Мастера изобразительных искусств 18 века — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Мастера изобразительных искусств 18 века

2019-05-27 203
Мастера изобразительных искусств 18 века 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Ватто Антуан (1684-1721), французский живописец и рисовальщик. Около 1702 приехал в Париж, работал как копиист. Учение у живописцев К.Жилло (1703-1707/08) и К.Одрана (1708-1709) способствовало пробуждению интереса Ватто к театру и декоративному искусству. Ватто испытал влияние П.П.Рубенса, произведения которого изучал в Люксембургском дворце в Париже. Академик с 1617 г. В 1719-1720 Ватто посетил Великобританию. Обращаясь к мотивам, почерпнутым из современной ему жизни («Бивак», около 1710, Государственный музей изобразительных искусств, Москва; «Савояр с сурком», 1716, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), Ватто вносил в них особую интимность и лирическую взволнованность. В зрелый период творчества он разрабатывает новый тип сюжетов – театральные сцены и «галантные празднества» («Праздник любви», «Общество в парке», около 1720, – оба в Картинной галерее, Дрезден; «Затруднительное предложение», около 1716, «Капризница». около 1718 -оба в Государственном Эрмитаже, Санкт-Петербург; «Мецетен», 1719, Метрополитен-музей; «Паломничество на остров Киферу», 1717-1718, «Жиль» – оба в Лувре, Париж), в которых за галантной игрой постоянно повторяющихся персонажей, под маской актера кроется бесконечное разнообразие оттенков поэтического чувства, целый мир тончайших душевных состояний, нередко окрашенных иронией и горечью, порожденной столкновением мира мечты с реальностью. Богатство эмоциональных оттенков в этих картинах Ватто подчеркивается пейзажем, окрашенным тонким лирическим чувством, изящной выразительностью поз и жестов, изысканностью нежных цветовых сочетаний, трепетной игрой красочных нюансов и как бы вибрирующих мазков. Глубокие размышления Ватто о сущности подлинно высокого искусства, которое он противопоставляет искусству ложно-значительному, парадно-официальному, отразились в «Вывеске лавки Э.Ф.Жерсена» (1720, Картинная галерея, Берлин-Далем). Поэтическое очарование отличает и рисунки Ватто выполненные обычно сангиной либо в три цвета (мел, сангина, итальянский карандаш) и запечатлевшие разнообразные типы французского общества начала XVIII века; легкие штрихи и волнистые линии воссоздают в них нюансы пластической формы, движение света, эффекты воздушной среды.

Декоративная изысканность произведений Ватто послужила основой сложения рококо как стилевого направления (хотя в целом творчество художника далеко выходит за его рамки), а его поэтические открытия были подхвачены французскими живописцами середины – 2-й половины XVIII века. (Ж.Б.С.Шарденом, Ж.О.Фрагонаром и др.).

Буше Франсуа (1703-1770), французский живописец. В 1755-1765 руководил Королевской мануфактурой гобеленов в Париже, с 1765 – директор Королевской академии живописи и скульптуры, «первый живописец короля», один из ярких мастеров рококо. Буше в начале творческого пути испытал влияние А.Ватто (гравировал его картины), в дальнейшем писал плафоны, панно, картины с мифологическими, пасторальными, жанровыми сценами, нарядно-кокетливые портреты, идиллические пейзажи, выдержанные в мягких серебристо-зеленых тонах («Вид в окрестностях Бове, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). В некоторых картинах Буше 1720-1730-х годов, теплых и насыщенных по колориту («Геркулес и Омфала», Государственный музей изобразительных искусств, Москва), заметны отзвуки фламандского искусства. В более поздних работах («Купание Дианы», 1742, Лувр, Париж; портрет маркизы Помпадур, 1752, собрание Уоллес, Лондон) с обилием оттенков розового и голубого, извилистых сплетающихся линий и сложных ракурсов усиливаются свойственные рококо декоративность, чувственность, несколько жеманная грация, впечатление «фарфоровости» фигур.

