Тема № 6. Речевая деятельность. Виды речевой деятельности. — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Тема № 6. Речевая деятельность. Виды речевой деятельности.

2017-09-28 1461
Тема № 6. Речевая деятельность. Виды речевой деятельности. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Занятие направлено на формирование компетенций: ОК – 4; ОПК – 5.

Студенты должны узнать: особенности мыслительного процесса речевой деятельности (цель, условия, решение задачи); специфику кумулятивной функции языка; этические нормы речевой культуры.

На основе полученных знаний у студентов формируются коммуникативно-речевые умения: выбирать тему (цель речи) и определять основное содержание речевой деятельности; обобщать, анализировать и адекватно воспринимать информацию коммуникантов; соблюдать этику устной речи и слушания.

Обучающиеся должны владеть: навыками подготовки к общению; приёмами поиска речевого материала для общения; способами словесного оформления речи; культурой устной деловой речи и общения.

Вопросы для обсуждения на практическом занятии:

1. Особенности и функции рецептивных и продуктивных видов речевой деятельности. Этапы создания и восприятия текстов.

2. Механизмы речи и особенности их функционирования в процессе порождения и восприятия высказывания.

3. Речевая деятельность учителя.

4. Слушание в профессиональной деятельности учителя. Специфика слушания как вида речевой деятельности. Функции слушания. Виды слушания. Способы слушания Умение слушать как профессионально значимое умение. Учебно-речевые ситуации, связанные с умением учителя слушать. Основные приемы совершенствования умения слушать.

5. Специфика чтения как вида речевой деятельности. Функции чтения. Виды чтения. Механизмы чтения. Чтение как процесс извлечения смысла из письменного текста, как процесс его понимания. Специфика понимания текстов различного характера (научного, художественного, публицистического). Эпифеноменальное понимание, формы его проявления и причины возникновения. Чтение как деятельность. Этапы работы с текстом в процессе осмысления читаемого.

Задания к практическому занятию:

1. Подготовка ответов на вопросы плана.

2. Подготовка докладов на темы (групповые задания):

1) Слушание публичного выступления.

2) Слушание лекции и принципы ее конспектирования.

3) Слушание в ситуации делового общения.

Комментарии к выполнению заданий практического занятия

1. Прочитайте фрагменты текстов. Перескажите их, сопровождая свою речь комментариями.

1) Речевая деятельность – это способ реализации общественно-коммуникативных потребностей человека в процессе общения. Речь при этом становится средством формирования и формулирования мысли, что определяет творческий характер речевой деятельности.

Формулируя мысль, человек создает высказывание, осмысливая его, т. е. снова формулирует мысль на основе осознания содержательных компонентов текста, соотнесения их значения с определенным объектом действительности, с той оценкой фактов, явлений и событий, о которых говорится в тексте. В процессе восприятия текста человек создает новый текст, высказывание в виде ответа, возражения, согласия, развития темы исходного текста, может быть деятельностная реакция (закрыть окно, передать соль, дать книгу и т. д.), ответная реакция в виде создания нового текста (письмо, заметка в газету, отзыв, рецензия и т. д.).

Речевая деятельнос ть – это деятельность текстовая, основанная на умении создавать и воспринимать высказывания (тексты) в процессе речевой коммуникации.

Речевая деятельность реализуется в различных формах и видах. Виды речевой деятельности вычленяются в зависимости от характера психофизиологической деятельности человека, связанной с созданием и восприятием текстов.

Продуктивные виды речевой деятельности – говорение и письмо – предполагают создание текстов в устной (говорение) и письменной (письмо) форме.

Рецептивные виды речевой деятельности связаны с восприятием и осмыслением устных (слушание) и письменных (чтение) высказываний.

2) Как и всякая деятельность, речевая деятельность осуществляется поэтапно.

I. Побудительно-мотивационный этап предполагает возникновение мотива речевой деятельности, что связано с характером общения, с особенностями речевой и коммуникативной ситуации, в которой оказался человек. В процессе деятельности возникает ситуация, которая побуждает человека высказать свою точку зрения, возразить по поводу сказанного и т. п. В ряде случаев эта ситуация неизбежно влечет к речевой деятельности: иду на урок, следовательно, буду творить; завтра экзамен, следовательно, буду читать и т. п.

