Мастер медитации: этапы с восьмого по десятый — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Мастер медитации: этапы с восьмого по десятый

2019-08-07 109
Мастер медитации: этапы с восьмого по десятый 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Мастер медитации: этапы с восьмого по десятый

Восьмой этап: гибкость ума и успокоение чувств

Развив гибкость ума, вы сможете без усилий сохранять однонаправленное сосредоточение и осознанность, но из-за физической боли и неудобства длительность медитационной сессии все еще будет ограничена. Странные ощущения и непроизвольные телодвижения, начавшиеся на седьмом этапе, не просто продолжатся, но могут даже усилиться. Благодаря тому, что ваши ментальные процессы все так же объединяет общая цель, а чувственное восприятие совершенно спокойно, возникнет физическая податливость и эти проблемы уйдут. Успокоение восприятия не подразумевает, что вы впадаете в некий транс. Это просто значит, что пять чувственных сознаний и ментальное восприятие [1] временно замолкают, пока вы медитируете.

Цели: совершенно успокоить чувственное восприятие и в полной мере ощутить медитативную радость.

Препятствия: главная трудность здесь — не отвлекаться и не переживать из-за нового опыта. На этом этапе возможны необычные, часто неприятные ощущения, непроизвольные телодвижения, ощущение мощного потока энергии в теле, сильная радость. Просто позвольте этим ощущениям быть.

Метод: практика спонтанного сосредоточения и бдительности естественным образом приведет к большему единству ментальных процессов, успокоению чувственного восприятия и росту медитативной радости. Этот процесс очень эффективно совмещать с дхьяной и другими практиками Проникновения.

Результат: глаза видят только внутренний свет, уши слышат только внутренний звук, тело окутывает ощущение удовольствия и удобства, а ум полон радости. Такая податливость тела и ума позволит вам часами сидеть в медитации без притупленности, без отвлечений и физических неудобств.

 

Девятый этап: гибкость ума и тела, успокоение чрезмерной радости во время медитации

С гибкостью тела и ума приходит медитативная радость — уникальное состояние ума, сопровождающееся великим счастьем и физическим удовольствием.

Цель: созревание медитативной радости, плоды которой — покой и равностность.

Препятствия: сила радости может смутить ум, отвлечь вас и помешать практике.

Метод: следует развить привыкание к радости, продолжая практиковать, пока волнение не угаснет и не сменится покоем и равностностью.

Результат: стабильная гибкость тела и ума, которой сопутствуют глубинный покой и равностность.

 

Десятый этап: равностность и покой

На десятый этап вы вступаете, уже имея все качества шаматхи: спонтанно устойчивое внимание, осознанность, радость, покой и равностность. Сперва эти качества быстро гаснут, когда вы заканчиваете медитацию. Но чем дальше вы практикуете, тем дольше они сохраняются в перерывах между сессиями. В конце концов такое состояние ума станет для вас обычным. Поскольку характеристики шаматхи никогда не исчезают полностью, когда вы начинаете медитировать, они быстро возвращаются к вам в полном объеме.[2] Вы полностью пройдете десятый этап, когда качества шаматхи будут оставаться с вами много часов после сессии медитации. Ум, освоивший десятый этап, называют непревзойденным. [3]

Четвертая веха: сохранение ментальных качеств мастера

Когда десятый этап освоен, множество благих качеств ума, которые вы узнаете во время медитации, будут сохранять свою силу даже в периоды между сессиями, так что вашу повседневную жизнь наполнят спонтанно устойчивое внимание, осознанность, радость, покой и равностность.[4] Это четвертая и последняя веха, отмечающая вершину практики мастера медитации.

 

 

Модель сознания

Сознание [5] состоит из всего того, что мы переживаем в данный момент времени. Оно очень похоже на в и дение: как ежесекундно меняются объекты в поле зрения, так и объекты в поле осознавания — образы, звуки, запахи и другие внешние феномены — возникают и исчезают. Безусловно, это поле не ограничено тем, что мы воспринимаем органами чувств. В него также попадают внутренние, ментальные объекты, то есть преходящие мысли, чувства и воспоминания.

