Характеристики и строение человеческой деятельности — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Характеристики и строение человеческой деятельности

2018-01-07 200
Характеристики и строение человеческой деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 


Основное, чисто внешнее отличие живой материи от неживой, высших форм от низших, более развитых жи-вых существ от менее развитых заключается в том, что названные первыми гораздо более подвижны и актив-ны, чем вторые. Жизнь во всех своих формах связана

 

с движением, и по мере ее развития двигательная ак-тивность приобретает все более совершенные формы.

С помощью очень простых автоматических движе-ний парамеция (инфузория-туфелька) направляет-ся ко всему тому, что похоже на пищу, и удаляется от любых неприятных стимулов, в частности, от слишком яркого света. Такая общая и притом меха-ническая ориентация организма по отношению

 

к источнику раздражения получила название такси-са. Таксисы обычно свойственны одноклеточным организмам, лишенным нервной системы, но наблю-даются также и у некоторых видов с более высокой организацией. Например, насекомых летним вече-ром неудержимо влечет к зажженной лампе.

 

Процесс, когда сигналы от какого-либо органа чувств передаются с помощью нервной системы и вызывают автоматическую реакцию, называется рефлексом. Таксисы и рефлексы - это простыестереотипные реакции, особенно характерные для самых примитивных животных. Но как объяснить такие формы поведения, как постройка гнезда у птиц или организация общественного образа жизни

 

в пчелином улье? Здесь мы имеем дело со сложны-ми стереотипными формами поведения, присущи-ми данному виду, причем модели и цели такого поведения детерминированы генетически. Его на-зывают инстинктивным поведением.


 

 

Активность человека непосредственно проявляет-ся в его поведении. Однако, когда мы наблюдаем за животными, мы тоже говорим об их поведении. Отличие поведения животных от поведения человека состоит в том, что оно является непосредственно биологическим. Иначе говоря, поведение животноговозможно лишь по отношению к предмету, жизнен-ной биологической потребности, всегда оставаясь

 

в пределах их инстинктивных, биологических отно-шений к природе. В отношении человека поведение есть совокупность движений, актов и действий, ко-торые может наблюдать другой человек и которые ог-раничиваются и регулируются не только его биоло-гическими потребностями, но и социальной средой. Представляя собой прежде всего существо обще-ственное, человек в своем поведении, даже если оно и не носит целенаправленного характера, поступает

 

в соответствии с социальной средой процедур и об-разцов, которых надо придерживаться.

 

Другой формой проявления активности человека является деятельность. Деятельность - динами-ческая система взаимодействий субъекта с миром,

 

в процессе которых происходят возникновение и воплощение в объекте психического образа и ре-ализация опосредованных им отношений субъекта

 

в предметной действительности.

 

Деятельность - это внутренняя (психическая)

 

и внешняя (физическая) активность человека, регу-лируемая сознаваемой целью. В отношении чело-

Х ве к ас другими людьми осуществляется его деятель-


 

 

Деятельность человека имеет следующие основ-ные характеристики: 1) мотив; 2) цель; 3) пред-мет; 4) структура; 5) средства.

 

Мотивом деятельности называется то, что побуж-дает человека выполнять ее. В качестве мотива обыч-но выступает конкретная потребность, которая в ходе

 

и с помощью данной деятельности удовлетворяется. Деятельность субъекта всегда связана с некоторой потребностью. Являясь выражением нужды субъекта

 

в чем-либо, потребность вызывает его поисковую активность, в которой проявляются пластичность де-ятельности, связь деятельности со свойствами неза-висимо существующих от нее объектов. Это, в свою очередь, предполагает детерминированность дея-тельности человека внешним миром и опредмечива-ние потребности, превращение ее в конкретный мо-тив деятельности. В дальнейшем деятельность субъекта направляется уже не самим объектом, а его образом. Таким образом, осознанная потребность становится мотивом поведения.

 

В качестве цели деятельности выступает иде-альное представление ее (деятельности) будущего результата, которое определяет характер и спосо-бы действий человека. Результатом деятельности может быть реальный физический предмет, созда-ваемый человеком, определенные знания, умения

 

и навыки, приобретаемые в ходе деятельности, творческий результат.