Фрагонар Жан Оноре (1732-1806), французский живописец и график. Учился в Париже у Ж.Б.С.Шардена, Ф.Буше, во Французской академии в Риме (1756-1761); работал в Париже. В 1789-1794 Фрагонар был хранителем Национального музея (Лувра, Париж). Продолжая традиции искусства рококо, Фрагонар достиг особой проникновенности в воссоздании лирических сцен повседневной жизни, сферы интимных человеческих чувств, поэзии природы. Его произведения, исполненные трепетной эмоциональности, чувственной неги, ощущения радости бытия, отличаются изысканной декоративностью колорита, легкостью живописной манеры, плавными композиционными ритмами («Качели», 1766, собрание Уоллес, Лондон; «Праздник в Сен-Клу», 1775, Французский банк, Париж; «Поцелуй украдкой», Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). Тонкие светотеневые эффекты характерны для офортов и многочисленных рисунков Фрагонара – штудий натуры и пейзажей, выполненных в технике сангины, бистра, иногда сепии.

Шарден Жан Батист Симеон (1699-1779), французский живописец, к 1730-м годам он вырабатывает собственную манеру, отличающуюся благородной сдержанностью, ясностью и простотой стиля. Его жанровые работы проникнуты тонким лиризмом, ненавязчивым утверждением достоинства людей «третьего сословия» («Разносчица», 1739, Лувр, Париж; «Молитва перед обедом», 1744, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург); образы детей («Мальчик с волчком», 1738, Лувр, Париж) и портреты взрослых (портрет жены, пастель, 1775, Лувр, Париж) отмечены жизненной непосредственностью и задушевностью атмосферы. Блестящий мастер натюрморта, Шарден создавал композиции со скромным набором предметов, строгостью и продуманностью построения, материальностью и мягкостью живописной фактуры создающие ощущение органической связи мира вещей с жизнедеятельностью человека («Трубка и кувшин», около 1760-1763, Лувр, Париж; «Натюрморт с атрибутами искусств», 1766, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). Живописи Шардена присущи единство серебристо-серого и коричневатого тонов, богатство рефлексов и едва уловимых оттенков, гармонизирующих переходы от света к тени.

Давид Жак Луи (1748-1825), французский живописец. В 1780-1790-е годы Давид стал основоположником и признанным лидером так называемого революционного классицизма – направления во французском искусстве, воспринявшего у рационалистической просветительской философии XVIII века культ разума и естественного чувства, выдвинувшего новый тип художника-борца, призванного воспитывать у зрителя высокие моральные качества и гражданские добродетели. Возвышенность замысла, сценическая торжественность образного строя, чеканная барельефность композиции, преобладание объемно-светотеневого начала над колористическим особенно ярко воплотились в картине «Клятва Горациев» (1784, Лувр, Париж), воспринятой обществом как призыв к революционной борьбе.

Воодушевленный событиями Великой французской революции, Давид стремился к созданию исторической картины на современную тему («Клятва в зале для игры в мяч», 1791, не закончена, центральная часть в Национальном музее Версаля). Черты портрета и исторической картины совмещены в картинах и особенно «Смерть Марата» (1793, Музей современного искусства, Брюссель) с их трагическим звучанием, простотой и лаконизмом композиции, суровой сдержанностью цвета и скульптурной монументальностью форм. Давид был активным деятелем революции, членом Конвента (1789-1794), организовывал массовые народные революционные празднества в Париже, создал Национальный музей в Лувре.

С конца 1790-х годов Давид вновь обращается к драматическим событиям классической древности, воссоздавая (не без черт отвлеченности и рассудочной повествовательности) античность как мир идеальной красоты и вечной гармонии, разрешающей все противоречия жизни («Сабинянки, останавливающие сражение между сабинянами и римлянами», 1799, Лувр, Париж). С 1804 Давид, «первый художник» Наполеона I, писал декоративно-эффектные парадные композиции и портреты

В 1816, после реставрации власти Бурбонов, Давид был вынужден уехать в Брюссель. Давид был учителем А.Гро, Ф.Жерара, Ж.О.Д.Энгра и многих других французских художников.

 

Гудон Жан Антуан (1741-1828), французский скульптор. Один из крупнейших мастеров европейского скульптурного портрета XVIII века Гудон создал галерею ярких образов деятелей Просвещения и Великой французской революции. Подчеркнув в них деятельное начало, незаурядность характеров: бюсты Ж.Ж.Руссо и О.Г.Мирабо, бюст (1778) и статуя (1781) Вольтера (мрамор, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), бюст Наполеона I (терракота, 1806, Музей изящных искусств, Дижон), памятник Дж.Вашингтону (мрамор, 1788, установлен в 1796 г. в Ричмонде). Портретам Гудона присущи острота и многогранность психологической характеристики, прямая обращенность портретируемого к зрителю.

