Искусство конца XVI-XVIII веков — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Искусство конца XVI-XVIII веков

2019-05-27 530
Искусство конца XVI-XVIII веков 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ОСОБЕННОСТИ ЭПОХИ

В ХVII веке наступила эпоха государственности. Великие брожения предшествовавших столетий отлились в более или менее стабилизировавшиеся политические формы. Весь этот период заключен между двумя стадиально разными взрывами буржуазных революций: в начале его стоят нидерландская революция начала ХVII века и английская 1649 года, в конце – Великая французская революция 1789 года. Самая типичная для этой эпохи политическая форма – абсолютная монархия, ее классический тип – французское государство 17-18 столетий. Крайне реакционный абсолютизм господствовал в Испании. Одновременно существовала буржуазная республика в Голландии, сильная вначале, но затем пришедшая в упадок. Италия и Германия продолжали пребывать в состоянии раздробленности.

Духовная жизнь общества вступает теперь под новые созвездия. Гуманизм Возрождения воспитал в людях представление о ценности личности, и это было необратимо. Но разлад между идеалами гуманизма и суровыми, мало зависящими от воли индивидуума законами общества стал очевиднее. Человечество убедилось, что личность сама находится во власти времени. Вот это чувство времени, протекаемости, изменяемости составляет очень характерную черту мироощущения наступившей эпохи. Личность не всесильна, не является центром и вершиной мироздания (Джордано Бруно высказывает гипотезу о множественности миров), зато как интересна в своих меняющихся аспектах. Рембрандт в веренице автопортретов показывает не одно, но десятки своих «я», и в этом громадное отличие от ренессансных портретов, будь они работы Рафаэля, ван Эйка или Хольбейна, где человеческий лик закрепляется в синтетических, устойчивых состояниях, в неразложимой слитности его свойств. Естественно, искусство начинает все больше заниматься средой, бытием того внешнего по отношению к человеку, от которого он зависим. Поэтому оно тяготеет к конкретности отражения. Искусству всегда свойственно единство познавательного и конструирующего начала, то есть оно одновременно отражает, познает мир и создает «вторую природу». Но акценты внутри этого единства исторически перемещаются. В данную эпоху искусство усиленно культивирует свою способность отражать больше, чем конструировать.

Отчетливо обрисовался в своей самостоятельности характер каждой национальной культуры, каждой страны. А в рамках каждой национальности еще углубилась пропасть между сословиями, язык чувств и эстетических понятий перестал быть общим для всех. Развивается искусство официальное – парадное, придворное, от которого значительно отличается «бюргерское». Католическая церковь в пылу контрреформации культивировала свое, церковное искусство. Художники и художественные течения настолько различаются между собой, что подводить их под одну стилевую категорию становится невозможно. В ХVII веке происходит дифференциация стилей.

 

3.2. СТИЛИ И НАПРАВЛЕНИЯ

 

Барокко (итал. barocco, буквально – причудливый, странный), один из главенствующих стилей в архитектуре и искусстве Европы и Латинской Америки конца XVI – середины ХVIII вв. барокко воплотило новые представления о единстве, безграничности и многообразии мира, о его драматической сложности и вечной изменчивости; его эстетика строилась на коллизии человека и мира, идеальных и чувственных начал, разума и иррационализма. Искусству барокко свойственны грандиозность, пышность и динамика, патетическая приподнятость, интенсивность чувств, пристрастие к эффектной зрелищности, совмещению иллюзорного и реального, сильным контрастам масштабов и ритмов, материалов и фактур, света и тени.

Всеобъемлющий характер приобрел в эпоху барокко синтез искусств: городские ансамбли, дворцы и церкви благодаря причудливой пластике фасадов, беспокойной игре светотени, сложным криволинейным планам и абрисам приобрели живописность и динамичность, как бы вливались в окружающее пространство; интерьеры зданий украшались многоцветной скульптурой, лепкой, резьбой, зеркала и росписи иллюзорно расширяли пространство, а живопись плафонов создавала эффект разверзшихся сводов.

В изобразительном искусстве барокко идеализация образов сочетается с неожиданными композиционными и оптическими эффектами, реальность – с фантазией, религиозная аффектация – с подчеркнутой чувственностью. В живописи большое значение приобрели эмоциональное, ритмическое и колористическое единство целого, непринужденная свобода мазка, в скульптуре – живописная текучесть формы, ощущение изменчивости образа.

На родине барокко, в Италии, наиболее яркое и законченное воплощение этот стиль нашел в полных религиозной и чувственной аффектации произведениях архитектора и скульптора Л.Бернини, архитектора Ф.Борромини, головокружи­тельной легкости росписей Дж. Б.Тье­по ло. Во Фландрии в живописи П.П.Ру ­ бен ­ са, А. ван Дейка, Я.Йорданса эмоциональность и экспрессия барокко слились с мощным жизнеутверждающим началом. В Испании в ХVII в. некоторые черты барокко проступали, в живописи Х. де Риберы и Ф.Сурбарана необычайной сложности и декоративной изощренности они достигли в ХVIII в. в постройках Х.Б. де Чурригеры. В 1-й половине ХVIII в. барокко эволюционирует к грациозной легкости стиля рококо, сосуществует и переплетается с ним, а с 1770-х гг. повсеместно вытесняется классицизмом.