 

Цель не привносится в индивидуальную деятель-ность извне, а формируется самим индивидом.


 

В этот процесс неизбежно включается опыт, накоп-ленный человечеством, который данный индивид ус-ваивает в процессе обучения и воспитания. Обычно

 

в процессе деятельности человек имеет не одну,

 

а целую систему подчиненных друг другу целей.

 

Понятиям мотива и цели в психологическом ана-лизе деятельности принадлежит важное место. Не-мотивированной деятельности, также, как и неце-ленаправленной, просто не может быть. Мотив

 

и цель образуют своего рода вектор деятельности, определяющий ее направление, а также величину усилий, развиваемых субъектом при ее выполнении. Этот вектор организует всю систему психических процессов и состояний, формирующихся и развер-тывающихся в ходе деятельности.

 

Важно подчеркнуть, что на почве одного и того же мотива могут формироваться разные цели. Если мотив побуждает к деятельности, то цель «констру-ирует» конкретную деятельность, определяя ее ха-рактеристику и динамику. Мотив относится к по-требности, побуждающей к деятельности, целъ -

к предмету, на который деятельность направлена

 

и который должен быть в ходе ее выполнения пре-образован в продукт.

 

Предметом деятельности называется то, с чемнепосредственно имеется дело. Так, например, предметом познавательной деятельности является всякого рода информация, предметом трудовой де-ятельности - создаваемый материальный продукт.

 

В качестве средств осуществления деятельности для человека выступают те инструменты, которыми он пользуется, выполняя те или иные действия или операции.


 

ность, т. е. в ней выражается личность человека

 

и одновременно она формирует его личность.

 

Под деятельностью понимается специфическая

 

форма отношения человека к окружающему миру

 

и самому себе, выражающаяся в целесообразном изменении и преобразовании мира и человеческо-го сознания. Изменяя окружающий мир, человек тем самым изменяет условия своего существова-ния. Трансформация реальности, в свою очередь, изменяет условия и направление деятельности че-ловека. В деятельности человек создает предметы материальной и духовной культуры, преобразует свои способности, строит общество, создает то, что без его активности не существовало бы в при-роде. Понятие деятельности связано с понятием активности, но не тождественно ему. К. А. Абуль-ханова-Славская принципиальное отличие активно-сти от деятельности определяет в том, что дея-тельность исходит из потребности в предмете, активность - из потребности в деятельности. Ак-тивность как бы предшествует деятельности во времени и сопровождает ее в течение всего про-цесса осуществления.

 

Деятельность отличается не только от активнос-ти, но и от поведения. Однако провести четкое раз-личие между ними достаточно трудно. Главное от-личие состоит в том, что поведение не всегдацеленаправленно, не всегда предполагает создание некоторого продукта, носит зачастую пассивный характер; деятельность всегда целенаправленна, активна, нацелена на создание некоторого продук-та. Единицей поведения и деятельности индивида является действие.


 

Инстинкты - комплекс врожденных реакций, сти-мулом для которых являются отдельные биологичес-ки значимые свойства окружающей среды. Этот этап развития психики называется еще и этапом элемен-тарного анализа. Паук, сидящий, в паутине, набрасы-вается на запутавшуюся в ней муху. Сигналом, вы-зывающим реализацию этой программы действия, является вибрация. Достаточно приложить к паутине вибрирующий камертон, чтобы паук высунулся из гнезда и бросился на него. Лягушка, подстерегая свою жертву, набрасывается лишь на летающую мош-ку - сигналом к ее действию является мелькание.

 

Активность представляет собой всеобщую харак-теристику живых существ, их собственную динамику как источник преобразования или поддержания ими жизненно значимых связей с окружающим миром.

 

К. X. Момджян указывает, что активность прежде

 

всего выступает как самодвижение системных ^ объектов, которое вызывается и определяется не внешними для системы, экстернальными причина-ми, а внутренними, имманентными ей факторами организации.