 

Ж. А. Гудон. Статуя Вольтера.
Мрамор. 1781.Государственный Эрмитаж.
Санкт-Петербург.

Контрольные вопросы

 

1. Охарактеризуйте особенности художественного языка Эль Греко.

2. Охарактеризуйте особенности живописной манеры Караваджо.

3. Черты каких стилей переплелись в живописи Рубенса?

4. Охарактеризуйте этапы его творчества. С какими событиями его жизни они связаны? Каково значение Рубенса в истории мировой художественной культуры?

5. Какую роль в европейской живописи сыграл Н. Пуссен? Какие жанры развивал?

6. Охарактеризуйте живопись Веласкеса раннего периода.

7. Охарактеризуйте значение картины Веласкеса «Сдача Бреды».

8. Охарактеризуйте портретную живопись Веласкеса.

9. Какие картины Веласкеса являются самыми знаменитыми?

10. Каково значение творчества Веласкеса для мирового искусства.?

11. Какое значение имеет творчество Рембрандта для мировой художественной культуры?

12. Какое место в развитии творчества Рембрандта занимает «Автопортрет с Саскией»?

13. Какое значение имеет в творчестве Рембрандта монументальная композиция «Даная»?

14. Охарактеризуйте портретную живопись Рембрандта.

15. Охарактеризуйте последний этап творчества Рембрандта. Какая работа стала его главным шедевром?

16. Какое значение для развития французской живописи в ХVIII веке имело творчество А.Ватто? Какой новый тип сюжетов разрабатывает Ватто?

17. Охарактеризуйте творчество Ф.Буше.

18. В каких сюжетах Фрагонар достиг особой проникновенности?

19. В чем заключаются особенности творческой манеры Ж.Б.С. Шардена? В каком жанре живописи он проявил себя ярче всего?

20. Основоположником и лидером какого направления в искусстве стал Давид?

21. Как переплелись в его творчестве современные ему события и классические темы?

22. Охарактеризуйте творчество Ж.А.Гудона.

 

 

ИСКУССТВО XIX ВЕКА

ОСОБЕННОСТИ ЭПОХИ

Начало этой эпохи восходит к событиям Великой французской революции 1789 года, нанесшей удар феодальному строю. Тогда на знаменах третьего сословия был начертан лозунг: «Свобода, равенство, братство». Его утопичность обнаружилась очень скоро.

Но идея пустила корни в умах, проросла в сознании как духовный, нравственный и художественный идеал. Под этим знаком и развивалась исполненная гуманизма художественная культура века. Ее сверхзадачей, ее осознанной или неосознанной миссией стало приготовление умов и сердец к тому, чтобы принять великую идею единой человеческой семьи, сжиться с этой идеей задолго до того, как она сможет получить действительное, не номинальное осуществление в жизни. Это была новая в человеческой истории идея, новый идеал, прежним временам неведомый.

Другая характерная примета той эпохи – критицизм, вызванный расхождением идеалов и практики. С высоты идеалов, которые в лозунгах французской революции были провозглашены декларативно, но на деле получили лишь извращенное и лицемерное воплощение, искусство критически исследовало реальное положение вещей.

Анализ, размышление и нравственное миссионерство более всего органичны для искусства слова. Литература задавала тон художественной жизни, определяло ее лицо. Но и в музыке, и в театре, и в пластических искусствах ХIХ век создал высокие художественные ценности, – тем более высокие, чем меньше они обособлялись от ценностей человеческих, этических. Среди пластических искусств наивысшие достижения принадлежали живописи.

Нельзя того же сказать об архитектуре. Архитектура как искусство предполагает идейное и эстетическое единодушие художника и заказчика, чего в ХIХ веке не было; большой архитектурный стиль не может сложиться на основе критического миросозерцания, а оно преобладало. Последние выдающиеся архитектурные ансамбли – неоклассические, созданы в конце 18 – начале ХIХ века. Утилитарное градостроительство не сопровождалось прогрессом художественного зодчества: царила эклектика, ослабленные перепевы архитектурных стилей прежних эпох (так называемый «историзм»). Соответственно и монументальная скульптура не имела благоприятных условий для развития. Лучшее, что создано ваятелями 19 столетия, принадлежит жанру станковой скульптуры.

