Словарь искусствоведческих терминов — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Словарь искусствоведческих терминов

2019-05-27 617
Словарь искусствоведческих терминов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Академизм (франц. academisme), в широком смысле – оторванность от практики, от жизненных реалий; в изобразительном искусстве – направление, сложившееся в художественных академиях 16-ХIХ вв. и основанное на буквальном следовании формам классического искусства эпох античности и Возрождения. Способствуя систематизации и унификации художественного образования, сохранению классических традиций искусства, академизм одновременно насаждал систему вневременных, «вечных» канонов, форм красоты, идеализированных образов.

Архитектоника (от греч. architektonike – строительное искусство), тектоника, художественное выражение структурных закономерностей, присущих конструкции здания, композиции круглой скульптуры, объемных произведений декоративного искусства. Архитектоника выявляется во взаимосвязи и взаиморасположении несущих и несомых частей, распределении масс, в ритмическом строе форм, в пропорциях, отчасти – в цветовом строе произведения. В более широком смысле архитектоника – композиционное строение любого произведения искусства, обусловливающее соотношение его главных и второстепенных элементов.

Баптистерий (от греч. baptisterion – купель), крещальня, помещение для совершения таинства Крещения. В архитектуре Западной Европы Баптистерий – часто отдельное сооружение, круглое или многогранное в плане, перекрытое куполом, внутри украшенное скульптурой и мозаикой.

Валёр (франц. valeur, буквально – цена, ценность), в живописи и графике оттенок тона, выражающий, во взаимосвязи с другими оттенками, определенное соотношение света и тени; система валёров, дающих последовательную светотеневую градацию в пределах какого-либо цвета, позволяет тоньше и богаче показывать предметы в световоздушной среде, достигать особой глубины и богатства колорита, тонкости цветовых отношений и переходов.

Жанр (франц. genre – род, вид), исторически сложившиеся внутренние подразделения в большинстве видов искусства, специфичные для каждой из областей художественной культуры. В изобразительном искусстве основные жанры определяются прежде всего по предмету изображения (портрет, пейзаж, бытовой жанр, интерьер, натюрморт, исторический жанр, батальный жанр) или по характеру интерпретации этого предмета (карикатура, шарж, камерный портрет, историко-бытовой жанр и т.п.). «Поджанры» основных жанров могут возникать при дроблении самих предметов изображения (морской вид, марина – особый вид пейзажа, «завтраки» и «десерты» – разновидности натюрморта). В тех видах пластических искусств, где невозможно выделить предмет изображения, – в архитектуре, декоративно-прикладном искусстве, дизайне, жанровая классификация замещается типологическими разделениями, основанными на функциях произведения (так, в архитектуре выделяются типы дворца, храма, жилого дома и т.д., в свою очередь разделяющиеся на множество подтипов).

Основные жанры, как и само понятие жанр, имеют свои исторические границы. Искусство древности, средневековья, Возрождения не знало четких границ между жанрами, и только в XVII-ХVIII вв. эстетика классицизма создала строгую иерархическую жанровую систему с разделением жанров на «высокие» и «низкие». Однако уже в ХIХ в. эта иерархия разрушается, а границы между жанрами постепенно стираются, начинается процесс их переплетения и сложного взаимодействия.

В ином, узком смысле термином жанр обозначаются произведения бытового жанра (жанровая картина, жанровая скульптура и т.п.).

Зальная церковь, вытянутый в плане храм с несколькими нефами равной высоты (существует модификация Зальной церкви с несколько более высоким, но лишенным окон средним нефом – так называемая псевдобазилика), а также однонефный храм без поперечного нефа-трансепта. Зальные церкви с ровным, неконтрастным освещением интерьера, удобные для собраний городской общины, были типичны для архитектуры вольных городов Северной Германии, Чехии, Польши 13 – начала ХVI вв.; в Южной Германии первую Зальную церковь построил в середине ХIV в. архитектор Генрих I Парлер.