Стартовый рывок

Хотя крайне важно разобраться до конца, что такое сосредоточение и осознавание, вероятно, некоторые хотят уже начать практику. Для них я привожу краткую базовую версию инструкций по медитации.

1. Поза.

a. Можно сидеть на стуле или на подушке на полу. Главное, чтобы вам было максимально удобно и чтобы вы держали спину прямо.

b. Держите ровно спину, шею и голову. Проверьте, что вы не сутулитесь и голова не наклоняется вбок.

c. Я рекомендую начинать медитировать с закрытыми глазами, но если хотите, можно держать их открытыми.

2. Расслабление.

a. Расслабьте все зажимы в теле, но продолжайте держать спину прямо.

b. Расслабьте сознание. Уделите время на размышление о том, что вы дарите себе передышку от повседневных задач и волнений.

3. Намерение и дыхание

a. Примите решение усердно практиковать с начала и до конца сессии медитации, что бы ни было.

b. Дышите носом максимально естественно, не пытаясь контролировать дыхание.

c. Обращайте внимание на ощущения, вызываемые дыханием в районе ноздрей или верхней губы. Или можно сосредоточиться на ощущении дыхания в животе. Проверьте, какой вариант для вас проще, и практикуйте его по крайней мере в течение целой сессии: это и будет ваш объект медитации.

d. Пусть ваше внимание остается на объекте медитации, в то время как периферийное осознавание будет расслаблено и открыто всему происходящему (например, окружающим звукам, физическим ощущениям в теле, фоновым мыслям).

e. Постарайтесь удерживать сосредоточение на объекте медитации. Ваш ум неизбежно отвлечется и начнет блуждать. Как только вы заметите это, порадуйтесь, что вспомнили о своем намерении медитировать, похвалите себя. Многие склонны к самокритике и разочаровываются, когда теряют сосредоточение, но это только мешает делу. Блуждание естественно для ума, поэтому неважно, что вы отвлеклись. Важно вспомнить о том, чтобы вернуть внимание к объекту медитации. Поэтому давайте этому действию позитивное подкрепление, обязательно поощряя себя всякий раз, когда будете вспоминать о медитации.

f. Снова мягко верните внимание к объекту медитации.

g. Повторяйте третий шаг, пока не закончится сессия медитации, и помните: плохо только одно — пропускать сессии!

 

Поле охвата внимания

Научившись направлять и удерживать внимание, вы будете развивать контроль над полем его охвата: расширять или сужать фокус внимания. Чтобы выполнять множество повседневных задач, нам бывает нужно расширить или сузить поле охвата внимания. Вдевая нитку в иголку или прислушиваясь к разговору в шумной комнате, мы должны очень постараться сосредоточиться и уделять внимание деталям. Когда мы смотрим футбольный матч, то сначала следим, например, за нападающим, но, когда мяч у него, мы начинаем смотреть шире, охватывая вниманием происходящее на всем поле. Хотя мы в состоянии немного управлять полем охвата внимания, обычно оно изменяется самопроизвольно под влиянием бессознательных импульсов.[13]

Внимание с расширенным полем охвата во многом похоже на переключающееся внимание, поскольку они оба могут охватить множество объектов. И оно тоже может пригодиться для работы в режиме многозадачности. Однако, когда мы стараемся придать вниманию устойчивость, самопроизвольно расширяющееся поле охвата поспособствует всевозможным отвлечениям. Внимание не обретет настоящей устойчивости, пока мы не научимся сознательно устанавливать поле охвата и удерживать его таким.

Этот навык развивают в основном на шестом этапе, когда внимание обрело некоторую устойчивость. Вы научитесь контролировать его, выполнив ряд упражнений на целенаправленное сужение и расширение поля охвата. Как на шестом, так и на седьмом этапе особый упор делается на однонаправленном сосредоточении на объекте медитации. На восьмом этапе вы в полной мере освоите навык контролирования поля охвата и сможете расширять его настолько, что в него попадет весь сознательный ум, причем это будет единое, открытое и расширяющееся «не-сосредоточение». Обычно с таким широким полем охвата люди просто смутно осознают множество вещей одновременно.[14] К счастью, силу сознания также можно повысить, так что ясность сохранится. Это подводит нас к обсуждению следующей цели медитации — осознанности.

