Внешние проявления внутренних психических процессов и возможные ошибки наблюдения. — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Внешние проявления внутренних психических процессов и возможные ошибки наблюдения.

2017-09-28 402
Внешние проявления внутренних психических процессов и возможные ошибки наблюдения. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Самый общий признак, за которым можно наблюдать и который является вы­разителям психической жизни человека— по­ведение человека.

Основные особенности поведения:

• направленность на цель, которая связывается с каким-либо объек­том или ситуацией;

• используемые средства для достижения цели;

• избирательность средств, обусловленная ситуацией или индивидуальными особенностями.

Данная общая характеристика поведения как бы со­здает контекст наблюдения за теми признаками поведения, которые являются выразителями психической жизни. К ним относятся прежде всего тело и его движения:

• движения туловища: поза, осанка, походка;

• движения руки: движение, жест, действие;

• выразительные движения лица: мимика, физиогномическая маска;

• автоконтакты различных частей тела (рук, рук и головы, рук и предметов, рук и ног, рук и туловища и т. д.);

• положение тела по отношению к собственной оси и по отношению к различным объектам (повороты, наклоны, изгибы и т. п.).

 

Кроме описания набора признаков, доступных восприятию и репрезентирующих психику, существуют их характеристики:

а) многозначность одного и того же признака, заключающаяся в том, что он может быть выразителем многих и разных психических ­ состояний и свойств. Одна и та же поза может выражать и сожаление, и пренебрежение, и доброжелательное отношение, и неодобрение. В вос­приятии позы все зависит от контекста наблюдения, о котором упоминалось выше;

б) индивидуальность внешнего выражения одних и тех же психических особенностей. Например, застенчивость может выражаться и как опущенные веки, полузакрытые глаза, и как поза, отражающая же­лание быть меньше, и как напряженность взгляда. Быстрый темп речи у флегматика значит нечто иное, чем такой же темп речи у холерика;

в) ситуационный характер внешних проявлений (поведения, речи, деятельности, внешнего облика), поскольку именно ситуация высту­пает одной из детерминант, влияющих на их качественные характери­стики. Наблюдателю необходимо учитывать диалектику ситуационного и устойчивого проявления психики при организации своего наблюдения.

Ошибки наблюдения. Объективные методы наблюдения разрабатывались для получения достоверного научного знания. Однако проводятся наблюдения человеком и потому субъективный фактор всегда присутствует в его наблюдении.

1. В психологии больше, чем в других дисциплинах, наблюдатель рискует из-за своих ошибок (например, ограничений восприятия) не заметить некоторые важные факты, не принять во внимание полезные данные, исказить факты вследствие своих предвзятых представлений и т.д. Поэтому необходимо принимать во внимание “подводные камни”, связанные с методом наблюдения.

2. Наиболее часто ошибки наблюдения встречаются из-за подверженности галаэффекту (или эффекту ореола), который основывается на обобщении одиночных впечатлений наблюдателя, исходя из того, нравится или не нравится ему наблюдаемый, его действия или поведение. Такой подход ведет к некорректному обобщению, оценке в “черно-белых тонах”, преувеличению или преуменьшению выраженности наблюдаемых фактов.

3. Ошибки усреднения встречаются, когда наблюдатель по тем или иным причинам чувствует себя неуверенно. Тогда проявляется тенденция усреднить оценки наблюдаемых процессов, поскольку известно, что крайности встречаются реже, чем свойства средней интенсивности.

4. Логические ошибки проявляются, когда, например, делают заключение об интеллекте человека по его красноречию или о том, что любезный человек одновременно добродушен; эта ошибка построена на предположении тесной связи между поведением человека и его личностными качествами, что далеко не всегда соответствует истине.

5. Ошибки контраста вызваны склонностью наблюдателя подчеркивать противоположные себе черты у наблюдаемых индивидов. Встречаются также ошибки, связанные с предубеждениями, этническими и профессиональными стереотипами, ошибки некомпетентности наблюдателя, когда описание факта подменяется мнением наблюдателя о нем и т.д.

