Тема № 5. Речевое взаимодействие учителя и учащихся. Педагогическая стратегия. Педагогическая тактика. — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Тема № 5. Речевое взаимодействие учителя и учащихся. Педагогическая стратегия. Педагогическая тактика.

2017-09-28 1792
Тема № 5. Речевое взаимодействие учителя и учащихся. Педагогическая стратегия. Педагогическая тактика. 2.00 из 5.00 1 оценка
Заказать работу

Занятие направлено на формирование компетенций: ОК – 4; ОПК – 5.

Студенты должны узнать: особенности коммуникативного процесса (цель, условия, решение задачи); основы подготовки к коммуникативной и речевой ситуации.

На основе полученных знаний у студентов формируются коммуникативно-речевые умения: выбирать тему (цель речи) и определять основное содержание коммуникативной и речевой ситуации; работать над композицией публичного общения; анализировать и адекватно воспринимать выступление и информацию коммуникантов.

Обучающиеся должны владеть: приёмами поиска материала для общения; способами словесного оформления речи; речевым этикетом; культурой устной деловой речи общения.

Вопросы для обсуждения на практическом занятии:

1.Субъект-субъектные отношения как норма речевого взаимодействия учителя и учащихся, как средство диалогического познания явлений и фактов действительности. Истина как категория риторики. Онтологический характер проявления отношения субъекта речи к истинности предмета речи. Поиски смысла и истины как высшая цель педагогической деятельности.

2.Педагогико-риторические задачи, решаемые в ситуации педагогического общения. Педагогическая стратегия. Стратегия коммуникативного сотрудничества в педагогическом общении и способы ее реализации. Педагогическая тактика (способ реализации стратегии речевого поведения). Тактика демонстрации доброжелательного отношения к учащимся.

3.Похвала, порицание, оценка, одобрение и ободрение, их специфика и роль в реализации принципов гармонизирующего педагогического общения.

Задания к практическому занятию:

1. Подготовка ответов на вопросы плана.

2. Подготовка к ролевой игре: «Учитель – ученик» (Создание и «разыгрывание» коммуникативных ситуаций).

Комментарии к выполнению заданий практического занятия

1. Прочитайте фрагменты текстов и прокомментируйте их.

1) Описание речевой ситуации дал еще Аристотель: «Речь слагается из трех элементов: из самого оратора, из предмета, о котором он говорит, и из лица, к которому он обращается».

Выделенные Аристотелем элементы составляют основу для описания структуры речевой ситуации, поэтому слагаемые речевой ситуации в рамках педагогического общения определяются так:

говорящий – учитель (адресант) предмет речи – тема: раздел учебно-научного знания ученик – адресат

 

Дидактическая направленность общения предопределяет специфику типа общения: учебное взаимодействие, коммуникативное лидерство педагога. Особенность УРС общения: устойчивость, постоянство содержательных характеристик ряда категорий: роли адресанта и адресата, внешние обстоятельства общения, код общения (язык обучения, стиль). Структурообразущим элементом в УРС является риторическая категория цели:

КТОКОМУГДЕКОГДАПОЧЕМУЗАЧЕМ

говорящий слушающий место ситуация мотив цель

2) Отношение педагог-учащийся – это постоянные социальные роли, обусловленные правилами учебно-научного общения. Внутренние обстоятельства такого общения – это мотивация деятельности и понимание цели как коммуникативного намерения (интенции) участников общения.

Коммуникативное намерение (интенция (лат intention – стремление) обусловлено целями урока. Педагог организует общение для того, чтобы школьники освоили определенный комплекс знаний и умений, познакомились с теми или иными этическими категориями и т. п. Фактически цели урока и коммуникативные намерения педагога можно сформулировать одинаково.

