Dictator или magister populi — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Dictator или magister populi

2019-08-03 225
Dictator или magister populi 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В крайних обстоятельствах римский народ (по инициативе Сената) в лице 1 из консулов избирал диктатора. Его власть фактически была ничем ограничена, даже провокацией, единственное ограничение - срок полномочий 6 месяцев, также не имел права распоряжаться казной. Помощник - начальник конницы. Все остальные магистраты обязаны подчиняться, исполняя его распоряжения. Только личность трибуна сохраняла неприкосновенность. Наибольшее развитие - в эпоху гражданских войн: появляются пожизненные диктаторы (Сулла).

ТРИБУН

Плебейский трибун – «неприкосновенные магистраты». Обязанности - помощь плебеям против патрициев (вскоре стали защитниками всех римлян). Трибунов было: 2 => 5 => 10.

· Абсолютное право опротестовывать любое решение любых магистратов за исключением актов диктатора, а потом и цензора.

· Право уголовного обвинения любого лица, нарушающего права и свободы плебеев (дело - в суд без предварительного следствия).

· Право руководить плебейскими собраниями при выборах магистратов и прохождении законопроектов. Совершал некоторые ауспиции.

· Право поставить перед Сенатом вопрос и требовать его разрешения.

· Право интерцессии, право veto на решение Сената, если он сам присутствует при прениях.

ПРЕТОР

Претора избирали центуриатные комиции. Главная обязанность - поддерживать мир и спокойную жизнь в городе. Помощник консулов, поэтому на него могли быть возложены ими некоторые из их обязанностей (обычно - iurisdictio в области гражданского права). С ростом числа перегринов появляется должность praetor peregrinus. Имел право выдавать интердикты и предоставлять исковую защиту по новым видам отношений, не регулировавшимся старым квиритским правом.

Магистратуры sine imperio:

ЦЕНЗОР

Магистрат минор, однако обладал большой фактической властью. Постепенно становится регулятором римской нравственности и благочиния, держит в подчинении сенат и всадническое сословие, располагая их честью и позором, и получает неограниченную власть отдавать на откуп общественные и частные места и подати римского народа.

Право оценивать нравственное достоинство и поведение граждан с правом выписать их за недостойное поведение из списков сословия, лишить чести, составляли списки сенаторов и вычеркивали их. Руководствовались mores maiorum и цензорским эдиктом, определявшим критерии внесения лица в список сословия. Финансовые права под контролем Сената: цензоры председательствовали в комиссиях, отдававших на откуп статьи государственного бюджета (заменили консулов). Избирались центуриатными комициями.

 

Rex.

 

К несчастью, история не сохранила достаточно полных сведений о положении, сути и функциях института царя, однако с уверенностью можно сказать, что царь являлся верховной властью в государстве в древнейший период.

Верховность власти следует понимать так, что она была пожизненной и безответственной, rex являлся magistratus populi Romani quiritium. Также стоит отметить, что неограниченность его власти проявлялась только в исполнительной и судебной сфере, в законодательной же он был ограничен так называемыми leges regiae, о которых известно только, что они составляли в древности особый корпус права.

 

Полномочия царя:

1) Командующий войском

2) Жрец Януса

3) Осуществление наиболее важных толкований законов и права

4) Совершение наиболее важных ауспиций, ведь он входил в коллегию авгуров

5) Право суда над всеми гражданами, ius coercendi – право на жизнь и смерть гражданина

 

Власть царя хотя и не наследовалась, но являлась пожизненной, после его смерти происходили выборы нового царя.

 

Процедура выбора подробно описана в «Истории» Тита Ливия.

Данная процедура включала в себя 3 стадии:

  1. Interregnum (междуцарствие?) – после смерти царя 10 сенаторов облекались властью управлять государством и подыскивать кандидатуру нового царя. Так, например, был найден Нум Помпилий, основными достоинствами которого были обширные знания в области религиозного и государственного права.

Из числа этих 10 сенаторов каждые 5 дней избирался interrex – междуцарь, по истечении 50 дней избирались новые 10 сенаторов с полномочиями междуцарей, и так до тех пор, пока не будет найдена подходящая кандидатура на пост царя.

  1. Creario regis – одобрение кандидатуры царя народом, имевшее форму голосования кандидатуры по куриатным комициям. Далее сенаторы посредством auctoritas partum утверждали избрание царя. Затем было необходимо удостовериться в том, что: а) царь угоден богам, б) он может совершать ауспиции.
  2. Inauguratio – введение царя в коллегию авгуров с целью совершения ауспиций, таким образом царь получал свои жреческие функции.
  3. На последнем этапе царь наделялся куриатными комициями высшей властью imperium regium, в форме lex curiata de imperio.

