Конституционное право граждан на проведение публичных мероприятий — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Конституционное право граждан на проведение публичных мероприятий

2019-08-03 641
Конституционное право граждан на проведение публичных мероприятий 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ФГБОУ ВО «ВГУ»)

ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

 

КАФЕДРА КОНСТИТУЦИОННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВА

 

Конституционное право граждан на проведение публичных мероприятий

 

БАКАЛАВРСКАЯ РАБОТА

 

Направление подготовки 40.03.01 - Юриспруденция

 

Профиль – государственное право

 

 

Зав. кафедрой                             д.ю.н., проф. Т.М. Бялкина ___. ___. 2019г.

 

 

Студент

5 курса 1 группы

заочной формы обучения                           А.Р. Мухардимов

 

Руководитель                             д.ю.н., проф. Н.В. Бутусова

 

 

ВОРОНЕЖ

2019

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................... 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И МЕСТО ПРАВА ГРАЖДАН НА ПРОВЕДЕНИЕ ПУБЛИЧНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ........... 5
1.1 Понятие и конституционное закрепление права граждан на проведение публичных мероприятий.................................................................................................... 5
1.2 Международно-правовые стандарты права граждан на проведение публичных мероприятий.................................................................................................. 12
ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ И ГАРАНТИИ ПРАВА ГРАЖДАН НА ПРОВЕДЕНИЕ ПУБЛИЧНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ......... 20
2.1 Содержание и порядок реализации права граждан на проведение публичных мероприятий.................................................................................................. 20

2.2 Система гарантий конституционного права граждан на проведение публичных мероприятий.................................................................................................. 26
2.3 Юридические гарантии конституционного права граждан на проведение публичных мероприятий............................................................................. 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................................................. 42

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ..................................... 45

 

 

Введение

 

На современном этапе развития Российского государства перед юридической наукой встаёт задача многостороннего изучения процессов демократизации общества. Данные процессы могут проходить только при непосредственном активном участии граждан Российской Федерации, которые выражают свою волю путём проведения публичных мероприятий – митингов, демонстраций, собраний, шествий и пикетирования, названных международным сообществом как «свобода собраний» или «мирные собрания».

Актуальность исследования не потеряна в настоящее время, поскольку институт свободы на проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования уже несколько столетий является главным инструментом прямой демократии в разных государствах и его необходимо комплексно, многогранно и глубоко изучать для обеспечения защиты прав и свобод человека и гражданина. Немаловажным фактором здесь также является и совершенствование нормативно-правовой базы в указанном направлении.

В нынешних условиях развития России как государства свобода на проведение публичных мероприятий — это важный и значимый элемент жизни общества, одна из форм непосредственного участия граждан в управлении государственными и общественными делами. Данное политическое право выступает как средство прямой и обратной связи между гражданами, их добровольными объединениями, с одной стороны, и государством в лице органов власти - с другой.

Целью настоящей работы служит изучение конституционного права граждан РФ на проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий, пикетирований, а также анализ гарантий, предоставляемых гражданам РФ при осуществлении данного права.

В качестве предмета работы выступает правовое регулирование общественных отношений, которые возникают в процессе реализации гражданами конституционного права на проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий, пикетирований.

Для достижения указанной цели в работе поставлены следующие задачи:

1) определение понятия и конституционного закрепления права граждан на проведение публичных мероприятий в РФ;

2) анализ исторических этапов развития конституционного права граждан на проведение публичных мероприятий в РФ;

3) исследовать международно-правовые стандарты права граждан на проведение публичных мероприятий, а также международного опыта закрепления данного права;

4) выявить содержание и рассмотреть порядок реализации права на проведение публичных мероприятий;

5) рассмотреть систему гарантий конституционного права на проведение публичных мероприятий;

6) привести примеры юридических гарантий конституционного права на проведение публичных мероприятий и указать направления их совершенствования.

Методологической базой исследования при написании работы послужили общенаучные и частнонаучные методы. Например, использовались общелогические методы научного познания, такие как анализ и синтез, сравнение и т. д.

При написании работы использована литература по теме исследования, законодательство РФ, судебная практика, постановления Конституционного суда РФ, доклады Уполномоченного по правам человека.

Работа может быть использована для совершенствования законодательства РФ, а также в учебных целях при изучении курса конституционного права.

