Как это безобразие управляется и кем? — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Как это безобразие управляется и кем?

2019-05-27 165
Как это безобразие управляется и кем? 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Мафии в жизни общества

Если соотносить с жизнью таблицу в разделе 1, в которой представлены функции и взаимосвязи общественных институтов, то качество жизни общества определяется:

· на исторически непродолжительных интервалах времени — институтом государственности: концепцией жизни общества, на которую работает государственная власть, и качеством управления в соответствии с действующей концепцией (т.е. тем, насколько успешно достигаются свойственные концепции цели);

· на исторически продолжительных интервалах времени, охватывающих сроки активной жизни двух поколений и более, — институтом семьи, поскольку семья формирует генетический потенциал развития своих детей, создает нравственно-мировоззренческий фундамент личности (её характер), на котором впоследствии формируется комплекс знаний и навыков, на основе которых в жизни взрослый человек действует либо бездействует в предлагаемых Жизнью обстоятельствах, в том числе и в сфере государственного управления и в сфере управления экономикой.

«Государственная машина», «государственный аппарат» это — множество функционально специализированных органов государственной власти и система функциональных взаимосвязей между ними. Это — система структурного управления делами общества, а также — генератор бесструктурного управления множеством процессов, осуществляемого посредством: политики формирования культуры (как информационно-алгоритмической системы), законодательства и правоприменительной практики, кредитно-финан­со­вой системы и системы стандартизации и сертификации продукции и услуг.

Государственный аппарат это, прежде всего, — организационно-штатные структуры органов государственной власти, своды полномочий и должностных обязанностей работников, заданные взаимосвязи различных органов государственной власти друг с другом. Но работают не оргштатные структуры и не своды должностных обязанностей, а люди, входящие в эти оргштатные структуры и некоторым образом исполняющие в них определённые должностные обязанности. Поэтому вопрос о работе «государственной машины» сводится не только к её устройству (архитектуре) в выше определённом смысле, но прежде всего — к людям, работающим в этом государственном аппарате и непосредственно взаимодействующим с другими людьми как в органах государственной власти, так и вне её.

При таком подходе выяснится, что у людей есть как общие интересы, так и взаимосвязанные, дополняющие друг друга, интересы, в связи с которыми в обществе строятся системы коммуникации людей друг с другом и их взаимодействия в процессе реализации этих интересов. В такого рода процессах практически нет документирования, формализации взаимосвязей и прописанных должностных полномочий и обязанностей участников. В деятельности систем такого рода неформализованных взаимосвязей происходит динамическое перераспределение полномочий и обязанностей, обусловленное интересами, обстоятельствами, в которых происходит их реализация, фактическими знаниями и навыками участников, их потенциалом, этикой. Включение новых и отторжение прежних участников и претендентов такого рода неформализованными системами взаимодействия людей в связи с реализацией их интересов также носит динамический характер, обусловленный интересами, обстоятельствами, в которых происходит их реализация, фактическими знаниями и навыками участников, их потенциалом, этикой. Такого рода системы пронизывают всё общество, одни и те же индивиды в одно и то же или в разное время могут быть участниками разных систем, существующих достаточно продолжительное время. Могут быть системы, которые устойчиво существуют на исторически продолжительных интервалах времени, охватывающих жизнь нескольких поколений, непрестанно обновляя персональный состав участников, но могут быть и системы, которые возникают, делают своё дело, и исчезают в течение нескольких минут.

В подавляющем большинстве случаев такого рода системы взаимоотношений людей работают на реализацию интересов, общепонятных для большинства людей (если не в обществе в целом, то в той социальной группе, в которой сформировалось ядро системы), и потому не привлекают к себе внимания. Если же такого рода системы работают на реализацию каких-либо интересов, реализация которых наносит ущерб другим людям, то такие системы начинают восприниматься другими людьми как криминальные. И криминальные системы такого рода получили в наши дни название «мафия», употребляемое в большинстве стран мира. Но если вывести из рассмотрения криминальный характер деятельности, то мафии построены именно на описанных выше принципах:

· наличие у некоторого множества людей устойчивых на протяжении достаточно продолжительного времени общих или взаимодополняющих интересов;

· коммуникация людей — носителей интересов — и их деятельность по реализации интересов на основе:

Ø динамического распределения обязанностей, обусловленного обстоятельствами, фактическими знаниями и навыками участников, их потенциалом, этикой, включающей в себя готовностью сделать необходимое для системы;

Ø динамического включения новых и отторжения прежних участников и претендентов системой, обусловленного обстоятельствами, фактическими знаниями и навыками участников и претендентов, их потенциалом, этикой;

Ø отсутствия или минимума документирования, стандартные формы которого редко когда задаются, а определяются текущими потребностями и возможностями участников.

Если такого рода система коммуникаций людей существует продолжительное время, то этике может сопутствовать тот или иной этикет-ритуал, одно из назначений которого — опознавание «свой — чужой». Это особенно необходимо, если система ведёт какую-то антисоциальную или криминальную деятельность. В этом случае ритуал опознавания либо держится в секрете от посторонних, либо ему придаётся такой вид, чтобы посторонние на фоне жизни общества видели в нём заурядное общепринятое действие и не обращали на него внимания, но чтобы наряду с этим в нём было нечто, особо не привлекающее внимания, что воспринималось бы своими как первый в очередности знак принадлежности к определённой системе[72].

Т.е. наша культура парадоксальна в том смысле, что:

· если одни и те же организационные принципы выражают себя в криминальной и антисоциальной деятельности, то сложившаяся на их основе система коммуникации и деятельности имеет имя — «мафия»;

· если те же самые организационные принципы выражают себя в деятельности, которая не воспринимается окружающими в качестве криминальной и антисоциальной, то сложившиеся на их основе системы коммуникации и деятельности остаются безымянными.

В силу этого обстоятельства далее будем именовать для краткости все системы деловой коммуникации, формирующиеся и действующие на основе описанных выше организационных принципов, — «мафиями», однако, не подразумевая при этом, что мафия всегда и обязательно ведёт какую-то антисоциальную, криминальную деятельность, хотя во всём множестве мафий, наличествующих в обществе, есть и такие.

————————

Из изложенного выше должно быть понятно, что мафии возникали задолго до того, как возникли первые государства. Мафии стали возникать в результате того, что некогда в древности некая культура объединила множество стай «обезьян» вида «Человек разумный» в культурно своеобразное общество. Хотя инстинкты стадно-стайного поведения тоже могут объединять людей в систему-стаю, однако изложенные выше принципы требуют некоторой разумности и воли, вследствие чего некая группировка, сложившаяся на основе инстинктов стадно-стайного поведения, может стать ядром мафии, но никакая мафия не сводится к стае даже, если в ней многое обусловлено инстинктами стадно-стайного поведения, поскольку некоторая разумность и воля — не являются компонентами инстинктивных программ поведения. Изложенное выше позволяет понять фразу, известную из фильма «Невероятные приключения итальянцев в России» (1973 г.): «Мафия бессмертна!». — Это действительно так: пока будет существовать человечество, оно будет порождать в себе разнородные мафии, но не все мафии при этом будут носить антисоциальный и криминальный характер.

Но мафия не является аналогом содружества людей, поскольку изложенные выше принципы, реализующиеся в построении мафий, не включают взаимной симпатии людей друг к другу, которая может иметь место даже при изначальном отсутствии каких бы то ни было общих или взаимно дополняющих друг друга интересов.

С точки зрения ДОТУ[73] мафия формируется, живёт и действует на основе главным образом бесструктурного управления и управления на основе виртуальных структур, а структурное управление в её жизни включает в себя минимальное количество участников и характерно только для более или менее постоянно действующего управляющего ядра («штаба») мафии, постоянно руководящего теми или иными направлениями деятельности мафии. Структурное управление рождается из бесструктурного и из управления на основе виртуальных структур в случае, если некоторое множество целей устойчиво воспроизводится во времени, а способы достижения целей становятся стандартными процедурами, неизменными или медленно меняющимися. Соответственно:

Государственность как общественный институт, несущий субкультуру управления делами общества на профессиональной основе, возникла на основе института семьи (обучение профессиональной деятельности было изначально внутрисемейным делом), но этому процессу сопутствовало проникновение в институт государственности некой мафии в процессе трансформации бесструктурного управления и управления на основе виртуальных структур в структурное управление.

