Умения и навыки раздевания и одевания. — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Умения и навыки раздевания и одевания.

2019-05-27 236
Умения и навыки раздевания и одевания. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Первый шаг. Фиксировать внимание детей на одежде, побуждать их помогать одевать и раздевать себя соответствующими движениями ног и рук; снимать пальто, шапку, частично снятую через го­лову рубашку, снимать штаны на резинке, рассте­гивать молнию, класть вещи на стул.

Второй шаг. Знать свои вещи. Доставать их из шкафчика (с вешалки) Снимать одежду под вашим контролем, дозировано используя помощь (расстег­нуть мелкие пуговицы, частично снять колготки и пр.). Надевать отдельные предметы одежды, не за­стегивая их.


 


68


69


Третий шаг. Учить различать предметы одеж­ды, которую носит ребенок. Помогать, когда его одевают. Снимать и надевать отдельные предметы одежды и обуви, дозировано используя помощь.

Четвертый шаг. Узнавать свой шкафчик, по­лочку в шкафу. Доставать из него необходимую одежду и обувь под вашим контролем. Раздеваться самостоятельно, одеваться - с помощью. Снимать и надевать одежду в определенном порядке, аккурат­но складывать ее на стул, вешать в шкафчик. Рас­стегивать и застегивать застежку-молнию на одеж­де, липучку на ботинках, большие пуговицы с по­мощью взрослого. Надевать обувь, не завязывая шнурки.

Уход за вещами и игрушками.

Первый шаг. С вашей помощью складывать игрушки на место после игры, принимать участие в мытье игрушек, знать свои вещи, убирать их на ме­сто, радоваться чистой, опрятной одежде, убирать грязную посуду в таз или на поднос и др.).

Второй шаг. Бережно относиться к бытовым и гигиеническим предметам, одежде (аккуратно об­ращаться со стеклянной посудой, не рвать одежду, отматывать от рулона туалетной бумаги небольшой кусок, не ломать расческу, не терять носовой пла­ток и пр.).

Накопление и реализация опыта самостоя­ тельных действий, взаимодействия с окружающими людьми в повседневной жизни.

Реализация этой задачи потребует от вас, ува­жаемые родители значительных волевых усилий. Опыт самостоятельных действий ваш ребенок мо-


ясет приобретать только в том случае, если вы пре­ доставите ему эту возможность и создадите условия для ее реализации. Не нарушайте жизненное про­странство вашего ребенка, постоянно контролируя каждый его жест, движение, действие. Будьте тер­пеливы и не торопитесь оказывать помощь, когда ребенок пытается сделать что-то сам. Например, если он не очень качественно почистил зубы, не от­бирайте у него щетку, не пытайтесь сделать это за него. Он умеет, а главное, пока хочет это делать сам! Отобрав у него возможность проявлять ини­циативу, вы рискуете воспитать инертную, неуве­ренную в себе личность (иждивенца). Ваш ребенок может утратить свою самостоятельность и актив­ность даже в тех ситуациях, где ранее был успеш­ным. Ожидая, а потом и требуя постоянной под­держки, он станет полностью зависимым от вас.

Наша программа нацелена на другой вектор развития: на воспитание социально активной, ини­циативной личности. Поддерживайте любые по­пытки использования сформированных у ребенка умений:

- приспособьте домашнюю среду под потреб­
ности и возможности ребенка (реальную помощь в
этом непростом деле окажут специалисты по эрго-
терапии и кондуктивной педагогике. Информацию
об этих направлениях реабилитации вы найдете в
III части программы);

- включайте его в посильный труд по дому
(полив комнатных цветов, уход за домашним пи­
томцем, сервировка стола и пр.),


 


70


71


- создавайте специальные ситуации переноса
усвоенных умений в новые условия (играйте с ре­
бенком в бытовые сюжетные игры),

- обеспечьте активное участие ребенка в еже­
дневных бытовых ритуалах (умывании, приеме пи­
щи, сборе на прогулку и пр.), с соблюдением после­
довательности выполнения действий: например,
совершать туалет, спускать воду, пользоваться туа­
летной бумагой, мыть руки, вытираться полотенцем
и др.