 

Планирование и содержание наблюдения.

 

Программа наблюдения составляется с учетом требований, которые необходимо выполнить для проведения наблюдения и при обработке его результатов, а именно:

 

1.Сформулировать и записать цель наблюдения;

Чаще всего целями наблюдения являются:

— предварительная ориентировка в объекте;

— получение информации для формулирования гипотезы решаемой проблемы;

— получение информации для проверки, полученной гипотезы;

— уточнение результатов, полученных другими методами;

— извлечение дополнительных связей об изучаемом предмете.

 

2. Определить предмет наблюдения;

Предмет наблюдения — это вербальное и невербальное поведение человека или нескольких групп в определенной психолого-педагогической среде и ситуации. В качестве предмета наблюдения выбирается какая-либо из сторон этого объекта.

 

3.Определить объекты, которые будут фиксироваться при наблюдении, и все их выписать, убедившись, что через них есть возможность познать наблюдаемый психологический феномен

Объект наблюдения — это отдельные лица, большие или малые группы в различных ситуациях взаимодействия.

 

4.Определить и описать ситуации, в которых будет проводиться наблюдение;

5.Установить временные рамки наблюдения и составить его гра­фик;

6. Определить форму регистрации наблюдаемых объектов (или вид записи) и оценить возможность сопоставления наблюдаемых фактов, полученных в разное время или в разных ситуациях, возможно, разны­ми наблюдателями;

7. Разработать или заготовить (если уже есть готовые формы) блан­ки регистрации наблюдаемого явления, если имеется такая необходимость.


После разработки программы необходимо провести техническую подготовительную работу:

• заготовить регистрационные листы (или бланки, схемы);

• точно знать, в какой форме будет вестись запись;

• проверить наличие записывающих средств;

• продумать ситуацию включения в наблюдение;

• определить место, с которого можно наилучшим образом увидеть
то, что интересует;

• согласовать график наблюдений с ходом реальной жизни наблюда­емых людей.

Если в ходе наблюдения программа корректируется (например, до­полнены или изменены объекты наблюдения или состав испытуемых), то все эти изменения фиксируются письменно в журнале исследова­ний или дневнике наблюдений.

 

Способы регистрации и анализ результатов наблюдения.

Запись результатов наблюдений выполняется в виде:

а) кратковременной записи, проводимой по горячему следу, насколько позволяют условия, время и место;

б) карточки наблюдения для регистрации информации касающейся наблюдаемых лиц и явлений. Признаки регистрации, как правило, строго формализованы в закодированном виде, содержат шкалу оценки;

в) протокола наблюдения, предназначенного для комбинированной регистрации результатов наблюдения и используемого, как правило, на начальной стадии исследования для выявления сущностных признаков психоло- педагогического явления;

г) дневника наблюдений, в который систематически день за днем заносятся все необходимые сведения, высказывания, поведение отдельных лиц, собственные размышления, трудности;

д) видео-, фото-, кино-, звукозаписи.

Обработка результатов наблюдений обусловлена его целями, вы­бранным видом и составленной программой. Если наблюдение прово­дится по формализованной схеме, то появляется возможность провес­ти первичную обработку, обобщая данные, полученные по каждому показателю, с учетом количества проведенных наблюдений. Вторич­ная обработка будет зависеть от задач исследования в целом.

Сложнее обстоит дело при обработке результатов наблюдения, ко­торое проводилось на основе фотографической записи и было сплош­ным. В этом случае исследователь должен проявить и теоретическую эрудицию, и интуицию для выделения линий анализа, по которым мо­гут быть сопоставлены полученные в разных наблюдениях факты. Если определить линии анализа, по которым выделяются общие и от­личительные признаки, зафиксированные в разных наблюдениях, то можно сделать обобщения и выводы из проведенных наблюдений.

 

 


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.