Краниосакральная система: обследование и лечение — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Краниосакральная система: обследование и лечение

2019-07-11 182
Краниосакральная система: обследование и лечение 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Только во время более глубокого обследования новорожденного можно предпринять
краниосакральное обследование и эффективное лечение. Поскольку я твёрдо убеждён в
значимости краниосакральной терапии, я подробно опишу методы, которые я применяю на
этом раннем этапе жизни ребенка.


Лечение начинают сразу же после обследования. Вся процедура как правило занимает
около 5 минут и даже в сложных ситуациях редко требуется более 10 минут. Чаще всего для
коррекции краниосакральных проблем требуется применить всего лишь 1 -2 метода несмотря
на врожденные дефекты или генетические аномалии, которые могут быть. В таких случаях
краниосакральная терапия показана для достижения максимального потенциала, хотя
функция может быть ниже среднего. Хорошие примеры применения краниосакральной
терапии /КСТ/ при врожденных аномалиях это синдром Дауна и spina bifida. Дефицит
останется, но примененная КСТ увеличит до максимума уровень функции. Поэтому мы рады
когда родители с детьми массово обращаются к краниосакральному терапевту.

При краниосакральном обследовании я начинаю с того, что кладу одну руку на
черепной свод новорожденного. Я определяю симметрию или отсутствие таковой, накладку
костных краёв и краниосакральный ритм. Краниосакральный ритм ощущается как мягкое
расширение черепа после передне-заднего сужения. Такое изменение формы черепа
происходит 8-10 раз в минуту. Если эти движения не симметричны на обеих сторонах
головы, то я своей рукой очень осторожно ингибирую сторону, где отмечается бОльшие
движения. Поскольку эти движения вызываются ритмической флуктуацией гидравлической
силы в мембране dura mater, то когда движение на одной стороне ингибируется, на другой
происходит некоторое увеличение давления жидкости. Такое увеличение давления часто
достаточно, чтобы снять какое-либо ограничение движений на стороне, где движения были
меньшими. Часто на этом раннем этапе это всё, что требуется.

Затем я прикладываю один палец ко рту новорожденного, а другой рукой держу свод
черепа. Я добиваюсь того, чтобы новорожденный как можно сильнее сосал мой палец. Когда
сосание начинается, я создаю небольшое давление по средней линии нёба, координируя его с
ритмом сосания. При сосании и моем надавливании усиливается тенденция к расширению
черепного свода. Если ребенок не сосет мой палец, то я продолжаю создавать давление на
небо ритмическим образом. Если я могу почувствовать другой рукой краниосакральный
ритм, я координирую давление на нёбо с этим прирожденным краниосакральным ритмом.
Если последний не ощущается, то я симулирую /воспроизвожу/ то, что считаю нормальным
для нёба. Такая симуляция часто включает краниосакральный ритм, который по той или
иной причине был ингибирован или не смог начаться.

Теперь /когда один палец во рту усиливает амплитуду краниосакральной системы и
сосание ребенка/ у меня самый благоприятный момент для коррекции накладки одной
черепной кости на другую. Иногда для коррекции достаточна сила внутренней жидкости,
усиленная процессом сосания и вашим пальцем. Если этого не происходит, то я часто
прикладываю один палец /кисти, находящейся на черепном своде/ на каждую накладку краев
костей и развожу их. Эта техника почти всегда успешна, но в этом редком исключении вы
можете отступить и попробовать попозже начать заново. Я полагаю, что чем раньше будут
восстановлены симметрия и баланс движений черепа и исправлена накладка краев костей,
тем это лучше для новорожденного. Поэтому я могу вернуться назад и начинать это опять
два-три раза в день.

Следующее, что я делаю в рамках краниосакрального обследования и лечения, это то,
что мы называем освобождением окципитального черепного основания и мыщелков. Эта
техника предназначена для освобождения от любого сжатия или остаточной компрессии
затылка, которая может остаться после акушерского родоразрешения.

Когда голова новорожденного выходит из родового канала лицом вниз, легко может
произойти ее чрезмерный загиб кзади по отношению к шее. Суставные поверхности
затылочной кости и 1-го шейного позвонка образуют неполную "V" с верхушкой,


направленной кпереди. Когда задняя часть соединения головы и шеи проходит под лобковой
костью матери, то часто происходит чрезмерный изгиб кзади. Иногда это смещает
затылочные суставные поверхности кпереди с образованием V-образных суставов 1-х
шейных позвонков, и они блокируются. Сжатие, или компрессия головы в шею затем
удерживается сокращением в этой области мягких тканей /мышц и т.д./. Мягкие ткани
остаются в контрагированном состоянии, чтобы создать защиту от дальнейших;
повреждений. Как если бы они позабыли релаксироваться, когда опасность прошла.