- вместе участвуйте в ежедневных бытовых
ритуалах, взаимодействуйте с ребенком, помогая
друг другу, обращаясь за помощью и выражая бла­
годарность за нее, делясь информацией и пр. Си­
туации, объединяющие вас с ребенком совместны­
ми действиями, информацией, эмоциональным на­
строем, обеспечат ему усвоение моделей социаль­
ного поведения. Благодаря "этим же ситуациям вы
сможете преодолеть свои (часто обоснованные)
страхи за ребенка, и, наверняка, поверите в его воз­
можности и будущие успехи.

- научите ребенка выделять основные события
дня (подъем, завтрак, занятие, прогулка и т.д.), со­
блюдать их последовательность. Фиксируйте вни­
мание ребенка на тех действиях, которые показы­
вают содержание каждого события (обед включает
посещение туалета для мытья рук, сервировку сто­
ла, принятие пищи, уборку). Устанавливайте связи
между событиями и их изображениями (фотогра­
фиями, картинками, пиктограммами). Например,
картинка с тарелочкой обозначает, что нужно обе­
дать. Подготавливайте ребенка к каждому событию


дня с помощью этих изображений. Делайте это ежедневно, а не от случая к случаю. Когда ребенок научится соотносить каждое изображение с собы­тием, попробуйте выстроить распорядок его дня, используя эти изображения. Ежедневно используй­те эти изображения. Научите ребенка ориентиро­ваться в этих изображениях, а, следовательно, и в распорядке своего дня. Это способствует развитию наглядно-образного мышления.

«Ознакомление с окружающим и организация деятельности». В процессе ознакомления ребенка с окружающим миром ему предоставляется возмож­ность не только получать информацию об этом ми­ре, но и научиться использовать ее в своей повсе­дневной деятельности и общении с социумом (семьей, ближайшим окружением). Только в дея­тельности ребенок может в полной мере проявить свои возможности, способности и умения, накапли­вать и реализовывать полученный жизненный опыт, усваивать различные способы самовыражения. Вам, уважаемые родители, необходимо правильно вы­брать доступные и необходимые ребенку виды дея­тельности, обеспечить оптимальные условия их формирования. Такими видами деятельности для детей дошкольного возраста являются предметно-практическая деятельность и игра, продуктивные виды деятельности - лепка, рисование, аппликация, конструирование и музыкальная деятельность.

Цель раздела: создание условий для макси­мальной реализации возможностей ребенка, усво­енных им умений и навыков в различных видах деятельности.


 


72


73


Задачи раздела:

- Создание мотивационной основы деятельно-

сти.

- Усвоение опыта в различных видах деятель­
ности. *

- Реализация коммуникативного поведения в
деятельности.

Создание мотивационной основы деятельно­ сти.

Мотивационная основа деятельности создает­ся в процессе совместных действий и формирова­ния парных отношений ребенка и его партнера (взрослого) в ходе взаимодействия. Ведущую роль на первом этапе формирования парных отношений играете вы, родители. Вы устанавливаете эмоцио­нальное и предметно-манипулятивное взаимодей­ствие с ребенком, стимулируете его развитие (про­должительность взаимодействия, его эмоциональ­ную и предметную насыщенность). Формируете ин­терес ребенка к предлагаемому виду деятельности. Успешность этой работы будет определяться уров­нем вашей личной заинтересованности в выбран­ном виде деятельности. Может быть у вас есть хоб­би? Вы любите рисовать, складываете оригами, со­бираете модели кораблей, прекрасно шьете или проявляете кулинарные способности, валяете из шерсти игрушки и прихватки, поете, танцуете... Пусть ваше хобби станет первым видом деятельно­сти, с которого начнется обучение ребенка. Выде­лите в общем распорядке дня время для вашего лю­бимого занятия. Готовьтесь к нему, фиксируя вни­мание ребенка на этом процессе. Заряжайте ребенка


