Тема № 7. Процесс чтения и воспроизведение прочитанного. Специфика продуктивных видов речевой деятельности. — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Тема № 7. Процесс чтения и воспроизведение прочитанного. Специфика продуктивных видов речевой деятельности.

2017-09-28 954
Тема № 7. Процесс чтения и воспроизведение прочитанного. Специфика продуктивных видов речевой деятельности. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Занятие направлено на формирование компетенций: ОК – 4; ОПК – 5.

Студенты должны узнать: особенности мыслительного процесса речевой деятельности (цель, условия, решение задачи); виды речевой деятельности; специфику кумулятивной функции языка; этические нормы речевой культуры.

На основе полученных знаний у студентов формируются коммуникативно-речевые умения: выбирать тему (цель речи) и определять основное содержание в зависимости от вида речевой деятельности; обобщать, анализировать и адекватно воспринимать информацию коммуникантов; соблюдать этику устной речи и слушания.

Обучающиеся должны владеть: навыками подготовки к общению; приёмами поиска речевого материала для определенного вида речевой деятельности; способами словесного оформления речи; культурой устной деловой речи и общения.

Вопросы для обсуждения на практическом занятии:

1.Приемы осмысления текста в процессе ознакомительного и изучающего (аналитического) чтения. Признаки хорошего, зрелого чтения. Приемы запоминания прочитанного. Формы и приемы воспроизведения прочитанного.

2. Говорение и письмо как виды речевой деятельности. Специфика продуктивных видов речевой деятельности. Взаимодействие устной и письменной речи. Общее и различное в природе устной и письменной речи. Механизмы речи, обеспечивающие создание устных и письменных высказываний.

Задания к практическому занятию:

1. Подготовка ответов на вопросы плана.

2. Подготовка докладов на темы (групповые задания):

1) Способы чтения.

2) Недостатки традиционного чтения и способы их устранения.

3. Творческое задание: анализ видов речевой деятельности преподавателя и студентов на лекционных и практических занятиях.

Комментарии к выполнению заданий практического занятия

1. Прочитайте фрагменты текста и ознакомьте с полученной инфомацией своих товарищей.

1) Чтение – вид речевой деятельности, в основе которого лежит восприятие и осмысление письменного текста. Чтение связано с переводом буквенного кода в звуковой либо во внешней (громкое чтение, чтение вслух), либо во внутренней (чтение про себя).

Умение читать предполагает овладение техникой чтения, т. е. правильным озвучиванием текста, записанного в определенной графической системе, и умением осмыслить, интерпретировать, понять прочитанное. Наиболее существенными чертами зрелого (хорошего) чтения являются: его высокая скорость (про себя), что обусловлено автоматизмом обработки воспринимаемого печатного материала; гибкость, т. е. умение читать с разной скоростью в зависимости от речевой ситуации.

Как и любой другой вид речевой деятельности, чтение связано с решением определенной коммуникативной задачи.

Под коммуникативной задачей в данном случае следует понимать установку на то, с какой целью осуществляется чтение: где, когда, для чего будет использована извлеченная из текста информация. Следовательно, речь идет о функциях чтения, в основе выделения которых лежит соответствующая целевая установка.

Функции чтения аналогичны функциям слушания: регулятивная, ценностно-ориентационная.

Еще одна функция чтения условно может быть названа функцией реагирования, которая реализуется в процессе критического осмысления информации и фиксируется в виде текстов-ответов: «читаю, чтобы знать», трансформируется в формулу «читаю и не могу не ответить» («читаю и не могу согласиться», «читаю и хочу высказать свою точку зрения»).

Так как в процессе чтения решаются различные коммуникативные задачи, то реализуются разные виды чтения. Следовательно, процесс чтения протекает по-разному в зависимости от той задачи, которая возникает у человека, когда он работает с письменным текстом (статьей, книгой, письмом и т. п.).

2) В литературе, посвященной проблемам чтения, выделяется разное количество видов чтения: изучающее, ознакомительное, просмотровое, аналитическое, выборочное, быстрое, медленное и др. Охарактеризуем те из них, которые имеют практическое значение.