5.2.2. Государственность,
иерархия приоритетов обобщённых средств управления и мафии

Но всё же любая сложившаяся государственность — это не мафия, поскольку государственность не может существовать без документирования, а в её архитектуре всем структурным подразделениям (органам власти) и должностным лицам свойственна устойчивая функциональная специализация, а не динамическое распределение полномочий и обязанностей — принцип, который не поддерживается в большинстве субкультур государственного управления. Однако:

Любая государственность обречена быть пронизанной мафиями разного рода потому, что людям неотъемлемо свойственно порождать мафии в определённом выше смысле на основе описанных выше принципов: это — безальтернативное свойство любой государственности.

Всё общество, все сферы профессиональной деятельности, все оргштатные структуры без исключения, в том числе — государственность и её спецслужбы, пронизаны мафиями разного рода, часть из которых — их внутренние мафии (полностью локализованные и активные только в их пределах), а часть — проникают в них извне либо выходят из них в окружающую социокультурную среду: это безальтернативно, поскольку людям, образующим общество, свойственно порождать мафии, они не могут этого не делать потому, что им свойственны разум и воля, некоторые общие и взаимно дополняющие друг друга интересы, а численность обществ многократно превосходит численность стадно-стайных образований, в пределах которых возможно самоуправление на основе исключительно стадно-стайных инстинктов.

В контексте рас­сма­триваемой нами темы утраты суверенитета и уп­ра­в­ления исторически сло­жив­шимся в нашем Отечестве безо­бра­зием, интерес представляют ма­фии и их взаимоотношения с государственнос­тью. Классификация такого рода мафий основывается на связях каждой из мафий (безотносительно антисоциальности, бе­зо­пасности либо полезности её для развития об­ще­ства) с иерархией обобщённых средств управления / оружия (при несовместимости концепций управления): см. рис. выше[74].

Изрядная доля ныне живущих людей из множества повседневных житейских интересов в своём векторе целей на первое по значимости место ставит обладание деньгами, что невозможно без обеспечения систематического притока денег в их собственные кошельки. Соответственно на основе этого интереса формируются мафии, некоторая часть из которых носит антисоциальный и криминальный характер.

Их антисоциальный и криминальный характер проистекает из нравственной порочности, выражающей принципы: «денег мало не бывает», «деньги не пахнут», «были бы здоровье и деньги, а остальное мы купим».

В этом криминальном подмножестве мафий есть мафии, добывающие себе деньги силовым путём (разбой, грабёж, воровство) — их интересы и деятельность в пределах шестого приоритета обобщённых средств управления. Есть мафии, которые поднимаются на пятый приоритет, занимаясь разного рода нарко- и порно- бизнесом, подкрепляя свою деятельность на этих приоритетах шантажом грубой силой и применением грубой силы к тем, кто не поддаётся шантажу. Есть мафии, которые действуют на четвёртом приоритете, занимаясь извлечением доходов из денежного обращения, и среди них есть как юридически легальные (ростовщики-банкиры, биржевики), так и нелегальные криминальные (разного рода мошенники и аферисты, нелегальные ростовщики, многие из которых стараются придать своему криминальному бизнесу юридическую безупречность и достигают в этом успеха, сопоставимого с тем, которого достигли легализовавшиеся ростовщики).

Во мнении толпы этими тремя приоритетами обобщён­ных средств управления [75] и огра­ничи­вается вся антисоциальная криминаль­ная мафиозная активность. При этом толпа убеждена в со­циальной полезности мафии ростовщиков, узурпировавших банковское дело[76] в глобальных масштабах, и только малое число людей вне зависимости от их профессий и социального статуса пришли ко мнению, что ростовщики-банки­ры — враги всех народов, какое мнение и большинством толпы, и большинством правящей «элиты» воспринимается как курьёз и глупость (см. слева фотографию сибирского фермера и пояснения к ней).