Коммуникативное намерение в процессе педагогического, в частности научно-учебного, общения выступает как единство трех аспектов: мыслительного (ментального), собственно речевого и коммуникативного. Это означает, что учитель, во-первых, продумывает цель общения, во-вторых, намеревается произнести те фразы, которые помогут ему организовать учебный процесс, в-третьих, с помощью такого говорения собирается достичь определенных учебных целей. Ментальный аспект предполагает осознание и структурирование содержания предстоящего общения; собственно речевой – осмысление речевого оформления текста с учетом структуры содержания; коммуникативный – осмысление оформления текста и переструктурирование содержания с учетом характеристик адресата и хода реального общения. Коммуникативный аспект интенции обеспечивает включение текста в процесс коммуникации, «введение его в оборот». Например, для осуществления педагогической коммуникации в жанре объяснительной речи учителю необходимо продумать, составить и провести объяснение, то есть сделать то или иное явление для ученика понятным. Для проведения опроса – продумать, сформулировать, задать вопрос. Таким образом, коммуникативное намерение складывается из трех составляющих: намерения ментального уровня, намерения уровня продуцирования текста, намерения введения текста в коммуникацию.

3) Коммуникативная стратегия педагогического общения – магистральная линия речевого поведения, избранная для реализации цели творческого взаимодействия. Коммуникативная тактика определяется личностным осмыслением темы (предмета речи), и стремлением говорящего найти риторические «способы убеждения» (по Аристотелю), чтобы влиять на собеседника и оптимально решить коммуникативную задачу.

Существует риторическая типология стратегических целей:

- проинформировать – дать представление о предмете речи конкретно и беспристрастно;

- убедить – склонить к своему мнению, использовав нужные аргументы и доказательства, апеллируя в первую очередь к разуму собеседника, к его жизненному опыту;

- внушить – обратиться к чувствам слушателя, использовав и логические, и эмоциональные средства воздействия на личность (риторические фигуры, тропы и т. п.)

- побудить к действию – призвать, убедить собеседника в необходимости действия таким образом, чтобы ответной реакцией было непосредственное действие

В конкретной ситуации общения возможны различные сочетания стратегических подходов: информировать и убедить; убедить и внушить и т. п. Стратегия педагогического общения предопределяется логикой научного и риторического знания, а также коммуникативными целями взаимодействия.

4) Коммуникативными нормами общего характера, определяющими весь процесс коммуникации, являются принципы:

- кооперации – обязательность установки на сотрудничество, регулирование речевого поведения;

- целесообразности – в основе лежат этические нормы, регулирующие выбор этически корректных средств для достижения целей общения;

- гармоничности – наличие баланса между информативностью и эмоциональностью, между информационным и фактическим общением;

- структурирования – вычленение и расположение всех смысловых частей, логических связей.

5) Культура создания и восприятия текстов предполагает, что информация не подается и не воспринимается изолированно от другой информации и от окружающего мира, а существует в определенном контексте – заранее заданном «смысловом поле» (Ю. М. Лотман).

Речевой этикет – система устойчивых формул общения, предписываемых обществом для установления речевого контакта собеседников, поддержания общения в избранной тональности, соответственно их социальным ролям и ролевым позициям относительно друг друга, взаимным отношениям в официальной и неофициальной обстановке.

Формулы речевого этикета, употребляемые в определенной ситуации, типизировано отражают эту ситуацию, её компоненты, что находит воплощение в их грамматической структуре и стилистической окраске. Так, местоимения вы, ты, используемые в ситуации общения с одним человеком, показывают официальные или неофициальные отношения собеседников.

6) Коммуникативные постулаты

Коммуникативными постулатами (постулатами речевого общения) называют систему основных положений, которые нужно учитывать при организации дискурсовразных типов. Ориентирами могут служить постулаты Г. Грайса, на которых основано кооперативное общение.

Грайс разделил постулаты на четыре категории, которые, вслед за Кантом, назвал категориями Количества, Качества, Отношения и Способа. Категория Количества, по Грайсу, связана с тем количеством информации, которое необходимо передать, и представлена двумя постулатами: «Твое высказывание не должно содержать меньше информации, чем требуется» и «Твое высказывание не должно содержать больше информации, чем требуется». Категория Качества раскрывается в общем постулате – «Старайся, чтобы твое высказывание было истинным» – и конкретизируется в двух частных постулатах: «Не говори того, что ты считаешь ложным» и «Не говори того, для чего у тебя нет достаточных оснований». С категорией Отношения связан лишь один постулат релевантности – «Не отклоняйся от темы». Категория Способа соотнесена не с тем, что говорится, а с тем, как говорится. Общее требование – «Выражайся ясно» – конкретизируется в постулатах «Избегай непонятных выражений» и «Избегай неоднозначности». Существуют постулаты речевого общения и другой природы – эстетические, социальные, моральные (например, «Будь вежлив»).

