Тема «Электризация тел» (8 класс) — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Тема «Электризация тел» (8 класс)

2017-12-21 232
Тема «Электризация тел» (8 класс) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Примеры проблемных ситуаций и мотивирующих приемов

С «удивлением»

Тема «Электризация тел» (8 класс)

_______________________________________потолок

 

 

С «удивлением»

Тема «Теплопроводность» (8 класс)

Вопрос. Можно ли воду в пробирке, на дне которой находится кусочек льда, заставить кипеть, но так, чтобы лед при этом не таял?

Рисунок 7, страница 12, 8 класс.

С «удивлением»

Тема «Масса тела. Инертность» (7 класс)

 

 


газета

 

 

Резким движением выбиваем газету. Стакан с водой остается на месте.

 

С «удивлением»

Тема: «Атмосферное давление»

 

 
 

 

 


Рис.123, стр.104.


С «затруднением»

Тема: «Энергия топлива» (8 класс)

Раздаем учащимся кусочки древесины

 

Q -?

 

Задание. Рассчитайте количество теплоты, которое выделится при сгорании вашего топлива.

 

С «затруднением»

Тема: «Цена деления измерительного прибора» (7 класс)

Раздаем карточки – задания: найдите объем воды в мензурке

 

V -?

 

 

 
 


Мотивирующий прием

«Актуальность»

Тема: «Плавление кристаллических тел» (8 класс)

В состав бронзы входят медь и олово. Бериллиевая бронза (с добавлением 2% бериллия) используется для изготовления струн музыкальных инструментов.

Показываем слайд «Гитара». Струна гитары сделана из бериллиевой бронзы.

Вопрос: «Как можно получить такой материал?»
«Яркое пятно»

При введении нового знания – единицы измерения силы. 7 класс.

За единицу силы в СИ принимается 1Н (1 Ньютон).

Эта единица названа в честь великого английского физика Исаака Ньютона. Один из современников Ньютона так выразил восхищение открытием Ньютона:

Был этот мир глубокой тьмой окутан

Да будет свет! И вот явился Ньютон.

(перевод С.Я.Маршака)

 

«Яркое пятно»

Для формулирования темы урока «Плавление кристаллических тел» (8 класс)

 

Загадка.

На крыше я висела,

Стройной я была.

Но солнышко пригрело…

И что же тут случилось?

Я в воду превратилась!

(Сосулька)

 

«Яркое пятно»

К уроку по теме «Сила» (7 класс)

«Здесь покоится сэр Исаак Ньютон, дворянин. Пусть смертные радуются тому, что в их среде существовало такое украшение рода человеческого».

(Надгробная эпитафия)


Класс.

Тема. Равенство работ при использовании простых механизмов. ”Золотое правило механики”.

Цель: ”открыть” новое знание – ”Золотое правило” механики: во сколько раз выигрываем в силе, во столько раз выигрываем в расстоянии.

 

Приборы: 1. Рычаг, набор грузов.

2. Неподвижный блок (с грузом).

3. Подвижный блок.

 

Девиз: ”Жить - значит мыслить”

Цицерон.

 

Тип урока: Урок изучения нового материала.

 

Ход урока

I. Организационный момент (Приветствие, девиз урока, настрой на деятельность)

II. Актуализация знаний с элементами проверки домашнего задания.

Приём ”Яркое пятно:

- Для чего нам всем нужны рычаги и блоки? (Пауза)

- Чтобы работу совершать, нам поменьше уставать!

- В силе выигрыш дают эти механизмы,

облегчают они труд, помогают в жизни.

- Какие простые механизмы Вы видите на столе? (демонстрация)

- Какой из этих механизмов не даёт выигрыша в силе? (Неподвижный блок).

- Для чего он служит? (Для изменения направления силы)

- А какой блок даёт выигрыш в силе? Во сколько раз?

Начертите схемы этих блоков.

(Два ученика работают у доски – проверка домашнего задания).