Но это понимают не только некоторые труженики из простонародья. Так Луис Мак-Фадден (1876-1936), председатель Банковского комитета Конгресса США в 1920-30‑е гг. считал: «У нас организован филиал всемирной банковской системы, «сверхгосударство», контролируемое ме­жду­народными банкирами, которые действуют сообща ради порабощения мира в угоду себе. Федеральный резерв узурпировал власть. Народу сказали, что система Федерального резерва — гарант стабильности и экономики, и что инфляция и экономические кризисы остались в прошлом» (т.е. Мак-Фадден указал на то, что США не суверенны). Кроме того, Мак-Фадден обвинял банкиров США в финансировании революции в России в 1917 г. Всё это он говорил не на основе безосновательных вымыслов и сплетен, а на том основании, что 1) выработал широкий взгляд на политику и 2) имел доступ к инсайдерской информации ростовщического сообщества. Такое понимание и попытки реализовать его в политике единолично — наказуемы мафиозно-орга­ни­зо­ван­ным способом вне каких бы то ни было юридических процедур: после двух не достигших успеха покушений на него Мак-Фадден всё же был отравлен на одном из банкетов. Убийство конгрессмена Мак-Фаддена — не единственное убийство такого рода. Убийство президента США Дж.Ф. Кеннеди — ещё один пример такого рода бессудных мафиозных убийств благонамеренных политиков-одиночек: незадолго до убийства Дж.Ф. Кеннеди издал указ, позволяющий государственному казначейству США эмитировать доллары помимо частной лавочки — Федеральной резервной системы США, а кроме того в одном из публичных выступлений заявил, что США находятся под властью разного рода тайных обществ (т.е. антисоциальных мафий) и, поскольку это не совместимо с реальной демократией, то такое положение дел надо менять[77]. В этом смысле Линдону Ларушу (1922-2019) — американскому экономисту, 8-крат­но­му претенденту на пост президента США, на протяжении нескольких десятилетий публично выступавшему против глобальной тирании мафии ростовщиков — повезло: в 1989 г. его не убили по приговору ростовщической мафии, а приговорили к 15-летнему тюремному заключению по обвинению мошенничестве и уклонении от уплаты налогов. В 1994 году он был досрочно освобожден, продолжал свою просветительскую и политическую деятельность и умер своею смертью 12 февраля 2019 г.

О его смерти СМИ РФ сообщили мимоходом, иронично отметив, что он «был сторонником различных конспирологических теорий»[78], но ничего не сказали о его воззрениях по существу и о его общественно-политической деятельности, хотя этот человек, даже при всех своих ошибках в миропонимании и в политике, сделал для человечества полезного много больше, нежели, например, недавно ушедшая в мир иной шоу-бизнес-вумэн Юлия Началова.

Болезни Юлии Началовой и её смерти отечественные СМИ уделяли внимание на протяжении более двух недель, хотя большинство граждан России узнали о ней (либо вспомнили) только в результате того, что СМИ в РФ «возбудились» в связи с обострением её болезней (8 марта 2019 г. обратилась за консультацией, 11 марта была госпитализирована), последовавшей смертью (16 марта) и похоронами (21 марта). Однако пройдёт ещё две-три недели — о ней почти все (кроме родственников и близких друзей) забудут в потоке житейской суеты. И ни одна из спетых ею песен не станет народной потому, что шоу-бизнес — одна из политтехнологий и предназначен для решения заказных политических задач, а не выражение миропонимания и чаяний народа… Тем не менее беспрецедентная кампания в СМИ по освещению болезни, смерти и похорон Ю. Началовой[79] приводит к вопросам:

· Кто-то целенаправленно проводит «кастинг» новостей и тем для ежедневного вещания, извращая значимость событий для жизни общества?

· Для некой мафии болезнь и смерть Ю. Началовой, певицы с реально близкой к нулю популярностью в обществе, — действительно значимое в некотором смысле событие, и эта мафия обладает властью, достаточной для того, чтобы заставить федеральные СМИ в течение двух недель с лишним вещать об этом ежедневно по всем каналам?[80]

· Либо деятельность «независимых СМИ» — некая неуправляемая «свободная» стихия, живущая своею непостижимой для «простых смертных» жизнью?