Зато на новую ступень поднялась графика. Она окончательно выделилась в самостоятельный вид изобразительного искусства, имеющий преимущества гибкости, тиражности, быстрого отклика на злободневные темы. Этому немало способствовало изобретение литографии – гравюры на камне.

Для искусства ХIХ века характерны разностильность, дробность, а также обилие посредственных произведений наряду с выдающимися. Художественной цельности, стилевой монолитности не могло быть в подвижном нестабильном мире: снимались мифологические покровы, развенчивались патриархальные иллюзии, подвергались сомнению заповеди предков, в том числе и надежда просветителей ХVIII века – разум. Личность, эмансипировавшаяся от сословной общности, ищет самоутверждения. Единство стиля эпохи размывается множественностью индивидуальных стилей – что ни имя, то особый мир. Прежде индивидуальность художника действовала в лоне традиции, преобразовывала ее из ее же органического саморазвития. Для ХIХ века характерна волевая ломка традиции, следование заветам учителей не считается больше святым долгом художника.

Художественные течения века можно свести к нескольким главным руслам, направлениям, на которых обычно и основывается периодизация европейского искусства 19 столетия.

СТИЛИ И НАПРАВЛЕНИЯ.

ОБЪЕДИНЕНИЯ МАСТЕРОВ

 

 

Ампир (франц. empire – империя, собственно – стиль империи), стиль в архитектуре и декоративном искусстве 1-й трети ХIХ в., завершающий эволюцию классицизма. Сложился во Франции в период империи Наполеона I: массивные, подчеркнуто монументальные формы архитектуры, военная эмблематика в архитектурных деталях и декоре (ликторские связки, доспехи, лавровые венки, орлы и т.п.), обращение к наследию архаической Греции, императорского Рима, Древнего Египта служили для воплощения идей государственного величия и воинской мощи (работы архитекторов Ш.Персьеи П.Ф.Л.Фонтена; мебель Ф.О.Жакоба). В ряде стран Европы ампир стал выражением идей государственной независимости, отстаивавшейся в антинаполеоновских войнах (творчество Ф.Шинкеля в Германии и др.).

Романтизм (франц. romantisme), идейное и художественное движение в европейской и американской культуре конца 18 – начала ХIХ вв. Зародившийся в качестве реакции на рационализм имеханицизмэстетики классицизма и философии Просвещения, утвердившийся в эпоху революционной ломки старого миропорядка, романтизм противопоставил утилитаризму и нивелированию личности устремленность к безграничной свободе и бесконечному, жажду совершенства и обновления, пафос личной и гражданской независимости. Мучительный разлад идеала и действительности лег в основу романтического мировосприятия; свойственные ему утверждение самоценности творческой и духовной жизни человека, изображение сильных страстей, одухотворение природы, интерес к национальному прошлому, стремление к синтетическим формам искусства сочетаются с мотивами мировой скорби, тягой к исследованию и воссозданию «теневой», «ночной» стороны человеческой души, со знаменитой «романтической иронией», позволявшей романтикам смело сопоставлять и уравнивать высокое и низменное, трагическое и комическое, реальное и фантастическое.

Развиваясь во многих странах, романтизм повсюду приобретал яркое национальное своеобразие, обусловленное местными историческими традициями и условиями. Наиболее последовательная романтическая школа сложилась во Франции, где художники, реформируя систему выразительных средств, динамизировали композицию, объединяли формы бурным движением, использовали яркий насыщенный колорит и широкую, обобщенную манеру письма (живопись Т.Жерико, Э.Делакруа, О.Домье, пластика П.Ж.Давида). В Германии и Австрии раннему романтизму свойственны пристальное внимание ко всему остроиндивидуальному, меланхолически-созерцательная тональность образно-эмоционального строя, мистико-пантеистические настроения (портреты и аллегорические композиции Ф.О.Рунге, пейзажи К.Д.Фридриха и Й.А.Коха), стремление возродить религиозный дух немецкой и итальянской живописи ХV в.(творчество назарейцев); своеобразным сращением принципов романтизма и «бюргерского реализма» стало искусство бидермейера В Великобритании романтической свежестью живописи отмечены пейзажи Дж.Констебла и Р.Бонингтона, привязанностью к культуре средневековья и Раннего Возрождения – творчество мастеров позднеромантического движения прерафаэлитов Щ.Г.Россетти, Э.Бёрн-Джонса, У.Морриса и др.). Историческая судьба романтизмабыла сложной инеоднозначной. Теми или иными романтическими тенденциями было отмечено творчество крупных европейских мастеров ХIХ в. – художников барбизонской школы, К.Коро, Г.Курбе, Ж.Ф.Милле, Э.Мане во Франции, А. фон Менцеля в Германии и др. В то же время сложный аллегоризм, элементы мистики и фантастики, подчас присущие романтизму, нашли преемственность в символизме, отчасти – в искусстве постимпрессионизма и стиля модерн.

