Юридические гарантии конституционного права граждан на проведение публичных мероприятий — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Юридические гарантии конституционного права граждан на проведение публичных мероприятий

2019-08-03 406
Юридические гарантии конституционного права граждан на проведение публичных мероприятий 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Юридические гарантии права на проведение публичных мероприятий – это «юридические условия, средства и способы реализации конституционных прав, свобод и обязанностей. В механизме гарантирования права на проведение публичных мероприятий эти гарантии своеобразны по содержанию и роли»[33].

К юридическим гарантиям необходимо отнести, в первую очередь, конституционное закрепление, то есть юридическое оформление права на проведение публичных мероприятий (таким образом обеспечивается единство естественного и позитивного права). Это юридическое оформление должно отвечать определенным требованиям: обеспечивать взаимогарантированность и непротиворечивость норм самой Конституции.

В конституционно-правовой науке, как правило, «к числу юридических гарантий относят совокупность установленных положениями нормативных правовых актов средств реализации, охраны и защиты прав и законных интересов»[34]. Некоторые учёные предлагают дополнить данный перечень средствами восстановления прав, рассматривая этот вид гарантий в качестве самостоятельного[35]. Однако, представляется более логичным относить средства восстановления прав к числу гарантий защиты в связи с тем, что реализация мер восстановления так же, как и реализация иных мер защиты, преследует цель устранения препятствующих осуществлению прав обстоятельств.

На необходимость отражения во внутригосударственном законодательстве о публичных мероприятиях гарантий защиты неоднократно указывала в своих заключениях Венецианская Комиссия[36]. В практике Европейского Суда по правам человека и Конституционного Суда РФ[37] выверение правового регулирования на предмет закрепления надлежащих средств обеспечения прав и законных интересов организаторов и участников публичных мероприятий расценивается в духе соответствующего позитивного обязательства государства, которое также ответственно в лице своих органов и должностных лиц за эффективное осуществление данных гарантий.
    Во исполнение указанного выше обязательства, нормативными правовыми актами, принимаемыми в Российской Федерации, провозглашаются гарантии таких прав организаторов публичных мероприятий и основанных на них законных интересов, как права выбора места, времени, целей, формы публичного мероприятия; право проведения предварительной агитации; право подготовки документов по итогам публичного мероприятия; право требования устранения препятствий в проведении публичного мероприятия и ряд иных возможностей.

К числу гарантируемых положениями законодательства прав участников акций справедливо относить права в области участия в публичном мероприятии, выбора способов выражения мнений, принятия итоговых документов публичных акций и т.д.

При этом, несмотря на то, что перечень прав и законных интересов организаторов и участников публичных мероприятий разный, в целом объем условий и средств, обеспечивающих реализацию, охрану и защиту данных прав и интересов является единым. Как организаторы, так и участники публичных мероприятий являются носителями провозглашенного в статье 31 Конституции РФ права граждан собираться мирно, без оружия, и имеют интересы, направленные на один и тот же объект, – публичное мероприятие. В этой связи комплекс всех гарантий реализации, охраны и защиты прав и законных интересов организаторов и участников публичных мероприятий справедливо именовать гарантиями свободы собраний.

Условия и средства, обеспечивающие указанные выше права и законные интересы организаторов и участников публичных мероприятий, могут напрямую именоваться в законодательных актах как гарантии (глава 3 ФЗ № 54), либо расцениваться в качестве таковых в рамках правоинтерпретационной и правоприменительной деятельности. Так, установленные в ФЗ № 54 гарантии реализации прав и законных интересов организаторов и участников публичных мероприятий целесообразно подразделять на материальные и процессуальные. Гарантии первой группы уже рассматривались в предыдущем параграфе работы. Они формулируются при помощи обязывающих предписаний (безвозмездное поддержание общественного порядка, санитарное и медицинское обслуживание при проведении публичного мероприятия; гарантируемое содействие властных субъектов организаторам в проведении публичного мероприятия; гарантию рассмотрения органами публичной власти вопросов публичного мероприятия, непосредственно обеспечивающую законный интерес его участников в воздействии на решения, действия и бездействие властных субъектов). В отечественной судебной практике в качестве «особой материальной гарантии реализации прав и законных интересов организаторов и участников публичных мероприятий рассматривается также установление перечня специально отведенных для подобных акций мест, в которых вводится безуведомительный порядок организации и проведения митингов, демонстраций, шествий и пикетирований с числом участников, не превышающим установленный законом предел»[38].