Глава 2. Содержание и гарантии права граждан на проведение публичных мероприятий в Российской Федерации

Содержание и порядок реализации права граждан на проведение публичных мероприятий

        

Гражданам РФ Конституцией РФ делегированы следующие правомочия в области проведения публичных мероприятий:

- право проводить собрания;

- право проводить митинги;

- право проводить демонстрации;

- право проводить шествия;

- право проводить пикетирования.

Сущность права на проведение публичных мероприятий заключается в том, что данный институт развивается на стыке политических и естественных прав человека и гражданина.

Естественное право дано и принадлежит индивиду с рождения, вне зависимости от того, урегулировано это право законодательно или нет, пользуется он им коллективно или индивидуально.

С точки зрения политического права, свобода при проведении публичных мероприятий используется гражданами как главное средство выражения непосредственной демократии в государстве, а также для осуществления общественного контроля над властью и управления делами государства и общества. В последнем случае участие граждан является опосредованным, поскольку оно позволяет лишь выявить и обсудить существующие проблемы в государстве, а также побудить органы государственной власти и местного самоуправления для принятия соответствующих верных решений. Однако даже такие опосредованные методы выражения народом своей власти создают реальные условия для укрепления связей между гражданами и государством, человеком и обществом.[20]

Раскрывая содержание права на проведение публичных мероприятий, немаловажно отметить некоторые его особенности:

 1) данное право согласно статье 31 Конституции РФ принадлежит исключительно гражданам РФ;

2) право на проведение публичных мероприятий реализуется исключительно в двух формах: индивидуальной и коллективной. Почти все публичные мероприятия проводятся в коллективной форме, исключение составляет пикетирование, когда для участия достаточно одного человека;

3) относительный характер права на проведение публичных мероприятий. Оно может быть ограничено Федеральным законом на конкретный срок в условиях чрезвычайного положения, а также в целях соблюдения ч.3 ст. 55 Конституции РФ (защита основ конституционного строя, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства).

4) в качестве организаторов публичного мероприятия могут выступать один или несколько граждан РФ, политическая партия, другие общественные объединения (религиозные в том числе), их структурные и региональные подразделения. Участниками публичного мероприятия признаются добровольно принимающие в нём участие граждане, члены общественных объединений, политических партий.

При проведении публичных мероприятий нередко участвующие граждане высказывают протест действующей власти, который может быть выражен как в критике отдельных действий органов государственной власти и местного самоуправления, так и всей проводимой ими политики. Немаловажно отметить, что далеко не всегда государству «комфортно» при реализации права граждан на проведение публичных мероприятий поскольку зачастую в его основе лежит недовольство и критика власти. Граждане, проживающие в непосредственной близости от мест проведения публичных мероприятий, также испытывают дискомфорт, поскольку осложняется дорожная ситуация, становится невозможным добраться до объектов инфраструктуры, понижается уровень личной безопасности граждан при нахождении на территории проведения публичного мероприятия. Именно поэтому подобная инициатива от граждан воспринимается общественностью и должностными лицами как крайняя форма проявления демократии.

Однако, по мнению Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, «право граждан на проведение публичных мероприятий является важнейшим элементом при осуществлении прямой и обратной связи между гражданами, их объединениями и представителями публичной власти. Оно должно быть обеспечено соответствующими гарантиями»[21].

 В целом, порядок проведения публичных мероприятий регулируется Федеральным законом от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях». В соответствии с ним установлен уведомительный порядок согласования проведения публичных мероприятий гражданами, их объединениями с органами исполнительной власти местного самоуправления или субъекта РФ. Организаторы публичного мероприятия должны проинформировать в письменной форме орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия[22].

Необходимость процедуры уведомления заключается в том, чтобы дать местным либо региональным органам власти время и возможность подготовиться и принять необходимые меры для безопасности всех участвующих в мероприятии граждан.

В уведомлении о проведении публичного мероприятия указываются:

«1) цель публичного мероприятия;

2) форма публичного мероприятия;

3) место (места) проведения публичного мероприятия, маршруты движения участников, а в случае, если публичное мероприятие будет проводиться с использованием транспортных средств, информация об использовании транспортных средств;

4) дата, время начала и окончания публичного мероприятия;

5) предполагаемое количество участников публичного мероприятия;

6) формы и методы обеспечения организатором публичного мероприятия общественного порядка, организации медицинской помощи, намерение использовать звукоусиливающие технические средства при проведении публичного мероприятия;

7) фамилия, имя, отчество либо наименование организатора публичного мероприятия, сведения о его месте жительства или пребывания либо о месте нахождения и номер телефона;

8) фамилии, имена и отчества лиц, уполномоченных организатором публичного мероприятия выполнять распорядительные функции по организации и проведению публичного мероприятия;

9) дата подачи уведомления о проведении публичного мероприятия».

Орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления после процедуры получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан:

«1) заверить документально получение уведомления о проведении публичного мероприятия, указав при этом дату и время его получения;

2) довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его проведения - в день его получения) обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия;

3) в зависимости от формы публичного мероприятия и количества его участников назначить своего уполномоченного представителя в целях оказания организатору публичного мероприятия содействия в проведении данного публичного мероприятия.

4) довести до сведения организатора публичного мероприятия информацию об установленной норме предельной заполняемости территории (помещения) в месте проведения публичного мероприятия;

5) обеспечить в пределах своей компетенции совместно с организатором публичного мероприятия и уполномоченным представителем органа внутренних дел общественный порядок и безопасность граждан при проведении публичного мероприятия, а также оказание им при необходимости неотложной медицинской помощи»[23].

    Все формы публичных мероприятий проводятся в любых пригодных для осуществления целей данного мероприятия местах за исключением случаев, когда его проведение может создать угрозу личной безопасности участников, а также при наличии риска обрушения зданий и сооружений, находящихся поблизости.

    Органы исполнительной власти субъекта РФ и органы местного самоуправления самостоятельно устанавливают специально отведённые и приспособленные места для проведения публичных мероприятий. Эти места должны соответствовать и обеспечивать возможность выполнения поставленных целей и задач публичного мероприятия. Кроме того, должна быть организована транспортная доступность специально отведённых мест, возможность использования участниками и организаторами публичного мероприятия объектов инфраструктуры, каждому участнику гарантирована личная безопасность.

    Личная безопасность граждан при проведении публичного мероприятия является чуть ли не главной проблемой органов власти. Сегодня найдется огромное количество граждан, которые будут агитировать за то, что нельзя без строгого регламентированного порядка проводить такие мероприятия. Многие публичные мероприятия, проводимые в современной России сегодня, действительно, сильно политизированы, а иногда носят в себе экстремистские настроения и несут угрозу каких-либо беспорядков.

    Запрещено проводить публичные мероприятия на территориях, которые находятся вблизи пограничной зоны, опасных производственных объектов, у железнодорожных магистралей, путепроводов, высоковольтных линий электропередачи, возле резиденций Президента РФ, зданий учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, зданий судов.

    После согласования организаторов публичного мероприятия заявки с органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления, публичное мероприятие проводится в строго указанном месте в период с 7 до 22 часов по местному времени. Для того, чтобы провести мероприятие вне специально отведённых мест, необходимо дополнительное согласование органов исполнительной власти субъекта РФ, либо органа местного самоуправления.

    Подводя итог, стоит отметить, что институт права на проведение публичных мероприятий складывается из совокупности политических и естественных прав человека и гражданина. Естественные права принадлежат человеку от рождения вне зависимости от законодательного регулирования, а политические используются для реализации общественного контроля над властью и как средство непосредственной демократии. Право на проведение публичных мероприятий в РФ состоит из правомочий по его реализации, которые перечислены в Конституции РФ: право проводить собрания, право проводить митинги, право проводить демонстрации, право проводить шествия; право проводить пикетирования.

 

Заключение

Публичным мероприятием считается открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации.

Свобода при проведении публичных мероприятий должна рассматриваться как одна из важнейших гарантий участия граждан в политической жизни страны и в управлении делами демократического государства. Ограничение этой свободы вопреки понятным и применяемым законам – есть грубейшее нарушение основных принципов конституционного строя демократического государства.

Современная политическая ситуации в нашей стране и за её пределами вынуждает граждан нашей страны использовать инструмент публичных мероприятий как способ выражения общественных интересов. При этом количество таких мероприятий неуклонно растёт, происходит большое количество конфликтов и протестов в связи с коррупционными скандалами, некоторыми важными государственными событиями (подготовка, проведение и подведение итогов выборов президента, в Государственную думу, региональных и областных выборов).

В работе рассмотрены отечественное и зарубежные законодательства в области проведения публичных мероприятий. Отметим, что почти во всех рассмотренных случаях предусмотрены достаточно жесткие меры ответственности за нарушение порядка организации и проведения публичных мероприятий. Кроме того, общим для всех государств является обязательное наличие разрешения соответствующих государственных органов на проведения таких мероприятий.