Интерьер (от франц. interieur – внутренний) в архитектуре, внутреннее пространство здания в целом или составляющих его помещений (вестибюля, фойе, комнаты, зала в светских постройках, хора, нефа, трансепта в христианском храме и т.п.). Художественная выразительность архитектурного интерьера определяется как его пропорциями, конфигурацией, архитектоникой составляющих частей, так и его декоративным убранством. Интерьер в живописи – жанр, одним из главных мотивов которого является изображение различных внутренних помещений. В искусстве Западной Европы тщательно-любовное воссоздание интимного «комнатного» мира, известное с эпохи Возрождения (произведения П. Перуджино, В. Карпаччо, Я. ван Эйка), достигло расцвета в голландской живописи ХVII в. (картины Я. Вермера Делфтского, Т. Метсю, Г. Терборха, П. де Хоха, «чистые» интерьерные виды Э. де Витте).

Кампанила (итал. campanile), в итальянской архитектуре средневековья и эпохи Возрождения 4-гранная или круглая башня-колокольня, обычно стоящая отдельно от храма.

Капелла (позднелат. capella, итал. cappella – часовня), в католической и англиканской архитектуре небольшое сооружение или помещение для молитв одного семейства, для хранения реликвий, размещения певчих и др. Капеллы обычно размещались в боковых нефах храмов или вокруг хора («венец капелл» в архитектуре готики), а также в замках или дворцах; иногда строились также и отдельно стоящие, не связанные с храмом или каким-либо другим сооружением Капеллы.

Колорит (итал. colorito, от лат. color – цвет, краска), применяемая в искусстве (в живописи, в использующих цвет видах графики, в некоторых типах произведений декоративного искусства) система соотношений цветовых тонов, образующая определенное единство и являющаяся одним из важнейших средств эстетической эмоциональной выразительности, компонентом художественного образа. Исторически сложились две основные колористические тенденции. Первая связана с применением более или менее ограниченного количества локальных цветов, иногда (особенно в средневековом искусстве) имеющих символическое значение. Для второй характерны стремление к полной передаче цветовой картины мира, использование тона, валёров, рефлексов. По характеру цветовых сочетаний колорит может быть спокойным или напряженным, холодным (при преобладании синего, зеленого, фиолетового оттенков) или теплым (при господстве красных, желтых, оранжевых цветов), светлым или темным, а по степени насыщенности и силы цвета – ярким, сдержанным. блеклым и т.д. В архитектуре и скульптуре система цветовых отношений обычно называется полихромией.

Лессировка (от нем. lasieren – покрывать глазурью), тонкие прозрачные или полупрозрачные слои красок, которые наносятся на просохшие или полупросохшие основные, плотные красочные слои картины, чтобы изменить, ослабить или усилить цветовые тона, обогатить колорит, добиться его единства и гармонии. В 16-ХIХ вв. наложение лессировки было, как правило, заключительным этапом работы художника над картиной.

Лоджия (итал. loggia, от древневерхненемецкого laudia – беседка), помещение, открытое с одной или нескольких сторон, где стену заменяет колоннада, аркада, парапет. В итальянской архитектуре Возрождения и барокко лоджия – обычно отдельное сооружение общественного назначения с аркадами и колоннадами на главном фасаде.

Локальный цвет в живописи, основной и неизменяющийся цвет изображаемых объектов, условный, лишенный оттенков, которые возникают в природе под воздействием освещения, воздушной среды, рефлексов от окружающих предметов. Понятие «Локальный цвет» впервые было введено Леонардо да Винчи в его «Книге о живописи». Применение Локального цвета характерно для средневекового искусства, в котором многие цвета имели символическое значение, живописи Раннего Возрождения и классицизма; локальные цветовые плоскости используются также многими направлениями искусства ХХ в.

Моделировка (от франц. modeler – лепить), передача, выявление объема, пластики, пространственных свойств изображаемых предметов и фигур посредством светотени (в живописи, графике) или с помощью соответствующей обработки трехмерных форм (в скульптуре).

Ню (франц. nu – нагой, раздетый), жанр изобразительного искусства, посвященный изображению нагого, преимущественно женского тела. В классических произведениях искусства ню служат для раскрытия идеальных представлений о женской красоте, овеяны философско-поэтическими ассоциациями (Джорджоне, Тициан, Корреджо, Д. Веласкес), воплощают ценность земного, чувственного бытия (П. П. Рубенс) или интимно-бытовых пластов жизни (Рембрандт); утонченно-грациозные, проникнутые откровенной чувственностью ню характерны для живописи французского рококо (Ф. Буше). В искусстве ХIХ в. трактовка обнаженного женского тела как классического канона красоты присуща произведениям Ж. О. Д. Энгра, полемически заостренная «демифологизация» ню, перемещение модели в современную среду и обстановку – картинам Э. Мане и О. Ренуара.

