Формы отрицания и метафоры, используемые в йоге неусложнения — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Формы отрицания и метафоры, используемые в йоге неусложнения

2019-08-07 183
Формы отрицания и метафоры, используемые в йоге неусложнения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

 

Глава 7

Особая практика

 

Опыт переживания нерастворения свидетельствует о фундаментальном изменении сознания. Если рассматривать это с позиции ментальных событий, то подобное изменение приводит к тому, что практикующие начинают воспринимать обычный поток ума совершенно иным способом. Для них это больше не последовательность отдельных ментальных событий грубого или тонкого уровня, а обширная вневременная совокупность взаимосвязанных предрасположенностей тончайшего уровня (bag chags),  которые, как кажется, возникают все вместе в одно и то же время. Практикующие начинают выполнять совершенно новые практики, которые называются «особые практики» (thun mong ma yin pa).  Согласно Джампелу Паво, особые практики выстраиваются на основе традиционных практик пребывания / успокоения и проникающего видения.[603] Эти практики предназначены главным образом для обнаружения истинной природы ума.[604]

В рамках традиции махаяны существует множество техник особой медитации, каждая из которых придаёт практикам продвинутого уровня уникальные черты. Особые практики, свойственные традиции махамудры, и соответствующая им специальная терминология отличаются от других продвинутых практик медитации махаяны – таких как практика прохождения бхуми бодхисаттв, тантрическая практика стадии завершения и дзогчен – практика великого совершенства (rdzogs chen).  Практики, о которых пойдёт речь в этой главе, основаны на подходе и терминологии, свойственных исключительно традиции махамудры.[605] В цикле особых практик махамудры существует две промежуточные стадии: йога единого вкуса (ro gcig gi rnal 'byor)  и йога немедитации (sgom med kyi rnal 'byor).  Обе эти йоги предназначены для создания условий для «зарождения просветления». [JP, f. 77b]

 

Йога единого вкуса

 

Термин «вкус» (ro)  в определении «йога единого вкуса» схож по значению с термином «великое желание» ('dod chags),[606] который использовался в ранних текстах традиции махамудры [JP, f. 78a]. Опыт переживания нерастворения – это настолько глубокое изменение сознания – на грубом, тонком и тончайшем уровнях ума, что, кажется, именно оно позволяет практикующим наконец получить представление о том, что, собственно, является духовным путём. Это переживание усиливает стремление достичь просветления. Неважно, на каком уровне ума происходит переживание, – каждое из них становится великим стремлением к просветлению. Однако это желание не должно становиться ещё одной формой привязанности. В зависимости от того, насколько безошибочно следуют Срединному пути практикующие, переживание «вкуса» просветления перестаёт быть искусственным ожиданием и становится самовозникающей (rang 'byung)  данностью особого состояния самадхи.

Йога единого вкуса, как следует из её названия, связана с равностностью (btang snyoms).  С позиции ментальных событий переход на тончайший уровень ума, который представляет собой основу или обширную совокупность взаимосвязанных кармических отпечатков потенциального опыта, приводит к тому, что практикующие переживают равностность всех возможных феноменов. Если говорить о позиции ума, то обширный океан сознавания-как-такового (rang rig pa)  проникает (khyab)  в эту обширную совокупность тончайших кармических предрасположенностей и при взаимодействии с любой из них руководствуется одной и той же истиной – пустотностью. Данный контекст подразумевает, что когда сознавание-как-таковое проникает в совокупность кармических предрасположенностей в пределах всех возможных миров и времён, то в этом процессе неизменно пребывает (gnas)  знание пустотности. В определённом смысле сознавание-как-таковое пребывает неизменно, потому что никогда не исчезает. Сознавание-как-таковое – это свойство естественного ума, которое изначально присуще ему на самом глубоком уровне.[607]

Иногда указывают на различие между грубым и тонким проникающим видением пустоты,[608] заключающееся в том, что обычные способы медитации проникающего видения связаны с грубым аспектом пустотности, а особые способы медитации – с тонким. Этот аспект пустотности называется тонким, поскольку с позиции несоставных, нерождённых предрасположенностей любой опыт на тончайшим уровне является по своей сути пустым. Пустотность – это свойство естественного ума, которое присуще ему изначально.

