Объект психологической науки — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Объект психологической науки

2018-01-07 248
Объект психологической науки 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Психология как наука изучает факты, закономер-ности и механизмы психики.

 

Сам термин «психическое» происходит от гречес-кого слова «псюхе», что значит «душа».

 

Предметом психологии являются факты психичес-кой жизни, механизмы и закономерности психики человека и формирование психологических особен-ностей его личности как сознательного субъекта деятельности и активного деятеля социально-исто-рического развития общества.

 

Нет практически ни одного выдающегося психо-лога, занимавшегося проблемами общей психоло-гии, который бы одновременно так или иначе не занимался бы проблемами развития психики. В этой области работали такие всемирно известные уче-ные, как В. Штерн, К. Левин, 3. Фрейд, Э. Шпран-гер, Ж. Пиаже, С. Л. Рубинштейн, Л. С. Выготский,

 

А. Р. Лурия, А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин, Д. Б. Эльконин и др.

 

Прежде психология была преимущественно тео-ретической (мировоззренческой) дисциплиной, те-перь же, сохраняя свою познавательную роль, она все более становится и областью профессиональ-ной практической деятельности в промышленности, государственном управлении, системе образования, в здравоохранении, культуре, спорте и т. д. Совре-менная психология представляет собой ряд научных дисциплин, находящихся на разных степенях фор-мирования, связанных с различными областями практики. Как же классифицировать эти многочис-ленные отрасли психологии? Исходя из этого, в ка-


 

 

ОСНОВНЫЕ

 

ОТРАСЛИ ПСИХОЛОГИИ

 

Психология труда изучает психологическиеособенности трудовой деятельности человека, психологические аспекты научной организации труда и имеет ряд разделов, которые являются вместе с тем самостоятельными отраслями пси-хологической науки: 1) инженерная психология;

 

2) авиационная психология; 3) космическая пси-

 

хология и др.

 

Педагогическая психология имеет предметом

 

изучение психологических закономерностей обучения

 

и воспитания человека. К ее разделам относятся:

 

1) психология обучения; 2) психология воспитания;

 

3) психология учителя; 4) психология учебно-воспи-

 

тательной работы с аномальными детьми.

 

Медицинская психология изучает психологи-

 

ческие аспекты деятельности врача и поведения

 

больного.

 

Она подразделяется на: 1) нейропсихологию,

 

изучающую соотношение психических явлений

 

с физиологическими мозговыми структурами;

 

2) психофармакологию, изучающую влияние ле-

 

карственных веществ на психическую деятель-

 

ность человека; 3) психотерапию, изучающую

 

и использующую средства психического воздей-

 

ствия для лечения больного; 4) психопрофилак-

 

тику и психогигиену.

 

Юридическая психология - отрасль, изучаю-

 

щая закономерности и механизмы психической де-

 

ятельности людей, связанной с реализацией сис-

 

темы права. Она также имеет ряд отраслей:

 


Действие слова в качестве условного раздражи- честве основания классификации отраслей психо-теля может иметь такую же силу, как непосредствен- ^ л о г и и может быть избрана психологическая сторона:


 

1) криминальная; 2) судебная; 3) исправительная;

 

правовая психология.


