Индивидуальные занятия с детьми 5-7 лет по коррекции звуков — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Индивидуальные занятия с детьми 5-7 лет по коррекции звуков

2017-11-17 224
Индивидуальные занятия с детьми 5-7 лет по коррекции звуков 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ С ДЕТЬМИ 5-7 ЛЕТ ПО КОРРЕКЦИИ ЗВУКОВ

[Щ] И [Ч]

Пособие представляет собой серию конспектов индивиду­альных занятий по постановке и автоматизации звуков [ч] и [щ]. Значительное место в предложенной системе работы отводится отработке звуков в слогах.

Представленный материал (специально подобранные игровые задания и упражнения) позволяет автоматизировать поставлен­ный логопедом звук, развить лексико-грамматический строй языка, упражнять детей в выполнении звукового и языкового анализа, развивать мыслительную деятельность.

Пособие рассчитано на детей дошкольного возраста. Может быть использовано учителями-логопедами, воспитателями, сту­дентами, будет полезно родителям, занимающимся с детьми самостоятельно.

ЗВУК [щ]

По артикуляции звук [Щ] напоминает длительное мягкое произнесение звука [Ш], отличаясь от него тем, что кончик язы­ка поднят не к передней части твердого неба, а к альвеолам (ни­же, чем при [Ш]). При этом передняя часть языка слегка проги­бается, а средняя часть спинки языка приподнимается к твердо­му небу, тем самым обусловливая мягкость произнесения.

Для устранения недостатков произнесения [Щ] можно ис­пользовать в качестве помощника звук [СЬ]. Во время произне­сения слогов СИ или АСЬ нужно с помощью шпателя слегка приподнять кончик языка к альвеолам, легонько отодвигая его назад. Будет слышаться [ШЬ].

Следует заметить, что подобное звучание вызывается и без подъема кончика языка. Если кончик языка находится за ниж­ними зубами, следует, слегка прикасаясь шпателем, отодвинуть его вглубь рта.

Можно воспользоваться и звуком [Ч], если он произносится правильно: надо попросить ребенка произносить звук [Ч] по­дольше, потянув его так, чтобы слышалось «шипение змейки» - (Ч..Ч..Щ.Щ.).

 

 

Занятие 1

Тема: ПОСТАНОВКА ЗВУКА|Щ]

Задачи: учить правильной артикуляции и правильному произнесению звука [Щ] изолированно и в слогах; развивать фонематический слух, артикуляционную и мелкую моторику, память, внимание, мышление; воспитывать слуховое внима­ние и активность на занятии.

Ход занятия

Организационный момент.

- Отгадай загадку, покажи отгадку.

Отгадайте, это кто

На дереве сидит,

«Кар-кар» кричит.

(Ворона.)

Всех перелетных птиц черней,

Чистит пашню от червей.

(Грач.)

Не ворона, не синица,

Как зовется эта птица?

Примостилась на суку –

Раздалось в лесу: «Ку-ку!».

(Кукушка.)

Далеко мой стук

Слышится вокруг

 

Червякам я враг,

А деревьям - друг.

(Дятел.)

 

Раз, два, три, четыре, пять –

Надо птичку нам узнать:

Черная головка, красненький носок,

Птичка-невеличка, звонкий голосок.

(Щегол.)

А. К. Аксенова. Э. В. Якубовская

 

Назови зимующих птиц. Назови птицу, которая весной прилетает с юга первой. Назови птицу - санитара леса. Угадай, какая птичка прилетела к нам на занятие, - покажи изображение птицы, в названии которой слышится звук [щ].

Сообщение цели занятия.

Сегодня мы будем учиться произносить звук [щ].

Артикуляционная гимнастика.

«Бублик».

Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.

«Грибок».

Рот открыт. Язык присосать к небу.

«Маляр».

Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого неба.

«Лопаточка».

Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

Постановка звука [щ].

Губы выдвинуты вперед и округлены. Зубы сомкнуты или сближены. Кончик языка поднят к альвеолам (передней части неба), боковые края плотно прижаты к верхним коренным зубам. Мышцы языка напряжены. Выдыхаемая теплая длительная воздушная струя выходит посередине языка в образующуюся узкую щель.

Игры на звукоподражание.

Змея. Сердитая змея в траве лежит, на всех зверюшек злоб­но так шипит: «Щщщщщ...»

Гусь. Рука согнута в локте, кисть направлена вперед. Указа­тельный палец и все остальные прижаты друг к другу и опира­ются на большой (как голова гуся). Шевелить кистью (головой гуся) в стороны и шипеть: «Щщщщщ».

Горячий утюг. «Дотронуться» до горячего утюга и произне­сти: щ-щ-щ-щ-щ.

Старый дедушки идет: щ-щ-щ-щ (имитировать шаркающую походку).

С горы едут сапки: щщщщ, щщщщ (можно сопровождать движением руки сверху вниз).

Уточнение артикуляции.

- Я начну, а ты продолжишь: кончик языка... (поднят вверх), боковые края языка прижаты... (к верхним коренным зу­бам), при дыхании распластанный язык... (давши на нёбо). губы... (округлены и слегка вытянуты вперед), зубы.., (сомкну­ты или сближены), воздушная струя... (теплая и длительная) - звук [щ] (глухой и мягкий).