Йога единого вкуса предназначена для углубления опыта переживания естественного состояния ума. Практика пребывания / успокоения ума помогает избавиться от ментального содержимого грубого уровня, а практика проникающего видения помогает отсечь корни обычной идеи о собственном «я», внешних проявлений и представления о времени. Эти обычные практики были созданы для того, чтобы очистить грубые уровни ума таким образом, чтобы они всё меньше и меньше заслоняли его естественное состояние. Переход на особый уровень подразумевает обнаружение естественного состояния. Если рассматривать особый уровень с позиции ума, то на этом уровне сознавание-как-оно-есть присутствует изначально, в полной мере и никогда, ни на миг не прерывается. Для обозначения изначального сознавания, присущего уму, используется термин «состояние, в котором пребывает реализованный ум» (gnas lugs).  Если рассматривать особый уровень с позиции ума, то происходит радикальное смещение позиции наблюдения:

 

Практикуя медитацию махамудры, мы не фокусируемся ни на том, что освещает светильник, ни на том, кто его держит. Вместо этого мы наблюдаем с позиции самого светильника. В некотором смысле мы фокусируемся на том, что мы сами и есть светильник.[609]

 

Если говорить о позиции ментальных событий, то на особом уровне спонтанная активность обширной совокупности кармических склонностей (в отличие от искусственной активности, заключающейся в попытках пережить некий опыт) отличается ясностью и происходит беспрепятственно.[610]

Но если йога неусложнения открывает врата особого или тончайшего уровня ума, приводя к первому переживанию вкуса равностности, то йога единого вкуса является действующим средством (thabs)  или способом (tshul)  практиковать, используя особый уровень ума в качестве позиции наблюдения. Медитирующие учатся стабилизировать этот особый уровень самадхи, приводя позицию наблюдения в соответствие с тем состоянием, в котором пребывает реализованный ум, чтобы наблюдать спонтанную активность кармических склонностей, взаимозависимо возникающих как события грубого уровня, таких как ментальные образы, мысли или эмоции. С позиции состояния, в котором пребывает реализованный ум, все эти ментальные события лишь указывают на кармическую тенденцию естественного ума проецировать феномены,[611] то есть, другими словами, – его функцию генерировать события. Всё, что, как кажется, возникает в потоке ума – каким бы многообразием и богатством форм оно ни отличалось, пронизано пустотностью и ясностью, присущими естественному уму. Все эти кажущиеся разнообразные события обладают единым вкусом пустотности / ясности.

Реализацию в рамках традиции сутры можно сравнить с реализацией единого вкуса. В традиции сутры практикующие медитируют на связи между пустотностью и взаимозависимым возникновением. Медитирующие приходят к пониманию, что каждое отдельное возникающее ментальное событие естественным образом объединено с пустотностью[612] и эта пустотность присутствует одновременно с кажущимся проявлением.[613]

С точки зрения особого уровня естественный ум и его способность генерировать ментальные события являются нераздельными. Джамгон Конгтрул объясняет это следующим образом:

 

Единый вкус – это единство внешних объектов и их внутреннего сознавания. Разницы между субъектом и объектом более не существует.[614]

 

Однако на особом уровне эта основополагающая недвойственность ума и его проявлений не означает, что ментальные события и вовсе не происходят. Александр Берзин в своей книге «Махамудра традиции гелуг-кагью»[615] предостерегает от крайности нигилизма следующим образом:

 

Недвойственность не означает, что ум и его объекты становятся полностью идентичными, то есть одним и тем же. Опыт всегда наделён содержанием… «Недвойственный» означает в этом случае, что в любой момент эти два понятия – ум и его объекты, или, другими словами, опыт восприятия и его содержание – всегда предстают как обладающие единой сущностью.[616]

 

Тибетское слово zung 'jug  «пара», или «единство», дословно означает «войти в контакт» или «соединиться друг с другом». Практика единого вкуса – это способ установить на особом уровне естественную связь между умом и опытом, который он переживает, таким образом, чтобы эту связь можно было бы обнаружить и на обычном уровне кажущегося проявления. Особая практика уделяет главное внимание сведению воедино относительной и абсолютной истин таким образом, чтобы обе истины пребывали в недвойственной взаимосвязи:

 

Объекты – множество [кажущихся ментальных образов] – великое блаженство; субъект – высшая степень пустотности; и их единство – блаженство и пустотность, одновременно рождённые; также относительная истина в форме иллюзорного тела; абсолютная истина в форме ясного света; и недвойственность обеих истин – единый вкус. Они рождаются одновременно, представляют собой единство. Все феномены, проявляясь в рамках [обычного] представления о времени, не усложняются искусственным путём во что-то [что обладает независимым реальным существованием] и потому предстают как пустые. Несмотря на то что они ни во что не усложняются, их проявление тем не менее происходит, и в силу этого они предстают как [недвойственное] единство проявления и пустотности, или единый вкус. Поэтому, коль скоро ты познал, что блаженство и пустотность, ясность и пустотность, сознавание и пустотность – это [недвойственные] единства, теперь ты знаешь, что значит «множество, обладающее единым вкусом». [JP, f. 79a][617]

 

Пема Карпо описывает медитацию единого вкуса одним-единственным афоризмом:

 

Йога единого вкуса – это уравнивание вкуса всех феноменов и проявления / ума, в результате которого они становятся неразличимыми. [PK, f. 12a]

 

Это определение построено таким образом, чтобы сохранить последовательную связь с практиками предыдущих этапов, а также внести новые элементы, которые не являются частью этой последовательной связи. Слово «нераздельные» (dbyer med)  связано с практикой медитации искусного проникающего видения (искусного распознавания), в рамках которой была устранена разница между проявлением и умом. Фраза «уравнивание вкуса всех феноменов» указывает на связь йоги единого вкуса с йогой неусложнения, особенно с точки зрения равностности. В то же время существительное, образованное от глагола snyoms pa  «уравнивать», направлено на объект – ro  «вкус», в результате чего получается фраза «уравнивание вкуса». Эта лингвистическая конструкция отражает суть практики йоги единого вкуса. Равностность всех потенциальных ментальных образований не является результатом пассивной, мгновенной реализации. Напротив, это результат последовательной, регулярной практики, и его достижение подчиняется закону причины и следствия.

Несмотря на то что обычные феномены, возникающие в уме, теперь рассматриваются как основа мудрости, очень важно помнить о том, что на данном этапе опыт восприятия этих феноменов происходит с абсолютно иной позиции. На самом деле один из самых главных вопросов, возникающих в процессе медитации на едином вкусе, заключается в том, как воспринимать обычные ментальные события и какие специальные термины использовать для описания этого опыта восприятия. Воспринимаются ли кажущиеся ментальные события как последовательность отдельных событий, возникающих одно за другим, или они воспринимаются одновременно как совокупность всего потенциально возможного опыта? Согласно наставлениям по сохранению результатов данной практики, неверно было бы утверждать, что феномены проявляются как отдельные события, обусловленные временем, или возникают все разом. Оба этих утверждения являются крайностями. События не являются ни множеством, ни чем-то одним. С абсолютной точки зрения эти концепции являются пустыми. Однако с относительной точки зрения может показаться и то и другое – то, что возникает множество отдельных моментов ума, или то, что присутствует лишь совокупность взаимосвязанных тончайших привычных склонностей. Слова Пема Карпо «все феномены и проявление / ум» отражают этот парадокс. Оборот «все феномены» указывает на опыт переживания нерастворения, когда совокупность тончайших склонностей ума проявляется одновременно. Оборот «проявление / ум» указывает на обусловленную временем последовательность отдельных ментальных событий и соответствующие им одновременно присутствующие позиции пребывания и движения. Противопоставлением этих оборотов Пема Карпо указывает на парадокс, заключающийся в том, что ментальные события, как кажется, возникают одновременно с обоими этими путями и не возникают ни с одним из них.

