Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Топ:
Теоретическая значимость работы: Описание теоретической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать во введении...
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
Основы обеспечения единства измерений: Обеспечение единства измерений - деятельность метрологических служб, направленная на достижение...
Интересное:
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Дисциплины:
2019-08-03 | 225 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
В крайних обстоятельствах римский народ (по инициативе Сената) в лице 1 из консулов избирал диктатора. Его власть фактически была ничем ограничена, даже провокацией, единственное ограничение - срок полномочий 6 месяцев, также не имел права распоряжаться казной. Помощник - начальник конницы. Все остальные магистраты обязаны подчиняться, исполняя его распоряжения. Только личность трибуна сохраняла неприкосновенность. Наибольшее развитие - в эпоху гражданских войн: появляются пожизненные диктаторы (Сулла).
ТРИБУН
Плебейский трибун – «неприкосновенные магистраты». Обязанности - помощь плебеям против патрициев (вскоре стали защитниками всех римлян). Трибунов было: 2 => 5 => 10.
· Абсолютное право опротестовывать любое решение любых магистратов за исключением актов диктатора, а потом и цензора.
· Право уголовного обвинения любого лица, нарушающего права и свободы плебеев (дело - в суд без предварительного следствия).
· Право руководить плебейскими собраниями при выборах магистратов и прохождении законопроектов. Совершал некоторые ауспиции.
· Право поставить перед Сенатом вопрос и требовать его разрешения.
· Право интерцессии, право veto на решение Сената, если он сам присутствует при прениях.
ПРЕТОР
Претора избирали центуриатные комиции. Главная обязанность - поддерживать мир и спокойную жизнь в городе. Помощник консулов, поэтому на него могли быть возложены ими некоторые из их обязанностей (обычно - iurisdictio в области гражданского права). С ростом числа перегринов появляется должность praetor peregrinus. Имел право выдавать интердикты и предоставлять исковую защиту по новым видам отношений, не регулировавшимся старым квиритским правом.
|
Магистратуры sine imperio:
ЦЕНЗОР
Магистрат минор, однако обладал большой фактической властью. Постепенно становится регулятором римской нравственности и благочиния, держит в подчинении сенат и всадническое сословие, располагая их честью и позором, и получает неограниченную власть отдавать на откуп общественные и частные места и подати римского народа.
Право оценивать нравственное достоинство и поведение граждан с правом выписать их за недостойное поведение из списков сословия, лишить чести, составляли списки сенаторов и вычеркивали их. Руководствовались mores maiorum и цензорским эдиктом, определявшим критерии внесения лица в список сословия. Финансовые права под контролем Сената: цензоры председательствовали в комиссиях, отдававших на откуп статьи государственного бюджета (заменили консулов). Избирались центуриатными комициями.
Rex.
К несчастью, история не сохранила достаточно полных сведений о положении, сути и функциях института царя, однако с уверенностью можно сказать, что царь являлся верховной властью в государстве в древнейший период.
Верховность власти следует понимать так, что она была пожизненной и безответственной, rex являлся magistratus populi Romani quiritium. Также стоит отметить, что неограниченность его власти проявлялась только в исполнительной и судебной сфере, в законодательной же он был ограничен так называемыми leges regiae, о которых известно только, что они составляли в древности особый корпус права.
Полномочия царя:
1) Командующий войском
2) Жрец Януса
3) Осуществление наиболее важных толкований законов и права
4) Совершение наиболее важных ауспиций, ведь он входил в коллегию авгуров
5) Право суда над всеми гражданами, ius coercendi – право на жизнь и смерть гражданина
Власть царя хотя и не наследовалась, но являлась пожизненной, после его смерти происходили выборы нового царя.
Процедура выбора подробно описана в «Истории» Тита Ливия.
|
Данная процедура включала в себя 3 стадии:
Из числа этих 10 сенаторов каждые 5 дней избирался interrex – междуцарь, по истечении 50 дней избирались новые 10 сенаторов с полномочиями междуцарей, и так до тех пор, пока не будет найдена подходящая кандидатура на пост царя.
Из полномочий царя вытекала возможность назначать себе помощников, развитие системы которых привело к возникновению в Риме магистратов. После упразднения царской власти римляне решили вопрос об организации управления государством путем развития системы магистратов.