Игра «Будь внимательным».

Ча, та, ща, шо, що, чо, чи... Ащ, ач, ощ, ош, ищ, ить, ощ, ач...

Игра «Услышишь {щ] - подними букву».

Овощ, шапка, плющ, шарф, мяч, прыщ, кошка, щука, чай, щи.

«Какой по счету /щ/?»: щит, лещ, вещь, щетка.

Произнесение слогов (громко, тихо, со сменным уда­рением).

ащ-ощ-ущ-ыщ ащ-ящ-ащ

ящ-ёщ-ющ-ищ ощ-ёщ-ощ

ащ-ящ-ущ-ющ ущ-ющ-ущ

ощ-ёщ-ыщ-ищ ыщ-ищ-ыщ

Итог, оценка деятельности детей.

 

 

Занятие 2

Тема: АВТОМАТИЗАЦИЯ [Щ] В ОБРАТНЫХ СЛОГАХ

Задачи: упражнять в правильном произнесении звука [Щ] изолированно, в слогах и словах; развивать слуховое внимание и фонематический слух, мыслительные операции; воспитывать активность на занятии.

Ход занятия

Организационный момент.

- Сложи разрезную картинку. Какая это буква? (Щ.) Сего­дня будем тренироваться произносить звук [щ].

Игры на звукоподражание.

«Змея». Сердитая змея в траве лежит, на всех зверюшек злоб­но так шипит: «Щщщ» (кнстыо руки изобразить змею).

«Чистим зубки» (выполнять движения как при чистке зубов). Звук [щ] поможет нам чистить зубы по утрам: щ-щ-щ.

«Пальчики здороваются»: большой палец левой руки со­прикасается с большим пальцем правой руки, указательный па­лец левой руки соприкасается с указательным пальцем правой руки и т. д., при этом произносить: щ-щ-щ-щ.

ащ ащ-ты ащ-ды ащ-ящ ащ-я
ощ ощ-ты ощ-ды ощ-ёщ ощ-ё
ущ ущ-ты ущ-ды ощ-ю ущ-ю
ищ ищ-ты ищ-ды ищ-и эщ-е
ещ ещ-ты ещ-ды эщ-ещ ыш-и
ящ ящ-ты ящ-ды ущ-ю ящ-а
         
ащ-та ащ-тэ ащ-то ащ-ты ащ-ту

«Игра па пианино»: подушечками пальцев поочередно на­жимать на поверхность стола и произносить: щ-щ-щ-щ.

Игра «Повтори за мной».

 

Игра «Выдели ударный слог»,

ащ-ащ-ащ-ащ

ащ-ощ-ущ-ыщ

ощ-ощ-ощ-ощ

ощ-ущ-ыщ-ащ

ущ-ущ-ущ-ущ

ущ-ыщ-ащ-ощ

ыщ-ыщ-ыщ-ыщ

ыщ-ущ-ащ-ощ

 

Физкультминутка «Ракета».

Пять, четыре, три, два, один! Поднимать руки рывками через стороны.

Вот мы в космос летим! Соединить поднятые руки «в замок».

Проверяем топливо, Произносить «щ-щ-щ», выпол­няя движения руками вверх вниз

Открываем и закрываем люки. Движения туловища вниз-вверх.

Проверяем радио, Произносить отраженно за логопедом словосочетания «ащ-ощ-ущ...».

Включаем двигатель! Вращать кулачками перед грудью и произносить «щщщ»

Мы взлетаем высоко,

Мчит ракета быстро,

Полетим мы далеко

К звездочкам лучистым. Свободно бегать по комнате.

 

Чистоговорки.

ащ-ащ-ащ - плащ ящ-ящ-ящ-хрящ

ощ-ощ-ощ - овощ ощ-ощ-ощ-борщ

ещ-ещ-ещ - лещ ещ-ещ-ещ-клещ

ющ-ющ-ющ – плющ ыщ-ыщ-ыщ-прыщ

Игра «Угадай слово».

Угадай слово, покажи картинку.

Ле... ово.., пла.., бор.., плю.., ее.., товары...

Произнеси эти слова со словом «мой», «моя».

Игра «Один - много».

Лещи -..., вещи -..., овощи –

товарищи -..., плащи -....

Итог, оценка деятельности детей

 

Анятие 3

Тема: АВТОМАТИЗАЦИЯ [Щ] В ПРЯМЫХ ОТКРЫТЫХ СЛОГАХ

Ход занятия

Организационный момент.

Послушай и скажи, какой звук слышится чаще других.

Два щенка щека к щеке

Щетку щиплют в уголке.

(Звук Щ.)

Звук [щ] какой? (Согласный, мягкий.)

 

Игры на звукоподражание.

«Киски сердится».

Средний и безымянный пальцы упираются в большой. Ука­зательный и мизинец подняты вверх. Плечи поднять, втянуть шею, изображая сердитую кошку, и проговорить «щщщщ».

«Дворник».