 

Таблица 3. Сравнение периферийного осознавания и внимания

Периферийное осознавание Внимание Целостное, видит взаимоотношения и контекст Выделяет и анализирует Фильтрует всю входящую информацию Выбирает информацию из периферийного осознавания Служит системой быстрого оповещения Сосредотачивается на конкретных объектах Короче обработка, быстрее реакции Дольше обработка, медленнее реакции Менее личностное, более непредвзятое Более эгоистичное Может быть направлено вовнутрь или вовне Может быть направлено вовнутрь или вовне

Все, что мы думаем, чувствуем, говорим или делаем в каждый момент времени — кто мы и как мы поступаем — все в конечном итоге зависит от взаимодействия между вниманием и периферийным осознаванием. Осознанность — это их оптимальное взаимодействие, поэтому, развивая осознанность, мы можем изменить свои мысли, чувства, слова и поступки к лучшему. Мы можем совершенно преобразиться.

Развитие осознанности

Почему мы от природы недостаточно осознанны? Почему приходится развивать в себе это качество? На то есть две основные причины. Во-первых, большинство из нас никогда как следует не училось пользоваться периферийным осознаванием. Во-вторых, нам не хватает сознательных сил, чтобы поддерживать осознанность, особенно когда она нужна нам больше всего.

Первую из этих проблем я называю «синдромом недостатка осознанности».[18] Это хроническая нехватка осознанности, связанная с перенапряжением внимания. Большинство людей слишком интенсивно используют внимание, поскольку могут непосредственно контролировать его, в отличие от периферийного осознавания. Осознавание включается автоматически, как реакция на внешние или внутренние стимулы, поэтому о нем легко забыть. Если постоянно игнорировать периферийное осознавание, пользуясь только вниманием, первая способность в конце концов прекратит развиваться. Во время медитации, когда возможность отвлечения сведена к минимуму, мы можем научиться эффективно пользоваться периферийным осознаванием и развить навык совмещения его с вниманием. Однако тренировка внимания и периферийного осознавания — только часть тренировки осознанности.

Многие забывают о другой части: о развитии силы самого ума. Без этого ваша практика осознанности не продвинется далеко, и осознанность по-прежнему будет подводить вас, когда вы нуждаетесь в ней больше всего, особенно в повседневной жизни. Например, если у вашей жены или вашего мужа был тяжелый день на работе и они ворчат, что вы приготовили плохой ужин, вам нужна осознанность, чтобы непредвзято увидеть настоящую причину этих жалоб. Но во власти сильных эмоций вы тратите все силы на перенапряжение внимания и видите только два варианта — «дерись или убегай». Осознанность не работает, а внимание сосредотачивается на критике как на направленной лично на вас. Устойчивая осознанность требует сознания сильнее обычного.

Сознание можно представить в виде источника ограниченной энергии. И внимание, и периферийное осознавание берут энергию из этого общего источника. Им обоим доступно лишь ограниченное количество энергии, поэтому всегда приходится идти на компромисс. Когда внимание напрягается, чтобы сосредоточиться на объекте, поле сознания начинает сокращаться, и периферийное осознавание фона тускнеет. Если еще усилить напряжение, то совершенно исчезнут контекст и руководство, которые предоставляло периферийное осознавание. В таком состоянии осознанность больше не может следить за тем, чтобы внимание направлялось именно туда, где оно нужно и принесет наибольшую пользу. Это словно надеть на глаза шоры. Сознанию просто не хватает сил, чтобы продолжать осознавать всю ситуацию, одновременно напряженно сосредотачиваясь на объекте. Эта проблема всегда возникает, когда внимание истощает ваши силы, например, в ходе спора, когда нужно срочно решить проблему или когда вы влюблены.

_________________________________________________________________________

Осознанность можно потерять множеством разных способов, но все они сводятся к тому, что у нас не хватает сил оптимально совмещать внимание и периферийное осознавание.