Техника, которую я использую, это просто удержание черепного свода одной рукой,
ухватывание 3-м и 4-м пальцами срединной линии головы. Б.палец этой же руки направлен
к передней части головы, максимально близко к вертикальной срединной линии.

Указательный палец другой руки я располагаю горизонтально на вершине шеи, около
основания черепа, поддерживая 1-й шейный позвонок в переднем положении. Затем я
поворачиваю голову ребенка по мнимой поперечной оси, которая проходит горизонтально
через оба уха. Применяемая сила очень мягкая, но настойчивая. Эта мягкая сила прилагается
в циркулярном направлении /по кругу/ вокруг вышеупомянутой поперечной оси.
Направление силы таково, что она смещает голову новорожденного кзади, в сторону от шеи,
задняя часть головы смещается кверху, а верхушка головы - более кпереди. Направления
всех этих вышеупомянутых сил дуги, а не прямые линии.

По своей величине примененная сила это всё равно, что поднять монетку. Такая
малая сила не вызовет травмы. Но если малая сила применяется длительное время - одну или
две минуты - она вызовет расслабление мягких тканей, снимет сжатие или компрессию
суставов черепа и шеи.

Согласно нашему опыту, такое сжатие между головой и шеей часто наблюдается у
детей, страдающих синдромом гиперактивности, который в настоящее время лучше известен
под названием дефицита внимания. Если данное краниосакральное нарушение имелось у
гиперактивного ребенка и оно корригировалось лечением, то мы отмечали значительное
улучшение или полное устранение проблемы более чем у 50% наших пациентов. Избавление
наступает очень быстро, если оно наступает, и по этой быстрой реакции вы узнаете,
насколько отвечает данный ребенок на краниосакральную терапию.Терапевт просто
действует, пока не наступит коррекция. Когда коррекция сжатия завершена и если это
причина, то состояние ребенка улучшается буквально в считанные минуты. Эту коррекцию
можно повторять 3 или 4 раза в месяц или примерно месяц. Я думаю, что рецидив сжатия
происходит оттого, что мягкие ткани адаптировались к повышенному сокращению, и это их
привыкание следует устранить. Мы также были свидетелями скорого исчезновения колик
после устранения сжатия головы/шеи. Анатомически это, видимо, связано со снятием
чрезмерного давления на блуждающий нерв в месте его выхода из головы в шею. Мы
рассмотрим блуждающий нерв и его функцию в теме 36.

Следующая часть краниосакрального обследования касается позвоночника,
спинномозгового канала и мозговых оболочек, особенно dura mater и той ее части, которая
образует трубку вокруг СМ и два внутренних мембранных слоя. Эта трубка dura mater также
образует «рукава» для всех нервных корешков СМ. Эти рукава создают защиту для
чувствительных нервных корешков в месте их выхода из позвоночника. Рукава
заканчиваются и присоединяются в поперечных отверстиях.

Техника выполняется следующим образом. Продолжайте удерживать голову
новорожденного одной рукой, как и в вышеописанном методе. Другую руку уберите с шеи и
положите на таз, чтобы пальцы находились ниже крестца. Теперь примените небольшую
растягивающую силу или вытяжение на позвоночник, мягко разводя руки в разные стороны.


Продолжайте такое растяжение в течение нескольких минут. Ребенок может плакать, но сила
очень слабая, вы не причиняете боль. Если во время этого процесса голова и таз
скручиваются и поворачиваются, то по мере вытяжения следуйте этим движениям.

Я считаю, что акушеры иногда при всех добрых намерениях проявляют чрезмерное
рвение и вытягивают новорожденного слишком быстро из матери. Такое быстрое
вытягивание может вызвать защитное и оборонительное сокращение тканей, которое может
оставаться после того, как опасность прошла. Лечение, которое я только что описал,
направлено на снятие остаточного сокращения и защиты тканей. Вы почувствуете
наступившее расслабление, и если техника совершенна правильно, вы ощутите релаксацию
тела новорожденного.

