Система гарантий конституционного права граждан на проведение публичных мероприятий — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Система гарантий конституционного права граждан на проведение публичных мероприятий

2019-08-03 186
Система гарантий конституционного права граждан на проведение публичных мероприятий 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

    В любом государстве для реализации конституционного права на проведение публичных мероприятий необходимо наличие прочных политических, правовых, духовно-культурных, социально-экономических гарантий. Эти гарантии создаются не только государством в лице органов власти и должностных лиц, но и также институтами гражданского общества, формируемыми непосредственно гражданами. Как показывает отечественная и зарубежная практика, в создании таких гарантий должно быть заинтересованы как гражданское общество, так и демократическое государство.

    Свобода при проведении публичных мероприятий и иные виды свобод, непосредственно связанные с таковой должны быть гарантированы не только участникам публичных мероприятий, но и лицам, которые непосредственно в нём не участвуют. Не должны допускаться никакие ограничения, которые умаляют право граждан мирно собираться. Исключение составляют ограничения, необходимые для поддержания национальной безопасности страны, общественного порядка, в целях предотвращения совершения преступлений и недопущения беспорядков, а также ограничения, предусмотренные для охраны здоровья, нравственности либо защиты прав и свобод других лиц.

    Описанный выше подход полностью соответствует общепризнанным принципам и нормам международного права, в том числе закрепленными во Всеобщей декларации прав человека, согласно пункту 1 статьи 20 которой каждый человек имеет право на свободу мирных собраний, и в Международном пакте о гражданских и политических правах, статья 21 которого, признавая право на мирные собрания, допускает введение обоснованных ограничений данного права, налагаемых в соответствии с законом и необходимых в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц[24].

Гарантии конституционного права граждан на проведение публичных мероприятий – «это совокупность условий, средств, способов их обеспечения. Все эти факторы объединяют в себе существование как объективных возможностей реализации права на проведение публичных мероприятий, так и непосредственную активность самих участников мероприятия в связи с использованием этих возможностей»[25].

Гарантии - это не правовые нормы, как некие модели поведения, а реальные общественные отношения, наиболее важные из которых урегулированы при помощи права. Эти отношения в действительности создают определенные условия, средства, способы обеспечения права на проведение публичных мероприятий (конституционных и конституционно-правовых отношениях между государством, его органами, должностными лицами – с одной стороны и гражданином, общественными объединениями, организаторами публичного мероприятия – с другой). Таким образом, под системой конституционных гарантий права на проведение публичных мероприятий следует понимать «правовые состояния (общие правоотношения), составляющие многообразную систему реальных общественных отношений (политических, идеологических, экономических, правовых, нравственных и т.д.), обеспечивающих реализацию прав, свобод, обязанностей российских граждан»[26].

К основным особенностям гарантий относятся:

- общественная значимость гарантий. Они должны соответствовать действующему режиму политической власти, степени культуры членов общества, уровню демократии;

- общественная необходимость гарантий в силу того, что «целью всего общественного развития является человек, его свобода и неприкосновенность, инициатива и развитие. Поэтому деятельность государства по обеспечению гарантий конституционного права на проведение публичных мероприятий можно рассматривать как одну из важнейших гарантий прав и свобод человека и гражданина вообще»[27];

- зависимость каждого вида гарантий от общего и целого, от всей системы гарантий, их взаимосвязи между собой.

    Все условия, способы и средства реализации конституционного права граждан на проведение публичных мероприятий чрезвычайно многообразны. Для наглядного представления приведём классификацию:

- в соответствии с различными областями, сферами жизни, которым присущи специфические приемы, средства и способы осуществления прав и свобод, выполнения обязанностей можно выделить политические, экономические, социальные, культурные, идеологические, юридические гарантии. Их еще называют общими гарантиями;

- в зависимости от участников (субъектов) процесса гарантирования можно говорить о приемах, средствах, способах, используемых государством (главным субъектом гарантирования), общественными объединениями, отдельными индивидами и т.д.;

- с точки зрения функций социального управления возможно выделение приемов и способов контроля, организации, стимулирования и др.;

- в соответствии с методами социального управления - административные, экономические, социально-психологические средства и способы обеспечения прав и свобод;

- с точки зрения реализации требований законности можно говорить о законных и незаконных (правовых и неправовых) гарантиях;

    - с точки зрения видов и особенностей социальных норм, их закрепляющих - юридически оформленные и неюридические средства, способы, иными словами, методы, приемы гарантирования: например, с помощью и на основе норм морали, норм общественных объединений и др.  

    Внутри уже названных групп возможно более дробное подразделение средств и способов разновидностей гарантий права на проведение публичных мероприятий. Например, при осуществлении методов, приёмов стимулирования можно также выделить способы, приёмы морального и материального, коллективного и индивидуального, позитивного и негативного стимулирования.

    Если же рассматривать способы государственной защиты при реализации гражданами права на проведение публичных мероприятий, можно указать в качестве примера меры государственного убеждения и принуждения, иные способы обеспечения прав и свобод.

    С точки зрения общественного гарантирования права на проведение публичных мероприятий можно выделить меры общественного воздействия, меры, использующие возможности, которые предусмотрены уставами различных общественных объединений для защиты прав и свобод человека и гражданина.