Одна рука наверху, другая внизу - обхватывают рукоятку воображаемой метлы, имитируя подметание пола щеткой, про­износить «щщщ».

«Пилим дрова».

Встать друг против друга. Левая нога выдвинута вперед. Правой рукой двигать воображаемую пилу к себе и от себя. Произносить «щщщ».

«Дровосеки».

Расставить ноги на ширину плеч. Руки со сцепленными паль­цами - над головой. Наклоняясь, широким взмахом опускать ру­ки вниз и произносить «щщщ».

Игра «Повтори за мной».

ща-ща-ща ща-аща щу-щу-щу щу-ащу

щи-щи-щи щи-ащи

ще-ще-ще ще-аще

 

Игра «Слушай и повторяй!» (выделить ударный слог).

щи-ще щи-щи-щи ще-ще-ще-ще

щи-ще щи-щи-щи ще-ще-ще-ще

ще-ще щи-щи-щи ще-ще-ще-ще

ще-ще-ще-ще

ат-щи-щи щи-ащи

ат-ще-ще ще-аще

ащи-аще щи-аще

 

Игра «Запомни, повтори».

ща-що-щу-щи що-щу-щи-ща шу-щи-ща-що щи-ща-що-щу

Физкультминутка.

Игра с мячом «Повторяй-ка!».

у-ще-ще ще-у-ще ащу-ащу

у-щи-щи щи-у-щи ощу-ощу

у-ща-ща ща-ущау щу-ущу

у-щу-щу щу-у-щу ищу-ищу

у-ще-ще ще-у-ще эщу-эщу

 

Чистоговоркн.

Ща – ща – ща - пища

Ща – ща – ща - роща

Щи – щи - щи - овощи

Щи –щи - щи - клещи

Щу – щу – щу - щука

Щу – щу – щу - щупать

Щё - щё - щё - щёки

 

Игра «Скажи иначе».

Хищная речная рыба -... (щука), похлебка из рубленной и квашенной капусты -... (щи), познавать ощупью -... (щупать): свёкла, лук - это... (овощи); инструмент -... (клещи); часть лица - (щёки), заповедный лес -... (роща).

 

Игра «Говори - не ошибись!».

Назови предметы: щука, пища, роща, щи, овощи, клещи, щёки.

Назови съедобные предметы.

Назови несъедобные предметы.

Назови слова, которые обозначают один предмет.

Назови слова, которые обозначают много предметов.

Итог, оценка деятельности детей.

 

Занятие 4

Тема: АВТОМАТИЗАЦИЯ [Щ] В ЗАКРЫТЫХ СЛОГАХ

Задачи: упражнять в правильном произнесении звука [щ] в слогах; обогащать и активизировать словарь; развивать слухо­вое внимание и фонематический слух, умение выполнять звуко­вой и языковой анализ; воспитывать активность на занятии.

Ход занятия

Организационный момент.

Отгадай загадку: «Ходит-ходит вкруг леща, пищи на обед ища. Плавниками трепеща, и зубаста, и тоща. Кто это?» (Щука.)

Составь схему этого слова. Назови место звука [щ] в слове. Какие слова со звуком [щ] есть еще в этой загадке?

 

Игра «Повтори за мной».

Щап щак щам щан щат

Щуп щук щум щун щут

щит щик щим щин щит

щеп щек щем щен щет

щащ-ща

щущ-щу

щещ-ще

щищ -щи

 

Игра «Говори, как я!».

щак-щак-щак щащ-щащ-щащ

щок-щок-щок щощ-щощ-щощ

щук-щук-щук щущ-щущ-щущ

щек-щек-щек щищ-щищ-щищ

щик-щик-щик щек-щек-щек

 

Чистоговорки.

ще-ще-ще-щепка

щё-щё-щё-щётка

щё-щё-щё-щёлка

щё-щё-щё-щёлкать

щит-щит-щит - пищит, трещит, тащит

щет-щет-щет- ищет, рыщет

щут-щут-щут- блещут, ищут, тащут, блещут, плещут

щать-щать-щать- обещать, пищать, угощать, трещать, прощать, помещать, вращать.

Физкультминутка.

Игра с мячом «Запомни, повтори».

щак-щок-щук-щик

щок-щук-щик-щак

щук -щик- щак-що к

щик-щак-щок-щук

 

Игра «Закончи слово».

Я буду произносить начало слов, обозначающих профес­сии, а ты должен их закончить.

танцов--щик

ЗИМОВ-щик

стеколь-щик

фонар-щик

закрой-щик

носшъ-щик

литей-щик

сигналь-щик

упаков-щик

чистиль-щик

гон-щик

свар-щик

 

Игра «Что это, кто это?».

Инструмент для уборки... (щётка); сквозное, узкое отвер­стие -... (щёлка, щель); старинный военный доспех -... (щит); отрывисто хлопать -... (щёлкать); издавать писк -... (пищать); радушно предлагать пищу -... (угощать).

9.Итог, оценка деятельности детей.

