Глава 2. Упражнения на мелкую моторику, способствующие развитию речи — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Глава 2. Упражнения на мелкую моторику, способствующие развитию речи

2019-07-12 178
Глава 2. Упражнения на мелкую моторику, способствующие развитию речи 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

И снова перед вами веселые игры, которые стимулируют мелкую моторику, а значит, и головной мозг. Ученые доказали, что манипуляции с мелкими предметами стимулируют центры головного мозга, отвечающие за развитие речи.

 

Гимнастика для рук

 

 

Курочка пьет водичку

 

Локти опираются на стол, пальцы сложены в виде клюва; ритмичные наклоны рук вперед.

Стишок:

 

Курочка моя!

Умница моя!

Вот зерно, водичка,

Дай ты мне яичко,

Умница моя!

 

 

Музыканты

 

Движениями рук ребенок копирует игру на различных музыкальных инструментах – барабане, скрипке, балалайке.

 

Я на скрипочке играю:

Ти‑ли‑ли, ти‑ли‑ли!

Пляшут зайки на лужайке,

Ти‑ли‑ли, ти‑ли‑ли!

А теперь на балалайке:

Трень‑брень‑брень, трень‑брень‑брень!

Пляшут зайки на лужайке

Целый день, целый день.

А теперь на барабане:

Трам‑пам пам! Трам‑пам‑пам!

Сразу зайки разбежались

По кустам, по кустам.

 

 

Солим суп

 

Локти опираются о стол, пальцы обеих рук воспроизводят соответствующие движения.

 

Мы уху солили,

Всю семью кормили.

 

 

Дом

 

Ладони направлены под углом, кончики пальцев соприкасаются, средний палец правой руки поднят вверх (труба), кончики мизинцев касаются друг друга, составляя прямую линию:

 

Чтобы дом построить новый,

Запасают тес дубовый,

Кирпичи, железо, краску,

Гвозди, паклю и замазку.

А потом, потом, потом

Начинают строить дом.

 

 

Очки

 

Большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют колечко. Колечки поднести к глазам.

 

Бабушка очки надела

И Алешу разглядела.

 

 

Грабли

 

Ладонь вниз, пальчики согнуты, «гребут»:

 

Листья падают в саду,

Я их граблями сгребу.

 

 

Корзинка

 

Ладони на себя, пальчики переплетаются, локти разводятся в стороны. Ладони как бы разъезжаются, и между пальцами образуются зазоры. Большие пальчики образуют ручку:

 

В лес корзинку я беру

И грибы в нее кладу.

 

 

Кошка

 

Средний и безымянный пальцы упираются в большой, указательный и мизинец подняты вверх:

 

Киска, киска, киска брысь!

На дорожку не садись,

Наш Алешенька пойдет,

Через киску упадет!

 

 

Зайка и ушки

 

Пальчики в кулачок. Выставить вверх указательный и средний пальцы. Ими шевелить вверх‑вниз.

 

В поле на пригорке

Заинька сидит.

Свои ушки греет,

Ими шевелит.

 

 

Коза

 

Внутренняя сторона ладони опущена вниз. Указательный палец и мизинец выставлены вперед. Средний и безымянный пальцы прижаты к ладони и обхвачены большим.

 

Тили‑тили, тили‑тили,

Три козы траву косили

По лугам‑лужочкам,

По зеленым кочкам.

Козушки молоденькие,

Хвостики коротенькие.

 

 

Гусь

 

Предплечье поставлено вертикально на локоть. Ладонь под прямым углом. Указательный палец то опирается на большой палец, то поднимается, имитируя движения клюва гуся.

Все пальцы прижаты друг к другу.

 

– Гуси, гуси!

– Га‑га‑га!

– Есть хотите?

– Да‑да‑да!

– Так летите!

– Нам нельзя!

Серый волк под горой

Не пускает нас домой!

– А вы взвейтеся покруче,

Да взлетите выше тучи,

Там ему вас не достать,

Не умеет волк летать!

 

Ладони повернуты к себе, большие пальцы выпрямлены от себя и переплетены (как бы цепляются друг за друга), большие пальцы – головка, остальные сомкнутые пальцы – крылья. Помахать ими.