 

Отличительным признаком активности, опре-

 

деляющим способ существования живых систем, от

 

спонтанных преобразований вещества и энергии,

 

происходящих в неживой природе, является «само-

 

регулируемое поведение в среде существования,

 

направленное на самосохранение в ней путем це-

 

лесообразной адаптации к ее условиям»(2). X. Хек-

 

хаузен отмечает, что активность человека включает

 

не только разного рода действия или сообщения,

 

но и переживания - психическую активность в виде

 

восприятий, мыслей, чувств и1 представлений, даже

 

если она и не производит каких-либо непосред-

 

ственных изменений во внешнем мире (3).


 

СТРУКТУРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Всякая деятельность имеет определенную струк-туру. В ней обычно выделяют действия и операции как основные составляющие деятельности. В дея-тельности выделяют движения и действия. Каждый относительно законченный элемент деятельности, направленный на выполнение одной простой теку-щей задачи, называют действием. Выполнение дви-жения постоянно контролируется и корректируется сопоставлением его результатов с конечной целью действия. Важно, что выполнение предметного дей-ствия не ограничивается осуществлением опреде-ленной системы движений. Оно включает сенсорным контроль и корректировку движений в соответствии

 

с их текущими результатами и свойствами объек-тов действия.

 

Действием называют часть деятельности, име-ющую вполне самостоятельную, осознанную чело-веком цель. Любая деятельность осуществляется в форме действий или цепи действий. Это значит, что когда мы наблюдаем какой-либо внешний или внутренний процесс активности человека, то по от-ношению к ее мотиву эта активность есть деятель-ность, а по отношению к цели - или отдельное действие, или совокупность, цепь действий. Дея-тельность и действие жестко не связаны. Одна и та же деятельность может реализовываться разными действиями, и одно и то же действие может вхо-дить в различные виды деятельности.

 

Могут быть выделены следующие составные час-ти действия: 1) принятие решения; 2) реализация;3) контроль и коррекция.


 

 

4 4. РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ 45. ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. КОМПОНЕНТЫ  
ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Различают три генетически сменяющих друг друга
    и сосуществующих на протяжении всего жизненного
В своем развитии человеческая деятельность про- пути вида деятельности: 1) игру; 2) учение; 3) труд.
ходит следующие аспекты прогрессивного пре- Они различаются: 1) по конечным результатам; 2) по
образования:1) филогенетическое развитие сис- организации; 3) по особенностям мотивации.
темы деятельности человека; 2) включение человека Игране создает общественно значимого продукта.
в различные виды деятельности в процессе его ин- В игре начинается формирование человека как субъек-
дивидуального развития; 3) изменения, происходя- та деятельности, и в этом ее огромное значение.
щие внутри отдельных видов деятельности по мере В психическом развитии ребенка игра выступает
их развития; 4) дифференциацию деятельностей, прежде всего как средство овладения миром взрос-
в процессе которой из одних деятельностей рожда- лых. В ней на достигнутом ребенком уровне психи-
ютсядругие за счет обособления и превращения от- ческого развития происходит освоение объективно-
дельных действий в самостоятельные виды деятель- го мира взрослых.
ности.   В игре имитируется действительность, что позво-
Филогенетическое преобразованиесистемы ляет ребенку впервые самому стать субъектом дея-
человеческих деятельностей совпадает по существу тельности.
с историей социально-экономического развития че- Игра организуется свободно, нерегламентирован-
ловечества. Интеграция и дифференциация об- но. Никто не может обязать ребенка играть с 10 до
щественных структур сопровождались появлением 11 часов в настольные игры, а после 11 - в «дочки-
у людей новых видов деятельности, экономики. Про- матери». Ребенок сам переходит от одной игры
цесс интеграции растущего индивида в действующую к другой.
систему деятельностей называется социализацией. Учениеявляется непосредственной подготовкой
При этом каждый из названных видов деятельности личности к труду, развивает ее умственно, физичес-
сначала усваивается в самом элементарном виде, ки, эстетически и лишь на конечном этапе освое-
а затем усложняется и совершенствуется. ния профессии связано с созданием материальных
В процессе развитиядеятельности происходят и культурных ценностей.
ее внутренние преобразования: 1) деятельность Труд- процесс создания человеком материаль-
обогащается новым предметным содержанием; ных и духовных ценностей общества.
2) у деятельности появляются новые средства реа- В отличие от игры учение и труд протекают в обя-
лизации, которые ускоряют ее течение и совершен- зательных для человека организационных формах.
ствуют результаты; 3) в процессе развития дея- В точно установленное время начинается работа,
тельности происходит автоматизация отдельных и в течение ее в соответствии с планом и заданной
^ о п е р а ц и й и других компонентов деятельности; V
    ^продуктивностью изготовляются продукты труда.


