Состояние и пути повышения эффективности молочной промышленности   в Республике Беларусь. — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Состояние и пути повышения эффективности молочной промышленности   в Республике Беларусь.

2019-05-27 262
Состояние и пути повышения эффективности молочной промышленности   в Республике Беларусь. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Молочная промышленность Республики Беларусь теснейшим образом связана с сельским хозяйством (ее сырьевой базой является животноводство) и является одной из важнейших отраслей экономики. Она представлена 204 предприятиями, промышленно-производственный персонал которых составляет 24.5 тыс. чел.

   Молочные продукты по содержанию белка и его биологической ценности стоят на первом месте среди других продуктов питания. Они занимают значительную часть в рационе питания людей. Удовлетворение спроса населения в соответствии с научно обоснованными нормами потребления этих продуктов является основой для развития молочного подкомплекса.

   В результате адаптации предприятий к рыночным условиям, активизации их усилий в поисках сырья и рынков сбыта, более глубокой переработки сырья в молочной промышленности в 1995-2001 гг. обеспечивался ежегодный прирост общего объема продукции. В 2002 г. из-за неблагоприятных погодных условий произошел спад производства. Общий объем продукции снизился на 2.2%. Наиболее благоприятным в развитии молочной промышленности стал период с 1997 по 2001 г., когда на основе роста закупок сельскохозяйственного сырья общий объем производства в сопоставимых ценах увеличился на 34.5%(рис.3) [29].

   А. А Лутфулаев считает, что рост объемов производства и переработки молока, повышение качества молока-сырья, придание устойчивости отмеченным положительным тенденциям в значительной мере определяется созданием эффективной системы сбора и первичной переработки молока-сырья, т.е. зависят от множества личных подсобных хозяйств, сельскохозяйственных предприятий и фермерских хозяйств. Разработана концепция формирования системы сбора и первичной переработки молока, которая содержит следующие подходы и принципы:

- структуры оборудования молокоприемных пунктов должны удовлетворять потребностям предприятий, различных по мощности и зонам размещения;

- принятые технические решения обязаны обеспечивать экологическую чистоту объекта независимо от климатических условий;

- принятые технологии и средства их реализации должны обеспечивать производственную гибкость в переработке и межоперационном перемещении молока;

- по желанию потребителя комплект оборудования должен позволить переработать часть молока на конечные продукты, что повышает рентабельность;

- в схемах размещения молокоприемных пунктов в регионе могут предусматриваться сборные молокоприемные пункты повышенной мощности и с увеличенным сроком хранения молока;

- главным структурирующим звеном при организации системы сбора молока в регионах должны выступать молочные заводы – потребители молока-сырья;

- организация системы молокоприемных пунктов должна осуществляться с участием региональных органов власти [16].

   В период с 1995 по 2002 г. производство основных видов молочной продукции также имело устойчивую тенденцию к росту. Так, выпуск цельномолочной продукции в 2002 г. по сравнению с 1995 г. увеличился на 11,7%, сыра жирного – на 45,4%, сухого цельного молока, сухих сливок и сухих смесей – на 5,3, сухого обезжиренного молока – 16,3, консервов молочных – на 15,3, мороженного – на 30,8%; снизилось производство нежирной молочной на 38,4%(рис.4). Расширился ассортимент молочной продукции за счет более полного использования побочных продуктов (обезжиренного молока, пахты, молочной сыворотки). Ведется работа по усовершенствованию йогуртов, десертных творожных паст, напитков из молочной сыворотки с соками, мороженого. Повысилось качество молочных продуктов [2].

  Одним из основных продуктов продовольственной корзины любой семьи является сливочное масло. Процесс выработки масла довольно дорогостоящий. Из-за более низкой себестоимости производители отдают предпочтение комбинированному маслу. в котором доля растительных жиров составляет от 30 до 80%. По потребительским свойствам мягкие масла не только сопоставимы со сливочным, но по некоторым параметрам – содержанию витаминов и отсутствию холестерина – превосходят его [12].