 

Петушок

 

Ладонь вверх. Указательный палец опирается на большой. Остальные пальцы растопырены в стороны и подняты вверх.

 

Встает на заре,

Поет во дворе,

На голове гребешок.

Кто же это? Петушок.

 

 

Ап!

 

Малыш водит пальчиком по вашей ладони. Вы вскрикиваете: «Ап!» – и хватаете его пальчик. Задача малыша – вовремя отдернуть руку.

 

Игры с мячом

 

1. Самая простая для самых маленьких: мама и ребенок сидят на ковре в 1,5–2 м друг от друга и катают большой мячик, приговаривая: «А теперь мама бросит мячик Алеше!» – «А теперь Алеша кинет мячик маме!»

2. Чуть позже ситуация меняется: ребенок, пиная мячик, бежит за ним по площадке, мама бежит следом и вытаскивает мячик из кустов. Пасовать маме малыш научится ближе к 2 годам.

3. Волейбол. Сетка с мячом (диаметром 15–20 см) подвешена чуть выше головы ребенка. Предложите малышу толкать мячик двумя руками, чтобы он качался. Для этого ему придется поднять руки над головой. Научиться удерживать равновесие в такой позе может быть не очень просто, зато очень полезно.

4. Баскетбол (время для него приходит ближе к 2 годам). Поставьте корзину или коробку на расстоянии 0,5–0,7 м от ребенка. Предложите ему бросать в коробку маленькие мячи левой и правой рукой поочередно. Когда малыш освоится с этой игрой, можно подвесить маленькую баскетбольную корзину на уровне головы ребенка, и пусть покажет себя заправским баскетболистом!

 

Первые конструкторы

 

Чисто «строительные» конструкторы редко вызывают энтузиазм у двухлетних детей. Они сгодятся разве что для игры «Мама строит, я крушу», да и то эта игра, скорее всего, быстро надоест обоим участникам. Больше толка будет от тех конструкторов, где из небольшого количества деталей требуется сложить какой‑то законченный предмет (чаще всего ту или иную машинку). Однако родителям нужно быть готовыми к тому, что конструктор неизбежно будет ровным слоем рассыпан по полу и хождение по квартире начнет представлять некоторую опасность.

По‑моему, наилучшим выходом являются самодельные конструкторы. Это не значит, что я предлагаю вам вооружиться плотницким набором и вырезать / строгать / сколачивать. (Хотя если вы сами или кто‑то из ваших родственников на это способны, то таким даром богов, разумеется, не стоит пренебрегать.) Тем не менее кое‑что можно сделать с помощью одних только ножниц и фантазии. Не могу не похвастаться своими достижениями в этой области.

Началось все с того, что я заболела гриппом, когда остальные члены семьи были на работе. Я осталась на весь день дома с температурой 38 в компании вполне здорового и желающего развлекаться ребенка. Через час я поняла, что если я не найду способ отвлечь внимание Алеши от себя, то он меня просто замучает. И тогда я схватила пластиковую бутылку из‑под минеральной воды, вырезала сверху большое прямоугольное отверстие, а снизу – четыре отверстия для колес. В эти отверстия были вставлены два стержня от пирамидок, а плотно сидящие на стержнях кольца послужили колесами. Получился своеобразный открытый гоночный автомобиль. Следующие пару часов ребенка было не видно и не слышно. Он мирно катал в автомобиле игрушки по всему дому и время от времени с удовольствием менял на нем разноцветные колеса.

Следующий наш конструктор был еще проще, но таил в себе небольшой подвох. Это была пластиковая коробочка из‑под детского творожка, в днище которой были прорезаны две дырки, а в них вставлен карандаш, служивший осью для колес тележки (на этот раз двух). Так вот, подвох заключался в том, что колеса (вновь колечки от пирамидки) на сей раз сидели неплотно, и, чтобы они не падали при езде, нужно было дополнительно закрепить их двумя колпачками от фломастеров. Кроме того, колечки от пирамидки были разного диаметра, и, чтобы тележка не заваливалась при передвижении, необходимо было подобрать два колеса одного размера. То есть Алешка получил возможность попрактиковаться в понимании таких категорий, как больше / меньше, тоньше / толще, шире / у´же, а также поучиться надевать на карандаш кольцо и колпачок (пресловутая мелкая моторика). В одной из стенок тележки было проделано дополнительное отверстие, к которому был привязан шнурок. С помощью этого шнурка Алешка запрягал в тележку игрушечную лошадку и с удовольствием катал в ней свои игрушки. С тех пор, увидев на картинке или в музее телегу, он всегда радостно кричит: «И‑го‑го!»