 

 

       
   
 
 

 


Задание классу:

Найдите ошибку:

A O B

 

- Как можно исправить эту ошибку. Перечертите схему правильно.

Обсуждение вариантов исправлений. Проверка схем блоков.

Итак, мы повторили знание о блоках, правило равновесия рычага.

Класс.

Ход урока

I. Актуализация знаний.

  • Что называют силой?
  • В каких единицах измеряют силу?
  • Каковы признаки действия силы? Приведите пример.
  • От чего зависит результат действия силы? (от направления силы, от модуля силы, от точки ее приложения)

II. Изучение нового материала.

Класс.

Ход урока

I. Опрос

  1. Давление в жидкости и газе (устно)
  2. №459 - Л у доски.

 

; ; ; ;

 

  1. Самостоятельная работа по вариантам.

Найти давление твердого тела известной массы на поверхность площадки

I вариант II вариант

Масса тела 4кг
Площадь опоры 0,4м2 200см2

 

Ответы: I вариант p=50 кПа, II вариант p=2 кПа

 

II. Изучение нового материала.

Поиск решения.

КЛАСС

Тема: Динамометр.

Цель: открыть новое знание о способе измерения силы; смоделировать прибор для измерения силы – динамометр, сравнить полученную модель с учебным динамометром, выделив основные части прибора.

Новое знание: Динамометр – прибор для измерения силы; основные части школьного динамометра; виды динамометров: медицинский, силометр, ртутные, гидравлические. Электрические. Тяговые.

Ход урока

Проверка домашнего задания.

§ У доски упр.9(2) и 9(3).

§ Устно. Связь между силой тяжести и массой тела.

§ Самостоятельная работа (задача типа домашней из упр. 9(5))

1.Масса елочной игрушки 50г 2.Масса новогодней елки,

установленной на площади

в г. Хабаровске 2т

Найдите силу тяжести и вес тела. Изобразите эти силы на рисунке.

Анализ самостоятельной работы (у доски).

Проверка выполнения рисунка для 1варианта.

Изучение нового материала. Подводящий к проблеме диалог.

§ Какую тему мы изучаем? («Сила»)

§ Какие силы вы уже знаете?

Вспомним опыт к закону Гука

 

 

 
 


 

 

 

 

Заменим в этом опыте резиновый шнур на пружину

 

 
 


Д.О.

Ø Почему груз не падает на стол?

Ø Какие силы на него действуют?

Ø Сила тяжести уравновешивается кокой силой? (сила упр. пружины)

Ø Как растягивается пружина под действием одной и той же силы? (одинаково)

Ø Можно использовать пружину для измерения силы

 

Поиск решения.

Побуждающий диалог:

Ø Предложите, как можно усовершенствовать нашу установку, чтобы с ее помощью можно было измерить любую силу в Ньютонах.

Выдвижение гипотез и их последующая проверка.

Если гипотезы не выдвигаются. Переходим к подводящему диалогу:

Ø Сначала пружина не нагружена, сделаем отметку.

Какой массы груз нужно подвесить, чтобы сила тяжести бала равна 1Н? (102г), 2Н (204г), 3Н (306г).

Ø А как можно показать эту силу? Что еще нужно добавить к установке? (шкалу). Добавляем к установке трибометр, зажимаем в лапке штатива.

Ø Так что же мы получили, если пружину соединим со шкалой? (прибор для измерения силы).

Запишем тему в тетрадь.

Мы изобрели прибор для измерения силы, но еще раньше его создали ученые.

Демонстрация учебного динамометра.

Какие основные части можно выделить в его устройстве. Сравните нашу модель и учебный прибор. Что у них общего?

Запишите в тетради

1. пружина,

2. стрелка – указатель,

3. крючок для подвеса грузов,

4. шкала.

Введение нового знания.

Ø Какие виды динамометров бывают (учебник стр.66)

Ø Можно школьным динамометром измерить силу тяги трактора?