_________________________________________________________________________

Осознанность можно потерять множеством разных способов, но все они сводятся к тому, что у нас не хватает сознательных сил на то, чтобы оптимально совмещать внимание и периферийное осознавание. Чтобы следить за множеством объектов, со стороны сознания необходимы значительные затраты сил, поэтому мы теряем осознанность.[19] Итак, мы теряем осознанность всякий раз, когда внимание быстро переключается между разными объектами, например, когда мы пытаемся делать несколько дел одновременно.[20] Из-за эмоционального стресса происходит то же самое: за наше внимание сражается столько тревог и волнений, что мы в них теряемся. Безусловно, притупленность ума тоже не дает нам быть достаточно осознанными. Напротив, когда мы расслабленны, осознанность обычно раскрывается, и напряжение рассеивается. Но расслабьтесь еще больше, и внимание будет все тускнеть и тускнеть. Чаще всего это приводит к притупленности ума. Поскольку внимание и периферийное осознавание питаются из одного и того же источника ограниченных сознательных ресурсов, когда одно из них усиливается, второе слабеет. Как следствие, мы действуем не самым оптимальным образом и теряем осознанность.

_________________________________________________________________________

Внимание и периферийное осознавание питаются из одного и того же источника ограниченных сознательных ресурсов. Цель заключается в том, чтобы повысить общую силу сознания, доступную им обоим.

_________________________________________________________________________

Если вы будете правильно тренировать осознанность, то придете к равновесию, обеспечите больше сознательных сил для оптимального взаимодействия, и вам не придется идти на новые компромиссы. Таким образом, цель заключается в том, чтобы повысить общую силу сознания, доступную как вниманию, так и периферийному осознаванию. В результате периферийное осознавание обретает б о льшую ясность и вы учитесь использовать внимание уместным образом: целенаправленно, здесь и сейчас, не путаясь в оценочных суждениях и проекциях.

Как усилить осознанность

В процессе усиления осознанности нет ничего загадочного. Он во многом похож на тяжелую атлетику. Вы просто выполняете упражнения, в ходе которых тренируетесь одновременно удерживать пристальное внимание и сильное периферийное осознавание. Это единственный способ усилить сознание. Чем четче вы сделаете внимание, удерживая осознавание, тем сильнее станете. Проходя этапы, вы познакомитесь с различными упражнениями. На более высоких этапах медитации внимание и периферийное осознавание сливаются в единую, полностью интегрированную систему. Более подробно вы узнаете об этом в главе, посвященной восьмому этапу.

_________________________________________________________________________

Развить мощную осознанность значит улучшить природную способность, которая есть у каждого из нас. Это как тренировать мышцу.

_________________________________________________________________________

Развить мощную осознанность значит улучшить природную способность, которая есть у каждого из нас. Это как тренировать мышцу. Задумайтесь на мгновение, как в течение дня у вас изменяется концентрация внимания и ясность ума. Иногда вы бодры, энергичны и сосредоточены. Идеальный пример — ситуация, когда вашей жизни что-то угрожает: время замедляется, мы четко видим каждую деталь, ярко воспринимаем каждый цвет, форму, звук и ощущение. Может возникнуть ощущение, что вы — посторонний наблюдатель, который лишь следит за развитием событий. Спортсмены называют такое сверхосознанное состояние «находиться в потоке». Это первая крайность. С другой стороны, в течение дня бываем, что вы чувствуете вялость. Нехватка ментальной энергии вызывает притупленность, а затем сонливость. В таком состоянии мы пропускаем большую часть происходящего вокруг и часто неправильно понимаем то, что воспринимаем. Переутомление или алкоголь могут вызвать очень сильную притупленность. Глубокий сон — крайняя степень притупленности.

_________________________________________________________________________

Выполняя практику, вы будете стабильно двигаться от притупленности к более совершенным состояниям сознания, в которых повышается осознанность.

_________________________________________________________________________

Такие разные состояния демонстрируют весь спектр возможностей вашего ума. Сравните свое обычное состояние с уровнем осознанности спортсмена «в потоке» или человека в экстренной ситуации. Вы поймете, что в повседневной жизни возможны разные соотношения притупленности и осознанности. Выполняя эту практику и проходя этапы, вы будете стабильно двигаться от притупленности к более совершенным состояниям сознания, в которых повышается осознанность.