 

Различные формы организации видов деятельно-сти связаны и с различной их мотивацией:

 

1) мотивом игры является удовольствие, которое ребенок испытывает от самого процесса игры; 2) ос-новным мотивом учения и труда являются чувство долга, чувство ответственности.

 

Эти высшие чувства являются не менее сильным стимулом деятельности, чем интерес. Однако и в уче-нии и в труде следует вызвать у человека интерес к са-мому процессу деятельности или к ее результатам.

 

Разнообразные виды деятельности допол-няют друг друга, взаимно существуют, взаимопро-никают. В детском саду дошкольник не только иг-рает, но и учится считать, рисовать. Школьник после окончания занятий с удовольствием играет. Внесе-ние игровых моментов в процесс обучения позво-ляет повысить эффективность усвоения материала.

 

В жизни взрослого человека игра также имеет боль-шое значение, занимая определенное место в орга-низации отдыха.

 

Хотя виды деятельности не существуют изолирован-но, в разные периоды жизни человека они имеют нео-динаковое значение. Для одного периода жизни веду-щей деятельностью является игра, для другого - учение, а для третьего - труд. Таким образом, можно говорить о видах деятельности, которые являются ве-дущими в тот или иной период развития личности. Ведущая деятельность - деятельность, при реализа-ции которой происходит возникновение и формиро-вание основных психологических новообразований человека на той или иной ступени его развития и зак-ладываются основы для перехода к новой ведущей деятельности. До поступления ребенка в школу веду-щий вид деятельности - игра. Ведущий вид деятель-ности школьника - учение, взрослого - труд.


 

4) в результате развития деятельности из нее мо-гут выделяться, обособляться и дальше самостоя-тельно развиваться новые виды деятельности.

 

Деятельность имеет внешние и внутренние ком-поненты.

К внутренним относятся: 1) анатомо-физиоло-

гические структуры и процессы, участвующие в уп-равлении деятельности со стороны центральной не-рвной системы; 2) психологические процессы

и структуры, включенные в регуляцию деятельности.

 

К внешним компонентам можно отнести раз-нообразные движения, связанные с практичес-ким выполнением деятельности.

Соотношение внутренних и внешних компонентов деятельности не является постоянным. Внешняя предметная деятельность как бы предваряется внут-ренней деятельностью. Предметные действия над объектами заменяются идеальными (психическими) операциями. Процесс такого перехода от внешнего действия к внутреннему идеальному называют ин-териоризацией. Таким образом, интериориза-ция - это формирование внутренних структур че-ловеческой психики благодаря усвоению структур внешней деятельности.

В свою очередь экстериоризация представляет собой процесс порождения внешних действий, выс-казываний на основе преобразования, ряда внутрен-них структур, сложившихся на основе интериориза-ции внешней сознательной деятельности человека.

 

Внешнюю предметную деятельность можно рассмат-ривать как экстериоризацию внутренней, психической деятельности, так как человек в процессе деятельно-сти всегда реализует идеально представленный план действий. Таким образом, внешняя деятельность кон-тролируется внутренним планом действия.


 

При этом в принятии решения происходит увязы-вание образа ситуации, образа действия, интеграль-ной и дифференциальной программ. Реализация

 

и контроль осуществляются циклически. В каждом из них происходит использование как усвоенных, так

 

и индивидуально выработанных средств и орудий.

 

Действие, имея определенную цель, осуществляет-ся разными способами в зависимости от тех условий,

 

в которых это действие совершается. Способы осуще-ствления действия называются операциями.

 

Операция (от лат. operatio - «действие») - ис-полнительная единица деятельности человека, со-относимая с задачей и с предметными условиями ее реализации. Операцией именуется способ осу-ществления действия. Операции, при помощи ко-торых человек достигает своих целей, являются ре-зультатом овладения человеком общественно выработанными способами действий. В качестве операций рассматриваются прежде всего врожден-ные или рано сформированные: 1) перцептивные; 2) мнестические; 3) интеллектуальные акты.