 

 

Занятие 5

Тем а: АВТОМАТИЗАЦИЯ |Щ| В ЗАКРЫТЫХ СЛОГАХ (ЗВУК В КОНЦЕ СЛОГА)

Задачи: упражнять в правильном произнесении звука [щ] в закрытых слогах; обогащать и активизировать словарь; фор­мировать коммуникативные умения, развивать слуховое внима­ние и фонематический слух, умение выполнять звуковой анализ; воспитывать активность на занятии.

Ход занятия

Организационный момент.

Слушай стихотворение внимательно, чтобы правильно от­ветить на вопрос.

Притащили мы в грозу

Щуку тощую в тазу.

Щекотали щуку щепкой,

Прищепили хвост прищепкой.

Мыли щёки щуке щёткой,

Довели ее щекоткой.

Щука - щётку за щетину,

Отщипнула половину,

Расшвыряла часть вещей,

Пролила кастрюлю щей.

А потом как даст «леща»!

Мы умчались трепеща.

Е. Ефимовский

Скажи, сколько слов со звуком [щ] ты услышал? Послу­шай стихотворение еще раз: выкладывай короткую полоску (обозначающую слово), если услышишь в слове звук [щ].

Игра «Повтори слоги».

Логопед предлагает ребенку произносить слоги то громко, то тихо, то быстро, то медленно.

Бащ мащ пащ нащ кащ дащ

Бощ мощ пощ нощ кощ дощ

Бущ мущ пущ нущ кущ дущ

Быщ мыщ пыщ ныщ кыщ дыщ

Бэщ мэщ пэщ нэщ кэщ дэщ

 

Ващ тащ гащ

Вощ тощ гощ

Вущ тущ гущ

Выщ тыщ гыщ

Вэщ тэщ гэщ

 

Бащ-мащ тащ-дащ пащ-бащ

Бощ-мощ тощ-дощ пощ-бощ

Бущ-мущ тущ-дущ пущ-бущ

 

Физкультминутка.

Ритмическое упражнение «Смешинка».

Дети проговаривают слоги, хлопая в ладоши, ударяя по коленям на последний слог.

ха-ха-ха-ха-ха-ха-хащ

хо-хо-хо-хо-хо-хо-хощ

хо-хо-хо-хо-хо-хо-хощ

хе-хе-хе-хе-хе-хе-хещ

хя-хя-хя-хя-хя-хя-хящ

хэ-хэ-хэ-хэ-хэ-хэ-хэщ

 

Занятие 6

Тема: АВТОМАТИЗАЦИЯ [Щ] В СЛОГАХ СО СТЕЧЕНИЕМ СОГЛАСНЫХ

Задачи: упражнять в правильном произнесении звука [щ] в слогах со стечением согласных; обогащать и активизировать словарь; формировать и развивать коммуникативные умения; раз­вивать слуховое внимание и фонематический слух, координа­цию речи и движения, умение выполнять звуковой и языковой анализ; воспитывать активность и самостоятельность на занятии.

Ход занятия

Организационный момент.

Упражнение па координацию речи и движения по стихо­творению М. К. Картушипой «Уморя».

К берегу бежит волна, Дети делают волнообразные движения одной рукой и произносят «щ»

Вслед за ней - еще одна. То же другой рукой с произнесением «щщщ».

Эта - выше, Поднимают руки и произносят ромко «щщщ».

Эта - ниже, Опускают руки ниже и произносят «щщщ» несколько тише.

Эта - вовсе не видна. Касаются ладонями пола и произно­сят «щщщ» беззвучно.

А на берегу морском «Пересыпают» невидимый песок из одной руки в другую - «щщщщщ».

Будем мы играть с песком,

Будет башня из песка Поочередно ставят один кулакна другой, постепенно поднимая руки, и произносят «щ-щ-щ-щ».

Как до неба - высока. Встают на носки и поднимают руки.

 

Игра «Повтори слоги».

щта Щка щпа гцма Щва
щто Щко щпо гцмо Щво
щту Щку щпу тцму Щву
щты Щки щпы гцмы Щеы
щтэ Щкэ щпэ щмэ Щвэ
щна Гцха щба    
щно Щхо щбо    
щну Щху щоу    
щны Щхы щбы    
щнэ Щхэ щбэ    
ащт Ащк ащп ащк  
ощт Ощк ощп ащх  
ущт Ущк ущп ущх  
ыщт Ышк ыщп ыщх  

 

Игра «запомни, повтори».

щта-ащт

щта-щто-щту

щко-ощк

щта-ащт-щта

щпу-ущп

щуу-ущк-щку

Физкультминутка.

Игра «Повтори по три раза».

ax-щи ам-щи ат-ащ ат-щу ат-ще

ап-щи ах-ще ат-що ат-щи ат-ще

ам-ще ап-ще ах-що ам-ща ап-ща

ах-ще ам-ще ап-ще ах-що ам-що

ап – що ах-щу ам-щу ап-щу

Занятие 7

Тема: АВТОМАТИЗАЦИЯ [Щ] В ПРОСТЫХ ОДНОСЛОЖНЫХ СЛОВАХ (ЗВУК В НАЧАЛЕ СЛОВА, ЗВУК В КОНЦЕ СЛОВА) И ОДНОСЛОЖНЫХ СЛОВАХ СО СТЕЧЕНИЕМ СОГЛАСНЫХ

Задачи: упражнять в правильном произнесении звука [щ] в словах; обогащать и активизировать словарь, формировать и раз­вивать коммуникативные умения; упражнять в умении подби­рать к существительным слова - признаки предметов, формиро­вать навыки словоизменения; развивать слуховое внимание и фонематический слух, мелкую моторику, умение выполнять звуковой и языковой анализ; воспитывать активность и самостоя­тельность на занятии.

