Срединный путь, свободный от крайностей — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Срединный путь, свободный от крайностей

2019-08-07 178
Срединный путь, свободный от крайностей 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Поскольку эти техники медитации устраняют крайние воззрения, то их благой результат называется «опыт Срединного пути» (dbu ma'i lam)  [JP, f. 73b]. Ментальные события ни возникают, ни не возникают; они ни существуют, ни не существуют. Эти крайние воззрения объединены Нагарджуной в знаменитые «восемь крайностей»:

 

Ты отринешь восемь крайностей, о которых говорил мастер Нагарджуна,

 

«В силу взаимозависимого возникновения, что-то происходит, но

Нет ни возникновения, ни прекращения.

Нет ни нигилизма, ни этернализма.

Нет ни приходящего, ни уходящего.

Нет ни одного, ни многих событий.

Всё, что стремится к усложнению, снова и снова приходит в состояние, близкое к покою». [JP, f. 73b][593]

 

В буддизме махаяны крайние воззрения объединены и обозначаются термином «нигилизм и этернализм» (rtags pa dang chad pa).  Эти разновидности воззрения ассоциируются с обычными представлениями о времени и реальном существовании. Как показано в отрывке, ключом к достоверному воззрению является прямой опыт переживания взаимозависимого возникновения,[594] который сменяет обычное представление о времени. Феномены ни существуют, ни не существуют, и всё же они, как кажется, возникают в силу взаимозависимости (rten 'brel).  Термин «взаимозависимость» используется для того, чтобы показать, что произошла фундаментальная реорганизация потока ума.[595]

Джампел Паво приводит цитату из тантрического текста:

 

Реализация не имеет ни начала, ни конца. Это покой. Покой не имеет ни начала, ни конца, и [естественный] ум не возникает и не прекращается. Это то, что называют «быть без начала и без конца». [JP, f. 71a]

 

Фраза thog ma dang mtha' med pa  «не иметь ни начала, ни конца» используется для отрицания обоих крайних воззрений. Первая часть фразы – «без начала» – отрицает крайнее воззрение, при котором возникновение в какой-то момент кажущегося ментального события воспринимается так, как будто оно реально происходит. Вторая часть фразы – «без конца» – отрицает крайнее воззрение, при котором прекращение ментального события воспринимается так, как будто оно реально происходит. Фраза zhi ba  «покой» указывает на фундаментальную реорганизацию потока ума. Опыт восприятия времени изменяется – теперь это всеобщая одновременная взаимосвязанность, которая лучше всего выражается терминами «нерождённая» или «присутствующая изначально» (gdod nas skye med).  Термин skye med  можно перевести как «всегда присутствующий», если речь идёт о позиции ума, или как «нерождённые», если речь идёт о позиции ментальных событий. Таким образом, отрицается, что время – это событие, и вместе с тем утверждается, что истинная природа ума – это всегда присутствующее сознавание-как-таковое. Термин skye med  предназначен для отрицания восприятия времени с позиции крайнего воззрения этернализма. Фраза «присутствующее изначально» предназначена для отрицания восприятия времени с позиции крайнего воззрения нигилизма:

 

Сараха сказал:

«То, что рождено как составное, приходит в состояние покоя, подобного пространству.

Что может возникнуть после того, как устранено составное?

Оно всегда здесь, изначально.

Реализуй же то, чему учил твой лама». [JP, f. 72a]

 

Этот новый опыт описывается с помощью термина zhi ba,  который означает «успокаиваться» или «приходить в состояние покоя». В других местах текста этот глагол сопровождается уточнением – «приводить в состояние, близкое к покою» [JP, f. 71b]. Нагарджуна добавляет ещё одно уточнение. Он пишет «снова и снова приходить в состояние, близкое к покою». Таши Намгьял использует термины «успокаиваться самому по себе» (rang gzhi),  «интегрироваться самому по себе» (rang bsdu)  и «растворяться самому по себе» (rang thim).  Использование таких терминов подразумевает, что каждый раз, когда в силу обусловленности обычным представлением о времени мы привычно воспринимаем его как кажущуюся последовательность отдельных моментов ума, эти моменты ума быстро приходят в состояние покоя, снова и снова растворяясь в пустотности.[596]