Палаццо (итал. palazzo, от лат. palatium – дворец), тип городского дворца-особняка в архитектуре итальянского Возрождения и барокко. Классическое палаццо, сложившееся в ХV в. (преимущественно во Флоренции, в творчестве Ф. Брунеллески, Микелоццо да Бартоломмео и др.), представляло собой 3-этажное (реже 2- или 4-этажное) здание, выходившее фасадом на улицу, композиционным центром которого был внутренний двор, окруженный арочными галереями. С ХVI в. в оформлении фасадов палаццо усилилась роль ордерных элементов и скульптурного декора, общая композиция обрела большую связь с городским окружением иприродной средой (постройки Браманте, Рафаэля и др.). В различных областях Италии сложились местные разновидности палаццо.

Пластичность, пластика (от греч. plastikos – годный для лепки, податливый и plastike – ваяние, скульптура), качество, присущее скульптуре; художественная выразительность объемной формы, гармоничное соотношение выразительности моделировки с весомостью, внутренней наполненностью, динамичностью формы. В широком значении – скульптурность, выпуклость, отчетливость объемной формы в архитектуре, живописи, графике, декоративно-прикладном искусстве.

Плафон (от франц. plafond – потолок), в широком смысле – любое (плоское, сводчатое или купольное) перекрытие какого-либо помещения. В более узком смысле – произведение монументально-декоративной живописи и скульптуры, украшающее подобное перекрытие. Живописные плафоны исполнялись непосредственно на перекрытии (в технике фрески, масляной, клеевой живописи и т.п.) или на прикрепляемом к потолку холсте (панно). Как часть декоративного убранства церквей и парадных дворцовых помещений живописные и скульптурные плафоны получили широкое распространение в европейском искусстве 17 – начала ХIХ вв.

Пленэр (франц. plein air, буквально – открытый воздух), термин, обозначающий передачу в картине богатства изменений цвета, обусловленного воздействием солнечного света и окружающей атмосферы. Пленэрная живопись сложилась в результате работы художников не в мастерской, а на открытом воздухе, что давало возможность восприятия натуры в условиях естественного освещения. Систематическая работа на пленэре вошла в художественную практику в 1-й половине ХIХ в. (Дж.Констебл в Великобритании), в середине ХIХ в. приверженцами пленэра выступили К.Коро и мастера барбизонской школы во Франции. Наиболее полное воплощение принципы пленэра нашли во 2-й половине ХIХ в. в творчестве мастеров импрессионизмаК.Моне, К.Писсарро, О.Ренуара и др.

Подмалевок, подготовительная стадия работы в живописи (главным образом в масляной), предварительная проработка картины общим тоном или несколькими тонами с расчетом на просвечивание их сквозь верхние слои краски.

Ракурс (франц. raccourci – сокращение, укорачивание), перспективное сокращение изображенных предметов. В декоративных росписях ракурсы (часто необычные, обусловленные очень высокой или очень низкой точками зрения) используются для наиболее эффектной передачи бурного движения и иллюзионистически построенного пространства.

Рельеф (франц. relief, от итал. relevo– поднимаю), скульптурное изображение на плоскости. Присущие рельефу выразительные средства – развертывание композиции на плоскости, возможность перспективного построения пространственных планов и создания пространственных иллюзий – позволяют воспроизводить в рельефе сложные многофигурные сцены, архитектурные ипейзажные мотивы. По отношению изображения к плоскости фона различают рельеф углубленный (в том числе койланоглиф или «анкрё», т.е. вырезанный на плоскости контур) и выпуклый, главными разновидностями которого являются барельеф и горельеф (так называемый высокий рельеф, в котором изображение выступает над плоскостью фона более чем на половину своего объема).

Рефлекс (от лат. reflexus – обращенный, отраженный), в живописи, реже в графике отсвет цвета и света на каком-либо предмете, возникающий в тех случаях, когда на этот предмет падает отсвет от окружающих объектов (соседних предметов, неба и т.д.), Точное и тонкое воспроизведение рефлекса способствует передаче объема, богатства цветов и оттенков изображаемой натуры в их сложной взаимосвязи.

Светотень, градации светлого и темного, распределение различных по яркости цветов, позволяющее воспринимать изображаемый предмет объемным, окруженным световоздушной средой. Теория светотени, к возможностям которой прибегали уже античные живописцы, разрабатывалась мастерами итальянского Возрождения, в том числе Леонардо да Винчи.