 

Из полномочий царя вытекала возможность назначать себе помощников, развитие системы которых привело к возникновению в Риме магистратов. После упразднения царской власти римляне решили вопрос об организации управления государством путем развития системы магистратов.

Следует отметить, что республика была образована в 510г. до Р.Х., а последним царем являлся Тарпиний Гордый!

Princeps

 

Причина появления принципата - невозможность полисного управления империей. Рим, став мегаполисом, требовал качественно иных мер управления. Цезарь Октавиан окончательно установил принципат - образ правления, который практически 300 лет являлся конституционной нормой римской республики.

Власть принцепса рассматривается как власть экстраординарная, он - пожизненный диктатор, устанавливается путем захвата imperii proconsularis, утверждается решением Сената (или с помощью армии). Власть принцепса является пожизненной, но возможно его смещение принцепса, смерть принцепса означает и уничтожение его магистратуры.

Компетенция принцепса включает компетенцию тех магистратур, которые в связи с чрезвычайными обстоятельствами утрачивают свою силу. Три отрасли власти принцепса:

· Территориальная (как проконсул управляет провинциями Рима);

· Трибунская (позволяет ему служить выразителем интересов народа);

· Священническая, (осуществляет государственный культ);

 

Принцепс, несмотря на огромную власть, - не единовластный магистрат. Верховную власть в республике он делит с Сенатом Рима. Их права суда равны; Сенату подлежит право назначения магистратов, управление провинциями, право чеканки монеты, область внешних сношений разделена между принцепсом и Сенатом. Исключительное преимущество принцепса перед Сенатом в том, что он является императором, т.е. главнокомандующим. В отношении законодательствования принцепс и Сенат имеют равные полномочия. Таким образом форма правления империей может быть определена как диархия.

Доминат - форма уничтожения диархии и установления полного самовластия принцепса. Но природа принципата при этом не изменяется, принцепс не становится монархом, а остается чрезвычайной магистратурой при чрезвычайных обстоятельствах.

13 января 27 г. до Р.Х. Октавиан Август отказывается от всех своих должностей (триумвирата), удерживая за собой только один титул – princeps («первоприсутствующий в Сенате»). Через 3 дня он получает титул Augustus – «достойный поклонения, богоподобный». Октавиан установил республиканскую монархию. Принцепс - не монарх, он первый магистрат среди прочих, власть его соответствует власти всех тех магистратов, которых он соединяет в своем лице.

Полномочия:

1. Император, т.е. главнокомандующий, объявляет войну и заключает мир, союзы, договоры, награждает ветеранов землями;

2. Дает перегринам права римского гражданства, управляет провинциями Империи;

3. Право созывать комиции, и право рекомендовать комициям избрать какое-либо лицо магистратом;

4. Ius referendi в отношении Сената, представляет Сенату кандидатуры для назначения в магистраты;

5. Неограниченная высшая юрисдикция по уголовным и гражданским делам;

6. Присваивает себе наследства наиболее состоятельных граждан;

7. Как трибун он лицо неприкосновенное, обладает правом вмешиваться в действия любого магистрата, пользуется трибунской властью с правом неограниченной интерцессии;

8. Верховный понтифик, авгур, цензор.

 

Противовесы для сдерживания принцепса: дурная слава в потомках. Сенат имел право судить посмертную память принцепса вплоть до удаления его изображений из всех публичных мест, а в исключительных случаях издавать указ о полном забвении, в этом случае даже упоминать имя его было нельзя, акты такого императора отменялись. Умирая, принцепс слагал с себя власть и передавал вопрос о решении ее участи консулам и Сенату.

Выборы принцепса подлежали Сенату, он же его и отрешал от должности. Однако принцепс мог указать Сенату, кого следует избрать на его место, присвоив этому лицу cognomen Caesar, то есть, практически усыновив его или назначив себе в соправители.

АППАРАТ ВЛАСТИ ПРИНЦЕПСА

Огромная власть физически не могла быть единолично исполнима. Поэтому создается совещательный орган consilium principis, в состав которого входят консулы, по одному представителю от других магистратов и 15 сенаторов, избранных жребием на комициях. С течением времени из канцелярии принцепса формируется имперская бюрократия, в основном за счет его вольноотпущенников, а затем значение приобретает и двор первого по важности и значению должностного лица республики.

