Лекция №3 болезни новорожденных — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Лекция №3 болезни новорожденных

2017-10-01 845
Лекция №3 болезни новорожденных 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Врожденные и наследственные заболевания у детей

В международной классификации болезней для обозначения широкого круга структурных, биохимических и функциональных нарушений, которые присутствуют у новорожденных, используется термин «врожденная аномалия» или «врожденный дефект». Этот термин включает в себя целый ряд нарушений развития: структурные дефекты (собственно врожденные пороки развития); наследственные нарушения метаболизма и хромосомные аберрации; поздние внутриматочные инфекции с последующим повреждением плода; внутриутробную задержку роста; иммунологические нарушения; умственную отсталость; врожденные опухоли.

Врожденные аномалии (дефекты, пороки) развития

 

Собственно врожденные пороки развития
Собственно врожденные пороки развития – это структурные или морфологические дефекты органа или его части, возникающие внутриутробно и нарушающие функцию пораженного органа
Наследственные заболевания заболевания
Наследственные заболевания – это болезни, передающиеся потомству и обусловлены мутацией наследственной информации

 


Этиология

Врожденные аномалии развития – этиологически гетерогенная группа нарушений, в происхождении которой принимают участие как наследственные, так и средовые факторы.

Факторы, способствующие возникновению аномалий развития плода называются тератогенными.

Тератогенные факторы

Наследственные факторы (внутренние, эндогенные): 1. Генные мутации – обусловлены дефектом одного гена – 6% 2. Хромосомные нарушения – нарушение числа или структуры хромосом – 7% 3. Мультифакториальные – связаны с нарушением взаимодействия нескольких генов и факторов окружающей среды – 20-30%    
Средовые факторы (экзогенные): 1. Инфекционные (вирусы, бактерии и др.) – 2-4% 2. Химические (пестициды, инсектициды, лек.средства) – 2% 3. Физические (механические, вибрация, ионизирующая радиация, перегревание и др.) – 1%


Классификация

Систематика врожденных пороков раз­вития может быть основана на разных принципах, что обусловливает существо­вание различных типов классификаций по­роков развития.

Согласно патогенетической классифи­кации, выделяют четыре типа врожденных пороков развития: порок развития (Malfor­mation), дизрупция (disruption), деформация (deformation), дисплазия (dysplasia) [18]

Порок развития (malformation) - струк­турный дефект органа, части органа или большого участка тела в результате нару­шения процесса развития под действием внутренних (часто наследственных) при­чин, при этом зачаток органа изначально аномален и его дальнейшее формирова­ние не может идти по нормальному пути. Такие пороки называют еще первичными пороками.

Дизрупция (disruption) - морфологиче­ский дефект органа, части органа или большого участка тела в результате внеш­него препятствия или какого-либо другого воздействия на изначально нормальный процесс развития, в связи с чем такой де­фект называют иногда вторичным поро­ком. Нередко в постнатальном периоде трудно определить, в какое время про­изошло поражение и является аномалия пороком или дизрупцией. К факторам, спо­собным вызвать нарушение процесса раз­вития, относятся травмы, нарушения кро­вообращения, инфекции, амниотические тяжи. Дизрупции не относятся к порокам наследственного происхождения.

Деформация (deformation) - нарушение формы, размера или положения части те­ла, обусловленное механическими воздей­ствиями на нормально развитые органы или части тела плода. Примерами таких воздействий являются малые размеры или деформация матки, маловодие. Деформа­ции развиваются, как правило, уже после завершения процесса органогенеза, в поздние сроки беременности и при свое­временном лечении имеют хороший про­гноз. Деформации - относительно распро­страненные нарушения и встречаются при­мерно у 2% новорожденных. Примерами деформации являются позиционная косо­лапость, плагиоцефалия (асимметрия че­репа).

Дисплазия (dysplasia) - нарушенная ор­ганизация клеток в тканях и ее морфологи­ческий результат (следствие дизгистогенеза) Дисплазия может носить генерализо­ванный характер, если измененная ткань входит в разные органы и системы. Напри­мер, множественность поражений при син­дроме Марфана обусловлена дисплазией соединительной ткани.

В зависимости от времени возникнове­ния в пренатальном онтогенезе пороки де­лятся на гаметопатии, бластопатии, эмбриопатии и фетопатии.

Гаметопатии возникают в основном в результате мутаций в половых клетках ро­дителей, а также при перезревании поло­вых клеток (чаще яйцеклеток) или анома­лий сперматозоидов. Типичными примера­ми гаметопатий являются наследственные синдромы и первичные пороки развития.