Военная психологияисследует поведение че- 1) конкретной деятельности; 2) развития; 3) отно- ный первосигнальный раздражитель. Под вли-
ловека в условиях боевых действий, психологи- шения человека (как субъекта развития и деятель- янием слова находятся не только психические, но
ческие стороны взаимоотношений начальников ности) к обществу (в котором осуществляются его и физиологические процессы (это лежит в основе
и подчиненных, методы психологической пропаган- деятельность и развитие). внушения и самовнушения).
ды и контрпропаганды и т. д. Обычно основным принципом классификации от- Вторая сигнальная системаимеет две функ-
Следует выделить психологию спорта, торговли, раслей психологии считают принцип развития пси- ции- коммуникативную (онаобеспечиваетобщение
научного и художественного творчества. хики в деятельности. Поэтому чаще всего в основе между людьми) и функцию отражения объективных
Возрастная психология.Возрастная психоло- классификации отраслей психологии находятся раз- закономерностей. Слово не только дает наименова-
гия - это особая область психических знаний, ак- личные виды человеческой деятельности. В связи ние предмету, но и содержит в себе обобщение.
центирующая внимание на психологических особен- с этим выделяют: 1) психологию труда; 2) медицин- Ко второй сигнальной системе относится слово
ностях личности людей разного возраста. скую психологию; 3) педагогическую психологию; слышимое, видимое (написанное) и произносимое.
Главный принцип - принцип развития психики 4) юридическую психологию и т. п. Выше были рассмотрены типологические особен-
в деятельности, следовательно, возрастную психо- В основу классификации ветвей психологии мож- ности высшей нервной деятельности. Они общие
логию нельзя представить вне развития (генезиса), но положить психологические аспекты разви- у человека и высших животных (четыре типа). Но
вне развертывания. тия.В этом случае перед нами выступит следую- у людей имеются специфические типологические
Она изучает онтогенез различных психических щий ряд отраслей психологии: 1) возрастная особенности, связанные со второй сигнальной сис-
процессов и психологических качеств личности психология; 2) психология аномального развития; темой.Увсехлюдей втораясигнальнаясистемапре-
и имеет ряд отраслей: 1) детская психология; 3) дифференциальная психология. обладает над первой. Степень этого преобладания
2) психология подростка; 3) психология юности; В основу классификации отраслей психологии неодинакова. Это дает основание разделить высшую
4) психология взрослого человека; 5) геронтопси- можно положить психологические аспекты от- нервную деятельность человека на три типа: 1) мыс-
хология (психология старости). ношений личности и общества.В этом случае лительный; 2) художественный; 3) средний (смешан-
Психология аномального развития,или специ- выделится целый ряд отраслей психологии, объе- ный).
альная психология - отрасль психологии, изучающая диняемых понятием «социальная психология». К мыслительному типу относятся лица со значи-
людей, для которых характернр отклонение от Необходимо отметить, что особое место среди тельным преобладанием второй сигнальной систе-
нормального психического развития, связанное прочих отраслей психологии занимает общая пси- мы над первой. У них более развито абстрактное
с врожденными или приобретенными дефектами фор- хология. Она не является ветвью психологической мышление (математики, философы); непосред-
мирования или функционирования нервной системы. науки, которую можно поставить в один ряд с дру- ственное отражение действительности происходит
Дифференциальная (сравнительная) психо- гими, это особое наименование, употребляемое у них в недостаточно ярких образах.
логиявыявляет и описывает индивидуальные раз- для характеристики наиболее общих законов воз- К художественному типу относятся люди с мень-
личия людей, их предпосылки в процессе форми- никновения, развития и бытия психических явле- шим преобладанием второй сигнальной системы над
рования.   ний. Она изучает познавательную и практическую первой. Им присущи живость, яркость конкретных
Социальная психологияизучает психические деятельность. Результаты исследований в облас- образов (художники, писатели, артисты, конструк-
явления, которые возникают во взаимодействии ти общей психологии - фундаментальная основа торы, изобретатели и др.).
людей в различных организованных и неорганизо- развития всех отраслей и разделов психологичес- Средний, или смешанный, тип людей занимает
ванных общественных группах. кой науки. промежуточное положение между двумя первыми.


 

  3 7. МЕТОДЫ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ  
  Методы научных исследований - это те приемы  
  и средства, с помощью которых добываются факты,  
  используемые для доказательства положений, из ко-  
  торых, в свою очередь, складывается научная теория.  
  Основные методы психологических иссле-  
  дований и их варианты, применяемые для  
  сбора первичных данных:Основной метод; Ва-  
  риант основного метода; Наблюдение; Опрос; Тес-  
  ты; Эксперимент; Внешнее (наблюдение со сторо-  
  ны); Внутреннее (самонаблюдение); Свободное;  
  Стандартизованное; Включенное; Стороннее; Уст-  
  ный; Письменный; Свободный; Стандартизирован-  
  ный; Тест-опросник; Тест-задание; Проективный  
  тест; Естественный; Лабораторный.  
  Наблюдениепредставляет собой преднамеренное,  
CD систематическое и целенаправленное восприятие пси-  
хических явлений с целью изучения их специфичес-  
  ких изменений в определенных условиях и отыскание  
  смысла этих явлений, которые непосредственно не  
  даны. Наблюдение - это экспериментальная страте-  
  гия, которая представляет собой исследование опре-  
  деленных характеристик того или иного процесса,  
  имеющее целью выявление его инвариантных призна-  
  ков, без активного включения в сам процесс. Наблю-  
  дение может быть ориентировано на регистрацию ак-  
  тов поведения и физиологических процессов и, как  
  правило, выступает в качестве предварительного эта-  
  па перед планированием и осуществлением экспери-  
  ментального исследования. Одним из первых методов  
  психологии, представляющим собой разновидность  
  наблюдения, является интроспекция.  
  Интроспекция(от лат. intro - «внутри» + specto -  
  «смотрю») - метод исследования психологических про- X е  