эмоциями радостного ожидания от предвкушения удовольствия. Наблюдая за вами, очень скоро ребе­нок начнет понимать ваше настроение и ориентиро­ваться на него. Для этого нужно совсем немного: научить ребенка сопереживать, разделять эту ра­дость. Как это сделать? Разговаривая с ним, ком­ментировать свои действия, рассказывать о своих чувствах, желаниях, планах, просить о небольшой помощи (подержать бумагу или кисти, уберечь от кошки клубочки с шерстью и пр.). Рабочие места и материалы необходимо готовить для себя и для ре­бенка. Сделайте так, чтобы ребенок не только на­блюдал за вашими действиями (ему это быстро на­скучит), но и сам мог действовать с теми же мате­риалами, что и вы. Отщипните кусок теста, если вы печёте пироги, дайте краску и большой лист старых обоев, если вы рисуете, поделитесь кусочками шер­сти, если вы валяете/вяжете/вышиваете... Отдавая ребенку эти материалы, настройтесь на то, что об­ратно вы их не получите. Позаботьтесь об экипи­ровке ребенка (наденьте фартук, старую кофту, ко­торую можно пачкать) чтобы не отвлекаться от собственного дела. И обязательно завершите свою работу, продемонстрируйте ребенку результат, раз­делите с ним свою радость. Если в вашей жизни та­кого хобби пока нет, придумайте его, найдите себе занятие по душе, окунитесь в увлекательный мир познания или ремесла. Не бойтесь ущемить право ребенка на вас и ваше время. Вы имеете полное право на самореализацию. Родители, ведущие ак­тивный образ жизни, могут дать своим детям не только время и силы, но и обеспечить им другое


 


74


75


качество жизни (делают максимально доступным все сферы жизнедеятельности: социальной, куль­турной, личностной...). Приобщая ребенка к своему любимому делу, т.е. делая его своим партнером, единомышленником, вы помогаете ему в поисках собственного пути самореализации.

Итак, вам удалось пробудить интерес ребенка к деятельности, демонстрируя свое отношение к ней, давая эмоциональную оценку процесса и ре­зультата, привлекая ребенка к доступному участию в ней. Кроме того, у ребенка уже сформирован оп­ределенный арсенал предметных, жестовых, рече­вых средств коммуникации, который обеспечивает «обратную связь», т.е. взаимопонимание участни­ков любой деятельности. Осталось главное - сфор­мировать у ребенка потребность в этом виде дея­тельности. Стимулируйте любое проявление актив­ности и самостоятельности ребенка. Обеспечьте ус­пешность его участия в деятельности. Транслируй­те информацию об этой успешности всем членам семьи за ужином, близким ребенку людям по теле­фону и при встрече. Организуйте эту деятельность регулярно, а не от случая к случаю. Вид деятельно­сти, выбранный вами, должен стать частью еже­дневной жизни ребенка и иметь закрепленное место в его распорядке дня.

Усвоение опыта в различных видах деятель­ ности.

Включение ребенка в различные виды дея­тельности должно быть постепенным. При освое­нии каждого вида деятельности ребенок учится фиксировать на нем внимание, использовать свои


возможности и полученные ранее умения для при­своения необходимого опыта. Такая концентрация и целенаправленность усилий требует значитель­ных временных, физических, психических, эмоцио­нальных затрат. Поэтому не торопитесь включать в распорядок дня ребенка сразу все виды деятельно­сти. Переходите к освоению новой деятельности лишь после того, как прежняя стала привычной (т.е. регулярной), легкой (т.е. доступной) и интересной (т.е. сформирована потребность в ней). Это не зна­чит, что с освоением нового, вы забросите хорошо знакомое и привычное дело. Наоборот. Вместе с ребенком вы постепенно будете накапливать опыт различной деятельности. Вместе с опытом будут расти и нагрузки на ребенка {нагрузки всегда долж­ ны быть носильными^. \\). Количество пунктов в его распорядке дня увеличится за счет включения но­вых видов деятельности.