Необходимость закрепления в законодательстве о публичных мероприятиях «процессуальных гарантий прав и законных интересов их участников связывается в международной практике с широкой свободой усмотрения, которой пользуются внутригосударственные органы в области решения вопроса о месте, времени и способах проведения акций». Это вполне объясняет то обстоятельство, что, в отличие от материальных, юридические процессуальные гарантии проведения публичного мероприятия устанавливаются не столько на уровне закона, сколько в решениях межгосударственных и национальных конституционных судов. Так, именно в практике Конституционного Суда РФ была обоснована способствующая удовлетворению интереса участников публичного мероприятия в воздействии на адресатов мероприятия гарантия учета возможности достижения целей публичного мероприятия при изменении властным субъектом его места и времени проведения[39].

Помимо гарантий реализации, справедливо также выделять гарантии охраны и гарантии защиты прав и законных интересов организаторов и участников публичных мероприятий. Как представляется, первые выступают в виде условий и средств, предупреждающих неправомерное вмешательство в организацию и проведение публичных мероприятий в условиях отсутствия реальной и непосредственной угрозы причинения вреда. В то же время, провозглашение второй разновидности гарантий связывается с фактом уже состоявшегося нарушения прав и законных интересов или с его непосредственной угрозой.

К числу гарантий охраны справедливо относить, в том числе, сформулированные в ФЗ № 54 «условия обеспечения со стороны властных субъектов общественного порядка и безопасности граждан при проведении акций, а также запреты создания препятствий выражению мнений участниками публичных мероприятий. В качестве особой процессуальной гарантии охранительного толка в международной практике и в решениях Конституционного Суда РФ рассматриваются установленные в законодательстве РФ минимальные и максимальные сроки подачи уведомлений о публичных мероприятиях, позволяющие органам публичной власти предпринять действия в области обеспечения безопасности участников публичных мероприятий и предупреждения возможных нарушений»[40]. Среди гарантий охраны прав и законных интересов организаторов и участников публичных мероприятий также особо выделяются государственно-властные и общественные институты, осуществляющие деятельность с целью предупреждения возможных нарушений гражданских свобод. Так, Президент РФ как гарант прав и свобод человека и гражданина в 2010 году наложил вето на принятый Федеральным Собранием РФ закон о внесении в ФЗ № 54 изменений, ограничивающих граждан в возможности организации публичных мероприятий, осуществления предварительной агитации и проведения акций с использованием транспортных средств[41].

В качестве особой гарантии охраны прав и законных интересов организаторов и участников публичных мероприятий справедливо выделять установленную Конституцией РФ гарантию правомерного, не произвольного, осуществляемого на основании закона и в конституционно определенных пределах ограничения прав и свобод.

В 2012-2016 годах федеральное законодательство несколько раз изменялось и дополнялось в области реализации гражданами конституционных гарантий на проведение публичных мероприятий. В частности, 8 июня 2012 года был принят Федеральный закон №65 – ФЗ «О внесении изменений в КоАП и ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», основные поправки которого коснулись следующий положений[42]:

1) проведение предварительной агитации стало возможным лишь после согласования органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления места и (или) времени проведения публичного мероприятия. Ранее это было возможно с момента подачи уведомления о проведении публичного мероприятия;

2) лицам, привлечённым два или более раза к административной ответственности за нарушение закона о митингах, запрещалось организовывать публичные мероприятия;

3) увеличение обязанностей организатора публичного мероприятия в области принятия мер по недопущению превышения максимального количества заявленных в уведомлении о проведении публичного мероприятия участников, а также установление административной ответственности за неисполнение;

4) введение, по сути, разрешительного (вместо установленного Конституцией свободного уведомительного) порядка реализации права на проведение публичных мероприятий;

5) ответственность за вред, принесённый участниками публичного мероприятия, налагается на организаторов;

6) чрезмерное регулирование одиночных пикетов.