Стаффаж (нем. Staffage, от staffieren – украшать картины фигурами), фигуры людей и животных, изображаемые в пейзаже для «оживления» ландшафтного вида и имеющие в сравнении с основным мотивом второстепенное значение. стаффаж получил распространение главным образом в живописи ХVII в.; иногда стаффажные фигуры выполнялись не автором пейзажа, а другими живописцами.

Стилизация, намеренная имитация или свободное истолкование художественного языка какого-либо стиля, характерного для определенного автора, течения, направления, национальной школы и т.п. («ретроспективистская» стилизация искусства ХV в. в творчестве назарейцев в Германии, стилизация классического искусства в произведениях П. Пюви де Шаванна и т.д.). В другом смысле стилизация – декоративное обобщение форм с помощью ряда условных приемов, упрощения и обобщения рисунка и абриса, объемных и цветовых соотношений. В декоративном искусстве стилизация – закономерный способ ритмической организации целого, в изобразительное искусство она вносит черты повышенного декоративизма.

Стиль (лат. stilus, stylus от греч. stylos – остроконечная палочка для письма), устойчивое единство образной системы, выразительных средств, характеризующее художественное своеобразие тех или иных совокупностей явлений искусства, будь то крупная художественная эпоха, отдельное художественное направление или манера отдельного художника. В искусствознании особо выделяются исторические стили – этапы развития искусства, когда вырабатывалась цельная система, охватывающая различные виды художественной культуры, обладающая формальным и содержательным единством, создающая единый образно-пластический строй в произведениях архитектуры, скульптуры, живописи, декоративного искусства (романский стиль, готика, Возрождение, барокко, классицизм и др.).

Сфумато (итал. sfumato – затушеванный, буквально – исчезнувший как дым), прием в живописи: смягчение очертаний предметов ифигур, светотеневой моделировки в целом, которое позволяет передать окутывающий их воздух. Прием сфумато как важнейший элемент воздушной перспективы был впервые теоретически обоснован и применен Леонардо да Винчи.

Тон цветовой, качество цвета, благодаря которому данный цвет отличается от другого (например, красный от синего). В живописи тоном называют также основной оттенок, обобщающий и подчиняющий себе все цвета произведения и сообщающий цельность колориту.

Фактура (от лат. factura – обработка, строение), характер поверхности художественного произведения, возникший в результате ее обработки. В живописи – характер красочного слоя, зависящий от манеры наложения мазков, в скульптуре и произведениях декоративно-прикладного искусства – полированная, шероховатая и т.д. поверхность статуи, рельефа, сосуда и др. Эффекты фактуры наиболее полно выявляют личный почерк, индивидуальную творческую манеру художника.

Хор (греч. choros) в раннехристианских храмах место перед алтарём, предназначенное для певчих и отделенное оградой от остальной части церкви; позже в западноевропейских странах хором стала называться вся восточная (алтарная) часть церковного здания.

 

 

ТЕСТЫ

 

ВАРИАНТ 1

 

1. Прообразом романской религиозной архитектуры можно с полным основанием считать:

А) базилику; Б) периптер; В) зиккурат.

2. Возвел величественный восьмигранный купол собора Санта-Мария дель Фьоре:

А) Джотто; Б) Донателло; В) Брунеллески.

3. Немецкий живописец и график эпохи Возрождения, работал в Англии (графический портрет Томаса Мора, серебряный карандаш, уголь, сангина, 1527; живописные портреты: немецкого купца Г.Гисце, 1532, французского посла Ш.Моретта, около 1534-1535; королевы Джейн Сеймур, 1536-1537; Генриха VIII, 1539-1540):

А) Босх; Б) Тициан; В) Гольбейн.

4. Один из главенствующих стилей в архитектуре и искусстве Европы и Латинской Америки конца XVI – середины ХVIII вв., воплотил новые представления о единстве, безграничности и многообразии мира, о его драматической сложности и вечной изменчивости; свойственны грандиозность, пышность и динамика, патетическая приподнятость, интенсивность чувств, пристрастие к эффектной зрелищности, совмещению иллюзорного и реального, сильным контрастам масштабов и ритмов, материалов и фактур, света и тени:

А) классицизм; Б) барокко; В) рококо.

