II . Работа по теме урока. Страницы устного журнала — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

II . Работа по теме урока. Страницы устного журнала

2019-08-07 389
II . Работа по теме урока. Страницы устного журнала 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Страница I

- На ней в нашем журнале мы поместим портреты писателей, которым его посвящаем.

(Учитель показывает портрет по очереди каждой команде. Они должны назвать полностью имя и годы жизни.)

1. Валерий Яковлевич Брюсов (1873-1924).

2. Марина Ивановна Цветаева (1892-1941).

3. Сергей Александрович Есенин (1895-1925).

Страница II

- Каждая команда получит карточку с текстом о творчестве одного поэта. Подготовьтесь и прочитайте выразительно этот текст одноклассникам.

 (Дети готовятся, затем отвечают на вопросы учителя.)

· Карточка 1. Валерий Яковлевич Брюсов

Сочинять начал с восьми лет, а в семнадцать написал за один год почти две тысячи строк. С первых же шагов В.Я. Брюсов не хочет идти по стопам пушкинских или некрасовских подражателей. Он твердо верит в свою звезду.

В истории русской литературы он навсегда остался открывателем новых путей, великолепным мастером стиха, доказавшим, что поэт может передать все многообразие человеческих страстей, все «сокровища, зало­женные в чувстве». Оставил он след в культуре и как талантливый критик, организатор, редактор, педагог. С детских лет его манило неведомое:

                       Мне снились: рощи пальм, безвестный океан,

                       И тайны полюсов, и бездны подземелий,

                       И дерзкие пути междупланетных стран.

Но поэт бежал не столько от мира вообще, сколько от его пошлости и мелочности. Возвышенное и героическое, таинственное и трагическое он умел видеть повсюду: в раскрытой книге, случайной уличной сценке, обычной череде будней. В целом темы, привлекавшие его, бесконечно разнообразны.

                   По улицам узким, и в шуме и ночью, в театрах, в садах я бродил,

                   И в явственной думе грядущее видя, за жизнью, за сущим следил.

                   Я песни слагал вам о счастьи, о страсти, о высях, границах, путях,

                   О прежних столицах, о будущей власти, о всем распростертом во прах.

· Карточка 2. Марина Ивановна Цветаева

Осенью 1910 г. восемнадцатилетняя гимназистка, дочь профессора Московского университета Ивана Владимировича Цветаева, отнесла в ти­пографию сборник своих стихов. Книга называлась «Вечерний альбом» — стихи, написанные в 15—17 лет (некоторые, возможно, еще раньше).

Когда к власти пришли большевики, она остается в Москве одна с двумя дочерьми, безо всяких средств к существованию. В то время в сти­хах М.И. Цветаевой страшный быт преображается в высокую поэзию:

                           Чердачный дворец мой, дворцовый чердак!

                            Взойдите: Гора рукописных бумаг...

                            — Так! — Руку! — Держите направо, — Здесь лужа от крыши дырявой.

                            Теперь полюбуйтесь, воссев на сундук,

                            Какую мне Фландрию вывел паук.

                            Не слушайте толков досужих, Что женщина может без кружев!..

                            Вот дети мои — два чердачных царька, С веселою музой моею, — пока

                            Вам призрачный ужин согрею, — Покажут мою эмпирею.

Чердак превращен в «чердачный дворец», паутина - в кружева, го­лодные дети — в «царьков». Душа поэта не нуждается в хлебе, ибо будет — теперь Цветаева в этом уверена — существовать и на небе, в подлинном своем доме.

· Карточка 3. Сергей Александрович Есенин

Родившийся в семье крестьянина Александра Никитича Есенина в селе Константинов, Рязанской области мальчик очень скоро лишился родитель­ского крова. Его мать, Татьяна Титова, вышла замуж по воле своенравного отца. Вскоре, не выдержав вражды со свекровью и не желая покоряться нелюбимому мужу, она с трехлетним Сергеем на руках ушла к родителям. Дед с бабушкой взяли внука на воспитание, а дочь послали в Рязань на за­работки. Так и получилось, что Есенин рос на попечении бабушки.

«Стихи начал слагать рано, — напишет позже С. Есенин в автобио­графии. - Толчки давала к этому бабка. Она рассказывала сказки. Неко­торые сказки с плохими концами мне не нравились, и я их переделывал на свой лад. Стихи начал писать, подражая частушкам».

Бабушка сумела передать любимому внуку всю прелесть устной и пе­сенной речи.

...Но вот проходит время, и в 1904 г. уже подросшего Сережу Есени­на определяют в Константиновское земское четырехгодичное училище, затем - в церковно-учительскую школу в маленьком городке Спас-Клепики.

После Константиново, где его детство «прошло среди полей и сте­пей», четырнадцатилетний подросток оказывается вдали от дома в за­крытой двухклассной школе-интернате. Единственным его утешением становится дружба с товарищем по классу Гришей Панфиловым. Дол­гими вечерами засиживались они с приятелями в доме Панфиловых до­поздна — пели, играли, танцевали, а иногда читали друг другу стихи, среди которых есенинские отличались особой легкостью.

Даже самые ранние, бесхитростные и чистые его стихи уже при пер­вом чтении захватывают душу своим певучим слогом:

                           Там, где капустные грядки Красной волной поливает восход,

                            Клененочек маленький матке Зеленое вымя сосет...

Читая написанное поэтом в эти годы, невольно испытываешь ще­мящую жалость ко всему живому. Месяц — «кудрявый ягненочек» — «гу­ляет по голубой траве», рога месяца, отражающегося в затихшем озере, «бодаются» с осокой. Если взглянуть на воду с «далекой тропы», то по­кажется, что вода «качает берега». Не туман поднимается над степью, а степь «кадит дымом». Полынь не пахнет, а «веет запахом», сад не цветет, а «колышет», как «пенный пожар».

· Для 1-й команды

- Какие стихи В.Я. Брюсова вы читали в этом разделе?

- Связано ли содержание стихотворения «Детская» с его ритмом?

- Отличаются ли по звучанию первая и последняя строфы от других строф? Почему?

· Для 2-й команды

- Какие произведения М. Цветаевой вы прочитали в этом разделе? О чем они?

- Дороги ли автору воспоминания детства?

- Из каких слов это видно?

· Для 3-й команды

- Какое произведение С.А. Есенина вы прочитали?

- Какие иллюстрации к нему вы бы сделали? Опишите.

Страница III

- Выберите из сборников стихов своего поэта те, которые вам больше всего нравятся. Прочитайте выразительно в классе своим одноклассникам.

(Слушают по 3 стихотворения от каждой команды.) Страница IV

(Доска делится на три части. Ученики должны сделать набро­сок к одному из изученных стихотворений. Члены других команд называют это произведение и его автора.)

III. Рефлексия

Выберите и покажите смайлик, который соответствует ва­шей работе на уроке.

IV. Подведение итогов урока

Вот и закрыли мы последнюю страницу нашего журнала «Страна далекого детства», как вы назвали его. Молодцы! Хороший номер получился.

Домашнее задание

Подготовить чтение наизусть стихотворения своего любимого поэта.

 


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.