В других ситуациях мотив, побуждение к деятельности могут быть не реализованы: высказать свою точку зрения можно, но в данном случае лучше воздержаться.

Таким образом, на этом этапе мотив речевой деятельности осознается, и, если человек решил включиться в нее, формируется коммуникативное намерение участника общения, которое представляет собой единство мотива (уместно ли говорить, читать, писать в данном случае) и цели (зачем говорить? зачем читать? что я буду утверждать?) речевого действия.

II. Ориентировочный этап является одним из важнейших в процессе порождения (и восприятия) высказывания.

На этом этапе происходит обдумывание, планирование, выборкласса (характера) речевого поведения, формирование первоначального представления о жанре и стиле высказывания. Другими словами, человек выбирает способ решения сформулированнойна предыдущем этапе коммуникативной задачи, способ реализации коммуникативного намерения: попросить? – потребовать? – убедить в необходимости чего-либо? – выклянчить?; прочитать – прочитать все внимательно – прочитать бегло – прочитать и найти ответ на определенный вопрос – причитать, чтобы найти ошибку – прочитать, чтобы понять, где ты ошибся, когда объяснял что-либо, и т. п.

В связи с этим возникает общий замысел будущего высказывания. Сначала это происходит во внутренней речи (за эти процессы отвечает правое полушарие головного мозга). Общий замысел высказывания формируется на эмоционально-чувственном уровне, что предполагает действие центростремительных процессов речемыслительной деятельности, направленных на удержание цельного представления о характере замысла.

Вербальная обработка высказывания на этом этапе носит минимальный характер, происходит приблизительный перевод эмоций, чувств, мыслей на словесный уровень.

Только после этого проявляется рациональный характер обработки материала, накопленного во внутренней речи, начинают активно работать средства внешней речи (за эти процессы отвечает левое полушарие головного мозга). Происходит структурирование информации, представление целого в виде его частей, начинают действовать центробежные процессы, связанные с обработкой отдельных фрагментов будущего высказывания, подбором более точных и уместных средств языка и т. д.

При восприятии текста ориентировочный этап также имеет большое значение. Именно на этом этапе начинаются активные поиски общей мысли высказывания, суть которой во многих случаях начинает осознаваться на эмоциональном уровне, только потом общий смысл по необходимости формулируется в виде суждений, умозаключений, выводов и т. п. Это происходит в процессе выделения и осознания значимых элементов речевого высказывания, соотнесения этих значений с реальной ситуацией общения, с определенным объектом действительности.

На этой основе происходит свертывание речевого произведения, в результате чего осознается сначала «смысловой сгусток текстового фрагмента» (Н. И. Жинкин), а затем – замысел произведения в целом.

III. Исполнительский этап речевой деятельности завершает многомерный, многоаспектный процесс создания или восприятия высказывания. Происходит озвучивание замысленного текста: кодирование его звуковыми знаками – говорение, или кодирование письменными знаками – письмо. Другими словами, мы произносим или записываем обдуманное высказывание.

При восприятии текста (слушание, чтение) происходит его декодирование (дешифровка), что проявляется в умении читающего или слушающего перевести воспринятый текст «на свои слова» (Н. И. Жинкин) и соотнести его смысл с реальной ситуацией, с действительностью. Именно понимание действительности, отраженной в тексте, является основной целью смысловой обработки текста, ибо «понимаем мы не речь (не текст), а действительность» (Н. И. Жинкин).

IV. На этапе контроля необходимо ответить на вопрос: «Достигнута ли цель, поставленная на начальной стадии речевой деятельности?» Если хотел рассмешить, то рассмеялись ли собеседники? Если хотел объяснить, то понято ли твое объяснение? Если хотел понять суть какого-либо явления, описанного в учебнике, то понял ли?