Эклектизм (от греч. eklektikos – способный выбирать, выбирающий), соединение разнородных художественных элементов в одной композиции или стилевой системе. К эклектизму тяготели, например, мастера болонской школы в Италии, полагавшие, что могут достичь совершенства, соединяя лучшие стороны творчества великих мастеров Возрождения. В истории искусства наиболее заметное место занимает эклектизм архитектуры середины – 2-й половины ХIХ в., чрезвычайно широко использовавший формы различных «исторических стилей» (романского стиля, готики, Ренессанса, барокко, рококо и др.). В сфере изобразительного искусства эклектизм наиболее характерен для салонного искусства.

Неоготика, псевдоготика, направление в архитектуре Европы и США 2-й половины 18-ХIХ вв., использовавшее архитектурные формы, декор, а в ряде случаев и конструктивные решения готики. Зарождение неоготики (в зодчестве и парковом искусстве Великобритании) было связано с предромантическими веяниями, тягой к естественной живописности, поэтизацией средневековья; к ранним постройкам неоготики относятся искусственные руины, часовни, беседки в английских садах и парках ХVIII в. Разбуженный романтизмом интерес к национальному прошлому, археологические исследования и точные архитектурные обмеры памятников средневекового зодчества способствовали превращению неоготики в одно из основных течений архитектуры ХIХ в. (в Великобритании, во Франции, К.Ф.Шинкеля в Германии); неоготическое движение стимулировало во 2-й половине деятельность У.Морриса и прерафаэлитов.

 

Прерафаэлиты (от лат. prae – перед и Рафаэль), группа английских художников и писателей, объединившихся в 1848 г. в «Братство прерафаэлитов», основанное поэтом и живописцем Д.Г.Россетти, живописцами Дж.Э.Миллесом и Х.Хантом. Прерафаэлиты стремились к возрождению наивной религиозности средневекового и раннеренессансного («дорафаэлевского») искусства, противопоставляя его холодному академизму, корни которого они видели в художественной культуре Высокого Возрождения. С конца 1850-х гг. вокруг Россетти группировались художники У.Моррис, Э.Бёрн-Джонс и др. Живопись Прерафаэлитов развивалась в сторону стилизации, усложнения плоскостной орнаментики, мистической окраски образного строя; широкий характер имела деятельность Прерафаэлитов (прежде всего Морриса и Бёрн-Джонса) по возрождению английского декоративно-прикладного искусства. Идеи и практика Прерафаэлитов во многом повлияли на становление символизма в литературе (У.Патер, О.Уайльд) и стиля модерн в изобразительном искусстве (О.Бёрдсли и др.) Великобритании.

Барбизонская школа, группа французских живописцев-пейзажистов (Т.Руссо, Ж.Дюпре, Н.В.Диаз, Ш.Ф.Добиньи, К.Труайон), работавших в 1830-1860-е гг. в деревне Барбизон близ леса Фонтенбло. Стремились утвердить эстетическую ценность национального ландшафта и обыденных пейзажных мотивов, передать многообразные состояния природы, вибрацию света и воздуха. Работая над этюдом, а иногда и над картиной с натуры, мастера Барбизонской школы разрабатывали методику тональной живописи, богатой валёрами, световыми и цветовыми нюансами, уделяли внимание точной фиксации непосредственных впечатлений. К Барбизонской школе были близки К.Коро и Ж.Ф.Милле, ее традиции повлияли на развитие пейзажной живописи как во Франции, так и в других странах Европы.