Подобные «конструкторы» живут 2–3 недели, пока не надоедают ребенку. Потом часть деталей выбрасывается, а часть используется для следующей постройки. Сейчас Алеша увлеченно играет с трактором, созданным из двух спичечных коробков, полуметра изоленты, двух коротких карандашей и четырех колечек от пирамидки.

По тому же принципу делаются игрушки из пластмассовых одноразовых ложек. Черпак ложки – лицо, глазки и рот можно просто фломастером нарисовать или наклеить. Из бумажной гофрированной чашечки для выпекания кексов получается пышная юбка, чепчики или сложенные пополам и приклеенные сзади крылышки феи дополняют образ.

 

Польза для ребенка очевидна (особенно если вы делаете игрушки на его глазах). Он начинает понимать «из чего и как все делается» и, кроме того, учится принимать нестандартные решения, а это качество сейчас очень высоко ценится среди взрослых.

 

Поэтому, когда ваш ребенок в восьмой раз потеряет набор для песочницы, не спешите в магазин, а возьмите пластиковую бутылку и вырежьте из нее и совок и ведерко для песка. И считайте, что тем самым вы сделали шаг от воспитания потребителя к воспитанию Творца.

Только одно «но». Поскольку эти (и другие самодельные) игрушки часто содержат мелкие детали, безопаснее хранить их в недоступном для ребенка месте и выдавать ему по одной, чтобы он играл с ними на ваших глазах.

 

Первый набор инструментов

 

Легкий пластмассовый молоток, деревянные или тоже пластмассовые «гвозди», которые можно забивать в специальные гнезда, пластмассовая пила, которой можно выпиливать блоки из снега и песка, гаечный ключ, отвертка.

Разумеется, ребенок от этого не станет меньше тянуться к папиным инструментам, но по крайней мере у вас будут законные основания отказать ему. «У меня свои инструменты, у тебя – свои. Принеси их сюда и делай, как я».

Прекрасная игрушка – машина, которую ребенок может собрать сам, пользуясь приложенным к ней набором инструментов. Она недешево стоит, но как подарок на день рождения или на Новый Год – вне конкуренции.

 

Песчаные замки

 

Многих мам выводят из себя «тупые игры в грязной песочнице», однако большинство детей совершенно явно получает от них удовольствие. Ведь сколько всего можно узнать, просто пересыпая песок из руки в руку! Если сжать сухой песок в руке, он высыплется между пальцами. Если то же проделать с мокрым песком, получится колбаска с отпечатками пальцев ребенка. Мокрый песок тяжелее сухого и липнет к рукам. Для того чтобы наполнить большое ведерко, нужно много песка, для маленькой формочки – меньше. Чтобы «куличик» получился аккуратным, нужно хорошо утрамбовать песок лопаткой, а затем, перевернув формочку, хорошенько обстучать ее, чтобы песок отстал от стенок. Из сухого песка нельзя строить. Постройка из мокрого песка постепенно засыхает на воздухе и рассыпается.

Однако «тупую игру» не возбраняется сделать увлекательной. Вместо традиционных замков и куличиков можно строить из песка те же тракторы или паровозы, украшая их камешками, палочками или цветами. Очень хороши наборы формочек, представляющих из себя крепостные стены, или башни – ребенок сможет буквально «собрать» замок из деталей. (Впрочем, подобный конструктор при должной фантазии можно соорудить из коробочек из‑под творожков и йогуртов.) Можно сажать сады из палочек и катать между «деревьями» машину или мячик, стараясь не повалить ни одного дерева (или, наоборот, повалить как можно больше). Можно проложить трассу, обозначив ее начало и конец двумя формочками, и катать машинки от станции Яблоко к станции Груша. Можно закапывать какую‑нибудь крупную игрушку в песок, а затем начинать археологические раскопки.