В данном случае важно проанализировать как коммуникативные удачи (что удалось и почему), так и коммуникативные неудачи (помехи), которые привели к неадекватности понимания слушателями или читателями созданного автором высказывания или к непониманию читающим или слушающим чьего-либо сообщения.

Таким образом, речевая деятельность реализуется посредством сложных умственных действий, суть которых заключается в том, что человек оперирует не реальными предметами, а использует особые речемыслительные модели, позволяющие осознанно управлять процессом создания и восприятия речевых высказываний.

3) Слушание составляет 45% в речевой деятельности человека. Оно обеспечивает результативность и успешность общения во всех сферах жизнедеятельности людей. Именно поэтому очень важно развивать в себе умение слушать и соблюдать правила хорошего слушания. Назовем некоторые из них:

1. Выслушивайте собеседника терпеливо, внимательно и доброжелательно.

2. Не прерывайте собеседника без необходимости, не делайте ему колких и обидных замечаний.

3. Дайте возможность говорящему проявить себя, подчеркивайте свой интерес к нему.

4. Не превращайте слушание в собственное говорение.

5. Сигнализируйте говорящему о своем внимании и понимании.

6. Обеспечивайте этический и эмоциональный контакт с собеседником невербальными средствами общения, междометиями и т. п.

7. Взаимодействуйте с собеседником с помощью ответных реплик, уместных для решения совместной коммуникативной задачи.

8. Реагируйте только на речь (вопрос, реплики), адресованную лично вам, а не другим собеседникам.

2. Проверьте свои умения, связанные с чтением и осмыслением прочитанного. Попробуйте свести содержание любого произведения к «ядерной формуле» в виде одного произведения. Поразмышляйте над тем, что у вас получилось.

3. Проанализируйте любой (самостоятельно выбранный) текст: прочтите начальные фразы каждого абзаца и определите роль начальных фраз в процессе восприятия и понимания письменного текста.

4. Проанализируйте отрывок из предисловия к книге И. Б. Голуб, Д. Э. Розенталь «Секреты хорошей речи». Какие средства диалогизации речи используют авторы? С какой целью?

Наши правнуки будут судить о современной нам жизни по ее описаниям. Как же донести до них дух и реалии времени? Каким должен быть язык, чтобы наши мысли были восприняты правильно и затронули сердца тех, кто придет в грядущую жизнь через столетия?

В русском языке достаточно красок, чтобы живо изобразить любую картину; его огромный словарный запас позволяет передать самую сложную мысль. Однако умеем ли мы использовать в речи неисчерпаемые, возможности родного языка? Всегда ли мы правильно пользуемся им? Вряд ли среди читателей этой книги найдутся такие, кто, не задумываясь, утвердительно ответит на эти вопросы. Даже если мы абсолютно грамотны и свободно выражаем свои мысли на правильном литературном языке, мы должны самокритично признать, что наша речь могла бы быть и ярче, и богаче, знай мы секреты истинно хорошего слога. Ведь говорить и писать хорошо – не одно и то же.

5. Прочтите и проанализируйте одну из самых ярких сцен комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» – встреча Городничего с лжеревизором. Проанализируйте диалог Хлестакова и Городничего. Слушают ли герои друг друга? Если нет, то почему?

6. Игра «Снежный ком». Участвуют 5–7 рассказчиков, ведущий, жюри. Один из студентов начинает рассказывать какую-нибудь историю (он произносит одно-два предложения), и добавляет свое, третий рассказчик повторяет то, что сказали оба, и продолжает рассказ и т. д. выигрывает тот, кто точнее повторит сказанное другими, интереснее продолжит начатый рассказ.

7. Прочтите отрывок из книги Л.Матвеевой «Уроки и перемены». Выделите особенности профессионального педагогического слушания учительницы литературы.

«Инна Михайловна стоит посреди класса в красном костюме, ясные светлые глаза, тонкие руки и тонкие пальцы.

– «Преступление и наказание». Я просила вас перечитать дома кульминационные главы... Гандлевский, скажи, по каким мотивам Раскольников совершил свое преступление.