 

 

38. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. 39. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ  
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ СТРАТЕГИИ      
    Видами экспериментального исследования  
Для исследования той или иной психологической являются:1) лабораторный эксперимент; 2) есте-  
проблемы используется соответствующая система ственный эксперимент.  
Лабораторный эксперимент - исследовательская  
приемов и правил исследования - методика конк-  
стратегия, которая основана на моделировании дея-  
ретного исследования.Она предполагает опреде-  
тельности индивида в специальных условиях. Ведущим  
ленную структуру действий: выдвижение гипотезы,  
признаком лабораторного эксперимента является  
выбор экспериментального приема и соответствую-  
обеспечение воспроизводимости исследуемой харак-  
щего материала, выделение контрольных и экспери-  
теристики и условий ее проявлений. Обычно он про-  
ментальных групп испытуемых, определение со-  
водится в специально оборудованных помещениях  
держания серий эксперимента, статистическая  
и на испытуемых, которые сознательно участвуют в эк-  
и теоретическая обработка экспериментального ма-  
сперименте, хотя могут и не знать об истинном  
териала и т. п.    
  назначении эксперимента. Недостаток лабораторного  
В экспериментальном исследовании возможны эксперимента состоит в том, что в искусственных ла-  
появления артефактов - отклонений от нормальной бораторных условиях практически невозможно моде-  
закономерности. Они возникают из-за нарушений лировать реальные жизненные обстоятельства, а лишь  
в проведении эксперимента или из-за дефектов эк- воспроизвести отдельные их фрагменты.  
спериментальной методики. В частности, результа- Естественный эксперимент, основы которого зало-  
ты могут быть нарушены действием на испытуемо- жены А. Ф. Лазурским (1910 г.), представляет со-  
го внушения. Для максимального уменьшения бой эксперимент, проводимый в условиях, близких  
к обычной деятельности испытуемого, который не  
влияния артефактов может использоваться двойной  
знает, что участвует в исследовании. За счет этого  
слепойопыт.    
  достигается большая чистота эксперимента.  
Данный подход представляет собой эксперимен-  
Построение естественного, эксперимента  
тальную процедуру, которая характеризуется тем,  
предполагает ряд этапов: 1) функциональный ана-  
что в неведении о смысле и особенностях проведе-  
лиз деятельности, в которой участвует испытуемый  
ния эксперимента остается не только испытуемый,  
(в аспекте ее требований от исполнителя); 2) фик-  
но и экспериментатор, который его проводит. За  
сация ряда наблюдений за деятельностью испытуе-  
счет таких условий исключается возможность влия-  
мого; 3) анализ результатов и составление харак-  
ния экспериментатора на результаты эксперимента  
теристики личности.  
и повышаются показатели его объективности. В ча- Основными методами являются наблюдение и бе-  
стности, подобные условия могут моделироваться седа с испытуемым, результаты чего качественно  
помощью компьютера. X обрабатываются.  


Вариантом естественного эксперимента яв-ляется психолого-педагогический эксперимент, или экспериментальное обучение, где изучение психи-ческих особенностей школьника, подлежащих фор-мированию, осуществляется в процессе обуче-ния и воспитания.

 

Одной из форм естественного эксперимента являет-ся производственныйэксперимент, которыйосуществ-ляется в обычных для испытуемого условиях его про-фессиональной деятельности. При этом о проведении производственного эксперимента сам работник может

 

и не знать. В других же случаях он становится актив-ным участником эксперимента, что важно, например, при изменении структуры трудовой деятельности.