Рост сознательных сил подразумевает, что повышается качество и внимания, и периферийного осознавания. Их взаимодействие серьезно меняется следующим образом:

· периферийное осознавание не тускнеет, когда внимание сильно сосредоточено,

· периферийное осознавание лучше справляется с задачей установки контекста и помогает вам лучше чувствовать, как объекты связаны друг с другом и с ситуацией в целом,

· периферийное осознавание более тщательно обрабатывает информацию и лучше отбирает объекты, подходящие для сосредоточения на них внимания,

· внимание всегда направляется на наиболее важные объекты,

· внимание становится яснее, интенсивнее, более эффективно анализирует объекты,

· поскольку периферийное осознавание сильнее, внимание не теряется в предвзятости и проекциях. Восприятие становится менее предвзятым и лучше видит вещи «как они есть», осознанно.

Преимущества осознанности

_________________________________________________________________________

Благодаря осознанности наша жизнь становится богаче и приносит нам больше удовлетворения. Вы не обижаетесь на критику. Внимание занимает подходящее ему место рядом с мощной осознанностью, охватывающей широкий круг происходящего.

_________________________________________________________________________

Благодаря развитой осознанности наша жизнь становится богаче и приносит нам больше удовлетворения. Вы не обижаетесь на критику. Внимание занимает более подходящее ему место рядом с мощной осознанностью, охватывающей широкий круг происходящего. Вы полностью присутствуете в настоящем моменте, счастливы и расслабленны, поскольку уже не так легко вовлекаетесь в истории и мелодрамы, которые любит изобретать ум. Вы более уместно и эффективно пользуетесь силой внимания, чтобы исследовать окружающий мир. Вы становитесь более непредвзяты, ваш разум проясняется и вы лучше осознаете общую картину событий. Развив все это, вы будете готовы к глубинному Постижению истинной природы реальности. Таковы необыкновенные блага осознанности.

 

Подведение итога

У практики медитации есть две главные цели:

· развить устойчивое внимание

· развить мощную осознанность, которая оптимизирует взаимодействие внимания и периферийного осознавания.

Многим известно, что философы Дзен сравнивают ум с озером. Так удобно представлять себе практику и цели медитации. Если вода неспокойна, ее баламутят ветры и течения, то на поверхности не возникнет четкого отражения, и мы не сможем увидеть дно озера. Но когда вода успокаивается, грязь оседает и вода становится прозрачной. В тихой глади озера прекрасно отражаются небо и облака.

Аналогично, если ум возбужден и обеспокоен повседневными проблемами, он не может точно отразить реальность. Вместо этого он путается в проекциях и не видит общей картины. Внутренняя работа ума также замутнена: большое количество мусора в уме мешает мыслить. Чтобы сделать воду спокойной, чистой и прозрачной, главное — развить устойчивое внимание. Осознанность подобна солнечному свету, который освещает поверхность воды и проникает на глубину.

Однако не забывайте, что путь важен не меньше, чем цель. Описанные в этой книге этапы должны привести вас в состояние мира и Постижения, но они сами по себе суть увлекательное путешествие, в ходе которого вы изучите природу ума. Наслаждайтесь этой прекрасной и временами трудной дорогой. Цель заключается не только в том, чтобы получить тихую и спокойную воду, но в том, чтобы изучить состав воды, успокаивающейся и очищающейся до кристальной прозрачности.


[1] Пали: m ano-āyatana.

[2] К сожалению, пройдя десятый этап, вы не обретете окончательной свободы от омрачений страсти и ненависти, а также от страдания, которое они вызывают. Однако практика временно подавит их проявление. Страдание и причины страдания вновь проявляются, если в вашей практике наступает длительный перерыв; их также вызывает губительное влияние старения и болезней на тело и ум.

[3] Пали: anuttaram citta. Непревзойденный ум располагает мгновенным доступом к глубочайшему медитативному погружению (дхьяне) и представляет собой наиболее развитую форму upacāra samādhi («сосредоточения доступа»). Когда все эти факторы будут оставаться с вами между сессиями медитации, вы сможете эффективно, как никогда раньше, практиковать установки памятования (пали: satipatthāna, см. текст Махасатипаттхана-сутры, Дигха Никая 22). Этот непревзойденный ум выступает самым благоприятным ментальным условием для того, чтобы быстро достичь глубинного Проникновения в истинную природу реальности и окончательного Освобождения.