В различных видах деятельности усваивается элементарный опыт, создаются условия для его пе­реноса в повседневную жизнь ребенка.

Включение предмета в деятельность - это, прежде всего, обучение способам действия с ним. Сначала ребенок осваивает способы сенсорного об­следования предмета, дающие представления о его свойствах и качествах, функциональном назначе­нии. Обучение способам сенсорного обследования проводите с опорой на тактильные ощущения и об­следующие движения, доступные ребенку. Обсле­дующие движения могут быть сопряженными, ко­гда вы действуете рука в руку с ребенком; сопря­ женно-отраженными, когда вы действуете сначала, показывая схему движения и затем стимулируете


 


76


77


ребенка к ее отраженному самостоятельному вос­произведению; отраженными, когда вы лишь де­монстрируете способ действий, побуждая ребенка к их самостоятельному воспроизведению. Органи­зуйте обследующие движения сначала обеими ру­ками, затем рабочей (действующей) рукой. Вместе с ребенком рассматривайте предмет, прислушивай­тесь к его звучанию. Называйте предмет (объект), его свойства (например, мячик большой, круглый), комментируйте совместные действия. Цель сенсор­ного обследования будет достигнута, если ребенок научится узнавать предмет вне зависимости от из­менения его отдельных характеристик (например, расческа может быть большой и маленькой, крас­ной или желтой, пластмассовой или деревянной) и изменения положения в пространстве (расческа ле­жит на полочке в ванной комнате, к коридоре на тумбочке, у мамы в сумочке, у Кати в коробочке).

Следующий шаг - это организация практиче­ских действий. Если ваш ребенок действует с пред­метами хаотично, нецеленаправленно (стучит кук­лой по столу, сосет шарик, пытается затолкнуть большую коробку в маленькую) или бросает, лома­ет их, необходимо помочь ему освоить необходи­мые способы, пробуя, примериваясь, ориентируясь на свойства и качества предметов. Познакомить с видами предметных действий (мячик катают, бро­сают, ловят, проталкивают). Хаотичные, ненаправ­ленные действия с применением силы, без учета функционального назначения предметов, либо про­цессуальные действия без учета их свойств и ка­честв, с механическим перебором вариантов явля­ются непродуктивными для дошкольного возраста


 


и подлежат замене на целенаправленные пробы, практическое примеривание, зрительную ориенти­ровку. Организуйте пошаговое обучение: сначала осваивайте с ребенком целенаправленные пробы, по мере их усвоения - практическое примеривание, а затем и зрительную ориентировку. Закрепляйте каждый шаг на множестве предметов с разнообраз­ными свойствами и назначением т.к. перенос усво­енного способа действия в новые условия представ­ляет значительные трудности для ребенка с ограни­ченными возможностями здоровья

Опыт предметно-практической деятельности включается в дидактические игры, где ребенок ус­ваивает и расширяет сенсорный опыт, выполняет разнообразные, функционально закрепленные предметно-игровые действия с дидактическими иг­рушками - пирамидкой, матрешкой, вкладками, ящиком форм и др. предметами. В дидактических играх развивается телесное ориентирование, про­странственные ориентировки, закрепляются пред­ставления детей о себе (внешности, половой при­надлежности, эмоциях). Особое место занимают дидактические игры с картинками - головоломками (пазлами) и разрезными картинками, направленные на воспроизведение целостного образа предмета, усвоение пространственных координат предмета, оптико-пространственных связей между элемента­ми изображения. Важнейшим условием проведения дидактических игр является фиксация внимания ребенка на достижении цели игры - результате иг­ровых действий. Организуя дидактическую игру, обучайте ребенка различным способам решения предметно-практических задач: выделять пред-


 