   В условиях, когда у покупателя есть возможность выбирать желаемый продукт из множества представленных на рынке, важнейшим, если не решающим фактором успешности производителя молочной продукции является ее качество. основными факторами формирования качества готового молочного продукта являются качество сырья, компонентов и материалов, отдельных этапов производства, определяющее общий уровень качества технологических процессов, а также четкое функционирование системы контроля на всех этапах производства [35].

   Основой производства санитарно - безопасной молочной продукции гарантированно высокого качества является безопасное полноценное молоко-сырье, а также качественные компоненты и материалы

   Таким образом, для обеспечения производства безопасной молочной продукции гарантированно высокого качества необходим системный подход, охватывающий все факторы формирования качества продукции и ее безопасности.

   Для молочной отрасли наиболее актуальными и все более широко используемыми системами управления качеством являются: GMP (хорошая производственная практика), HACCP (анализ рисков и управление в критических точках), а также QMS (система менеджмента качества) [35].

    Основными факторами, оказывающими негативное влияние на развитие молокоперерабатывающей промышленности Республики Бе­ларусь, являются: недостаток сельскохозяйствен­ного сырья и низкое его качество, большой из­нос активной части основных производственных фондов, отсталость технологий, недостаток фи­нансовых средств на техническое и технологи­ческое перевооружение производства, а также замедленные темпы реструктуризации предпри­ятий, несовершенство кредитно-денежной и на­логовой политики, взаимные неплатежи и др. [29].

   Коэффици­ент износа активной части основных производ­ственных фондов превышает 70%, а коэффициент обновления находится на уровне 4-7%.

   Низкий тех­нический уровень молочной промышленности обеспечивает условий для полной переработки молока, поступающего на предприятия отрасли [33].

   Не менее острой проблемой в развитии молочной промышленности является низкая обеспеченность предприятий сырьем, что в пер­вую очередь связано с сокращением молочного поголовья скота в хозяйствах, низкой его про­дуктивностью и снижением товарности молока. Из-за недостатка сырья производственные мощ­ности по цельномолочной продукции использу­ются лишь на 49,6%, маслу животному - на 47.4,сыру сычужному - на 77,7, сухому цельному мо­локу, сухим смесям и сухим сливкам - на 39,5% [6].

   По потреблению большинства видов мо­лочных продуктов Республика Беларусь не только отстает от передовых стран, ее показатели ниже рекомендуемых норм рационального потребле­ния. Потребление молока и молокопродуктов на душу населения уменьшилось с 367 кг в 1995 г. до 285 кг в 2003 г. Основным фактором, определяющим потребление мо­локопродуктов, является низкая платежеспособ­ность населения [16].

 

 Тыс. т

1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 Годы

 

◊ - масло животное

◦   - сыр жирный

▲ - консервы молочные

 >< - СОМ, ЗЦМ и сухая сыворотка

* - сметана

● - кефир

< - нежирная молочная продукция в пересчете на обезжиренное молоко

∆ - сухое цельное молоко, сухие сливки и сухие смеси

   

Рис.1. Динамика производства основных видов молочной продукции

 

   Политика Беларуси на внешнем рынке ориентирована на экспорт в Россию и другие государства СНГ с осуществлением импорта преимущественно из стран СНГ.

    При наличии хороших посредников, повы­шении качества упаковки и рекламы возможен экспорт продукции в страны дальнего зарубежья. В целом по молокопродуктам в 2002 г. экспорт составил около 132,8 млн. долл. США, что на 27,6% больше, чем в 1996 г., а им­порт - 2,7 млн. долл. США, что на 40% меньше, чем в 1996 г. "(табл. 1).