Ø Почему?

Ø На какую максимальную силу он рассчитан?

Ø Как можно получить динамометры с разной ценой деления? (обсуждение гипотез)

Ø Подготовка к лабораторной работе.

Выражение решения: Создайте опору по теме нашего урока. Реализация продукта.

Задание на дом: §28 упр. 10 (1,2). По желанию – изготовить динамометр.

Класс.

Тема. Излучение.

Цель: «открыть» новое знание об излучении как виде теплопередачи.

Ход урока

I. Опрос.

1. Конвенция (устно).

2. Схемы «конвенция» (на магнитную доску).

3. Упражнение 2 (фронтально).

II. Изучение нового материала.

Демонстрационный опыт. Излучение от нагретой плитки (с теплоприемником и жидкостным манометром).

Перед демонстрацией опыта объясняем устройства теплоприемника.

Выдвижение гипотез.

1. Конвенцией.

2. Теплопроводностью.

 

Поиск решения. Путем рассуждений учащиеся приходят к выводу, что обе гипотезы неверные.

Подводящий диалог.

· Как расположен теплоприемник по отношению к плитке?

· Как направлены конвекционные потоки воздуха? (вверх)

· Может конвенцией энергия передаваться теплоприемнику?

· Может тогда теплопроводностью? Почему? (воздух – плохой проводник тепла).

 

Введение нового знания.

В данном случае энергия передается с помощью невидимых тепловых лучей, т.е. излучением. В старших классах вы узнаете, что тепловые лучи относятся к электромагнитным.

§ Какая же тема нашего урока?

Выражение решения

1. Составление сравнительной таблице «Виды теплопередачи».

2. Рисунки на формате А-4.

3. Вопросы по теме в тетрадях.

Реализация продукта: показать таблицу, рисунки, задать ребятам вопросы.

 

Домашнее задание. §6, упр. 3. По желанию изготовить самодельный термоскоп и подготовить доклад по теме «Термос».

 

КЛАСС

Ход урока.

Далее подводящий диалог.

Какой потенциал должен быть на эмиттере? (+) Почему? На коллекторе?(-) (Переход эмиттер – база является прямым, а переход база – коллектор – обратным.

¨ Как «узнает» транзистор, в какие интервалы времени подключать источник? Необходима согласованность колебаний напряжения на элементарном переходе с колебаниями напряжения на контуре? Как же ее достичь?

¨ Какое явление лежит в основе электромагнитных колебаний? (электромагнитная индукция).

¨ Как можно использовать это явление в нашей схеме? (Подключить к эмиттерному переходу катушку индуктивности, связанную индуктивно с катушкой контура. Если этой гипотезы от учащихся не последует, то предложить ее может учитель).

¨ Какой вывод можно сделать?

Класс.

Тема. Конвенция.

Цель: «окрыть» новое знание о явлении конвенции как способе теплопередачи.

Ход урока

I. Опрос.

1. Теплопроводность

2. Устный опрос по составленным дома вопросам

3. Защита коллекций по теплопроводности

II. Изучение нового материала.

· Так какая теплопроводность у воды, большая или малая?

· Тогда, как вы объясните этот опыт

(Проблемная ситуация «с затруднением»).

Демонстрационный опыт. Нагревание воды в колбе по рисунку 11 (Без кристаллов марганцовки). Результаты: вся вода прогревается.

· Кто может объяснить результат опыта?

· Вода нагрелась способом теплопроводности. Почему?

· А если нагревать воду в пробирке, нагревая ее в средней части?

Демонстрируем опыт.

· Почему на дне пробирки вода остается холодной?

· Так чем отличаются эти 2 опыта?

· Где расположены источники энергии в каждом случае?

Введение нового знания.

Латинское слово «конвенцио» - перенесение. В 1-ом случае вода нагревается конвенции.

· Какая тема нашего урока? (Конвенция)

· Что же такое конвенция?