Возможность участия немалого количества граждан в публичных мероприятиях и не всегда мирные способы выражения интересов объясняют особую уязвимость публичных мероприятий к нарушениям прав и свобод человека и гражданина, что вынуждает российское государство к проведению реформирования законодательства о публичных мероприятиях.

Проведение любого публичного мероприятия должно быть закреплено при помощи гарантий - совокупности условий, средств, способов их обеспечения. В создании гарантий должны быть заинтересованы как государство, так и общественность.

В целях совершенствования гарантий права на проведение публичных мероприятий в работе предлагается:

1) включить в круг инициаторов проведения собрания органы публичной власти;

2)  в условиях конфликтности ситуации между организаторами мероприятия и органами публичной власти необходимо предусмотреть возможность привлечения уполномоченных по правам человека, а также депутатов разных уровней для решения проблемных вопросов;

3) необходим особый порядок рассмотрения уведомлений о проведении публичного мероприятия в связи с резонансными событиями, привлёкшими общественное внимание;

4) в случае отказа в согласовании публичного мероприятия по времени и месту – обязательное обсуждение с организаторами мероприятия;

5) организация открытого диалога органов публичной власти, организаторов собраний и общественных правозащитных организаций;

6) закрепить юридические гарантии, которые определяли бы компетенцию уполномоченного органа на принятие и рассмотрение уведомлений о проведении публичного мероприятия. Исключить «разрешительный» порядок проведения мероприятия;

7) признать утратившей силу часть 6 статьи 5 ФЗ №54, согласно которой ответственность за вред, принесённый участниками публичного мероприятия, налагается на организаторов;

8) для защиты прав и законных интересов участников и организаторов публичных мероприятий предлагается установить меры признания (защита прав и интересов на этапе подготовки к мероприятию), меры компенсации (защита после мероприятия), превентивные и пресекательные меры (защита во время проведения мероприятия), меры самозащиты.

В рамках исследования были решены следующие задачи:

1) определено понятие и конституционное закрепление права граждан на проведение публичных мероприятий в РФ;

2) проанализированы исторические этапы развития конституционного права граждан на проведение публичных мероприятий в РФ;

3) исследованы международно-правовые стандарты, закрепляющие право граждан на проведение публичных мероприятий;

4) выявлено содержание и рассмотрен порядок реализации права на проведение публичных мероприятий;

5) рассмотрена система гарантий конституционного права на проведение публичных мероприятий;

6) приведены примеры юридических гарантий конституционного права на проведение публичных мероприятий и указаны направления их совершенствования.

Решение перечисленных выше задач послужило основой для выполнения главной цели работы - изучено конституционное право граждан РФ на проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий, пикетирований, а также проведён анализ гарантий, предоставляемых гражданам РФ при осуществлении данного права.

Список использованных источников:

 

1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием от 12 дек. 1993 г. // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201408010002 (дата обращения 23.03.2019).

2. Всеобщая декларация прав человека // Международное гуманитарное право в документах / Московский независимый институт международного права, 1996. – 556 С.

    3. Международный пакт о гражданских и политических правах // Международное гуманитарное право в документах. – М.: Московский независимый институт международного права, 1996. – 445 С.

    4. Хартия основных прав ЕС // Международное право в документах: Учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, 1997. – 546 С.

5. О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях: федер. закон от 8.06.2012 №65-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2016. - № 22;

6. Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан: федер. закон от 27.04.1993 N 4866-1 (в ред. от 9.02.2009) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2012. - № 31. - Ст.4006;

7. О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации: Федер. закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ (в ред. от 15.06.2019 г.) // КонсультантПлюс. (дата обращения 16.06.2019 г.).