Ход занятия

Организационный момент.

Игра «Много - один».

Логопед называет слова, обозначающие много предметов; ре­бенок называет слово, обозначающее один предмет. лещи - лещь клещи - клещ

вещи - вещь прыщи - прыщ

плащи – плащ

Физкультминутка

Игра «Подбери слово».

Петя надел. (плащ).

Щенку дали... (хрящ).

В озере плавает... (лещ).

На стене вьется... (плющ).

У нас вкусный... (борщ).

На огороде вырос огромный... (овощ).

На помощь пришел... (товарищ).

 

Занятие 8

Тема: АВТОМАТИЗАЦИЯ |Щ] В ПРОСТЫХ ДВУСЛОЖНЫХ СЛОВАХ (|Щ| В НАЧАЛЕ СЛОВА)

Задачи: упражнять в правильном произнесении звука [щ] в словах; обогащать и активизировать словарь, тренировать навы­ки словоизменения; развивать слуховое внимание и фонематиче­ский слух, умение выполнять звуковой и слоговый анализ; раз­вивать память, воспитывать активность и самостоятельность на занятии.

Ход занятия

Организационный момент.

Игра «Подскажи словечко».

Подскажи словечко и скажи, с какого звука начинается слово-отгадка.

Я сегодня сбилась с ног –

У меня пропал... (щенок).

В роще щебечут стрижи,

Чечетки, чижи и... (щеглы).

Как у нашей дочки Розовые... (щёчки).

Характеристика звука [щ].

-Звук [щ] какой? (Согласный, мягкий, непарный.)

 

«Будь внимательным!».

Подними букву и/, если услышишь в слове звук [щ]: ще­нок, спички, одуванчик, ящерица, бочка, щелка, помощник.

Игра «Повтори слова».

Щука, щёки, щепа, щеголь, щётка, щели, щепка, щавель, ще­гол, щенок.

Что может двигаться само? Что не может?

Назови предмет на картинке; под каждой картинкой выло­жи столько квадратов, сколько слогов в слове.

Игра «Чего нет?».

Логопед поочередно убирает картинки, ребенок вспомина­ет и говорит, чего нет. {«Нет щуки» и т. д.)

Картинки: щука, щётка, щепка, щегол, щенок.

Физкультминутка.

Игра с мячом «Клубок слов».

Логопед вместе с ребенком по очереди называют слова со зву­ком [щ], каждый раз повторяя слова друг друга.

Игра «Измени слово».

Я вижу щенка. Мы... Ты... Вы... Он... Она... Они...

Я купила щётку. Я собираю щавель.

 

Замени первый звук на звук [щ]. Назови слово.

кепка - щепка венок - щенок

мука - щука виток - щиток-

тучка-щучка полка-щёлка

тетка - щётка курит - щурит

река - щека

Занятие 9

Тема: АВТОМАТИЗАЦИЯ [Щ] В ПРОСТЫХ ДВУСЛОЖНЫХ СЛОВАХ ([Щ] - В СЕРЕДИНЕ, НА КОНЦЕ СЛОВА)

Задачи: упражнять в правильном произнесении звука [щ] в простых двусложных словах; обогащать и активизировать словарь, учить называть предметы обобщающим словом; развивать слуховое внимание и фонематический слух, навыки звукового. анализа, память; воспитывать активность и самостоятельность на занятии.

Ход занятия

Организационный момент.

Игра «Послушай и ответь».

Послушай стихотворение:

Этой щеткой чищу зубы,

Этой щеткой - башмаки,

Этой щеткой чищу брюки –

Все три щетки мне нужны.

Назови слова со звуком [щ].

 

Игра «Эрудит».

Назови первый звук в слове «щавель».

Какой последний звук в слове «плющ»?

Назови пять слов, начинающихся на звук [щ|.

Назови первый слог в слове «щука».

Назови неживой пред­мет со звуком [щ].

Назови живой предмет со звуком [щ].

Со­ставь предложение из слов «рощу», «прилетели», «щеглы», «в», «краснощёкие».

 

Игра «Повтори три раза».

Ищу, пищу, пищать, тащу, еще, пищит, лещей, роща, пища, ищут, тащат, на ощупь, вещи, ящик, тащит, помощь, сыщик, лещик.

 

Игра «Запомни, повтори».

вещи - ящик - пища

ищу - пищу - тащу

роща -чаща – гуща

 

Физкультминутка.

Игра с мячом «Изменяй-ка!».

Я ищу ящик. Ты... Мы... Вы... Он... Она... Они...

Я тащу вещи.