5. Эль Греко – живописец, живший в:

А) Германии; Б) Франции В) Испании.

6 «Автопортрет с Саскией» («Весёлое общество»; около 1635, Картинная галерея, Дрезден) смело порывает с художественными канонами, выделяется живой непосредственностью композиции, свободной манерой живописи, мажорной, наполненной светом, золотистой красочной гаммой. Автор:

А) Рубенс; Б) Рембрандт; В) Веласкес.

7. В 1780-1790-е годы он стал основоположником и признанным лидером так называемого революционного классицизма – направления во французском искусстве:

А) Пуссен; Б) Фрагонар; В) Давид.

8. «Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года». 1814. Прадо. Мадрид:

А) Делакруа; Б) Гойя; В) К.Д.Фридрих.

9. Выработали последовательную систему пленэра, создавали в своих картинах ощущение сверкающего солнечного света, богатства красок природы, растворения форм в вибрации света и воздуха. Название направления произошло от наименования картины:

А) импрессионисты; Б) барбизонская школа; В) прерафаэлиты.

10. В натюрмортах, подчеркивая структуру предмета, как бы утяжеляя его с помощью красочной фактуры и использования чистого цвета, художник выявляет материальную вещественность и строгую пластичность предметного мира; «Натюрморт с драпировкой», 1898-1899, Государственный Эрмитаж:

А) Сера; Б) Сезанн; В) Ван Гог.

 

ВАРИАНТ 2

 

1. Витражи, «прозрачная мозаика», стали необходимым элементом церковной архитектуры в:

А) романике; Б) готике; В) Ренессансе.

2. Тончайшая светотень (сфумато) играет роль духовно-связующего начала, подчеркивающего теплоту человеческих отношений в работах:

А) Рафаэля; Б) Леонардо да Винчи; В) Микеланджело.

3. Истоки этого искусства следует искать на рубеже XIV и ХV вв. в Бургундии, в творчестве работавших в этом центре придворно-рыцарского позднеготического искусства скульптора К.Слютера и живописцев братьев Лимбург:

А) «Северное Возрождение»; Б) Позднее Возрождение; В) Проторенессанс.

4. Архитектуру этого стиля отличают логичность планировки и ясность объемной формы, главную роль играет ордер, тонко и сдержанно оттеняющий общую структуру сооружения:

А) готика; Б) классицизм; В) барокко.

5. Дворцовый ансамбль Цвингер в Дрездене – образец:

А) немецкого барокко; Б) французского барокко; В) итальянского барокко.

6. Жак Луи Давид – художник:

А) немецкий; Б) итальянский; В) французский.

7. Творчество этого художника знаменует собой вершину развития голландского искусства XVII века, один из пиков мировой художественной культуры:

А) Рембрандт; Б) Веласкес; В) Рубенс.

8 В широком смысле – объективно-предметное отражение действительности специфическими средствами, присущими тому или иному виду художественного творчества. Существенная черта – убежденность в познаваемости существенных сторон реального мира средствами искусства. В изобразительном искусстве, специфика художественных средств которого дает возможность создавать картину реально зримых форм предметной действительности:

А) романтизм; Б) реализм; в) импрессионизм.

9. Крупнейший пейзажист раннего немецкого романтизма:

А) Делакруа; Б) К.Моне; В) К.Д.Фридрих.

10. «Голубые танцовщицы». Пастель. Музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина. Москва. Автор:

А) Моне; Б) Сезанн; В) Дега.

 

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Арган, Джулио Карло. Современное искусство. 1770-1970 / Джулио Карло Арган. – М.: Искусство, 1999. – 755 с.

2. Баткин Л.М. Итальянское Возрождение: Проблемы и люди. – М.: Рос. гос. гуманит. ун-т, 1995. – 446 с.

3. Бернен С. Мифологические и религиозные мотивы в европейской живописи.1270-1700: О том, что знали сами художники / С.Бернен, Р.Бернен. – СПб.:Академический проект, 2000. – 302 с. – (Мир искусств).

4. Бонсанти Д. Караваджо. – М.: Слово / Slovo, 1995. – 80 с. – (Великие мастера итальянского искусства).

5. Вазари Д. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих: В 5 т. Т.5 / Под ред. А.Г.Габричев­ского. – М.: Изд. центр «Терра», 1994. – 813с.