Как весь Закон от 08.06.2012 N 65-ФЗ «О внесении изменений...», так и отдельные его положения были оспорены в Конституционном Суде РФ группой депутатов Государственной Думы и гр. Э.В.Савенко. Итогом рассмотрения явилось Постановление Конституционного Суда РФ от 14 февраля 2013 г. №4-П (с особыми мнениями судей Конституционного Суда РФ В.Г.Ярославцева и С.М.Казанцева)[43].

В целом, большая часть внесённых изменений была признана соответствующей Конституции РФ.

Касаемо права организаторов на проведение предварительной агитации лишь после согласования органами публичной власти, суд указал, что до проведения мероприятия организатор вправе «осуществлять оповещение возможных участников публичного мероприятия о его предполагаемых целях, форме, месте, времени и иных условиях проведения», но никак не проводить агитационную кампанию.

Запрет лицам, подвергнутым административному наказанию за нарушения Закона о митингах, быть организаторами публичных мероприятий, Конституционный суд признал соответствующим Конституции РФ.

Норму, «установившую обязанность организатора публичного мероприятия принимать меры по недопущению превышения указанной в уведомлении численности его участников, и административную ответственность организатора за превышение заявленной численности участников, Конституционный суд РФ, пусть и с рядом оговорок, также признал не противоречащей Конституции РФ. Обосновывая это решение, он допустил возможность самых разных, вплоть до прямо противоположных, толкований этой нормы, ввиду внутренней противоречивости приведённых доводов и оценочного характера критериев оценки наличия оснований привлечения организатора к ответственности»[44].

Ряд положений всё-таки был признан Конституционным судом не соответствующими Конституции РФ. Среди них можно выделить:

1) наступление гражданско-правовой ответственности организатора публичного мероприятия за вред, причиненный его участниками, «вне зависимости от проявления им надлежащей заботы о поддержании общественного порядка и отсутствия его вины в причинении такого вреда»

2) положение о наделении органов исполнительной власти субъектов РФ полномочием определять специально отведенные места для проведения публичных мероприятий.

Анализируя некоторые аспекты позиции Конституционного Суда РФ, который в своём решении лишь немного «сгладил» неправомерные положения закона, принятого Государственной думой в 2012 году необходимо отметить, что они разошлись с принципами международного законодательства о свободе проведений публичный мероприятий. Это дало почву для расширения списка обращений граждан РФ в Европейский Суд по правам человека с целью отстоять своё право на проведение публичных мероприятий и смежные с ним права.

Подводя итог, скажем, что позиция Конституционного Суда РФ не совсем обоснована, поскольку именно этот орган, в силу своего статуса, должен требовать соблюдения требований норм Конституции РФ и норм международного права. Постановление №4-П в значительной мере упростила процесс принятия органами публичной власти изменений и дополнений, которые сужают реализацию права граждан на проведение публичных мероприятий.

        

 

Заключение

Публичным мероприятием считается открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации.

Свобода при проведении публичных мероприятий должна рассматриваться как одна из важнейших гарантий участия граждан в политической жизни страны и в управлении делами демократического государства. Ограничение этой свободы вопреки понятным и применяемым законам – есть грубейшее нарушение основных принципов конституционного строя демократического государства.

Современная политическая ситуации в нашей стране и за её пределами вынуждает граждан нашей страны использовать инструмент публичных мероприятий как способ выражения общественных интересов. При этом количество таких мероприятий неуклонно растёт, происходит большое количество конфликтов и протестов в связи с коррупционными скандалами, некоторыми важными государственными событиями (подготовка, проведение и подведение итогов выборов президента, в Государственную думу, региональных и областных выборов).