Я иду на помощь.

Я чищу вещи.

 

Игра «Назови общим словом».

Морковь, свёкла, капуста, огурец -... (овощи)

Сумка, рюкзак, чемодан, корзина -... (вещи)

Хлеб, масло, молоко, мясо -... (пища)

Береза, дуб, ель, сосна -... (роща)

 

Заучивание скороговорок.

Щуку я тащу, тащу, Щенок жалобно пищит:

Щуку я не упущу. Тащит он тяжелый щит.

 

Занятие 10

Тема: АВТОМАТИЗАЦИЯ }Щ] В ДВУСЛОЖНЫХ СЛОВАХ СО СТЕЧЕНИЕМ СОГЛАСНЫХ

Задачи: упражнять в правильном произнесении звука [щ] двусложных словах со стечением согласных; обогащать и активизировать словарь, учить называть предметы обобщающим словом, развивать слуховое внимание и фонематический слух; формировать навыки звукового анализа и словообразования, развивать память, воображение; воспитывать активность и са­мостоятельность на занятии.

Ход занятия

Организационный момент.

Послушай стихотворение и ответь на вопрос.

Нина раз считала вещи:

Ящик, овощ, плющ и клещи.

Плюс трещотка, два ножа,

Щит и два карандаша.

Сколько б было здесь вещей,

Если б не было клещей?

(Девять.)

Игра «Говори правильно».

Скажи, что это?

Плащ, шуба - это... (одежда).

Жеребенок, щенок - это... (детеныши животных).

Плющ, василёк - это... (растения).

Карась, щука - это... (рыбы).

Щегол, кукушка-это... (птицы).

Кисель, щи - это... (еда).

 

Игра «Повтори три раза».

Трещу, прощу, трещит, тащи, площадь, блещут, плещут, клещи, общий, гонщик, хищник, ямщик, банщик, сварщик, пиль­щик, ищейка

Игра «Кто это?».

Быстро едет на машине -... (гонщик).

В клетке грозно рычит -... (хищник).

Работает в бане -... (банщик).

Сваривает металлические трубы -.. (сварщик).

Пилит пилой -... (пильщик).

Возница на почтовых лошадях в старину -... (ямщик).

Игра «Считай правильно».

Посчитай от I до 10, произнося числа со словами «плащ», «хищник».

 

Физкультминутка.

Игра «Сочини».

ащи-ащи-ащи... (купили мы плащи).

щу-щу-щу... (я в свисток свищу).

ще-ще-ще... (он сидит в плаще).

ща-ща-ща... (дайте мне борща).

щи-щи-щи... (у собаки клеи/и).

щу-щу-щу... (я тебя прощу).

щик-щик-щик... (рычит грозно хищник).

щут-щут-щут... (волки пищу ищут).

Игра «Путаница».

Составь предложения из слов «Блещут, звезды, небо, в»; «В, хлещут, море, волны».

Обозначай длинной полоской предложение, короткой полоской - слова; «маленькие слова» (предлоги) обозначай специальной фишкой (кружок внутри квадрата).

Игра «Придумай слово».

вращение -... (вращать). прощение -... (прощать). смущение-... (смущать). обещание -... (обещать). помещение -... (помещать). укрощение -... (укрощать).

Заучивание скороговорки.

Два щенка щека к щеке

Щиплют щетку в уголке.

Итог, оценка деятельности детей

 

 

Занятие 11

Тема: АВТОМАТИЗАЦИЯ [Щ] В ТРЕХСЛОЖНЫХ СЛОВАХ ВЕЗ СТЕЧЕНИЯ СОГЛАСНЫХ

Задач и: упражнять в правильном произнесении звука [щ] в трехсложных словах без стечения согласных; обогащать и ак­тивизировать словарь, учить называть предметы обобщающим словом, развивать слуховое внимание и фонематический слух; формировать навыки звукового анализа и словообразования, развивать память, воображение; воспитывать активность и са­мостоятельность на занятии.

Ход занятия

Организационный момент.

Игра «Третий лишний»

Послушай слова. Назови лишнее слово, объясни, почему оно лишнее?

Щука, ёрш, лещ. (Ёрш - лишнее слово, в этом слове нет зву­ка[щ].)

Каша, борщ, щи. (Каша.)

Плющ, шалфей, щавель. (Шалфей.)

Гонщик, банщик, плотник. (Плотник.)

Игра «Говори правильно»

Повторяй слова: овощи, обещать, угощать, помещать, дощатый, помещу, защита, видящий, идущий, кипящий, гудя­щий, дымящий, жилище.

Назови слова, которые обозначают названия предметов.

Назови слова - действия предметов.

Подбери слова: идущий - человек, трамвай кипящий - чайник, кофейник гудящий - сигнал, гудок дымящий - костер видящий - глаз

«Что я сделаю?»

Угошать - угощу; помещать - помещу; защищать — защищу.

Игра «Измени слово»

Измени слово так, чтобы оно обозначало огромный пред­мет:

чудо - чудище жук - жучище рак -рачище сук - сучище бык - бычище рука - ручища нога – ножища

 

Физкультминутка с мячом.

