Глава 3. Познаем окружающий мир — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Глава 3. Познаем окружающий мир

2019-07-12 140
Глава 3. Познаем окружающий мир 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Шарик, чашка, колеса у машины круглые, а потому скатываются по наклонной плоскости. Кубик скатиться не может, он может только соскользнуть. Яблоко, тюльпан и флажок – красные. Песок, солнце и тыква – желтые. Маленькую матрешку можно вложить в большую, а наоборот – нельзя. Предметы с отверстиями можно нанизывать на ось, а без отверстия – нельзя. Тяжелые предметы тонут в воде, а легкие плавают на поверхности.

Ко всем этим выводам ребенок приходит в результате игры. Если мы хотим немного облегчить этот процесс, игры и игрушки должны сами подсказывать ему свои свойства.

«Среднестатистический ребенок» в возрасте 1 года 3 месяцев может сортировать предметы по одному существенному признаку (различает шарики и кубики).

После 1,5 лет он уже способен ориентироваться по 2–3 признакам одновременно (красные шарики, синие шарики, красные кубики, синие кубики). Некоторые дети обожают подобные классификации. Другие считают их пустой тратой времени. Им можно предложить задачи похитрее. Например, три чашки стоят правильно, а одна перевернута. Спросите ребенка, которая из чашек стоит не так, как все, и что нужно сделать.

 

Выбор игрушек

 

Разумеется, список очень приблизительный и составлен без учета предпочтений и особенностей вашего ребенка. И все‑таки, помня о том, что игрушки – один из важнейших инструментов ребенка в познании мира, давайте посмотрим, что можно предложить малышу на втором году жизни.

1. Несколько кукол из разных материалов (желательно, чтобы среди них была хотя бы одна матрешка и хотя бы одна тряпичная кукла, в идеале – сшитая самой мамой).

2. Несколько мячиков различной величины (загляните в магазин товаров для собак, там продаются чудесные мячики с шипами, которые могут служить не только игрушкой, но и приспособлением для массажа ладошек и стоп).

3. Несколько машинок разного назначения (из них хотя бы один – грузовик).

4. Несколько фигурок животных из разных материалов (желательно, чтобы хотя бы одна из них надевалась на руку).

5. Набор детской посуды и других игрушечных предметов быта (утюжок, молоток и проч.).

6. Несколько наборов кубиков и строительных блоков разной формы, размера и цвета. Две пирамидки разного размера и из разных материалов (например, деревянная и пластмассовая). Ближе к 2 годам – один конструктор.

7. Несколько коробок и небьющихся стаканчиков различной величины и формы.

8. Набор небольших предметов для вкладывания, желательно из природных материалов: желуди, шишки разных пород деревьев, каштаны, ракушки. Набор хранится в недоступном для ребенка месте и выдается только для игры.

9. Набор для игры в песок: ведро, формочки, лопатка, грабли, сито.

10. Гуашь, фломастеры, восковые мелки (позже – цветные карандаши).

11. Набор цветной бумаги и картона, позже – пластилин.

12. Канцелярский клей (хранится у мамы).

13. Несколько «сюжетных» книжек и несколько маленьких «энциклопедий» с картинками (можно использовать раскраски).

 

Этого вполне достаточно для того, чтобы ребенок мог смоделировать любой значимый для него процесс «большого мира».

Все остальное – по желанию и по возможности.

 

Изучаем цвета

 

 

Где мое место?

 

Начнем с самого простого: со сравнения цветов.

Нам потребуется: 2 разноцветные емкости (например, красная и синяя миски) и набор мелких предметов, одинаковых по всем признакам (все машины или все кубики), за исключением цвета (одни – красные, другие – синие). Можно вырезать игрушки из цветного картона.

Взрослый демонстрирует игру ребенку: кладет 1–2 мелких предмета в миску того же цвета. При этом он может намеренно допустить неточность, указать ребенку на ошибку и исправить ее. Вместо мисок можно использовать цветные листы бумаги – это будут ковры‑самолеты, на которые садятся игрушки.