Лично я полагаю, что если нет необходимости тянуть ребенка, то его следует
пассивно ожидать. Можно слегка помогать поворачиванию и пр., но вмешиваться следует по
минимуму. Родовой канал искусно создан Матерью-Природой, он производит мобилизацию
черепа и позвоночника, массаж мягких тканей /вероятно, нейромышечный/ и стимулирует
трение кожи, которое способствует активизации сенсорной НС. По моему мнению, если
Мать-Природа что-то делает, то это нужно. И делает она это наилучшим образом.

Этим завершается рутинное первоначальное краниосакральное обследование и
лечение. Сложные проблемы потребуют больших усилий, но и в этот период можно сделать
многое. К выполненной краниосакральной работе я бы добавил мобилизацию и
балансировку реберной клетки и таза. Для этого потребуется еще несколько минут, но это
стоит сделать, чтобы организовать и облегчить дыхание, функцию кишечника и мочевого
пузыря.


Тема 35

ГОЛОВНОЙ МОЗГ
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

В общем, надо честно признаться, что функциональная оценка всего ГМ
новорожденного выше ствола ненадежна. Объясняется это тем, что после рождения
происходит его стремительное функциональное развитие. Рефлексы новорожденного в
целом зачаточные и редко поступают выше уровня среднего мозга /мезенцефалона/. Полная
оценка функции коры ГМ не может быть выполнена с надежностью до возраста 7 лет, когда
завершается развитие кортекса. Поэтому наличие дисфункции ГМ может остаться
незамеченным до созревания ребенка до уровня неврологического развития, когда появятся
особые функциональные знаки. Например, через 2-3 недели жизни сгибательное положение
тела начинает исчезать. Конечности начинают разгибаться, ладони открываться, большие
пальцы занимать правильное положение, позволяющее более успешно захватать предметы
между пальцами и б.пальцем. Противопоставительное использование б.пальца зависит от
функционального развития и дендритных /ветвящихся/ /межнейронных/ соединений в
«участке кисти» моторного кортекса полушарий ГМ. Эти функциональные связи обычно
отсутствуют при рождении.

Только в возрасте трех лет проявляется предпочтение правой или левой руки. По-
видимому, предпочтение правого/левого связано с развитием речи, которое зависит от
развития височной доли.

Рефлекс испуга, или Моро, если он остается в течение 4-6 месяцев жизни, указывает
на медленное развитие коры ГМ.

Есть множество других признаков развития. Мы встретимся со многими из них, когда
будем рассматривать двигательный отдел НС.

РАЗМЕР ГМ

При обследовании ГМ производится его измерение. 34-36 см по окружности
считается нормой.

Просвечивание - другой весьма надежный тест на размер и асимметрию. При
просвечивании источник света ставят сзади. Количество света, проходящее через глазницы
обоих глаз, должно быть одинаковым. Если в одном глазу света больше, то это может
указывать на различие в размере полушарий. Это очень простой тест. Масса ГМ
препятствует прохождению света. Масса ГМ должна быть одинаковой на обеих сторонах.
Если на одной стороне света меньше, то там может быть киста, заполненная жидкостью,
которая пропускает свет лучше, чем ткань мозга.

ДОГМА О НЕВОЗМОЖНОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ НОВЫХ НЕЙРОНОВ

Долгое время считалось, что после рождения ребенка новые нейроны не образуются.
Полагается, что функциональное развитие полностью зависит от образования нейронных


ветвистых связей или синапсов, которые развиваются как реакция на стимулы, поступающие
в ГМ через сенсорный отдел НС. Я всё еще не совсем убежден, что новые нейроны не могут
образовываться после рождения. У меня было несколько больных, опыт лечения которых
бросает тень сомнения на эту теорию. Например, молодая женщина, значительная часть
двигательного кортекса и часть черепа которой была потеряна от удара винтом моторной
лодки. В течение нескольких недель она была в коме. Нейрохирург предсказывал, что она
никогда не сможет сделать движение тела ниже шеи. В настоящее время у нее хорошо
работают руки, кисти рук и большая часть туловища. Ей всё еще нужны корсеты и помощь в
ходьбе. Такое улучшение произошло примерно за 5 лет. Я очень подозреваю, что у нее
образовались новые нейроны.

СОН

Большинство исследователей отмечает, что новорожденный проводит примерно 50%
времени в т.наз. «быстром сне». Недоношенные дети тратят на него около 75% времени. В
настоящее время полагают, что в «быстром сне» ГМ активирован, а тело парализовано.
Вероятно, это связано с сохранением энергии и способствованием развитию мозга.


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.018 с.