Ознакомительное чтение предполагает беглое просматривание, фрагментарное, избирательное пропитывание текста (книги, статьи, газеты, журнала и т. п.), чтобы выявить в самом общем виде его характер: о чем в нем говорится, кому он адресован, насколько полно в нем, судя по оглавлению, аннотации и другим признакам, освещена та или иная проблема.

Ситуации, связанные с ознакомительным чтением, всем хорошо знакомы: отбор литературы для подготовки сообщения или доклада; личная заинтересованность той или иной проблемой; выбор учебника, той или другой литературы для подготовки к экзамену, уроку и т. п.

Ознакомительное чтение может стать первой стадией глубокого, вдумчивого изучения какого-либо текста, требующего полного охвата его содержания, полного его осмысления. В этом случае используется изучающее чтение. Изучающее чтение, как правило, предполагает воспроизведение прочитанного в определенном объеме, что обусловлено такими причинами, как необходимость на основе прочитанного подготовиться к занятиям, зачету, экзамену, принять участие в научной дискуссии, на основе прочитанного определить перспективу собственных научных изысканий и т. п.

3) Разные виды чтения требуют использования специфических приемов работы с читаемым текстом. Назовем наиболее важные и значимые для каждого вида чтения.

Ознакомительное чтение, как уже было сказано, предназначено для получения самого общего представления об определенном тексте. Именно поэтому оно начинается с изучения внешних данных книги. Этот процесс предполагает:

- осмысление названия (заголовка), эпиграфа (если он есть);

- определение автора текста: знаком или нет? хорошо ли знаком? по каким работам? вызывали интерес его труды в прошлом?;

- знакомство с выходными данными: когда написан текст? где издан?;

- чтение аннотации, что позволяет определить, чему посвящена публикация, для кого предназначена и т. п.;

- просматривание рисунков, иллюстраций, схем и других внетекстовых компонентов.

Знакомство с внешними данными книги и их анализ основаны на действии механизма прогнозирования. Это означает, что читатель начинает активно мыслить еще до чтения текста, и чем активнее процесс предугадывания, тем эффективнее будет результат чтения.

В самом тексте также имеются опоры, позволяющие быстро понять, о чем в нем говорится. Это ключевые слова, несущие основную информацию. Умение видеть ключевые слова и соотносить их с предварительными предположениями о характере информации – первый шаг к постижению содержания текста.

Таким образом, ознакомительное чтение основано на использовании особых приемов, активизирующих мыслительную деятельность читателя, которая обеспечивается механизмом антиципации.

4) Приемы изучающего чтения обеспечивают глубокое проникновение в содержание текста, его более полное и целенаправленное осмысление, а следовательно, и более прочное запоминание. Овладение приемами изучающего чтения способствует осознанному созданию вторичных текстов, таких, например, как конспект, тезисы, реферат и т. п. И, наконец, на основе умений, связанных с осмыслением прочитанного, более успешно реализуются многие речевые жанры публичного выступления (доклад, сообщение, лекция), ораторского искусства, а также такие жанры письменных высказываний, как обзор, рецензия, отзыв и др.

Активная мыслительная работа при изучающем чтении начинается фактически перед чтением. На этом этапе используются уже названные приемы ознакомительного чтения, направленные на прогнозирование читателем содержания, структуры, темы и даже смысла текста.

Во время чтения активная мыслительная работа проявляется в следующем:

– в умении выявлять скрытые вопросы по содержанию текста;

– в умении задумываться над тем, как ответить на возникшие вопросы, или в умении искать в тексте ответы на них;

– в умении выделять (подчеркивать, отмечать, записывать) главное, существенное, трудное, неизвестное, непонятное.

В процессе чтения используются и другие приемы осознания и запоминания прочитанного. Назовем в качестве примера один из них – представление содержания текста в виде схемы, таблицы, рисунка. Использование такого приема позволяет читающему не только увидеть в тексте главное, существенное, но и осознать взаимосвязь между фактами и явлениями, систематизировать информацию, определить ее теоретическую и практическую значимость.