Следует отметить, что республика была образована в 510г. до Р.Х., а последним царем являлся Тарпиний Гордый!
Princeps
Причина появления принципата - невозможность полисного управления империей. Рим, став мегаполисом, требовал качественно иных мер управления. Цезарь Октавиан окончательно установил принципат - образ правления, который практически 300 лет являлся конституционной нормой римской республики.
Власть принцепса рассматривается как власть экстраординарная, он - пожизненный диктатор, устанавливается путем захвата imperii proconsularis, утверждается решением Сената (или с помощью армии). Власть принцепса является пожизненной, но возможно его смещение принцепса, смерть принцепса означает и уничтожение его магистратуры.
Компетенция принцепса включает компетенцию тех магистратур, которые в связи с чрезвычайными обстоятельствами утрачивают свою силу. Три отрасли власти принцепса:
· Территориальная (как проконсул управляет провинциями Рима);
|
· Трибунская (позволяет ему служить выразителем интересов народа);
· Священническая, (осуществляет государственный культ);
Принцепс, несмотря на огромную власть, - не единовластный магистрат. Верховную власть в республике он делит с Сенатом Рима. Их права суда равны; Сенату подлежит право назначения магистратов, управление провинциями, право чеканки монеты, область внешних сношений разделена между принцепсом и Сенатом. Исключительное преимущество принцепса перед Сенатом в том, что он является императором, т.е. главнокомандующим. В отношении законодательствования принцепс и Сенат имеют равные полномочия. Таким образом форма правления империей может быть определена как диархия.
Доминат - форма уничтожения диархии и установления полного самовластия принцепса. Но природа принципата при этом не изменяется, принцепс не становится монархом, а остается чрезвычайной магистратурой при чрезвычайных обстоятельствах.
13 января 27 г. до Р.Х. Октавиан Август отказывается от всех своих должностей (триумвирата), удерживая за собой только один титул – princeps («первоприсутствующий в Сенате»). Через 3 дня он получает титул Augustus – «достойный поклонения, богоподобный». Октавиан установил республиканскую монархию. Принцепс - не монарх, он первый магистрат среди прочих, власть его соответствует власти всех тех магистратов, которых он соединяет в своем лице.
Полномочия:
1. Император, т.е. главнокомандующий, объявляет войну и заключает мир, союзы, договоры, награждает ветеранов землями;
2. Дает перегринам права римского гражданства, управляет провинциями Империи;
3. Право созывать комиции, и право рекомендовать комициям избрать какое-либо лицо магистратом;
4. Ius referendi в отношении Сената, представляет Сенату кандидатуры для назначения в магистраты;
5. Неограниченная высшая юрисдикция по уголовным и гражданским делам;
6. Присваивает себе наследства наиболее состоятельных граждан;
7. Как трибун он лицо неприкосновенное, обладает правом вмешиваться в действия любого магистрата, пользуется трибунской властью с правом неограниченной интерцессии;
|
8. Верховный понтифик, авгур, цензор.
Противовесы для сдерживания принцепса: дурная слава в потомках. Сенат имел право судить посмертную память принцепса вплоть до удаления его изображений из всех публичных мест, а в исключительных случаях издавать указ о полном забвении, в этом случае даже упоминать имя его было нельзя, акты такого императора отменялись. Умирая, принцепс слагал с себя власть и передавал вопрос о решении ее участи консулам и Сенату.
Выборы принцепса подлежали Сенату, он же его и отрешал от должности. Однако принцепс мог указать Сенату, кого следует избрать на его место, присвоив этому лицу cognomen Caesar, то есть, практически усыновив его или назначив себе в соправители.
АППАРАТ ВЛАСТИ ПРИНЦЕПСА
Огромная власть физически не могла быть единолично исполнима. Поэтому создается совещательный орган consilium principis, в состав которого входят консулы, по одному представителю от других магистратов и 15 сенаторов, избранных жребием на комициях. С течением времени из канцелярии принцепса формируется имперская бюрократия, в основном за счет его вольноотпущенников, а затем значение приобретает и двор первого по важности и значению должностного лица республики.
До реформы Клавдия, установившего основы бюрократического строя, принцепсы назначали Legati August i - правителей тех провинций, которые доставались им в управление.