Общеэстетические предпосылки возникновения стиля барокко во многих отношениях плодотворно реализовываются в музыке. Впервые она столь полно демонстрирует свои возможности углубленного, многостороннего отражения внутреннего мира человека. На первый план выдвигаются музыкально-театральные жанры (прежде всего опера). Стремление к драматической экспрессии и к синтезу различных видов искусства проявляется и в области культовой музыки (духовная оратория, кантата, пассионы).

Рококо (франц. rococo, от rocaille, рокайль – декоративный мотив в форме раковины), стилевое направление в европейском искусстве 1-й половины ХVIII в. Для рококо характерны гедонистические настроения, уход в мир иллюзорной и идиллической театральной игры, пристрастие к идиллически-пасторальной и чувственно-эротической сюжетике. Возникшее во Франции, рококо в области архитектуры сказалось главным образом в характере декора, приобретшего подчеркнуто изящные, утонченно-усложненные формы; распространяясь в зодчестве других стран Европы (постройки Г.В.Кнобельсдорфа, отчасти М.Д.Пёп­пельмана), рококочасто выступало как местный вариант позднего барокко. В помпезных интерьерах рококо вместо ярких красок и резких эффектов используются мягкие пастельные тона. Прямые линии переходят в изогнутые и прерываются арабесками. Искусный, натурально выполненный декор отвлекает глаз от структурных элементов. Именно распространение орнамента в форме раковины, так называемый «рокайль» (rocaille), и дал название этому стилю.

Преимущественно декоративный характер имела богатая тонкими переливами цвета и одновременно несколько блеклая по колориту живопись рококо(картины и росписи, Ф.Буше, отчасти Ж.О.Фрагонара). Для живописи и скульптуры рококо характерны камерные по духу галантные сцены, эротико-мифологические и пасторальные сюжеты, асимметричные композиции. В скульптуре рококо преобладали предназначенные для украшения интерьеров рельефы и статуи, небольшие статуэтки, в том числе из терракоты и фарфора (изделия И.И.Кендлера). Прихотливое изящество отделки, частое заимствование экзотических декоративных мотивов китайского искусства, виртуозное выявление выразительных возможностей материала присущи рокайльному декоративно-прикладному искусству.

Классицизм, художественный стиль в европейском искусстве 16–начала ХIХ вв., одной из важнейших черт которого было обращение к формам античного искусства, как к идеальному эстетическому и этическому эталону. Классицизм, развивавшийся в острополемическом взаимодействии с барокко, в целостную стилевую систему сложился во французской художественной культуре ХVII в. Лежащие в его основе принципы рационалистической философии обусловили взгляд теоретиков и практиков классицизма на художественное произведение как на плод разума и логики, торжествующих над хаосом и текучестью чувственно воспринимаемой жизни. Ориентация на разумное начало, на непреходящие образцы определила твердую нормативность этических требований (подчинение личного общему, страстей – разуму, долгу, законам мироздания) и эстетических запросов классицизма, регламентацию художественных правил; закреплению теоретических доктрин классицизма, способствовала деятельность основанных в Париже Королевских академий – живописи и скульптуры (1648) и архитектуры (1671).

В архитектуре классицизма, которую отличают логичность планировки и ясность объемной формы, главную роль играет ордер, тонко и сдержанно оттеняющий общую структуру сооружения (постройки Ф.Мансара, Ф.Блонделя); со 2-й половины ХVII в., французский классицизм вбирает в себя пространственный размах архитектуры барокко (работы Ж.Ардуэн-Мансара и А.Ленотра в Версале). В XVII – начале ХVIII вв. классицизм сформировался в архитектуре Голландии, Англии, где он органично сочетался с палладианством (И.Джонс, К.Рен), Швеции (Н.Тессин Младший).

В живописи классицизмаосновными элементами моделировки формы стали линия и светотень, локальный цвет четко выявляет пластику фигур и предметов, разделяет пространственные планы картины (отмеченные возвышенностью философско-этического содержания, общей гармонией произведения Н.Пуссена, основоположника классицизма и крупнейшего мастера классицизма ХVII в.; «идеальные пейзажи» К.Лоррена).