Реализм (от позднелат. realis – вещественный, действенный), в широком смысле – объективно-предметное отражение действительности специфическими средствами, присущими тому или иному виду художественного творчества. Существенная черта реализма – убежденность в познаваемости существенных сторон реального мира средствами искусства. В изобразительном искусстве, специфика художественных средств которого дает возможность создавать картину реально зримых форм предметной действительности, различные элементы и тенденции реализма можно выделить, начиная с эпохи первобытного искусства. В более узком, конкретно-историческом смысле понятие реализм прилагается к художественным явлениям, возникшим не ранее ХVII в. Таковы реализм голландской живописи ХVII в. (в особенности творчество Рембрандта) и испанца Д.Веласкеса, связанный с идеологией «третьего сословия» так называемый просветительский реализм ХVIII в. (Ж.Б.С.Шарден, Ж.А.Гудон во Франции, У.Хогарт в Великобритании), демократически ориентированный реализм ХIХ в., проявившийся в пейзажной (Дж.Констебл в Великобритании, К.Коро и мастера барбизонской школы во Франции и др.), жанровой (Г.Курбе и Ж.Б.Милле во Франции, А. фон Менцель в Германии и др.), исторической (Э.Месонье во Франции, Я.Матейко в Польше) и портретной (В.Лейбль в Германии. Дж.Сарджент и Т.Эйкинс в США) живописи, в графике (О.Домье во Франции).

 

Натурализм (франц. naturalisme, от лат. naturalis – природный, естественный), направление в литературе и искусстве, сложившееся в Европе и США в последней трети ХIХ в. и стремившееся к объективно-точному и беспристрастному воспроизведению реальности. Сформировавшийся под воздействием позитивистской философии, натурализм уподоблял художественное познание научному, не доверяя любым формам идеологии. Творчество писателей, приверженцев натурализма (особенно Э.Золя, Э. и Ж.Гонкуров, Г.Гауптмана), оказало непосредственное влияние на Э.Мане, Э.Дега, А. де Тулуз-Лотрека во Франции, К.Менье в Бельгии, М.Ли­бер­мана в Германии и многих других художников.

В ином, часто употребляемом смысле, натурализм– внешне жизнеподобное воспроизведение реальности, поверхностное изобразительство, пристрастие к достоверно-фактографическому воссозданию мрачных, теневых сторон жизни.

Импрессионизм (франц. impressionnisme, от impression – впечатление), направление в искусстве последней трети 19 – начала ХХ вв., мастера которого, фиксируя свои мимолетные впечатления, стремились наиболее естественно и непредвзято запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости. Импрессионизмзародился во французской живописи конце 1860-х гг.: Э.Мане (формально не входивший в группу импрессионистов), О.Ре­ну­ар, Э.Дега внесли в искусство свежесть и непосредственность восприятия жизни, обратились к изображению мгновенных, выхваченных из потока реальности ситуаций, использовали фрагментарные, на первый взгляд неуравновешенные композиционные построения, неожиданные ракурсы, точки зрения, срезы фигур. В 1870-1880-е гг. формируется пейзаж французского Импрессионизма: К.Моне, К.Писсарро, А.Сислей выработали последовательную систему пленэра, создавали в своих картинах ощущение сверкающего солнечного света, богатства красок природы, растворения форм в вибрации света и воздуха. Название направления произошло от наименования картины К.Моне «Впечатление. Восходящее солнце» («Impression. Soleil levant»; экспонировалась в 1874, ныне в Музее Мармоттан, Париж). Разложение сложных цветов на чистые составляющие, которые накладывались на холст отдельными мазками, цветные тени, рефлексы и валёры породили беспримерно светлую, трепетную живопись Импрессионизма. Отдельные стороны и приемы Импрессионизма использовались живописцами Германии (М.Либерман, Л.Коринт), США (Дж.Уистлер), Швеции (А.Л.Цорн), России (К.А.Коровин, И.Э.Грабарь) и многих других национальных художественных школ.

Понятие Импрессионизм применяется также к скульптуре 1880-1910-х гг., обладающей некоторыми импрессионистическими чертами – стремлением к передаче мгновенного движения, текучестью и мягкостью формы, пластической эскизностью (произведения О.Родена, бронзовые статуэтки Дега и др.). Импрессионизм в изобразительном искусстве оказал влияние на развитие выразительных средств современной ему литературы, музыки, театра. Во взаимодействии и в полемике с живописной системой Импрессионизмав художественной культуре Франции возникли течения неоимпрессионизма и постимпрессионизма.

