Фактические и речевые ошибки       у школьников и писателей — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Фактические и речевые ошибки       у школьников и писателей

2019-05-27 699
Фактические и речевые ошибки       у школьников и писателей 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

       Учителя и методисты часто называют авторов школьных сочинений писателями, а писатели, как выразился И.В. Устрицкий, – "те же учащиеся" [Устрицкий 1939: 3]. Поэтому, естественно, в текстах, которые составляют школьники и писатели, есть много общих недостатков, в частности, фактические и речевые ошибки. Рассмотрев их, мы еще раз подчеркнем, что все пишущие, независимо от возраста и квалификации, действуют по одним и тем же законам и что учителя русского языка вправе воспользоваться опытом редакторов художественной литературы в их отношении к фактическим и речевым ошибкам писателей.

       В школьной лингводидактике любое "искажение жизненной правды" относят к фактическим ошибкам [Методика развития речи на уроках русского языка 1980: 229]. Выделим среди них три группы. Первую составят ошибки при описании окружающей действительности в сочинениях по личным наблюдениям ("С голубого неба хлопьями падал изумрудный снег"); вторую – ошибки, связанные с незнанием первичного текста, на основе которого пишется сочинение (учащиеся путают литературных героев, неправильно записывают фамилии: Сколозуб, Нагульный, неточно воспроизводят цитаты или приписывают их другим авторам); в третью группу войдут ошибки, допускаемые из-за отсутствия достоверных фоновых знаний (ученик 6 класса в сочинении "А.С. Пушкин на портретах  О.А. Кипренского и В.А. Тропинина" утверждает, что восстание декабристов произошло в Москве [Газеева 1978: 118].)

       Жизненную правду при составлении текстов искажают многие школьники. Так, в 1975 году в работах 34 % восьмиклассников одного из районов Белоруссии в сочинении на общественно-политическую тему были зафиксированы фактические ошибки [Новожилова, Капинос, Ладыженская 1975: 27]. По нашим данным, в сочинениях по личным наблюдениям до 40 % пятиклассников допускают ошибки при описании качеств, воспринимаемых органами чувств: "Над голубой лентой Енисея висит серое небо", "Деревья шатаются со страшным скрипом и воем".

       "Нормы оценки" к фактическим ошибкам относятся более снисходительно, чем к орфографическим. Отметка "4" (за содержание и речевое оформление) ставится при "единичных", а "3" при "отдельных" фактических неточностях. Отметка "2" ставится, если допущено "много" фактических ошибок. Но нигде не указывается точное их количество.

       Приведем несколько примеров фактических ошибок, отмеченных И.А. Буниным у поэтов того времени.

       Фамилию одного из них он не решился назвать ("известный и еще жив"). В строчке "колосья пшена разбирая" И.А. Бунин нашел "много несуразного". Такого растения не существует в природе, есть просо, зерно которого – пшено. К тому же у проса не колосья, а метёлки, и растут они так низко, что раздвигать руками на ходу их в принципе невозможно. Другой поэт ("один из видных советских") описал охотника, который нес "в ягдташе золотую лису". "Это так же правдоподобно, – замечает И.А. Бунин, – как если бы он нес в кармане собаку".

       Не со всеми замечаниями И.А. Бунина можно безоговорочно согласиться. Так, у К.Д. Бальмонта "подорожник весь в цвету", а И.А. Бунин считал, что подорожник никогда не цветет [Бунин 1988: 222-224]. На самом деле подорожник тоже цветет, но не совсем обычно. Цветки у него очень мелкие. По сведениям одних авторов, они буроватой окраски [Махов 1993: 248], а по сведениям других – розовые [Лагерь 1992: 123]. Необычное, но, с биологической точки зрения, все-таки цветение И.А. Бунин и не признал за таковое, с точки зрения обыденной. Значит, находя ошибки у других, ошибался и И.А. Бунин.

       Совершают фактические ошибки не только поэты, но и прозаики. М.А. Шолохов у одного автора прочитал, что "в августе месяце ходят желтые гусята", чего в действительности в августе не бывает [Советы молодому автору 1965: 189].

       К.А. Федин остался благодарен читателю романа "Братья", написавшему автору, что на Урале, когда багрят осетра, пробивают лед не ломом, а пешнею. Писатель сам никогда не наблюдал этого процесса, "покраснел и сменил "лом" на "пешню" [Федин 1980: 450].

       Существует две точки зрения по вопросу о том, какие ошибки считать речевыми. В узком (школьном) понимании это ошибки и недочеты в словоупотреблении [Капинос 1986]. В широком толковании, принятом в лингвистике, сюда относятся, кроме того, грамматические ошибки и даже стилистические [Культура русской речи: Энциклопедический словарь-справочник 2003: 579].

       В широком понимании речевых ошибок и поведем разговор о них применительно к произведениям поэтов и писателей.

       Осенью 1830 года в Болдине А.С. Пушкин начал писать статью "Опровержения на критики", в которой признал справедливыми упреки рецензентов, обнаруживших в стихах поэта 5 грамматических ошибок за 16 лет поэтической деятельности [Пушкин 1978: 121].