Ударяя по мячу, проговаривай чистоговорки:

Аши-аши-аши - щёки красные у Даши,

Щей-щей-щей - ели много овощей,

Щей-щей-щей - не жалей гостю щей,

Щу-щу-щу - щуку я не дотащу.

Игра «Сколько?»

Мама купила 1 овощ, 3 овоща, 10 овощей.

Вова поймал 1 (лещ...), 3 (лещ...), 10 (лещ...).

С грядки сорвали I (овощ), 3 (овощ...), 10 (овощ...).

Заучивание стихотворения.

Рученька-ручища,

Что в земле ты ищешь?

Ничего я не ищу,

Землю рою и тащу.

(Экскаватор.)

Занятие 12

Тема: АВТОМАТИЗАЦИЯ [Щ] В ТРЕХСЛОЖНЫХ СЛОВАХ СО СТЕЧЕНИЕМ СОГЛАСНЫХ

Задачи: упражнять в правильном произнесении звука [щ] в трехсложных словах со стечением согласных; обогащать и ак­тивизировать словарь, учить называть предметы обобщающим словом, развивать слуховое внимание и фонематический слух, навыки языкового анализа и словоизменения, память; воспиты­вать активность и самостоятельность на занятии.

Ход занятия

Организационный момент.

Рассмотри и назови картинки: нора, тигр, волк, щетка, берлога, картофель, редис, ящик.

Найди пары картинок, между которыми можно установить связь.

Назови эти картинки попарно: нора, берлога - жилища, тигр, волк - хищники, картофель, редис - овощи, щётка, ящик - вещи.

Повтори обобщающие слова. Что общего в этих сло­вах? (Звук [щ].)

 

Игра «Повтори три раза».

Трещотка, защёлка, сгущёнка, ищейка. площадка, мещанка, трещина, хищница, гонщица, сварщица, банщица, помощник, волчище, часовщик, выдумщик, ныряльщик, точильщик, носиль­щик. каменщик.

Игра «Кто это?»

Чинит часы -...

Ныряет в воду

Выдумывает небылицы -...

Помогает -...

Точит ножи, ножницы -...

Носит вещи -...

Игра «Один - много».

Ребенок называет заданные логопедом слова со словами «один» и «много».

Трещотка - одна трещотка, много трещоток.

Ищейка -...

Площадка -...

Трещина -...

Хищник -...

Защёлка

Мещанка -...

Игра «Изменяй-ка!».

Я гуляю с ищейкой на площадке. Я гуляю по площади с товарищем.

Физкультминутка с мячом.

Ударяя по мячу, произноси слова по частям (слогам): трещо­тка, ищейка, защёлка, хищница, трещина, площадка.

Заучивание загадки.

Послушай загадку, нарисуй предметы.

Нина раз считала вещи:

Ящик, щетка, плащ и клещи

Плюс трещотка, два ножа,

Щит и два карандаша.

Сколько было б здесь вещей,

Если б не было клещей?

Сосчитай! (Девять.)

Итог, оценка деятельности детей.

 

Занятие 13

Тема: АВТОМАТИЗАЦИЯ [Щ] В ЧЕТЫРЕХСЛОЖНЫХ СЛОВАХ

Задачи: упражнять в правильном произнесении звука [щ] в сложных словах; обогащать и активизировать словарь, разви­вать слуховое внимание и фонематический слух, навыки языко­вого анализа и словоизменения, память; воспитывать активность и самостоятельность на занятии.

Ход занятия

Организационный момент.

Игра «Собери слово».

-По первым звукам названий предметов составь новое слово: щенок, ищейка, трещина - щит.

По вторым звукам названий предметов составь новое слово: прыщ, борщ, ущелье, щавель - роща.

Игра «Повторяй за мной».

Повторяй слова: вращение, прощение, чудовище, сокровище. удилище, училище, зимовище, хранилище, полотнище, голо­сище, ящерица.

Назови слова, обозначающие огромные предметы; назо­ви слова, обозначающие помещения; назови слова, обозначаю­щие живые предметы.

Игра «Слова-родственники».

Назови слова-родственники: вращение - вращать, вра­щаться. вращающийся; прощение - прощать, прощённый; зи­мовище - зима, зимний, зимующий.

Игра «Измени предложения».

У Мити удилище - это Митино удилище.

У Кати сокровище - это Катино сокровище.

У Ани полотнище - это Анино полотнище.

У Вовы ящерица - это Вовина ящерица

У папы удилище - это папино удилтце

Игра «Закончи предложение».

Петя танцовщик, и Таня танцовщица.

Петя закройщик, и Таня...

Петя наборщик, и Таня...

Петя сигнальщик, и Таня...

Петя кладовщик, и Таня...

Петя упаковщик, и Таня...

 

Составление предложений.

Составь предложения со словами «закройщица», «танцовщица», «упаковщица».

Посчитай, сколько слов в предложении. Обозначай длин ной полоской предложения, короткой - слова.

Физкультминутка.

Игра с мячом «Эхо».

Журчать - вода... какая? (журчащая).

Шипеть - змея... (шипящая).