Не забудьте также о замечательных, похожих на оплывшие свечи замках из мокрого песка, которые возводят у озера или у моря на самой кромке прибоя.

 

Рисование

 

Стучать по бумаге карандашом или фломастером может научиться ребенок в возрасте 7 или 8 месяцев. (Возможно, ему больше нравится звук, чем получающиеся на бумаге точки и линии.) Когда он перестанет тащить в рот все подряд, дайте ему гуашь и кисточку. Покажите, что можно капать водорастворимой краской на бумагу и размазывать получившуюся кляксу. Позаботьтесь, чтобы он был в той одежде, которую не жалко испачкать, потому что ни передник, ни нарукавники не гарантируют сохранность одежды, если на маленького художника нахлынет вдохновение.

Листы для рисования можно предложить тоже самые разные: белые и цветные, прямоугольные и узкие ленты, гладкие и шероховатые (куски обоев).

С красками можно сделать очень многое. Например:

– Раскрашивать кубики, пластмассовые кружки, колеса машин.

– Раскрашивать «Раскраски». Ребенку дается задание: «Раскрась все фары! (все колеса)», остальное раскрашивает мама. Или такой вариант: мама рисует машинку, ребенок пририсовывает к ней колеса (несколько штрихов).

– Ближе к 2 годам дети овладевают двумя основными элементами любого рисунка: «прямыми линиями» и «кругами». Почему эти слова взяты в кавычки, догадается каждый, кто хоть раз видел рисунки двухгодовалого ребенка. Однако при некоторой тренировке «линию» от «круга» отличить можно. По‑видимому, эти два элемента являются вершиной творческих способностей двухлетки. Чтобы закрепить эти навыки, можно, например, «привязывать» нитки к воздушным шарикам (мама рисует шарики и девочку, малыш проводит линии от шарика к руке девочки). Можно также рисовать дождь, снегопад, облака на небе или звездное небо с месяцем или луной.

 

Несколько советов для того, чтобы рисование доставило удовольствие вам обоим:

– Заведите «мольберт» – доску, на которую вы будете приклеивать скотчем бумагу. Бумага не будет скользить, ребенку не придется придерживать ее рукой, кроме того, он не испачкает все вокруг.

– Заведите «робу художника» – старую кофточку для рисования, которую можно будет пачкать краской.

– Если ребенок хочет рисовать пальцем – пусть рисует пальцем. Если ему нравится оставлять не бумаге отпечатки ладоней – пусть он это делает. И вообще заранее примите как данность, что не испачкаться не получится. Так уж устроены краски и дети. Если вы одержимы идеей чистоты, лучше вообще не давать ребенку краски – вы испортите ему все удовольствие. В крайнем случае после рисования можно принять внеплановый душ.

– Если вам удастся увидеть в продаже набор штампов – купите его и спрячьте до дождливых осенних дней. Игры со штампами прекрасно прогоняют скуку.

– Еще один приятный способ рисования, о котором часто забывают. Возьмите большую плоскую тарелку, насыпьте на нее тонкий слой мелкой крупы (манной или пшеничной), и пусть малыш рисует на ней пальцем круги, полосы, точки (дождь, снег, облака) или просто абстрактные композиции.

 

Рисование замечательно тем, что это не только обучающее, но и расслабляющее занятие. Иногда оно оказывается по‑настоящему целительным для детей с неврозами. Только одно условие: ничего не требуйте от ребенка, пусть рисует «как бог на душу положит». Здесь, как, впрочем, и во всех остальных ваших занятиях с ребенком, важен не результат, а процесс.

 

Лепка

 

Начинать лучше не с пластилина, а с теста. Оно мягче и работать с ним легче. Кроме того, ребенку очень интересно будет приготовить тесто вместе с вами. Он увидит, как сухая и сыпучая мука после добавления воды превращается в липкий комок, который может сохранять приданную ему форму.