Неоимпрессионизм (франц. neo-impressionnisme), течение в живописи, возникшее во Франции около 1885, когда его главные мастера, Ж.Сера и П.Синьяк, разработали новую живописную технику дивизионизма. Французские неоимпрессионисты и их последователи (Т. ван Рейселберге в Бельгии, Дж.Сегантини в Италии и др.), развивая тенденции позднего импрессионизма, стремились приложить к искусству современные открытия в области оптики, придав методичный характер приемам разложения тонов на чистые цвета; одновременно они преодолевали случайность, фрагментарность импрессионистической композиции, прибегали в своих пейзажах и многофигурных картинах-панно к плоскостно-декоративным решениям.

Дивизионизм (от франц. divison – разделение), также пуантилизм (от франц. pointiller – писать точками), живописная система, основанная на методичном разложении сложного цветового тона на чистые цвета, которые фиксируются на полотне четко различимыми небольшими мазками (точечной или правильной прямоугольной формы) в расчете на их оптическое смешение при зрительном восприятии картины. Обладающая ярким декоративным эффектом система дивизионизма была разработана в 1880-е гг. французскими живописцами Ж.Сёра и П.Синьяком и широко использовалась мастерами неоимпрессионизма.

Постимпрессионизм (от лат. post -после и импрессионизм), собирательное название основных течений французской живописи конца 19 – начала ХХ вв. Мастера Постимпрессионизма, многие из которых примыкали к импрессионизму, с середины 1880-х гг., искали новые выразительные средства, способные преодолеть эмпиризм художественного мышления и позволить перейти от импрессионистической фиксации отдельных мгновений жизни к воплощению ее длительных состояний, материальных и духовных констант. Для периода Постимпрессионизма характерно активное взаимодействие отдельных направлений и индивидуальных творческих систем. К Постимпрессионизму обычно причисляют творчество мастеров неоимпрессионизма, группы «Наби », а также В. ван Гога, П.Сезанна, П.Гогена, А. де Тулуз-Лотрека.

Символизм (франц. symbolisme, от греч. symbolon – знак, символ), направление в художественной культуре Европы и США конца 19 – начала ХХ вв. В символизме, эстетические принципы которого восходили к идеям романтизма, к философии А.Шопенгауэра, Э.Гартмана, Ф.Ницше, к творчеству композитора Р. Вагнера, универсальным инструментом познания тайн бытия и сознания полагался символ, порожденный поэтическим прозрением и выражающий эзотерический, скрытый от обыденного сознания смысл явлений. Не обладая собственной ярко выраженной стилистикой, символизмстал своего рода «идейным» движением, привлекавшим самых разных по манере мастеров. Воссоздание и толкование основных символических мотивов, таких как: «любовь», «смерть», «страдание», «ожидание» и т.п., с различных стилистических позиций воплощались в произведениях П.Пюви де Шаванна, Моро, О.Редона во Франции, Ф.Ходлера и А.Бёклина в Швейцарии, Дж.Энсора и Ф.Ропса в Бельгии, Э.Мунка в Норвегии, М.Клингера и Ф. фон Штука в Германии; близко к символизмутворчество П.Гогена и мастеров группы «Наби»во Франции, графика О.Бёрдсли в Великобритании, работы многих мастеров стиля модерн.

Модерн (франц. moderne – новейший, современный), стиль в европейском и американском искусстве конца ХIХ в. – 1910-х гг. В стремлении преодолеть эклектизм художественной культуры ХIХ в. мастера модерна использовали новые технические и конструктивные средства, свободную планировку для создания необычных, подчеркнуто индивидуализированных по облику зданий, все элементы которых подчинялись единому образно-символическому замыслу; фасады построек модерна обладают в большинстве случаев динамичностью и текучестью форм, порой приближающихся к скульптурным или напоминающих природные органические явления. Одним из основных выразительных и стилеобразующих средств в искусстве модерна стал орнамент характерных криволинейных очертаний, пронизанный экспрессивным ритмом и подчиняющий себе композиционную структуру произведения. Для живописи модерна характерны сочетание «ковровых» орнаментальных фонов и натуралистической осязаемости фигур и деталей, силуэтность, использование больших цветовых плоскостей или тонко нюансированной монохромии. Динамикой и текучестью форм отличается скульптура модерна, виртуозной игрой хрупких линий и силуэтов – графика.

Значительная часть художественных открытий и достижений модерна принадлежит искусству ХХ в. В конце ХIХ в. с зарождающимся стилем были в той или иной мере связаны бельгийский архитектор В.Орта, живописцы и графики А. де Тулуз-Лотрек, П.Гоген, художники группы «Наби» во Франции, Э.Мунк в Норвегии, О. Бёрдсли в Велико­британии, Ф.Валлоттон в Швейцарии.