Затем то же самое пробует сделать ребенок. Говорить о цвете нужно только «такой» или «не такой».

Как только станет видно, что малыш к этому готов, можно добавить еще миски и игрушки других цветов. Когда дети поймут принцип, им уже не понадобится большая емкость как опора для сравнения; они смогут различать разницу в цвете и среди прочих признаков предметов. Набор кубиков можно разложить в разноцветные башни, коробку с разными игрушками рассортировать, вынимая сначала все красные, а затем все синие и т. д. Бумажные вырезки можно распределить на зеленую и синюю стопки.

Названия цветов полезно вводить в разговор, но в качестве информации для ребенка, не оказывая на него давления («Скажи, какого это цвета?»). Лучше предложить: «Я строю красную башню. Найди мне еще один красный кубик. Вот такой» – и показать красный кубик. Или: «Я думаю, что это зеленый кубик». Чуткий взрослый уловит, когда ребенок с интересом отреагирует на вопрос типа «А где красные кубики?» или «Какого цвета мои брюки?». Это будет означать, что в его сознании слово, обозначающее цвет, соединяется со зрительным образом.

 

Воздушные шары

 

Наклеить на бумагу или картон узкие полоски 6–7 разных цветов (лучше всего использовать чистые цвета радуги) и вырезать из цветной бумаги круги тех же цветов. Эти полоски будут ниточками, а круги – шариками. Объясните ребенку, что шарики надо «привязать» к ниточкам подходящих цветов, и покажите, как это сделать. После этого ему можно дать возможность действовать самостоятельно, вмешиваясь только в том случае, если он затрудняется с правильным ответом.

Можно изменить игру: нарисовать разноцветные шарики (например, красные и синие) и двух клоунов в красном и синем костюмах. Попросите ребенка соединить шарики с клоунами красными и синими «ниточками» – линиями соответствующих цветов.

 

Спрячь гномика

 

Возьмите разноцветные листы картона, вырежьте в них круглые отверстия и положите вниз картинку с гномиком (зайчиком, котенком, мышкой и т. д.). Предложите ребенку «спрятать» картинку, закрыв ее кружком того же цвета. (Придумайте историю, почему гномику нужно спрятаться.)

На втором этапе можно вырезать окошки различной формы, чтобы ребенок учился сортировать предметы не только по цвету, но и по форме.

 

Волшебные прищепки

 

Разноцветные прищепки цепляются к разным картонным фигуркам: к солнышку – лучиками, к ромашке – лепестками, к рожице – волосами и т. д.

 

«Альбом цветов»

 

Сделайте такой альбом, наклеивая на каждый лист изображения предметов: одежды, игрушек, цветов, машин, посуды – одного цвета, но разных оттенков. Обсудите, какой оттенок более темный, а какой – более светлый.

 

Изучаем размеры

 

 

«Построим башню»

 

Нужны кубики различных размеров.

Предложите ребенку построить высокую башню. Играя с кубиками, он поймет, что башня будет устойчивой только тогда, когда размер кубиков уменьшается от основания к вершине, и научится сортировать кубики по размеру. Теперь можно научить его словам «больше» и «меньше».

Построив башню из настоящих кубиков, переходите, например, к строительству башен или лестниц из картонных фигур, выкладывая их на столе так, чтобы снизу вверх размер уменьшался (или попробуйте научить ребенка собирать пирамидку, сортируя колечки по размеру). Игра будет проходить намного интереснее, если вы дадите ребенку маленькую куклу и покажете, как она умеет залезать на башню или подниматься по лестнице. Поиграв с куклой, ребенок лучше поймет и смысл последовательного расположения фигур.

 

Лестницы и заборчики

 

Для того чтобы помочь детям усвоить понятия формы, размера и цвета, итальянский педагог Мария Монтессори создала целую серию игр со специальным обучающим игровым материалом. Изготавливать, а главное, хранить дома все игрушки Монтессори – занятие чрезвычайно трудоемкое. Но некоторые элементы ее игр можно с успехом использовать для малышей в возрасте 1,5–2 лет.