78


79



мет/объект из группы предметов/объектов с отли­чающимися/сходными признаками (на ощупь, при зрительном соотнесении, по слову); соотносить объемные формы (предметы, объекты) и их плоско­стные изображения; осваивать орудийные действия. Например, ставя перед ребенком задачу «различать предметы по величине», собирайте пирамидку в определенной последовательности (с учетом вели­чины колец), стройте башни, собирайте 2-3 состав­ную матрешку. Ориентируясь на форму, подбирай­те парные предметы из «Чудесного мешочка», за­полняйте доску Сегена, собирайте игрушки в ящик форм. Обучая ребенка различать основные цвета, подбирайте предметы одного цвета, раскладывайте предметы по цвету («Цветное лото»). Используя умение детей соотносить предметы и их плоскост­ные изображения, организуйте коллективные игры для всей семьи - «Лото малышам», парные предме­ты и картинки, «Чудесный мешочек» и др. С помо­щью сборно-разборных игрушек (объемных и пло­скостных), картинок-головоломок (пазлов) учите воспроизводить целостное изображение предмета. В этих играх совершенствуется зрительно-двигательная координация, развивается мелкая мо­торика рук: ребенок бросает, катает, нанизывает, закручивает и раскручивает, перекладывает, наде­вает и снимает предметы, различные по форме, ве­личине, фактуре. Формируется интерес и желание ребенка самостоятельно действовать с игрушками и предметами, используемыми на занятиях: совер­шать с ними разнообразные предметно-игровые действия с учетом их свойств и качеств, выполнять правила игры, взаимодействовать с вами в процес-


се игры, получать удовольствие от получения ре­зультата.

Ваша повседневная жизнь наполнена момен­тами, в ходе которых можно и НУЖНО развивать способности и возможности вашего ребенка; орга­низовывать общение и деятельность.

Вы готовите еду:


 


80


81






Вы готовите йироги:

Вместо того чтобы говорить: «Не трогай, испачкаешься..» Сделайте его по­мощником:


Вы одеваете ребенка:

Вместо того чтобы давать

ему ценные указания...

Дайте ему возможность выбора.


Вы вернулись с работы и видите беспорядок:

Не надо сердиться и     Придумайте        какой-

спрашивать: «Кто это  нибудь сюжет: «К нам

В магазине:

сделал? Как это про-    прилетал карлсон...»
изошло?»

Вместо того, чтобы спра­шивать у ребенка, что он хочет «это» или «то»,

83


выбирайте предметы, кот< рые он не знает; показ! вайте, называйте их, объя няйте назначение.




Вместо того, чтобы упускать шанс.

г


Вы торопитесь в школу, детский сад:

84


Постарайтесь объяс­нить, рассказать что-то ребенку на ходу...


На прогулке:

Вместо того, чтоб все Постарайтесь рассказать время повторять: «Что что-то, переключить это такое? Куда ты по- внимание ребенка с луж шел? Стой, я тебе гово- на листочек, (цветочек,

Вместо того, чтобы ок-  Постарайтесь что-то
рикивать и многократно придумать, «оживить»
звать ребенка..................... ситуацию...


облака, ветер...)


Подвижные игры являются одной из форм удовлетворения эмоциональной и двигательной ак­тивности детей. В подвижных играх ребенок полу­чает возможность развивать:

- основные движения (ходьбу, бег, ползание,
лазание, прыжки); координацию движений, двига­
тельный ритм; имитационные движения, передаю­
щие в мимике, пантомимике, движениях повадки и
особенности поведения персонажей игры (зайчи­
ков, мишек, птичек);

- представления о схеме тела (выделять части
тела и их характерные движения, соотносить дви­
жения с определенной частью тела);

- элементарные пространственные ориенти­
ровки (становиться друг за другом, двигаться впе­
ред, назад, по кругу, в заданном направлении (к
предметам) - ориентироваться в пространстве ком­
наты и пр.);

- слуховое внимание (начинать и заканчивать
движение в соответствии с началом и окончанием
музыки);

- понимание инструкций и команд, содержа­
щих название предмета/объекта, действие с ним,
направление движения;

- правила поведения в игровой ситуации (уме­
ние починяться правилам игры, действовать сооб­
ща, или по очереди и др.).