Но политика подачи информации СМИ (спектр предъявляемых обществу событий, их оценки, прочие темы) — это уже третий приоритет обобщённых средств управления. Однако по мнению людей толпы третьего — первого приоритетов обобщённых средств управления в природе не существует. [81] На приоритетах обобщённых средств управления выше четвёртого по мнению людей толпы вообще ничего антисоциального и криминального целенаправленно организованным порядком не происходит и происходить не может: там же нет прямого доступа к большим деньгам. Поэтому тех, кто реально действует на них, люди толпы воспринимают как разрозненных «индивидуалов» — интеллигентов разных профессий, среди которых распространены дружба и знакомства, склоки точно так же, как и среди прочих людей.

Поэтому толпе и особенно её «элитарной» либерал-пробуржуинской компоненте не нравится только вторжение в сферу бизнеса мафий, сложившихся в государственном аппарате и работающих на поступление в их кошельки денег, дополняющих их основную зарплату, путём организации разного рода вымогательства у предпринимателей «честно заработанных» ими в бизнесе денег. Поэтому все обвинения М.Б. Ходорковского в организации бандформирования, сопровождавшего легальную деятельность «ЮКОСа» и доходившего до организации убийств неугодных М.Б. Ходорковскому и его бизнес-сподвижникам людей, воспринимается в либерал-пробур­жу­ин­­ских кругах как заведомо лживые и клеветнические[82].

Но формирование, непрестанное воспроизводство такого рода мафий в органах государственной власти и их деятельность[83] — одно из следствий части 2 статьи 13 ныне действующей конституции России, согласно которой государственная идеология запрещена. Но индивид может быть непродажным и неподдающимся шантажу угрозами вплоть до убийства его самого и его близких единственно только в том случае, если он искренне привержен идее, воплощение которой в жизнь для него безусловно важнее, нежели получение некой суммы денег или удовлетворение намёков и требований шантажистов, потому, что влачить существование в мире, в котором эта идея не реализуется в жизнь (в том числе и его усилиями), для него омерзительно-противно и бессмысленно. Но погрязшим в потреблятстве этого не понять, и с этим утверждением они не согласиться.

Если такого рода идея, на основе которой в исторически сложившихся обстоятельствах можно сформировать управленческий корпус государственной власти и экономики, не выражена и не признана в качестве государственной идеологии, то массовая коррупция в обществе, а не только в органах государственной власти, неизбежна.

Но в ранг такой идеи ни по оглашению, ни по умолчанию не может быть возведена идея БЕСПРЕДЕЛЬНОГО обогащения малочисленного «элитаризовавшегося» меньшинства за счёт и в ущерб большинству ныне живущих и их потомков[84].

Если сейчас кто-то из участников «элитарно»-корпоративной государственности неподкупен, то в подавляющем большинстве случаев ему кто-то и как-то уже́ платит прямо или опосредованно за то, чтобы он не продался другим; однако если выявить, сколько и как надо ему заплатить, чтобы он изменил тому, кто ему уже́ платит за «неподкупность», он тут же продастся новому покупателю[85].

Именно по этим причинам легальные доходы депутатов и госслужащих, многократно превосходящие доходы работников вне сферы осуществления государственной власти, запредельно избыточные по отношению к обеспечению разумного достатка в жизни семьи и личности, преподносимые пропагандой в качестве одной из мер профилактирования коррупции, — не являются средством борьбы с коррупцией, а представляют собой одну из её социокультурно легализованных и государственно узаконенных форм.

А безусловная верность идее общенародной значимости — один из факторов, опираясь на который, оппозиции, вооружённые идеями, адекватными потребностям развития общества, всегда так или иначе сносили нравственно-этически разложившиеся режимы, главным в политике которых было удовлетворение прежде всего своего корпоративного беспредельного потребительски-често­любивого эгоизма за счёт и в ущерб остальному обществу.