Другой способ описать это состояние подразумевает использование термина «пустотность»:

 

Благодаря применению разных техник медитации на пустотности она пребывает повсюду, даже тогда, когда ум снова и снова вовлекается в усложнения [относительно времени]. Ты постигнешь пустотность, когда проведёшь тщательный поиск реального существования того, что, как кажется, подверглось усложнению, и того, что, как кажется, пребывает. После этого в уме родится блаженство. Ты постигнешь пустотность, когда проведёшь исследование того, существует ли ум как что-то [реальное]. Ты постигнешь пустотность, поискав везде, где только можно. [JP, f. 77a]

 

Поток ума сам становится проявлением непрерывного постижения пустотности. Это уверенное знание. Это то, что называют «истинной сущностью» (yang dag pa'i ngo bo).  Достоверное воззрение пустотности присутствует в самом опыте восприятия.

 

Нерастворение

 

Однако что-то всё равно продолжает происходить ('dug pa; 'byung ba).  Очень важно это понимать. Опыт восприятия продолжается. Этот опыт не является ни восприятием реальности отдельных моментов ума, ни окончательным их растворением. Для того, чтобы выразить этот особый плод медитации, используют определённые уточнения. Джампел Паво использует фразу «неполное пребывание» (rab tu mi gnas)  [JP, f. 71a]. Уточнение необходимо для того, чтобы практикующие не спутали нерождённость ума с опытом переживания растворения. Таши Намгьял противопоставляет своё видение всегда присутствующего ума двум самыми распространёнными ложным воззрениям, связанным с усложнением:[597]

 

Ошибаются как те, кто утверждает, будто смысл неусложнения заключается в том, чтобы не иметь концептуальных усложнений (которые обусловлены двойственностью субъекта и объекта), так и те, кто утверждает, что он заключается в обладании уверенным знанием, обнаруживающим пустотность всех феноменов. Первые из них лишь находятся в неконцептуальном состоянии, свойственном медитации пребывания / успокоения, а вторые попросту привязаны к [идее] пустотности как к форме уверенного знания, что тоже является заблуждением. Истинный смысл неусложнения заключается в [правильном] понимании усложнённого представления ума о времени, что позволяет [определить] истинную природу ума, подобную пространству, которая никогда не изменяется и никогда не становится составной. [TN, 708]

 

В этом отрывке отрицается позиция нигилизма, которая связана с опытом переживания растворения. В нём также отрицается позиция этернализма, которая связана с неправильным пониманием пустотности, как будто бы знание о ней было чем-то реально существующим. Поскольку это состояние не сопровождается ни растворением, ни нерастворением, то практикующие остаются «без надежды и страха» [TN, 708].[598]

Существуют и другие выражения, описывающие опыт переживания неусложнения, – «никогда не изменяется, никогда не становится составным» ('pho 'gyur med pa'i 'dus ma byas).  Открывающийся в результате практики в рамках опыта восприятия особый ум тончайшего уровня никогда не изменяется, то есть неподвластен обычным законам временно́го континуума, он также «никогда не становится составным», то есть неподвластен обычным ментальным построениям и усложнениям. Для описания плода медитации используется схожий термин «происходят все вместе в одно время» (lhun gyis grub)  [JP, f. 73b]. Этот составной термин описывает процессы, происходящие в уме тонкого уровня, и состоит из глагола sgrub pa  «создаваться», «происходить», «совершаться» и существительного lhun  «скопление» или «всё вместе». Этот термин часто используется как идиома. Иногда его переводят как «спонтанность» или «спонтанное присутствие».[599] Однако основное значение термина остаётся недвусмысленным: дословно его можно перевести как «проявлять всё вместе одновременно». Рангджунг Дордже использует термин kun gzhi  (санскр. alāya). Этот термин часто переводят как «сознание-хранилище». Дословно этот тибетский термин можно перевести как «основа всего». Каждый из этих терминов указывает на фундаментальную реорганизацию потока ума. В рамках опыта восприятия последовательность отдельных моментов ума, обусловленных временем, уступает место свободной от причины и не имеющей основы всеобщей взаимосвязанности. Всё одновременно проявляется как кармические склонности тонкого уровня (bag chags).  Практикующие реализуют «основу всего» и в одно мгновение познают всё разнообразие потенциального опыта восприятия – прошлого, настоящего и будущего, а также всех миров, заполняющих пространство. Они сознают обширную взаимосвязанность, рождающую потенциал сознания, совершенно отличного от узконаправленного, обычного течения усложнённых ментальных событий в обусловленном общепринятым представлением о времени потоке ума. Этот глубокий и неожиданный опыт переживания вневременной всеобщей взаимосвязанности был назван «опыт переживания нерастворения» (ma 'gag pa),  чтобы указать на его отличие от опыта, соответствующего пути традиции тхеравады.