[4] Эти пять качеств мастера соответствуют пяти из семи факторов Просветления (пали: satta sambojjhaṅgā), описанных Буддой: спонтанно устойчивое внимание (samādhi), осознанность (sati), радость или восторг (pīti), покой (passaddhi) и равностность (upekkhā). Другие два — исследование феноменов (dhamma vicaya) и усердие (viriya). Оба эти фактора вы практикуете в продолжение всех десяти этапов.

[5] Сознание — это процесс обмена информацией между разными частями ума.

[6] Сосредоточение и периферийное осознавание связаны с двумя разными мозговыми системами, которые в корне отличаются друг от друга способами обработки информации. При сосредоточении задействована билатеральная дорсальная сеть структур. в том числе задняя часть внутритеменной борозды, фронтальное глазодвигательное поле и веретенообразная извилина в обоих полушариях головного мозга. Эта дорсальная сеть избирательна в отношении объектов, движется от общего к частному, подконтрольна сознанию и намерениям, имеет точку фокуса, в высокой степени вербализована, абстрактна, в основном концептуальна и оценочна. В работе периферийного осознавания участвует правополушарная вентральная сеть, к которой относятся правый височно-теменной узел и правая вентролатеральная лобная доля. Вентральная сеть создает открытое осознавание, которое автоматически реагирует на новые стимулы, способно прекращать и перемещать внимание, движется от частного к общему, управляется стимулами, панорамно, минимально вербализовано, конкретно, главным образом чувственно и безоценочно. Главная общая характеристика двух систем в том, что обе они составляют сознательный опыт. Деятельность дорсальной и вентральной системы координируется правой нижней лобной извилиной и правой средней лобной извилиной. См. Дж. Остин, «Бессамостное постижение: дзен и преображение сознания в медитации». (Austin, James H. Selfless Insight: Zen and the Meditative Transformations of Consciousness. 2 изд. Boston: The MIT Press, 2011. Стр. 29-34, 39-43, 53-64.)

[7] Это и не осознавание в более общем смысле, куда входят и сознательное, и бессознательное познание.

[8] Направленное внимание — способность в краткосрочном периоде времени реагировать на конкретные раздражители, не смешивая реакций, целенаправленно или самопроизвольно, например, когда внимание привлекает звонящий телефон или другое неожиданное происшествие. Здесь нас будет интересовать именно целенаправленное перемещение внимания. Поле его охвата может быть любым.

[9] Удержание внимания подразумевает способность длительное время сохранять стабильное сосредоточение, выполняя длинное или повторяющееся действие. Это не то же самое, что фиксация на чем-либо из-за страха, желания и прочих сильных эмоций. В данном случае нас особо интересует целенаправленное удержание внимания, а не импульсивная фиксация.

[10] Если разобраться, этот бессознательный процесс играет ключевую роль в эффективном распределении ограниченных ресурсов внимания. Синдром дефицита внимания (СДВ, англ. ADD) — хороший пример того, как этот процесс может нарушиться. Препараты, назначаемые людям с СДВ, например, амфетамины, по всей видимости, влияют на механизм работы внимания и помогают человеку управлять им. (Прим. пер.: в западных странах разрешено использование амфетаминов в качестве медикаментов.)

[11] Однонаправленное сосредоточение — крайняя степень избирательности внимания, подразумевающая способность выбирать и удерживать в фокусе внимания определенный набор объектов в условиях, когда вниманием пытаются овладеть посторонние стимулы.

[12] Словами Будды: «Говорю вам, намерение — это карма. Порождая намерения, вы создаете карму тела, речи и ума». (Ангуттара-никая 6:63). Термину «карма» соответствуют karma на санскрите и kamma на пали.