Всё это указывает на то обстоятельство, что шестой — четвёртый приоритеты обобщённых средств управ­лении и более высокие приоритеты (третий — первый) разделены незримым мировоззренческим рубежом:

· на уровнях шестого — четвёртого приоритетов обладание деньгами в как можно большем количестве, многократно превышающем оплату демографически обусловленных потребностей семьи и личности,  для подавляющего большинства действующих на них индивидов и мафий — конечный интерес, непрестанно возобновляемая цель их деятельности;

· на уровнях более высоких приоритетов (третьем — первом) для всех действующих на них индивидов и мафий — деньги и кредитно-финансовая система в целом:

Ø либо ничего не значат (т.е. свои финансовые интересы они реализуют по остаточному принципу использования своего времени и подконтрольных им прочих ресурсов[86] в режиме «как Бог даст»),

Ø либо являются инструментом реализации ими интересов (достижения целей) нефинансового по их существу характера, которым подчинены их финансовые интересы и финансово-ориентированная деятельность (в случае, если формирование и удовлетворение финансовых интересов актуально в качестве источника финансирования в их понимании более высокоприоритетной деятельности по достижению каких-то иных целей).

Указание на этот незримый мировоззренческий рубеж не является эпохальным открытием наших дней, поскольку издавна известны поговорки, указывающие на его существование:

· «Всем известно, что за деньги можно купить туфли, но не счастье, еду, но не аппетит, постель, но не сон, лекарство, но не здоровье, слуг, но не друзей, развлечение, но не радость, учителей, но не ум»[87].

· Там, где не пройдёт могучее войско, пройдёт осёл, навьюченный золотом;

· Деньги — хороший слуга, но плохой господин[88].

К третьему приоритету обобщённых средств управления относится вся информация и алгоритмика, необходимая для действия на более низких приоритетах (четвёртом — шестом) обобщённых средств управления во всех сферах жизни общества, включая всю информацию, относимую к области политической деятельности и государственного управления — выработке целей политики государства, постановке задач по их достижению, избранию путей и способов их решения. Т.е. всё то, что можно назвать «научно-методологическим обеспечением государственного управления и управления в бизнесе», относится к третьему приоритету обобщённых средств управления.

Должно быть понятно, что если в обществе есть люди, несущие политические интересы, то:

· неизбежно возникновение мафий, работающих на реализацию тех или иных политических интересов[89];

· а реализация определённых политических интересов[90] требует соответствующего научно-методологического обеспечения, без которого интересы могут наличествовать, но их реализация окажется невозможной.

Поэтому мафии могут возникать не только спонтанно-самопроизвольно. Мафии могут создаваться целенаправленно под решение определённых задач, в том числе и политических (и это не обязательно — «преступные сообщества», подпадающие под действия статей уголовных кодексов многих государств). Целенаправленное создание мафии под решение определённых задач требует:

 1. Знания ранее изложенных принципов формирования мафии или интеграции этих принципов в свою психику в качестве навыка, не описанного лексически.

 2. Умения видеть проявления этих принципов в жизни.

 3. Наличия социокультурной среды, в которой есть носители интересов, совместимых с задачами, под решение которых предполагается создать мафию.

 4. Наличия в культуре соответствующего информационно-алгоритмического обеспечения постановки и решения задач мафии, которое освоено некоторой долей носителей необходимых интересов или же может быть ими освоено.

 5. Некоторого минимального стартового капитала, который может быть представлен либо в денежном виде, либо в виде каких-то иных ресурсов, которые в их натуральном виде могут быть использованы в деле мафии[91].

 6. Практических навыков осуществления «кадровой политики»[92], обеспечивающие отбор среди носителей необходимых интересов кандидатов в мафию, способных выполнять в коллективной деятельности мафии те функции, которые необходимы для успеха её дела, и последующее их рекрутирование в действительные члены мафии. При этом этика, которая должна объединять многих людей в мафию, является одним из критериев отбора кандидатов и трансформации кандидатов, прошедших «кастинг», в действительные члены мафии.