       А. Фадеев без стеснения признался, что в рукописи романа "Молодая гвардия" редакторы        С. Разумовская, А. Тарасенко, А. Лукин нашли "около трехсот стилистических" ошибок, которые автор с благодарностью принял [Советы молодому автору 1965: 170]. Сейчас невозможно точно установить характер этих ошибок. В те годы в школе к стилистическим ошибкам относили не только собственно стилистические, но также речевые и грамматические ошибки. А. Фадеев говорит о стилистических "поправках". Триста поправок – это не так мало для уже опытного к тому времени писателя. Если к такому количеству ошибок-поправок подойти со школьной меркой, то отличной, а может быть, и положительной отметки за содержание и речевое оформление "Молодой гвардии" А. Фадееву было бы не видать.

       А. Левитас, сотрудник Международного центра дистанционного обучения, автор спецкурса "Ошибки словоупотребления", предлагает найти в рассказе Л.Н. Толстого "Черепаха", в котором 393 слова, "десятки речевых ошибок", "одинаково непростительных как сегодня, так и сто лет назад" [Левитас 2001]. Приведем рассказ Л.Н. Толстого.

 

Черепаха

       Один раз я пошел с Мильтоном на охоту. Подле леса он начал искать, вытянул хвост, поднял уши и стал принюхиваться. Я приготовил ружье и пошел за ним. Я думал, что он ищет куропатку, фазана или зайца. Но Мильтон не пошёл в лес, а в поле. Я шёл за ним и глядел вперед. Вдруг я увидал то, что он искал. Впереди его бежала небольшая черепаха величиною с шапку. Голая темно-серая голова на длинной шее была вытянута как пестик; черепаха широко перебирала голыми лапами, а спина ее вся была покрыта корой.

       Когда она увидала собаку, она спрятала ноги и голову и опустилась на траву, так что видна была только одна скорлупа. Мильтон схватил ее и стал грызть, но не мог прокусить ее, потому что у черепахи на брюхе такая же скорлупа, как и на спине. Только спереди, сзади и с боков есть отверстия, куда она пропускает голову, ноги и хвост.

       Я отнял черепаху у Мильтона и рассмотрел, как у нее разрисована спина, и какая скорлупа, и как она туда прячется. Когда держишь ее в руках и смотришь под скорлупу, то только внутри как в подвале, видно что-то черное и живое. Я бросил черепаху на траву и пошел дальше, но Мильтон не хотел её оставить, а нес в зубах за мною.

       Вдруг Мильтон взвизгнул и пустил её. Черепаха у него во рту выпустила лапу и царапнула ему рот. Он так рассердился на неё за это, что стал лаять и опять схватил её и понес за мною. Я опять велел бросить, но Мильтон не слушался меня. Тогда я отнял у него черепаху и бросил. Но он не оставил её. Он стал торопиться лапами подле нее рыть яму. И когда вырыл яму, то лапами завалил в яму черепаху и закопал землёю.

       Черепахи живут и на земле, и в воде, как ужи и лягушки. Детей они выводят яйцами, и яйца кладут на земле, и не высиживают их, а яйца сами, как рыбья икра лопаются – и выводятся черепахи. Черепахи бывают маленькие, не больше блюдечка, и большие, в три аршина длины и весом в 20 пудов. Большие черепахи живут в морях. Одна черепаха в весну кладет сотни яиц. Скорлупа черепахи – это её рёбра. Только у людей и других животных ребра бывают каждое отдельно, а у черепахи рёбра срослись в скорлупу. Главное же то, что у всех животных рёбра бывают внутри, под мясом, а у черепахи рёбра сверху, а мясо под ними.

 

       Если действительно здесь "десятки речевых ошибок", то Лев Николаевич не получил бы положительной отметки за свой рассказ от школьного учителя, потому что за содержание и речь для отметки "3" допускается только 5 речевых недочетов, для отметки "2" – до семи, а сочинение, в котором более 7 речевых недочетов, оценивается более низкой отметкой.

В.И. Капинос изучала соотношение речевых и грамматических ошибок в изложениях и сочинениях учащихся 4-8 классов школ Москвы, Магнитогорска, Пскова, Севастополя и Московской области. Она проанализировала более тысячи письменных работ. Количество речевых недочетов (ошибок) в целом по 4-8 классам и в каждом классе в отдельности примерно в два раза превышает число грамматических ошибок: в 4-5 классах речевых ошибок в 2,7 раза больше, чем грамматических, в 6-7 – в 2,2 раза, в 8 классе – в 1,8 раза. Явление это объясняется "объективной особенностью усвоения родного языка": грамматические нормы усваиваются быстрее и надежнее, чем нормы функционирования языковых единиц, а школьный курс русского языка, сориентированный на изучение строя языка, не оказывает нужного влияния на речевую культуру и нуждается в совершенствовании [Капинос 1975: 100-101].

       Сопоставив фактические и речевые ошибки у писателей и у школьников, мы приходим к выводу, что в наше время, когда вопросы лжи и правды особо актуальны, фактические ошибки в сочинениях школьников следует учитывать более строго, чем предусмотрено "Нормами", и более строго, чем речевые (в их узком понимании), часто встречающиеся и у опытных писателей по той же объективной причине, что и у школьников: нормы функционирования слов усваиваются менее надежно, чем грамматические нормы. Речевые ошибки целесообразнее исправлять, как это делают редакторы художественной литературы, и не учитывать при выставлении отметки за сочинение, как не учитывают их редакторы при решении вопроса о публикации романов, повестей, рассказов.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.