[13] Внимание должно быть избирательным и сосредотачиваться на том, что наиболее важно в данный момент. Дело в том, что каждую секунду наши чувства воспринимают миллиарды битов информации. Наш мозг в состоянии обработать лишь часть этой информации, причем скорость сознательной обработки информации крайне мала: всего 30-70 битов в секунду. (Циммерманн М. Нейрофизиология сенсорных систем // Основы сенсорной физиологии / Под ред. Р. Шмидта. М.: Мир, 1984. См. также Тор Норретрандерс, «Иллюзия пользователя. Урезание сознания в размерах» и Тимоти Уилсон, «Незнакомцы самим себе».) Другими словами, сознательный ум ограничен. Способность расширять и сужать поле охвата внимания — важная составляющая способности к избирательному вниманию.

[14] За расширение или сужение поля охвата внимания всегда приходится платить. Чем шире охват, тем по большей площади распределяется сила сознания и тем меньше вы осознаете любой конкретный предмет. То есть если пытаться одновременно следить за всеми игроками на поле, вы будете уделять меньше внимания каждому конкретному игроку. И напротив, чем более внимательно вы наблюдаете за одним объектом, тем менее вы осознаете остальные. Итак, чем больше вы фокусируетесь на том, чтобы вдеть нитку в иголку, тем хуже вы замечаете все остальное. Именно из-за этого ограничения для практикующих медитацию так важно умение сознательно контролировать поле охвата внимания.

[15] Периферийное осознавание состоит из очень большого числа серийных процессов, одновременно обрабатывающих поток данных от разных органов чувств (т.е. происходит параллельная обработка больших массивов данных). Цель такой обработки — установить контекст и найти что-либо важное, сканируя поле в поисках объектов, помеченных в уме как важные, и активируя автоматические моторные реакции.

[16] Внимание очень детально обрабатывает информацию, используя для этого сравнительно небольшое число ментальных процессов в один момент времени, поэтому оно в основном действует серийно. Это еще одна важная причина того, что внимание и периферийное осознавание работают с разной скоростью.

[17] Тренировка осознанности включает в себя развитие периферийного осознавания, направленного и вовне, и внутрь. На более высоких этапах вы будете заниматься исключительно внутренней осознанностью.

[18] Действительно, многие проблемы, обычно связываемые с синдромом дефицита внимания (СДВ), вызваны нехваткой осознанности, в свою очередь вызванной чрезмерно активным вниманием. Неудивительно, что при СДВ выписывают лекарства, стабилизирующие внимание, не дающие ему постоянно перемещаться. Стабилизация внимания в медитации крайне важна для повышения осознанности.

[19] Выше мы сравнивали взаимоотношения внимания и периферийного осознавания со взаимоотношениями между прямым и боковым зрением. Заметьте, если ваш взгляд постоянно перемещается с одного объекта на другой, боковое зрение пропадает. Аналогично, когда внимание быстро перескакивает с объекта на объект, целостную картину взаимоотношений между объектами, созданную осознанностью, замещает поток крайне субъективных впечатлений и проекций. Следовательно, совершенно необходимо развивать устойчивость внимания, чтобы также обрести периферийное осознавание, нужное для осознанности. Пока внимание переключается между объектом медитации и тонкими отвлечениями, вы также не достигнете сильной метакогнитивной внутренней осознанности.

[20] Все больше исследований подтверждает, что многозадачность неэффективна, приводит к несчастным случаям, увечьям, а также ошибкам, из-за которых работу приходится переделывать. Конечно, бывает, что неизбежно приходится делать несколько дел одновременно, и мы способны на это. Также бывает, что, сравнив сэкономленное время и риск ошибиться, мы принимаем решение, что имеет смысл пойти на риск, например, когда с кем-нибудь разговариваем и одновременно режем лук. Но ненужная и чрезмерная многозадачность создает проблемы как отдельным людям, так и обществу в целом.

[21] Как невозможно развить осознанность без устойчивого внимания, так и по-настоящему устойчивое внимание невозможно без внутренней осознанности.

[81]термин встречался в первой части перевода, исправь, пожалуйста!

«устойчивое сосредоточение» на «устойчивое внимание»

[82]раньше переводила как «бдительность», но сейчас думаю, что осознанность - более точный перевод. Исправь, пожалуйста, в первой части.

Мастер медитации: этапы с восьмого по десятый


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.062 с.