«Наби», «Набиды» (франц. Nabis – пророки, от древнееврейского наби – пророк), группа художников (живописцы М.Дени, П.Боннар, Э.Вюйяр и др., график Ф.Валлоттон, скульптор А.Майоль), работавших в Париже в конце 1880-х – начале 1900-х гг. исоздавших под влиянием П.Гогена своеобразный, близкий к символизму вариант стиля модерн, для которого характерны декоративная обобщенность форм, музыкальность ритмов, плоскостность композиции, главенство цветового начала.

 

Контрольные вопросы

 

1. Под знаком каких идей развивалась художественная культура ХIХ века?

2. Какая черта культуры ХIХ века была порождена расхождением идеалов и практики?

3. Каковы особенности искусства ХIХ века?

4. Какие виды искусства стали ведущими в ХIХ веке?

5. Какие стилевые направления сложились в искусстве?

6. Какой стиль завершил эволюцию классицизма?

7. Какое идейное и художественное движение стало ведущим в европейской и американской культуре конца 18 – начала ХIХ вв.? Почему?

8. Как романтизм проявился в искусстве?

9. Что такое «эклектика»? В каком виде искусства эклектизм проявился наиболее ярко?

10. Что такое «неоготика»? Какие тенденции культуры породили это направление?

11. Где возникло «Братство прерафаэлитов»? Какие идеи оно развивало? В каких видах искусства реализовалось?

12. Какие идеи и как развивали художники барбизонской школы?

13. Что такое «реализм»? Как он реализовался в творчестве художников ХIХ века?

14. Что такое «натурализм»? Как он реализовался в творчестве художников ХIХ века? Сравните идеи реализма и натурализма. Как они воплотились в искусстве?

15. В чем заключалось творческое новаторство импрессионизма?

16. Что такое «неоимпрессионизм»? Чем отличается живописная техника художников этого направления от способа импрессионистов?

17. Что такое «постимпрессионизм»? Можно ли назвать его художественным объединением или направлением?

18. Из какого течения вырастает символизм? Как он реализовался в искусстве?

19. Какой стиль завершает ХIХ век и открывает следующий? В чем заключались его главные выразительные особенности?

20. «Пророками» какого стиля в живописи стали «набиды»?

 

 

АРХИТЕКТУРА

 

АМПИР

 

Иногда исторические события предопределяют дальнейшее развитие искусства. Великая французская революция, начавшаяся с идеалов «Свободы, Равенства, Братства», сменилась Директорией и новой империей Наполеона Бонапарта. Архитектура как искусство, самым тесным образом связанное с властью и общественными процессами, немедленно отреагировала на смену приоритетов. Республиканский Рим как образец для подражания с его гражданскими идеалами сменился парадно-торжественным настроением, почерпнутым из императорского Рима, с бесконечными триумфальными шествиями, отмечаниями побед, прославлениями Императора. Так, не меняя стиля в целом, классицизм ХVIII века сменился ампиром начала 19-го.

Слово «ампир» происходит от французского empire. В сущности, это был тот же классицизм в его поздней фазе с несколько иным подходом к классическому наследию и другими элементами и формами (в основном декоративными), которые использовались архитекторами. На стенах ампирных построек строгие декоративные мотивы, взятые из республиканского Рима – ленты, гирлянды, сменяются лавровыми венками победителей, символами воинской славы – мечами, копьями, щитами, шлемами.

Главной целью официальной архитектуры становится прославление военных побед императора. В 1803-36 годах в Париже архитектором Шальгреном возводится Триумфальная арка – не просто навеянная римскими прототипами, а практически в точности их воспроизводящая. На ней помещается знаменитый скульптурный рельеф Рюда «Марсельеза». Арка стала важным градообразующим элементом, не утратившим своё значение и сейчас.

Жакоб, семья французских мастеров художественной мебели XVIII–XIX веков. Глава семьи – Жорж Жакоб (1739-1814), мастер с 1765. Начав с подражания работам А.Ш.Буля, к началу 1780-х годов он создал собственный, исполненный строгой грации стиль мебели в духе классицизма (резная с позолотой, позже – из полированного красного дерева и золоченой бронзы). Жорж Жакоб работал также по эскизам Ж.Л.Давида (


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.103 с.