                                                                                                                            

                                                                                                                                                                                           Таблица 1– Экспорт и импорт основных видов молокопродуктов (2001-2002 гг.), млн. долл. США

 

Продукция

 

Экспорт

 

 

Импорт

 

2001 г 2002 г 2002г., % к 2001 г. 2001 г. 2002 г. 2002 г., % к 2001 г.
Молоко и сливки сгущенные 65,4 48,5 74,2   1,9 1,0 52,6
Масло сливочное                                         36,3 40,1 110,5   1,0 1,7 170,0
Сыры и творог                                               41,3 44,2 107,0 - - -
Итого   143,0 132,8 92.9   2,9 2,7 93,1

   Источник [ 29].

   За годы работы ведущими предприятиями разработана гамма материалов, которые успешно используются для разлива и расфасовки молочной продукции: пленки полиэтиленовые, заготовки пакетов с красочной печатью, лента полистроловая, стаканчики полистроловые с крышками и без крышек, фольга алюминиевая.

   Упаковочные материалы и изделия должны изготавливаться, таким образом, и из таких составных элементов, чтобы обеспечивать недопустимость перехода из компонентов в пищевой продукт в количествах, которые могут подвергнуть опасности здоровье человека.

   Существенное влияние на качество и безопасность упаковки оказывают сроки ее хранения, правильность применения для конкретных видов фасуемой продукции, рациональные сроки хранения продукта в контакте с материалом упаковки [32].

   Маркировка пищевых продуктов, по словам Ю. Я. Свириденко, имеет большое значение для потребителя, так как она является основным носителем актуальной информации о товаре. От полноты информации, предоставленной потребителю изготовителем или продавцом, зависит свобода выбора предпочтительного по качеству продукта, что отражает и общий уровень цивилизованного потребления на рынке.

   Комплекс сведений, представленных на маркировке, должен содержать обязательную информацию, требуемую в законодательном порядке, и дополнительную информацию, которую изготовитель добровольно может предоставить, исходя из ее полезности для потребителя.

В соответствии с требованиями ГОСТ на каждую единицу потребительской тары с маслом наносят следующую информацию для потребителя:

- наименование продукта;

- наименование и местонахождение производителя;

- товарный знак предприятия-изготовителя;

- значение массовой доли жира в процентах;

- состав, включая пищевые добавки и ароматизаторы;

- массу нетто;

- информационные данные о пищевой и энергетической ценности 100 г продукта;

- дату изготовления и дату упаковки;

- срок годности и условия хранения;

- обозначение стандарта;

- информацию о подтверждении соответствия [26].

   Давно известно, что цвет сильно влияет на наше настроение и жизнь в целом. Мы очень чувствительны к цвету того, что едим и пьем. При подкрашивании нужно учитывать категорию и тип продукта. Наиболее природным способом окрашивания пищевых продуктов является использование самих цветных продуктов, причем приготовленных только из съедобных свежих и зрелых фруктов и овощей [11].

Для успешной реализации продукции необходимо повышать ее качество и снижать издержки производства. Убыточная продукция не может быть конкурентоспособной на внешнем рынке. Отрасли молокоперерабатывающей про­мышленности материалоемки. В структуре зат­рат на производство в 2000-2002 гг. наибольший удельный вес имеют материальные. Они составляют 81-85% всех затрат на производство про­дукции,  том числе 70-75% приходится на сы­рье и материалы (табл.2).

 

 

  

Таблица 2

 Структура затрат на производство продукции по молокоперерабатывающей отрасли промышленности, %

Затраты 2000 г. 2001 г. 2002 г.
Материальные затраты 84,4 81,2 84,7
в том числе      
сырье и материалы 73,5 69,8 74,9
покупные комплектующие изделия и полуфабрикаты 0,7 0,7 0,5
работы, услуги сторонних организаций 2,6 2,8 3,5
топливо 3,6 3,7 2,3
электроэнергия 2,2 2,3 2,0
теплоэнергия 1.1 1,2 1,1
прочие материальные затраты 0,7 0,7 0,4
Расходы на оплату труда 5,4 7,3 5,8
Отчисления на социальные нужды 2,3 2,9 2,2
Амортизация основных фондов 1,7 2,6 2,0
Прочие затраты 6,2 6.0 5,3

 Источник [29].   