Каждый кажущийся отдельным момент ума содержит тончайший отпечаток всей совокупности взаимосвязанных склонностей, обусловливающих существование всех земель сансары. Именно поэтому Джампел Паво сравнивает медитацию на едином вкусе с «разными вкусами» сансары:

 

[Множество] вкусов сансары и единый вкус медитации – это один и тот же вкус. Вот что здесь подразумевается. [JP, f. 79b][618]

 

 

Воззрение

 

Вместерождённый ум

 

Ключевым специальным термином в традиции махамудры является термин lhan cig skye sbyor  (санскр. sahaja). Дословно этот термин можно перевести как «одновременно возникающие вместе», «совозникающие» или «вместерождённые». Вместерождённость имеет несколько специальных значений: 1) это означает, что, когда сознавание-как-оно-есть принято в качестве позиции наблюдения особого уровня, то сознавание, присущее уму, и содержимое его опыта восприятия возникают одновременно как нераздельные аспекты; 2) обширная совокупность всего потенциально возможного опыта и возникновение в потоке ума кажущихся отдельных ментальных событий совмещаются в каждом моменте опыта восприятия; 3) с позиции сознавания-как-оно-есть ясность и пустотность совместно возникают в каждый кажущийся момент опыта восприятия; 4) с позиции ума особый уровень практики ведёт к глубокой реализации сознавания-как-оно-есть. Сознавание-как-оно-есть становится всё меньше похоже на обычное сознавание,[619] которое функционирует в рамках паттернов обычного представления о собственном «я», или даже в рамках кажущегося уникальным индивидуального сознания практикующих. После очищения подобных построений ума каждый кажущийся момент сознавания-как-оно-есть соединяется с дхармакаей – основой, или измерением сознавания, которое пронизывает всё сущее. С этой точки зрения каждый момент сознавания возникает совместно с пробуждённой мудростью. Этот вместерождённый ум – прямой опыт переживания сознавания-как-оно-есть (как индивидуального сознания практикующих, так и всеобщей основы), и кажущиеся объекты опыта восприятия возникают как изначально нераздельное единство. Коренные наставления Таши Намгьяла точно передают всю сложность специальной терминологии, связанной с понятием вместерождённого ума:

 

[Если наблюдать с одной позиции, то] обычный ум связан с пробуждённой мудростью вместерождённости проявления, или [если наблюдать с другой позиции, то] вместерождённость пустотности связана с обычным умом, который [как кажется] возникает как характеристики и обладающие независимым существованием характеристики.[620] Если говорить кратко, то комбинации понятий – сознавание / пустотность, ясность / пустотность, проявление / пустотность и пустотность самой вместерождённости – по смыслу не отличаются друг от друга. [TN, 425]

 

Нераздельность сознавания, присущего уму, и содержимого опыта восприятия чётко передаётся комбинацией терминов «ясность / пустотность», а когда это содержимое связано с кажущимся внешним проявлением, то используется комбинация проявление / пустотность. Таши Намгьял продолжает объяснение того, как прямой опыт переживания вместерождённого ума происходит на всех уровнях:

 

Истинная природа вместерождённого ума заключается в том, что опора [brten]  и движение [g.yo]  трансформируются сознаванием-как-таковым, которое пронизывает [khyab bdag]  всю сансару и всю нирвану и по природе своей подобна [обширному] пространству [с позиции ума] и ясному свету [с позиции ментальных событий]. [TN, 418]

 

Этот отрывок иллюстрирует, каким образом сознавание-как-таковое высшего уровня пронизывает, или наполняет, все уровни феноменального мира – как на тончайшем, или особом, уровне, так и на тонком (движение) и грубом (опора) уровнях кажущегося потока ума, обусловленного обычным представлением о времени.

Таши Намгьял останавливается на этом определении более подробно, приводя цитату из «Хеваджра-тантры»:

 

Смысл вместерождённости тебе не смогут объяснить другие люди. [Тебе необходимо самому получить опыт переживания]. Слова же означают следующее: 1) сама основа феноменов, так же как и каждый отдельный момент опыта восприятия, относящийся к [категориям грубого и тонкого уровней, ] опоры и движения [chos],  и 2) [сознавание] этих феноменов [chos can]  – изначально пребывают как единство, не [разделяясь] на одно [объекты] и другое [субъект]. Это и называется вместерождённые. [TN, 419]

 

Слово «вместерождённый» более точно передаёт смысл, чем его синоним «единство», поскольку отражает как аспект времени «возникают вместе с», так и вневременной аспект «пребывают вместе с самого начала». Уточнения «вместе с» (lhan cig)  и «в одно и то же время» (dus mtshungs par)  подчёркивают абсолютную пустотность времени и реального существования, указывая, что непосредственно в самом начале возникновение любого кажущегося момента относительного опыта восприятия его абсолютная истина – пустотность – присутствует одновременно с ним.

