
Сочинять начал с восьми лет, а в семнадцать написал за один год почти две тысячи строк. С первых же шагов В.Я. Брюсов не хочет идти по стопам пушкинских или некрасовских подражателей. Он твердо верит в свою звезду.
В истории русской литературы он навсегда остался открывателем новых путей, великолепным мастером стиха, доказавшим, что поэт может передать все многообразие человеческих страстей, все «сокровища, заложенные в чувстве». Оставил он след в культуре и как талантливый критик, организатор, редактор, педагог. С детских лет его манило неведомое:
Мне снились: рощи пальм, безвестный океан,
И тайны полюсов, и бездны подземелий,
И дерзкие пути междупланетных стран.
Но поэт бежал не столько от мира вообще, сколько от его пошлости и мелочности. Возвышенное и героическое, таинственное и трагическое он умел видеть повсюду: в раскрытой книге, случайной уличной сценке, обычной череде будней. В целом темы, привлекавшие его, бесконечно разнообразны.
По улицам узким, и в шуме и ночью, в театрах, в садах я бродил,
И в явственной думе грядущее видя, за жизнью, за сущим следил.
Я песни слагал вам о счастьи, о страсти, о высях, границах, путях,
О прежних столицах, о будущей власти, о всем распростертом во прах.
· Карточка 2. Марина Ивановна Цветаева
Осенью 1910 г. восемнадцатилетняя гимназистка, дочь профессора Московского университета Ивана Владимировича Цветаева, отнесла в типографию сборник своих стихов. Книга называлась «Вечерний альбом» — стихи, написанные в 15—17 лет (некоторые, возможно, еще раньше).
Когда к власти пришли большевики, она остается в Москве одна с двумя дочерьми, безо всяких средств к существованию. В то время в стихах М.И. Цветаевой страшный быт преображается в высокую поэзию:
Чердачный дворец мой, дворцовый чердак!
Взойдите: Гора рукописных бумаг...
— Так! — Руку! — Держите направо, — Здесь лужа от крыши дырявой.
Теперь полюбуйтесь, воссев на сундук,
Какую мне Фландрию вывел паук.
Не слушайте толков досужих, Что женщина может без кружев!..
Вот дети мои — два чердачных царька, С веселою музой моею, — пока
Вам призрачный ужин согрею, — Покажут мою эмпирею.
Чердак превращен в «чердачный дворец», паутина - в кружева, голодные дети — в «царьков». Душа поэта не нуждается в хлебе, ибо будет — теперь Цветаева в этом уверена — существовать и на небе, в подлинном своем доме.
· Карточка 3. Сергей Александрович Есенин
Родившийся в семье крестьянина Александра Никитича Есенина в селе Константинов, Рязанской области мальчик очень скоро лишился родительского крова. Его мать, Татьяна Титова, вышла замуж по воле своенравного отца. Вскоре, не выдержав вражды со свекровью и не желая покоряться нелюбимому мужу, она с трехлетним Сергеем на руках ушла к родителям. Дед с бабушкой взяли внука на воспитание, а дочь послали в Рязань на заработки. Так и получилось, что Есенин рос на попечении бабушки.
«Стихи начал слагать рано, — напишет позже С. Есенин в автобиографии. - Толчки давала к этому бабка. Она рассказывала сказки. Некоторые сказки с плохими концами мне не нравились, и я их переделывал на свой лад. Стихи начал писать, подражая частушкам».
Бабушка сумела передать любимому внуку всю прелесть устной и песенной речи.
...Но вот проходит время, и в 1904 г. уже подросшего Сережу Есенина определяют в Константиновское земское четырехгодичное училище, затем - в церковно-учительскую школу в маленьком городке Спас-Клепики.
После Константиново, где его детство «прошло среди полей и степей», четырнадцатилетний подросток оказывается вдали от дома в закрытой двухклассной школе-интернате. Единственным его утешением становится дружба с товарищем по классу Гришей Панфиловым. Долгими вечерами засиживались они с приятелями в доме Панфиловых допоздна — пели, играли, танцевали, а иногда читали друг другу стихи, среди которых есенинские отличались особой легкостью.
Даже самые ранние, бесхитростные и чистые его стихи уже при первом чтении захватывают душу своим певучим слогом:
Там, где капустные грядки Красной волной поливает восход,
Клененочек маленький матке Зеленое вымя сосет...
Читая написанное поэтом в эти годы, невольно испытываешь щемящую жалость ко всему живому. Месяц — «кудрявый ягненочек» — «гуляет по голубой траве», рога месяца, отражающегося в затихшем озере, «бодаются» с осокой. Если взглянуть на воду с «далекой тропы», то покажется, что вода «качает берега». Не туман поднимается над степью, а степь «кадит дымом». Полынь не пахнет, а «веет запахом», сад не цветет, а «колышет», как «пенный пожар».
· Для 1-й команды
- Какие стихи В.Я. Брюсова вы читали в этом разделе?
- Связано ли содержание стихотворения «Детская» с его ритмом?
- Отличаются ли по звучанию первая и последняя строфы от других строф? Почему?
· Для 2-й команды
- Какие произведения М. Цветаевой вы прочитали в этом разделе? О чем они?
- Дороги ли автору воспоминания детства?
- Из каких слов это видно?
· Для 3-й команды
- Какое произведение С.А. Есенина вы прочитали?
- Какие иллюстрации к нему вы бы сделали? Опишите.
Страница III
- Выберите из сборников стихов своего поэта те, которые вам больше всего нравятся. Прочитайте выразительно в классе своим одноклассникам.
(Слушают по 3 стихотворения от каждой команды.) Страница IV
(Доска делится на три части. Ученики должны сделать набросок к одному из изученных стихотворений. Члены других команд называют это произведение и его автора.)
III. Рефлексия
Выберите и покажите смайлик, который соответствует вашей работе на уроке.
IV. Подведение итогов урока
Вот и закрыли мы последнюю страницу нашего журнала «Страна далекого детства», как вы назвали его. Молодцы! Хороший номер получился.
Домашнее задание
Подготовить чтение наизусть стихотворения своего любимого поэта.
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!