При принцепсе появляется канцелярия, состоящая из его вольноотпущенников. Появились три главные канцелярии, которыми управляет начальник канцелярии:
1) «Относительно писем», помогавшая императору осуществлять законодательствование,
2) «Относительно жалоб», помогавшая осуществлять императору его магистратскую власть, осуществлять юрисдикцию и т.п.
3) «Относительно финансов», ее функции понятны само собой.
С течением времени появляется более усложненный бюрократический аппарат. Весь чиновный корпус подразделяется на чиновников 3 рангов и вспомогательный состав. Вводится понятие жесткой административной дисциплины. Начальники руководят младшими по отношению к ним служащим.
Отрасли управления приняли окончательный вид при Диоклециане:
1) Придворное управление: управляющий делами дворца, заведующий изданием юридических актов императора, казначей; управляющий императорским имуществом. Канцелярией императора продолжает заведовать magister officiorum. При императоре состоит Придворный совет, куда входят все эти лица и по специальному приглашению - другие чиновники.
2) Территориальное управление: начальники административно-территориальных единиц империи.
3) Военное управление: magister militum и др. военно-командные должности.
|
Этот порядок с небольшими изменениями составил основу бюрократического управления второго Рима - Византийской империи.
Вопрос 31
Ius civile: основные формы
Mores majorum – наиболее древний источник права – это обычаи предков. Обязанность следовать mores majorum превозносилась древними писателями как наивысшая доблесть. Обычаи предков были настолько почитаемы, что известны случаи, когда патриции и сенаторы предпочитали кончать жизнь самоубийством, если считали поведение окружающих их людей противоречащим этим древним постановлениям. Обычаи предков ещё не были отделимы от религиозных воззрений римлян. Соответственно этому встречается уже в древнейший период и такой источник права, как fas.
Fas – «божественное право касается богопочитания, человеческое право относится к людям». К f as относились нормы религиозного характера, которые регулировали брачно-семейные отношения, уголовное право. Практически всё древнее уголовное право следует отнести к fas, т.к. уголовное преступление считалось совершенным не просто против частного человека, но против порядка, санкционированного волей богов и => против них самих. Под властью богов и fas находились некоторые виды обязательственных отношений, вещное право (установление межи).
Формы:
Непочитание богов влекло за собой sacer esto – высшее уголовное наказание, объявление человека лишенным защиты богов; преступник становился вне закона. Со временем fas стал строгим ius divinum.
I us humanum (или просто ius ) – в царский период не настолько же сильно развит, насколько в эпоху республики (в отличие от fas). Законы XII таблиц – результат законодательства республики, а от периода царей до нас дошли только слухи о ius Papirianum – сборнике законов, происходящих от времен якобы Нумы Помпилия.
Формы:
o D ecreta gentilica – обычай отдельных родовых союзов, связанных общим культом и имеющих форму decreta;
o Commentarii (libri) regii, commentarii pontificum, а позднее commentarii magistratum – записи норм обычного права, различающиеся по инстанции, которая производила запись.
Lex
Формы:
Систематика законов:
Таблицы с I по III – общее процессуальное право квиритов;
Таблицы с IV по VIII – гражданское право с вкраплением уголовных постановлений;
Таблица IX – уголовное право;
Таблица X – сакральное право (погребение умерших);
Таблицы XI и XII – календарь и виндикация вещей.
Знание законов было обязательным для приобретения политических прав и для магистратов, особенно преторов, т.к. формулы исковой защиты, которую они давали, должны были содержать выражения законов XII таблиц.
Развивалась и законодательная техника. Классификация законов, изданных после создания свода XII таблиц, до сих пор применяется в науке теории права.
Виды законов:
Все эти законы являлись lex rogata, т.е. утвержденными народным собранием, поэтому их отличали от senatusconsulta.
По форме закон был сложносоставным:
Законодательный процесс был поделен на стадии. Правом законодательной инициативы обладали только магистраты, имевшие ius agendi cum populo – право обращения к народу.