6. Вельфлин Генрих. Классическое искусство: Введение в изучение итальянского Возрождения / Пер. с нем. А.А.Конс­тан­тиновой, В.М.Невежиной. – СПб.: Алетейя, 1999. – 318 с.

7. Гойя: Серия офортов на причудливые сюжеты «Капричос»: [Альбом]. – М: Центр «Рой»: СП «Панас», 1992. – 165 с.

8. Грегори Мина. Уффици и Питти: Живопись галерей Флоренции / Авт. предисл. А.Паолуччи, М.Кьярини. – М.: Слово / Slovo, 1999. – 685 с. – (Великие музеи мира).

9. Грутрой Г. Ван Гог: Творческий путь художника. – Минск: Белфакс, 1996. – 144 с.

10. Грутрой Г. Дега: Впечатления великого мастера. – Минск: Белфакс, 1996. – 144 с.

11. Грутрой Г. Ренуар: Мастер импрессионизма. – Минск: Белфакс, 1996. – 144 с.

12. Дмитриева Н.Д. Краткая история искусств. – Москва: «Арт-пресс», «Галарт», 2000. –623 с.

13. Жюллиан Ф. Эжен Делакруа. – М.:Терра, 1996. – 366 с. – (Мастера: Жизнеописания великих мастеров кисти, ваяния, зодчества, театра и музыки).

14. Иеронимус Босх: Живопись. Графика / Сост. Е.Акимова. – М.: «АРС», «Алекс», «Панас», 1993. – 112 с.

15. Иконников А.В. Историзм в архитектуре. – М.: Стройиздат, 1997. – 559 с.

16. Ильина Т.В. История искусств: Западноевропейское искусство. – 2-е изд., перераб. и доп. – М: Высшая школа, 1993. – 336 с.

17. История искусств. Версия 2,0. – М.: Фирма «Омикрон», Издательство АО «Медиа Механикс», ООО «Ньюком». – 1996. – Электрон. опт. диск.

18. Итальянская живопись ХIII-ХVIII веков / Авт. сост. В.Э.Маркова. М: Изобр. искусство, 1992. – 382 с.

19. Кон-Винер. История стилей изобразительных искусств / Кон-Винер; Пер. с нем. – М.: Сварог и К, 2000. – 219 с.

20. Лаллманд Г. Мане: Предчувствие импрессионизма. – Минск: Белфакс, 1996. – 144 с.

21. Лаллманд Г. Моне: Впечатления света. – Минск: Белфакс, 1996. – 144 с.

22. Лаллманд Г. Сезанн: Образы великого художника. – Минск: Белфакс, 1996. – 144 с.

23. Леонардо да Винчи / Текст М.Чанки. – М.: Белый город, 1998. – 63 с. – (Мастера живописи).

24. Любимов Л.Д. Искусство Западной Европы: Сред. Века. Возрождение в Италии. –3-е изд., испр. – М.: Просвещение, 1996. –318 с.

25. Маркин Ю.П. Вартбург. Айзенах. Эрфурт. Ваймар. – М.: Искусство, 1995. – 192 с. – (Города и музеи мира).

26. Мидан, Жан-Поль. Модерн. Франция / Жан-Поль Мидан. – М.: МАГМА, 1999. – 171 с.

27. Моне / Текст Илария Дель Секкко Каппелли. – М.: Белый город, 1998. – 63 с. – (Мастера живописи).

28. Муратов П.П. Образы Италии: [Полн. изд. в 3 т. / Ред., коммент. И послесл. В. Н. Гращенкова]. Т. 1. – М.: Галарт, 1993. – 327 с.: ил.

29. Николаева Н.С. Япония – Европа: Диалог в искусстве, середина ХVI – нач. ХХ в. – М.: Изобр. искусство, 1996. – 399 с.

30. Ожегов С.С. История ландшафтной архитектуры: Крат. очерк. – М.: Стройиздат, 1993. –234 с: ил.

31. Ортега-и-Гассет Х.Веласкес. Гойя / Пер. с исп. и вступ. ст. И.В.Ершовой, М.Б.Смирновой. – М.: Республика, 1997. – 351 с.

32. Панофский Э. Ренессанс и «ренессансы» в искусстве Запада: Пер. А.Г.Габричевского. – М.: Искусство, 1998. – 362 с. – (История эстетики в памятниках и документах).

