Заха Хадид. Концепция пространственного супрематизма ЦИ — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Заха Хадид. Концепция пространственного супрематизма ЦИ

2018-01-29 334
Заха Хадид. Концепция пространственного супрематизма ЦИ 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Выставочные пространства в творчестве архитектора З. Хадид характеризуются концептуальным, художественным и стилистическим единством архитектуры и искусства. В проекте выставки супрематизма и конструктивизма для музея Гуггенхейма в Нью-Йорке (1992 г.) концептуальная основа вынесена в название: «Великая утопия». Согласно этому посылу экспозиция выстраивается как синтез контрастных начал: идеального и реального, простого и сложного, статичного и динамичного. Тематика выставки тесно связана с работой З. Хадид: русский авангард – отправная точка в ее творчестве, своеобразный камертон собственной и мировой архитектуры. Архитектон Малевича и башня Татлина – лейтмотив всей экспозиции – в виде крупномасштабных инсталляций, дополненных изображениями на мониторах.

Попытка наглядно воплотить в материале все стадии развития супрематизма и его синтетического взаимодействия с конструктивизмом явилась ключевой темой работы. Отсюда преобладание белого в интерьере с парящими цветными пятнами геометрического орнамента: пластический замысел «выплескивается» из плоскости картины, изменяя геометрию пространства и психологию его восприятия посетителем. Экспозиция формируется как пространственный эксперимент – авторская трактовка «выхода из плоскости в объем». Пространство деформируется супрематическими элементами на уровне суперграфики и объемной композиции залов.

Для выставки «0.10» З. Хадид формирует пространство на основе архитектона Малевича, который на время становится «обитаемым». Экспозиция «5х5=25» помещена в «Черную комнату», где стеклянные стенды с картинами практически дематериализованы. Максимальный эффект достигается в «Эллиптической комнате» – экспонаты парят в белом пространстве, логику которого нарушают скошенные стены и спонтанно выплывающий из пола эллипсоид [150, С. 82].

Ирреальность и загадочность пространства, трансформированного дерзкой энергетикой выставки, рождает понимание экспозиции как материализованной структуры творческого замысла, фантазии и интуиции.

Концепцию стирания границ между действительностью и вымыслом З. Хадид развивает в дизайне выставки «Машина желаний: открытие мира» (1996 г.). Деконструктивистские ходы определяют чувство искаженной реальности: прямоугольная призма расчленена переплетением и наслоением ленточных элементов интерьера – путей движения в трех измерениях. Создает ощущение присутствия в узловой точке силовых линий мироздания, где категории пространства, времени и движения меняют привычные свойства [150, С. 130].

Исследование темы динамики в интерьере З. Хадид продолжает в масштабной инсталляции «Бумажное искусство» (1996 г.). Целью проекта послужила разработка нового типа архитектурной презентации в виде пространства, рожденного движением. З. Хадид выявляет и фиксирует в материале его неуловимый процесс, подобно тому, как творец фиксирует на бумаге мимолетное озарение. Ассоциация с бумагой подчеркнута использованием тонких белоснежных лент, причудливо переплетающихся в интерьере музейного здания, решенного в модерне. Все качества движения: скорость, сила, направление – зафиксированы и доступны взгляду посетителя.

Разработанный метод З. Хадид успешно реализовала в персональной выставке проектов на Венецианском бьеннале в 1996 году. Выполненная в едином стилистическом ключе внутри эллиптического пространства ротонды экспозиция воспринимается как целостный «суперобраз» [150, С. 133].

Обобщая рассмотренные проекты, можно выявить основные направления в концептуальном проектировании экспозиционного пространства современного Центра искусств:

- проявление авторской индивидуальности и стиля;

- адресованность к общепризнанным художественным ценностям как показатель встроенности выставки в контекст мирового искусства;

- формирование символического ряда современной действительности с присущими ей свойствами: динамикой, беспокойством, неопределенностью;

- организация определенного сценария смены психофизиологического воздействия и эмоциональных состояний;

- ассоциативность и богатая образность как основа творческого диалога с посетителем;

- знаковая характеристика вида искусства или отдельного направления.


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.