Среди многочисленных игр Монтессори можно выделить одну, связанную с сопоставлением. Это игра «Цветные цилиндры». В одном из вариантов этой игры используются цилиндры, сделанные из дерева и окрашенные в разные цвета, – по 5 цилиндров каждого цвета. Цилиндры, окрашенные в один цвет, различаются по высоте. Цель этой игры – научить ребенка сопоставлять величины, выстраивать ряды – серии одинаковых по определенному признаку цилиндров. На этом материале ребенок научится распознавать не только «большой» и «маленький» цилиндры, но и «самый большой», «поменьше», «средний», «маленький», «самый маленький». Малыш научится различать предметы, несильно отличающиеся друг от друга по величине. К тому же это прекрасный счетный материал. Можно также добавить ряд упражнений на логику, к примеру построить «заборчики» разной степени сложности:

– Выстроить «заборчик» из цилиндров одной высоты (их может быть только 5).

– Выстроить «заборчик» из цилиндров одного цвета.

– Разделив цилиндры на две группы: 5 цилиндров одного цвета – малышу, 5 цилиндров – тому, кто с ним играет, построить совместно двухцветный «заборчик». Пример: «Я ставлю красный, ты синий, я красный, ты синий, я – красный, ты –?»

 

Так вы привьете ребенку ощущение закономерности, обусловленное вами.

Продолжайте занятия по тому же принципу, усложняя задачу: используйте три цвета, четыре, пять. Больше инициативы отдавайте ребенку. Построение «заборчика» может быть связано с величиной, например: большой – маленький, большой – средний – маленький. Допустимо вводить и другие понятия: высокий – низкий, длинный – короткий. Закончив постройку, предложите ребенку провести по ней рукой, чтобы запомнить разницу в высоте цилиндров не только зрительно, но и на ощупь.

 

Сверни ленту

 

Можно устроить интересное соревнование по сворачиванию разноцветных лент, наклеенных на стержни (которые несложно сделать, например, из карандашей). Если ленты будут разной длины, то сворачивание (наматывание на стержень) длинной ленты займет больше времени. Обратите внимание ребенка на то, что одну из лент удается свернуть быстрее, чем другую, разверните их в полную длину и положите рядом так, чтобы разница в длине была хорошо заметна. Пусть ребенок сам догадается о причине неудач того соревнующегося, чья лента длиннее. Вы увидите, что после этого он сразу станет обращать внимание на длину ленты, которую берет!

 

Что касается всех прочих величин и размерностей, то их изучение тоже удобно связывать с повседневными играми ребенка. Например, понятия «высоко – низко», а также «вверх – вниз» можно изучать, качаясь на качелях, «толстый – тонкий» – обнимая деревья, «быстро – медленно» – бегая по детской площадке, «право и лево» – катая коляску, «тихо – громко» – распевая песенки, а «длинный – короткий» и «широкий – узкий» – шагая по скамейкам в парке. Хорошими пособиями для изучения понятий «больше – меньше» являются матрешки или вкладывающиеся друг в друга стаканчики, а для понятий «длинный – короткий» – детские штанишки или полоски бумаги, из которых складывают железную дорогу с рельсами и шпалами. Полезно также предлагать ребенку заполнять предметами коробки различных форм и размеров. Например, в одну коробку входит 10 кубиков, в другую – 5. В одну банку – 8 грецких орехов, в другую 4. Кубики или орехи не обязательно считать. Можно просто высыпать их из коробки на стол и спросить, в какой куче кубиков или орехов больше. Понятия «большой», «средний» и «маленький» замечательно иллюстрирует сказка Л. Н. Толстого «Три медведя». Словом, вам, скорее всего, придется изобрести какую‑то свою игру, которая затронет воображение ребенка. Кроме того, старайтесь почаще употреблять эти понятия в речи, обращенной к ребенку: «Ты хочешь пить молоко из этого высокого стакана или из этой низкой чашечки?»; «Посмотри, какой длинный хвост у этой собаки! А у этой он гораздо короче!»

