Понятие психологической оценки — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Понятие психологической оценки

2017-09-28 392
Понятие психологической оценки 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В последнее время именно методологические аспекты практической деятельности психолога получили приоритетное развитие. Уходит в прошлое чисто «рецептурный2 подход к диагностике – простое описание и использование психодиагностических методик. Специалисты начинают понимать, что без ориентированной на практику методологии и теоретической базы, опирающихся на современные представления и исследования, простое манипулирование диагностическими материалами недостаточно эффективно. Психологическая диагностика превращается в технологический процесс.

Осознание необходимости включения в технологию диагностики реально практических методологических подходов повлекло за собой и обязательность уточнения, конкретизации и даже в какой-то степени пересмотра достаточно большого объема терминов и категорий, имеющих непосредственное отношение к оценке психического развития.

Одной из основных проблем, с которыми приходится сталкиваться педагогу-психологу это проблема соотношения количественного и качественного подхода в диагностической деятельности и вытекающих отсюда норм и нормативов развития.

В том случае когда речь идет о количественном определении психических явлений и сопоставимости результатов подобных измерений с какими-либо среднестатистическими показателями имеет смысл говорить о психометрии. Свое развитие психометрия получила в психологическом тестировании (тестах). Они отличаются строгой процедурой выполнения. Однако существуют и другие виды диагностических процедур которые не подходят под определение тестов и следовательно отличаются процедурой использования.

В настоящее время для решения подобных задач используется термин психологическая оценка – изучение индивидуальности применительно к возникающим в ее жизнедеятельности проблемам.

Т.о. в отличии от тестирования, оценка это сбор и интеграция данных, которые могут быт получены разными путями. Т.к. познание индивидуальности не может быть ограничено только процедурами измерения. Психологическая оценка является наиболее адекватным понятием поскольку поскольку отражает качественный анализ особенностей личности.

Основные принципы диагностической деятельности психолога

1. Теоретико-методологическое «позиционирование» психолога. Необходимость обозначить собственную теоретическую позицию, приверженность к определенной теоретической школе.

2. Принцип единства методологии и диагностики. Связь между теоретическими позициями психолога и использованием конкретных диагностических средств, построенных на основе той же методологии. Руководствуясь этим принципом, психолог получает возможность всегда точно и однозначно ответить на вопросы «зачем?» «почему?» и «Как?» зачем именно так строить процесс диагностики, почему используется та или иная методика, тот или иной подход к анализу, Как должна быть преподнесена методика, изменена инструкция.

3. Принцип структурно-динамической целостности понимание того, что отдельные стороны психического не изолированы, а проявляются целостного и системно. В соответствии с этим принципом каждая конкретная особенность состояния ребенка изучается и оценивается с точки зрения и возрастной соотнесенности, и онтогенетически закономерной последовательности развития, проявляющейся во взаимодействии и гетерохронии формирования тех или иных функций, входящих в единый функциональный ансамбль. Учет данного принципа позволяет не только фиксировать индивидуально-типологические особенности ребенка но и оценить причины и механизмы возникновения подобных особенностей.

4. Принцип учета логики и последовательности нормативного развития.

5. Терминологическая адекватность. Использование в реальной практике психологически адекватной терминологии, позволяющей четко отганичивать ее понятийный аппарат от смежных дисциплин. (например принципиальным является разведение понятий «нарушение» (повреждение) и отклонение (несформированность). Терминологическую проблему необходимо решать в общем контексте психологической этики и гуманизации.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.006 с.