 

Операции - это преобразованные действия,~дей-ствия, ставшие способами осуществления других, более сложных действий. Например, когда ребенок учится писать буквы, то написание буквы является для него действием, направляемым сознательной целью - правильно написать букву. Но, овладев этим действием, ребенок использует написание букв как способ для написания слов (более сложно-го действия), и, следовательно, написание букв пре-вращается из действия в операцию.

 

Предпочитаемые человеком операции характери-зуют его индивидуальный стиль деятельности.


ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

И ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

 

Психические процессы - восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь - выступа-

ют как важнейшие компоненты любой челове-ческой деятельности. Для того чтобы удовлетво-рять свои потребности, общаться, играть, учиться

 

и трудиться, человек должен воспринимать мир, обращать внимание на те или иные моменты или компоненты деятельности, представлять то, что ему нужно сделать, запоминать, обдумывать, высказы-вать суждения. Следовательно, без участия психи-ческих процессов человеческая деятельность не-возможна, они выступают как ее неотъемлемые внутренние моменты. Но оказывается, ч*то психичес-кие процессы не просто участвуют в деятельности, они в ней развиваются и сами представляют собой особые виды деятельности.

 

Восприятие в процессе практической деятель-ности приобретает свои важнейшие человеческие качества. В деятельности формируются его основ-ные виды. Практическое манипулирование ребен-ка с объемными близлежащими и удаленными предметами открывает ему тот факт, что предме-ты и пространство имеют определенные измере-ния: ширину, высоту, глубину. В результате че-ловек обучается воспринимать и оценивать формы. Следящие движения руки и глаза, сопро-вождаемые синергическими, координированными сокращениями определенных групп мышц, спо-собствуют становлению восприятия движения

и его направления. Изменения скорости движу-


 

 

ИГРА КАК ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Игра - это вид деятельности в условных ситуа-циях, направленный на воссоздание и усвоение ре-бенком общественного опыта. Игра тренирует ре-бенка в осознании значений предметов и явлений, развивает умение в овладении различными действи-ями и операциями, расширяет самосознание от вос-приятия себя как субъекта действия до восприятия себя как субъекта человеческих отношений.

 

Научный анализ игровой деятельности показыва-ет, что игра есть отражение ребенком мира взрос-лых, путь познания окружающего мира. В первыхиграх ребенка отчетливо выступает руководящая роль взрослых. Взрослые «обыгрывают» игрушку. Подражая им, ребенок начинает играть самостоя-тельно. Затем инициатива организации игры пере-ходит к ребенку, но и на этом этапе руководящая роль взрослых остается.

 

В игре принято выделять такие элементы, как: 1) во-ображаемая ситуация; 2) роль; 3) игровые действия.

Если в младшем дошкольном возрасте в игре вос-производятся прежде всего предметные-действия людей, а направленность на партнера или на разви-тие сюжета минимальна, то в среднем дошкольном возрасте в центр игры начинают перемещаться от-ношения между людьми. Формируется ролевая игра, которая достигает своего максимального расцвета

 

в 4-5 лет. В старшем дошкольном возрасте в игру вступает процесс контроля над выполнением тех пра-вил, которые обусловлены взятой на себя ролью.


 

ВИДЫ ИГР

 

Все игры также можно разделить на два типа:

 

1) индивидуальные игры - представляют собой род

 

деятельности, когда игрой занят один человек;

 

2) групповые игры - включают несколько индивидов.

 

С развитием ребенка игра изменяется. В первые

 

два года жизни ребенок овладевает движениями

 

и действиями с окружающими предметами, что

 

приводит к возникновению функциональных игр.

 

В функциональной игре перед ребенком раскры-

 

ваются не известные для него свойства предметов

 

и способы действия с ними. Так, впервые открыв

 

и закрыв дверь ключом; ребенок начинает многократ-

 

но повторять это действие, пытаясь при всяком удоб-

 

ном случае повернуть ключ. Это реальное действие

 

переносится в игровую ситуацию. Играя, дети дела-

 

ют в воздухе движение, напоминающее поворот клю-

 

ча, и сопровождают его характерным звуком.