В работе рассмотрены отечественное и зарубежные законодательства в области проведения публичных мероприятий. Отметим, что почти во всех рассмотренных случаях предусмотрены достаточно жесткие меры ответственности за нарушение порядка организации и проведения публичных мероприятий. Кроме того, общим для всех государств является обязательное наличие разрешения соответствующих государственных органов на проведения таких мероприятий.

Возможность участия немалого количества граждан в публичных мероприятиях и не всегда мирные способы выражения интересов объясняют особую уязвимость публичных мероприятий к нарушениям прав и свобод человека и гражданина, что вынуждает российское государство к проведению реформирования законодательства о публичных мероприятиях.

Проведение любого публичного мероприятия должно быть закреплено при помощи гарантий - совокупности условий, средств, способов их обеспечения. В создании гарантий должны быть заинтересованы как государство, так и общественность.

В целях совершенствования гарантий права на проведение публичных мероприятий в работе предлагается:

1) включить в круг инициаторов проведения собрания органы публичной власти;

2)  в условиях конфликтности ситуации между организаторами мероприятия и органами публичной власти необходимо предусмотреть возможность привлечения уполномоченных по правам человека, а также депутатов разных уровней для решения проблемных вопросов;

3) необходим особый порядок рассмотрения уведомлений о проведении публичного мероприятия в связи с резонансными событиями, привлёкшими общественное внимание;

4) в случае отказа в согласовании публичного мероприятия по времени и месту – обязательное обсуждение с организаторами мероприятия;

5) организация открытого диалога органов публичной власти, организаторов собраний и общественных правозащитных организаций;

6) закрепить юридические гарантии, которые определяли бы компетенцию уполномоченного органа на принятие и рассмотрение уведомлений о проведении публичного мероприятия. Исключить «разрешительный» порядок проведения мероприятия;

7) признать утратившей силу часть 6 статьи 5 ФЗ №54, согласно которой ответственность за вред, принесённый участниками публичного мероприятия, налагается на организаторов;

8) для защиты прав и законных интересов участников и организаторов публичных мероприятий предлагается установить меры признания (защита прав и интересов на этапе подготовки к мероприятию), меры компенсации (защита после мероприятия), превентивные и пресекательные меры (защита во время проведения мероприятия), меры самозащиты.

В рамках исследования были решены следующие задачи:

1) определено понятие и конституционное закрепление права граждан на проведение публичных мероприятий в РФ;

2) проанализированы исторические этапы развития конституционного права граждан на проведение публичных мероприятий в РФ;

3) исследованы международно-правовые стандарты, закрепляющие право граждан на проведение публичных мероприятий;

4) выявлено содержание и рассмотрен порядок реализации права на проведение публичных мероприятий;

5) рассмотрена система гарантий конституционного права на проведение публичных мероприятий;

6) приведены примеры юридических гарантий конституционного права на проведение публичных мероприятий и указаны направления их совершенствования.

Решение перечисленных выше задач послужило основой для выполнения главной цели работы - изучено конституционное право граждан РФ на проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий, пикетирований, а также проведён анализ гарантий, предоставляемых гражданам РФ при осуществлении данного права.

Список использованных источников:

 

1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием от 12 дек. 1993 г. // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201408010002 (дата обращения 23.03.2019).

2. Всеобщая декларация прав человека // Международное гуманитарное право в документах / Московский независимый институт международного права, 1996. – 556 С.

    3. Международный пакт о гражданских и политических правах // Международное гуманитарное право в документах. – М.: Московский независимый институт международного права, 1996. – 445 С.

    4. Хартия основных прав ЕС // Международное право в документах: Учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, 1997. – 546 С.

5. О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях: федер. закон от 8.06.2012 №65-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2016. - № 22;

6. Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан: федер. закон от 27.04.1993 N 4866-1 (в ред. от 9.02.2009) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2012. - № 31. - Ст.4006;

7. О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации: Федер. закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ (в ред. от 15.06.2019 г.) // КонсультантПлюс. (дата обращения 16.06.2019 г.).