В молокоперерабатывающую отрасль в 2002 г. поступило 24934 млн. руб. всех капита­ловложений. Тем не менее, предприятия находят­ся в тяжелом финансовом положении и не могут своевременно производить расчеты с кредито­рами по взятым кредитам и уплачивать процен­ты по ним. Основным источником финансиро­вания остаются их собственные и заемные средства, удельный вес которых в общем объеме капитальных вложений ежегодно увеличивает­ся. Крайне малы иностранные инвестиции.

Рентабельность продукции в 1995-2002 гг. по молокоперерабатывающей промышленности находилась на уровне от 6,4% в 1995 г. до 5,3% в 2002 г. Самый высокий уровень рентабельности имеют предприятия, вырабатывающие сыры и сухое обезжиренное молоко.

В 2002 г. по молокоперерабатывающей отрасли с убытком работали 84 предприятия. Убыточность и низкая рентабельность зна­чительного количества хозяйствующих субъектов обусловливают не только неэффективность их про­изводственно-хозяйственной деятельности, но и неплатежи [19].

 Современные экономические условия фун­кционирования предприятий АПК требуют рыночно ориентированной системы маркетинга. Элементы маркетинга в той или иной мере при­меняются на практике. Однако на предприятиях молочной промышленности в этой работе прак­тически отсутствует комплексный подход, орга­низационное и материально-техническое обеспе­чение является недостаточным [3].

 Маркетинг как необходимое условие успешной деятельности предприятия в рыночных условиях становится важнейшей интегрированной функцией управления. Важными направлениями маркетинговой политики предприятий является совершенствование процесса товародвижения: складирование и хранение продукции, поддержание необходимого уровня запасов, упаковка и транспортировка [31].

   Проблема сбыта продукции становится все более сложной. Мало знать спрос и произвести молочную продукцию, необходимо ее реализовать. Существует несколько каналов сбыта. Через соб­ственные фирменные магазины и организации об­щественного питания населению в счет оплаты труда реализуется немногим более 2% молока и молокопродуктов, по бартерным сделкам - 0,5, че­рез торговые предприятия - до 97,6%.

    Анализ развития системы сбыта сельско­хозяйственной продукции и продовольствия в развитых странах позволяет сделать вывод, что она опирается на хорошо отлаженные формы вертикальной интеграции: контрактацию, межот­раслевую координацию, комбинированные и прямые поставки через кооперативы, оптовую систему сбыта [33].

  Опыт, накопленный за рубежом, представ­ляет интерес для совершенствования системы сбыта в Беларуси. Основными направлениями улучшения организации заготовок и сбыта про­мышленной продукции должны стать: развитие рыночных форм агропромышленной интеграции, создание кооперативных форм реализации; ис­пользование оптовых рынков, модернизация организационно-технической базы системы сбы­та сельскохозяйственной продукции [29].

Потенциал развития молочного подкомп­лекса страны вполне достаточен для увеличения объемов производства и повышения эффектив­ности. Требуются рост производства и повыше­ние качества сельскохозяйственного сырья, уве­личение объемов его заготовок для промышлен­ной переработки. Природно-экономические условия Белару­си позволяют производить 6-7 млн. т молока при внутри республиканской потребности 4-5 млн. т (в 1990 г. его валовое производство составляло 7,5 млн. т).

    В настоящее время резко возрос выброс в окружающую среду отходов производства. Наряду с загрязнением продукции, вызванным техногенными факторами, имеет место также загрязнение вследствие геохимических аномалий, т.е. природного повышенного содержания отдельных металлов в почве.     

     Большинство предприятий молочной промышленности не удовлетворяет существующим требованиям охраны окружающей среды и облагается значительными штрафами, контролирующими органами природоохранных служб.