В качестве средств, стимулирующих двига­тельную активность детей, используйте игровые музыкально-двигательные упражнения, основу ко­торых составляют элементы музыкальной ритмики и логоритмики (организация движений под музыку,


в сопровождении стихотворных текстов, потешек). Музыка и слово помогают активно реализовывать движение или затормаживать нежелательную мо­торную реакцию. Формируйте у ребенка умение выполнять движения в соответствии с текстом по­тешек и песенок: начинать действие в соответствии с началом звучания, продолжать его в течение вре­мени звучания и завершать с окончанием музыки. Предлагайте ребенку комментировать выполняемые им действия и проговаривать полученный резуль­тат. Благодаря этому приему ребенок научится да­вать отчет о выполняемых движениях (с помощью речи, пиктограмм, картинок, фотографий)

Стимулировать движения необходимо с опо­рой на уже сформированные моторные навыки. Ваша задача: познакомить ребенка с основными движениями и побуждать ребенка к их повторению. Демонстрируйте основные действия, движения, со­единяя их с короткими словесными указаниями. Демонстрация каждого движения проводится поша­гово, утрированно, преувеличенно, в медленном темпе. Иногда требуется сопряженное выполнение действий. По мере овладения движением необхо­димость в совместном выполнении действия отпа­дает, а демонстрация и словесное указание свора­чиваются до подсказки. В подвижной игре ранее усвоенные движения соединяются в цепочку после­довательно выполняемых действий, направленных на достижение результата. Например, чтобы со­брать все шишки в корзинку, ребенку необходимо соединить ориентировочно-поисковые действия с наклонами, захватом предмета, ходьбой (бегом) в


 


86


87


заданном направлении и завершающим броском. Подобное моторное прогнозирование является для ребенка трудноосуществимой задачей. В связи с этим на первых этапах работы он выполняет каждое действие совместно с вами. Последнее действие (бросить шишку в корзинку) ребенок выполняет самостоятельно. В цепочке действий вы определяе­те самое легкое для ребенка движение и предлагае­те его к самостоятельному выполнению. По мере усвоения ребенком всей цепочки действий сопря­женными остаются самые трудновыполнимые дей­ствия. Включение в игру в качестве спортивных снарядов знакомых предметов, любимых игрушек позволяет поддерживать интерес ребенка к заняти­ям, побуждает его к активным действиям. Таким универсальным спортивным снарядом является мяч. Ребенок учится катать, бросать мячи, прокаты­вать, ловить и поднимать упавший мяч, прыгать и перекатываться на фитболе (надувном мяче для ЛФК). В играх с мячом формируются различные виды захвата, бросков, развивается координация движений.

Выполнение основные виды движений опре­деляется сюжетом или правилом (слушать взросло­го, действовать по сигналу, соблюдать правила иг­ры до ее завершения и пр.). Формирование умения починяться правилам игры зависит от способности ребенка понимать обращенную к нему инструкцию (жест, пиктограмму, картинку, речь), принимать ее (начинать действовать) и ориентироваться на нее в своих действиях.


Сюжетные игры расширяют опыт социально-бытового ориентирования ребенка. В сюжетной иг­ре воспроизводятся бытовые ситуации. Т.е. образу­ется практическая направленность предметного и игрового взаимодействия ребенка с окружающим миром. Жизненно важные для ребенка эпизоды но­сят отобразительный характер - ребенок учится во­дить машину как шофер, кормить куклу завтраком как мама и пр. Особое место занимают игры с кук­лами. Познакомьте ребенка с куклой - девочкой и куклой-мальчиком. Научите различать их по внеш­ним признакам (одежде, волосам). Предлагайте раз­личные игровые действия с куклой в соответствии с ее назначением (поздороваться, угостить, пока­чать, причесать, покатать на машине, искупать). Формируйте эмоциональное, бережное отношение к кукле как к ребенку (заменителю человека): обра­щаться ласково, брать в руки аккуратно, не носить за ногу и пр.. Побуждайте ребенка озвучивать иг­ровые действия, подавать реплики, связанные с вы­полнением роли, используя доступные вокальные и речевые средства. Например, укачивая куклу, ис­пользовать вокализации «А - а - а», либо звукопод­ражания «баю - бай», либо фразу «Спи, Маша». Развитие сюжетной игры осуществляется путем объединения ранее усвоенных предметно-игровых действий в цепочку последовательных, логически связанных между собой действий, т.е. сюжет. По­знакомьте ребенка с простейшими ролевыми игра­ми «Дочки-матери», В магазине» «Парикмахер­ская» «Больница» и пр. Предварительно представь­те ребенку тему игры. Например, накануне игры в