 

Более сложными являются конструктивные

 

игры. В них ребенок что-то создает: строит дом,

 

печет пирожки. В конструктивных играх дети осмыс-

 

ливают назначение предметов и их взаимодействие.

 

Функциональные и конструктивные игры относятся

 

к разряду манипулятивных, в них ребенок осваива-

 

ет окружающий предметный мир, воссоздает его

 

в доступных для него формах.

 

Ролевые игры - допускают поведение человека,

 

ограниченное определенной ролью, которую в игре

 

он берет на себя. Ролевая игра - преобладающая для

 

детей дошкольного возраста, форма игры, в которой

 


щихся объектов автоматически воспроизводятся Дошкольный возраст имеет чрезвычайно важное в ускорениях и замедлениях сокращений опреде- ^значение для формирования личности ребенка. На- (


 

происходит игровое моделирование детьми действий и взаимоотношений взрослых людей.


 

Отношения между людьми осмысливаются в сю-жетных играх. Ребенок играет в «дочки-матери»,

 

в «магазин», беря на себя определенную роль, по-этому сюжетные и ролевые игры тесно взаимосвя-заны, и имеет смысл говорить о сюжетно-ролевых играх.

 

Сюжетно-ролевые игры возникают в 3 - 4 года. Доэтого возраста дети играют рядом, но не вместе. Сюжетно-ролевые игры предполагают коллективные отношения. Конечно, включение ребенка в коллек-тивные игры зависит от условий воспитания. Дети, воспитывающиеся дома, включаются в коллектив-ные игры с большим трудом, чем дети, посещаю-щие детский сад. В коллективных сюжетных играх, которые к 6-7 годам становятся более длительны-ми, дети следят за замыслом игры, за поведением товарищей. Сюжетно-ролевые игры учат детей жить

 

в коллективе. Постепенно в игры вводятся прави-ла, накладывающие ограничения на поведение парт-неров.

 

Коллективная сюжетно-ролевая игра расширяет круг общения ребенка. Он привыкает подчиняться правилам, требованиям, которые к нему предъяв-ляются в игре: он то капитан космического кораб-ля, то его пассажир, то восторженный зритель, на-блюдающий за полетом. Эти игры воспитывают чувство коллективизма и ответственности, уважение

 

к товарищам по игре, приучают соблюдать правила и вырабатывают умение подчиняться им.

 

Игры по правилам широко представлены в жиз-ни школьников и взрослых. Они регулируются оп-ределенной системой правил поведения их участ-ников.


 

ряду с игровой деятельностью в этом возрасте фор-мируются и другие формы деятельности: конструи-рование, рисование. Существенным в формирова-нии личности становится то, что мотивы и желания ребенка начинают согласовываться друг с другом, выделяются более и менее значимые, за счет чего происходит переход от импульсивного, ситуативного поведения к опосредованному каким-то правилом или образцом.

 

Игра основана на условном моделировании той или иной развернутой деятельности. Впервые немецкий ученый К. Гроос отметил, что игра и жи-вотных и детей имеет упражняющую функцию: игра характерна именно для тех животных, у которых поведение не саодится лишь к автоматической реа-лизации инстинктивных актов и которым требует-ся вариативное приспособление к изменчивым ус-ловиям существования. Игра в этом случае служит для предварительного приспособления инстинктов

 

к условиям будущей жизни. В той же степени и дет-ская игра, возникающая в процессе историческо-го развития общества, заключается в воспроизве-дении детьми действий и взаимоотношений взрослых.

 

В подходе К. Бюлера, который строил свою тео-рию на основе теории игры К. Грооса, акцент в ана-лизе игры был смещен с операционного аспекта на мотивационный. Стремление к игре, которая заклю-чается в повторении одних и тех же действий, мо-жет поддерживаться только положительными эмо-циями, которые порождаются самим процессом деятельности. Эти положительные эмоции были на-званы им функциональным удовольствием.


 

ленных групп мышц, и это обучает органы чувств восприятию скорости.