Впервые разработано «Положение об экологической лаборатории молочного производства», которое содержит ряд разделов:

1. Разработка и контроль основных экологических нормативов и показателей.

2. Обеспечение эффективной работы локальных и собственных систем очистки промышленных выбросов и сбросов.

3. Анализ природоохранных требований и разработка мероприятий по их достижению [14].

Среди предприятий, производящих продукты питания, молокоперерабатывающие не знают себе равных по количеству вторичного сырья.

 Для защиты водоемов от загрязнения сточными водами промышленных предприятий, в частности молочных, необходимо осуществить комплекс мероприятий, в том числе технологических, которые включают разработку и применение безотходных и малоотходных технологических процессов.

 Сброс сыворотки в канализацию не оправдан с экономической и социальной точек зрения, так как при этом теряется около половины сухих веществ молока, в том числе самый ценный компонент - сывороточные белки, что при нынешнем прогрессирующем белковом голодании большей части населения планеты можно считать в определенной степени преступным.

     Перспективным направлением переработки сыворотки является получение из нее ферментированных и не ферментированных напитков, которые можно готовить без выделения сывороточных белков или после депротеинизации. В последнем случае улучшаются органолептические показатели напитков и увеличиваются сроки хранения, в то время как продукты на нативной сыворотке имеют повышенную биологическую и пищевую ценность благодаря присутствию высококачественных сывороточных белков [18].

Стимулировать рост производства и реа­лизации молочной продукции необходимо как увеличением объемов производства и снижени­ем его издержек, так и повышением доходов на­селения, расширением ассортимента и постоян­ным обновлением продукции [7].

Условия современной жизни требуют от субъектов хозяйствования глубокого анализа процессов, протекающих на рынке, для обеспечения эффективного использования ресурсов и удовлетворения потребительских требований [7].

   Поскольку низкая эффективность функци­онирования молочной промышленности обуслов­лена недостатком сырья и высокой его стоимос­тью, низким уровнем технической и техно­логической оснащенности предприятий, обременительной системой налогообложения, важнейшим резервом ее повышения должно стать улучшение обеспечения предприятий сы­рьем (до оптимальной загрузки производствен­ных мощностей), повышение его качества и сни­жение стоимости [16].

 Исторически сложилось, что львиная доля регионального молочного рынка принадлежит крупному местному производителю. Главные причины – это трудности с дистрибуцией, обусловленные огромными просторами, и короткие сроки годности традиционных молочных продуктов. Главная задача любого производителя – повышение рентабельности.

Существует несколько вариантов решения этой проблемы. Самый простой – снижение издержек. Но в конечном итоге это тупиковый путь. Снижения издержек      можно добиться всего тремя способами:

1. Экономия на дешевом сырье, ингредиентах и рабочей силе, что может привести к снижению качества продукции.

2. Реструктуризация бизнес процессов. Это позволяет достичь значительной экономии, но может потребовать серьезных вложений и времени.

3. Увеличение объемов производства. Но есть препятствие – конкуренты, а борьба с ними – опять затраты [1].

    Более прогрессивный вариант увеличения рентабельности – создание и продвижение собственного бренда. Брендинговые продукты позволяют производителю получать дополнительную прибыль, так как бренд – это образ, существующий в сознании потребителя, связанный с определенными эмоциями и ощущениями, за которые и выкладываются дополнительные деньги.

 Внедрение инновационных продуктов отнюдь не исключает предыдущие способы увеличения рентабельности. Этот способ предусматривает обязательное наличие бренда, и эффективность его тем выше, чем четче отлажены организационная структура и бизнес – процессы предприятия. Самостоятельное осуществление таких проектов под силу лишь крупным компаниям, поэтому оптимальным выходом из сложившейся ситуации является аутсорсинг, т.е. услуги сторонних организаций.

 Внедрение брэндинга позволяет выйти на рубеж 10%-ной рентабельности и более. Это как раз один из примеров эффективных затрат.