Повторим опыт с нагреванием воды в колбе, добавив в воду кристаллы марганцовки.

· Что вы наблюдаете?

· Почему окрашенные струйки поднимаются вверх?

· Как изменяется плотность воды при нагревании?

· Под действием какой силы поднимаются нагретые слои жидкости?

· Так кто может дать определение конвенции?

 

Постановка учебной проблемы

Поиск решения

§ А может человек искусственно создавать процесс конвенции?

Выдвижение гипотез и их обсуждение.

Введение нового знания.

Вынужденная конвенция – получена путем создания струй вещества с помощью мешалок, насосов, вентиляторов.

Возврат к проблеме.

§ Вы как сначала думали, а как на самом деле?

Конвенция, происходящая без вмешательства человека называется естественной.

Подумайте, от каких факторов зависит скорость естественной конвенции?

Выражение решения.

1. Создание опорных схем по теме «Конвенция».

2. Особенности конвенции.

· Энергия переносится струями

· В твердых телах и в вакууме происходить не может

· При конвенции нагревание веществ, происходит снизу.

3. Главное отличие от теплопроводности: при конвенции происходит перенос вещества.

Общее: происходит перенос энергии от одной части тела к другим.

 

Реализация продукта. Показ своих схем на магнитной доске; запись особенности теплопроводность; выступление с ответами.

 

Домашнее задание. §5, упр.2. По желанию доклад «Конвенция в природе и технике».

 

КЛАСС.

Класс.

Ход урока

I. Постановка учебной проблемы.

Задача. Нужно обработать 1 гектар земли под посадку картофеля.

  • Каким способом это можно сделать?

1. Вспахать трактором 40-50 минут.

2. С помощью лошади 12 часов.

3. Вскопать вручную (1человек) 4-5 дней.

  • Оцените примерное время выполнения работы?
  • Какой вывод можно сделать? (Одну и ту же работу можно совершить за разное время).
  • Так о чем пойдет речь на уроке? (О быстроте t совершения работы).

Введение нового знания.

Быстроту выполнения работы характеризуют особой величиной, называемой мощностью.

  • Какова же тема нашего урока? (Мощность)
  • С какими же величинами связана мощность?
  • В каком случае мощность будет больше: если работа совершена за большее время или за меньшее?
  • Будем обозначать мощность буквой N.

N= , - Почему t – время совершения работы должно стоять в знаменателе?

Сформулируйте правило для вычисления мощности.

Если за каждую секунду совершается одинаковая работа, то мощность – постоянная величина.

В других случаях говорят о средней мощности: Nср=

  • Получите единицу мощности ().

Введение нового знания.

В честь английского ученого Уатта эту единицу называют ваттом (1Вт)

1Вт=1 - как можно уточнить тему?

Продуктивные задания

  1. Используя таблицу приставок, выразите в ваттах: 1МВт, 1кВт, 1мВт, 1тВт.
  2. Работа с таблицей №5 на стр.134. Ознакомьтесь с таблицей и сформулируйте 2-3 вопроса к ней.
  3. Получите формулу для работы из формулы N= и прочитайте ее словами.
  4. Решите задачи (2 задачи на формулы N= и А= N*t).
  5. Составьте схему «Мощность».
  6. Выразить новое знание в стихотворной форме. (Пример: Мощность так определи – работу на время раздели).

 

Домашнее задание: §54, упр.29 (1,3,5), по желанию упр.29 (4).

 

Класс.

Ход урока

I. Опрос.

  1. Агрегатные состояния вещества (устно).
  2. Решение задач по карточкам (Q = cm t).
  3. Решение и анализ решения задачи у доски (№813-Л; (свинец)).

 

II. Изучение нового материала.

Введение нового знания.

Температуру, при которой вещество отвердевает (кристаллизуется), называют температурой отвердевания или кристаллизацией.

Вещества отвердевают при температуре, при которой плавятся.

Продуктивные задания.