Ефим встает, одергивает куртку, смотрит в окно. Она не торопит. Уважает свой вопрос, его трудное содержание. И ученика уважает, его мысль, которую он сейчас выскажет. И классу передается это уважение, эта вера в то, что все происходит серьезно, значительно.

Фимка Гандлевский говорит медленно, обдумывая каждое слово еще и еще раз:

– У Раскольникова была теория – люди неравны, не всякий человек личность. Это анархический бунт одиночки. Я считаю, что эта теория подлая и неинтеллигентная.

– Почему ты так считаешь, мотивируй.

– Я считаю, что по-настоящему интеллигентный человек не может быть снобом – вот, мол, я выше всех и презираю тех, кто до меня не дотягивается. Интеллигентный хочет, чтобы общий уровень культуры и тонкости всего общества рос, и сам делает, что может.

– Во дает Фимка, – басит Косяков. – Без году неделя записался в агитбригаду и уже несет культуру народу. И Достоевского приплел.

...Инна Михайловна смотрит на Диму Косякова с интересом.

– Садись, Гандлевский. А ты, Косяков, продолжи свою мысль. Ты интересно начал. Значит, ты не согласен с Гандлевским? Слушаем тебя, Дима.

Косяков стоит и растерянно моргает. Он-то намеревался поострить, развлечься и сам не заметил, как его втянули в серьезный разговор.

Молчит Косяков.

– Какие еще категории, кроме уровня культуры, здесь важны? – помогает ему Инна Михайловна. – Что толкает человека на преступление? Вернее, что дает ему не остановиться перед преступлением? Какие категории?

– Философские, – шепчет рыжий Лев. И его рыжая голова сияет на солнце. – Философские. – И руку приставил рупором к губам.

– Правильно, Лев, говорит Инна Михайловна. – Только не шепчи. Философские. Еще какие, ребята?

– Нравственные, – вдруг произносит Косяков. – Без понимания нравственности нельзя судить о поступке.

– Молодец, Дима. Еще что-нибудь добавить можешь? Нет? Садись... – Ира Мельникова, в чем, по-твоему, преступление? В чем наказание? Все, ребята, подумайте, что вложено в название романа Федором Михайловичем Достоевским?. Ну, Ира, подумай. «Преступление и наказание».

Инна Михайловна не пытает своими вопросами, она хочет вместе с тобой, помогая тебе, открыть для всех и для тебя что-то важное. Не только в Достоевском – в тебе, в сегодняшней твоей жизни.

Фимка тянет руку вверх, даже подпрыгивает слегка на парте от нетерпения.

– Подожди, Ефим, Мельникова скажет. Ира, обо что разбивается философия Раскольникова?

– О Сонины понятия. Ее любовь, доброту.

– Умница. Доводы сердца. Так?.. Игорь Соколов, ты что-то хочешь сказать?

– Я хочу спросить. Раскольников говорит: «Соня, мы с тобой очень похожи». Я не понял...

– Хорошо, что спросил, Игорь. Давайте разберемся, испытывает ли на себе Раскольников влияние Сони?.. Кто скажет, какие два начала столкнулись. Мельникова? Пожалуйста.

– Рассудочность и сердечность, правда сердца. Тепло и сухая арифметика.

– Очень верно, Ира, очень, – радуется Инна Михайловна и как бы приглашает всех порадоваться, дарит всем найденное».

8. Ученики отвечают у доски. Вы должны оценить ответы учеников и обосновать свою отметку. Какого вида слушания требует эта задача?

«Наречием называется неизменяемая часть речи, которая обозначает признак действия, предмета или другого признака. Например: Колокольчик однозвучный утомительно гремит. Колокольчик – существительное, утомительно – наречие, гремит – глагол». (6 кл.)

«Надо различать корни – кос - и – кас -. В них чередуются буквы. Например: в слове коснуться пишется в корне о, а в слове касаться пишется в корне а, а слышится всегда а. есть правило: а пишется тогда, когда дальше за корнем идет суффикс –а-. а в остальных случаях пишем о. Например: косьба. Пишем о, т. к. дальше нет суффикса – а -». (5 кл.).

 


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.034 с.