Если первое — пятое некоторым образом почти автоматически реализуется в процессе стихийно-спонтанного возникновения мафии, то целенаправленное формирование мафии без шестого — невозможно: обязательно должны быть люди, которые знают цели мафии, задачи, в результате решения которых, она должна достичь поставленных целей, и которые способны под эти цели и задачи проводить «кастинг» кандидатов и «рекрутинг» в действительные члены мафии кандидатов, успешно прошедших «кастинг», либо оставлять их в качестве «кадрового резерва» или в качестве периферии-кокона мафии, к услугам которой прибегают эпизодически и большей частью «в тёмную» (т.е. не объясняя последствий и сопутствующих эффектов действий).

Отступление от темы 1:
Психологические основы кадровой политики

Вне зависимости от того, есть некая «теория» (научная или бытовая), на основе которой строится «кадровая политика» либо её нет[93], но в основе «кадровой политики» всегда лежит некая типология личностей. В истории психологи есть множество типологий личностей, однако мы не будем их рассматривать и оценивать, а будем освещать эту проблематику с позиций КОБ.

· В КОБ базовой является типология типов строя психики личности[94]: 1) животный — всё в поведении индивида подчинено инстинктам (имеется модификация этого типа — скотский, суть которой понятна из соотношения «волка ноги кормят, а скотину — хозяин», при этом «скотина», как и все животные, стремится к удовольствиям и уклоняется от работы); 2) зомби — всё подчиненно нормам культуры или субкультуры, но выход из социокультурных программ невозможен даже, если они неработоспособны в сложившихся обстоятельствах; 3) демонический — реализует творческий потенциал по принципу «что хочу — то и ворочу» до тех пор, пока непреодолимые обстоятельства его не остановят; 4) чело­вечный — творческий потенциал реализуется осознанно волевым порядком под властью диктатуры совести; 5) опущенный в противоестественность — физиология и психическая деятельность регулярно искажается воздействием психотропных (психоактивных) веществ (алкоголь, табак, другие наркотики).

· Надстроечной по отношению к типологии КОБ является типология «школьных типов» — стилей поведения, выявленная П.Ф. Лесгафтом: 1) тип лицемерный; 2) тип честолюбивый; 3) тип добродушный (благонамеренные, но безынициативные эрудиты-мечтатели, наблюдатели, уклоняющиеся от инициатив в практической деятельности в подавляющем большинстве случаев); 4) тип забитый — мягкий (маменькины сынки и дочки, «овощи», которые нуждаются в постоянной заботе, но сами не способны ни к чему кроме пассивного паразитизма — соответствуют скотской модификации животного типа строя психики); 5) тип забитый — злостный (инициативно-протестный, антисоциальный); 6) тип угнетённый (идеальный раб: готов работать на износ, довольствуется тем, что дают, не возражает, не протестует), 7) нормальный (соответствует человечному типу строя психики).[95] Однако описание выявленных П.Ф. Лесгафтом психотипов точно только в тех случаях, если индивиду свойственен только какой-то один из указанных стилей поведения. Есть люди, которые несут в себе несколько стилей поведения и переходят от одного к другим в зависимости от того, в каких обстоятельствах оказываются.

· В практической деятельности все типы строя психики и стили поведения по П.Ф. Лесгафту выражаются в её результатах, на основе чего сложилась «армейская» типология, в которой люди различаются по их способности либо неспособности выполнять определённые функции в коллективной деятельности: 1) исполнители — могут только что-то делать сами, но у них не может быть даже одного подчинённого, поскольку они не способны организовать их работу; 2) заместители — могут быть исполнителями и способны организовать подчинённых на решение поставленных перед заместителями задач, однако поставить задачу себе сами они не в состоянии; 3) единоначальники — могут быть исполнителями, заместителями, но кроме этого они способны, самостоятельно оценив обстановку, поставить себе задачи сами (по своей инициативе) так, чтобы поддержать действия единоначальников своего и ниже стоящих уровней и профилактировать ошибки вышестоящего руководства (это главное качество единоначальника); 4) «проблемные» — не вписываются в систему деловой коммуникации ни в одном из названных ранее качеств[96].