  1. Работа с таблицей №3. Составьте 3-5 вопросов к таблице.
  2. Придумайте схемы для процессов плавления и отвердевания.
  3. Выразите новое знание в творческой форме.

Пример. (Примечание: Стихотворение авторское).

Запомните эти простые явления:

Из твердого в жидкое – это плавление.

Обратный процесс, обратите внимание, отвердевание!

А как по-другому?

Уже не сенсация. Процесс называется кристаллизация.

Задача.

Лед, находящийся при t0 -400С нагревают, плавят, полученную воду нагревают до +400С. После этого вода охлаждается до 00С, кристаллизуется и, лед, охлаждается до начальной t0 -400С. Постройте график этих процессов.

Сравните Ваш график с рис.16 на стр.33.

Домашнее задание: §13,14,упр.7 (письменно). По желанию сообщение «Плавление и отвердевание в природе и технике».

 

Класс.

Тема. Плотность вещества.

Цель: «открыть» с учащимися знание о плотности как о физической величине; сформировать умение сравнивать плотности различных веществ.

Новое знание: плотность - скалярная физическая величина, характеризующая вещество;

плотность равна массе единицы объема вещества;

обозначение: («ро»),

формула ,

единица в си: 1 .

Ход урока.

1. Актуализация знаний (масса тело).

2. Способы измерения массы тел (взвешивание, по соотношению изменения скорости взаимодействующих тел).

Реализация продукта.

Схемы по магнитной доске на листах; задать свои вопросы ребятам. Оценивание созданных схем и вопросов.

Домашнее задание: §21; Упражнение (1,2,4). В классе мы подобные вопросы рассмотрим в ходе открытия нового знания.

 

 

Класс.

Ход урока

I. Организационный момент (Приветствие, девиз урока, настрой на деятельность)

IV. Актуализация знаний с элементами проверки домашнего задания.

Приём ”Яркое пятно:

- Для чего нам всем нужны рычаги и блоки? (Пауза)

- Чтобы работу совершать, нам поменьше уставать!

- В силе выигрыш дают эти механизмы,

облегчают они труд, помогают в жизни.

- Какие простые механизмы Вы видите на столе? (демонстрация)

- Какой из этих механизмов не даёт выигрыша в силе? (Неподвижный блок).

- Для чего он служит? (Для изменения направления силы)

- А какой блок даёт выигрыш в силе? Во сколько раз?

Начертите схемы этих блоков.

(Два ученика работают у доски – проверка домашнего задания).

 

 

       
   
 
 

 


Задание классу:

Найдите ошибку:

A O B

 

- Как можно исправить эту ошибку. Перечертите схему правильно.

Обсуждение вариантов исправлений. Проверка схем блоков.

Итак, мы повторили знание о блоках, правило равновесия рычага.

КЛАСС.

Обозначение: Fупр.

Графическое изображение

 
 

 

 


Закон Гука: F упр = R L

Модуль силы упругости при растяжении (или сжатии) тела прямо пропорционален изменению длины тела.

R – жесткость тела

L – удлинение тела

Вес тела – это сила, с которой тело вследствие притяжения к Земле действует на опору или подвес.

Обозначение: P.

Если тело и опора неподвижны или движутся равномерно и прямолинейно, то P = F тяж

Ход урока

Этап. Поиск решения.

§ Как можно обозначить силу упругости? (F упр)

§ О чем «говорит» стрелка над буквой F?

§ Как направлена сила упругости? (если выдвигается гипотеза «вверх», «против силы тяжести» - предъявляем новый факт).

Фронтальный эксперимент

 

 

 
 

 


§ Какая сила не дает гире упасть?

§ Как направлена эта сила?

§ Со стороны какого тела действует на гирю сила упругости?

§ Покажите эту силу на чертеже

 

 

Итак, сила упругости возникает при деформации.

А как оно зависит от деформации?

Проблема

Вернемся к вашему опыту с картоном и гирькой. Картон прогибался под гирькой, а сама гирька сжималась (да, нет, это не заметно).