До реформы Клавдия, установившего основы бюрократического строя, принцепсы назначали Legati August i - правителей тех провинций, которые доставались им в управление.

 

При принцепсе появляется канцелярия, состоящая из его вольноотпущенников. Появились три главные канцелярии, которыми управляет начальник канцелярии:

1) «Относительно писем», помогавшая императору осуществлять законодательствование,

2) «Относительно жалоб», помогавшая осуществлять императору его магистратскую власть, осуществлять юрисдикцию и т.п.

3) «Относительно финансов», ее функции понятны само собой.

 

С течением времени появляется более усложненный бюрократический аппарат. Весь чиновный корпус подразделяется на чиновников 3 рангов и вспомогательный состав. Вводится понятие жесткой административной дисциплины. Начальники руководят младшими по отношению к ним служащим.

 

Отрасли управления приняли окончательный вид при Диоклециане:

1) Придворное управление: управляющий делами дворца, заведующий изданием юридических актов императора, казначей; управляющий императорским имуществом. Канцелярией императора продолжает заведовать magister officiorum. При императоре состоит Придворный совет, куда входят все эти лица и по специальному приглашению - другие чиновники.

2) Территориальное управление: начальники административно-территориальных единиц империи.

3) Военное управление: magister militum и др. военно-командные должности.

 

Этот порядок с небольшими изменениями составил основу бюрократического управления второго Рима - Византийской империи.

 

Вопрос 31

Ius civile: основные формы

 

Mores majorum – наиболее древний источник права – это обычаи предков. Обязанность следовать mores majorum превозносилась древними писателями как наивысшая доблесть. Обычаи предков были настолько почитаемы, что известны случаи, когда патриции и сенаторы предпочитали кончать жизнь самоубийством, если считали поведение окружающих их людей противоречащим этим древним постановлениям. Обычаи предков ещё не были отделимы от религиозных воззрений римлян. Соответственно этому встречается уже в древнейший период и такой источник права, как fas.

Fas – «божественное право касается богопочитания, человеческое право относится к людям». К f as относились нормы религиозного характера, которые регулировали брачно-семейные отношения, уголовное право. Практически всё древнее уголовное право следует отнести к fas, т.к. уголовное преступление считалось совершенным не просто против частного человека, но против порядка, санкционированного волей богов и => против них самих. Под властью богов и fas находились некоторые виды обязательственных отношений, вещное право (установление межи).

Формы:

  • Ауспиция (основная форма) –вид гадания при совершении жертвоприношения с целью узнать волю богов. Отличаются от expiatio – очистительной жертвы и sacrum – общей жертвы. Квирит не совершал никаких действий, не узнав предварительно мнения своих богов. Исключительное право толкования ауспиций – у авгуров.
  • D ies fasti и dies nefasti – присутственные и неприсутственные дни, когда можно было совершать действия и когда нельзя. За календарем следили понтифики и через полномочия по регулированию календаря, влияли на развитие божественного права.

Непочитание богов влекло за собой sacer esto – высшее уголовное наказание, объявление человека лишенным защиты богов; преступник становился вне закона. Со временем fas стал строгим ius divinum.

I us humanum (или просто ius ) – в царский период не настолько же сильно развит, насколько в эпоху республики (в отличие от fas). Законы XII таблиц – результат законодательства республики, а от периода царей до нас дошли только слухи о ius Papirianum – сборнике законов, происходящих от времен якобы Нумы Помпилия.

  • Usus – наиболее часто встречающаяся форма ius в это время - обычай и обычное право.

Формы:

o D ecreta gentilica – обычай отдельных родовых союзов, связанных общим культом и имеющих форму decreta;

o Commentarii (libri) regii, commentarii pontificum, а позднее commentarii magistratum – записи норм обычного права, различающиеся по инстанции, которая производила запись.

Lex

Формы:

  • Lex regia – совместные постановления царя и народного собрания (наиболее древняя форма);
  • Leges datae – постановления, которые царь выносил единолично. Существует одновременно c lex regia. По сути – распоряжения нормативного характера, которые позже издавал магистрат.
  • Lex curiata de imperio – формальный акт, в котором облекалось решение народного собрания об избрании царя на царство. Дальнейшее развитие его шло по пути формализации. Вехой на этом пути стало издание законов XII таблиц, что явилось результатом политической борьбы плебеев с патрициями.