Классицизм 18 – начала ХIХ вв. (в зарубежном искусствознании он часто именуется неоклассицизмом), ставший общеевропейским стилем, также формировался преимущественно в лоне французской культуры, под сильнейшим влиянием идей Просвещения. В архитектуре определились новые типы изысканного особняка, парадного общественного здания, открытой городской площади (Ж.А.Габриель, Ж.Ж.Суфло), поиски новых, безордерных форм архитектуры. Стремление к суровой простоте в творчестве К.Н.Леду предвосхищали зодчество поздней стадии классицизма – ампира. Гражданский пафос и лиричность соединились в пластике Ж.Б.Пигаля и Ж.А.Гудона. Мужественный драматизм исторических и портретных образов присущ произведениям главы французского классицизма, живописца Ж.Л.Давида. В ХIХ в. живопись классицизма, несмотря на деятельность отдельных крупных мастеров (Ж.О.Д.Энгр), вырождается в официально-апологетическое или претенциозно-эротическое салонное искусство.

Интернациональным центром европейского классицизма 18 – начала ХIХ вв. стал Рим, где в основном господствовали традиции академизма со свойственным им сочетанием благородства форм и холодной идеализации (немецкий живописец А.Р.Менгс, пластика итальянца А.Кановы и датчанина Б.Торвальдсена). Для архитектуры немецкого классицизма характерна суровая монументальность построек К.Ф.Шинкеля, для созерцательно-элегичной по настроению живописи и пластики – портреты А. и В.Тишбейнов, скульптура И.Г.Шадова. В английском классицизме выделяются антикизирующие сооружения Р.Адама, палладианские по духу парковые усадьбы У.Чеймберса, изысканно-строгие рисунки Дж.Флаксмена и керамика Дж.Уэджвуда. Собственные варианты классицизма развивались в художественной культуре Италии, Испании, Бельгии, скандинавских странах, США; выдающееся место в истории мирового искусства занимает русский классицизм 1760-1840-х гг. К конце 1-й трети ХIХ в. ведущая роль классицизма почти повсеместно сходит на нет, он вытесняется разнообразными формами архитектурного эклектизма. Оживает художественная традиция классицизма в неоклассицизме конца ХIХ – начала ХХ вв.

Палладианство, направление в европейском зодчестве XVII-ХVIII вв., развивавшее в рамках классицизма принципы, заложенные в творчестве итальянского архитектора А.Палладио. Созданные им строго упорядоченные и вместе с тем разнообразные по композиции и ордерному декору типы городского дворца, загородной виллы, церкви приобрели широкую популярность среди зодчих, выступавших против архитектурных принципов барокко. В ХVII в. наиболее последовательное выражение палладианство получило в архитектуре Великобритании (И.Джонс) и Голландии (Я. ван Кампен). Расцвет палладианства приходится на ХVIII в.

Реализм (от позднелат. realis – вещественный, действенный), в широком смысле – объективно-предметное отражение действительности специфическими средствами, присущими тому или иному виду художественного творчества. Существенная черта реализма – убежденность в познаваемости существенных сторон реального мира средствами искусства. В изобразительном искусстве, специфика художественных средств которого дает возможность создавать картину реально зримых форм предметной действительности, различные элементы и тенденции реализма можно выделить, начиная с эпохи первобытного искусства. В более узком, конкретно-историческом смысле понятие реализм прилагается к художественным явлениям, возникшим не ранее ХVII в. Таковы реализм голландской живописи ХVII в. (в особенности творчество Рембрандта) и испанца Д.Веласкеса, связанный с идеологией «третьего сословия» так называемый просветительский реализм ХVIII в. (Ж.Б.С.Шарден, Ж.А.Гудон во Франции, У.Хогарт в Великобритании).

Салонное искусство (от «салонов» – официальных художественных выставок во Франции, в 1737-1848 проводившихся в «Квадратном салоне» Лувра), нарицательное обозначение внешней красивости и банальности, бессодержательности или ложной многозначительности, спекулятивной имитации подлинных художественных ценностей. Первоначально относившийся к искусству, пользовавшемуся поддержкой у жюри парижского Салона, со временем термин «Салонное искусство» стал означать соответствие художественной продукции невзыскательным вкусам, ее зависимость от модных поветрий.

 

 

Контрольные вопросы

 

1. Охарактеризуйте историческую и политическую ситуацию XVII-ХVIII веков в Европе.

2. Какие изменения происходят в духовной жизни общества?

3. Какие изменения происходят в развитии европейских народов?

4. Как все эти процессы проявились в искусстве?

5. В каких странах зародились стили барокко и классицизм?

6. Какие представления о мире отразились в стиле барокко?

7. Каковы отличительные признаки барокко в архитектуре; в изобразительном искусстве?

8. Назовите наиболее ярких мастеров барокко.

9. Каким стилем завершилась эволюция барокко?

10. Каковы отличительные особенности рококо в прикладных искусствах?

11. Какие темы характерны для изобразительного искусства рококо?

12. Какие идеи отражал классицизм?

13. Как проявился классицизм в архитектуре и изобразительном искусстве?

14. Что такое «рокайль», «палладианство», «неоклассицизм», «салонное искусство»?

15. Какие идеи лежат в основе реализма? В чем заключаются особенности реализма XVII-ХVIII веков?


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.