8. О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях: федер. закон Российской Федерации от 19 июня 2004 №54-ФЗ (в ред. от 11.10.2018) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2012. - № 31. - Ст.4006; URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_59999/

9. О проверке конституционности Федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» и Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях и пикетированиях»: постановление Конституционного суда РФ от 14 февраля 2013 года №4-П (с особыми мнениями судей Конституционного Суда РФ В.Г.Ярославцева и С.М.Казанцева) // Официальный интернет-портал правовой информации. – URL: http:www.pravo.gov.ru (дата обращения: 12.05.2019)

10. О проверке конституционности части 1 статьи 7 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»: постановление Конституционного суда РФ от 13 мая 2014 года №14-П // Официальный интернет-портал правовой информации. – URL: http:www.pravo.gov.ru (дата обращения: 12.05.2019)

11. По жалобе группы граждан на нарушение их конституционных прав положениями пункта 1 части 4 статьи 6, части 1 статьи 7 и части 1.1 статьи 8 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», а также части 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях: определение Конституционного суда РФ от 07.07.2016 N 1428-О // Официальный интернет-портал правовой информации. – URL: http:www.pravo.gov.ru (дата обращения: 12.05.2019)

12. Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в 2017 году / Право на проведение и участие в публичных мероприятиях // Российская газета. - 2018 – 17 апреля

13. Авакьян С.А. Конституционное право России: Учебный курс. В 2 т. Т.1 / С.А. Авакьян. – М.: Юристъ, 2011. – 719 С.

14. Антонова Л.Б. История законодательства разных стран в области права на проведение публичного мероприятия / Л.Б. Антонова, Ю.П. Каширина // Территория науки. – Волгоград, 2013. – 247 С.

13. Бутусова Н.В. Конституционно-правовой статус российского государства / Н.В. Бутусова. – М.: Издательство МГУ, 2006. – С. 336.

14. Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России: учебное пособие / Л.Д. Воеводин. – М.: Изд-во МГУ,1997. – 304 С.

15. Гриценко Е.В., Елисеева С.В., Иванов А.О., Кудряшова О.А. Новеллы законодательства о свободе публичных мероприятий: режим конституционной свободы // Конституционное и муниципальное право. 2014. № 1. С. 22-31.

16. Гущин, В.В. Демонстрации, шествия, митинги //В.В. Гущин/ Народный депутат. -2013-. № 2. - С. 114-116.

17. Исаева М.Н. Регулирование свободы собраний в России: «системная проблема» и новые нарушения? Анализ с точки зрения практики Европейского Суда по правам человека/ М. Исаев, Сергеева И., Сучкова М. // Международное правосудие. -2014- № 3(11). -С. 90.

18. Кокотов А.Н., Кукушкин М.И. Конституционное право России: учебник / отв. ред. А.Н. Кокотов, М.И. Кукушкин. – 4-е изд., пересмотр. и доп. – М.: Норма – Инфра-М, 2008. – 472 с.

19. Конституционное право: учебник для бакалавров / отв. ред. В.И. Фадеев. М., 2013. – 496 С.

20. Ларин В.В. Понятие административно-правовой охраны общественного порядка при проведении массовых мероприятий // Теория и практика совершенствования охраны общественного порядка. - М., 2009. – 459 С.

21. Лебедев В.А. Конституционное право на судебную защиту прав и свобод человека и гражданина в РФ / В.А. Лебедев. – М. - 2016.  - 293 С.

22.  Лукашева Е.А. Права человека: учеб. пособие / Е.А. Лукашева. - М., 2010.- 244 С.

23. Маклаков В.В. Конституции государств Европы: учеб. пособие / В.В. Маклаков. – М: Норма, 2005. – 235 С.

24. Муниципальное право Российской Федерации: учебник для вузов / О.Е. Кутафин, В.И. Фадеев. 3-е изд., пераб. и доп. М., 2013. -940 С.

26. Никитина Е.Е. Право на свободу собраний: соотношение федерального и регионального законодательства // Журнал российского права. 2006. № 3. С. 34-43.