 


88


89


парикмахерскую, сходите на экскурсию в ближай­шую парикмахерскую, рассмотрите картинки, про­читайте рассказ или сказку по этой теме, поиграйте в дидактическую игру с игрушками из детского на­бора «Юный парикмахер». В игре обучайте брать на себя роль (например, парикмахера и клиента) и удерживать ее до конца игры. Не забывайте играть и свою роль. Погружаясь в нее, помните, что вы равноправный партнер ребенка по игре. Организуй­те действия ребенка в рамках взятой на себя роли, контролируйте развитие сюжета (последовательное выполнение цепочки игровых действий). С помо­щью игровых ситуаций и через игровые действия ваш ребенок усваивает нормы и правила взаимоот­ношений между людьми (здороваться при встрече и прощаться при расставании, просить и благодарить, ухаживать и заботится о другом...).

Для сюжетных игр необходимо организовать специальное пространство с определенными атри­бутами: игрушками, мебелью, ковровым покрыти­ем. Выделите в комнате ребенка небольшой игро­вой уголок, обустройте его. Научите ребенка ори­ентироваться в этом уголке, различать атрибуты и игрушки для различных игр, использовать их по назначению, играть с ними в пределах уголка, уби­рать на место после игры, выполнять правила пове­дения в игровом уголке (играя рядом, не отбирать игрушки друг у друга, бережно относиться к иг­рушкам).

Игра теснейшим образом связана с бытом, ус­тоями и ценностями национальной культуры. Осо­бенности традиций, обрядов, устного народного


творчества в каждом регионе России должны нахо­дить отражение в подборе подвижных игр и забав, содержании сюжетных игр. Не забывайте о своих национальных корнях, воспитывайте это знание у вашего ребенка.

Играем вдвоем:

Вы можете показать разные варианты одной и той же игры Вы сообщите ребенку новые слова

Вы покажите ему, что вам интересен ваш ребенок Это позволит вам лучше узнать ребенка и увидеть его проблемы.


 


90


91


     
 


Игры с мебелью

- одна из самых увлекательных и познаватель­ных игр. Сначала ребенок начинает просто бросать или передвигать мебель, подушки; потом он начи­нает на них прыгать, бегать, перепрыгивать... а по­том он начинает фантазировать и строить...

Просто поразительно во что может превра­титься простой диван.

В процессе таких совместных игр развивается и общение и понимание друг друга, и многое дру­гое.


Играем вместе:

Позволяйте ребенку учить Вас; Станьте таким же, как он... Думайте как он и Вы войдете в мир вашего ребенка.


#аше желание Эля меда закон, #аше величество!


 


92


Старайтесь играть так, что бы Вы могли ви­деть лица друг друга.

93







Помогайте ребенку копировать Ваши движе­ния и жесты.

Подсказы­вайте ребенку те слова, которые он знает.

Дайте ему время услышать и понять, что Вы сказали.


Как ребенок учится играть?

В начале Вашего общения:

Он просто смотрит, улыбается, смеется, отво­рачивается, отталкивается или начинает тянуться к Вам...

Затем наступает сле­ дующая стадия:

Ребенок начинает проявлять активность и по­требность к игре, которая ему нравится; он показыва­ет Вам, что ему нравится игра

Следующая стадия:

Это самостоятельная игра ребенка. После

многократных повто­рений игры малыш начина­ет сам игру и всегда хочет, чтобы вы тоже играли с ним.