Систематика законов:

Таблицы с I по III – общее процессуальное право квиритов;

Таблицы с IV по VIII – гражданское  право с вкраплением уголовных постановлений;

Таблица IX – уголовное право;

Таблица X – сакральное право (погребение умерших);

Таблицы XI и XII – календарь и виндикация вещей.

Знание законов было обязательным для приобретения политических прав и для магистратов, особенно преторов, т.к. формулы исковой защиты, которую они давали, должны были содержать выражения законов XII таблиц.

Развивалась и законодательная техника. Классификация законов, изданных после создания свода XII таблиц, до сих пор применяется в науке теории права.

       Виды законов:

  • Leges perfectae – абсолютные законы, которые объявляли ничтожными любые действия, противоречащие им; запрещение, как правило, снабжалось строгой санкцией;
  • Leges minus quam perfectae – действия, противоречащие данным законам, не объявлялись ничтожными, но их совершение влекло за собой крупный штраф/иные неблагоприятные последствия;
  • Leges imperfectae – законы, запрещавшие какое-либо действие, но не содержавшие санкцию за его совершение.

Все эти законы являлись lex rogata, т.е. утвержденными народным собранием, поэтому их отличали от senatusconsulta.

По форме закон был сложносоставным:

  1. Prescription (или index) – содержала имя, должность магистрата, внесшего законопроект, место, время голосования, и название трибы, голосовавшей первой, если голосование шло путем плебисцита;
  2. R ogatio – материальное содержание самого закона;
  3. Sanctio legis – указание последствий, которые грозят нарушителя закона.

 

Законодательный процесс был поделен на стадии. Правом законодательной инициативы обладали только магистраты, имевшие ius agendi cum populo – право обращения к народу.

Стадии:

  1. Promulgatio – длилась 24 дня, в течение которых с текстом законопроекта мог ознакомиться любой гражданин. Законопроект выставлялся в людном месте;
  2. R ogatio legis – утверждение закона в собрании или куриатных комициях. Законопроект уже не мог обсуждаться, проводилось голосование: либо «да», либо «нет». Отвергать законопроект полагалось целиком;
  3. L egem figere – выставление закона, выгравированного на меди, камне или вырезанного на дереве, в людном месте. Затем его сдавали на хранение в гос казну.

Эдикты магистратов – появились в период республики. Причина появления: когда лицо не находило защиты своих интересов при помощи ius civilis, оно обращалось к магистратам с просьбой о помощи. Магистрат должен был проявить imperium и водворить в обществе мир и порядок. Конкретно претор имел еще такую власть, как potestas interpretandi iuris civile, посредством которой он в ходе своей деятельности начинал формулировать новые нормы права. Пробелы ius civile восполнялись нормами, составившими впоследствии особую отрасль ius honorarium (или ius praetorium).

Эдикт – инструкция, которую претор издавал по вступлении в должность для самого себя, но и одновременно для окружающих. Изначально эдикт магистрата имел силу только для самого магистрата, но в дальнейшем получил силу закона. Эдикты делились на постоянные и изданные по конкретному поводу. В эдикте сформировалась постоянная и неизменная часть, которая переходит из эдикта одного магистрата в другой – edictum tralaticium. Свод преторского права (Юлиан) – edictum perpetuum.

Акты принцепса – новый вид формального источника эдиктов магистратов (эпоха принципата). Постановления принцепса имели силу закона.

Виды актов принцепса:

  • Edicta – по аналогии с эдиктами других магистратов, но в отличие от них, принцепс с самого начала издавал эдикты не для самого себя, а сразу для всех;
  • Decreta – судебное решение, постановленное принцепсом. Становится источником права, если декрет принцепса основан на новом толковании старой нормы права или формулирует новую форму права;
  • Rescripta (epistolae) – ответ принцепса на запрос магистрата или частных лиц, которые сомневаются относительно применения той или иной нормы права при решении конкретного дела (становился ИП, когда формулировал новую норму);
  • Mandata – инструкция принцепса различным магистратам.

Сами акты принцепса начинают носить название constitutio, становятся бессрочными.

Деятельность юристов – первоначально – малоразвитая отрасль ius civile. Юристы занимались толкованием права – iuris repitorium, а самих толкователей называли по-разному (iuris prudentes).Сначала отрасль находилась во власти понтификов, которые пытались приспособить старые нормы права к условиям окружающей действительности путем их толкования (нормы приобретали силу права). С появлением законов XII таблиц были вызваны к жизни официальные действия магистрата (понтифика) по их толкованию.