 

Воображение тоже связано с деятельностью. Во-первых, человек не в состоянии представить или вообразить такое, что когда-либо не выступало

 

в опыте, не было элементом, предметом, условием или моментом какой-либо деятельности. Фактура воображения есть отражение, хотя и не буквальное,опыта практической деятельности.

 

Запоминание как основной процесс памяти осу-ществляется в деятельности и само представляет особого рода мнемическую деятельность, которая содержит действия и операции, направленные на подготовку материала к лучшему его запоминанию. Это: 1) структурирование; 2) осмысление; 3) ассо-циирование материала с известными фактами; 4) включение разнообразных предметов и движений

 

в процесс запоминания.

 

Припоминание также предполагает выполнениеопределенных действий, направленных на то, что-бы вовремя и точно вспомнить запечатленный в па-мяти материал.

 

Мышление в ряде своих форм идентично прак-тической деятельности (так называемое ручное, или практическое мышление). В более развитых фор-мах - образной и логической- деятельностный мо-мент выступает в мышлении в виде внутренних мыслительных действий и операций. Речь также представляет собой особого рода деятельность, так что часто, характеризуя ее, пользуются словосоче-танием «речевая деятельность». Поскольку внутрен-ние психические процессы у человека обнаружива-ют то же строение, что и внешние действия, есть все основания говорить не только о внешнем, но и о внутреннем действии.


 
школьного обучения нередко мотивом является не
 
В процессе школьного обучения формируются
 
50. МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ
Хорошо известно, что человеческое поведение редко обусловлено одним-единственным мотивом. Чаще всего их бывает несколько. Ими могут стать:
1) идеалы; 2) мечты; 3) чувства; 4) стремления;
5) интересы и т. д.
Мотивы учениямогут бытьподразделены- на две большие категории:1) первые связаныс содержанием самой учебной деятельности и про-цессом ее выполнения; 2) другие - с более широ-кими взаимоотношениями ребенка с окружающей средой.
К первым относятся познавательные интересыдетей, потребность в интеллектуальной активнос-ти и в овладении новыми умениями, навыками и знаниями; другие связаны с потребностями ре-бенка в общении с людьми, в их оценке и одобре-нии, с желаниями ученика занять определенное ме-сто в системе доступных ему общественных отношений.
Обнаружено, что для этого у школьников необхо-димо вызвать особое отношение к собственной мо-тивационной сфере, выработать умение активно ее анализировать, соотнося с целями действий. Было обосновано важное психологическое положение о том, что существенным условием становления ка-кого-либо конкретного учебного мотива является направленность сознания школьника не только на результат учебной деятельности, но и на способы его достижения.

УЧЕНИЕ КАК ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Учение выступает как вид деятельности, цельюкоторого является приобретение человеком знаний, умений и навыков, необходимых в конечном счете для выполнения трудовой деятельности. Особен-ность учебной деятельности состоит в том, что она прямо служит средством психологического разви-тия индивида.

 

Учебная деятельность - ведущая деятельностьшкольного возраста, в рамках которой происходит контролируемое присвоение основ социального опыта прежде всего в виде интеллектуальных основ-ных операций и теоретических понятий.

 

Развернутый анализ учебной деятельности дан

 

в трудах Д. Б. Эльконина (1904-1984) и В. В. Да-выдова (1930-1998).

 

^ В учебной деятельности участвуют непременно

 

"^ два лица: *} учитель; 2) учащийся.

 

Но это не просто передача знаний от одного

 

к другому. Это прежде всего процесс активного ов-ладения знаниями, умениями и навыками под руко-водством учителя. Сообщая учащимся знания, пре-подаватель учит их мыслить и наблюдать, выражать понятое в речи. Ученик овладевает не только знани-ями, но и способом самостоятельно мыслить, добы-вать знания. Хорошо организованное обучение носит воспитывающий характер. В процессе обучения фор-мируется личность ученика: ее направленность, во-левые черты характера, способности и т. д.

 

За время обучения в школе ребенок проходит дли-тельный путь развития. В начальных классах он овладевает основами грамоты, доступными ему ес-тественнонаучными и историческими знаниями,

а также элементарными формами труда (обработ- (


 

 


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.172 с.