Все эти постулаты не являются универсалиями общения, т. к. в реальном процессе коммуникации возможен не только кооперативный, но и конфронтационный дискурс, а в разных типах общения существуют специфические, присущие только данному типу коммуникативныенормы. Кроме того, при построении текста говорящий должен избегать паралогизмов и софизмов (об этом ниже).

2. Одна и та же фраза – например, «На улице дождь» – может в различных ситуациях выполнять разную функцию, то есть выражать различные коммуникативные намерения. Придумайте ситуации, в контексте которых предложенная фраза выражает следующие намерения: отказ, совет, упрек, извинение и т. д.

3. Опишите модель коммуникативного акта, предложенную Р. Якобсоном. Какие новые компоненты в модель ситуации внес Д. Хаймс? (ксерокопии раздаются на занятии).

4. Прочитайте фрагмент рассказа В. Шукшина «Срезал» (текст раздается студентам на занятии). Проанализируйте текст, учитывая параметры коммуникативно-речевой ситуации (речевое поведение коммуникантов; коммуникативная интенция (намерение) Глеба Капустина; уровни общения (примитивный, манипулятивный, конвенционный).

5. Вопросы для самопроверки

Какие стили речи используются в педагогическом общении?

Охарактеризуйте типичные для педагогического общения речевые жанры.

В чем специфика педагогического общения? Сформулируйте постулаты общения, которыми должен, с вашей точки зрения, руководствоваться учитель.

Назовите стили общения. Опишите речевое поведение какого-либо учителя. Какой стиль поведения реализуется в его поведении?

В чем заключается и как проявляется гармонизирующее общение в педагогической деятельности?

6. Ответьте на вопросы тестовых заданий:

а) Высказывание: «Твой коммуникативный вклад на данном шаге диалога должен быть таким, какого требует совместно принятая цель (направление) этого диалога» сформулировал ученый (один ответ)

1.Дж. Сёрль

2. Ф.ван Еемерен

3. Г.П. Грайс

4. Ст. Тулмин

б) Какой из коммуникативных принципов Грайса нарушен в следующем фрагменте:

«– Насчет лекции... Анна Афанасьевна просила передать...

Директор махнул рукой.

– Толку-то от этих лекций! Приезжайте, поговорите. Вот картину какую-нибудь интересную привезут, я позвоню – приезжайте.

– Зачем? – не понял Солодовников.

– Ну, лекцию-то читать.

– А при чем тут картина?

– А как людей собрать? Перед картиной и прочитаете. Иначе же их не соберешь...»

(В. Шукшин. «Шире шаг, маэстро!»), (один ответ)

количества

качества

способа

отношения

в) Сократовский парадокс «Я знаю только то, что я ничего не знаю» является примером нарушения категории (коммуникативного принципа) (один ответ)

количества,

качества,

способа,

отношения.

г) «– Сапоги у меня были яловые, – откликнулся Замараев, – деверем пошиты.

– Как это – деревом? – не понял Ероха.

– Дикий ты парень. Русского языка не понимаешь» (С. Довлатов «Зона»).

В диалоге нарушена категория (один ответ)

Количества,

Качества,

Способа,

Отношения.

7. Смоделировать речевые ситуации. Выбрать любые три ситуации и подготовиться разыграть их в аудитории. Встреча – приветствие: встреча двух друзей на стадионе; учитель входит в класс – предстоит урок; ранним утром на берегу озера собираются рыбаки и др. (придумать и разыграть и другие ситуации).

8. Тренинг на практическом занятии.

1) Извинения: в толпе незнакомых людей; в школе – ученик перед учителем (и наоборот).

2) Просьба: в официальном заявлении; в письме к незнакомому и к знакомому; эмоциональная или нейтральная; штамп, используемый всеми (и нежелательный).

3) Поздравления: с праздниками; знаменательными событиями; юбилеем и пр.; с личной удачей; свадьбой; успехами; Новым годом.

 


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.031 с.