 

 

Соленое тесто

1 чашка мелкой соли.

1 чашка муки.

Холодной воды – сколько возьмет.

Все смешать до загустения.

Хорошо замесить, хранить в холоде, без доступа воздуха (в полиэтиленовом пакете).

Хорошо высыхает на воздухе.

 

Геркулесовое тесто

1 чашка муки.

2 чашки геркулеса или отрубей.

1 чашка воды.

Все хорошо смешать. Если тесто будет липким – добавить еще муки. Тесто получается очень интересным на ощупь!

Можно добавить кукурузной муки или молотый кофе для запаха и новой структуры.

 

Для начала просто помни´те тесто в руках, накрыв руки ребенка своими, – покажите, как его можно превратить в лепешку, прижав к доске ладонью, скатать на доске колбаску (огурец сосиску, банан) или, покатав в обеих руках, превратить в шарик (мячик, яблоко). Попробуйте оставить на лепешке отпечаток ладони ребенка, отдельных пальчиков. Покатайте по тесту машину и потрогайте пальцем следы от шин. Пусть по тесту прогуляется любимая кукла ребенка, затем рассмотрите, ощупайте и раскрасьте следы ее ножек. Пусть кукла «спрячется», а игрушечная собачка обнюхает ее следы и отправится на поиски. Пощипайте тесто. Оторвав от него маленькие кусочки, скатайте шарики.

После того как ребенок всласть наигрался с тестом и понял, «как оно устроено», слепите для него что‑нибудь сами. Желательно, чтобы это были знакомые ребенку предмет или существо, с которыми он недавно сталкивался. Если вчера вы кормили уток – слепите утку. Если только что пили чай – слепите чайник или чашку. Из чашки может лакать молоко игрушечный котенок. Ребенок в этом возрасте вряд ли что‑нибудь сможет слепить, но с удовольствием сломает слепленное вами. Ругать его, разумеется, не надо – это тоже способ познания.

Когда через несколько месяцев возня с тестом вам надоест, переходите к пластилину.

Работать с пластилином сложнее, но игрушки из пластилина дольше сохраняют форму. Слепите для ребенка машинку и дайте ему самому приклеить колеса (пластилиновые кружочки или колечки от пирамидки). Можно отщипывать кусочки, кормить ими зверушку. В зависимости от цвета пластилина (называть его) это будут листочки, ягодки, семечки. Можно просто перекладывать шарики из емкости в емкость. Можно смешать вместе несколько кусочков пластилина разного цвета, затем раскатать полученный шарик скалкой и сделать коврик с красивым узором. Можно украшать пластилиновые коврики крупами, маленькими камушками или ракушками. Можно обклеить пластилином пластмассовую бутылочку и, также украсив ее крупами, ракушками или ягодами рябины, сделать красивую вазу. Можно выдавливать в ковриках геометрические фигуры, взяв формы из куба или рамок Монтессори. Получившиеся штампы можно обмазать краской и «ставить печати» на бумагу. Обязательно покажите ребенку, как можно использовать пластилин для сцепления деталей игрушки.

Есть еще одна хорошая игрушка, которая подойдет для того, чтобы потренироваться в лепке, не испачкав все вокруг, – воздушный шарик, набитый тальком или мукой. Такие игрушки под названием «Лицемер» или «Кретино» (у кого на что хватит фантазии) можно часто увидеть на лотках. Игрушка в самом деле полезная и для детей, и для взрослых (у взрослых она хорошо снимает внутреннее напряжение). Единственный недостаток – она может лопнуть в самый неподходящий момент. Во избежание этого заверните ее дополнительно в тонкий полиэтиленовый пакет и заклейте его скотчем.

 

Аппликации

 

Для начала можно просто намазать лист бумаги клеем, и пусть ребенок наклеивает на него кусочки бумаги, ткани, ниток и т. д. Получившийся коллаж можно повесить на стенку и любоваться на него.