8. О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях: федер. закон Российской Федерации от 19 июня 2004 №54-ФЗ (в ред. от 11.10.2018) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2012. - № 31. - Ст.4006; URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_59999/

9. О проверке конституционности Федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» и Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях и пикетированиях»: постановление Конституционного суда РФ от 14 февраля 2013 года №4-П (с особыми мнениями судей Конституционного Суда РФ В.Г.Ярославцева и С.М.Казанцева) // Официальный интернет-портал правовой информации. – URL: http:www.pravo.gov.ru (дата обращения: 12.05.2019)

10. О проверке конституционности части 1 статьи 7 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»: постановление Конституционного суда РФ от 13 мая 2014 года №14-П // Официальный интернет-портал правовой информации. – URL: http:www.pravo.gov.ru (дата обращения: 12.05.2019)

11. По жалобе группы граждан на нарушение их конституционных прав положениями пункта 1 части 4 статьи 6, части 1 статьи 7 и части 1.1 статьи 8 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», а также части 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях: определение Конституционного суда РФ от 07.07.2016 N 1428-О // Официальный интернет-портал правовой информации. – URL: http:www.pravo.gov.ru (дата обращения: 12.05.2019)

12. Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в 2017 году / Право на проведение и участие в публичных мероприятиях // Российская газета. - 2018 – 17 апреля

13. Авакьян С.А. Конституционное право России: Учебный курс. В 2 т. Т.1 / С.А. Авакьян. – М.: Юристъ, 2011. – 719 С.

14. Антонова Л.Б. История законодательства разных стран в области права на проведение публичного мероприятия / Л.Б. Антонова, Ю.П. Каширина // Территория науки. – Волгоград, 2013. – 247 С.

13. Бутусова Н.В. Конституционно-правовой статус российского государства / Н.В. Бутусова. – М.: Издательство МГУ, 2006. – С. 336.

14. Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России: учебное пособие / Л.Д. Воеводин. – М.: Изд-во МГУ,1997. – 304 С.

15. Гриценко Е.В., Елисеева С.В., Иванов А.О., Кудряшова О.А. Новеллы законодательства о свободе публичных мероприятий: режим конституционной свободы // Конституционное и муниципальное право. 2014. № 1. С. 22-31.

16. Гущин, В.В. Демонстрации, шествия, митинги //В.В. Гущин/ Народный депутат. -2013-. № 2. - С. 114-116.

17. Исаева М.Н. Регулирование свободы собраний в России: «системная проблема» и новые нарушения? Анализ с точки зрения практики Европейского Суда по правам человека/ М. Исаев, Сергеева И., Сучкова М. // Международное правосудие. -2014- № 3(11). -С. 90.

18. Кокотов А.Н., Кукушкин М.И. Конституционное право России: учебник / отв. ред. А.Н. Кокотов, М.И. Кукушкин. – 4-е изд., пересмотр. и доп. – М.: Норма – Инфра-М, 2008. – 472 с.

19. Конституционное право: учебник для бакалавров / отв. ред. В.И. Фадеев. М., 2013. – 496 С.

20. Ларин В.В. Понятие административно-правовой охраны общественного порядка при проведении массовых мероприятий // Теория и практика совершенствования охраны общественного порядка. - М., 2009. – 459 С.

21. Лебедев В.А. Конституционное право на судебную защиту прав и свобод человека и гражданина в РФ / В.А. Лебедев. – М. - 2016.  - 293 С.

22.  Лукашева Е.А. Права человека: учеб. пособие / Е.А. Лукашева. - М., 2010.- 244 С.

23. Маклаков В.В. Конституции государств Европы: учеб. пособие / В.В. Маклаков. – М: Норма, 2005. – 235 С.

24. Муниципальное право Российской Федерации: учебник для вузов / О.Е. Кутафин, В.И. Фадеев. 3-е изд., пераб. и доп. М., 2013. -940 С.

26. Никитина Е.Е. Право на свободу собраний: соотношение федерального и регионального законодательства // Журнал российского права. 2006. № 3. С. 34-43.

27. Нудненко Л.А. Теоретические основы права граждан РФ на проведение собраний, митингов, шествий и пикетирования // Журнал российского права. – 2009. – № 12. – С. 64

28. Полянская И.С. Конституционно-правовое регулирование права граждан Российской Федерации на проведение собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирования: автореф. дис. … канд. юрид. Наук / И.С. Полянская. - М., - 2005. - С. 17.

29. Скуратов Ю.И. Свобода собраний, митингов и демонстраций // Государство и право. – 2009. – № 7. – С. 35.

30. Чистяков, О. И. Конституции СССР / О. И. Чистяков. - М: Зерцало-М, 2004. – URL: http://constitution.garant.ru/science-work/modern/4096920/.

31. Шугрина Е.С. Гарантии права на осуществление местного самоуправления: автореф. дис. … д-ра юрид. наук. М., 2014. С. 22.

32. Эбзеев Б.С. Личность и государство в России: взаимная ответственность и конституционные обязанности. М., 2007. С. 256.