Но «проблемные» — не однородны. Среди них есть группа, которую можно назвать «юродивые». «Юродивые» вне зависимости от своей информированности и освоенного профессионализма (а подчас даже вопреки им) обладают «мистической» способностью безошибочно «тыкать пальцем в небо», указывая на реальные ошибки руководителей и подчинённых (в том числе и в кадровой политике) и на «дырки» в проектах, и на многое другое, что способно обрушить проекты; кроме того, «юродивые» обладают способностью совершать казалось бы абсурдные действия, которые при последующем расследовании развития ситуации и связанных с нею событий, как выясняется, оказали решающее воздействие на получение желаемого результата либо профилактировали наступление тяжелых или катастрофических неприятностей[97]. «Юродивые» объективно необходимы и полезны для любого благого дела (объективно неправедное дело они развалят, поскольку относятся к категории проблемных), но не все руководители способны и умеют пользоваться их способностями и найти им такое место, на котором они не создавали бы проблем остальным участникам коллективной деятельности.

Среди «юродивых» есть ещё одна группа — «юродивые единоначальники»[98] (в основе этого психотипа — строй психики, наиболее близкий к человечному по КОБ и нормальному по П.Ф. Лесгафту), которые сочетают в себе качества юродивых (способны безошибочно выявлять ошибки и предпринимать казалось бы абсурдные действия, однако ведущие к успеху в критических и катастрофических ситуациях) и качества единоначальников (способны профилактировать ошибки вышестоящего руководства и по своей инициативе организовывать действия подчинённых так, чтобы обеспечить успех общего дела в котором они участвуют, подчас вопреки приказам вышестоящего руководства вплоть до устранения неадекватного вышестоящего руководства).

Поскольку любая коллективная деятельность складывается из действий-фрагментов, выполняемых различными людьми[99], а способность и неспособность выполнять эти действия в своей основе определяется психотипами «армейской» типологии, по отношению к которым знания и навыки являются своего рода прилагаемым инструментарием, необходимым для выполнения работ, то приведённая выше «армейская» типология является универсальной, т.е. применимой к анализу и организации коллективной деятельности во всех сферах жизни общества без исключения. Однако, надо помнить о том, что:

· в основе «армейской» типологии лежат базовая типология типов строя психики КОБ и типология более или менее устойчивых стилей поведения П.Ф. Лесгафта, по отношению к которым «армейская» типология является «оболочечной» вследствие того, что она основана вторичных характеристиках психики личности, являющихся следствием других характеристик — базовых (т.е. исполнители, заместители, единоначальники, если соотноситься с типологией стилей поведения П.Ф. Лесгафта и типами строя психики, — могут быть различных «модификаций», что также некоторым образом сказывается не ходе дел и их результатах);

· кроме психотипа по «армейской» типологии, который должен соответствовать функциям индивида в коллективной деятельности, результаты его деятельности всегда будут обусловлены: 1) его нравственно-обусловленной этикой, которая должна быть совместима с нравственно-обусловленной этикой других участников этой деятельности, и 2) знаниями и навыками, которые он несёт в качестве нематериального инструментария, посредством которого он может вносить свой вклад в дело коллектива.

Между психотипами всех трёх типологий нет взаимно однозначного соответствия, но есть определённые взаимосвязи типологий. Каждый из типов строев психики в типологии стилей поведения, выявленной П.Ф. Лесгафтом, может выражаться только в определённых типах, но не может выражаться в других. Типы стилей поведения, выявленные П.Ф. Лесгафтом, в свою очередь, могут выражаться только в определённых психотипах «армейской» типологии и не могут выражаться в других её психотипах[100].

Кроме того, тип строя психики по КОБ и типы стилей поведения по П.Ф. Лесгафту могут быть неустойчивыми, т.е. под воздействием обстоятельств индивид может переходить от одного типа строя психики или стиля поведения по П.Ф. Лесгафту к другим типам строя психики и стилям поведения (подчас не один раз на день). В «армейской» типологии все, в чьём поведении недопустимо часто проявляется психическая неустойчивость, отрицательно сказывающаяся на их деятельности и её результатах, автоматически попадают в категорию пробле


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.