 


94


95



И наконец,

Ваш ребенок знает, как играть в ту или иную игру: «в прятки», «в ку- ку» и т.п.

Играем вместе:

Вводите новые слова в процессе игры, объяс­няя значение слов жестами, мимикой, интонацией.


Повторяйте, имитируйте действия, сопровож­дая их словами.


Итак, играем вместе:

• Будьте всегда партнерами в игре позволяйте
ребенку проявлять свою фантазию;

• Направляйте её в нужное русло;

• Разрешайте играть с Вами и командовать
Вами;

• Включайте разнообразные игры.


 


 


Опирайтесь в игре на то, что ребенок уже знает

96


97


г






Стуками,

ладошками, пальчиками


& переоде&ание


С кастрюлями, коВшиками

с мячом


Продуктивные виды деятельности: лепка, ап­пликация, рисование и конструирование10 занима­ют особое место в развитии различных форм ком­муникаций ребенка с окружающим миром, являясь средством выражения состояния и отношения ре­бенка к миру. Он учится проявлять свое эмоцио­нальное состояние и отношение к миру, используя для этого доступные изобразительные средства. Демонстрируйте ребенку различные формы дея­тельности - рисуйте, лепите, конструируйте на гла­зах у ребенка. Привлекайте его к совместному вы­полнению отдельных изобразительных действий, используя для этого обычную домашнюю работу: лепим из теста вареники; делаем котлеты, пирожки; варим кашу - рисуем на крупе; строим башню из кусочков мыла и т.п. В процессе игр «покормить зайку» включайте элементы ИЗО-деятельности или лепки («Слепи морковку», «нарисуй зернышки» и пр). Сопровождайте свои действия эмоциональны­ми реакциями радости, удивления, восхищения. Стимулируйте ребенка к их отраженному воспроиз­ведению при рассматривании готовых работ. Каж­дую игру организуйте как повторяющийся ритуал действий - установите определенную последова­тельность действий и сохраняйте ее. Меняйте лишь материалы, предметы (объекты) с которыми взаи­модействует ребенок. Помогите ему освоить после­довательность действий: многократно повторяйте ее, вводите правила чередования сопряженных (со-


 


98


Далее по тексту «изобразительная деятельность и конструи­рование»

99


вместных) и самостоятельных действий ребенка, постепенно увеличивая количество самостоятельно выполненных действий, фиксируйте их результа­тивность. Фиксированность и ритуальность дейст­вий обеспечат ребенку не только стабильность, ощущение защищенности и комфорта, но и органи­зацию процессов его активного внимания, форми­рование цельности восприятия занятий. Если ребе­нок отказывается от выполнения заданного вами алгоритма действий, предлагайте ему самостоя­тельный выбор игрушки, игры или действия. По­степенно (не торопя события), сохраняя последова­тельность действий и наращивая их количество, вы сможете сформировать основные этапы игры:

- подготовка к игре (распределение материа­
лов на рабочем месте);

- предварительная работа с реальными объек­
тами, предметами, объемными поделками, направ­
ленная на активизацию имеющегося у ребенка об­
разов и представлений;

- рисование (лепка, аппликация, конструиро­
вание), в процессе которых ребенок не только ос­
ваивает какие-то действия, но и устанавливает для
себя, для вас какие-то формы общения;

- подведение итогов (сравнение образца с го­
товыми работами, оценка того, что сделал ребенок,
при этом обращается внимание не столько на ре­
зультат (рисунок, поделку), а на отношение ребенка
к процессу деятельности.
Важно отметить его ста­
рательность, заинтересованность, желание нарисо­
вать и пр. Именно отношение ребенка к тому, что


он делает и позволит вам определить его интересы, возможности.

Уборка рабочего места ребенком (по необхо­димости сопряженными действиями с вами) - это очень важный момент всех игровых действий. Ко­нечно, проще самому убрать. Но ведь можно и про­цесс уборки превратить в игру: «Кидай красные ку­бики в коробку, теперь синие» ил


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.141 с.