И самое главное: помните, что у вас и у ребенка в запасе никак не меньше 5 лет. Постепенно малыш усвоит любую премудрость.

 

Изучаем формы

 

Классические игрушки для изучения форм – кубик или рамки Монтессори, о которых я уже писала (подробные инструкции для занятий приведены на коробках с игрушками). Но эти занятия скорее закрепляют полученные знания.

Познакомить ребенка с формами можно с помощью карточек Домана, нарисовав на них основные геометрические фигуры. Если малыш не понимает, что это такое и зачем, нарисуйте на фигурах забавные рожицы и объясните, что это веселые человечки с интересными именами: Круг, Треугольник, Квадрат, Ромб, Трапеция, Прямоугольник, Овал (для начала используйте не больше трех). То же самое можно проделать с помощью игрушки «Геометрик».

Научиться применять эти знания в жизни поможет простейшая картонная мозаика. Вырежьте из картона побольше кругов, квадратов, треугольников, ромбов и т. д. разного цвета и размеров и покажите ребенку, как из них можно сложить домик, машину, паровоз или елку с грибочками. Возможно, после нескольких показов ребенок увлечется этой игрой.

Вот еще несколько игр того же плана:

– Сложить фигурку из спичек. Попросить малыша сложить такую же (он сможет сделать это ближе к 2 годам).

– Найти, где чье гнездо. Гнезда птиц имеют форму основных геометрических фигур. Такая же фигурка приклеена к лапкам птицы.

– Из листа цветной бумаги вырезать различные простые геометрические фигуры (круг, квадрат, ромб), затем наклеить этот лист на белую бумагу. Малыш должен разложить фигурки таким образом, чтобы они полностью закрыли белые «окошки».

– Разложить карточки с геометрическими фигурами по комнате, и пусть машина малыша поедет на стоянку «Квадрат», затем на стоянку «Круг» и т. д.

 

Учимся считать

 

Умение считать до десяти или хотя бы до пяти также не является обязательным для двухлетнего ребенка. Строго говоря, ребенок должен усвоить (и, как правило, усваивает совершенно самостоятельно) только два числительных: один и два (одна голова, один нос, один рот, две руки, две ноги, два уха и т. д.). Но родители, обеспокоенные тем, что «теперь в школы такой отбор!», наверняка попытаются запихнуть в ребенка кусочек математики.

 

Считаем все подряд

 

Ребенку будет проще освоиться с числами, если они станут частью его повседневной жизни. Легко можно выучить числа, например, когда мама чистит картошку и считает ее. Причем если ребенок моет картошку и складывает ее в тазик, а потом мама начинает чистить по одной картофелине и класть ее в кастрюлю, то можно выучить и прямой, и обратный счет.

Можно считать все подряд. На картинках в книжках очень часто повторяются всякие детали (грибы, ягоды, зайчики, цветочки), их тоже считайте. Но лучше сразу говорить: «Три цапли». Если вы полощете белье, считайте количество вещей. Накрываете на стол – количество тарелок, ложек и вилок. Сладкий чай пьете – количество положенных ложечек сахара.

 

Альбом чисел

 

Можно сделать набор из альбомных листов, на каждой странице которого наклеены картинки с предметами одинакового количества. Через пару месяцев начните задавать первые вопросы: «Покажи мне, на какой картинке две кошки? А на какой три?»

 

Счеты и счетные палочки

 

Все эти категории (счет до 10, «больше – меньше») можно легко закрепить, играя со счетами или счетными палочками. Когда прямой счет и вам, и ребенку надоел, считайте в другую сторону – от десяти до нуля (прямой счет, по сути, является сложением, обратный – вычитанием).

 


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.036 с.