Стадии:
Эдикты магистратов – появились в период республики. Причина появления: когда лицо не находило защиты своих интересов при помощи ius civilis, оно обращалось к магистратам с просьбой о помощи. Магистрат должен был проявить imperium и водворить в обществе мир и порядок. Конкретно претор имел еще такую власть, как potestas interpretandi iuris civile, посредством которой он в ходе своей деятельности начинал формулировать новые нормы права. Пробелы ius civile восполнялись нормами, составившими впоследствии особую отрасль ius honorarium (или ius praetorium).
Эдикт – инструкция, которую претор издавал по вступлении в должность для самого себя, но и одновременно для окружающих. Изначально эдикт магистрата имел силу только для самого магистрата, но в дальнейшем получил силу закона. Эдикты делились на постоянные и изданные по конкретному поводу. В эдикте сформировалась постоянная и неизменная часть, которая переходит из эдикта одного магистрата в другой – edictum tralaticium. Свод преторского права (Юлиан) – edictum perpetuum.
Акты принцепса – новый вид формального источника эдиктов магистратов (эпоха принципата). Постановления принцепса имели силу закона.
Виды актов принцепса:
Сами акты принцепса начинают носить название constitutio, становятся бессрочными.
Деятельность юристов – первоначально – малоразвитая отрасль ius civile. Юристы занимались толкованием права – iuris repitorium, а самих толкователей называли по-разному (iuris prudentes).Сначала отрасль находилась во власти понтификов, которые пытались приспособить старые нормы права к условиям окружающей действительности путем их толкования (нормы приобретали силу права). С появлением законов XII таблиц были вызваны к жизни официальные действия магистрата (понтифика) по их толкованию.
Виды работ понтификов:
Юридическая литература периода ее расцвета распадается на несколько видов:
Две основные школы римского права периода империи (появились из-а споров по поводу различных вопросов): прокульянцев – отстаивали более консервативные позиции в праве и сабиньянцев – были либералами и реформаторами.
Юристами (Аквилий) изобретена стипуляция – средство прекращения обязательств. Предписывалось прекращать обязательства тем же способом, каким они установились, но с обратным смыслом. А. придумал novatio – формулу, с помощью которой прекращались многие обязательства, сводившиеся в одно общее и уничтожавшиеся старым способом acceptilatio.
В системе источников римского права сложился дуализм: наряду с правом официального законодателя возникло право судейское (право магистратов), которое в концептуальном виде имело форму ius gentium. Гибкость права народов по сравнению с правом квиритов оказалась настолько привлекательной, что в последние века существования римской общины право народов поглощает право квиритов и составляет с ним общий свод. В Средние века принципы права народов послужили для юристов материалом для создания концепции естественного права, влияние которой ощущается и сейчас.
Вопрос 32
Ius sacrum
Три важнейшие коллегии жрецов:
- Представители римской гражданской общины перед богами чужих гражданских общин;
- Должны были уметь отводить от Рима и его граждан беду и несчастья, которые могли наслать чужие божества. Они были для римлян так же реальны, как собственные; римляне вступали в контакт и с тем, и с другими методом частноправовой сделки: do ut des, facio ut des и т.п.;
- Выступали послами;
- Объявляли войну (посредством бросания копья в землю противника).
Умерших жрецов коллегия дополняла довыбором (cooptatio) из достойных кандидатов, затем следовало введение их в должность (inauguratio). Позже народ получает право избирать нового члена трех важнейших коллегий, образуя для этого специальные comita tributa sacerdotum, после которой так же шли кооптация и инаугурация (по lex Domitia de sacerdotis).
Важность коллегий: жрецы со времен царя Нумы являлись хранителями и толкователями (в этом конкурировали с царем) 2-х форм римского права: fas и ius. Каждой коллегии поручалась своя отрасль права.
Корпорации жрецов обеспечивали функционирование гос-ва (civitas) в качестве одного политического целого на сакральном уровне (осознание гражданами наличия единого для всех культа, стоящего над культом курий и триб). Участие в культе – непременное условие получения политической правоспособности гражданина. Со временем общегосударственный культ был вытеснен в область суеверий, крепко владевших римлянами, а затем и в пустую обрядность, но сохранявшую важное политическое значение. Проявление открытого неуважения к богам и гос культу – не только проявление политического диссидентства, но и страшное уголовное преступление.
Виды жреческой работы:
Вопрос 33
|
|
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!