Блестеть - звезда... (блестящая).

Кричать - чайка... (кричащая).

Кипеть - вода... (кипящая).

Идти - девочка... (идущая).

Бурлить - река... (бурлящая).

О чем или о ком можно сказать «идущая»? «блестящая»?

 

Заучивание считалки.

Послушай считалку:

Щуку тощую с реки притащили рыбаки.

Щука хищная страшней, чем страшилище Кощей.

Мы ей дали овощей и погуще жирных щей.

Щука шлепнула хвостом, словно щёлкнула хлыстом!

И таким ударом крепким расщепила стол на щепки!

Назови слова со звуком [щ]. Назови слова со звуком [щ] в начале слова.

Подбери слова к схемам:

ЗКСК 3 К С 3 К 3 К С С К

щука щепки щепка

 

Занятие 1

Тема: ПОСТАНОВКА ЗВУКА [Ч]

Задачи: учить правильной артикуляции и правильному произнесению звука [ч] изолированно и в слогах; развивать фо­нематический слух, артикуляционную и мелкую моторику, па­мять, внимание, мышление; воспитывать слуховое внимание и ак­тивность на занятии

Ход занятия

Организационный момент.

Артикуляционная гимнастика.

 

Сказка про бабочку

Жила-была бабочка, и была у нее волшебная книжка. Дол­го бабочка разглядывала эту книжку, а потом стала делать уп­ражнения, написанные в ней. У нее сначала ничего не получа­лось, но она вытащила язычок и пошлепала его...

«Непослушный язычок»

Приоткрыть рот, положить язык на нижнюю губу и. по­шлепывая его губами, произносить «пя-пя-пя».

... И язычок стал у бабочки ровным, как лопаточка...

«Лопаточки»

Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на ниж­ней губе.

...Вскоре набежала тучка, но бабочка не растерялась: сло­жила свой язычок чашечкой...

«Чашечки»

Рот широко открыть, передний и боковые края широкого языка поднять, не касаясь зубов.

...и набрала дождевой водички для чая. Попила бабочка чай­ку с бубликом и вкусным вареньем...

«Бублик»

Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.

«Вкусное варенье»

Высунуть широкий язык, облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.

... Потом она покачалась на качелях...

«Качели»

Высунуть узкий язык, тянуться языком попеременно то к носу, то к подбородку. Рот при этом не закрывать.

... и отправилась спать.

 

Постановка звука [ч].

Губы округлены и слегка выдвинуты вперед. Зубы не смыка­ются. Кончик языка вместе со спинкой образует смычку с верх­ними зубами или с альвеолами. Эта смычка незаметно перехо­дит в и(ель между ними. Выдыхаемая короткая воздушная струя ощущается ладонью, поднесенной ко рту, как толчок воздуха.

Игры на звукоподражание.

Поезд. Ребенок делает движения согнутыми руками, произ­нося «ч-ч-ч-ч-ч».

Кузнечики. «Мы на даче побывали, там кузнечика вида­ли...» (произносить «ч-ч-ч-ч-ч»).

Пароход. Дети изображают кистями рук фигурку «Паро­ход» - обе ладони поставлены на ребро, все пальцы прижаты «ковшиком», а большие пальцы подняты вверх.

«Пароход плывет по речке и пыхтит он, словно печка: «ч-ч- ч-ч». (В. В. Цвынтариый.)

Уточнение артикуляции.

- Я начну, а ты продолжишь: кончик языка... (смыкается с корнями верхних резцов) и после взрыва отходит назад к.. (альвеолам - бугоркам на нёбе): язык... (напряжен, прибли­жен к нёбу); губы... (слегка выдвинуты вперед); зубы... (не смыкаются): воздушная струя... (теплая и короткая); звук [ч]... (глухой и мягкий).

Физкультминутка.

Фонопедическое упражнение па стихотворение М. Ю. Кар­ту шиной «Листочек».

 

Подул на листочек ветерок, Дети делают продолжительный выдох,

произнося на выдохе дли­тельно «чччччч»:

поднятые вверх руки медленно опускают вниз.

Задрожал листочек Произносят «ч-ч-ч-ч», потряхивая кистями рук.

Оторвался от веточки и полетел Поднятые вверх руки плавно опус­кать вниз и произносить «ч...ч... ч».

Закружился в воздухе Руки поднять вверх, покружиться и произносить при этом «чччч».

И упал листочек в лужицу. Резко опустить руки вниз - [ч].

 

Игра «Будь внимательным».

ча, та, ща, шо, що, чо, чи...

ащ, ач, ощ, ош, ищ, ить, ощ, ач...

Игра «Собери группу».

Отбери картинки, в названии которых есть звук [ч]. Объе­дини предметы и назови группу (птицы, спортивные вещи, продукты).

Игра «Какой по счету /ч/?» чай, чек, ночь, дочка

 

Произнесение слогов.

Произноси слоги громко, тихо, со сменным ударением:

ач-оч-уч-ыч

ач-яч-ач

яч-ёч-юч-ич

оч-ёч-оч

ач-яч-уч-юч

уч-юч-уч

оч-ёч


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.47 с.