33. Перрюшо А. Поль Гоген. – [2-е изд.]. – М.: Искусство, 1995. – 335 с. – (Жизнь в искусстве).

34. Прокофьева М.Н. Делакруа / Маргарита Прокофьева. – М.: Изобразительное искусство, 1998. – 135 с. – (Великие мастера прошлого).

35. Ревалд Д. История импрессионизма: Базиль, Дега, Гоген, Кайботт, Кэссет, Мане, Моне, Моризо, Писсарро, Ренуар, Сезанн, Сислей / Пер. с англ. – М.: Республика, 1999. – 415 с.

36. Рембрандт: [Альбом] / Текст: М.Тадзартес. – М.: Белый город, 1997. – 63с: ил.

37. Сальви Ф. Импрессионисты: Истоки современной живописи: Музеи и галереи / Ил. Л.Р.Галант, А.Риччиарди; Пер. с англ. Е.В.Ко­миссарова. – М.: РОСМЭН, 1998. – 64 с. – (История искусства для детей).

38. Санти Бруно. Рафаэль: [Альбом] / Пер.с итал. И.С.Фомичев. – М.: Слово, 1998. – 80 с. – (Великие мастера итальянского искусства).

39. Санти Бруно. Леонардо да Винчи. – М.: Слово / Slovo, 1998. – 80 с. – (Великие мастера итальянского искусства).

40. Соколов М.Н. Бытовые образы в западноевропейской живописи ХV – ХVII веков: Реальность и символика. – М.: Изобразит. искусство, 1994. – 286 с.:ил.

41. Тучков И.И. Классическая традиция и искусство Возрождения: (Росписи вилл Флоренции и Рима). – М: Изд-во МГУ, 1992. – 208 с.

42. Уоллэйс Р. Мир ван Гога. 1853-1890 / Роберт Уоллэйс. – М.: ТЕРРА, 1998. – 190 с. – (Библиотека искусства).

43. Уоллэйс Р. Мир Леонардо. 1452-1519. – М.: ТЕРРА, 1997. – 192 с. – (Б-ка искусства).

44. Филарете (Антонио Аверлино). Трактат об архитектуре / Пер., примеч. В.Л.Глазычева. – М.: Русский ун-т, 1999. – 447с.

45. Фромантен Э. Старые мастера. – М.: Изобразит. искусство, 1996. – 280с.

46. Хилл Ян Баррас. Импрессионизм: Новые пути в искусстве. – М.: АРТ-Родник, 1998. – 199 с.

47. Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства. – Большая российская энциклопедия. – Центр ПИК. –1997. –КОМИНФО. – Электрон. опт. диск.

48. Швинглхурст Э. Прерафаэлиты / Подгот.ил. Б.А.Лайбрери. – М.: СПИКА, 1995. – 79с. – (Творчество).

49. Шедевры архитектуры. – «New Media Generation», 1997, 2001. – Электрон. опт. диск.

50. Шикель Р. Мир Гойи. 1746-1828 / Ричард Шикель. – М.: ТЕРРА – Книжный клуб, 1998. – 192 с. – (Библиотека искусства).

51. Шмитт Г. Рембрандт / Пер. с англ. П.Мелковой. – М.: ТЕРРА, 1996. – 832 с. – (Мастера).

52. Эрмитаж: Искусство Западной Европы: Художественная энциклопедия. – М.: Интерсофт, 1998. – Электрон. опт. диск.

53. Эстон М. Ренессанс: Более 1000 иллюстраций: Энциклопедия мирового искусства. – М.: Белый город, 1998. – 367 с.

54. Якобс М. Семь веков западноевропейской живописи / Михаэл Якобс. – М.: Арт-Родник, 1998. – 272 с.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение................................................................................................................  3

 

Искусство средних веков

 

1.1. Искусство раннего Средневековья....................................................  

1.2. Романский стиль..................................................................................  

1.3. Готика...................................................................................................  

 

Искусство эпохи Возрождения

 

2.1. Итальянское Возрождение. Особенности культуры эпохи Возрождения.......................................................................................................................  

2.2. Особенности искусства эпохи Возрождения............................................  

2.3. Проторенессанс..........................................................................................  

2.4. Раннее Возрождение..................................................................................  

2.5. Высокое Возрождение...............................................................................  

2.6. Позднее Возрождение................................................................................  

2.7. Северное Возрождение..............................................................................  

 


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.134 с.