27. Нудненко Л.А. Теоретические основы права граждан РФ на проведение собраний, митингов, шествий и пикетирования // Журнал российского права. – 2009. – № 12. – С. 64

28. Полянская И.С. Конституционно-правовое регулирование права граждан Российской Федерации на проведение собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирования: автореф. дис. … канд. юрид. Наук / И.С. Полянская. - М., - 2005. - С. 17.

29. Скуратов Ю.И. Свобода собраний, митингов и демонстраций // Государство и право. – 2009. – № 7. – С. 35.

30. Чистяков, О. И. Конституции СССР / О. И. Чистяков. - М: Зерцало-М, 2004. – URL: http://constitution.garant.ru/science-work/modern/4096920/.

31. Шугрина Е.С. Гарантии права на осуществление местного самоуправления: автореф. дис. … д-ра юрид. наук. М., 2014. С. 22.

32. Эбзеев Б.С. Личность и государство в России: взаимная ответственность и конституционные обязанности. М., 2007. С. 256.

33. Яковенко М.А. Право на проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований в системе конституционных прав и свобод // Конституционное и муниципальное право. - 2009. - № 3.

34. Вето власти. Президент отклонил поправки в закон о митингах и демонстрациях // Российская газета. 2010. 8 нояб. – URL: https://rg.ru/sujet/994/ (дата обращения: 12.05.2019)

35. Заключение Венецианской Комиссии // Правовой портал. – URL:

http://www.venice.coe.int/webforms/documents/?pdf=CDL-AD(2012)007-e. (дата обращения: 12.05.2019)

 


[1] Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием от 12 дек. 1993 г. // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201408010002 (дата обращения 23.03.2019).

[2] См.: Нудненко Л.А. Теоретические основы права граждан РФ на проведение собраний, митингов, шествий и пикетирования // Журнал российского права. – 2009. – № 12. – С. 64

[3] О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях: федер. закон Российской Федерации от 19 июня 2004 №54-ФЗ (в ред. от 11.10.2018) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2012. - № 31. - Ст.4006;

[4] См.: Полянская И.С. Конституционно-правовое регулирование права граждан Российской Федерации на проведение собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирования: автореф. дис. … канд. юрид. Наук / И.С. Полянская. - М., - 2005. - С. 17.

[5] См.: Нудненко Л.А. Теоретические основы права граждан РФ на проведение собраний, митингов, шествий и пикетирования // Журнал российского права. – 2009. – № 12. – С. 66

[6] См.: Там же

 

[7] Яковенко М.А. Право на проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований в системе конституционных прав и свобод // Конституционное и муниципальное право. - 2009. - № 3.

[8] Скуратов Ю.И. Свобода собраний, митингов и демонстраций // Государство и право. – 2009. – № 7. – С. 35.

[9]  Несмеянова С.Э. Конституционное ограничение основных прав и свобод человека / С. Э. Несмеянова, Н.Е. Колобаева // Юбилей Конституции РФ. – 2018. - №3. – С. 9-17

[10] См.: Чистяков О.И. Российское законодательство X-XX веков Том 2 / О.И. Чистяков. – М.: Юридическая литература, 1985. – С. 54.

 

[11] Чистяков, О. И. Конституции СССР / О. И. Чистяков. - М: Зерцало-М, 2004. –

URL: http://constitution.garant.ru/science-work/modern/4096920/.

 

[12] Антонова Л.Б. История законодательства разных стран в области права на проведение публичного мероприятия / Л.Б. Антонова, Ю.П. Каширина // Территория науки. – Волгоград, 2013. – С. 68-74

[13] Всеобщая декларация прав человека // Международное гуманитарное право в документах / Московский независимый институт международного права, 1996. – С. 443-445

[14] Международный пакт о гражданских и политических правах // Международное гуманитарное право в документах. – М.: Московский независимый институт международного права, 1996. –  С. 347

[15] Хартия основных прав ЕС // Международное право в документах: Учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, 1997. – С. 322-325

[16] См.: Маклаков В.В. Конституции государств Европы: учеб. пособие в 3 т/ В.В. Маклаков

[17] Антонова Л.Б. История законодательства разных стран в области права на проведение публичного мероприятия / Л.Б. Антонова, Ю.П. Каширина // Территория науки. – Волгоград, 2013. – С. 73-75

[18] См.: Маклаков В.В. Конституции государств Европы: учеб. пособие / В.В. Маклаков

в 3 т. - 2011, С. 345-349

[19] См.: Там же

[20] Лукашева Е.А. Права человека / Е.А. Лукашева. - М., 2010.- С. 151.