Задача посложнее: наклейте на бумагу зеленую елку, и пусть ребенок украсит ее бумажными шариками, игрушками и гирляндами. Если малышу нравится сказка Чуковского «Чудо‑дерево», наклейте на бумагу дерево, и пусть он приклеит к его веткам туфельки и башмачки, а потом… снова сорвет их и снова наклеит. Можно приклеивать пассажиров‑зверушек к вагонам поезда, грибы на полянку или платьица к куклам. Можно склеить домик и вклеивать в окошки жителей – каждый день новых. Словом, снова все зависит от вашей фантазии и наклонностей ребенка.

Если у вас не получаются красивые самодельные аппликации, можно воспользоваться готовыми наклейками. Попробуйте вместе с ребенком наклеивать их на ваши фотографии – и несколько веселых вечеров вам обеспечено.

 

«Золушка»

 

Представьте себе, что вы готовите обед, а ваше дитя все время путается под ногами, цепляется за вашу юбку и ноет. Мало того, оно так и норовит залезть в шкаф, где у вас хранятся крупы, и рассыпать его содержимое ровным слоем по полу. Что делать? Опередить его! Дайте ему две миски: одну до половины заполненную «не очень нужной» крупой или мелкими макаронными изделиями, а другую пустую. Дайте также ложку (столовую или чайную), и пусть пересыпает крупу из одной миски в другую. Польза очевидна: и ребенок при деле, и у вас развязаны руки. Правда, в итоге стол и пол все же будут усыпаны крупой. Не беда. Когда закончите дела, сметите вместе с ребенком крупу со стола, а потом также вместе подметите пол (вы будете орудовать веником, а ваш малыш – совком). Вот оно – настоящее трудовое воспитание!

Когда игра наскучит малышу, дайте ему задачу потруднее: всыпьте в крупу горсть гороха или фасоли, и пусть он, как Золушка, выбирает пальчиками горошины и складывает их в пустую миску. Это – одна из самых замечательных развивалок для пальчиков, придуманная матерью тройняшек. Таким образом ей удавалось обезопасить себя на некоторое время от притязаний сразу ТРОИХ детей!

 

Займут внимание ребенка и такие игры:

– попросите его кидать горошины или другие маленькие предметы в горлышко пластмассовой бутылочки;

– объясните, как пропихивать их в горизонтальную щель, вырезанную на коробке;

– дайте ребенку спичечный коробок (предварительно заклеив его торцы с серой скотчем) и десяток‑другой обгоревших спичек (из спичек можно сложить разные фигурки: домик, мельницу, страуса и т. д. или те же геометрические фигуры), пусть он разберет фигурки, сложит спички в коробок и сам закроет его – это не так просто, как может показаться на первый взгляд.

 

Однако во время подобных игр необходимо все время наблюдать за ребенком, так как проглоченная горошина или спичка может привести к очень тяжелым последствиям.

 

Шнуровки

 

Простейшую игрушку со шнуровкой можно сделать за 5 минут. Вам потребуется пластмассовая крышка от банки, шнурок длиной около 50 см и большая скрепка. Вырежьте на крышке четыре больших дырки так, чтобы получилась пуговица. Один конец шнура привяжите к крышке, второй – к скрепке, и можно играть. Пусть ребенок «протыкает» пуговицу скрепкой и, протаскивая сквозь дырки шнурок, плетет узоры. Фокус тут в том, что он должен научиться перехватывать скрепку с другой стороны «пуговицы» второй рукой. Обычно эта способность приходит к детям в 1,5–2 года.

 

Так как эти игрушки включают в себя длинные шнуры, советую соблюдать правила безопасности: хранить игрушки в недоступном месте и выдавать их ребенку для игры под вашим наблюдением.

 

Если пуговица вызвала у ребенка живой интерес, можно купить (или вырезать из дерева) шнуровку посложнее, например плоский «ботинок» с петлями или объемный «кусок сыра» со сквозными дырками.

Другая специальная игрушка, развивающая ловкость рук, называется «Геометрик». Она представляет из себя квадратную доску, в которую вбито множество гвоздей (на расстоянии примерно 0,5–1 см друг от друга), и набор резинок (можно использовать детские цветные резинки для волос). Цепляя резинки за гвозди, можно «рисовать» различные геометрические формы и даже простейшие рисунки.

 

 


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.07 с.