Когда позицией наблюдения становится особый уровень ума, каждый кажущийся момент относительного опыта восприятия приводит к одной и той же реализации. Достижение единого вкуса, таким образом, – это осознание равностности и пустотности всех кажущихся ментальных событий, которые составляют относительный поток ума, и обширной совокупности потенциального опыта восприятия. Такие специальные термины, как «пронизывающее» (khyab bdag),  используются, чтобы подчеркнуть, что сознавание-как-таковое является свойством естественного ума. Самосознавание с позиции особого уровня ума пронизывает все феномены, в силу того что в конечном итоге именно оно и является дхармакаей. Таши Намгьял цитирует «Хеваджра-тантру»:

 

В тантре «Два знака» сказано:

 

«Эта глубокая мудрость, будучи основой, пребывает повсюду —

Таким образом, что не является ни двойственной, ни недвойственной; ни существует как что-то реальное, ни не существует как что-то реальное. Это наивысшее состояние пребывает, пронизывая всё, что находится в покое и движется». [TN, 418]

 

Сознавание-как-таковое пронизывает все события потока ума, который, как кажется, обусловлен обычным представлением о времени, точно так же, как оно и пронизывает особую совокупность взаимосвязанных склонностей. На обычном уровне опыт восприятия каждого кажущегося проявления несёт в себе одну и ту же истину, которая отзывается во всех мирах и временах.

 

В тексте «Царь самадхи» [санскр. Samādhirāja]  сказано, что истинная природа всех феноменов – равностность – присутствует в каждом из них:

 

«Форма ведёт к реализации…

Между формой, реализацией и равностностью

Не обнаружить разницы…

Будучи одной и той же природы,

Все феномены [сансары], где бы они ни были,

Не отличаются от нирваны.

 

В тантре „Сампута“ сказано:

„Когда видишь [определённые] формы,

Когда слышишь звуки,

Когда говоришь,

Когда воспринимаешь различные [события во время медитации] и когда что-нибудь делаешь [в периоды после медитации], [естественный] ум одинаково недвижим“.

Для тех практикующих, кто обладает таким знанием, [относительное и абсолютное] всегда будут сливаться воедино.

Это наивысшее устремление к просветлению (бодхичитта).

Это нерушимый алмаз Ваджрасаттвы.

Это совершенное просветление Будды». [TN, 445–446]

 

В устной традиции единство относительного и абсолютного описывается с помощью определённых метафор:

 

Вместерождённость ума и вместерождённость проявления считаются нераздельными, как солнце и его свет или как сандаловое дерево и его запах. Нагарджуна сказал: «Природа цветка – его аромат, природа огня – его жар, [истинной же] природой феноменов считается пустотность»… Относительная истина считается пустотностью, а пустотность считается относительной истиной. Если бы это было не так, у тебя не родилась бы уверенность. Если это так, то кажущиеся относительные переживания опыта восприятия непостоянны. [TN, 422]

 

Таши Намгьял предупреждает, что вновь ставшее актуальным кажущееся проявление, связанное с обычным опытом восприятия, само по себе не является вместерождённым. Относительный опыт восприятия должен быть объединён с сознаванием-как-таковым (rang rig pa)  [TN, 423]. Специальные термины, такие как «всегда присутствует» и «изначально», указывают, что позицией наблюдения теперь является сознавание-как-таковое, которое поддерживается на особом уровне ума таким образом, чтобы относительный опыт восприятия всегда сопровождался пониманием пустотности, присущим этой позиции. Следует заметить, что метафора «солнце и его свет» может привести к неправильным выводам, потому что солнце не обладает сознаванием-как-таковым. Такие фразы, как «мудрость вместерождённости», показывают, что измерение светоносности, или измерение мудрости сознавания-как-такового, необходимо объединять с каждым моментом относительного опыта восприятия [JP, f. 81b].

 


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.043 с.