[21] Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в 2017 году / Право на проведение и участие в публичных мероприятиях // Российская газета. - 2018 – 17 апреля

[22] О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях: федер. закон Российской Федерации от 19 июня 2004 №54-ФЗ (в ред. от 11.10.2018) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2012. - № 31. - Ст.4006;

 

[23] О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях: федер. закон Российской Федерации от 19 июня 2004 №54-ФЗ (в ред. от 11.10.2018) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2012. - № 31. - Ст.4006;

[24] Международный пакт о гражданских и политических правах // Международное гуманитарное право в документах. – М.: Московский независимый институт международного права, 1996. – С. 224

[25] Бутусова Н.В. Конституционно-правовой статус российского государства / Н.В. Бутусова. – М.: Издательство МГУ, 2006. – С. 312.

 

[26] См.: Конституционное право: учебник для бакалавров / отв. ред. В.И. Фадеев. М., 2013.

С. 253-256; Муниципальное право Российской Федерации: учебник для вузов / О.Е. Кутафин,

В.И. Фадеев. 3-е изд., пераб. и доп. М., 2013. С. 636-637.

[27] Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России: учебное пособие / Л.Д. Воеводин. – М.: Изд-во МГУ,1997. – С. 229.

[28] Эбзеев Б.С. Личность и государство в России: взаимная ответственность и конституционные обязанности. М., 2007. С. 256.

[29] О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации: Федер. закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ (в ред. от 15.06.2019 г.) // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_59999/ (дата обращения 08.05.2019 г.).

[30] См.: Там же

[31] См.: Там же

[32] Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан: федер. закон от 27.04.1993 N 4866-1 (в ред. от 9.02.2009) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2012. - № 31. - Ст.4006;

 

[33] Бутусова Н.В. Конституционно-правовой статус российского государства / Н.В. Бутусова. – М.: Издательство МГУ, 2006. – С. 336.

 

[34] См.: Лебедев В.А. Конституционное право на судебную защиту прав и свобод человека и гражданина в РФ, 2016. С. 93.

[35] См.: Шугрина Е.С. Гарантии права на осуществление местного самоуправления: автореф. дис. … д-ра юрид. наук. М., 2008. С. 22.

[36] Заключение Венецианской Комиссии // Правовой портал. – URL:

http://www.venice.coe.int/webforms/documents/?pdf=CDL-AD(2012)007-e.

[37] Определение Конституционного Суда РФ от 07.07.2016 № 1428-О. – URL:

https://rg.ru/2016/07/28/ksrf-dok.html

[38] См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 13.05.2014 № 14-П // Вестник Конституционного Суда РФ. 2014. № 5.

 

[39] Постановление Конституционного Суда РФ от 13.05.2014 № 14-П // Вестник Конституционного Суда РФ. 2014. № 5.

[40] Заключение Венецианской Комиссии // Правовой портал. – URL:

http://www.venice.coe.int/webforms/documents/?pdf=CDL-AD(2012)007-e.

 

[41] См.: Вето власти. Президент отклонил поправки в закон о митингах и демонстрациях //

Российская газета. 2010. 8 нояб.

[42] О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях: федер. закон от 8.06.2012 №65-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2016. - № 22. - Ст.4006;

 

 

[43] См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 14 февраля 2013 г. №4-П (с особыми мнениями судей Конституционного Суда РФ В.Г.Ярославцева и С.М.Казанцева)

 

[44] Гриценко Е.В., Елисеева С.В., Иванов А.О., Кудряшова О.А. Новеллы законодательства о свободе публичных мероприятий: режим конституционной свободы // Конституционное и муниципальное право. 2014. № 1. С. 22-31.


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.154 с.