Виды работ понтификов:

  • Respondere – ответ понтифика на вопрос лица по поводу нормы права;
  • Cavere – формулы юридических сделок и договоров, исков, завещаний, которые понтифики писали по просьбе частных лиц;
  • Agere – совет понтифика относительно образа действия, который необходимо соблюсти на суде с тем, чтобы выиграть дело.

Юридическая литература периода ее расцвета распадается на несколько видов:

  • Институции - охватывают все ius civile и представляют собой краткий учебник, систематически излагающий основные положения права;
  • Комментарии к официальным источникам права (свод комментариев – notae);
  • Доктринальные положения, выработанные юристами путем questiones и disputations, часто вырабатывались через спор путем переписки;
  • Монографические исследования – особый предмет деятельности юристов.]

Две основные школы римского права периода империи (появились из-а споров по поводу различных вопросов): прокульянцев – отстаивали более консервативные позиции в праве и сабиньянцев – были либералами и реформаторами.

Юристами (Аквилий) изобретена стипуляция – средство прекращения обязательств. Предписывалось прекращать обязательства тем же способом, каким они установились, но с обратным смыслом. А. придумал novatio – формулу, с помощью которой прекращались многие обязательства, сводившиеся в одно общее и уничтожавшиеся старым способом acceptilatio.

В системе источников римского права сложился дуализм: наряду с правом официального законодателя возникло право судейское (право магистратов), которое в концептуальном виде имело форму ius gentium. Гибкость права народов по сравнению с правом квиритов оказалась настолько привлекательной, что в последние века существования римской общины право народов поглощает право квиритов и составляет с ним общий свод. В Средние века принципы права народов послужили для юристов материалом для создания концепции естественного права, влияние которой ощущается и сейчас.

 

 

Вопрос 32

Ius sacrum

 

Три важнейшие коллегии жрецов:

 

  1. Понтифики (pontifices) – разрабатывали вопросы гражданского, процессуального и божественного права;
  2. Авгуры (augures) – вопросы публичного права, главное средство – «ауспиции» (форма узнавания воли бога, только после нее римлянин мог предпринять действие). Без них не могло произойти ни одно существенное событие в жизни римлян частного и публичного свойства;
  3. Фециалы (feciales) – вопросы военного и международного права.

- Представители римской гражданской общины перед богами чужих гражданских общин;

- Должны были уметь отводить от Рима и его граждан беду и несчастья, которые могли наслать чужие божества. Они были для римлян так же реальны, как собственные; римляне вступали в контакт и с тем, и с другими методом частноправовой сделки: do ut des, facio ut des и т.п.;

- Выступали послами;

- Объявляли войну (посредством бросания копья в землю противника).

Умерших жрецов коллегия дополняла довыбором (cooptatio) из достойных кандидатов, затем следовало введение их в должность (inauguratio). Позже народ получает право избирать нового члена трех важнейших коллегий, образуя для этого специальные comita tributa sacerdotum, после которой так же шли кооптация и инаугурация (по lex Domitia de sacerdotis).

 

Важность коллегий: жрецы со времен царя Нумы являлись хранителями и толкователями (в этом конкурировали с царем) 2-х форм римского права: fas и ius. Каждой коллегии поручалась своя отрасль права.

 

Корпорации жрецов обеспечивали функционирование гос-ва (civitas) в качестве одного политического целого на сакральном уровне (осознание гражданами наличия единого для всех культа, стоящего над культом курий и триб). Участие в культе – непременное условие получения политической правоспособности гражданина. Со временем общегосударственный культ был вытеснен в область суеверий, крепко владевших римлянами, а затем и в пустую обрядность, но сохранявшую важное политическое значение. Проявление открытого неуважения к богам и гос культу – не только проявление политического диссидентства, но и страшное уголовное преступление.

Виды жреческой работы:

  1. Составление календаря с определением dies fasti, dies nefasti, dies intercisi;
  2. Собирание ритуальных предписаний (commentarii sacrorum);
  3. Имен всех божеств с формулой призыва в помощь (indigitamenta);
  4. Записанных юр советов жрецов (commentarii pontificum, также были у авгуров и фециалов);
  5. Помещение наработок в специальные книги (e. g. у понтификов – «libri pontificum», также были у авгуров и фециалов).

 

Вопрос 33


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.061 с.