Бластопатии связаны с поражением бластоцисты - зародыша первых 15 дней после оплодотворения (до начала маточно - плацентарного кровообращения). Следст­вием бластопатий являются очень грубые нарушения, например, двойниковые поро­ки, циклопия, сиреномелия (сращение нижних конечностей).

Эмбриопатии возникают в результате воздействия повреждающего фактора на эмбрион, то есть в период от 16 дня до конца 8 нед беременности. Поскольку в этот период происходят интенсивная дифференцировка клеток, закладка и форми­рование органов, то большинство терато­генных агентов наиболее активно воздей­ствуют в это время Тип и характер проду­цируемых поражений зависят от того, ка­кой орган окажется наиболее «уязвимым» во время воздействия повреждающего фактора

Фетопатии возникают в результате воз­действия этиологического фактора на плод в период от 9 нед развития до оконча­ния беременности. Этот временной период характеризуется в основном ростом орга­нов, чувствительность их к тератогенным воздействиям резко снижается Наиболее длительным периодом чувствительности обладают нервная система и половые ор­ганы. Чаще всего это малые аномалии развития и функцио­нальные нарушения

По тяжести течения и влиянию на здоро­вье ребенка выделяют следующие катего­рии пороков развития

летальные - пороки, приводящие к ги­бели до наступления репродуктивного воз­раста, чаще сразу после рождения,

тяжелые - пороки, требующие срочного медицинского вмешательства в целях со­хранения жизни новорожденного и нару­шающие в дальнейшем качество жизни больного,

умеренно тяжелые - пороки, требующие лечения (например, хирургического), но не угрожающие жизни больного и не приводя­щие в дальнейшем к нарушению качества жизни

По распространенности в организме врожденные пороки развития подразде­ляют на:

изолированные (одиночные) - пороки развития одного органа. Большинство из них возникает, как правило, в результате взаимодействия генетических и средовых факторов, то есть имеют мультифакториальную природу,

системные - пороки развития не­скольких органов в пределах одной систе­мы (например, множественные поражения костной системы),

множественные - пороки развития двух и более органов, принадлежащих к разным системам. Возникновение множе­ственных врожденных пороков развития может быть обусловлено различными ме­ханизмами.

В основу генетической классификации наследственных болезней положен этиоло­гический принцип, а именно тип мутаций и характер взаимодействия со средой. Как известно, в зависимости от уровня органи­зации наследственных структур различают генные, хромосомные и геномные мута­ции, а в зависимости от типа клеток - гаметические и соматические.

С генетических позиций всю наследст­венную патологию можно разделить на 5 групп генные болезни, хромосомные бо­лезни, болезни с наследственным пред­расположением (многофакторные, мульти- факториальные), генетические болезни соматических клеток и болезни генетиче­ской несовместимости матери и плода Ка­ждая из групп, в свою очередь, подразде­ляется с более детальной генетической ха­рактеристикой и типом наследования.

СТИГМЫ ДИЗЭМБРИОГЕНЕЗА (малые аномалии развития)- врожденные дефекты, не требующие лечения, к ним относят:

низкий рост волос на лбу, две макушки;

• гидроцефальная форма головы, широко расставленные глаза, эпикант (третье веко);

• маленькие, или очень крупные уши с мягкими хрящами, приросшая мочка уха, добавочные козелки;

• асимметричные соски или добавочные соски;

• широкое пупочное кольцо, грыжа прямой линии живота;

• очень длинные «паучьи» или короткие сросшиеся пальцы, удлиненные межпальцевые складки, искривленный мизинец руки, второй палец ноги длиннее первого.

При обнаружении у ребенка двух и более стигм необходимо тщательное обследование на предмет выявления скрытых пороков развития и идентификации наследственного заболевания - медико-генетическое консультирование, включающее:

1) Анализ родословной (не менее 4-х поколений)

2) Лабораторно-инструментальное обследование:

• антенатальная диагностика: прямое исследование ДНК, хромосомный анализ, УЗИ для определения аномалий органов и систем;

• пренатальная диагностика: амниоцентез, УЗИ, биопсия ворсин хориона

Задачи медико-генетического консультирования:

• выявление генетических заболеваний, определение типа наследования, расчет возвратного риска;

• определение наиболее эффективного метода профилактики;

• консультирование родителей, составление медико-генетического прогноза;

• определение вида помощи для больного ребенка.

Наследственные заболевания


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.023 с.