Этот свойственный традиции махаяны опыт переживания нерастворения и неусложнения хоть и соответствует по своей глубине опыту переживания растворения традиции тхеравады, тем не менее сильно от него отличается – и с точки зрения практики, и с точки зрения философии. Именно поэтому авторы комментариев очень последовательны в своём отрицании нигилистической позиции, свойственной опыту переживания растворения.

Они также тщательно избегают каких-либо утверждений и тогда, когда описывают опыт переживания нерастворения, крайне осторожно задействуя такие термины, как «происходят все вместе в одно время» или «основа всего», поскольку опасаются впасть в крайность этернализма. Вместо этого они пытаются использовать для выражения этого опыта метафоры. Обычно используются следующие метафоры: «сын бесплодной женщины» [JP, f. 73a], «пространство» [JP, f. 52a, 73a], «соль в океанской воде» [TN, 390] и «драгоценность на ладони твоей руки» [JP, f. 73b]. Например:

 

Ты не сможешь установить это, пытаясь определить его характеристики или отвергая их. Это можно сделать, лишь получив устное наставление ламы, и поэтому оно известно как «величие, подобное тому, что ощущаешь, когда видишь драгоценность на ладони своей руки». [JP, f. 73b][600]

 

Термины «близкое к покою» или «нерождённое» описывают опыт переживания неусложнения с позиции ментальных событий.

Практикующие научились переносить опыт восприятия с тонкого на тончайший уровень, который состоит из обширной совокупности взаимосвязанных (но не «сваленных в одну кучу») кармических склонностей (bag chag),  хранящихся в основе феноменального существования. Эти склонности вовлечены в спонтанную (но не в искусственную) активность, которая совершается беспрепятственно. Эти составляющие обширную совокупность кармические склонности, основанные на причинах и условиях, но при этом нерождённые, обладают потенциалом созревать. В силу взаимозависимого возникновения определённые склонности тончайшего уровня созревают как движение тонкого уровня, которое происходит в потоке ума и обусловлено временем, а это движение, в свою очередь, через усложнения и концептуальные построения преобразуется в когнитивные и перцептивные процессы грубого уровня. Освоение йоги неусложнения позволяет медитирующим научиться искусно переходить с тонкого на тончайший уровень ума, а затем наблюдать за процессом взаимозависимого возникновения с позиции тончайшего, или особого, уровня ума. С позиции тончайшего уровня ума кажущиеся события происходят все вместе в одно время как обширная совокупность тончайших склонностей, но остаются нерождёнными в рамках реального опыта переживания. И всё же с позиции тончайшего уровня ума определённые события могут возникать в потоке ума, обусловленного временны́м континуумом, но они при этом практически сразу приходят в состояние покоя. В этом смысле опыт переживания является одновременно нерождённым и связан с состоянием, близким к покою, одновременно обусловлен временем и не обусловлен им. Таши Намгьял пытается проиллюстрировать подобный опыт переживания, используя фразу-парадокс «медитируй на неусложнение, объединяя его с разнообразными проявленными образами» [TN, 175]. На этом особом уровне ума склонности не подвержены концептуальным построениям, не сгруппированы, не возникают и являются изначально пустыми. Опытные практикующие могут наблюдать, как привычные склонности, зарождающиеся в уме тончайшего уровня, трансформируются в особые моменты ума тонкого уровня и далее усложняются в ментальные события грубого уровня – когнитивные и перцептивные процессы, которые, как кажется, возникают и прекращаются в потоке ума, обусловленного временны́м континуумом, в силу взаимозависимого возникновения. Но, поскольку теперь наблюдение происходит с абсолютно другой позиции, каждый отдельный возникающий момент ума автоматически и с самого начала сопровождается пустотностью и ясностью.