Поиск решения

§ А как это проверить? Возьмем вместо гирьки целлофановый мешочек с водой. Демонстрируем. Изменяется его форма?

§ Так значит, само тело тоже сжимается?

§ Вы как сначала думали? А как на самом деле?

Введение нового знания. Деформированное тело давит на опору с силой, которую называют весом тела.

Запишите определение на стр.61

Обозначение веса: Ð

К чему приложен вес тела? (к опоре или к подвесу)

Ð = F тяж (численно), если тело и опора неподвижны или движутся равномерно и прямолинейно.

§ А что значит равномерно? (с постоянной скоростью)

§ Какое же явление характеризует вес тела? (взаимодействие тела и опоры (подвеса)).

§ Так какую еще новую силу мы сегодня открыли? (вес тела). Так какая полная тема урока?

Выражение решения

А теперь составьте вопросы

§ Для сравнения веса тела и силы тяжести (1 группа)

§ Для сравнения силы упругости и веса тела (2 группа)

§ Реализация продукта.

§ После составления вопросов предлагаю заполнить таблицу, которую можно завершить дома

 

Сила, особенности силы Природа силы Что характеризует сила Единица К чему приложена Формула
Сила тяжести Вес тела Сила упругости          

 

Задание на дом: §25,26, завершить таблицу, по желанию – приготовить спектакль «Силы».

КЛАСС.

Ход урока

Введение нового термина.

Деформация – это изменение формы или объема тела.

Проблемная ситуация №2.

II этап. Поиск решения.

У вас на столах есть приборы, с которыми вы еще не работали. Что можно сделать, чтобы проверить гипотезы.

Ученики проводят опыт с магнитом, поднося его к скрепке на расстоянии 4-5см. Скрепка притягивается к магниту.

Какой вывод следует? Чья гипотеза оказалась верной?

Итак, сила – это физическая величина. Но какая векторная или скалярная?

Поиск решения

Проверка гипотез на опыте: металлический шарик ударяем слева, а затем справа.

§ Зависит результат действия от направления силы? (Да, зависит)

§ Так какая величина сила? (векторная)

§ Как можно изображать векторные величины на чертеже? (стрелкой).

Покажем это: на тележку вправо действует сила

P F

 
 

 


Работа с рисунком на таблице «О физической величине»

Проблемная ситуация №4

А от чего еще зависит результат действия силы? Подводящий к проблеме диалог.

Д.Э. Проводим опыт с шариком на струне. Сожмем пружину слегка. К диску, прикрепленному к пружине, придвинем пластмассовый шарик, и отпустим пружину. Во втором случае пружину сожмем до конца.

§ Что вы можете сказать о направлении сил?

§ Какая сила больше, действующая в 1 случае или во 2-ом? Почему Вы так решили?

§ Так чем еще определяется результат действия силы? (ее величиной).

Введение новых знаний. Модуль силы F – это числовое значение силы.

Обозначается модуль силы F. Мы знаем, что у физических величин есть единицы измерения. Приведите примеры.

Проблемная ситуация №5.

От чего еще зависит результат действия силы?

Прием создания П.С. (с затруднением)

Противоречие между необходимостью и невозможностью выполнить требования учителя.

Задание ученику: открыть дверь, прикладывая силу у петель.

Можно это сделать? (Нет) Почему?

А если действовать на середину двери? На ручку двери?

§ Какой вывод можно сделать? Результат действия силы зависит от точки приложения силы.

§ Итак, что мы сегодня изучаем? (силу)

§ Кто может дополнить название темы?

КЛАСС

Ход урока

Постановка учебной проблемы

Демонстрируем 2 гири m = 1кг и m = 5кг

§ На какую гирю действует большая сила тяжести? Почему? Посчитайте, какая сила тяжести действует на 1-ую гирю и на 2-ую гирю.(П.С. с «затруднением»)

§ Можете Вы решить эту задачу? Почему? Так над какой проблемой мы будем сегодня работать? (формирование проблемы не совпадающей с темой урока)

Поиск решения

Итак, что мы знаем о силе тяжести в 1Н?