Активная мыслительная работа продолжается и после чтения. На этом этапе читающий должен проверить, удалось ли:

– сформулировать основную мысль прочитанного;

– выделить основную информацию;

– обозначить смысловые вехи (главные мысли каждой части) прочитанного текста;

– выбрать (отобрать) и переработать нужную информацию для выполнения конкретного задания, выходящего за рамки чтения текста.

И наконец, отметим, что изучающее чтение часто бывает связано с запоминанием текста. Чтобы оно не было механическим, нужно стремиться к тому, чтобы выразить основное содержание текста не только в виде пересказа, но и в виде плана, схемы, таблицы, рисунков. Нужно научиться переформулировать правила и определения, содержащиеся в тексте, делать выводы и обобщения не только по тексту, но и самостоятельно, мысленно изменяя ситуацию общения. Все эти умения обеспечиваются, как правило, механизмом эквивалентных замен.

Таким образом, понимание текста в процессе чтения представляет собой сложный мыслительный процесс, в основе которого лежит познание глубинной смысловой структуры речевого произведения. Фактически читающий должен стремиться свернуть содержание читаемого текста до емкой фразы, передающей основной смысл высказывания. «Если наш партнер воспроизведет буквально принятую последовательность предложении, мы не будем знать, – писал Н.И. Жинкин, – понял ли он сказанное. Механическое воспроизведение речи не является осмысленным».

2. Запишите текст под диктовку. Ваша задача – «оживить» написанное.

«Стиль слушания определяется и тем, кто ваш собеседник – мужчина или женщина. Анализ магнитофонных записей разговоров позволил установить существенные различия в поведении мужчин и женщин.

Когда разговаривают двое мужчин или две женщины, то они перебивают друг друга примерно одинаково часто. Но когда разговаривают мужчина и женщина, то мужчина перебивает женщину почти в два раза чаще. Примерно одну треть разговора женщина собирается с мыслями, пытаясь восстановить то направление разговора, которое было в момент, когда ее перебили.

По-видимому, мужчины склонны сосредоточиваться на содержании разговора, тогда как женщины больше уделяют внимание самому процессу общения. Мужчина обычно слушает внимательно только 10–15 секунд. Затем он начинает слушать самого себя и искать, что бы добавить к предмету беседы». (Атватер Иствуд.)

3. Найдите фрагменты текста, в которых описывается, как звучала «первая фраза» Грозного в исполнении Ф. И. Шаляпина до и после замечаний С. И. Мамонтова. Произнесите эту фразу в соответствии с комментариями текста.

«...Я играл в «Псковитянке» роль Ивана Грозного. С великим волнением готовился я к ней... Я не спал ночей. Смотрел в галереях и частных коллекциях портреты царя Ивана, смотрел картины на темы, связанные с его жизнью. Я выучил роль назубок и начал репетировать. Репетирую старательно, усердно – увы, ничего не выходит. Скучно.

Сначала я нервничал, злился, грубо отвечал режиссеру и товарищам на вопросы, относившиеся к роли, а кончил тем, что разорвал клавир в куски, ушел в уборную и буквально зарыдал.

– А ну-ка, – сказал Мамонтов, – начните-ка еще раз сначала.

Я вышел на сцену. Мамонтов сел в партер и слушает. Иван Грозный, разорив и предав огню вольный Новгород, пришел в Псков сокрушить и в нем дух вольности. Моя первая сцена представляет появление Грозного на пороге дома псковского наместника, боярина Токмакова.

– Войти аль нет? – первая моя фраза.

Для роли Грозного этот вопрос имеет такое же значение, как для роли Гамлета вопрос: «Быть или не быть?» В ней надо сразу показать характер царя, дать почувствовать его жуткое нутро. Надо сделать ясным зрителю, не читавшему истории, а тем более – читавшему ее, почему трепещет боярин Токмаков от одного вида Ивана.

Подходит Мамонтов и совсем просто, как бы даже мимоходом, замечает:

– Хитряга и ханжа у вас в Иване есть, а вот Грозного нет.

Как молнией, осветил мне Мамонтов одним этим замечанием положение.