33. Яковенко М.А. Право на проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований в системе конституционных прав и свобод // Конституционное и муниципальное право. - 2009. - № 3.

34. Вето власти. Президент отклонил поправки в закон о митингах и демонстрациях // Российская газета. 2010. 8 нояб. – URL: https://rg.ru/sujet/994/ (дата обращения: 12.05.2019)

35. Заключение Венецианской Комиссии // Правовой портал. – URL:

http://www.venice.coe.int/webforms/documents/?pdf=CDL-AD(2012)007-e. (дата обращения: 12.05.2019)

 


[1] Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием от 12 дек. 1993 г. // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201408010002 (дата обращения 23.03.2019).

[2] См.: Нудненко Л.А. Теоретические основы права граждан РФ на проведение собраний, митингов, шествий и пикетирования // Журнал российского права. – 2009. – № 12. – С. 64

[3] О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях: федер. закон Российской Федерации от 19 июня 2004 №54-ФЗ (в ред. от 11.10.2018) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2012. - № 31. - Ст.4006;

[4] См.: Полянская И.С. Конституционно-правовое регулирование права граждан Российской Федерации на проведение собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирования: автореф. дис. … канд. юрид. Наук / И.С. Полянская. - М., - 2005. - С. 17.

[5] См.: Нудненко Л.А. Теоретические основы права граждан РФ на проведение собраний, митингов, шествий и пикетирования // Журнал российского права. – 2009. – № 12. – С. 66

[6] См.: Там же

 

[7] Яковенко М.А. Право на проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований в системе конституционных прав и свобод // Конституционное и муниципальное право. - 2009. - № 3.

[8] Скуратов Ю.И. Свобода собраний, митингов и демонстраций // Государство и право. – 2009. – № 7. – С. 35.

[9]  Несмеянова С.Э. Конституционное ограничение основных прав и свобод человека / С. Э. Несмеянова, Н.Е. Колобаева // Юбилей Конституции РФ. – 2018. - №3. – С. 9-17

[10] См.: Чистяков О.И. Российское законодательство X-XX веков Том 2 / О.И. Чистяков. – М.: Юридическая литература, 1985. – С. 54.

 

[11] Чистяков, О. И. Конституции СССР / О. И. Чистяков. - М: Зерцало-М, 2004. –

URL: http://constitution.garant.ru/science-work/modern/4096920/.

 

[12] Антонова Л.Б. История законодательства разных стран в области права на проведение публичного мероприятия / Л.Б. Антонова, Ю.П. Каширина // Территория науки. – Волгоград, 2013. – С. 68-74

[13] Всеобщая декларация прав человека // Международное гуманитарное право в документах / Московский независимый институт международного права, 1996. – С. 443-445

[14] Международный пакт о гражданских и политических правах // Международное гуманитарное право в документах. – М.: Московский независимый институт международного права, 1996. –  С. 347

[15] Хартия основных прав ЕС // Международное право в документах: Учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, 1997. – С. 322-325

[16] См.: Маклаков В.В. Конституции государств Европы: учеб. пособие в 3 т/ В.В. Маклаков

[17] Антонова Л.Б. История законодательства разных стран в области права на проведение публичного мероприятия / Л.Б. Антонова, Ю.П. Каширина // Территория науки. – Волгоград, 2013. – С. 73-75

[18] См.: Маклаков В.В. Конституции государств Европы: учеб. пособие / В.В. Маклаков

в 3 т. - 2011, С. 345-349

[19] См.: Там же

[20] Лукашева Е.А. Права человека / Е.А. Лукашева. - М., 2010.- С. 151.

[21] Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в 2017 году / Право на проведение и участие в публичных мероприятиях // Российская газета. - 2018 – 17 апреля

[22] О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях: федер. закон Российской Федерации от 19 июня 2004 №54-ФЗ (в ред. от 11.10.2018) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2012. - № 31. - Ст.4006;

 

[23] О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях: федер. закон Российской Федерации от 19 июня 2004 №54-ФЗ (в ред. от 11.10.2018) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2012. - № 31. - Ст.4006;

[24] Международный пакт о гражданских и политических правах // Международное гуманитарное право в документах. – М.: Московский независимый институт международного права, 1996. – С. 224

[25] Бутусова Н.В. Конституционно-правовой статус российского государства / Н.В. Бутусова. – М.: Издательство МГУ, 2006. – С. 312.