F тяж = 1Н m = 102г
F тяж = 2Н m = 204г
F тяж = 3Н m = 306г
? m = 1кг

§ Как узнать F тяж, действующую на тело массой 1кг?(1кг = 1000г, 1000г/102г = 9,8, значит сила тяжести, действующая на тело массой 1кг в 9,8 раз больше. Чем тело массой 102г, т.е 9,8Н)

m = 1кг F тяж = 9,8Н

Коротко это можно записать так q = 9,8 (на тело массой 1кг действует сила тяжести 9,8Н). Эту величину обозначают буквой q.

q = 9,8

§ А какая сила действует на тело массой 2кг, 3кг, 4кг?

§ Как найти силу тяжести, действующую на тело массой кг?

Fтяж = q*m

Величину q называют ускорением свободного падения. Смысл этой величины раскрывается в старших классах.

§ Итак, мы получили формулу для силы тяжести. Как можно сформулировать тему нашего урока? (формула для силы тяжести). Запишите тему.

§ Теперь вы сможете решить задачу данную в начале урока?

Решите ее. Число q = 10 (для большой гири)

 
 


Дано: Решение:

 

m = 5 кг Fтяж = g * m

 

g = 10 Fтяж = 10 * 5 кг = 50 H


Fтяж -? Ответ: Fтяж = 50 Н.

 

 

§ А чему равен вес этой гири? Р = Fтяж

§ Можно вес тела определить по формуле Р = q*m

Выражение решения

Зная свою массу, найдите силу тяжести, действующую на Вас и Ваш вес.

Покажите эти силы на чертеже:

 

       
   
 

 

 


Fтяж P

 

Кто решил задачу, те решают упр.9 (2,4)

Выражение решения

Показать решение задачи на доске

Задание на дом: §27, упр.9 (3,5), формулы – в конверт

 

КЛАСС

Ход урока.

Обсуждение гипотез.

Если гипотезы не выдвигаются, то продолжаем подводящий диалог: как расположены молекулы соприкасающихся стекол? Какую роль играет вода?

Так какая 2 причина возникновения силы трения? (взаимное притяжение молекул соприкасающихся тел).

Итак, мы выяснили причины возникновения силы трения. А для чегьо смазывают дверные петли, если дверь скрипит и туго открывается? Какую роль играет смазка? Поработаем с учебником с71-72 (что образуется между коньками и льдом). Чем отличаются друг от друга следующие виды трения?

Демонстрируем:

1. скольжение бруска по трибометру

2. качение цилиндра по столу

3. Что происходит с телом в 1 случае? Во 2 случае?. Какие виды трения можно выделить? (трение скольжения и трение качения).

4. А как можно измерить силу трения?

Выдвижение гипотез. Проверка на опыте с помощью динамометра рис.80а.

1. Какие силы действую на брусок?

2. Как направлена сила трения?

3. Чему равна равнодействующая сила?

4. Что это означает?

5. Какой вывод можно сделать?

Как можно измерить силу трения? Прочитаем на стр.72 и запишем в тетрадь выделенный текст.

В каком случае возникает большая сила трения, при движении саней, когда сани порожние или когда на них везут груз? Как это проверить?

Демонстрируем опыт:

Измеряем силу трения, когда брусок не нагружен и когда нагружен. Так от чего еще зависит сила трения? (чем больше сила, прижимающая тело к поверхности, тем больше возникающая при этом сила трения).

А какая сила больше: сила трения скольжения или сила трения качения? Как Вы думаете? А как это проверить?

Выдвижение и проверка гипотезы. Измеряем силу трения скольжения и силу трения качения. Какой вывод можно сделать? Запишем его в тетрадь. Какое изобретение продвинуло человечество вперед? (колесо).