– Интонация фальшивая! – сразу почувствовал я. Первая фраза – «Войти аль нет?» – звучит у меня ехидно, ханжески, саркастически, зло. Это рисует царя слабыми, нехарактерными штрихами. Это только морщинки, только оттенки его лица, но не само его лицо. Я понял, что в первой фразе царя Ивана должна вылиться вся его натура в ее главной сути.

Я повторил сцену:

– Войти аль нет?

Могучим, грозным, жестоко-издевательским голосом, как удар железным посохом, бросил я мой вопрос, свирепо озирая комнату.

И сразу все кругом задрожало и ожило. Весь акт прошел ярко и произвел огромное впечатление. Интонация одной фразы, правильно взятая, превратила ехидную змею (первоначальный оттенок моей интонации) в свирепого тигра...». (Ф. И. Шаляпин.)

4. Прочитайте фрагмент кинофильма «Сто дней после детства». В каких вербальных и невербальных средствах проявляется недостаточная коммуникативная культура воспитательницы?

«Ксения Львовна воспитательница 1-го отряда, была сухая, красивая еще женщина, в длинной юбке и игривой кофточке.

– Ну как, уселись? Можно начинать? Здравствуйте, дети!

– Здравствуйте!

– А теперь поорганизованней! Здравствуйте, дети!

– Здравствуйте!

– Очень хорошо. Мальчик, сними, пожалуйста, шляпу, у тебя в ней дурацкий вид... Итак, для начала мы с вами должны выбрать председателя совета отряда. Я слушаю предложения.

– Ну, мы будем молчать или будем говорить? – спросила Ксения Львовна срывающимся голосом и поджав губы».

5. Представьте себе, что вам следует оценить ученический ответ по русскому языку. Как вы считаете, ответ был спонтанным или подготовленным заранее? Почему вы так полагаете? Назовите характерные признаки устной речи в ответе ученика. О чем свидетельствует каждая из названных вами особенностей?

Каково коммуникативное намерение говорящего? Реализовано ли оно? Докажите. Как бы вы оценили данный ответ?

Подлежащее...ой!... в предложении есть подлежащее и дополнение. Подлежащее в отличие...ой!... подлежащее – это главный член предложения, отвечает на вопросы... отвечает на вопросы кто? и что?, выражается существительным в именительном падеже...существительным или местоимением в именительном падеже... и обозначает предмет.

Например... «наступила осень». «Осень» – это подлежащее, главный член предложения, отвечающий на вопрос что?, выражается существительным в именительном падеже, обозначает предмет-дополнение в отличие от... этого... подлежащего – не главный...ой!... второстепенный член предложения, отвечает на вопросы косвенных падежей и обозначает... выражается существительным или местоимением в косвенных падежах и обозначает... так же, как и подлежащее, обозначает предмет. «Ветер открыл окно». «Окно»... В этом предложении дополнение – «окно»... Это второстепенный член предложения, отвечает на вопрос... открыл что? – окно и выражается существительным... в винительном падеже и обозначает предмет.

6. Проанализируйте описанный ниже фрагмент урока русского языка. В ходе проверки домашнего задания ученик поставил под сомнение правильность ответа одноклассника и обратился с вопросом к учителю.

Какая задача стояла перед учителем в данной учебно-речевой ситуации? Справился ли с ней учитель? Как бы вы поступили, если бы оказались на месте молодого педагога?

Ученик. А я считаю, что слово не «преуменьшить», а «приуменьшить»... Это неполное действие.

Учитель. Почему? Где это слово? (Задумавшись, произносит медленно). Преуменьшить... Ну, здесь на самом деле... Преуменьшить... Ты думаешь, что это неполное действие? (Ропот в классе, возгласы с мест: «Ты что?») Нет, пожалуй. Скорее всего, это значение, близкое к слову «очень». Ты не на часть уменьшаешь, а очень уменьшил. Поэтому в этом значении мы употребляем приставку «пре». Так. Все ясно?

7. Подготовьте вопросы для интервью с кем-либо из интересных лиц, окружающих вас.

9. Составьте два варианта небольшого текста на тему «Как я провел выходной день»: письменный (заметка в газету, письмо, рассказ) и устный (ответ на вопрос по телефону, устный рассказ в кругу семьи).

 


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.049 с.