 

Еще одной из форм естественного эксперимента является обучающий эксперимент, который стал применяться в отечественной психологии в конце 1930-х гг. и который характеризуется тем, что изуче-ние тех или иных психических процессов происходит при их целенаправленном формировании. С помощью данного метода выявляется не столько наличное со-стояние знаний, умений, навыков, сколько особенно-сти их становления. В его рамках испытуемому снача-ла предлагается самостоятельно овладеть новым действием или новым знанием (например, сформули-ровать закономерность), затем, если это не удалось, ему оказывается строго регламентированная и инди-видуализированная помощь. Весь этот процесс сопро-вождается констатирующимэкспериментом, благода-ря которому удается установить различие начального, «актуального» уровня и конечного, соответствующего «зоне ближайшего развития». Обучающий эксперимент используется не только в теоретической психологии, но и для диагностики умственного развития, в част-ности в патопсихологии.


 

Лонгитюд (от англ. longitude - «длина») - этоэкспериментальная стратегия, которая представля-ет собой изучение определенных индивидуальных особенностей одних и тех же детей на протяжении нескольких лет, в котором могут быть использова-ны методы наблюдения, эксперимента и тестирова-ния. Начало развитию данной исследовательской стратегии положили различные дневники наблюде-ний за развитием ребенка в семье - В. Штерна, В. Прайера, А. Н. Гвоздева.

 

Стратегия срезов, первоначально разработанная

 

А. Гезеллом, представляет собой эксперименталь-ную процедуру исследования развития какой-либо психической функции посредством сравнения пока-зателей этой функции в группах детей, которые от-личаются по возрасту, а все другие показатели мак-симально уравнены. При этом срезы, делаемые для ранних возрастов, должны быть более частыми.

 

Близнецовый метод, разработанный Ф. Галь-тоном в 1875 году, представляет собой психогене-тический метод, который ориентирован на анализ влияния генетических и средовых факторов, на ва-риативность изучаемого признака. Он основан на сравнении психологических качеств монозиготных близнецов, имеющих идентичный генный набор, и дизиготных, имеющих в среднем 50 % одинако-вых генов. В силу этого признаки, вариативность ко-торых существенно определяется генотипом, т. е.

 

наследственностью, должны быть более схожими.

 

у монозиготных, чем у дизиготных близнецов. Пред-посылкой выступает суждение, что средовое влия-ние, оказываемое на близнецов, может быть при-мерно равным.


 

цессов, который представляет собой наблюдение соб-ственных психических процессов,, без использования каких-либо инструментов или эталонов. Виды: 1) ана-литическая интроспекция; 2) систематическая интрос-пекция; 3) феноменологическое самонаблюдение.

 

Аналитическая интроспекция разработана в шко-ле Э. Титченера. Характеризуется стремлением полного расчленения чувственного образа на со-ставные «элементы», не редуцирующиеся к парамет-рам раздражителя.

 

Систематическая интроспекция разработана

 

в Вюрцбургской школе. Характеризуется ориентаци-ей на отслеживание основных стадий процесса мыш-ления на основе ретроспективного отчета.

 

Феноменологическоесамонаблюдение разработано

 

в гештальтпсихологии. Характеризуется ориентацией на описание психических феноменов в их непосредствен-

ности и целостности «наивным испытуемым». Этот мет О
тод, находящий свои истоки в методе «внутреннего вое- ^
приятия», разработанном Ф. Брентано, продуктивно  
применялся в описательной психологии В. Дильтея,  
а затем в рамках гуманистической психологии.  
Опроспредставляет собой метод, при использо-  
вании которого человек отвечает на ряд задаваемых  
ему вопросов.  
Тестыявляются специализированными методами  
психодиагностического обследования, применяя  
которые, можно получить количественную или ка-  
чественную характеристику изучаемого явления.  

 

Специфика эксперимента (от лат. experimentum -

 

«проба, опыт») как метод психологического исследова-ния заключается в том, что в нем целенаправленно

 

и продуманно создается искусственная ситуация, в ко-торой изучаемое свойство выделяется, проявляется

и оценивается лучше всего.


40. ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ 41.АКТИВНОСТЬ
ЖИВОЙ МАТЕРИИ КАК ОСНОВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ



Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.