Класс.

Ход урока

I. Актуализация знаний.

§ Что составляет электрическую цепь?

§ Начертите схему простейшей электрической цепи.

§ Как можно в цепи регулировать силу тока?

§ Что является в этой цепи потребителем электрической энергии (приемником эл. тока)?

§ Что характеризует сила тока? Напряжение? Сопротивление?

§ Какой закон связывает эти величины друг с другом?

 

II. Изучение нового материала.

Поиск решения.

Выполнение фронтальных опытов 10 мин.

Выражение решения.

Начертите схемы электрических цепей в тетради.

I способ II способ

       
   
 

 


Реализация продукта

§ Кто покажет свои схемы на доске?

§ Чем отличаются эти соединения?

§ Покажите стрелками направление Эл.тока в каждой цепи.

§ В 1-й цепи есть разветвления? А во 2-й?

§ Если перегорит 1 лампа в 1-й цепи, 2-ая будет гореть? А во 2-й цепи? Почему?

§ Так как же соединены лампы в 1 цепи? Во 2-й цепи? Какие измерительные приборы мы включаем в цепь подобным образом?

§ Какова же тема урока? (Последовательные и параллельные соединения проводников).

 

Выражение решения

Выразите открытые знания в виде таблицы.

Введение нового знания.

При параллельном соединении

Запишите закон в таблицу и сформулируйте их

 

Сила тока Напряжение Сопротивление
J=J1+J2 U1=U2=U

 

  • Где используются последовательные и параллельные соединения проводников?
  • Докажите, что электроприборы в вашем доме соединены параллельно.

 

Обсуждение гипотез

  • Как будем рассчитывать такой участок цепи? Какой закон лежит в основе расчета электрической цепи?

Поиск решения

Создание алгоритма расчета участка цепи со смешанным соединением.

Реализация продукта (на доске).

 

Домашнее задание: §48,49. Упражнение 22 (1), упражнение 23 (1) по образцам. По желанию упражнение 23 (5).

 

Класс.

Тема. Сообщающиеся сосуды.

Цель: «открыть» новое знание о сообщающихся сосудах (на основе закона Паскаля) и их практическом использовании.

 

Новое знание: Сосуды, резервуары которых соединены между собой, называются сообщающимися.

В сообщающихся сосудах любой формы и сечения поверхности однородной жидкости устанавливаются на одном уровне (при равенстве давлений воздуха над жидкостью).

При равенстве давлений высота столба с большей плотностью будет меньше высоты столба жидкости с меньшей плотностью.

Тип урока: Изучение нового материала.

Ход урока

I. Постановка учебной проблемы. (Проблемная ситуация «с затруднением»).

На доске представлены 3 модели кофейников. Какая из них является экономически обоснованной и наиболее удобной? Почему?

 
 

 


Чтобы ответить на этот вопрос обоснованно, мы «открыли» сегодня новое знание.

На столе вы видите различные сосуды: мензурка, жидкостный манометр, отливный сосуд, стакан, чайник, прибор «сообщающиеся сосуды». Разделите их на 2 группы, выделив отличительные признаки (записываем на доске).

  • Каковы же общие признаки манометра, чайника и учебного прибора (рис.109)?

Введение нового знания. Сообщающиеся сосуды – сосуды резервуары, которых соединены друг с другом.

  • Так какова же тема нашего урока?

 

Демонстрация опыта по рис.107.

В трубку налить воды.

  • Что произойдет, если открыть зажим?
  • До какого уровня вода поднимется во 2 трубке?
  • Получить условие равновесия однородной жидкости в сообщающихся сосудах.

Поиск решения:

  • Кто покажет свой вывод на доске? (p1=p2, g h1=g h2 h1=h2).

Сформулируйте условия равновесия однородной жидкости в сообщающихся сосудах.

Проиллюстрируйте это условие на имеющихся сосудах.

Реализация продукта:

  • Что изменится, если ж

Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.394 с.