    Нередко также используются меры самозащиты – как внутригосударственные, так и международно-правовые. В науке конституционного права довольно часто соотносят гарантии прав и свобод с правом на самозащиту. В качестве примера можно привести способ защиты одних прав при помощи реализации других: посредством реализации права на проведение публичных мероприятий гражданин может реализовывать параллельно другие конституционные права (на обращение, на судебную защиту и др.)[28].

    Федеральный закон ««О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании» от 19 июня 2004 г.  предназначен для установления гарантий нормальной реализации права граждан на проведение публичных мероприятий. Согласно главе 3, статьям 18 и 19 настоящего закона, устанавливается следующий перечень гарантий реализации гражданами прав на проведение публичных мероприятий:

    1) организаторы публичного мероприятия, должностные лица, другие граждане не имеют права препятствовать участникам публичного мероприятия в выражении собственного мнения, если мероприятие не нарушает общественный порядок и регламент проведения публичного мероприятия.

Основной и главной целью любого публичного мероприятия является выражение собственного мнения и привлечение внимания общественности к нему при участии некоторого количества граждан. Далеко не всегда мнение участников публичного мероприятия совпадает с официальным мнением должностных лиц, органов публичной власти или даже организаторов. Однако, в соответствии с законом, все лица (организаторы, другие граждане, должностные лица) обязаны предоставить реальную возможность любому участнику публичного мероприятия озвучить своё мнение. Как указано выше, ограничивается данное право только если нарушается общественный порядок, либо мероприятие не соответствует регламенту. К примеру, если организаторы заявили публичное мероприятие в форме митинга, то нельзя призывать участников к проведению шествия, демонстрации, и, соответственно, наоборот.

2) органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны принять по адресованным к ним вопросам (предварительно рассмотрев их по существу) решение. Принятое решение необходимо озвучить организаторам публичного мероприятия.

Согласно Федеральному закону от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" «граждане, участвующие в публичном мероприятии, вправе составить письменное обращение, в котором выражается общее мнение по поводу проблемного вопроса с последующим вручением такового органу публичной власти, в компетенцию которого входит рассмотрение по существу и вынесение решения»[29]. В соответствии со ст. 9 данного закона «обращение может быть вручено уполномоченному представителю органа публичной власти в месте проведения публичного мероприятия и/или направлено полномочному органу власти в любой законной форме»[30]. Рассмотрение обращения осуществляется полномочным органом публичной власти в течении 30 дней с момента его получения (ст. 12) в соответствии с требованиями, определёнными ст. 10 закона. То есть, орган получивший обращение, «обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения; запрашивает необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других органах публичной власти; принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан; даёт письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов»[31].

Этот ответ сообщается организатору публичного мероприятия, в том числе - на личном приёме (ст. 13). В свою очередь, организатор публичного мероприятия любыми доступными ему законными способами доводит содержание ответа на обращение до сведения участников публичного мероприятия, в том числе - путём проведения повторного мероприятия в порядке, определённом законом.

В случае несогласия с ответом на их обращение, «участники публичного мероприятия вправе направить в уполномоченный орган власти повторное обращение с дополнительной аргументацией своей позиции или обратиться в суд» в порядке, установленном Законом Российской Федерации от 27 апреля 1993 г. N 4866-1 "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан"[32].

3) поддержание общественного порядка, регулирование дорожного движения, санитарное и медицинское обслуживание в целях обеспечения проведения публичного мероприятия осуществляются на безвозмездной основе.

Перечисленные выше гарантии сопутствуют проведению публичного мероприятия и напрямую не связаны с его целью. Все расходы в этой области берёт на себя уполномоченный орган публичной власти, который принял уведомление о проведении публичного мероприятия. При этом эти расходы не могут быть возложены на организатора и участников публичного мероприятия, а также им не может быть отказано в проведении мероприятия по мотивам отсутствия у органа публичной власти денежных и иных средств для обеспечения перечисленных в данной норме сопутствующих действий.

Принцип объективного и соразмерного расходования материальных средств является одной из важнейших гарантий обеспечения условий для проведения публичного мероприятия. Все виды расходов, которые связаны с организацией и проведением мероприятия (напрямую связанные с его целью), лежат прежде всего на организаторах, общественных объединениях и участниках мероприятия в согласованных заранее формах и объёме.

4) любое решение, а также действие или бездействие органов публичной власти, должностных лиц, общественных объединений, которые в той или иной степени нарушают право граждан на проведение публичных мероприятий, могут быть обжалованы в суде.

В данном случае право определения правомерности действий или решений органов публичной власти либо должностных лиц принадлежит любому участнику публичного мероприятия или организатору. Поданная жалоба в обязательном порядке рассматривается гражданским судом. Бремя доказывания здесь лежит на ответчика, вина которого лишь предполагается. Как правило, суд выносит решение в пользу обратившегося гражданина (участника публичного мероприятия) или организатора за исключением случаев, когда в ходе судебного разбирательства устанавливается, что своими решениями или действиями орган публичной власти не нарушил прав и свобод гражданина.

Подводя итог, отметим, что проведение любого публичного мероприятия должно быть закреплено при помощи гарантий - совокупности условий, средств, способов их обеспечения. В создании гарантий должны быть заинтересованы как государство, так и общественность.


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.022 с.