     Легкость внедрения в производство, простота технологического процесса, быстрота осуществления проекта на существующих технологических линиях, отсутствие дополнительных издержек и капитальных затрат – все это позволяет повысить рентабельность предприятия и укрепить его конкурентоспособность [33].

Улучшение обеспечения предприятий сы­рьем целесообразно осуществлять на основе раз­вития интеграционных процессов, укрепления производственных связей и объединения на до­говорных и кооперативных началах партнеров по агропромышленной интеграции: сельскохозяй­ственных, перерабатывающих, агросервисных предприятий, финансовых структур, в том чис­ле с участием иностранных юридических лиц. Тогда сельхозпроизводители будут поставлять сырье в том количестве и того качества, которые требуются перерабатывающим предприятиям.

 Эффективность работы предприятий маслосыродельной и молочной промышленности зависит не только от объемов производства и переработки молока, но и в значительной мере от комплексного и рационального использова­ния сырьевых ресурсов [28].

 Существенным резервом увеличения объема выпуска молочных продуктов, расширения их ассортимента, повышения эффективности производства служит рациональное использование вторичных сырьевых ресурсов (молока и пахты). По своему витаминному составу эти продукты очень ценны.

    С устаревшим оборудованием и технологиями молочная промышленность не выберется из кризиса. Необходимо переходить от материалоемких технологий к ресурсосберегающим и экологически безопасным.

 Главное внимание необходимо уделить разработке и освоению ресурсосберегающих технологий с использованием новых физических методов обработки сырья (ультрафильтрации, обратного осмоса и др.) [34].

 Немаловажное значение для эффективности промышленной переработки молока имеет более полное использование установленного оборудования, снижение внутрисменных простоев, повышение материальной заинтересованности работников в конечных результатах производства.

Большим резервом повышения эффективности переработки молока и производства продуктов питания является повышение уровня механизации и автоматизации производства, снижение доли ручного труда. Более 25% рабочих этих предприятий заняты ручным трудом, уровень механизации вспомогательных операций составляет 20%.

Учитывая низкую доходность отрасли, техническое и технологическое перевооружение следует осуществлять, создавая предприятиям условия для прибыльной деятельности, мобилизуя внутренние резервы роста производства продукции и повышения его эффективности [29].

 Основными источниками финансирования должны стать собственные средства предприятий, бюджетное финансирование, кредиты коммерческих банков, иностранные кредиты и прямые иностранные инвестиции.

 Чтобы активизировать инвестиционный процесс, необходимо создать благоприятный климат для притока внутренних и внешних инвестиций, в первую очередь путем смягчения налогов и стабилизации цен. Это даст возможность предприятиям обрести реальные ресурсы для обновления основных фондов, повышения технического и технологического уровня производства [1].

     Для стимулирования ускоренного обновления основных производственных фондов, внедрения передовых малоотходных и безотходных технологий целесообразно использовать метод ускоренной амортизации активной части основных фондов, позволяющий обеспечить перенос значительной части стоимости продукции в первые годы эксплуатации. Особенно это целесообразно на предприятиях, где необходимо поддерживать конкурентоспособность продукции [31].

При разработке ценовой политики, направленной на достижение роста доходности молочных заводов, рекомендуется исходить из принципов ценообразования, учитывающих характер рынка молочной продукции, встроенность конкретного молочного завода в рыночный сегмент, выбранную стратегию продвижения продукции на рынок. Рыночная ценовая политика требует постоянной ориентации цен на покупательский спрос, усиления их связи с товарным качеством продукции, маневрирования ценами в конкурентной борьбе [12].

    Таким образом, научный и передовой практикой достигнут значительный опыт в повышении эффективности переработки молочной продукции, внедрение которого в ОАО «Стародорожский маслодельный завод» позволит снизить себестоимость продукции и повысить уровень рентабельности предприятия.

 



Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.052 с.