 

[26] См.: Конституционное право: учебник для бакалавров / отв. ред. В.И. Фадеев. М., 2013.

С. 253-256; Муниципальное право Российской Федерации: учебник для вузов / О.Е. Кутафин,

В.И. Фадеев. 3-е изд., пераб. и доп. М., 2013. С. 636-637.

[27] Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России: учебное пособие / Л.Д. Воеводин. – М.: Изд-во МГУ,1997. – С. 229.

[28] Эбзеев Б.С. Личность и государство в России: взаимная ответственность и конституционные обязанности. М., 2007. С. 256.

[29] О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации: Федер. закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ (в ред. от 15.06.2019 г.) // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_59999/ (дата обращения 08.05.2019 г.).

[30] См.: Там же

[31] См.: Там же

[32] Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан: федер. закон от 27.04.1993 N 4866-1 (в ред. от 9.02.2009) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2012. - № 31. - Ст.4006;

 

[33] Бутусова Н.В. Конституционно-правовой статус российского государства / Н.В. Бутусова. – М.: Издательство МГУ, 2006. – С. 336.

 

[34] См.: Лебедев В.А. Конституционное право на судебную защиту прав и свобод человека и гражданина в РФ, 2016. С. 93.

[35] См.: Шугрина Е.С. Гарантии права на осуществление местного самоуправления: автореф. дис. … д-ра юрид. наук. М., 2008. С. 22.

[36] Заключение Венецианской Комиссии // Правовой портал. – URL:

http://www.venice.coe.int/webforms/documents/?pdf=CDL-AD(2012)007-e.

[37] Определение Конституционного Суда РФ от 07.07.2016 № 1428-О. – URL:

https://rg.ru/2016/07/28/ksrf-dok.html

[38] См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 13.05.2014 № 14-П // Вестник Конституционного Суда РФ. 2014. № 5.

 

[39] Постановление Конституционного Суда РФ от 13.05.2014 № 14-П // Вестник Конституционного Суда РФ. 2014. № 5.

[40] Заключение Венецианской Комиссии // Правовой портал. – URL:

http://www.venice.coe.int/webforms/documents/?pdf=CDL-AD(2012)007-e.

 

[41] См.: Вето власти. Президент отклонил поправки в закон о митингах и демонстрациях //

Российская газета. 2010. 8 нояб.

[42] О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях: федер. закон от 8.06.2012 №65-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2016. - № 22. - Ст.4006;

 

 

[43] См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 14 февраля 2013 г. №4-П (с особыми мнениями судей Конституционного Суда РФ В.Г.Ярославцева и С.М.Казанцева)

 

[44] Гриценко Е.В., Елисеева С.В., Иванов А.О., Кудряшова О.А. Новеллы законодательства о свободе публичных мероприятий: режим конституционной свободы // Конституционное и муниципальное право. 2014. № 1. С. 22-31.

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ФГБОУ ВО «ВГУ»)

ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

 

КАФЕДРА КОНСТИТУЦИОННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВА

 

Конституционное право граждан на проведение публичных мероприятий

 

БАКАЛАВРСКАЯ РАБОТА

 

Направление подготовки 40.03.01 - Юриспруденция

 

Профиль – государственное право

 

 

Зав. кафедрой                             д.ю.н., проф. Т.М. Бялкина ___. ___. 2019г.

 

 

Студент

5 курса 1 группы

заочной формы обучения                           А.Р. Мухардимов

 

Руководитель                             д.ю.н., проф. Н.В. Бутусова

 

 

ВОРОНЕЖ

2019

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................... 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И МЕСТО ПРАВА ГРАЖДАН НА ПРОВЕДЕНИЕ ПУБЛИЧНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ........... 5
1.1 Понятие и конституционное закрепление права граждан на проведение публичных мероприятий.................................................................................................... 5
1.2 Международно-правовые стандарты права граждан на проведение публичных мероприятий.................................................................................................. 12
ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ И ГАРАНТИИ ПРАВА ГРАЖДАН НА ПРОВЕДЕНИЕ ПУБЛИЧНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ......... 20
2.1 Содержание и порядок реализации права граждан на проведение публичных мероприятий.................................................................................................. 20

2.2 Система гарантий конституционного права граждан на проведение публичных мероприятий.................................................................................................. 26
2.3 Юридические гарантии конституционного права граждан на п


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.212 с.