Пема Карпо проводит важное различие между состоянием самадхи и состоянием после самадхи. Во время пребывания в состоянии самадхи (mnyam bzhag)  практикующие устраняют крайние воззрения, такие как условное представление о времени, и получают прямое переживание особого состояния взаимосвязанности всего потенциального опыта. Исключительно в силу прошлой кармы по завершении сессии медитации самадхи обычный опыт восприятия, обусловленный общепринятым представлением о времени, возвращается, и практикующие переходят в состояние после самадхи (rjes thob).  Им снова кажется, что по крайней мере с относительной точки зрения отдельные моменты ума продолжают возникать. Однако теперь возникновение ментальных событий лишь усиливает уверенность практикующих в их пустотности. Пема Карпо так описывает плод этой медитации:

 

Тебе следует понять, что во время пребывания в состоянии самадхи не проявляется ничего, кроме пробуждённой мудрости, которая является сознаванием-как-оно-есть всего, что возникает. Это называется «непроявление». Во время пребывания в состоянии после самадхи всё проявляется, как будто это магическое представление, поскольку ты очистил [заблуждение] восприятия всех возникающих на пути феноменов как обладающих реальным существованием. [PK, f. 11b]

 

Благодаря своей особой природе состояние самадхи нерастворения углубляет уверенное знание (nge shes),  превращая его в предвестие пробуждённой мудрости (ye shes).  Уверенное знание, которое появляется на этом этапе, не следует путать с просветлением, которое наступает, когда пробуждённая мудрость достигает совершенства. Поэтому, чтобы не вводить практикующих в заблуждение, для описания плодов разных этапов медитации используются различные термины – «уверенное знание» и «пробуждённая мудрость». В тех случаях, когда на данном этапе используется термин «пробуждённая мудрость», ему всегда сопутствует уточнение. Таши Намгьял использует фразу «эпицентр активности пробуждённой мудрости» [TN, 390]. После изменения опыта восприятия, который теперь происходит как не имеющее причин и основы переживание всего многообразия потенциальных феноменов, практикующие выходят за пределы мира отдельных, обусловленных временем моментов ума в область активности ума тончайшего уровня, которая подчиняется другим законам. Подобные новые условия направляют ум к полному просветлению. Однако на данном этапе условный опыт сознавания ещё не перешёл ту грань, за которой начинает действовать пробуждённая мудрость.

Очень важно, чтобы практикующие непрерывно получали опыт переживания пустотности – и в состоянии самадхи, и в так называемом постмедитативном состоянии после самадхи. Согласно Таши Намгьялу, по своей интенсивности опыт переживания нерастворения может быть слабым, средним или значительным. Поэтому практикующим следует «неустанно сохранять» этот новый особый опыт восприятия потока ума, с тем чтобы усилить его.

Таши Намгьял рекомендует четыре метода сохранения новообретённой реализации. Первый метод – это молитва. Практикующие создают необходимые условия для выполнения практики гуру-йоги. Им необходимо «молиться ламе и собранию» [TN, 714],[601] чтобы поддерживать условия, необходимые для созревания пробуждённой мудрости. Затем практикующие заново входят в состояние самадхи и расслабляются. Как пишет Таши Намгьял: «Расслабься, находясь в состоянии неусложнения, и проявится плод» [TN, 714]. В результате практикующие снова и снова получают опыт переживания всеобщей взаимосвязанности всех феноменов трёх времён и шести миров, а также разнообразный опыт переживания нерастворения. В заключение практикующие используют преимущество «фундаментальности» реорганизации обычного потока ума для того, чтобы сохранить этот опыт, непрерывно и без отвлечений поддерживая понимание пустотности. Как только практикующие получают хоть какой-то опыт переживания пустотности, которая пронизывает взаимосвязанность всех времён и миров бытия, им становится легче непрерывно фокусироваться на пустотности после выхода из состояния самадхи и возвращения к обычному ритму жизни.[602]

Термины, которые используются для объяснений практики йоги неусложнения, сведены в таблицу 33.

 

Таблица 33


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.028 с.